|
Многие из тех, кто прочитал мои отчеты о велопутешествиях, больше интересовались не описанием красот увиденного, а именно вопросами, связанными с бытом в такой поездке, какой велосипед, питание и т.д. В связи с этим я решил ответить более подробно на все ваши вопросы. Итак начнем.
1. Пожалуй, самый распространенный вопрос: что необходимо взять с собой в велопутешествие и маршрут?
Сразу скажу, что то, что я брал, это далеко не образец, это то, что было необходимо именно мне. Возможно, вы что-то не взяли бы с собой из того, что взял я, а что-то, наоборот, добавили бы в рюкзак. Мы просто разберем мой велорюкзак (велоштаны), который весил примерно 14 кг, плюс минус, в зависимости от того, сколько я вез воды и в какой одежде ехал на велосипеде. И маленький рюкзак, который я вез на спине. Вообще, от второго рюкзака лучше отказаться, так как из-за него потеет спина и вообще удобнее ехать без него. Я в нем вез документы, деньги, фотоаппарат, в общем, то, что мне могло понадобится в любой момент, и то, чего особенно жалко было бы лишиться в случае кражи велосипеда.
На фото вещи поделены на две части. То, что слева, использовалось, то, что справа, вез на всякий «пожарный». Как вы видите, очень много вещей я вез просто так. Что я не использовал ни разу:
Что использовалось:
Подробно
Документы. Кроме паспорта советуют еще брать с собой полис страховой. Думаю, понятно зачем.
Фонари обязательно ставим на велосипед, чтобы обозначать себя вечером. И вело штаны надо обязательно покупать со светоотражающими элементами.
Вело компьютер просто игрушка, нужна она вам или нет, смотрите сами.
Велозамок обязательно. Понадобится, когда идем в магазин, туалет и т.д. И желательно серьезный, а не китайский за 100 рублей. У знакомого угнали велосипед, хоть и был пристегнут. Пристегивать велосипед надо за раму через колесо. Видел велосипеды, которые пристегивают за деталь, которую легко можно снять с велосипеда, и тогда по возвращении вы, возможно, увидите только эту деталь и замок. Идеальный вариант, когда помимо замка ваш велосипед еще охраняет какая-нибудь бабушка, сидящая на лавочке, или продавец кваса, рядом с магазином.
Велоперчатки. Без них руки будут в мозолях.
Маршрут. Ох как же всех, кто следил за моим путешествием, интересовал вопрос: какой у меня маршрут? Дело в том, что я не говорил, куда я еду, по двум причинам. Будет неприятно, если не доеду, и вторая причина — до конца сам не знал, куда именно поеду и где закончу путешествовать. Я точно решил, что поеду на Черное море и в Дагестан, и в Алтай, конечно, все остальное я осматривал и изучал по пути. Приезжая в какой-то город или место, я просто искал в интернете 3-5 местных достопримечательностей и ехал их смотреть.
Маршруты:
Самый первый, самый пробный: Карлук — Иркутск — Листвянка — и обратно.
Второй Новосибирск — Бийск — Кату-Ярык — Телецкое озеро.
Третий самый серьезный. Волгоград — Ростов-на-Дону — Краснодар — Анапа — Крымский мост — Феодосия — Анапа — Новороссийск — Геленджик — Сочи — Адлер — Майкоп — Армавир — Ессентуки — Нальчик — Беслан — Назрань — Грозный — Махачкала — Дербент — Гуниб — Махачкала.
2. Второй самый распространённый вопрос: Питание.
Сразу скажу, я не диетолог и тому подобное. Я ел то, что позволял мне мой кошелек и хотел мой организм. Опять же, предвидя ваши комментарии, сразу скажу — это ел я и не утверждаю, что так правильно.
Завтрак. Обычно это был самый плотный прием пищи. Чаще всего каша (гречка, пшено, ячневая, кукурузная) с тушенкой или просто на воде. Не знаю почему, но мой организм требовал кетчуп, помидоры, поэтому я часто добавлял в кашу кетчуп. Выпивал пару кружек чая с чем-нибудь сладким: конфеты, пряники.
