|
Всем доброго времени суток. Идея проехать по нашей необъятной Родине на автомобиле зародилась еще очень давно. Но по определенным обстоятельствам не состоялась в 2018 году при переезде из Хабаровска в Рязанскую область, пришлось ехать поездом.
В конце июня 2020 года я со своей семьей (супругой Н. и двумя детьми М. и А.) дожидаемся долгожданного отпуска и выезжаем на родину жены в Забайкальский край, где нас заждались дедушка К. и бабушка М. Изначально поездка планировалась на нашем автомобиле Хонда Срим 2002 г. туда и обратно. Но по определенным причинам приняли решение ехать поездом, а обратно, как получится, по обстоятельствам.
Про поездку на поезде от Москвы до ст. Бада писать особо нечего, она была не первой, все как обычно, правда до этого всегда ездили в купейном вагоне, а сейчас в плацкарте, 4 места наши, отгородились простыней и почти как в купе! 4 дня и мы на месте. Погостив у родителей пару недель, принимаем решение ехать все вместе к берегам Черного моря. Тогда-то я и выдвинул на рассмотрение вариант — берем машину и едем на ней все, заедем на Байкал, будет дешевле, чем на поезде (я, конечно, тогда просчитался!). Все меня поддержали, и начался поиск авто, в котором нам придется провести как минимум неделю.
Бюджет был не велик, автомобиль необходимо выбрать до 250 тыс. руб. да и еще найти надежный 7-местный вариант. Изначально взгляд упал на дизельную Мазду Бонго Френд, но достойного экземпляра на нашу сумму в Бурятии и Забайкальском крае не нашлось, они были либо гнилые и шпаклеванные, либо я сомневался, что 2,5 дизель нас доставит до места назначения. Потом рассматривались варианты из Гаи, Ипсума и т.п., но, в конце концов, в Чите был куплен 6-местный Ниссан Приссаж 1999 г. (который впоследствии отлично зарекомендовал себя как хороший автомобиль для дальних поездок). ДВС и АКПП были контрактные, немного хромала косметика, но по той сумме, что за него просили, на это закрыли глаза. (Ниссан брать, конечно, не хотел, т.к. знал, что кузов у них к коррозии неустойчив. Был в Хабаровске Либерти, гнил прямо на глазах, но Чита это тот регион, где они целые и, заглянув под днище, я не был удивлен, что нет ни одного рыжика даже намека нет на ржавчину). В общем, взяли. Возвращаемся с Тестем из Читы в Баду 380 км. После осмотра авто понимаем, что доехать должны, меняем только передние тормозные колодки, которые были почти стерты, остальное все в норме.
Сборы были недолгие, взяли все самое необходимое, с продуктами особо тоже не заморачивались — наделали на первое время бутербродов, накопали картошки на суп, набрали консервов и т.п. Изначально планировали остановиться на Байкале на несколько дней, поэтому взяли палатку, теплые вещи и по мелочи все, что необходимо для проживания «дикарями». Правда, при разложенном 3 ряде сидений вещи в машине пихали, куда только можно, потому что места в багажнике было мало, точнее, его почти не было.
За время сборов (5 дней) я еще и успел сгонять в районный центр Хилок, переписать на себя машину, причем, на удивление, это получилось очень быстро, но с отдельным нюансами. Регистрируюсь на госуслугах, на следующий день уже еду на регистрацию, после сдачи документов инспектор говорит мне, чтобы я снял номера, их надо сдать, т.к. прописка у меня не местная и с нового года оставлять номера другого региона нельзя, когда поедешь домой, номера сделаешь свои в Улан-Удэ. Спрашиваю, как до Удэ без номеров-то двигаться, ваши тормознут, пятак выпишут, потом доказывай, что только там ближайшая точка, где их можно изготовить. Ничего страшного, все про всё знают. Так и вернулся я в Баду уже на своей машине с присвоенным мне 62 регионом, но без номеров, (жалко не воспользовался бонусом безномерной езды, т.к. камер на этом участке нет!)
Отсюда и началось наше путешествие, куда еще в 20… меня, молодого лейтенанта из Воронежа, забросила Родина для прохождения дальнейшей службы.
Самый дорогой бензин в Забайкальском крае.
После всех сборов утром в воскресенье стартуем из Бады в сторону Байкала. Погода, конечно, немного подкачала. Было пасмурно, и периодически шел дождь. Поэтому запечатлеть всю красоту забайкальской природы не удалось.
Перед въездом в Улан-Удэ нас ждал знакомый тестя (Дошидондок) по-русски Серега с нашими номерами. Мы заранее с ним созвонились и попросили их забрать в конторе, где их изготовили, т.к. не стали рисковать и проверять порядочность местных ГИБДД. Прикрутив номера, едем дальше. Меняем по пути, в придорожном СТО, заранее купленное масло и фильтр. И двигаемся по бурятским перевалам дальше к Байкалу.
После того как величайшее озеро планеты показалось, думаем, где к нему найти подъезд, т.к. между трассой и Байкалом проходит ж/д. Заезжаем в с. Выдрино, спрашиваем у местных жителей, как проехать к берегу. Нам все подробно объяснили, где проехать под мостом и т.д.
