|
«Путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было бы рассказывать» — Николай Михайлович Пржевальский.
Вот я и рассказываю о нашем новом семейном путешествии, коротком, но насыщенном. Ещё пару лет назад писать на дроме о таких непродолжительных и не очень дальних поездках считалось дурным тоном. Но сейчас с болью наблюдаю, что раздел «Автопутешествия» на любимом ресурсе медленно загибается. Он ещё не умер, но уже как бы в коме.
Количество рассказов о свежих, постпандемических приключениях стремится к нулю, а те, что изредка выходят, висят на главной странице по неделе. Старые интересные авторы то ли взяли паузу на время, то ли ушли с сайта насовсем. Поэтому для поддержания «пациента» хотя бы в полуживом состоянии я решил подготовить для публикации этот отчёт.
Да и в конце концов, в нашей стране есть не только Крым и Алтай, а много других замечательных и достойных направлений для активного отдыха. О некоторых из них и пойдёт речь ниже.
Все уже в курсе, что президент России неожиданно «подарил» гражданам 10 дней непрерывных выходных в мае. Не знаю, кто как, я слышал разные мнения по этому поводу, а мы с Леной этому обстоятельству обрадовались. Если бы не предстоящий плановый отпуск в начале июня, добавили бы к майским каникулам свои законные 2 недели и рванули бы куда подальше…Но не в этот раз.
И всё же сидеть дома столько выходных не в наших правилах. Тем более, что в ноябре прошлого года одна из наших машин, SsangYong Actyon (2013 г.в.), была продана, а вместо неё куплен у официального дилера новый УАЗ Патриот 2020 г.в., на «автомате», в максимальной комплектации. Нет только блокировки заднего моста.
Как и почему я к этому пришёл, подробно написано в отдельном отзыве, здесь повторяться не буду. Сразу же сделали шумоизоляцию салона и установили ГБО, ну и ещё несколько других полезных, на мой взгляд, доработок.
Зимой мы совершили на нём небольшие вылазки по Пермскому краю (600 км в оба конца) и в Свердловскую область (900 км туда/обратно).
А тут подвернулась отличная возможность накануне основного отпуска испытать Патриот в полевых условиях, провести генеральную репетицию, так сказать.
В начале марта подруга жены прислала ей красивые фотки из интернета Долгих гор в Оренбургской области, это часть Уральских гор, длинный и узкий хребет, растянувшийся на 100 километров с юга на север. Невысокие, но очень живописные холмы, которые за характерную форму иногда ещё называют романтично «спящий дракон Оренбуржья». Тогда взяли их на заметку, а сейчас вспомнили. Посмотрел прогноз погоды в Оренбурге — на 3 и 4 мая обещают жару 30 градусов. Вот и погреемся заодно.
По пути можно заехать посмотреть Капову пещеру (она же Шульган-Таш) в Башкирии, Лена давно туда просилась. В этот раз уговорили сына составить нам компанию, хоть немного отдохнёт от телефона и компьютера.
1 и 2 мая на даче в рамках подготовки машины к автономным путешествиям собрали и установили органайзер в багажник — непременный атрибут каждого УАЗовода.
С помощью листов пеноплекса я выровнял пол со спинками задних сидений, и теперь в Патриоте можно с комфортом спать в полный рост. Широкую сидушку на время поездки демонтировал. Пробег на момент начала путешествия = 3795 км.
3 мая.
Стартовали в 7:30 утра, рассчитывая до темноты добраться до места ночёвки у деревни Андреевка, координаты которого я снял с программы Google Earth и сохранил метку в Maps.me. От дома в Перми расстояние примерно 900 км. Спать планировали в палатке или в машине, по ситуации.
Километров за 20 до цели, уже на закате солнца, навигатор завёл нас полевыми дорогами в какие-то тупики. Подёргались по разным направлениям и поняли, что по факту здесь не проехать. А места-то уже красивущие вокруг!
