Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Путешествие в Норвегию на машине с собакой в 2016 году

Путешествие в Норвегию на машине с собакой в 2016 году

16.03.2019 | 12402 просмотра

Мне кажется, что мы мечтали о поездке в Норвегию всю нашу совместную жизнь, но муж говорит, что нет, только последние 15 лет. Как бы то ни было, вынашивали идею этой поездки давно, но она оставалась лишь смелой мечтой, которую наконец-то удалось осуществить. 

Но это только начало — задумок и желаний осталось еще как минимум на две таких поездки. Мы не были на Нордкапе и Сеньи, не сходили на Язык Тролля и Прекестолен. Но в Норвегии оказалось столько всего потрясающе интересного, что чем-то пришлось пожертвовать.

Путешествие в Норвегию в цифрах:

  • 22 дня
  • 6900 км
  • 8 паромов (из них один — с ночевкой, один четырехчасовой, остальные от 10 до 50 минут)
  • много туннелей (не подсчитывали)
  • все ночевки дикие, ни одного кемпинга или гостиницы
  • два пеших похода, два байдарочных похода и один совмещенный пешеходно-байдарочный
  • стоимость отдыха на пятерых — около 150000 руб., учитывая, что это одна из самых дорогих стран Европы — в общем терпимо.

25 июня 2016 г., суббота

Старт был намечен на раннее утро воскресенья, но за пару дней до отъезда мы вдруг решили, что лучше выехать пораньше, добавив себе лишний день к отпуску. Правда, с утра еще надо было кое-что сделать — муж сменил масло в автомобиле, потом загрузили машину и выехали только в 15:20.

+ 29 градусов, жарко.

В 21:30 доехали до Валдая и остановились ночевать на озере. Как же все загажено!

Пробег за день — 400 км. 

Улеглись спать в 23:35. Тури (наш пес, полное имя — Турист) не вылезал из воды весь вечер. Пришлось его привязать к бутыли с водой, чтобы немного просох. Так всю ночь он и просидел в тамбуре палатки на привязи, глядя в окно на озеро.
Спали с москитными сетками, не закрывая дверцы — жарко. Сначала просто в простынях, потом залезли в спальники.

26 июня 2016 г., воскресенье

Проснулись в 6:45, быстро собрались (без завтрака) и в 7:45 выехали. На заправке взяли кофе.

15:45 пообедали в кафе в приграничной зоне: борщ, мясо, сок, кофе и пиво 0% — 1600 руб. Вкусно и быстро. Сидели на улице, рядом привязали собаку, накормили ее тоже сухим кормом.

15:55 заправились на последней АЗС перед границей — дальше топливо будет дороже.

16:05 приехали на границу. Встали в красный коридор, т.к. едем с собакой. Я пошла к ветеринарному врачу оформлять ветеринарный сертификат. Это не очень долго, но, к сожалению, у этой милой женщины сломался принтер и пришлось вызывать старшего смены, потом еще кого-то и минут 20 заняли манипуляции с техникой. Наконец, бумагу мне распечатали, осталось только заполнить декларацию в двух экземплярах и пройти стандартную процедуру проверки паспортов.

Финские пограничники только просканировали у собаки чип и отправили нас дальше.
17:45 границу прошли. Я думала, это займет больше времени. 

Пройдя границу, решили далеко не ехать, а сразу за Лаппеенрантой стали искать ночлег. Это оказалось не так-то просто: два озера, которые так привлекательно выглядели на навигаторе, были заболоченными, а их берега — плотно застроенными. Проехали немного дальше, стали пробовать разные съезды, но каждый оканчивался шлагбаумом или чьим-то домиком. Наконец отъехали от дороги, искупались на чьем-то очень приятном причале с деревянной лесенкой, ведущей к нему, и в 20:15 встали на полянке среди леса. 

В 23:45 улеглись спать. Что было на ужин, не помню, не записала. Наверное, оставалось еще что-то из домашних запасов.

Пробег за день — 595 км. 

27 июня, понедельник

Проснулась в 6:45. Вылезла из палатки, прошлась по лесу, поела черники. Потом поднялся холодный ветер, я залезла обратно в палатку и еще минут 40 подремала. Встали все в 9:30.

Поели на завтрак геркулесовую кашу с вишневым вареньем. Выехали в 11:40. Собирались неторопливо, гуляли и наслаждались сосновым лесом.

Отобрали и сложили в отдельную сумку вещи, которые будут нужны на пароме. В этот день нам предстояло погрузиться на паром из Хельсинки в Стокгольм.
Когда уезжали, припекало солнышко, стало жарковато.
В 100 км от Хельсинки — температура +20.

13:05 в 55 км от Хельсинки начался дождь — первый дождь в этом путешествии.

Приехав в финскую столицу, первым делом отправились обедать. Заказали две пиццы и тарелку пасты на всех, поели, потом зашли в супермаркет и купили продуктов для ужина и завтрака на пароме. Как-то внезапно оказалось, что время поджимает, и на осмотр города времени уже не остается. Пришлось ограничиться быстрой автомобильной экскурсией по центру, и ехать в порт. В 16:50, выгуляв собаку под моросящим дождем, встали в очередь на паром, отправляющийся в 18:00. Пес гулять особо не хотел, а всеми силами рвался купаться в море. Но это не входило в наши планы.

В 17:30 подошел паром и началась погрузка. 

Загружают паром довольно плотно. Мы оказались на верхнем уровне, под самым потолком; под нами другие машины. Позади нас — грузовики, занимающие два уровня по высоте. После окончания погрузки пассажиры с вещами расходятся по каютам, а автомобильную палубу закрывают, и попасть на нее можно будет только за час до прибытия в порт назначения. 
Билеты на паром у нас были куплены заранее, в начале июня. Мы взяли самую дешевую каюту (без окна, в остальном она очень комфортная, с душем, туалетом и удобными широкими койками, просто блаженство). За собаку пришлось доплатить 16 евро. Всего паром нам обошелся в 11550 руб. на всю семью. 

С собакой на пароме можно находиться везде, кроме ресторанов и магазинов. Мы оставили вещи в каюте и пошли наверх, смотреть отплытие. Погода была скверная — пасмурно и дождливо, поэтому фотографии вышли не особо выдающиеся. 

Часа два провели в каюте, а потом поднялись на 8-ю палубу (мы жили на 2-ой) — посмотреть, что творится снаружи. Вышли — и ахнули, там все переменилось: светило солнце, был восхитительный золотистый закат. 

Посидели в интернете и в 23 часа отправились спать.

Пробег за день (от места ночевки до парома) — 205 км.

28 июня, 4-й день путешествия

Встали в 7:30 по будильнику, чтобы все успели помыться. Правда, потом оказалось, что в Швеции время на час отстает от московского и финского, так что у нас в запасе был лишний час.

На завтрак поели йогурты и хлопья с молоком, а потом поднялись на верхнюю палубу. Кроме нашего Тури, видели на пароме еще трех собак, одну маленькую и двух больших. Погода была прекрасная, солнечно и очень красиво. 

Для собак на открытой палубе предусмотрена песочница, но наш пес поначалу не понял, для чего она и вообще не оценил. А вот утром воспользовался по назначению. 

Тури с большим удовольствием смотрел в окно, и даже облаял некоторые катера, которые осмелились нас обогнать :) Администратор в ресторане умилялся и пару раз подходил его погладить. 

В 11 утра (по Москве) или в 10 по местному времени паром причалил, точно по расписанию. 

Едва покинув порт, тут же попали в пробку. Довольно долго крутились по Стокгольму, в котором полно машин и всюду ремонтируют дороги и здания.

Мужу надо было срочно отправить кое-что по работе, поэтому нам пришлось искать интернет.

На выезде из города заехали в торговый центр (пришлось выяснять у местных, где таковой найти). Наконец все проблемы решились: поели пиццу, отправили что надо, зашли в супермаркет и купили молочных продуктов и вкуснейшей копченой рыбы. Туалет в ТЦ оказался платный, а у нас не было наличных шведских крон, поэтому поехали на заправку. Там сделали вывод, что шведы — люди открытые и не стеснительные, потому что замок на двери в wc не предусмотрен.

В 13:30 наконец-то покинули Стокгольм и поехали по трассе Е20 в Норвегию.
+23 градуса, солнечно. 

18:43, 1648 км от дома — въехали в Норвегию!!!

Норвегия красива от самой границы! Как-то сразу изменился рельеф: после почти плоской, лишь слегка волнистой Швеции появились холмы, скалы по берегам озер. Ближе к Осло пошли туннели, как совсем короткие, так и довольно длинные. 