Обед. В обед я не готовил, чтобы не терять много времени и избежать чувства лени после приема пищи. Поэтому чаще всего я просто съедал несколько фруктов: апельсинов, яблок или бананов и съедал горсть орехов, чаще всего грецких. Мог выпить 0,5 ряженки или другой молочки. В общем, желудок не нагружал.
Ужин. Обычно ел то же самое, что на завтрак. Иногда съедал какую-нибудь рыбу в консервах или пойманную самостоятельно. Часто варил курицу в котелке и просто ел с хлебом.
Бывали случаи, когда организм отказывался ехать дальше. Примерно, как машина, когда в ней кончился бензин. В этом случае надо было съесть что-то сладкое, выпить чаю, и через полчаса как новенький, готов двигаться дальше.
Воды я вез обычно 3 1,5-литровых бутылки. В Алтае вода везде, поэтому там можно особо не переживать, а вот во втором путешествии часто не хватало и трех бутылок. В стандартном месте на раме во фляжке я воду почти никогда не вожу. Там она нагревается и пить ее невозможно, поэтому вода в рюкзаке.
В общем, подводя итоги, скажу, что главное слушать свой организм, он сам подскажет, что надо покушать. И самое главное, не идти в супермаркет очень голодным, можно не удержаться и купить много тяжелой еды, забыв, что ты на велосипеде.
3. Какой у вас велосипед?
У меня велосипед Welt Ride 1.0. Возможно, он абсолютно не подходит для таких дорог и расстояний. Может, надо брать совсем другой велосипед? Я не знаю. В нашем городе не такой уж и большой выбор велосипедов, тем более в мой бюджет. Но я ехал на нем. Вообще, честно скажу, самому интересно получше разобраться в том, какой велосипед будет самым оптимальным для дальних поездок. Скажу лишь, что я заметил.
Покрышки, похожие на колеса вездехода, не годятся. Скорость из-за них намного ниже, чем на обычных шоссейных. Мне этого ни один консультант не объяснил, узнал про это уже в дороге. Не смейтесь.
Спицы и обод. Те, что стоят сразу на велосипеде, скорее всего не выдержат горных дорог и больших расстояний, тем более на них будет давить вес не только ваш, но и вашего багажа. Намучившись в Алтае с колесами, во второй раз я все-таки решил купить колеса, собранные вручную в веломастерской.
Вилка. Лучше, чтобы она была с функцией блокировки. При езде по асфальту это прилично добавляет скорости, при подъеме в гору не тратит часть силы велосипедиста на раскачивание.
Крылья. Обязательно, и не те, которые просто для красоты.
Багажник. Главное, чтобы выдержал вес баула, обязательно с тремя точками опоры. Тот, который крепится только под седло, думаю, не подойдет.
Скорости. Тут просто скажу, что к концу путешествия моим ногам уже не хватало самой большой звезды моего велосипеда. Я точно чувствовал, что могу ехать быстрее по прямой дороге, и поэтому при покупке следующего велосипеда буду обращать внимание на размер большой звезды.
Экипировка. Конечно, если есть возможность приобрести качественную экипировку, то обязательно это надо сделать. Я ехал как деревня. В обычных шортах, футболке и кроссовках, а не «контактах».
4. Почему велосипед?
У меня изначально не было цели путешествовать именно на велосипеде. Вообще, цель была увидеть Алтай, не важно на каком Т.С. То, что я поеду смотреть его на велосипеде, я узнал от себя позже)). Читая отчеты на различных ресурсах об Алтае и Чуйском тракте, я наткнулся на статьи, что этот тракт идеален для велосипедиста. И вот я задумался, а почему бы и нет? Ведь такой способ изучения мира несет за собой очень много плюсов.
Экономия. Это самый недорогой способ доехать из точки А в точку Б. Из Иркутска ехать на автомобиле было бы очень недешево. Стоимость бензина, масла, плюс вдруг поломки или авария. Устранить даже самые крупные поломки велосипеда стоит дешевле, чем, например, ремонт коробки или двигателя автомобиля. Тут минус только в поиске велосервиса, которые есть только в крупных городах. В горах и селах, слава богу, я не ломался так, чтобы велосипед не мог ехать.
Аварии. Риск попасть в аварию на машине, думаю, выше, чем на велосипеде. Хотя на велосипеде, конечно, со смертельным исходом выше, чем на машине. Много серьезных велопутешественников погибли на дороге.