На одном из холмов остановились осмотреться и полетать. Только я вышел из машины, не успел даже расчехлить квадрокоптер, как заметил на правой кроссовке клеща. Сидит такой, смотрит на меня и словно говорит: «Привет, друг! Очень рад тебя видеть». А вот я встрече не обрадовался, скинул с себя страшное насекомое, и мы все сразу побрызгались «Рефтамидом».
А вот и кусочек хребта гигантского «спящего дракона»!
Пока летал, солнце село за горизонт, краски стали холоднее.
Ночевать мы здесь не решились, выехали обратно на асфальт и через несколько минут в десяти километрах южнее, у башкирского села Верхний Муйнак уже в сумерках свернули в поле и нашли поляну поинтереснее, у подножья одной из вершин хребта Карамурунтау.
Из-за высокой вероятности словить клещей не рискнули разбивать палатку на траве. Хорошо, что есть альтернатива — автомобиль. Но всё-таки поужинали на природе и в 22:15 устроились в машине.
Места в Патриоте по ширине на троих хватает с лихвой, а в длину, если не снимать сидушки, то ноги до конца не разогнёшь. Нам с сыном было комфортно (как я уже говорил, широкую часть сиденья перед выездом снял), а вот Лене, хоть она и пониже нас ростом, пришлось терпеть некоторое неудобство.
Что особо порадовало — полное отсутствие комаров и других летающих кровопийц, только крупные мотыльки на свет плафонов залетали в салон. На передние двери я поставил магнитные сетчатые шторки (купленные специально для таких случаев ночёвок на природе), стёкла опустили и спали практически на свежем воздухе. Сначала раздетые и без спальников, а под утро похолодало, я даже с головой мешком укрылся.
Ночью в степи каких только звуков и голосов нет! Я быстро задремал и тут же встрепенулся от непривычного уханья где-то рядом. Лена поняла, что меня разбудило, и говорит:
— Сова, ты меня слышишь?
— У-гу — отчётливо и громко донеслось в ответ.
Под этот разноголосый хор мы в итоге и уснули.
Пробег за день = 910 км.
4 мая.
Проснулся я до восхода солнца и, пока мои досматривали сны, полез на соседнюю гору встречать рассвет.
Через 10 минут я уже был на вершине этой каменистой гряды.
Устроился поудобнее, любовался видами и ждал появления солнышка.
Слева от горы село Верхний Муйнак.
Вскоре и светило показалось.
Внимательно посмотрев на запад и сверившись с картой в телефоне, я понял, куда мы вчера стремились и каким образом сейчас туда можно будет доехать — через Верхний, Средний и Нижний Муйнаки перебраться между двух гор на другую сторону хребта Карамурунтау в село Андреевка, что находится уже в Оренбургской области. И маршрут у меня в голове сложился сам собой, даже без навигатора теперь бы справился.
В такой момент остро понимаешь мудрость и точность русской народной поговорки: «Утро вечера мудренее». Ну и оценить обстановку с высоты тоже всегда полезно.
Обнаружил в скалах маленький грот и арку побольше.
Она же с внешней стороны:
Спустился к машине, разложил походное кресло и кайфовал на солнышке, наслаждаясь теплом и весёлыми перекличками разной живности — птиц и лягушек.
А со стороны поля издалека доносилось первое в этом году «ку-ку». С кукушкой на Руси были связаны многочисленные приметы, хорошие и плохие. Мне, например, нравится вот эта:
Одна из примет утверждает, что то дело, которым занимается человек в момент пения кукушки, будет сопровождать его весь год. Тому, кто работает в саду, придётся много времени уделять дачному участку. Тот, кто отдыхает, может расслабиться — год грядёт спокойный. Эта примета относится и к здоровью. Пение первой кукушки, услышанное в добром здравии, обещает хорошее здоровье и последующие 12 месяцев.
Если ей верить, то у нас в семье этот год пройдёт под знаком хорошего здоровья и отдыха.)))