В 22:05 встали у 134 дороги практически на обочине, найдя небольшую плоскую площадку возле частной дороги к какому-то домику.

В Норвегии официально разрешено ставить палатку там, где нет таблички «частные владения». И нельзя стоять ближе 150 метров от жилых домов. Во всех остальных местах можно, но не более двух ночевок. 

9 июня, 5-й день путешествия

Встали в 9 часов, позавтракали хлопьями и бутербродами с джемом из морошки. Мужу опять позвонили и потребовали срочно сделать какие-то чертежи, поэтому собирались долго и выехали только в 12. Мытье головы в ручье повысило уровень довольства жизнью до 100%.

Затормозили у ставкирки в Хеддале. Норвежские деревянные церкви — каркасные, в отличие от русских, рубленых из бревен. Ставкирка — означает церковь каркасная, на столбах, между которыми стены зашиты досками. Всего в Норвегии было построено более 1500 ставкирок, до сегодняшнего дня в разной степени сохранности дожили только 28.

В 16 часов показались первые водопады, узенькие и длинные, которые впечатляли только поначалу, а потом мы к ним так привыкли, что уже и внимания не обращали. 

Взбираемся на плато и попадаем на снежные равнины. Снег в июне — восторг! Выскакиваем из машины и принимаемся бегать по снегу!

Неожиданно снег оказался довольно суровым испытанием для нашей летней обуви, и трое из пятерых тут же промочили ноги. Но не расстроились, просто включили посильнее печку. 

Высота над уровнем моря — 940 метров. Температура воздуха +10 градусов. 

В Йесендале мы свернули со 134 дороги на более узкую 13-ю, ведущую к водопаду Латефоссен. Прямо скажем — очень узкую. Периодически приходилось прижиматься вплотную к скале. 

Общая высота водопада Латефоссен составляет 165 метров. Он считается одной из самых посещаемых достопримечательностей в Норвегии. Особенность его состоит в том, что он имеет два потока, вытекающих из озера Lotevatnet, которые соединяются в один бурный поток под шестиарочным каменным мостом национальной дороги номер 13.
Координаты водопада: 59.947287, 6.583983 

После водопада поехали дальше до Одды, преодолели 11-километровый туннель, и как-то по ошибке свернули налево, не туда. Но оказалось, что не зря — мы оказались в тихом местечке в самом конце ответвления Хардангерфьорда, в месте, где в него впадает речка Austerpollelva. 

Тут обнаружился съезд с дороги, используемый местными жителями для рыбалки. На мысу рыбачила какая-то семейная пара, с машиной, и было заметно, что они на ночь не останутся. Мы вышли и стали присматривать место, а они тем временем уехали, и мы радостно перебрались на самый мыс.

Это было нечто феерическое! О такой стоянке можно только мечтать! 

Уснули в 23:30.
Пробег за день — 289 км. 

30 июня, 6 день путешествия

Всю ночь слышался то дождь, то ветер, но когда вылезли утром из палатки — ахнули! Дождь, солнце и радуга! 

Проснулись около 8 часов. Позавтракали, любуясь потрясающим видом. 

Какие-то люди, местные жители, приехали утром покататься на лодке. Лодки около нашего лагеря оказались общественными, на них все могут кататься.

С одним из местных мы разговорились, и он сказал, что этот мыс и поле принадлежат владельцу белого домика, что стоит у подножия горы. Как же прекрасно, что все это не огорожено наглухо заборами, а открыто для людей! 

По праву общего природопользования, о котором я уже упоминала выше, тут можно останавливаться, но не более чем на две ночевки.

Этот же хозяин соорудил помост со столом и креслами, возле которого мы ночевали. 

В 10:15 выехали со стоянки и направились в Йондал, где нам надо было сесть на паром. 

Временами дорога бывает настолько узкой, что едва могут разъехаться две фуры. 

В 10:45 приехали к парому, который только что ушел. Зато в очереди мы были первыми. 
Ожидание парома заняло 45 минут, но мы не успели заскучать, было приятно. 

Чтобы было нагляднее, прикладываю карту наших перемещений в начальной, самой южной части маршрута: 

Тут мы уже сильно отставали от графика. На четвертый день я планировала Låtefossen, Steinsdalsfossen, Skjervsfossen, Tvindefossen, Stegastein, и ночлег на 243 дороге. А между тем Латефоссен мы успели только на 5-й день, а остальные водопады оставались на шестой день путешествия. Было ясно, что весь график мы выполнить явно не успеем, придется на чем-то сокращать. 

Следующий пункт — водопад Стейнсдалсфоссен. Сам по себе водопад Steinsdalsfossen не особо выдающийся. Он не очень высок и не очень широк. Но из него сумели сделать туристическую изюминку, проложив пешеходную дорожку под струями водопада! 
 

Норвежские дороги узкие и вертлявые, здорово утомляют водителя. Разъехаться со встречными — отдельный квест. 

Водопадов, конечно, очень много, и многие из них достойны внимания. Но я выбрала три наиболее приглянувшихся, которые к тому же находятся не очень далеко друг от друга. Поначалу от них совершенно обалдеваешь, но потом привыкаешь и уже не видишь необходимости «пылесосить» все водопады, попадающиеся вдоль маршрута. 

Итак, водопад Skjervsfossen. Хотя он расположен в узком горном ущелье, но достаточно легко достижим на машине от дороги номер 13. 

Едем по Е16, дорога широкая, вокруг множество водопадов. 
Водопад Tvindefossen мы не удостоили остановки, сфотографировали лишь из окна. Он удобно расположен возле дороги, и там много туристов. Он широкий и довольно внушительный, хотя и ниспадает ступенями, не имея большой высоты свободного падения воды. 

Туннели похожи на «кишки тролля». Они давят на нервы, когда протяженность их больше 5 км. Внутри туннеля встречаются указатели, поясняющие, сколько пройдено и сколько еще впереди. 

Сворачиваем с Е16, которая здесь ныряет в самый длинный туннель Норвегии (24 км), и начинаем взбираться по серпантину к смотровой площадке Stegastein. 

Смотровая площадка Stegastein — это дизайнерско-инженерное сооружение над обрывом, этакий аттракцион для туристов. 

Дорога 243 — это национальный туристический маршрут «Снежная дорога». Она проходит по плато, которое снизу прорезает тот самый 24-километровый туннель. Разумеется, через туннель быстрее, но зато наверху неизмеримо красивее! 

Красотища, конечно, но надолго вылезать из машины как-то не тянет. Ветер, дождь и температура +6 градусов. 

Спускаемся плато, пересекаем Ардалсфьорд и по узкой однополосной дороге углубляемся в ущелье Юстедал.

Едем около 30 км по этой узкой дороге вдоль фьорда, а потом вдоль реки. Устали, давно пора вставать на ночлег, но мы знаем, что в конце этого пути нас ждет ночлег в приятной точке у реки с видом на ледник. 21:25, дождь перестал, температура +12, дети смотрят фильм.

В 21:50 уперлись в шлагбаум. Дальше 3,5 км по частной дороге, которая перекрыта, и еще 6 км по тропе до ледника. Обидно, до классного места ночевки мы не доехали! Но сил уже нет. Встали в реденьком березовом лесочке. Место довольно противное: пахнет коровами, полно мошек, которые лезут в лицо, и от машины к палатке приходится идти сквозь мокрые кусты. Речка рядом, но к ней не спуститься из-за густых зарослей, спуск есть только поодаль. Настроение скверное.

На ужин — макароны с сыром и салат. Пробег за день 314 км. 

1 июля, пятница. 7 день путешествия

Ночь была холодная, в палатке +12. Утро чуть пасмурное, но без дождя. 
Проснулись в 8:00, позавтракали бутербродами с сыром и вареньем, детям — хлопья с молоком. Проглянуло солнышко, и я решилась быстренько постирать накопившееся белье. Потом надели трекинговые ботинки и вышли в поход к леднику. 

От шлагбаума наш лагерь был метрах в 500, и он не был виден с дороги или от жилых строений. Подойдя к шлагбауму, мы выяснили, что проехать все-таки было можно, только этот проезд платный. В будке, которая находится возле шлагбаума, находился ящик и ценник: за машину 150 крон, за людей по 50 крон с каждого. Деньги следует опускать в ящик. Шлагбаум не заперт. 

Подробности похода опускаю ради экономии места, более подробный рассказ с большим количеством фотографий доступен на сайте Материнство.

И вот то величественное зрелище, ради которого мы проделали путь в 10 км!