Выехали к берегу, выбрали подходящее место, решили остаться ночевать здесь, размещаемся, ставим палатку, готовим ужин.
Народу по берегу в целом не много, но есть, погода хорошая, небольшой ветерок. Правда, видно, что со стороны Улан-Удэ надвигается облачность, которую мы проехали, где был дождь, вдалеке проблескивают молнии. Вечером подъезжает местный участковый на Волге, вижу, от соседей идет к нам, мысли: «Штрафует, наверное, за то, что близко к воде подъехали», Представился, показал удостоверение. «Да нет, — говорит, — не штрафуем», записал ФИО, откуда и на сколько и предупредил, что местные «пакостят», чтобы не оставляли ночью вещи и т.д. Как только немного стемнело, и точно — местные появились на ржавой копейке (ВАЗ-2101) без номеров и фар. Начали ездить по берегу, причем, чтобы водителю было хоть немного видно дорогу, пассажиры, высунув в окна руки, светили телефонными фонариками.
В общем, конкретно мне выспаться не удалось, я все время переживал, что наша машина стоит возле дороги и те челы на копейке могут в нее влететь. Только под утро мне удалось заснуть. Выспавшись, вылез из палатки, осмотрелся, вроде все нормально, умывшись в ледяной воде Байкала, поймал бодряк, все ок. Ближе к обеду, посовещавшись, принимаем решение ехать дальше, т.к. данное место нас особо не впечатлило, потому что на Байкале мы уже не впервые (на бурятской стороне были во многих местах, в том числе и на Св. Носе), а на Черном море были не все. Едем.
«Мальта», такое южное название в Сибири.
Темнеет, останавливаемся в ближайшей гостинице в населенном пункте Куйтун.
Проснулись, позавтракали, едем дальше.
Лесное озеро рядом с дорогой, останавливаемся, обедаем, отдыхаем, купаемся, едем дальше.
Много всего интересного, сувениры и т.п.
К Красноярску подъезжаем, уже стемнело. Объезжаем его по окружной и тормозимся в Емельяново ночевать в гостинице.
В целом дорога по Красноярскому краю очень понравилась, кругом тайга, чистый воздух, красивая природа. Единственное, когда проезжали небольшой городок Канск, зачем-то поехали по окружной за фурами, потеряли время, дорога была разбита. Надо было, как я потом понял, ехать через центр.
За Красноярском началась Великая Сибирская равнина, тайга осталась где-то позади — начались степи, болота и поля. Понравился еще один момент в Красноярском крае — это красивые остановки с туалетами, респект сибирякам-красноярцам.
Кемерово проехали, на удивление, быстро, пробок особо не было, проезжали его примерно в обед (там нет окружной дороги и ехать приходится через город).
В Новосибирске нас ждал мой двоюродный брат Вл. Договорились, что он нас разместит где-нибудь в съемной квартире или гостинице (домой в квартиру такой шоблой напрашиваться, конечно, не стали). Встретились, поговорили. Квартиру на сутки найти ближайшую не удалось. Нашли гостиницу, переночевали.
Утром в районе 10 по совету В., как рассосутся пробки, выезжаем из Новосиба и прем дальше в сторону Омска.
Трасса от Новосибирска до Омска особо ничем не впечатлила, рельеф ровный, поля, степи, болота, покрытие (асфальт) хорошее и только больше появилось фур. Фуры, фуры… одну обгонишь — к другой прилипнешь, праворульных машин становится все меньше.
Остановлюсь еще на одном не очень приятном моменте. Мы, как правило, обедать останавливались где-нибудь на природе, варили суп на газовой плитке, и найти подходящее (чистое) место для этого было порой очень сложно.
Кажется, что у нас в России не люди, а «свиньи» — пожрали, посрали, и уехали. Мол, все равно не тут живем. И так примерно везде, просто сфоткал лишь в одном месте. Не понимаю, почему нельзя за собой все собрать и выкинуть в урну возле заправки или кафе.
Потихоньку начала накапливаться усталость, и мы периодически менялись местами — тесть рулил, а я отдыхал.
Пересаживался назад, т.к. с боку сидеть еще хуже, чем за рулем, да и еще при обгонах приходится работать штурманом на праворульной машине.
При периодических остановках дети выплескивали свою накопившуюся энергию. Потому что иногда я не останавливался и просил их сходить по-маленькому в бутылки (хорошо два мальчика…), так как, напившись лимонада, купленного на очередной заправке, они через каждый час просили остановиться в туалет. А при остановке всего лишь на несколько минут те фуры, которые обгонял, приходилось обгонять снова. Омск проехали по окружной. Начало темнеть, остановились, как обычно, ночевать.
Утром заехали позавтракать.
После Омска я знал, что нам надо будет уйти на дорогу в объезд Казахстана, ехать через него можно и короче на 100 с лишним км, но, скорее всего, в связи с коронавирусом, таможня была, наверное, закрыта. Да и еще нужно бы было оформлять местную страховку, иначе придется платить приличный штраф при остановке местными полицаями. Короче, я понадеялся на указатели и поехал на Челябинск. Хорошо, что сработал навигатор на телефоне, он тут же сообщил, что наш путь проходит через другое государство. Соответственно, я понимаю, что нам на развилке надо было повернуть вправо, разворачиваемся, едем в объезд, дорога до Кургана была плохая и много ремонтов.
В очередной раз заночевали в гостинице, где-то под Челябинском.
Утром стартуем дальше на Уфу, путь должен пройти через Уральские горы. Когда они начались, появилось ощущение, как будто мы попали опять в Забайкалье.
Потом пошел дождь и начался туман. На самом перевале Евро-Азия остановиться не удалось из-за дождя и тумана. Проехали дождевой фронт, погода наладилась.
Тормозим, берем местные сувениры, магниты, разглядываем много чего интересного.
Смотровая площадка в Симе:
В общем, уральская природа оставила хорошее впечатление. Горы, конечно, не то чтобы прям горы, но были так неплохие тягунки. На Байкале, конечно, были чуть покруче, в Култук даже на 2 скорость автомат переключался. Здесь не было такого.
Проехали Урал. Въехали в Башкирию. Везде продают башкирский мед. Начались какие-то необъяснимые пробки на дорогах.
Проезд по одной полосе, стоит либо светофор, либо регулировщик. Местами стояли больше часа.
Заночевали где-то под Самарой, утром дальше. Оставалось совсем немного.
К нам домой в Ряжск приехали уже поздно ночью, немного блуканули в Рязанской области. Проехали почти всю Россию, а у себя заблудились. Чтобы не ехать до Рязани и не делать круг, необходимо было уйти с трассы Урам в сторону М5. Поехали по навигатору, он, как обычно, проложил маршрут по кратчайшему пути — по полям. В общем, пока разобрались, уже стемнело. На спидометре почти 6 тыс. км. Утром, раскачавшись, поехали показывать родителям свои местные достопримечательности.
На следующий день выезжаем к моим родителям в Воронежскую область. Н-Усмань, примерно 300 км.
По дороге заезжаем в Воронежский океанариум.
На следующий день, переночевав у моих родителей, едем дальше на юг по М4 на Ростов. Только дальше едем на нашем Стриме, которого оставили у моих родителей перед отъездом.
Потому как в Присаже не работает кондер, а на улице за 30.
Немного тесновато после Нисана, но ничего, уместились.
Краснодар проезжаем, начинает темнеть. До моря остается примерно 100 км. Подъезжаем к Джубге (ближайшая точка Черного моря), принимаем решение ночевать здесь, тормозимся возле вывески «сдам жилье», их там много. Местные жители сидят допоздна и выцепляют клиентов. Договариваемся с местным, едем смотреть за ним. У него гостевой дом, наш отдельный номер на 5 чел. с санузлом, душем и кондером. В общем, устроило все, остаемся, 2500 за сутки. Планировали переночевать и посмотреть берег, если не понравится, то ехать в Лазаревское. Мы там были в 2017 г., очень понравилось, родители на побережье Черного моря впервые.
До моря примерно пешком 20 минут, но можно доехать по местной речке на речном трамвайчике, так его называют местные, в первый раз мы так и сделали.
Отдохнув первый день, решили остаться и никуда дальше не ехать, т.к. времени было у нас не так много, всего 3 дня, и родителям необходимо к началу учебного года вернуться домой. Билеты на обратный путь были уже взяты на 26.08. В Джубге в принципе все есть, что хотелось бы увидеть на море.
Туристическая прогулка на катере (открытое море).
Высадили на берег, где все мажутся голубой глиной, говорят, лечебная.
В общем, отдохнули на море недолго, но впечатления были у всех хорошие. После Джубги выезжаем обратно в районе обеда, ночуем под Ростовом в гостинице, дальше заезжаем в Воронеж на ужин к моим родителям и потом к нам в Ряжск, едем уже на двух машинах (Стриме и Присаже), где мы ночуем и, собравшись, ближе к обеду выезжаем на Приссаже провожать родителей в Москву. Поезд на следующий день поздно вечером, и нам надо еще заехать и переночевать в г. Клин и по пути заехать в Химки увидеться с двоюродным братом супруги, которого тоже давно не видели.
На МКАДе, как обычно, встряли в пробку, было перекрыто несколько полос в связи с ремонтом, и от этого почему-то три часа двигались со скоростью пешехода. Короче, в Химки к брату попали уже поздно, естественно, застолье и т.д., нам надо ехать дальше в Клин, там уже тоже все разлито, стынет. В Клин попали уже за полночь, после московской суеты, нелегкой дороги и пары рюмок меня сразу вырубило, остальные сидели до утра.
Отоспавшись, едем в местную достопримечательность — музей елочных игрушек (их там прямо и делают местные мастера).
Появилось ощущение Нового Года!
Дальше в столицу, машину бросаем в Химках на стоянке возле дома брата и пересаживаемся на электричку.
Сажаем родителей на поезд Москва — Владивосток, потом опять в Химки за машиной, ночуем у брата и утром домой.
Вот как-то так! с 9 по 26 августа, а впечатлений достаточно и есть что вспомнить!