|
Июнь 2013 года
В далёком 2013-ом, когда мы были молоды и самонадеянны, мне вдруг захотелось отправиться в горный поход. Проезжал мимо Северо-Чуйского хребта в Курайской степи и понял — надо. По приезде домой занялся поиском информации о доступных покорителям с нулевым уровнем подготовки маршрутам, и вот оно — Купол Трёх Озёр, 1Б, то что нужно. Судя по описаниям других путешественников — небольшая прогулка, чтобы размяться перед серьёзными вершинами — подходит, заверните. Что там на фотках у людей — рюкзаки, ботинки, каски — ок, идём в магазин, покупаем рюкзаки, ботинки, каски это уж слишком, в меня камень точно не попадёт, всё — теперь я точно Покоритель. Ещё, конечно, рекомендуют хорошую физическую подготовку, но, увы, у меня дела, мне некогда.
Итак, набралось нас таких молодых и самонадеянных четверо. Отпуск, навигатор заряжен, консервы сложены, пора.
Выехали в понедельник уже под вечер в связи с делами и более-менее успешной защитой дипломной работы одним из участников на бессменном боевом транспортёре. В Бийске были уже после заката, в Сростках ели пироги уже в полной темноте, к середине ночи проехали Онгудай и встали за селом на Урсуле. Утром (по московскому времени) позавтракали и поехали дальше. Местами на дорогах ремонты, но в связи с рабочими днями машин немного.
К середине вторника были в Курае, далее нужно было ехать на Кызыл-Таш, но местная речка сказала «нет», размыв мост. План «напролом» потерпел неудачу и, столкнув вчетвером машину с очередной груды камней, мы таки решили ехать в объезд. Объезд нашёлся сразу за деревней после моста через эту речку.
Далее, слава GPS, выехали к мосту через Чую и направились форсировать речку Тюте, которая, по рассказам из этих ваших интернетов, не представляет значимого препятствия даже для легкового автомобиля. Двигаясь развилками Курайской степи примерно по солнцу, выезжаем к первому «незначительному броду» через реку, в котором, по грубым прикидкам, меня просто смоет в кусты, не говоря о гидроударе и полном салоне воды.
Ничего, степь большая, страна свободная, альтернативы есть, едем к другим бродам. И вот, перед очередной лужей, довольно внушительной, чтобы даже выйти и походить по ней предварительно ногами, двигатель заглох и заводиться отказался категорически. Безуспешно покрутив стартером, я принял сыворотку превращения в Человека-Кузьмича и углубился в душный полумрак обители электронного блока управления. Так прошли следующие один, два, три часа. Не горела даже лампа Check Engine, и я уже прикидывал, как поеду на веревке 700 километров до дома, но надежда на лучшее не оставляла меня.
Смеркалось.
С помощью пробника из лампочки освещения салона и технической смекалки поломка была найдена, и долгожданный рёв пробитого в первые же десять минут проселочной дороги выпускного тракта нарушил послезакатную тишину глубокого вечера. Причина оказалась крайне банальной — от тряски от блока цилиндров открутился провод массы, который идёт к ЭБУ и датчикам. К слову, второй провод, находящийся по соседству, идущий к исполнительным устройствам, тоже вёл себя плохо, отчего не было холостого хода. 20 секунд и ключ на 10 решили проблему.
Пешая разведка до второго брода показала, что соваться туда тоже не стоит, и с этим неутешительным знанием мы разошлись по палаткам, расставленным прямо на полянке у дороги.
Следующим утром (традиционно по мск) едем искать ещё броды. Заехав на первый, удостоверились, что чуда не случилось, вода за ночь не упала. Брод форсировали два крузера, лишний раз убедив, что мне там делать нечего. К третьему броду была демоверсия из ручейка и лужи, которые также не поддавались преодолению в лоб. Какой-то хитрец соорудил что-то типа мостика из нескольких палок, которым я уже готов был воспользоваться, но снова пешая разведка принесла плохие вести.
Поутюжив дороги вдоль реки и не найдя больше альтернатив, едем назад в Курай. Навстречу УАЗ-санитарка, наперерез через поле к нему, останавливаем — едет в альплагерь, даже возьмет нас и даже есть, где оставить машину в Курае.
В деревню, оставляем машину, перегружаемся в уазик, отправляемся. УАЗ лифтован, на неплохой резине, но кузов видавший такие виды, которые для многих автомобилей будут последними. Дорога до перевалки и даже злополучный брод сколько-нибудь затруднений транспортному средству не доставили, а вот за перевалкой с бродом через Актру началось реальное треш-трофи с «кудаонедеттамнетдороги!», «мыперевернёмсяиумрём!», «давочтоздесьвцепиться!», «сколькоможноуменяонемелируки!».