Юстедальсбреен (норв. Jostedalsbreen) — крупнейший ледник континентальной Европы. Площадь ледника равна 487 квадратных километра. В самом широком месте он имеет толщину 600 метров. Юстедаль имеет около 50 рукавных ледников, например Бриксдальсбреен и Нигардсбреен (бреен — по-норвежски ледник). Ледник поддерживается не низкими температурами, а высоким уровнем снежных осадков.

Особенность рукавного ледника Остердалсбреен (Austerdalsbreen) в том, что он состоит из двух потоков, сходящихся в один и образующих длинный и мощный ледяной поток, занимающий все ущелье. 

Наша следующая цель — озеро Стигеватнет. Для этого нам нужно выехать из ущелья Аустердален, проехать немного по берегу Лустрафьорда и свернуть в ущелье Юстедален. В самом конце этого ущелья находится нужное нам озеро с ледопадом, спускающимся прямо в озеро. 

Пояснение к этой карте — в Боргунд мы не поехали, не было времени; решили, что с нас хватит ставкирок в Урнесе и в Ломе. Про них рассказ дальше. 

Пробег за день — 87 км. Но куда важнее пеший километраж — 21,5 км.

2 июля, суббота. 8 день путешествия

Подъем в 8:40, идет мелкий дождик. На завтрак — гречка с молоком.

В 10:15 выехали к озеру Стигеватнет, до которого оставалось всего 16 км.
Мы планировали надуть лодку и сплавать на другой конец озера к леднику, который спускается к самой воде и кусками отламывается, падая в озеро. Погода предвещала прекрасную байдарочную прогулку. Но когда мы добрались до конца ущелья и поднялись на дамбу, то прямо-таки застыли от удивления: все озеро оказалось подо льдом! Так что плавание на байдарке пришлось отменить. 

Выехали из ущелья, переправились на пароме через фьорд и пошли осматривать ставкинку в Урнесе.

Ставкирка в Урнесе — самая древняя из сохранившихся ставкирок, возведена приблизительно в 1130 году. С 1979 года включена в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

18:30 приехали в Лом, зашли в «Киви», купили поесть. Дождь то утихает, то начинается снова.

Посмотрели снаружи на ставкирку в Ломе, внутрь не пошли. 
В 20:30 остановились на ночлег у речки, метрах в 20 от дороги. В километре позади и в 800 метрах впереди — два больших, битком набитых кемпинга. А мы сами по себе, наедине с природой. Красота! 

В 23:30 все разошлись по палаткам, почитать на ночь.
Пробег за день — 232 км. 

3 июля, воскресенье. 9 день путешествия

Ночь была холодная, пожалуй, самая холодная в этом походе. Но без дождя.

Встали в 8:30. Матвею раздолье — строить замки из песка и камней. Я сварила на завтрак пшенную кашу.

Практически досушила белье, а потом, нагрев воды, все помыли головы. Сегодня мы должны увидеть жемчужину Норвегии — Гейрангерфьорд! 

Перепаковали машину: положили поближе лодку, гермы, спасжилеты. Выехали только в 14 часов. К полудню совсем распогодилось, солнышко и легкий ветерок — красота!

Едем по дороге №15, движение оживленное. В долине Отты есть и другие местечки для диких стоянок, мы видели несколько съездов.

Взбираемся в горы. 
К видовой площадке на Дальсниббе ведет платная частная дорога, за въезд мы уплатили 120 крон (960 руб.) Дорога — серпантин продолжительностью 5 км. Сюда же возят туристов с круизников.

К нашей радости, поднимались не зря — Гейрангер был виден! 

Спускаемся к Гейрангеру, по пути останавливаемся на видовой площадке, чтобы сделать фото, которые есть у всех посетителей Гейрангера. 

В 17:40 надули лодку, оделись и приготовились к отплытию. Отчаливали в отлив, было трудно спускаться и упаковывать байдарку на скользких камнях, поросших водорослями.
В 18:05 отчалили.

Первую часть пути (метров 800) шли против ветра и волны, было сложно, брызги летели Матвею в лицо (он сидел на носу). Потом повернули за мыс, стало потише. Покачались на волнах от парома «Фьорд 1», двух моторных лодок и одного прогулочного катера.

Надувная байдарка тяжела на ходу и требует больших усилий от гребцов (особенно если учесть, что гребцов у нас было двое, а всего людей пятеро, не считая собаки). Зато в ней можно было усесться всей семьей, что невозможно в каркасной байдарке, и она не боится волн: изгибается по ним, не черпая носом.
Потом начался дождь, но ненадолго. После даже выглянуло солнышко.

Мы прошли 4,3 км до водопада «Семь сестер», также увидели краешек «Жениха», расположенного напротив. Поужинали прямо в лодке, с видом на водопад, рыбными котлетами, и поплыли обратно.

Причаливали в прилив, так что вылезать из лодки оказалось удобно: все водоросли скрылись под водой. В 21:45 финишировали.

Таким образом, плавание длилось 3 часа 40 минут, пройдено было 9,5 км. Средняя скорость в движении 4,4 км/ч, максимальная скорость 8,6 км/ч. 

За час переоделись, протерли и свернули байдарку, упаковались и поехали искать ночлег. Гейрангер погрузился в сон... 

С видовой площадки над Орлиной дорогой виден водопад «7 сестер». 

Сама видовая площадка Ørnevegen тоже оригинальна — по ней стекает один из водопадов. В это время суток мы были тут единственными туристами. Было около половины двенадцатого ночи. 

Поднимаемся все выше, и въезжаем на плато, где планируем заночевать. В Гейрангере нечего надеяться на дикую ночевку, слишком популярное место, а плоских участков совсем мало. Поэтому едем дальше. 

Несколько раз пытаемся съехать в сторону, но все как-то неуютно, или слишком много следов от коров. Вдруг я вижу, как впереди по полю, нам наперерез бежит олень, говорю усталому мужу: «Тормози, там олень». Он притормаживает, и животное перебегает перед нами дорогу, присоединяется к своему товарищу. Несколько секунд они оба смотрят на нас, потом убегают. 

Чуть дальше встретили еще пару оленей.

Заночевали в итоге на чьем-то скошенном поле, в уголке. Не особо уютно, пахло коровами, летали мошки (не очень много), но нам уже выбирать не приходилось, пора было спать. Ужин не готовили, в час ночи легли.

Пробег за день — 106 км. 

4 июля, понедельник. 10 день путешествия

Спали долго, усталые после байдарочного похода. Поднялись только в 9:30. Выпили кофе с бутербродами (детям — хлопья с молоком).

Дети устроили забеги по полю наперегонки с собакой. Потом придумали закрепить к ошейнику навигатор, чтобы замерить максимальную скорость собаки. Оказалось — 36,3 км/ч!
Выехали в 11:40. +14,5 градусов, солнечно!

В 11:50 приехали на паром в Эйдсдале. Транспорта много, паромы идут один за другим. 

Пересекли Строфьорд, едем дальше по 63 дороге по долине Валлдален. Местные жители возделывают клубничные поля и тут же вдоль дороги ее продают. Правда, цена такая же, как в супермаркете — 35 крон за коробочку (примерно полкило). Мы не удержались, купили полакомиться. Очень вкусная!

У меня как раз было 200 крон наличными, вот и появился повод разменять.
В 12:45 приехали к урочищу Gudbrandsjuvet («Ведьмины котлы»). Это цепь порогов на реке Валлдуле, над которыми построена тропа для туристов. Рядом кафе и сувенирный магазин. 

От точки 62.446944, 7.661561 идет несколько пеших маршрутов, и я пожалела, что у нас не был запланирован поход в этом месте. Очень уж красивые горы, так и хотелось туда пойти. Горы вдоль 63 дороги очень яркие по своим очертаниям, это острые пики среди плато, очень живописно. 

Через несколько минут мы приехали на видовую площадку над Лестницей Троллей (Trollstigen). Это еще один аттракцион для туристов.

Дорога серпантином спускается по отвесному склону, образуя 11 поворотов-шпилек. Тем не менее, по Trollstigen могут проехать даже туристические автобусы. 

15:00 начинаем спуск по серпантину. Навигатор сходит с ума, потому что не может понять, на какой из петель мы находимся. 

Спуск с отметки 700 метров на отметку 50 метров (к подножию Trollstigen) занял 20 минут (с краткими остановками на фотографирование). 
Муж чувствовал себя утомленным, поэтому мы решили не ехать дальше, а устроить себе разгрузочный день.