Штрафы, камеры, дорожная полиция. На велосипеде этого всего нет, и я точно знал, что по приезде домой не получу письма счастья. ГАИ меня, конечно, останавливали, но только из чувства любопытства или для осмотра на постах.
Осмотреть место, которое вам интересно, удобнее и быстрее на велосипеде. Вам не надо выходить из машины и идти пешком до интересующего вас места, особенно удобно изучать набережные городов.
Здоровье. Тут велосипед на 100 пунктов впереди. Такой бонус как снижение веса и укрепление мышц очень радует в конце путешествия.
Дружелюбие и знакомство. Водитель так не приветствует другого водителя, как велосипедисты с баулами друг друга. Пешеходы и водители тоже часто испытывают интерес, охотно знакомятся, общаются и предлагают помощь, особенно это заметно было в Дагестане.
И самый главный плюс, даже не знаю, как назвать, неизвестность, что ли. На велосипеде вы не знаете докуда вы доедете, где вы найдете место для палатки и ночлега. Вы будете рады попутному ветру, дороге с горы, отсутствию дождя. В общем, поводов для радости и счастья больше, чем у автолюбителя.
Минусы велосипеда перед машиной, думаю, все понимают. Скорость передвижения, тащишь, так сказать, все на себе, дождь с ветром и т.д.
А учитывая, что моей машинке пробег в 6000 км до Алтая не понравился бы, и средств таких не было, был еще повод выбрать велосипед.
4. Подготовка.
Вопрос довольно интересный. Как же я готовился? Первое, что нужно подготовить, это свое тело и голову. А уже потом велосипед с рюкзаком. Купить все нужное, сесть на велосипед и поехать, думаю, не получится. Часа через четыре умрут ваши ноги, и голос в голове будет вас уговаривать вернуться домой. Я живу в двадцати шести километрах от города. В течение месяца-полутора я раз в два-три дня ездил в город и обратно, это 58 км. Моей физической подготовки сразу хватило, чтобы преодолеть это расстояние и поэтому вопрос только стоял во времени, за которое я это сделаю. Так каждый раз, стараясь сделать это максимально быстрее, я засекал время и ехал. Перед самой поездкой я решил усложнить задачу и отправиться в Листвянку на Байкал с ночевкой в лесу, несмотря на прогноз, что будут дождь и грозы. Ехать надо было примерно 200 км, туда-обратно. Так сказать, прожить два полноценных дня велопутешественника. Это было очень правильным решением, и благодаря этой поездке я понял свои ошибки. Эта поездка показала, что надо добавить в рюкзак, а без чего можно обойтись. В ту поездку я не справился с поставленной задачей и, не доехав каких-то 30 километров до дома, позвонил друзьям, и за мной приехала машина. Когда они за мной приехали, то увидели замерзшего, полностью промокшего и обрызганного машинами грязной водой из луж, меня. Но несмотря на то, что я ехал домой на машине, я поверил в себя и в то, что я справлюсь.
5. Почему один?
Действительно, почему я езжу один, а не с напарником, напарницей или не добавился в группу. Различные форумы утверждают, что ездить не одному намного лучше и легче. Давайте разбираться. Форумы утверждают, что:
Вдвоем, командой легче перевозить вещи. По мне, так это неверное утверждение. Сами посудите, общими у вас могут быть только палатка, инструмент и котелок. Еда, вещи, спальник и т.д. их вес и объем будут увеличиваться ровно с увеличением участников заезда. Думаю, то, что мою палатку повезет другой человек, не такое уж и огромное преимущество.
В компании веселее. Если ваш напарник на 100% понимает вас, а вы его, то да. Если вы примерно в одной физической форме. Такой союз идеальный вариант. В противном случае напарник, или вы для него, можете стать причиной стресса и испортить велопутешествие. Поэтому ехать с человеком, с которым вы познакомились перед самой поездкой, или нашли друг друга на соответствующих интернет площадках, считаю, не очень правильное решение. Одному легче в том плане, что не надо согласовывать свои действия, скорость, расстояние, время приёма пищи и сна. Сам решил — сам сделал)).
Безопаснее. Соглашусь что, вдвоем, группой безопаснее, но лучше все-таки избегать эти самые опасности, чем потом решать их толпой.