Спустя сколько-то часов такой езды, после финальных фонтанов брызг вод реки Актру в салон через отверстия в полу, оказываемся в альплагере у пешеходного мостика через реку. Вываливаем вещи, пакуем рюкзаки под неодобрительные неодобрения спасателей относительно отсутствия у нас касок, горнолазного опыта и вообще понимания, куда мы идём. Время к пяти, взваливаю неподъёмный рюкзак на спину, отправляемся. К подножию подъема, минут через 15 ходьбы, определился список лишних вещей, которые можно наверх и не тащить, вещи упакованы в пакет и спрятаны под камень.
Я представлял наш поход несколько по-другому. Накануне, расставив на гуглземле точки других путешественников, я мало воспринимал всерьёз то, что увидел, может, они там спутниковые снимки на рельеф натягивать ещё не научились.
Переписка двумя неделями ранее:
yyy: в какой из точек ты собрался умереть?
я: да посаны срайена сказали там х@#$я делов
yyy: это не так
yyy: не зная троп ты там просто утонешь/провалишься и п@#$%ц
я: тропы есть, народу ходит как на ленинском
yyy: конечный пункт восхождения это что?
я: Купол Трёх Озер называется
yyy: три с половиной тысячи? да ты о@#$л
я: с двух тысяч х@#$%я делов же
я: за 15 часов с детьми и собаками туда-обратно ходят
я: можно переночевать на полпути
yyy: Ага, о@#$%^но ты там на полпути отдохнешь
я: ну да
yyy: Классификация наиболее доступного маршрута по кулуару от морены ледника Малый Актру — 1Б
я: и?
я: я дочитал до этой строчки
yyy: Буква Б что значит?
я: хз, «беспалева» скорее всего
Так вот, спутниковые снимки на рельеф натягивать они научились хорошо. Я думал, ну вот сейчас мы взберёмся в этот бесконечный кулуар и пойдем по тропинке. Тогда мы упёрлись в вертикальную стену с веревками. Стараясь не думать и не смотреть вниз, лезу. После верёвок лучше не стало, перед тобой камень — взберись на него, перед тобой снова камень — снова взберись на него.
А по сторонам тем временем:
Фотографировал по пути наверх мало, было не до этого.
Смеркалось.
Вышли к зелёной гостинице, как узналось позже, ибо оказалась она совсем не зелёной, а мокрой жёлтой и со снегом. На этом месте солнце садится, и силы покидают меня. Не осталось ни оптимизма, ни пессимизма, ни радости, ни злости, ничего. Ты просто встаёшь, отсчитываешь десять шагов и садишься. Затем встаёшь, отсчитываешь пятнадцать шагов и садишься. Затем встаёшь, отсчитываешь, #$%^, опять провалился по пояс в снег, ползёшь. Я гудящие ноги Джека.
Такими полуавтоматическими действиями я телепортировался до ровной площадки у ледника Водопадный. Там нашлось место под палатки, заботливо очищенное от камней, а так же домик гляциологов, где публика ночевать желания не изъявила. Надпись на домике сообщает, что нам предстоит провести ночь на высоте 3040 метров, пятна снега вокруг сообщают, что это будет нетривиально.
Ставим палатки, в тамбуре готовим ужин на газовой горелке. Воды в жидком виде поблизости нет, поэтому добыча её осуществляется следующим образом. Усилием воли ты принимаешь вертикальное положение, выходя из палатки, шатающейся походкой направляешься в сторону ближайшего белого пятна, ногой ломаешь твердый верхний слой и нагребаешь полную чашку снега. Опционально, по дороге назад можно пожевать кусок пятна. Остановившись, попадаешь в полную тишина, абсолютно полную тишину, ветра нет, животных нет, шуметь нечему, ты поднимаешь голову и видишь неправильный дуршлаг с хаотическим расположением дырок, за которым, очевидно, горит лампа холодного белого цвета. Стоишь, задравши голову, и тут со стороны домика в тебя доносится отчетливое «мяу». Незаметное движение воздуха качнуло дверку чего-то похожего на мангал, подсказывает мне рациональное объяснение эксперт из второго ряда. «Это не перевал, фамилии Дятлов знакомые мои не имеют, да и Урал далеко» заговаривая зубы мангалу, ретируюсь в укрытие из двух слоёв ярко-оранжевой ткани толщиной в сумме менее миллиметра. Чашку на горелку, себя рядом, и принимаюсь ретранслировать пришедшую из ставшего на две тысячи восемьсот метров ближе космоса байку про Чёрного Гляциолога.