По плану на 9-й день (то есть вчера) мы должны были проехать Лестницу Троллей и добраться до водопада Mardalsfossen. Но этот водопад требует значительного крюка в сторону, и мы решили от него вовсе отказаться. Все-таки водопадов мы уже повидали немало.

Поэтому дальше по плану был осмотр Атлантической дороги и поход на Троллькирку. Но мы решили, что нам, и особенно нашему водителю, сейчас нужен отдых.

Поэтому заехали в супермаркет пополнить запасы продуктов (а заодно проверить почту), и в 17:10 приехали на реку Рёвму, на местечко, которое было нам заранее известно из отчетов других туристов. Тут мы форсировали небольшой затон и выехали на широкий песчаный пляж. 

Постирала накопившееся бельишко, выставила сушить байдарочную обувь. Матвей с удовольствием играл в песке, строил замок. Тури купался несколько часов подряд. Мужу опять пришлось засесть за работу. Девочки читали.

Я сделала ризотто с овощами, салат с фетой и, чтобы уж совсем разгуляться, нажарила картошки. Тури получил банку собачьих консервов, от которых пришел в полный восторг!

После ужина наконец-то достали настольные игры. Сыграли в «Таймлайн» и в «Сет».

После чая разошлись по палаткам, почитать перед сном. В 22:40 уже улеглись.

Пробег за день — всего 73 км. 

5 июля, вторник. 11 день путешествия

Проснулись в 8:30. Ночью шел сильный дождь, довольно долго.

Поели овсяной каши, выпили кофе. Потом муж сел работать, а мы не спеша сложили палатки и упаковали рюкзаки для запланированного на вечер пешего похода.

Помылись, ну а Тури и Матвей не вылезали из воды с самого утра. Правда, вода холодная, глубже чем по колено заходить не хотелось.

Перед отъездом еще раз перекусили бутербродами с сыром.

Выехали в 14 часов, доехали до «Киви» в Ондалнесе. Там муж отвечал на вопросы по электронной почте, я тоже поработала; дети читали и ели мороженое. Провели там, наверное, часа полтора. В 16:30 закончили все дела и поехали, наконец, отдыхать. 

В Офарнес приехали через минуту после того, как закончилась посадка на паром. Пришлось ждать следующего. 

Переправились через Лангфьорд и едем дальше по 64 дороге. 18:10 — подъезжаем к старту маршрута на Троллькирку. В точке 62.867165, 7.275133 находится автостоянка, от которой начинается тропа в горы. 

Достаем трекинговую обувь, непромокаемые штаны и куртки, заранее упакованные рюкзаки. Приторочиваем по бокам пенки.

Машин на парковке штук 8, при нас две уехали, в том числе семья с тремя детьми лет трех-четырех. Двоих родители несли на плечах, один шел самостоятельно.
На фото стрелкой показано, куда нам предстоит подняться. 

В 18:50 отправляемся в путь. Ночевать будем наверху.
Пробег за день 77 км. 

Путь наверх занял порядка двух часов. За это время нас пару раз обогнали другие туристы, шедшие налегке, без рюкзаков. Снова опускаю значительную часть подробностей и фотографий, кому интересно, подробнее можно прочитать тут.

И вот мы достигли цели нашего похода — Троллькирки. 
Троллькирка, или «Церковь троллей» — это три пещеры с подземными водопадами внутри. Приключение действительно впечатляющее! 

Первая пещера имеет изогнутый коридор, с ручьем, огромным камнем, преграждающим проход, и некоторыми небольшими ответвлениями. В глубине пещеры высокий зал, освещенный сверху, в который низвергается водопад. Почти весь зал занят озером.

Вторая пещера расположена выше, и в нее забираются по лестнице. Стены этой пещеры в значительной степени состоят из белого мрамора. Очень красиво! 

Третья пещера труднодоступна и опасна, мы туда не полезли. 

Поднялись еще чуть выше, к озерцу, и разбили лагерь. 
К нашему удивлению, у озера уже стояла чья-то палатка. Мы не без труда нашли себе ровное местечко под две маленькие палатки.

Было уже 22 часа, когда мы вышли к озеру. Облака висели прямо над головой, и стало ощутимо прохладно.

На ужин я сварила макароны с покупными рыбными котлетами, после выпили чаю со «Сдобной особой». 


Это не я сижу на собаке, а собака об меня греется.

В 23:30 улеглись по палаткам. Тишина, ни машин, ни водопадов. Только овцы бродят по склонам и звенят своими колокольчиками. 

Спать было холодно, потому что мы в целях экономии веса взяли не самые теплые спальники, а те, что полегче. Пришлось ложиться в одежде, в джинсах, флисе и теплых носках и затягиваться в капюшон, оставив снаружи только нос. Но этот нос замерзал. 

6 июля, среда. 12 день путешествия

Проснулись в 8:30. Дождь еще моросил, но вскоре перестал. Позавтракали быстрорастворимой кашей, выпили чаю. В 10:10 вышли вниз.

Идти было грязно и местами скользко после дождя.

Спуск занял почти 2 часа. 
Навстречу шло много людей. Мы встретили 14 групп от 2 до 4 человек, многие с детьми и некоторые с собаками. Дважды повстречали русских.
Внизу на парковке насчитали 17 машин и кемпер.

Утро было пасмурное, а днем распогодилось. В 12:30 мы радостно поехали дальше, смотреть Атлантическую дорогу! 

Атлантическая дорога имеет титулы «Строение века Норвегии 2005 года» и «Лучшая туристическая дорога страны» по версии газеты The Guardian от 2006 года. Строительство Атлантической дороги началось в августе 1983 года и было завершено в июле 1989 года. На протяжении 8,27 км шоссе проходит по семи мостам общей длиной 891 метр. Самый высокий мост Storseisundet поднят над водой на высоту в 23 метра специально ради возможности прохождения под ним судов. Под определенным углом зрения этот мост, прозванный в народе «пьяным», напоминает американскую горку, обрывающуюся прямо в небо. 

На одном из островков мы съехали с дороги и сварили себе кофе. 

Многие не советовали ехать на Атлантическую дорогу, поскольку она расположена далеко от основных маршрутов и ее длина всего 8 км. Но мы не пожалели, что побывали там, тем более что нам была дарована восхитительная погода для осмотра этой природно-инженерной достопримечательности. 

Теперь нам предстоял дальний перегон на Лофотенские острова через Тронхейм.

На 64 дороге попали в платный Атлантический туннель. Деньги берут не только за машину, но и за пассажиров. Заплатили 184 кроны. Длина его всего 6 км.

В 19:40 приехали в Тронхейм. В пути смотрели старый добрый фильм «За бортом».

Нидаросский собор выглядит слишком широким, приземистым по своим пропорциям, чтобы соответствовать готическому стилю. Тем не менее, это самый крупный и самый значительный лютеранский собор Норвегии. 

В десятом часу вечера покинули Тронхейм и поехали дальше, размышляя, где бы встать на ночлег. Небо разыгрывало какую-то невероятную драму. 

Наконец муж решительно свернул на боковую дорогу, и мы поехали вдоль Тронхеймсфьорда искать ночлег. После недолгих поисков выбрали чудесное местечко между дорогой и морем, под соснами. Там были великолепные виды и даже можно было развести костерок — хворосту было достаточно, а на площадке имелось уже готовое, обложенное камнями кострище. Ничего не жарили, просто посидели у огня. Температура +11. 

На скорую руку сделала ужин — растворимое пюре, рыба и соленые огурчики. Улеглись поздно, в половине первого.

Пробег за день 334 км.

7 июля, среда. 13 день путешествия

Проснулись в 8:15. В 9:45 выехали без завтрака, только выпили кофе.

Снова полный отлив — выглядит некрасиво, оголенные водоросли и мокрый серый песок. Но все равно места невероятно красивые! 

Е6 лишь местами превращается в автостраду, чаще это одна полоса в каждую сторону. В одном месте трактор собрал за собой большую пробку, но, к счастью, это продлилось не очень долго.

В машине перекусили бутербродами с сыром, дети поели хлопьев с молоком (захватили с собой в салон миски и ложки). Перегон длинный, поэтому экономим время.

В 13:30 устроили привал на лесной полянке. К воде спуститься было невозможно, река протекала рядом в глубоком ущелье, окруженном отвесными скалами. Но зато тут было кострище, и дети опять развели небольшой костерок. 