Раздел обязанностей. Одному, конечно, сложнее и дольше собирать палатку, готовить еду, но я вскоре научился делать это максимально быстро и по плану. Ставлю кипяток, пока вода закипит, успеваю собрать/разобрать спальное место, кушаю, моюсь и в люлю. Если ночую на водоеме, то купаюсь и рыбачу перед сном.
Вдвоем удобнее делать фотографии. Друг друга да, если хотите общее фото, опять же просим прохожих.
Дешевле. За счет чего экономия, не понятно. Чем больше человек, тем больше необходимо еды, воды. Хостел, билеты и т.д. так же стоят одинаково для каждого.
Подводя итоги, скажу, что, конечно, вдвоем лучше, особенно девочка с мальчиком. Но где взять человека, который располагает таким же количеством времени, физически с вами на одном примерно уровне и вы понимаете друг друга с полуслова. И самое главное, в его глазах тот же блеск, когда он садится на велосипед и едет навстречу солнцу.
6. Расстояния.
Сразу хочу сказать — я не спортсмен, я обычный человек. Для подготовленных людей мой дневной пробег — это просто двухчасовая велопрогулка. Такие ребята, в красивой обтягивающей форме и на шоссейных велосипедах, обгоняли меня как стоячего. Я же в среднем в день проезжал 100-130 км, это по ровной дороге, с небольшими подъемами. Когда совсем ровная дорога, то можно и 200 проехать, я проезжал максимум 186 км. Тут самое главное рассчитать свои силы. Не надо ехать до последних сил, ведь завтра утром вам опять вставать и ехать. Ваш организм за ночь должен успеть восстановить силы, иначе утром вы, просто не восстановившись, будете без сил и настроения. Самое малое я проезжал около 30 км, по горным дорогам Дагестана, даже, наверное, не проезжал, а большую часть проходил пешком. Если подъем достаточно крутой и мышцы ног быстро забиваются, я просто шел пешком, катя велосипед рядом. В такие моменты для ваших ног идти — уже отдых.
По правилам дорожного движения велосипедист должен ехать по краю проезжей части в попутном направлении. То есть справа. Скажу честно, мне сначала было страшно ехать, когда слышишь гул машин, едущих в твою спину. Потом привык, и со временем страх пропадает. Бывает, что после полосы еще очень приличная ширина асфальта, тогда вообще ехать одно удовольствие, а бывает, что дороги даже машинам мало. Вообще, лучше выбирать не федеральные дороги, а если есть возможность, обычные, параллельно им идущие. Там, скорее всего, качество асфальта будет намного хуже или вообще гравийка, но зато бывает часами едешь без попутных машин. На таких пустых дорогах можно и музыку послушать в наушниках.
7. Перевозка велосипеда в поезде.
Вопрос, на который я сам долго искал ответ на просторах интернета. В общем, жд разрешает перевозить велосипед бесплатно, если он по трем размерам не превышает допустимый. Писать размеры не буду, скажу сразу, что любой взрослый велосипед его превышает, если не разобрать до винтика. Я же согласен был максимум это открутить колеса и седло. В моем случае приходится покупать багажный билет, он, впрочем, стоит очень дешево по отношению к билету, по которому будут перевозить меня. Например, от Махачкалы до Иркутска я заплатил 560 рублей.
Второе условие, он должен быть упакован, не принципиально во что. Поэтому я упаковывал его в обычную тепличную пленку. Которая потом мне пригодилась, чтобы прятать палатку и велосипед от дождя. В общем, берем велосипед, снимаем с него колеса и сидушку, привязываем это все к раме велосипеда и образовавшуюся пирамиду обматываем пленкой и затем скотчем. В таком состоянии он прекрасно помещается на верхней полке, с которой других пассажиров вам придется попросить убрать свои сумки.
8. Поломки?
Самая распространённая причина остановки — это прокол колеса.
Сколько раз я прокалывал его, не счесть. Хотя можно попробовать)). В одной упаковке с заплатками 36 заплаток. Одну я использовал полностью и немного второй, значит более 50 раз я проколол колесо за 4000 км. Когда ездил по Алтаю, колеса не прокалывал. Чаще всего прокалывал колесо маленькой «железной иголочкой». Мне объяснили, что это проволочки от разрушенного колеса дальнобойщиков. Поэтому прокалывал колеса обычно на трассах.
Что еще я делал. Менял колодки, выравнивал тормозной диск на переднем колесе, менял покрышки. Одни покрышки хватило примерно на 3000 км. Был очень удивлён, что на мою машину и мой велосипед покрышки стоят примерно одинаково. А хорошие фирмовые будут на велосипед стоить даже дороже. За время путешествия набил руку так, что сократил время ремонта колеса в разы. Почти всегда прокол на заднем колесе, я его не снимал, прямо на велосипеде разбортировал, находил прокол, клеил и обратно одевал покрышку. Так намного быстрее и не надо откручивать колесо и снимать цепь. Для того, чтобы найти прокол, возил с собой маленькую пластмассовую емкость, в которую наливал воды и искал прокол. И мой совет ищите место прокола на покрышке, приложив камеру так, как она стояла. Чаще всего в этом месте в покрышке торчит еле заметная проволочка.
9. Чтобы я посоветовал тем, кто только собирается в велопутешествие?
Сразу хочу предупредить, я не считаю себя мега опытным путешественником и т.д. Все мои советы, возможно, совсем даже не советы, а просто мои мысли. Не надо, пожалуйста, писать, что проехал 300 километров и начал советы тут раздавать…
Главное выйти из дома. Я сомневался, переживал, были мысли отложить до лучших времен. Но лучшего времени, чем сейчас, уже не будет. Решили ехать, не ищите причины почему не ехать, ищите причины почему вы должны поехать и в путь. Не думайте о минусах типа дождя, жары и т.д. Думайте о том, что это новый опыт, новые впечатления. Мне, например пришлось уволиться с работы, чтобы поехать.
Обязательно скатайтесь куда-нибудь рядом с домом на 2-3 дня со всеми вещами. Таким образом вы сразу поймете, чему вы не уделили должного внимания.
Никому не рассказывайте о своем предстоящем велопутешествии. Особенно людям, которые будут говорить, что у вас ничего не получится. Пусть они узнают, когда у вас уже все получилось. Предупредите родных, лучшего друга и все.
Не рекламируйте себя и свой маршрут в соцсетях и инстаграме. Типа: «до моего отъезда осталось 183 дня, я весь в предвкушении. Сегодня купил смазку для цепи, уже все готово к отъезду». Что-то может не срастись и будет очень стыдно, что не оправдал ожиданий людей.
Держите деньги и документы в тройной защите от воды. Девушки в кассах жд вокзала не могли сдержать смех, когда я начинал доставать паспорт из пакета, в пакете, который тоже в двух пакетах. Есть различные гермочехлы, сумки. Но я пока такими не обзавелся. Деньги держите всегда при себе. Вообще, надо быть психологически готовым к тому, что ваш велосипед могут украсть, вместе с велоштанами. Лично я считаю, что, украв велосипед у велопутешественника, ты не просто украл велосипед, ты украл идею, цель, его дом на колесах. Но воришкам абсолютно пох. на ваши цели, когда у них есть своя цель. Обязательно перепишите несколько самых важных контактов, или еще лучше помнить их наизусть. Оставьте человека на большой земле, который в случае форс мажора будет готов помочь вам, в том числе и финансово.
Если велосипед не новый, обязательно покажите его хорошему мастеру перед отъездом. Часто бывает, что с виду абсолютно исправный велосипед требует замены или обслуживание некоторых деталей.
Слушайте себя и свой организм. Пейте, когда он просит пить, покупайте ананас, если он просит ананас, отдыхайте, если он просит отдыха. Вы должны понимать, что самое главное избежать накопления усталости и стресса. Если вообще нет сил крутить педали, вот прям капец. Я просто останавливался на водоеме, загорал, или просто спал в тени под деревом. Отдохнув таким образом 3-4 часа, вы вернетесь на дорогу и будете опять полны сил крутить педали.
В заключение хочу сказать. Не бойтесь путешествовать на велосипеде. Вы будете получать удовольствие не в конечной точке, а на протяжении всего пути. Этим и отличается турист от путешественника. ВЫ увидите то, что не видят люди через лобовое стекло и будете ждать следующего лета, чтобы продолжить…