В восьмом часу поднял жену и сына.
Они тоже полезли на гору. Лена там наснимала кучу всяких цветов.
А я пока приготовил завтрак. Во время еды к нам пришли гости.
Одна молодая, видимо, самая бесстрашная и любопытная бурёнка, подошла без приглашения прямо к столу, всё проверила, обнюхала и даже любезно разрешила себя погладить.
В процессе сборов поймали в машине двух клещей. Осмотрелись тщательно, на себе ничего подозрительного не заметили.
Потом поехали к селу Андреевка. Почти у конечной точки обнаружилось приятное место отдыха с беседками, родником и отдельным строением для намаза.
На эту вершину нам сейчас предстоит подняться пешком.
Почему именно на неё? Ведь похожих вершин там много. Да просто буквально перед самой поездкой увидел на ютуб-канале одного уральского блогера-путешественника сюжет, как он с женой и дочкой отдыхал здесь тоже в мае. Мне понравились виды с горы и Андреевский мужской монастырь в селе. Только тот блогер в своём фильме всё время называл эту гору «Чёрный нос», и я до написания отчёта ему верил. А сейчас посмотрел яндекс-карту, на ней гора называется «Андреевские шишки».
Ну, носы или шишки, не суть важно, главное, что мы всё-таки достигли первой цели путешествия.
У восточного основания горы находится облагороженное место с небольшой парковкой на 5-6 машин, родник и беседка. Кроме нас никого не было. Экипировались — трекинговые палки, наколенники, рюкзаки с запасом воды; набрызгались репеллентами и начали восхождение.
Одолели первый холм с пирамидкой из камней, передохнули.
Сын убежал вперёд, мы с женой отстали.
В траве под ногами мелькают шустрые разноцветные ящерки — зелёные, чёрные. Некоторые человека совсем не боятся. Одну я легко поймал рукой, поднёс поближе к Лене, чтобы показать ей, раскрыл ладонь, а ящерица возьми и прыгни на майку Лены. Другая бы женщина умерла от испуга, а моя только вздрогнула весело: «Ой!».
Убегать ящерка не хотела, и я сделал несколько фотографий супруги с живым украшением.
Вскоре и мы поднялись на гору. Вершину венчает деревянный крест, а наш ребёнок там уже замок из кирпичей строил.
Как нам объяснили позже другие туристы, здесь собираются возвести часовню, и всех, кто поднимается на гору с западной стороны (из села), просят взять с собой по одному кирпичу. Судя по уложенным штабелям, «грузчиков»-добровольцев хватает.
Андреевский мужской монастырь.
Вид на гору «Андреевские шишки» с запада (со стороны села).
Я так увлёкся полётом квадрокоптера, что на полминуты пропустил точку невозврата — аккумулятор достиг критического заряда и дрон не успел вернуться к месту взлёта. Такая беда у меня впервые.
Автоматическая экстренная посадка случилась на западном склоне примерно посередине подъёма. Благо, местность для неконтролируемого приземления оказалась удачная — ни деревьев, ни камней, а тем более воды. Точка падения сохраняется в программе управления и по координатам GPS мы быстро нашли потерю в траве. Внешний осмотр коптера показал, что механические повреждения отсутствуют. Заменил батарею, проверил — всё работает. Обошлось.
Чтобы не подниматься на вершину второй раз, обошли гору по окружности. Подойдя к Патриоту, сняли с себя несколько клещей. Они здесь в степи не такие, как у нас на Урале, раза в три крупнее и поэтому заметнее.
На парковке машин прибавилось. Пара туристов, муж с женой, топили настоящий самовар дровами. Для нас наблюдать этот процесс оказалось в диковинку. Мы подошли к ним, разговорились, познакомились и невольно «напросились» на чай с травами.