Я планировала каждый день готовить обеды во время привалов, но жизнь показала, что в наш график это не вписывается никаким образом. Как правило, мы перекусывали возле супермаркета чем-то готовым. По плану мы надеялись на 13-й день в 6 утра сесть на паром, идущий на Лофотены, а в реальности мы были еще только чуть севернее Тронхейма, отставая от графика на 2,5 дня. Так что готовить что-то серьезное не было времени, решили доесть ролтон. 

В 14:45 поехали дальше. Очень удачно посидели: едва отъехали, как пошел дождь.

В районе реки Гронг скучный плоский пейзаж снова сменился горами, сперва невысокими, потом все выше и выше. Горы очень украшают пейзаж. Еще дальше к северу стали встречаться вершины со снегом. 

18:45 приехали в Му-и-Рану, зашли в «Рему1000», купили черешню, рыбу, хлеб и кефир.

21:00 съехали с 17-ой дороги и встали на берегу Стигфьорда. Место тихое, хотя и обжитое, видно, что сюда приезжают люди на пикники.

На ужин сделала рагу из капусты и картошки, вдобавок копченая рыбка (мокрель), вкусная!

Перед сном, около половины двенадцатого, подошла к машине, взяла в руки фотоаппарат, чтобы заснять лагерь, поворачиваюсь и вижу перед собой вот такого красавца! 

Он шел к морю, не замечая нас. Фотоаппарат в руках оказался весьма кстати! Услышав наши удивленные голоса, олень поспешил удалиться.

Матвей побежал следом — выяснить, куда ушел олень, но того уже и след простыл. 

Пробег за день — 495 км.

8 июля, пятница. 14 день путешествия

Проснулись в 7:30 от солнца. Странное дело: чем севернее, тем теплее ночи.

Собирались не спеша, позволили себе понежиться и отдохнуть от гонки. Выехали только в 11:20. 

В 12:10 успели «запрыгнуть» на паром в Кильбугхамне, мы были последними. И очень удачно, потому что паром тут ходит редко и ждать пришлось бы долго.

До Ектвика около 19 км. Поднялись на верхнюю палубу, взяли кофе с бутербродами. Несколько раз пытались заплатить картой, но оплата никак не проходила. В итоге уже перед самым берегом отдали наличными все, что было — 175 крон (а надо было заплатить 220). Так что неожиданная выгода получилась :) Плыли минут 50. 

Вскоре еще один паром, в Агскаргете. Эта переправа довольно быстрая. 

И вот уже виден ледник Свартисен. Это второй по величине ледник Норвегии, и у нас на сегодня запланирован поход к этому леднику. 

Второй паром был загружен под завязку, и при этом все желающие не уместились — кемперы оставили на берегу. Мы такое наблюдали впервые.

Зато уместились два туристических автобуса, австрийский и немецкий, которые вместе с нами плыли на предыдущем долгом пароме. Как и мы, они ехали к леднику Свартисен, но, в отличие от нас, они лишь сфотографировали его со смотровой площадки. 

Мы же собирались переправиться через Холандсфьорд, чтобы затем пешком дойти до языка Энганбрин. 

Мы нашли удобную пристань в самом узком месте Холандсфьорда, выгрузили вещи и надули байдарку. Чуть подальше есть другая пристань, от которой ходят катера для туристов. В стоимость тура входит также прокат велосипеда, который они берут на том берегу, чтобы преодолеть плоскую часть пути до ледника. 

Сборы и спуск лодки на воду заняли около часа. В 15:30 мы отплыли от берега, а в 16:45 причалили на другом берегу. Пожалуй, могли бы плыть и быстрее, но попутно мы занимались рыбалкой — Матвей на корме кидал блесну и поймал рыбу длиной сантиметров 20. Мы ее приняли за селедку, лишь через несколько дней узнали, что это была сайра. Садок был привязан на корме байдарки, но перед выходом в пеший поход я уговорила Матвея выпустить добычу. И это было правильно, потому что по возвращении мы увидели нашу лодку весьма далеко от воды. Во время отлива рыба неминуемо погибла бы.


Это наша байдарка уже по возвращении (перед уходом я ее не сфотографировала, но могу заверить, что корма была на воде). 

Причалив, сразу устроили небольшой перекус, потом надели трекинговую обувь и лишь затем отправились в путь. До ледника шли полтора часа.
Путь на байдарке — 2 км; пешком до ледника — 3 км. Сначала нужно идти по дороге вдоль озера, затем подниматься в гору. 

Дорога идет через приятный березовый лесок. Подъезда с берега сюда нет, сообщение с «большой землей» только по воде.


Дошли! Записываемся в дневнике покорителей ледника. 

Но нам же необходимо его потрогать! так что идем дальше. 


Он синий! Потрясающий синий цвет! Такой же синий, как наши куртки. Причина — это очень древний и очень плотный лед, в котором совершенно нет пузырьков воздуха.


Талая вода очень вкусная!


Спускаться с горы, как известно, труднее, чем подниматься. Несколько раз поскальзывались, но к счастью, спустились благополучно. 

В 21:05 отплыли обратно. Пересекли фьорд очень быстро, но из-за отлива возникли непредвиденные трудности — мы никак не могли причалить. Удобная лесенка, по которой мы спускали байдарку, оказалась в полутора метрах над водой. В итоге с трудом выбрались по скользким, поросшим водорослями камням.

По пути Матвей наловил еще рыбы. Двух «селедок» мы выпустили, а третья рыба отличалась, и ее мы взяли. Потом выяснили, что это скумбрия. 

В 22:50 сели в машину и поехали искать ночлег. Облака висели низко, но всюду было тихо и очень спокойно. Дождь прекратился. 

Около полуночи остановились на ночлег на поляне у моря. Место не очень уютное, рядом какая-то свалка, но нам уже было все равно, очень хотелось спать. Пейзаж, во всяком случае, был красивый. 

Ульяна самоотверженно выпотрошила рыбу (я считаю, что это подвиг, я бы ни за что не стала этим заниматься в полночь при жутком холоде). В 0:45 легли спать без ужина (впрочем, мы ведь поужинали перед походом к леднику). Температура +9,5 градусов.

Пробег за день 124 км. 

9 июля, суббота. 15 день путешествия

Встали в 7:30 по будильнику. В 8:20 выехали (без завтрака) — хотим успеть к 9:30 на водовороты Сальтстраумен. Их лучше смотреть по расписанию, чтобы вид был наиболее эффектным. Поскольку ритм приливов-отливов меняется ежедневно, то норвежцы составили расписание на каждый день года. 

Каждые шесть часов 400 миллионов кубических метров воды набирают скорость до 40 километров в час и несутся по проливу. Мощные водовороты могут достигать 10 метров в диаметре и до 5 метров в глубину. Поскольку водоворот зависит от сближения Луны и Земли, наиболее сильное течение наблюдается в полнолуние. 

В 11:20 подъехали к парому в Будё. Оказалось, что там уже очередь. Мы встали, постояли минут 10, потом решили съездить в душ, а уже потом вернуться и встать в очередь. Все-таки до парома оставалось еще три с половиной часа.

Водитель кемпера, стоявшего позади нас (немец), сам предложил сохранить место, хотя мы на это особо и не рассчитывали. Мы его поблагодарили и уехали.

Ближайший кемпинг был в паре километров, но из-за ремонта дорог пришлось покружить, прежде чем мы до него добрались. Душевых кабинок в женской части было всего две, к тому же одна занята, там кто-то пел под душем. Так что пришлось подождать очереди.

За душ заплатили 160 крон за четверых, т.к. Матвей мыться отказался, но потом все-таки помыли и его, бесплатно.

В 13:00 вернулись к парому. Очередь за это время значительно увеличилась. Вся первая линия уже была занята, и вторая тоже, нам пришлось встать в третью линию вторыми. Водитель кемпера сдержал обещание, не подвинул свой кемпер вперед, но кто-то на легковушке занял наше место. 

Почему я так подробно пишу про эту очередь? Да потому, что через полчаса девушке, вставшей слева от нас (то есть в самом начале четвертой очереди) служитель сказал, что она, вероятно, на 15-часовой паром не попадет, но если она сейчас уедет, то не попадет и на следующий, который отходит в 18 часов.

Деньги за паром с нас взяли сразу же, на берегу, почти за 2 часа до отправления. Стоимость парома какая-то запредельная.

Из Будё в Москенес (Лофотенские острова) паром идет 4 часа, а стоит он почти столько же, сколько мы заплатили за ночной паром из Хельсинки в Стокгольм. Но только на том пароме у нас была еще и каюта с роскошными широкими койками и белыми простынями. А здесь только сидячие места.

Пока ждали прибытия парома и начала погрузки, откинули борт «Амарока» и пожарили рыбу. Свежая жареная скумбрия получилась очень нежной. 