Отужинав в палатах графа Т., пора и честь знать. Вернулись в свою палатку, состегнули два спальника в один большой и спать. Было почти не холодно, немного портил сон фонарик под поясницей, но проснуться настолько, чтобы понять это, сил у меня не хватало. Проснувшись рано утром, я увидел, что палатка освещается тусклым равномерным молочно-белым светом. Как в тумане. Туман, ну туман это самое плохое. Ещё внизу нам строго-настрого наказали: «Туман — сидите и ждите». А чёрт его знает, сколько придётся ждать. Видимо, предстояло решить, вернемся мы отсюда живыми или нет. Что ж, на вершину дальше мы не идём и спускаемся живыми. Договорились. И снова провалился в сон.
Следующее пробуждение сопровождалось превращением палатки в теплицу. Яркий свет явно исходил из одной точки на небе. Расстегнув палатку и увидев облака не у порога, а высоко в небе, я успокоился, договор принят.
Солнце по-июльски припекало, но ветер не давал снять зимнюю куртку. Вчерашний подъём не прошёл бесследно, отойдя посссмотреть, как вода ссс ледника ссстекает, я еле-еле вернулся назад. Ссстекает, кстати, не только вода, но и всё остальное, судя по трещинам в почве у края пропасти, медленно, но неотвратимо. Примерно в это время придумался новый термин — «космическая лень» — когда не хочется совершенно ничего, куда-то ходить, о чём-то разговаривать, думать, даже поднять фотоаппарат уже подвиг. Просто лежишь и смотришь в облака, одно перетекает в другое, потом становится третьим, потом его выгоняет четвертое, десять минут, двадцать минут, тридцать минут. Наверное, это как-то связано с тем, что еще вчера утром мы проснулись на 800 метрах над уровнем моря, а сегодня — на 3040.
Дождавшись открытия кредитного отдела, всего по двум честным словам после всего пятиминутного рассмотрения я получил пятьдесят сил на полгода под 17,25%, которые пошёл тратить на нажатия кнопки спуска затвора. А поспускать затвор было на что.
Где-то далеко под нами стелилась Чуйская долина
Рядом, всего в километровой пропасти от нас — ледники Актру.
И совсем под рукой обволок гору ледник Водопадный.
А вот наше место ночёвки.
Рядом — домик гляциологов.
Богородица, гляциолога храни.
Обеденный завтрак и пора собираться. Здесь наша группа стала двумя группами. Мы пошли вниз, они пошли вверх, чувствуя, что чувствуют силу покорить вершину.
Связь держали по радио на частоте 144МГц (кажется).
На обратный путь времени было больше, можно даже останавливаться и фотографировать.
Каменно-снеговой спуск к зелёной гостинице
Сама жёлтая зелёная гостиница.
До края её настроение было хорошим, силы как будто бы не кончались, и всё шло вроде бы по плану. Пока не заглянули за край.
Как мне показалось, это было самое опасное место, камни там неустойчивые, мелкие и всё время новые. Тропинок натоптанных нет, как спускаться непонятно, склон довольно крутой. Вот зашёл чуть дальше разрешенного и поехал с грудой камней вниз, охваченный положительной обратной связью с нарастающим потоком камней, поймал мысль, что вот так оно может закончиться. Но тут подоспел невидимый вертолет, который сбросил мне невидимую веревку, за которую я, замерев и не двигаясь, уцепился невидимым спасательным крюком и, спустя сколько-то метров вниз, остановился.
Вроде левее ситуация постабильнее. Ах да, я всегда думал, что боюсь высоты, поэтому спуск давался много сложнее. Когда под тобой полмира, а ты прыгаешь с камня на камень по краю этой гигантской дыры с игрушечной рекой и какими-то карликовыми деревьями на дне, то невольно ноги подкашивались бы, будь у них такое право.
Камни со мхом — наши друзья, на них можно положиться, они здесь уже долго.
Стараясь не думать, что мы всё ближе и ближе к спуску в кулуар по вертикальной стене с веревками, мы подошли к спуску в кулуар по вертикальной стене с веревками. Вот вам бесплатная бизнес-идея: на этом месте отлично бы смотрелась стойка оформления кредита на вызов спасательного вертолёта. Любой залог, любые деньги, только заберите. Вы когда-нибудь спускались по стене пятиэтажного дома с 85-литровым рюкзаком за плечами?
Тем временем поступила информация сверху, что до вершины не дойдено метров сто, но то, что они увидели за ней, заставляет спешно повернуть назад. С юга грозные синие тучи несли непогоду. Потому что меня надо слушать.
А нам остался крайний рывок, пропрыгать всего-ничего по более-менее устойчивым камням, вот уже и деревья увеличились и можно даже разглядеть куда-то пошедших людей. В общем, всего-ничего. Ещё часа на два. Или три. Люди уже возвращаются назад, недоуменно глядя «что он там до сих пор делает?» Привет, это снова гудящие ноги Джека, да-да, мы виделись вчера.
И вот она, земля плоская, ребята, плоская земля. Плоская. Кальрас сатес, как говорится.