Алексей и Татьяна из Оренбурга, верующие, приехали сюда специально на службу в храм монастыря. По их мнению, это лучшее духовное место в области. После службы заехали на источник набрать воды домой и перекусить. Минут через 20 самовар закипел, мы впятером расположились в тенистой беседке и пообедали за общим столом, угостив друг друга своими продуктами. А нас ещё и чаем с богородской травой (чабрецом) напоили.
Мило прообщались с ними часа полтора, за это время собралась уже куча машин, кто-то успел приехать и уехать. Пора и нам двигаться дальше. Попрощались с ребятами и поехали в монастырь.
Лена сходила внутрь, а я был в неподобающем виде — в шортах, переодеваться не хотелось.
Отсюда в принципе можно было сразу направиться в Оренбург, но я обещал семье показать первую гору, с которой начинается Урал — Верблюжку. По плохим пыльным грунтовым и частично асфальтовым дорогам (ох, лучше бы того асфальта совсем не было) вдоль хребта Карамурунтау и Долгих гор выскочили на трассу Оренбург — Орск в районе н.п. Алабайтал. Похоже, это лучшая по качеству дорога области.
Километров 20 на восток и вот она, Верблюжка (Дюяташ):
Это самая южная точка Уральских гор. Высшая отметка 329,4 м над уровнем моря.
Посмотрели на неё с дороги, ближе подъезжать не стали, а тем более подниматься, потому что охраняет эту гору злой «дракон» — мужик по имени Алексей Николаевич. Если забить в поисковике фразу «гора Верблюжка», то большинство ссылок будет не про саму гору, а про то, как один местный типа фермер кошмарит туристов, захотевших посягнуть на его «собственность».
В своих видеосюжетах пострадавшие граждане рассказывают, что этот дядька бывший заключённый, каким-то неведомым способом он выкупил все участки вокруг горы, вкопал в землю метровые железные колья в качестве шипов. Если кому-то вдруг удастся проскочить и не повредить покрышки, то, пока люди ходят на гору, он руками режет все 4 колеса, а потом ехидно предлагает отремонтировать у него же, но за деньги, естественно.
Иногда в процессе разговора неожиданно распыляет перцовый газ из баллончика в салон машины туристов. Дети, не дети, ему фиолетово. Имеется ли у него огнестрельное оружие, никто точно не знает.
Разборки на месте с привлечением полиции ничего не дают, никаких мер к нему не принимается. Говорят, что уже 10 лет никто не может найти управу на этого «сумасшедшего». Кому интересно, без труда можно найти в интернете кучу историй от живых свидетелей.
В общем, какая-то мутная и неприятная тема, поэтому мы не стали испытывать судьбу и приближаться к горе, а развернулись и поехали в Оренбург. Лена сменила меня за рулём, а я нашёл на «букинге» ночлег для нас — комнату в гостевом доме «На Банном, 5». Трёхместный номер со всеми удобствами, в старинном купеческом здании, в пешей доступности от исторического центра города, со своей парковкой, по цене 1400 руб.
Заселились в отель в 18 ч. Приняли душ, переоделись в цивильное, оставили УАЗ отдыхать, а сами отправились знакомиться с Оренбургом. Я бывал в нём лет 13-14 назад в короткой командировке, но поздней осенью и мало что помню. Наверно, в однообразной осенней серости все города большей части России представляют из себя нерадостную картину, поэтому Оренбург мне показался тогда не очень привлекательным.
С тех пор воды утекло немало, что-то в стране меняется, да и май — не ноябрь, всё ж теплее и веселее гулять.
Для начала поужинали в первом попавшемся на пути заведении (кафе-бар «Самей»). Плюс — столики на свежем воздухе, минусы — дорого и невкусно, но тратить время на поиски чего-то особенного было жалко.
Хотя мы наслышаны, что в Оренбурге есть очень интересный культурно-гастрономический комплекс «Национальная деревня», по сути, музей под открытым небом. На общей площади компактно расположены так называемые народные дома — Русский, Татарский, Башкирский, Мордовский, Казахский, Белорусский, Украинский, Немецкий, Армянский. В каждом таком доме ресторан соответствующей национальной кухни. Наши новые знакомые Алексей и Татьяна нахваливали это место, но из-за нехватки времени пришлось им пожертвовать.
