|
Немного фото о турецких дорогах. Зимой 2020 года на зимовку (переждать морозы) поехал в Турцию, где удалось проехать на автобусе по их дорогам более 3 тысяч км.
Мой произвольный маршрут начался со Стамбула, куда я прилетел рейсом «Pegasus». В Стамбуле интересно оформлены торцы домов и вообще интересный город.
Иногда можно встретить необычный трёхколесный экземпляр.
Из Стамбула в г. Ялова через Измитский залив переправился на пароме за 23 турецких лиры Тл. Там в горах есть горячие источники и сделан термальный курорт.
Далее маршрут пролегал вдоль побережья Мраморного моря.
Дорога из г. Ялова в г. Бурса (50 км). Вокруг невысокие горы — Анатолийское нагорье. По сторонам посажены сады, иногда поля, всё ухожено.
Дороги в Турции различаются по категориям: автострады обычно платные, но их (платных дорог) не так много.
Автострада — пять полос, дальше разветвление.
Даже небольшие возвышенности преодолеваются туннелями, причем в каждую сторону движения свой двух-, а то и трехполосный туннель. Внутри чисто и светло.
Дорога идет практически на одном уровне сквозь горы.
Обычная дорога из г. Бурса в г. Чанаккале (270 км), трафик небольшой.
Выехали на берег Мраморного моря, впереди пролив Дарданеллы.
Пролив Дарданеллы из Мраморного в Эгейское море длиной 120 км находится в ложбине среди невысоких лесистых гор.
Недалеко от города Лапсеки турки совместно с южнокорейской фирмой строят подвесной мост через пролив. В 2023 году обещают открыть движение. Сейчас паромы.
В Чанаккале установлен Троянский конь в память о древней Трое, которая существовала недалеко от этих мест.
По обоим берегам пролива Дарданеллы древние крепости — Килитбахир на европейском берегу и Чименлик на азиатском.
Германское орудие (всего было 10) в береговой батарее Чанаккале на входе в пролив Дарданеллы из Эгейского моря. В батарее сделан музей в память о боях с Антантой в 1915 г. Турки трепетно чтут память тех сражений, ведь они сумели отбиться от сил Антанты (флот, десант).
На Юг от Чанаккале дорога к г. Измир (330 км) проходит по горам, спускаясь к Эгейскому морю. Дорогу реконструируют — строят туннели.
За перевалом южный склон Анатолийского нагорья и берег Эгейского моря, совсем близко видны греческие острова. На вершинах гор установлены многочисленные ветряки. В прибрежных долинах распаханные поля.
Измир большой город (более 3 млн. чел.), там задержался на 4 дня.
Из г. Измир отправился в г. Бодрум (240 км), что на берегу Эгейского моря у залива Гекова.
Город Бодрум — царство белых домов с синими окнами, всевозможных байков и скутеров, а также улиц с односторонним движением. У бухты расположен замок Святого Петра. Городок чисто курортный, зимой жизнь заметно замирает.
Молодежь в Турции активно использует новейшие, в основном японские, байки, благо климат позволяет кататься круглый год.
После знакомства с Бодрумом отправляюсь в г. Мармарис (160 км), но сначала в г. Мугла, затем далее.
Дорога из г. Бодрум в г. Мугла (110 км) по лесистым западным отрогам Анатолийского нагорья.
Чтобы сделать нормальную дорогу, приходится изрядно «подрезать» горы.
Дорога в г. Мугла проложена среди лесов.
От г. Мугла в г. Мармарис (50 км) дорога спускается с плоскогорья в долину по крутому склону высотой около 500 м по серпантину с отличным асфальтом.
И вот снова видно Эгейское море — залив Мармарис.
Из Мармариса решено ехать вдоль берега на Восток — в г. Фетхие (130 км).
Дорога проходит уже по отрогам Западного Ликийского Тавра со снежными вершинами. По пути много туннелей. Можно представить, сколько труда и средств затрачено, чтобы построить такую дорогу. Есть и старая дорога, которая петляет по горам. Везде идеальное покрытие.
После двух дней осмотра Мармариса двинул дальше, в г. Фетхие, что в 130км на юго-восток, дорога через серьезные Ликийские горы — часть Западного Тавра со снежными вершинами (более 3000 м) и мимо аэропорта Даламан на берегу.
В бухте Фетхие на верфях ремонтируют и готовят к сезону прогулочные суда, стилизованные под старину.
Из г. Фетхие путь лежал по берегу Средиземного моря на восток, к Анталье (280 км). В этом месте горы Ликийского Тавра образуют южную дугу (Ликийский полуостров) и резко обрываются в море.
Дорога узкая, с множеством закрытых поворотов. Внизу в 20-30 м волнуется зимнее море.
В небольших бухточках попадаются крохотные уединённые песчаные пляжи.
В приморских долинах местные жители строят многочисленные теплицы, в которых выращивают помидоры по 4-6 урожаев в год.
Почти на самом юге Ликийского полуострова в г. Финике растут самые вкусные в Турции апельсины. Этот городок считается столицей апельсинов, на плантации 1 кг стоит 1,5 тл (16 руб.)!
Местные жители на рынках недорого (в 2-3 раза дешевле, чем у нас) продают свои плоды труда и природы.
В Финике одна из дорог ведет от моря вглубь полуострова через горы, другая — вдоль берега в обе стороны.
Из Финике до Анталии (115 км) дорога идет вдоль моря, через горы. По пути заехал в уединенную деревню Чиралы, куда на пляж приплывают черепахи откладывать яйца.