Едва закончили с готовкой и вымыли посуду, как подошел паром.

В 14:30 началась погрузка. Тут пришлось понервничать. Перед первой очередью выстроились еще две из тех, кто заранее забронировал места. Едва в трюм заехали они, а потом автомобили из первой очереди, как оказалось, места больше нет. Во всяком случае, тормозные огни задних автомобилей были у самого края. Нам ничего не оставалось, как с тоской смотреть со своего места в очереди, и гадать — влезем или нет? Неужели придется стоять еще 3 часа? 

Но на пароме работают настоящие профессионалы, которые, как в «тетрисе» очень плотно паркуют машины с промежутками сантиметров в 10-15, так что между ними весьма проблематично протиснуться пешеходу. Но зато влезли все три ряда, а четвертый, как и обещал служитель, остался ждать следующего парома. 

На пароме читали, потом поспали. Муж работал на ноутбуке, Матвей смотрел мультики в детской комнате.

Большие пологие волны плавно покачивали паром. Пожалуй, это было мое первое плавание по океану.
Тури в салон мы не брали, он спал внутри машины.

Ближе к концу пути народ всполошился и побежал наружу — смотреть на кита. Дети тоже пошли, говорят, где-то вдали увидели темный бугорок.

В 7 часов вечера причалили в Москенесе и сразу же поехали в деревню О, на самом юге Лофотенских островов. Эта деревня — рыбачий музей под открытым небом. 

Лофотены сразу очень понравились! Одно огорчало — низкие облака скрывали изрезанные силуэты гор, главную красоту островов. 

Пора было искать ночлег, но я прекрасно знала, что на Лофотенах с этим туго. Слишком мало места, слишком много туристов. На придорожных парковках стоят кемперы, им-то можно в любом месте заночевать, дом на колесах.

Поэтому мы были очень удивлены и обрадованы, когда в 20:30 перед самым Рейнефьордом обнаружили пустую площадку с горизонтальными лужайками возле нее. Раздумывать не стали, тут же выбрали место почище и поставили палатки. 

Через пару часов вокруг нас встало еще три палатки.

На ужин сварили макароны. Тури с аппетитом ел клевер, который рос возле палатки.

Пробег за день 138 км. 

10 июля, воскресенье. 16 день путешествия

Миновав Рамсвик-туннель, возле которого ночевали, мы тут же приехали в Рейне.
Рейне — это рыбацко-туристическая деревня, в которой сильно пахнет рыбой. Настолько сильно, что дети даже не захотели выходить из машины. Тут же можно взять напрокат каяки, чтобы прокатиться по Рейнефьорду.

Начали день с прогулки по Рейне. Сначала остановились у видовой площадки и прошлись по оборудованной для туристов тропе, а потом проехали в центр городка. 

Большую часть фотографий из Рейне опускаю, их можно посмотреть тут. Там же некоторые наблюдения относительно кемперов в Норвегии.

Двигаясь по Лофотенам на север по трассе Е10, мы решили сделать небольшой крюк и заехать в деревню Vikten, где расположена мастерская стеклодува. И мы не пожалели, что выкроили время на ее посещение.

Кстати, там очень тепло, даже жарко от печей, особенно на втором этаже. Мы здорово нагрелись. 

Мастерская называется GlasshyttaVikten

Немного отъехали от Виктена и остановились у пляжа пообедать. Чтобы не терять много времени, просто нагрели воды и заварили ролтон и чай, плюс нарезали бутербродов. В 15 часов поехали дальше. Нам предстояло посетить музей Викингов — Lofotr. 

Самое интересное — это, конечно «длинный дом» викингов, реконструированный по сохранившимся фундаментам. Обратите внимание — у него нет окон, а все стены обложены грунтом, для тепла. 

Внутри представлены различная утварь и предметы обихода, оружие и доспехи. В одной из комнат можно попробовать меню викингов. Пахнет потрясающе! Но цены кусаются. 
Но самый большой восторг посетителей вызывает, конечно, примерка доспехов! 

Желательно, чтобы у вас хватило времени прогуляться до озера (1,5 км), где стоят корабли викингов. На них даже катают. 

А по пути можно пострелять из лука и попробовать себя в метании топорика. Бесплатно.

Дальнейший путь лежал в городок Хеннингсвер (Henningsvær), который тоже рекомендован к посещению туристами. 

Погуляли мы там недолго и отправились искать ночлег. И снова нам очень повезло! Нашли маленькую, но уютную полянку у воды, и что немаловажно — без соседей поблизости. Остановились в 20:20. 

Поужинали гороховым супом-похлебкой, плюс салат из помидоров, да еще Матвей сделал сырный соус (очень просил, пришлось разрешить, вкусно получилось).
Тури не вылезал из воды. Лапы болят от постоянной беготни по камням, поджимает их, продолжаем лечить левомеколем. (Собачьи ботинки для пеших походов по Норвегии — вещь необходимая! В следующий раз возьмем!)

В 23:20 легли по палаткам — читать перед сном.

Пробег за день 255 км. 

11 июля, понедельник. 17 день путешествия

Встали почти в 9 часов, выехали в 10 без завтрака, только выпили кофе. Каша всем надоела, решили купить йогурты в ближайшем супермаркете. Но оказалось, что ближайший супермаркет находится километрах в 30 позади, а впереди — вообще неизвестно где, но очень далеко.


Эта дивная отмель расположена на дороге номер 888, на побережье Атлантики, рядом с деревней Грюннфур (Grunnfør).

Покатавшись по берегу Атлантики и убедившись, что в маленьких деревеньках нет супермаркетов, мы вернулись к основной трассе Лофотенов — Е10 — и решили не возвращаться в Сволвер за йогуртами, а сварить суп из оставшихся еще с Москвы овощей. Запарковались на специально оборудованной площадке для отдыха на берегу Хадсельфьорда, и я занялась приготовлением пищи, а мужчины отправились рыбачить. Девочки, как обычно, читали. 

День выдался удивительно теплый и солнечный.
После обеда поехали по Е10 дальше на северо-восток. Пересекли мост и свернули на 868 дорогу. У нас было запланировано плавание на байдарке по Тролльфьорду. 

Свое название Тролльфьорд получил благодаря примечательной вершине, которая угрюмо и таинственно нависает над спокойными водами. По легенде тролль Hinnoy рассердился на людей, за то, что их коровы повадились пастись на местных пастбищах. Он схватил два огромных камня, со всего размаха стукнул друг о друга, да так что и коровы и люди поспешили покинуть эти места. С тех пор Hinnoy стоит и высматривает, чтобы никто не посягнул на его территорию. А чтобы больше ни у кого не возникло сомнений в его серьезных намерениях, он воткнул свой огромный топор прямо между горами.

Посещение Тролльфьорда входит в маршрут многих круизов и представляет для туристов особый аттракцион: когда круизник входит в узкое горло Тролльфьорда, то кажется, что до скал можно дотянуться с палубы рукой. Но благодаря огромной глубине круизники могут входить в этот фьорд. Потом в широкой части фьорда они разворачиваются (на месте), и следуют обратно.
Пока мы распаковывались и готовили байдарку, видели как раз такой круизник, который направлялся в Тролльфьорд. Когда мы плыли, то он уже оттуда выходил. 

Но прежде, чем мы отплыли, муж настоял на том, чтобы поставить палатки прямо на берегу. И это было очень правильно. Было ясно, что мы вернемся усталые, и сил на разбивку лагеря (не говоря уже о поисках места для стоянки) уже будет мало. Куда приятнее вернуться и сразу же отдыхать.
Так и сделали — поставили палатки и загрузились в лодку. 

По пути наловили рыбы на ужин. Закидывал Матвей, а потом и Ульяна, а если что-то попадалось, то вытягивать рыбу дети доверяли папе. 

На обратом пути все здорово замерзли, особенно дети, сидевшие без движения. Тури тоже весь дрожал. Мы гребли что было сил, и на последней сотне метров мне казалось, что я уже больше не в состоянии поднимать весло. Вымотались полностью.

В итоге прошли 9,3 км (по навигатору) за 4,5 часа. Причалили в 21:30.
На ужин зажарили пойманных рыб. На этот раз попалась сайра и две трески. 

23:50. Видно, что солнце освещает розовым светом верхушки гор.

Автомобильный пробег за день — 98 км. 

12 июля, вторник. День Петра и Павла, закончился апостольский пост

Проснулись в 8:15. На завтрак сварила макароны с тушенкой.
Утро солнечное, теплое. Пока просыхали лодка и палатки, я помылась в морской воде, но не заплывала, мылась частями — вода холодная.