Со второго раза нашёл нужный камень с кладом, вещи были на месте. Спускаясь с пригорка, умиленно улыбаюсь, вспоминая, что вчера, забираясь на него, ругался про себя, что ж это за безобразие, по таким крутым пригоркам тропинки прокладывать. Тут же в лесочке обнаружилось оборудованное место отдыха с лавочками, столом, костровищем и без людей. Даже дрова, заботливо накрытые полиэтиленом, имелись. Но дрова не наши, потому трогать их не стали, обошлись найденными в округе щепками, чтобы согреть чаю.
А солнце тем временем уже село, небо затянула густая облачность, которая, порвавшись об острые верхушки гор, начала протекать. Сверху докладывают о неполадках в нижних конечностях и осадках в виде дождя.
Вот уже дождь, который можно не замечать, превратился в дождь, с которым придётся считаться, поэтому ставим палатку прямо здесь на более-менее плоском пятачке. К этому времени спускаются почтипокорители, спешно ставят палатку рядом, прогулка к ручью за водой, ужин, вечер удивительных историй. Ночью изредка слышится звук падающих камней.
Нетрадиционно раннее утро лишний раз доказало своевременность нашего спуска, мир кончался на высоте нескольких десятков метров невнятным мутным потолком, в который втыкались горы по обе стороны от нас. Сегодня на повестке дня поиски транспортера из этого места.
Растолкав сэра графа, не завтракая, спешно направляемся к людям. Идём совершенно наобум и, успешно пропустив поворот, из которого днём ранее мы вышли, идём дальше, выходим к ещё одному мосту через Актру, а за мостом — УАЗ. Переходим на бег, УАЗ разворачивается, собираясь удалиться, вот он уже кажется каким-то знакомым, вот и томские номера, оббегаю, перегораживаю дорогу и вижу за рулём того самого Человека, Который Снова Вовремя. «Довезёшь?» — «Довезу» — «Через 15 минут будем».
Спешно бежим назад, сэр граф забегает к спасателям, уведомить, что мы на удивление живы и здоровы, быстро сворачиваем вещи, возвращаемся к УАЗу. УАЗ здесь ездит тоже не просто так, сегодня он везёт полсалона пустых газовых баллонов. Да хоть на ящике динамита, главное домой.
Ночной дождь преобразил дорогу, из трофи-рейда поездка превратилась в трофи-рейд в квадрате. Для создания атмосферы приключения из пустых баллонов неспешно травит газ. А для постоянных клиентов у нас сегодня запланирована специальная увеселительная программа! Для начала на ходу распахиваются задние двери и баллоны вываливаются в дорожную жижу. Собрали, закрыли, обмотали двери тросом, едем к следующему испытанию.
Следующее испытание — съехав с оочень крутой горки, УАЗ заезжает в оочень густую лужу. На выход, дамы и господа, несите ваши палки, встречайте приглашённого гостя — мистер джек! Хай Джек! Вот вы, да-да вы, у вас отличное бревно, не согласитесь ли вы любезно подсунуть его под колесо? Что, он выехал? Неет, мы ещё не наигрались, садись вон на ту болотную кочку! Сел? Хорошо сел? Проснитесь и пойте, мистер джек, проснитесь и пойте.
Стаскав под уазик весь окрестный лес, подняв его чуть не на метр, мы все равно были недостаточно хороши, успех ускользал от нас, как грязное колесо на грязном бревне. Поэтому организаторы решили немного облегчить испытание и ненавязчиво пустили по соседней дороге ЗИЛ-131. Без лишних слов уазик привязан к ЗИЛу, небольшое усилие, и уазик, прыгая, вырывается на свободу.
Дальнейшая дорога уже не вызывала таких острых эмоций, держись крепче и всё будет хорошо. Знатно подышав картерными газами из импровизированного шноркеля напоследок, выгружаемся в Курае, громко сообщаем окрестностям дырявой выхлопной трубой, что, увы, но мы уезжаем. Машина стала какой-то слишком мягкой и низкой.
Поплутав по Курайской степи, наконец, выезжаем на М-52. До дома ещё километров 700, но это только дело времени. Уже в безопасности, на теплом ровном асфальте останавливаюсь и смотрю на горы. Ещё этим утром мы стряхивали мокрый снег с палатки где-то там внутри. Ещё прошлым утром мы завтракали где-то там в облаках.
Спускаясь, я думал, что неплохо бы записать видеообращение к самому себе там, на километр или два ниже, в безопасности, на теплом ровном асфальте. Рассказать, как тут опасно и страшно, как это тяжело, попросить себя больше никогда не ходить сюда. Но как-то было не до этого, а вот теперь стоишь, смотришь со стороны, и вроде не так тяжело было, не так страшно. Интересно, красиво, да. Да и до вершины так и не дошли. Поэтому в обозримом будущем придётся вернуться.