В г. Анталия горы отступают от моря и до г. Аланья (135 км) дорога равнинная.
В г. Аланья интерес представляет древняя пиратская крепость, расположенная на 250-метровом утесе над морем, откуда смертников сбрасывали вниз. Справа от утёса на 2 км раскинулся песчаный пляж Клеопатры.
Для активного отдыха по горам широко используют мини джипики Suzuki Jimny, а также квадроциклы.
Далее от г. Аланья дорога идет вдоль берега на юго-восток до самой южной точки Турции — г. Анамур (120 км). Отсюда до Кипра всего 80 км, и говорят, что в хорошую погоду с гор можно увидеть кипрский берег.
Возможно, в память о событиях 1974 г., когда турки внезапно высадили десант на северном берегу Кипра, недалеко от береговой турецкой военной базы установлен танк.
Дорога далее горная, по южному склону Центрального Тавра, узкая, высоко над водой. Заметно строительство новых туннелей.
Здесь в прибрежных долинах турки выращивают бананы в теплицах.
От г. Анамур дорога идет на восток по тому же склону Тавра высоко над морем.
Участки старой дороги от г. Анамур до г. Силифке.
Узкая старая дорога чередуется с новыми участками с туннелями, насыпями и выработками гор. Всё так же по две полосы движения в каждую сторону с разделительной полосой или барьером, иногда из одного туннеля в другой.
Горная дорога продолжается почти до г. Силифке (150 км), а затем продолжается до г. Мерсин (110 км) уже по пологому берегу.
Но пора возвращаться домой. Сначала от г. Мерсин до г. Кайсери (320 км) идет платная автомагистраль со множеством туннелей через узкое ущелье в горах Центрального Тавра — Киликийские ворота.
Этот путь проходит в узком каньоне реки Чакыт глубиной 1800 м, длиной около 70 км, шириной от 20 м до 2 км и издавна был известен как караванная тропа из Малой Азии на Ближний Восток. Склоны гор лесистые и очень крутые. По сторонам высокогорные снежные вершины высотой более 3500 м. В этом месте сделана 4-полосная дорога с разделительным барьером и с множеством туннелей.
Киликийские ворота — трасса (фото из Интернета).
Далее дорога выходит на Анатолийское нагорье, на полупустынную местность.
Ограничение скорости различное и зависит от категории дороги и местности. Допускается превышение не более 10%, т.е. с 82 до 90 км в час.
Рядом с отличным шоссе строят скоростную автомагистраль, проходящую почти на одном уровне на всём протяжении.
От Кайсери путь пролегал до г. Самсун (450 км) и далее вдоль южного берега Черного моря до границы с Грузией — г. Сарпи (515 км).
Маршрут по Турции закончен, общая протяженность составила 3270 км, посетил 14 городов за 35 дней.
В РФ возвращался через Грузию по Военно-Грузинской дороге.
Дороги в Турции первоклассные, на уровне европейских. Лет 15 назад в основном были двухполосные дороги без разделительного барьера и в горах турки часто «срезали» повороты по встречной. Сейчас четырехполосная дорога с барьером — стандартный вариант дорог в Турции, и строительство новых дорог продолжается.
Скоростные магистрали в Турции оборудованы наружным освещением, что в сочетании с разделительным барьером в ночное время делает дорогу безопасной. За месяц своих странствий по дорогам Турции не видел ни одной аварии.
Поездка по турецким дорогам на автомобиле доставляет сплошное удовольствие, если бы не стоимость топлива.
Полиция в Турции строгая. В городах на улицах почти постоянно патрулируют полицейские по 2 человека на мощных мотоциклах, иногда стоят бронеавтомобили.
На дорогах часто выставлены муляжи машин дорожной полиции с мигающим фонарем, ночью и издали не отличить. На дорогах много камер, о чем извещают знаки на проезжей части. Иногда дорожная полиция перекрывает одну из полос движения и устраивает проверки. Водителей автобусов проверяют прибором на наличие алкоголя.
В автобусных перевозках в Турции реальная конкуренция: на рынке перевозок несколько (порядка 10) крупных компаний. Автобусы суперсовременные западных фирм (Мерседес, МАN, Neoplan и др.) турецкой сборки.
В каждом автобусе постоянно едут два водителя, которые меняются, а также стюард, который грузит и выдаёт багаж, проверяет билеты и обслуживает пассажиров (напитки, печеньки). Туалетов в турецких автобусах, в отличие от американских, нет.
Новейшие автобусы «1+2», в которых не четыре, а три сидения в ряду, что гораздо комфортнее для крупных пассажиров.
На длительных маршрутах автобусы заезжают на специальные площадки, где пассажирам можно размяться, основательно перекусить, оправиться, а автобусы в это время моют, заправляют. Одним словом, длительная поездка (более 1000 км) на автобусе в Турции совсем не утомительна, комфортна, не затратна и безопасна.
На менее протяженных маршрутах широко используются мини-автобусы также турецкой сборки. Городские автобусы все новые, турецкие.
Немного цифр:
- стоимость топлива в Турции непостоянна: бензин А-95 (другого нет) стоил в янв. 2020 г. = 7,1-7,4 Тл/л., дизель = 6,2-6,5 Тл, сжиженный газ значительно дешевле = 3,1-3,4 Тл. (на фото цены весны 2019 г.).
Откуда такие суммы? Надо полагать — налоги в РФ или отсутствие реальной конкуренции.
Всем удачных поездок.