Слепни тоже почувствовали тепло и начали нас атаковать. Оказывается, в холодной погоде есть свои плюсы. 

В 11:55 выехали. В 13:20 приехали в Сортланд — крупный портовый город. Нам нужен интернет и еда. У Эйдсфьорда устроили обед — съели жареную курицу из супермаркета. Горы невероятно красивые. 

Дальше поехали на остров Лангойя, к озеру Риггедалсватнет. Вокруг этого озера есть пешая тропа, но мы что-то не нашли даже съезда, где можно было бы поставить машину, вдоль всей дороги в месте начала тропы идет отбойник. Но не очень расстроились, во-первых, устали после вчерашнего плавания и ходить особо не хотелось, во-вторых, настроение уже было какое-то грустно-возвращательное. Поэтому просто пофотографировали. 

В 17:40 тронулись в обратный путь, в Москву. Пробег на этот момент от дома — 4470 км. 


Наш маршрут по Лофотенам на Гугл-картах.


И вот вдали показался знаменитый километровый мост между Лофотенами и материком. 


Пересекли мост и движемся дальше в сторону Швеции. 

Чтобы найти место для ночлега, пришлось съехать в сторону от шоссе километров на 8, но зато местечко попалось удивительно приятное, у самой воды. Деревня Фора на берегу Уфутфьорда. 

Рядом был ручеек с пресной водой, очень удобно мыть посуду.

Пробег за день — 298 км.

13 июля, среда. 19 день путешествия

Встали в 8:30, выехали в 9:50. На завтрак хлопья с молоком и бутерброды.
К сожалению, за ночь погода испортилась, все небо затянуло облаками.

11:20 Норвегия закончилась. Въезжаем в Швецию, и тут же — тумана и облаков как не бывало, светит солнце. 

Заправились, а потом устроили обед на берегу озера Турнетреск. 

В Кируме заехали в супермаркет, купили рыбы и хлеба. Едва отъехали от города, как на дороге стали попадаться олени, прямо средь бела дня. В Норвегии мы их видели только по ночам. 

Заночевали в лесу уже в Финляндии.

Пробег за день 688 км.

14 июля, четверг. 20 день путешествия

Проснулись в 8:15, позавтракали омлетом и выехали в 10:10. Комары в Финляндии зверские. 

Весь этот день ехали через Финляндию. В 21:20 остановились ночевать в лесу. Тут тоже были комары, но заметно меньше, а главное — была черника, которая значительно повышала ценность стоянки в наших глазах. 

Я приготовила чисто финский ужин — сварила макароны, а к ним разогрела купленные в «Призме» фрикадельки и молочный соус двух видов. Объедение! Особенно понравился грибной соус.

Пробег за день 474 км.

15 июля, пятница. 21 день путешествия

Солнце в дымке. Встали в 8:50.
На завтрак была растворимая каша и бутерброды с копченой рыбой. Допили остатки кофе.
В 10:50 выехали.
14:00 — въехали в Россию. Граница заняла минут 20.
15:05 поели в том же кафе у границы, где обедали по пути в Норвегию. Очень вкусно, быстро и недорого.

В Питере была сильная гроза. Ставить палатку не хотелось, забронировали квартиру через букинг. 

В 22:30 в непривычной темноте (мы отвыкли от темных ночей!) въехали в Новгород. 
Переночевали очень комфортно, хотя и не дешево — 3600 за всех, включая собаку.

Пробег за день 526 км.

16 июля, суббота. 22 день путешествия

В 9:20 выехали, предварительно с наслаждением намывшись в нормальной ванной.
Хотели погулять по центру, но был сильный ветер и накрапывал дождик, так что прогулка что-то не задалась. Прошлись по Ярославову дворищу и немножко по мосту через Волхов и в 10:20 поехали домой. 

Ну вот, собственно и все. Начались пробки, подъезжаем к Москве.

Мечтаем когда-нибудь снова увидеть просторы Норвегии! 

Кому не хватило подробностей в рассказе, а также фотографий, приглашаю посмотреть полную версию отчета здесь.


Дром

Комментарии

7797683
Омск
Норвегия сказочная страна...но блин там все дорого так.и 150тыс за 22 дня. Ну совсем хорошо..
40
 
Ответить
Nexter
Братск
На пятерых на 22 дня 150 тыс!!! Очень даже терпимо. Или я не так понял?
36
3
Ответить
STALKER
Новосибирск
За спаниеля зачет!!!
30
2
Ответить
   
Бордюровск
Сообщений: 20503
Nexter
На пятерых на 22 дня 150 тыс!!! Очень даже терпимо. Или я не так понял?
Так ни единой ночёвки в отеле и готовка на костре из привезенных из России тушнине с макаронами
Мои отзывы: Audi A6 2008, Volkswagen Golf 2010
45
1
Ответить
Сыгда
Самара
В очередной раз жители столицы не посчитали нужным обозначить начальную точку маршрута...
Не думаю, что это умышленно.
Но видимо закономерно.
32
4
Ответить
Informm Bureau
"В Норвегию на макаронах с тушенкой."
31
6
Ответить
11543313
автор, вы категорически напрасно пожадничали с фотографиями. пришлось идти по ссылке на другой сайт с навязчивой рекламой...
а так- прям здОрово!
6
1
Ответить
Igoryan
Сургут
Nexter
На пятерых на 22 дня 150 тыс!!! Очень даже терпимо. Или я не так понял?
Слишком дороговато! Учитывая чисто спартанские условия путешествия. Ни одного отеля или даже кемпинга. Питание тоже свое , приготовленное на костре. Отдых супер. Ничего против не имею, как говорится каждому свое. Но если добавить в бюджет за эти дни более тепличные условия отдыха, перевалило бы за 300
22
1
Ответить
9602384
Круто,фотографии вообще-бомбеус.В палатках в Норвегии не замёрзли или спальные мешки спасали?
6
5
Ответить
11543313
Igoryan
Слишком дороговато! Учитывая чисто спартанские условия путешествия. Ни одного отеля или даже кемпинга. Питание тоже свое , приготовленное на костре. Отдых супер. Ничего против не имею, как говорится каждому...
Игорь, а вы погуглите ценник на все у норгов... это адъ.
участок под палатку- от 2000, хлеб- 200, пиво- 200, свинина 350-700... бензин- так чисто хеннеси по цене))
21
2
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 9448
фото красивые
Per aspera ad astra (Через тернии к звездам)
Мой отзыв: Nissan Skyline GT-R 2006
6
3
Ответить
Вячеслав
Иркутск
В июне черника... У нас на Байкале ей ещё месяц зреть.
4
1
Ответить
7797683
Норвегия сказочная страна...но блин там все дорого так.и 150тыс за 22 дня. Ну совсем хорошо..
А что такого? 150 000 на 5 человек. По 30 000 на человека. По 1300 в день на человека. Это с учетом топлива и паромов. Вполне адекватно. На северном берегу чёрного моря не дешевле отдохнуть стоит. Г
20
4
Ответить
     
Барнаул
Сообщений: 2792
Сумасшедше красивые места. Сумасшедшая энергия у мамаши. Только сильно утомляет обилие подробностей про приготовление макарошек и постирушки бельишка.
24
8
Ответить
Р
Новокузнецк
Непатриотично. Почему не в Челябинск?
15
10
Ответить
АМК
Фото чужие обычно пролистываю , вдруг доведётся самому поехать и хотелось бы избежать дежа-вю. Фотоальбомы надо оформлять на albomix.ru
Кроме себя и семьи они мало кому интересны. Как фотографии еды например .
7
26
Ответить
  
Шайссeburg
Сообщений: 314
Р
Непатриотично. Почему не в Челябинск?
И не говори,мало того подняли экономику чужой страны(потенциального противника-как говорил нам замполит в армии)потратив денежные средства на отдых не на Родине.
Connaissez-vous la diffеrence entre riches et pauvres? - Frederick Begbeder
7
8
Ответить
     
Сообщений: 3205
Молодцы, прекрасное путешествие, а страна, фьорды, водопады...фото, к сожалению, не передают ощущения простора и масштабов.
Питер.
Мой отзыв: Toyota Hilux Surf 1999
9
2
Ответить
Реаниматор
Новосибирск
Молодцы
6
2
Ответить
 