А вот сейчас смотрю на карту Оренбурга и понимаю, что мы проехали мимо буквально в 150 метрах от комплекса, когда въезжали в город с восточной стороны. Знать бы сразу, завернули бы обязательно. А так будет повод ещё раз наведаться в Оренбург. Например, по дороге в Соль-Илецк.
После ужина вышли через сквер им. Ленина на пешеходную улицу Советскую, местный Арбат. А там народу… Атмосфера праздника и беззаботности. Чувствуется, люди соскучились по настоящему теплу, которое пришло сюда лишь вчера (сегодня днём было + 32). А завтра обещают пасмурно и всего + 18.
Дошли до набережной реки Урал, увидели памятник знаменитому лётчику Валерию Чкалову.
У нас с Леной одновременно вырвался логичный вопрос — какое отношение Чкалов имеет к Оренбургу? Нет, я знал, что в Оренбурге в годы СССР, с 1928-го, находилось военное лётное училище (ОВВАКУЛ), в которое я даже собирался поступать после окончания школы, но не прошёл медкомиссию по зрению. После развала Союза его постигла та же судьба, что и большинство военных училищ — расформировали в 1993-ем. Самым известным его выпускником стал Юрий Гагарин. Но чтобы Чкалов… Так с ходу ничего и не вспомнили.
Погуляли по красивой набережной. Помнится, в мой первый визит в Оренбург её здесь не было, берег тогда выглядел мрачно и запущенно.
Перешли Урал по пешеходному мосту, а заодно и воображаемую границу между континентами — Европой и Азией.
Дошли до Оренбургской крепости, вернее, того, что от неё сохранилось.
Это довольно значимое и трагическое место в истории России. Нам с женой Оренбургская крепость известна в первую очередь по восстанию Емельяна Пугачёва в 1773-1775 гг. Полтора года назад, во время путешествия в Казахстан, мы слушали аудиокнигу «Вилы» Алексея Иванова, посвящённую историческим событиям Пугачёвского бунта. А сразу после той поездки я с удовольствием перечитал «Капитанскую дочку».
Поэтому и не удивительно, что у крепостной башни «сидит» памятник Пушкину. Александр Сергеевич в сентябре 1833 года приезжал в Оренбург собирать материал для своих произведений. Наблюдения, сделанные поэтом в Оренбургской губернии, отразились в автобиографических «Оренбургских записях», которые он вёл в дороге, и впоследствии были использованы в «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочке».
В наши дни в крепости располагается музей дореволюционной истории Оренбуржья.
Отсюда мы пошли в обратный конец пешеходной части Советской улицы.
Дошагали до башни с часами и развернулись в сторону гостиницы. На какой-то из улиц зашли в «Магнит» купить продуктов на завтрак, желательно что-нибудь из местного производства — молочку, колбасу, сыр, а на сувениры можно взять конфеты, пиво.
Ничего интересного не увидели, но в хлебном отделе я наткнулся на бублики с маком по виду как из нашего советского детства. Вот реально, больше 30 лет не видел их в продаже. Только здесь он называется «бублик по-украински», выпекает Магнитогорский хлебокомбинат. Взяли с Леной по штуке, чтобы сравнить вкус с тем, который мы помним. А там и сравнивать нечего — это он, вкус детства! Надо ехать в Магнитогорск за бубликами.)))
Дверь в гостиницу оказалась заперта, позвонили в звонок. Открыла администратор, женщина примерно нашего возраста, которая нас заселяла. Поинтересовалась, как погуляли. Ну, мы вкратце поделились впечатлениями, и Лена у неё спрашивает:
— Скажите, а как Чкалов связан с Оренбургом?
— А разве он здесь не учился?!
— Мы не знаем, поэтому и спрашиваем.
— Мне кажется, он в нашем лётном училище учился, — как-то неуверенно отвечает администраторша.
Ошиблась тётенька.
В 1953 году в Оренбурге, в самом сердце улицы Советской, открыли памятник Валерию Чкалову, легендарному человеку, чьё имя навсегда вошло в историю советской и российской авиации. Несмотря на то, что Валерий Павлович никогда не был в Оренбурге, он успел оставить огромный след в истории города — с 1938 по 1957 годы Оренбург именовался Чкаловым.
Вон оно что, оказывается! Удивительно, что администратор, коренная жительница Оренбурга, не знала об этом факте (или забыла).
Однако почему именно Оренбург решили переименовать в Чкалов? Ответ на этот вопрос можно найти, покопавшись в Оренбургском государственном архиве, сотрудники которого обнаружили генеральный план города. Его разработали московские архитекторы в 1938 году, после смерти лётчика. Так вот, столичные архитекторы представляли Оренбург авиационной столицей СССР и переименование Оренбурга в Чкалов было первым этапом перестройки города. Но на этом же этапе процесс остановился, а памятник Чкалову и образ лика пилота так и остались символами города.
5 мая.
Выспались, позавтракали, в 9:30 покинули отель. На выезде из города (ул. Терешковой 144/3) я увидел вывеску с рекламой пива, остановились. До открытия оставалось 5 минут, подождали. Это оказался фирменный магазин Загорской солодоварни. Продавщица заверила нас, что Загорское пиво очень вкусное, ну мы и набрали несколько сортов себе и на подарки.
И, действительно, не обманула. Хотя вкусы у людей разные, но всем, кого мы угостили, пиво очень понравилось.
Сегодня наш путь лежал в Капову пещеру, она же Шульган-Таш. Я проложил маршрут к пещере в яндекс-картах на телефоне и в «гармине», они практически сошлись — на 280 километров прогнозировали 5 часов. Ладно, доверился электронным помощникам.
Заехали в село с говорящим названием Мраково. На самом деле, ничего мрачного не увидели, даже хорошо пообедали в кафе-халяль «Изюм». Крохотное помещение, но домашняя еда на высоте и цены приятные.
В башкирской глубинке редко услышишь на улицах, в быту русскую речь. Один раз, ещё в первый день, к нам обратился по-башкирски водитель, пожилой мужик, спросить дорогу. Я отвечаю: «Не понимаю вас». А он всё равно продолжает на своём. Так и «поговорили» глухой с немым.
После Мраково качество дороги резко ухудшилось. Это уже не та грунтовка, по которой на УАЗе можно гнать 90 км/ч, тут дай бог хотя бы 30 держать. Но при этом пейзажи за окном потрясающие — горы, скалы, реки, лес. Ехать бы и наслаждаться видами, да надо за дорогой внимательно следить.
Лена дозвонилась до музея Шульган-Таш, и ей сообщили, что на сегодня осталось две экскурсии — в 15 и в 17 ч. Если условия движения не изменятся в лучшую сторону (а этого ничего не предвещало), то мы успеем только на последний заход.
В какой-то момент мне даже пришлось остановиться и под дождём стравливать давление в колёсах до 1,4 атм, чтобы меньше трясло на торчащих из земли камнях.
Асфальт начался за 2 км до заповедника. И это нас спасло, иначе были бы потеряны последние драгоценные минуты. В 16:35 подъехали к воротам комплекса. На 280 км от Оренбурга потратили 7 часов.
Девушка в кассе потребовала, чтобы мы прямо сейчас покупали билеты, потому что до пещеры ещё полтора км, а экскурсия начинается оттуда ровно в 17:00 и длится 1 час 30 минут.
Блин, а нам ещё утеплиться надо (в пещере холодно) и в туалет обязательно заскочить. Взрослый билет стоит 400 руб./чел, льготные по 200 руб. При покупке записывают фамилию, позже станет понятно, зачем.
В общем, успели добежать на последних секундах. Молодая девушка-гид пофамильно провела перекличку туристов, группа набралась человек 30. Тем, у кого не было своих фонариков, выдали служебные.
Капова пещера — одна из самых известных на Урале и одна из самых крупных карстовых полостей. Находится на территории Бурзянского района республики Башкортостан, в заповеднике «Шульган-Таш», в южном склоне горы Сарыкускан на правом берегу реки Белой.
Вход в пещеру — огромная арка высотой в 20 и шириной в 40 метров. Из пещеры вытекает речка Шульган, впадающая в реку Белая (Агидель).
Широкую известность пещере придали открытые в ней в 1954 году зоологом Рюминым А.В. древние наскальные рисунки. Учёные датируют их эпохой палеолита. Возраст рисунков огромен — 14-14,5 тысяч лет. Количество рисунков — около двух сотен, но относительно хорошо сохранилось лишь около тридцати. Размер рисунков на редкость велик — от 44 до 112 сантиметров. Почти все рисунки выполнены красной охрой, но есть и куда более редкие, выполненные углём. Древние люди изобразили на стенах пещеры мамонтов, лошадей, других животных, антропоморфные фигуры, а также более сложные для интерпретации знаки.
Как оказалось, полуторачасовая экскурсия состоит из трёх частей и собственно пещера занимает не больше 30 минут. Остальное время отводится на маленький музей пещеры и музей бортевого мёда.
Для доступа туристов открыты только первые несколько залов, и все рисунки в них — это реплики. А подлинники находятся как раз в закрытых помещениях.
Слева от входа Голубое озеро, из которого вытекает речка Шульган.
Макет пещеры в музее (правая часть, начало пропадания речки Шульган).
Левая часть макета, главные залы пещеры.
Профиль пещеры похож на голову какого-то животного, может, лошади или дракона?
В музей бортевого мёда мы уже не пошли, вместо этого не спеша прогулялись по территории заповедника.
Тут есть и гостиницы разного уровня, и поляны для палаток, кафе, концертная площадка, сувенирные магазины и много чего ещё. Организация досуга разнообразная — походы, сплавы, конные прогулки и т.д.
Мы перекусили на площадке для пикников. Пока жена с ребёнком готовили ужин, я накачал обратно колёса.
В общем, заповедник Шульган-Таш — место очень красивое и раскрученное. И всё же есть небольшая ложка дёгтя: сильное разочарование оставляет качество дороги к заповеднику. Как я понял, единственный полностью асфальтированный маршрут на Уфу идёт через населённые пункты Старосубхангулово, Узян, Серменево, Инзер, Архангельское и в районе Булгаково выходит на трассу Уфа — Стерлитамак. Но и асфальт почти на всём этом 350-километровом пути на 3 с минусом, а вот виды вокруг…
В некоторых местах, особенно в вечернем таинственном свете, складывалось полное ощущение, что едем по Кавказу, настолько впечатляющие горы встают на горизонте. Возможно, мы даже увидели самую высокую гору Южного Урала — Ямантау (1640 м). А на ближних планах радуют взор скалы, быстрые речки и серпантины. Красота природы как бы компенсирует плохое впечатление от башкирских дорог.
И ещё встречается много туристических указателей (коричневого цвета) на разные достопримечательности — каньоны, ущелья, пещеры, турбазы. Я бы даже съездил в этот район Башкортостана как-нибудь целенаправленно.
В 23 часа расположились в машине на большой стоянке у какого-то кафе-гостиницы, где есть платные туалеты и душ. Много фур и легковушек останавливаются здесь на ночлег.
6 мая.
Продрыхли долго, как дома, до 8:30, умылись, позавтракали в кафе и в 10-ом часу продолжили путь.
До вечера ничего примечательного не произошло. Ну разве что в Бирске мы прошлись по магазинам, купили пару сортов местной колбасы и башкирских алкогольных и безалкогольных бальзамов.
А уже в Пермском крае я вспомнил, что рядом с нашим маршрутом находятся два старинных заброшенных виадука. Я давно хотел сюда специально съездить, а тут такой удобный случай подвернулся. Предложил Лене завернуть посмотреть хотя бы один, она не возражала. Из двух я выбрал виадук Большой Сарс, что в 10 км от посёлка Октябрьский. Есть ещё Бартым, он поменьше и подальше, на него не стали заезжать.
Все обочины вдоль леса усыпаны подснежниками.
Долгожданное тепло пришло в Пермский край. Вот уже две недели подряд держится аномальная для этого времени и региона погода. Некоторые мои знакомые ещё неделю назад купальный сезон открыли. Такие жаркие июли у нас бывают, наверно, раз в 50 лет, а тут май раскочегарился не на шутку. Даже если летом станет холоднее, нас будут согревать воспоминания о майской жаре.
Подъехали к объекту, забрались на мост, сын нас снизу сфоткал.
Ну, а отсюда до Перми оставалось всего 200 км. В 22 часа припарковались у подъезда дома.
5-минутный клип по мотивам путешествия.
Итоги.
За 4 дня проехали 2398 километров; отдохнули всей семьёй; побывали в двух регионах страны (не считая Пермского края, конечно); увидели много интересного; в пути послушали новый роман (аудиокнигу) Алексея Иванова «Тени тевтонов»; получили опыт дальних путешествий на УАЗе и кучу приятных впечатлений.
Клещи нас покусать не успели. Ни одного штрафа мы не привезли. С машиной, как ни странно, всё хорошо.
По расходу газа — я заправлял 65 литров пропана, которых хватало на 400 +/- 10 км. Но при этом ни разу не получилось измерить расход чисто по трассе, всегда присутствовали или грунтово-полевые дороги, или городские пробки. А так расход получился примерно 16 литров на 100 км, что в денежном выражении эквивалентно ≈ 9 литрам 95-го бензина.
Путешествовать на новом Патриоте по стране очень даже можно. А с учётом закрытия границ, «конского» курса валюты и общего падения уровня жизни россиян, других вариантов и не остаётся.
Места у него в салоне вагон (про 3-спальную кровать я уже говорил), багажник просто бездонный. Крейсерская скорость 100-110 км/ч, а быстрее мы и не гоняем обычно. Климат- и круиз-контроли добавляют комфорта в процесс вождения.
При обгоне требуется чуть больше времени и пространства, чем на другой машине, и не давить тапку в пол, потому что двигатель ЗМЗ не любит высокие обороты, максимальная тяга у него как у дизеля — на низах. Ускоряться лучше внатяг, без кик-дауна.
Зато есть уверенность, что, если нужно свернуть куда-то с трассы в сторону — в поле, в лес, то для УАЗа это не проблема.
В городе Патриот используется у нас с женой по очереди в формате «на каждый день» — работа иногда, дача по выходным, магазины и другие бытовые поездки. Скажу коротко — мне нравится. Лене управлять потяжелее, но и она начинает привыкать.
Затраты на топливо составили 10280 руб., на жильё 1400 руб, экскурсия в пещеру 800 руб. Полные расходы с питанием и покупками не считали.
И последний момент с машиной, из серии «не ждали». Вечером 10 мая ничего не предвещало, на ровном месте, на большой пустой парковке у магазина дедусь на Тигуане, двигаясь задним ходом, «не заметил» (как он сам признался) наш стоящий сзади Патриот. Парктроник на немце тоже «не сработал». И так «удачно» вписался, нет чтобы в стальную проушину попасть, так он самое уязвимое место на бампере нашёл.
Водитель Тигуана вину признал, оформили европротокол и разбежались. 17:05 подали документы в свою страховую компанию, показали им Патриота, теперь 2 недели надо ждать официального решения. А в отпуск в конце мая поедем на битой машине. Слегка обидно.
Всем здоровья и удачи на дороге!
Закончено 20 мая 2021 г.