Севастополь
Сообщений: 170
11543313
Игорь, а вы погуглите ценник на все у норгов... это адъ.
участок под палатку- от 2000, хлеб- 200, пиво- 200, свинина 350-700... бензин- так чисто хеннеси по цене))
Где это Вы нашли свинину в Норвегии по 700? Там даже курица под тысячу. Свинина примерно столько же, но скорее в верхнюю сторону.
Единственное, что порадовало, - отличные креветки по 500 рублей.
2
2
Ответить
   
Сообщений: 540
Можно про машинку поподробнее - как вел себя Амарок в пути, какой двигатель (бензин, дизель, В6), сколько хрумкал по дороге... )
5
1
Ответить
  
Красногорск
Сообщений: 286
Мдааа.... Вот когда раскрываются преимущества пикапа! В начале читал и не мог понять. Как?!!! Как в одной машине умещаются пять человек, две палатки, байдарка на пятерых (!) полный комплект бивачного снаряжения, вещи, продукты! Это все в сумме вдвое превышает вместимость нашего Дастера. Потом увидел Амарок. Все встало на свои места.
Но остались вопросы. Что за байдарка? Я искал модель на четверых и не нашел. А тут пятеро плюс собака! Как?! Как защищались от воды с весел? Фартуки? Гидроштаны/комбезы? И то и другое? Спасжилеты брали? Волна от круизников не беспокоила?
7
 
Ответить
  
Красногорск
Сообщений: 286
Еще хотел спросить: на Энгансбрин пологий заход был? Или только крутые ледяные лбы? Коммерсы по нему маршруты не водят?
1
1
Ответить
Niladmirari
Санкт-Петербург
nogent
И не говори,мало того подняли экономику чужой страны(потенциального противника-как говорил нам замполит в армии)потратив денежные средства на отдых не на Родине.
Россияне! Берегите Родину - отдыхайте заграницей!
Самое классное в этом путешествии, что семья взяла с собой собаку. Это та самая вроде мелочь, которая на самом деле не мелочь. Все просто супер. Одно только омрачает - есть ощущение постоянной гонки, расписания, это давит в любом отдыхе. Вопрос автору - а было по пути такое место, в котором хотелось плюнуть на расписание и остаться подольше?
15
1
Ответить
   
Сообщений: 540
Outdoor, во всем есть обратные стороны ) Да, большой вроде кузов, но он же размером всего 1х1м, или что-то 1,1х1,1 - совсем немного, у меня в Форде размеры основания зрительно не меньше (линейкой не сравнивал), единственное, что по высоте, если с кунгом - у меня-то 3ий ряд сложенный. Хотя, если его вынуть, до не знаю.. ) Так а с другой стороны, задний т.е. второй ряд сидений у средних пикапов практически никакой. В Хайлюксе мне неудобно было сидеть, коленки мешались и спина прямая за минуту устала, а в Амарок я честно говоря назад даже не влез, и сын тоже ( Как там ехать в дальнюю дорогу - не представляю. Все же это среднеразмерный пикап, не Ф150 и аналогичные, у которых сзади сидеть комфортнее чем в любом среднеразмерном кроссовере, а кузов имеет внутреннюю длину 190см (а в РЭМ-250 Мегакэб вообще спят прямо в кабине). Единственное, такие пикапчики лифтовать удобно и недорого, и движок (если не бензин В6) тяговитый и экономичный. Недаром узко известный но в широких кругах Алексей Камерзанов с соседнего Новосиба поехал в кругосветку именно на Хайлюксе )
1
1
Ответить
Ринат
Томск
Сыгда
В очередной раз жители столицы не посчитали нужным обозначить начальную точку маршрута...
Не думаю, что это умышленно.
Но видимо закономерно.
ВЫЕХАЛИ самое главное , а от куда ? с России )))))
2
3
Ответить
    
Германия
Сообщений: 1266
Скажите пожалуйста, нужно ли разрешение на рыбалку в Норвегии?
4
 
Ответить
  
Шайссeburg
Сообщений: 314
Alex Nemez
Скажите пожалуйста, нужно ли разрешение на рыбалку в Норвегии?
В Норвегии не нужно разрешение,как и в Швеции и в соседней Голландии в отличии от Германии(ивиняюсь ответил за автора)
Connaissez-vous la diffеrence entre riches et pauvres? - Frederick Begbeder
4
2
Ответить
    
Германия
Сообщений: 1266
nogent
В Норвегии не нужно разрешение,как и в Швеции и в соседней Голландии в отличии от Германии(ивиняюсь ответил за автора)
В Голландии нужно разрешение, как и в большинстве других, европейских стран. Отличие Германии только в том, что в Германии ты должен курсы закончить и экзамен сдать. В других странах просто покупаешь разрешение на рыбалку. А вот на счёт Норвегии я не не в курсе, поэтому и спросил.
2
 
Ответить
    
Германия
Сообщений: 1266
Alex Nemez
Скажите пожалуйста, нужно ли разрешение на рыбалку в Норвегии?
Автор не торопится с ответом. Сам нашёл инфу, не нужно разрешение если рыбачить на удочку.
1
1
Ответить
Игорь
Краснодар
Egen
Outdoor, во всем есть обратные стороны ) Да, большой вроде кузов, но он же размером всего 1х1м, или что-то 1,1х1,1 - совсем немного, у меня в Форде размеры основания зрительно не меньше (линейкой не сравнивал),...
Камерзанов же на Наваре ездит...
 
1
Ответить
  
Шайссeburg
Сообщений: 314
Alex Nemez
В Голландии нужно разрешение, как и в большинстве других, европейских стран. Отличие Германии только в том, что в Германии ты должен курсы закончить и экзамен сдать. В других странах просто покупаешь разрешение на рыбалку. А вот на счёт Норвегии я не не в курсе, поэтому и спросил.
В 2006г в Голландии свободно ловили рыбу в канале и озерах недалеко от Тер-Апеля, я специально у местных уточнял-сказали лови без проблем тут не дойчланд лицензий не надо.
Connaissez-vous la diffеrence entre riches et pauvres? - Frederick Begbeder
1
 
Ответить
    
Германия
Сообщений: 1266
nogent
В 2006г в Голландии свободно ловили рыбу в канале и озерах недалеко от Тер-Апеля, я специально у местных уточнял-сказали лови без проблем тут не дойчланд лицензий не надо.
Мы в Голландии рыбачили не раз и на каналах и в озёрах, лицензию покупали. Спрашивать у местных не нужно, они по большей части наших не любят поэтому и решили вас подставить. Вам повезло что проверки не было. Нас проверяли, полиция.
3
 
Ответить
   
Сообщений: 540
"Камерзанов же на Наваре ездит..."
Нет, почему, какой Наваре, как была сто лет 600ка154я, так она и осталась... он как-то после Магадана что ли, или после Вьетнама, поменял на новую такую же, еще ролик был как ее затюнинговали в Новосибе, так и ездит. Наварра была чья-то, когда-то, еще и на Тундре по лесам ездили, но 600ка Тойота форевер )

https://youtu.be/HLgCoqvJBCw?t=32
https://youtu.be/_pUaEmx2n4k?t=131
 
 
Ответить
  
Шайссeburg
Сообщений: 314
Alex Nemez
Мы в Голландии рыбачили не раз и на каналах и в озёрах, лицензию покупали. Спрашивать у местных не нужно, они по большей части наших не любят поэтому и решили вас подставить. Вам повезло что проверки не было. Нас проверяли, полиция.
Ого! Вот и верь после такого приветливым (на вид) европейцам!
Connaissez-vous la diffеrence entre riches et pauvres? - Frederick Begbeder
3
 
Ответить
 
San Diego
Сообщений: 222
Круто! По-настоящему интересный во всех смыслах отдых
Мой отзыв: Toyota Tacoma 2018
3
 
Ответить
8106412
Барнаул
Супер! Обзавидовался. Некоторые фотки завораживают.
2
 
Ответить
   
Москва
Сообщений: 905
Почему то многие не пишут - ОТКУДА они едут...
//travel.drom.ru/17966/
//travel.drom.ru/19053/
//travel.drom.ru/25497/
//travel.drom.ru/24926/
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Outdoor
Мдааа.... Вот когда раскрываются преимущества пикапа! В начале читал и не мог понять. Как?!!! Как в одной машине умещаются пять человек, две палатки, байдарка на пятерых (!) полный комплект бивачного снаряжения,...
На Дастере только в соседний магазин за лаптями ездить
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
2
1
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Классная поездка. Сумма вполне нормальная на 5 человек и машину.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
2
1
Ответить
8750738
Водительское удостоверение международное, или российское работает?
 
 
Ответить
в евросоюз пускают со своими продуктами??
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром