Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
«Неизвестный» Дагестан. Автомобильно-краеведческий триптих с философско-инженерным вступлением

«Неизвестный» Дагестан. Автомобильно-краеведческий триптих с философско-инженерным вступлением

05.03.2019 | 11718 просмотров

Вступление

Всем привет!

Говоря словами известного литературного героя «давненько не брал я в руки шашек», то бишь не писал рассказов о прошедших путешествиях. И это не очень хорошо. Ведь, погружаясь в воспоминания и излагая их на экране компьютера, словно вновь оказываешься в посещенных местах и странах, а вглядываясь в фотографии, отобранные для заметки, испытываешь почти те же эмоции, как и от лицезрения реальных объектов. В общем, получаешь виртуальное удовольствие сам и пытаешься передать его другим людям.

Ну, а если от этого приходится отказаться на какое-то время, значит есть веские причины. Одна из них — реальное творчество, создание чего-то нового, неизвестного ранее, что приносит не меньший положительный заряд, чем погружение в виртуальное пространство. Для художника это написание картины. Поэт радуется найденной удачной рифме и написанному стихотворению. Скульптор — схожести статуи с оригиналом, а ремесленник — уникальной вещи, сделанной собственными руками.

Но есть вид человеческой деятельности, который в какой-то мере объединяет в себе все вышеперечисленные приложения рук и ума. Это инженерия, а конкретнее — изобретательство. Сначала инженер-изобретатель «пишет стихотворение», вынашивая в уме конструкторскую идею лучшую и более полезную, чем известные аналоги. Затем «рисует картину», делая расчеты и разрабатывая чертежи на опытный образец, который должен воплотить эту идею в металле. И наконец, либо контролирует изготовление своего детища другими людьми, либо сам в каком-нибудь гараже «ваяет» его из подручных материалов, чтобы потом испытать и убедиться в правильности замысла. Все эти этапы настолько затягивают и поглощают, что на другие занятия просто не остается времени.

Вот и мне удается вернуться в профессию своей молодости и вновь оказаться в плену изобретательства. В результате этой «неволи» появляется, сначала российский патент на изобретение,

а затем и американский,

которые бесполезными бумажками украшают стену, пока в руках не возникает зуд превратить их в реальный, осязаемый предмет. Почти год «вторых смен» в домашней мастерской, энное количество денежных затрат, и вот — просто красивые грамоты трансформируются в «нарезной» арбалет, закручивающий стрелу при выстреле, как винтовка пулю.

Когда первые стрельбы подтверждают задуманные характеристики, накатывают непередаваемые эмоции: от гордости за результат своих трудов до радости за окончание очередного этапа работы. Наверное, что-то похожее испытывает женщина, впервые взявшая в руки только родившегося ребенка. Ну а дальше, естественно, приходят мысли о «воспитании» своего детища — переводе проекта на коммерческие рельсы. Но это уже другая история.

Хотя, кажется, и тем, что сказано, отвлекся от наших «шашек». Возвращаемся к началу.

Этот рассказ имеет несколько нестандартный для Дрома формат. Он адресован скорее тем, кто интересуется малоизвестными местами нашей страны, но куда все же можно добраться на автомобиле, а не любителям отчетов-«справочников». Поэтому здесь не будет описаний гостиниц и едален. Их сейчас, при неплохо развитой дорожной инфраструктуре, можно найти на любой кошелек и каприз. Не будет и «смакования» блюд, фотографии которых так любят помещать в отчетах некоторые авторы. А кому все же необходима такая информация, то ее, покопавшись, можно найти в интернете, да и хоть здесь на Дроме. А вот на дагестанские красоты и интересности постараюсь обратить все внимание читателя.

Маршрутов с Урала до Махачкалы, которая и будет отправной точкой для наших виртуальных вылазок, существует бесконечное множество, стоит только посидеть над картой. Мой же вариант, отработанный в нескольких поездках, такой: Пермь — Куеда — Дюртюли — Октябрьский — Тольятти — Сызрань — (по объездной) — Саратов — Камышин — Волгоград — Элиста — Артезиан — Кизляр — Махачкала.

По расстоянию ~ 2500 км, которые при непрерывном в течение суток режиме езды, с отдыхом по мере наступления усталости, летом удается преодолеть на «Ниве» примерно за 40 часов, зимой – за 44-46 часов в зависимости от погоды.

В весенние каникулы 2018 года этот маршрут был пройден в очередной раз, чтобы отдохнуть пару недель у родственников, порыбачить и покататься по горам.

О трех из совершенных вылазок в горы и пойдет речь.

Поездка 1. Горное село Куруш и его окрестности

Эта глава — первая, рассказывающая об уникальном селе в нашей самой южной северокавказской республике, куда, как правило, не забредает турист, впервые в нее попавший, и о котором вряд ли слышал, а тем более, где бывал кто-то из читателей Дрома. Именно поэтому с него и начинаю.

И действительно, у многих, кто собирается в республику, на слуху такие ее природные и исторические достопримечательности как Сулакский каньон, крупнейший в Евразии бархан Сары-Кум, горный аул Гуниб — убежище имама Шамиля во время Кавказской войны, водопад Тобот на Хунзахском плато, Дербентская крепость, озеро Казеной-Ам на границе с Чечней и некоторые другие. Вот и я в первое посещение Дагестана ограничился этим перечнем, добавив к нему пару-тройку менее известных туристических мест, и то лишь, благодаря наличию в моем распоряжении автомобиля. О них уже когда-то рассказывал в своих заметках «От Урала до кавказских гор Дагестана и Чечни. Части 1,2,3».

Однако республика, несмотря на свою относительную компактность, помимо хорошо известных достопримечательностей, богата еще многими другими, но тоже очень интересными природными и историческими местами. Ведь это страна гор с присущими им красотами. К тому же на ее территории за многие столетия оставили свои следы вихри битв, миграция народов и другие людские события. Узнать пусть не обо всех, но многих дагестанских достопримечательностях оказалось не так уж сложно, стоило лишь пару вечеров «покопаться» в интернете. Другой вопрос, что добираться до некоторых из Махачкалы общественным транспортом довольно неудобно. Но эта проблема не моя. «Нива», на которой приехал в Дагестан, почти не знает преград, а одна из целей пребывания здесь как раз познание нового, невзирая на расстояния.

Вот и желание познакомиться с самым высокогорным селом Европы и самым южным в России по названию Куруш, расположенным возле границы с Азербайджаном, показалось вполне осуществимым. Пропуск в пограничную зону заказан еще из дома по электронной почте и получен по приезду в Дагестан в пограничном управлении, дислоцирующемся в г. Каспийске.

Остальное — дело времени и водительской осмотрительности. Ведь проехать предстоит порядка 180 километров по трассе М29 «Кавказ», где соблюдение правил движения местными джигитами носит весьма условный характер. А потом надо будет преодолеть еще 80 километров горных дорог Магарамкентского и Докузпаринского районов.

В один из дней и отправляюсь по этому маршруту.

Сама трасса М29 для меня не представляет особого интереса. Ведь периодически курсирую по ней с 2010 года, когда ездили в Иран. Слева равнина с открывающимся кое-где морем, справа — то удаляющиеся, то приближающиеся гряды невысоких гор.

А через каждые десять-двадцать километров на дорогу нанизаны поселки и небольшие городки, обличье которых из машины видится почти одинаковым и представляет собой череду магазинов, заправок, моек, каких-то мастерских и других заведений, необходимых проезжающим. Разве что гора Пушкин-Тау напротив городка Избербаш привлекает внимание,...

...да древний Дербент со своей крепостью Нарын-Кала снова заставляет заехать в город и поснимать красивые виды.

Зато после съезда с трассы М29 и поворота за селом Гапцах на Запад в сторону Магарамкента, пейзажи начинают стремительно меняться. Не успеваю проехать и пары десятков километров, как на горизонте возникает могучее нагорье Шахдаг высотой более трех тысяч метров.

 Вскоре появляется накрытая облаком вершина горы Шалбуздаг (4120 м),

а дорога вырывается на берег реки Самур

и дальше не покидает его до самого села Усухчай.

В Усухчае снова поворот на юг, теперь уже непосредственно к селу Куруш. До него остается чуть более 20 километров горной грунтовой дороги.

На выезде из села всех проезжающих тормозит пограничный патруль. Проверяют документы, в том числе наличие пропуска в погранзону. У меня они в порядке. Еду дальше. Дорога проходит по долине одноименной реки Усухчай, и с первых же километров перед взором открываются захватывающие дух, великолепные горные пейзажи.


Нагорье Шахдаг.


Гора Шалбуздаг.


Долина реки Усухчай.

В десятке километров от Усухчая у подножия горы раскинулось село Каладжух, последнее перед Курушем.

Здесь за окраиной села подбираю жителя Куруша, голосующего у дороги, и правильно делаю.

Пока едем, Рамазан (так зовут моего попутчика) рассказывает, чем живет село сейчас, немного его историю. Оказывается, в начале пятидесятых годов прошлого века всех жителей Куруша пытались переселить на равнину в Кизлярский район Дагестана. Большинство уехали, но полтора десятка семей наотрез отказались переселяться. Они-то и положили начало последующему возрождению села. Жизнь на равнине для многих горцев оказалась невыносимой, и они постепенно начали возвращаться. Сейчас в селе около 800 жителей, есть школа-десятилетка, где обучается сотня школьников. Народ занимается в основном скотоводством,

возделывают огороды, на которых вызревает только картошка. Ведь село расположено на высоте 2560 метров, где уже отсутствует какая-либо древесная растительность.

За разговором время проходит незаметно, и мы почти добираемся до Куруша, хоть и приходится часто останавливаться для съемки горных видов. А они здесь на подъезде к селу непривычному человеку просто сносят голову. Справа возвышается зубчатая вершина Шалбуздага (4150 м),

слева, словно в противовес ее каменному хаосу, ограничивает горизонт на первый взгляд почти гладкая, вздымающаяся в небо на тысячу метров, стена Ерыдаг (3925 м над уровнем океана).

А впереди сверкает белизной склонов величественная вершина Базардюзю (4460 м) в окружении своих более низких соседок.

Наконец, добираемся до села.

Для начала Рамазан, несмотря на мои отнекивания, тащит к себе домой «на чай». Уже зная, что такое чай по-дагестански, категорически отказываюсь от спиртного, а вот еду, чтобы не обижать хозяйку, приходится дождаться и отведать всю. А потом вместе идем знакомиться с селом.


Центральная улица.


Улица, где живет мой новый знакомый.


Школа.

Ну, что сказать... Село, как село.

Видывал и похуже села, да не где-нибудь, а в центральной России. Единственное, что сразу бросается в глаза, это полное отсутствие каких-либо деревьев и кустарников из-за высоты, а также заборы и «скирды» из кизяка. Скота здесь много. Завозить дрова или уголь дорого, трубопроводного газа нет. Поэтому кизяк как топливо для отопления домов и приготовления пищи вне конкуренции.

Пройдя за полчаса все село вдоль и поперек, идем на годекан. Это место, где в свободное время собираются «кумушки» обоих полов и обсуждают свои сельские и мировые насущные проблемы. Рамазан представляет меня присутствующим как туриста, специально приехавшего с Урала, чтобы посмотреть на самое высокогорное село Европы. То ли это, а может, что-то еще, но народ воспринимает меня достаточно благосклонно и даже соглашается сделать совместное фото.

Завязывается беседа, в ходе которой узнаю, что в селе со дня на день ждут приезда альпинистов. Ведь многие подрабатывают во время альпинистского сезона продажей различных товаров и оказанием услуг. Оказывается, стена Ерыдаг и окружающие Куруш вершины...

...являются своего рода Меккой для российских, и не только, альпинистов, где проводятся различные соревнования, тренировки по скальным восхождениям, подъемы на Базардюзю и Шалбуздаг. В течение всего альпинистского сезона в долине р. Усухчай разбит альпинистский лагерь и кипит жизнь.

Маршруты покорения Ерыдага. Фото из Интернета с сайта.

Кстати, гора Шалбуздаг объект не только альпинистского интереса. Она считается священной у мусульман Дагестана и является объектом паломничества. В течение примерно месяца, с середины июля и до середины августа, сотни верующих со всех концов республики совершают т. н. «малый хадж», взбираясь пешком по западной относительно пологой стороне горы,...

...(от села Мискинджа) на плато с религиозными святынями, находящееся на ее вершине.

Ерыдаг же — это российский аналог скалы Эль Капитан в национальном парке Йосемити (США), только более «крутой» в плане высоты и условий восхождения.


Скала эль Капитан. Собственное фото.

Высота этого «камушка» 2307 метров над уровнем моря, на 910 метров он возвышается над долиной. Его передняя стенка абсолютно вертикальная и облюбована американскими скалолазами для восхождений. С трудом верится, что на нее можно забраться с помощью рук и ног, доверяя свою жизнь только страховочной веревке и стальным крюкам, но это — факт. Рекордсмены умудряются залезть на эту стенку за несколько часов. Рядовым скалолазам одного светового дня на восхождение не хватает, приходится ночевать на специальной платформе.


Подготовка к ночевке на Эль Капитане. Собственное фото.

Покорение Ерыдага в самой высокой части (1000 м вертикальной стены), судя по интернету, более трудный процесс и занимает несколько дней. Так что, здесь мы впереди.

При разговоре, узнав, что я приехал на «Ниве», аборигены советуют подняться выше села в сторону азербайджанской границы. Там, с их слов, еще более красивые виды. Воспользовавшись советом, нисколько не жалею. Во-первых, село предстает как на ладони на фоне стены Ерыдага.

Во-вторых, отлично видно долину реки Усухчай,...

...параллельные ей горные хребты, уходящие к границе,...

... а также гору Базардюзю с облачной шапкой над вершиной.

 Ну, и наконец, кто же откажется, имея такую возможность, сфотографировать свою «ласточку» на фоне облаков.

На этом свою миссию по знакомству с самым высокогорным селом Европы считаю выполненной. Возвращаюсь в село, прощаюсь с Рамазаном и начинаю обратный путь. И хотя спускаюсь той же дорогой, по которой уже проехал, в обратном направлении все выглядит по-новому и не менее интересно.

Дорожный серпантин,...

...склоны гор в свете закатного солнца...

...радуют глаз и вызывают удовлетворение от того, что побывал в таком интересном месте.

 Километр за километром, и вот уже еду по долине Самура, а еще через четыре часа добираюсь до Махачкалы.

 Все. Путешествие закончено. День прожит не зря!

Поездка 2. Карадахская теснина – дагестанское чудо гор

Слышали что-нибудь о Карадахской теснине? Нет? И немудрено. Дагестанцы-то не все знают, что это такое, и где находится.

А что такое ущелье Антилопы в США, знаете, были там?


Ущелье Антилопы. Штат Аризона. США. Фото из Интернета.

Тоже нет? Тогда вам сюда в эту главу, потому что место, о котором пойдет речь, это уменьшенная копия знаменитого американского природного чуда — ущелья, прорезанного рекой в скальной породе за миллионы лет. И чтобы увидеть его, достаточно добраться на машине или иным транспортом до города Махачкала, а потом преодолеть всего лишь 120 километров до села Карадах на границе Хунзахского и Гунибского районов республики.

Дальше все просто. Переезжаем мост через реку Аварское Койсу, на первом же перекрестке сворачиваем на грунтовую дорогу до села Мурада и, проехав по ней чуть более трех километров, останавливаемся перед мостом через речку Квартах.

Здесь и находится начало маршрута длиной с километр до входа в теснину.

В один из дней направляюсь к этому месту.

Маршрут вроде простой: Махачкала — Буйнакск — Шамилькала и дальше вдоль реки Аварское Койсу до села Карадах. Судя по карте, везде асфальт.


Буйнакский перевал близ Махачкалы.

Однако мой замечательный навигатор, как и в Европе в прошлом году, опять «решает», что мы не ищем легких путей, и от районного центра Буйнакск направляет к нужной точке более короткой, но грунтовой дорогой через село Нижнее Казанище.

Когда обнаруживаю, что еду «неправильной» дорогой, возвращаться уже поздно. Да и для «Нивы» все равно, какая она, лишь бы была. А дорога ведет по интересным и красивым местам. Сначала на пути встречается мраморный карьер.

Ну как не заехать и не понаблюдать процесс добычи мрамора. Оказывается, глыбы выпиливают из мраморной горы канатной пилой, а потом краном грузят на трейлеры и увозят потребителям.

 

После карьера дорога долго взбирается на перевал с памятником красноармейцам гражданской войны наверху,...

...откуда открывается чудесный вид на село Аракани.

А потом спуск вниз по головокружительному серпантину...

... к реке Аварское Койсу.

Дальше дорога идет вдоль реки, то по самому ее берегу,...

...то удаляется от него, открывая великолепные горные пейзажи.

Потратив время на всевозможные остановки для уточнения маршрута, съемки, пешие прогулки, перекус, возле нужного мне мостика оказываюсь, когда до заката солнца остается не более часа. Приходится торопиться. Последние туристы, уже собирающиеся уезжать, подсказывают, что лучше надеть сапоги, если они есть, и это оказывается не лишним. В каменных воротах сразу за мостом...

...приходится перейти речку, что сделать, не замочив ног из-за наносов ила, довольно проблематично. Дальше тропа проложена по долине этой речушки, каковой ее назвать язык-то не поворачивается, скорее ручейка.

По мере подъема вверх по течению реки скалы подступают все ближе,...

...и все выше нависают над головой,…

...пока, наконец, не образуют коридор шириной не более пяти метров с узкой полоской неба наверху.

Дальше каменные стены этого коридора то расступаются, то сжимают его, чуть ли не до двух метров, при этом не оставляет ощущение, что погружаешься в самое чрево земли. Ведь над головой более ста метров скальной породы, причудливо изрезанной и отполированной водой.

Даже не верится, что это результат работы маленького ручейка, текущего под ногами.

Тем не менее, это так. За многие тысячелетия отрог Дарадинского хребта Гачамеэр высотою 400-500 метров пропилен этой речушкой на протяжении более 400 метров и на глубину более 150 метров с образованием узкой каменной щели.

Здесь стоит сумрак и жуткая тишина. Не слышно ни шума ветра, ни пения птиц. Лишь слабое журчание воды под ногами напоминает о реальности окружающего мира. А поскольку знаю, что нахожусь здесь один, не покидает ощущение тревоги и опасности, ожидающей за очередным поворотом.

И действительно, когда доходишь до огромных валунов, скатившихся в ущелье и застрявших между стен,...

...приходится сделать над собой усилие, чтобы заставить пройти под ними с мыслью: «Они ведь давно здесь висят. Вероятность, что сорвутся сейчас, практически нулевая». И, тем не менее, когда они оказываются над головой, чувствуешь всплеск адреналина в крови и ускоряешь шаг.

Таких висячих «Кьераг-Болтонов» (Кьераг-Болтон — знаменитый камень, застрявший над пропастью в Норвегии — автор) на пути встречается два-три, да еще парочка уже свалившихся вниз. Так что, эмоций хватает.

Но все когда-нибудь заканчивается. Через полкилометра узкого каменного коридора теснина начинает расширяться, появляется растительность.

Ну, а речушка, миновав завал из камней,...

...превращается в небольшой водопад.

Впрочем, это он сейчас небольшой. Можно представить, что здесь творится во время таяния снега или после ливня в горах. Хотя, пройдя еще немного, вижу, что и представлять ничего не нужно. За водопадом получаю реальную картину, свидетельствующую о мощи воды, ее способности ворочать многотонные камни.


Фото сделано автоспуском.

На этом прогулку заканчиваю. Начинает смеркаться, а в темноте есть вероятность получить травму, последствия которой для меня, находящегося в одиночестве, могут быть печальны. Ведь на маршруте есть пара мест, где надо быть чрезвычайно внимательным и точным в движениях, таких, например, как подъем (спуск) по этой лесенке.

Но все проходит нормально, хоть и возвращаюсь к машине уже в сумерках.

Ну, а до Махачкалы, как обычно, добираюсь ночью.

Интересная получилась вылазка, уж поверьте! И место это, будь оно где-нибудь в Европе, являлось бы объектом притяжения тысяч туристов. А, может, оно и лучше, что теснина эта «неизвестна»? Мне, например, люди были не нужны.

Поездка 3. Исторический аул-призрак Гамсутль

Уж и не помню, где узнал об этом месте, но собираясь в очередной раз в Дагестан, наметил туда съездить. Тем более что от Махачкалы он находится сравнительно недалеко, рядом со знаменитым аулом Гуниб, где уже бывал.

В один из дней сажусь в свою «Ниву» и направляюсь по уже знакомому маршруту.

Почти по этой же этой же дороге ездил в Карадахскую теснину, только от села Майданское туда надо ехать на запад, а к Гунибу уходить на юг через Гергебиль. Но дорога и здесь очень живописная. Она проходит то по межгорным долинам,...

...то по склонам гор,...

...открывая их суровую красоту.

А когда спускается на берег Гергебильского водохранилища,...

... виды становятся еще более захватывающими.

Проехав плотину, вскоре добираюсь до Гуниба.

Да, хорошее, неприступное место выбрал в свое время для убежища мятежный имам Шамиль. Два года назад снимал окрестности этого аула от памятника «Журавли», что виднеется в правой части снимка,...

...а теперь вот гляжу на него с дороги, проходящей мимо, под противоположной горой.

По этой дороге еду...

... в аул Чох, что в шестнадцати километрах южнее Гуниба,...

...а от него до Гамсутля рукой подать. Пересекаешь по мостику речушку Цамитичай, и около четырех километров надо подниматься в гору, чтобы достичь высоты почти полтора километра, на которой расположен аул.

На машине удается проехать примерно половину этого расстояния.

Дальше дорога, когда-то ведшая до села, разрушена, и приходится идти пешком. Но это интересная, хоть и не легкая прогулка. Тропинка довольно круто уходит вверх...

...и надо прикладывать немалые усилия, чтобы преодолевать подъем. Скорость ходьбы получается не выше двух километров в час. Зато есть возможность разглядывать противоположную стену ущелья, обрывающегося вниз, справа от тропинки.

Во время ходьбы все время мучает вопрос: «А где же переход на ту сторону?» Ведь, развалины, которые были там видны с места стоянки машины, воспринимались мной ошибочно как Гамсутль. Но это всего лишь хутор, который использовался в летнее время, когда Гамсутль был жилым. Сам же аул появляется внезапно, как только минуешь родник.

Родник, кстати, не простой. Об этом источнике местные жители рассказывают, что его вода живая, обладает омолаживающим эффектом и наделяет невероятной силой. Попив водички, ни того, ни другого не чувствую, но оставшиеся пару сотен метров до аула преодолеваю легко.

Перед входом в аул встречает приветственная табличка.

А надпись на одной из стен предупреждает о возможном обрушении построек. Ну что же, ценная информация. Начинаю осмотр. И действительно, старые стены покрыты трещинами, а во многих местах они обвалились,

обнажив скальное основание, на котором были построены.

Развалины покрыты буйными зарослями крапивы, папоротника и еще каких-то растений.

На некоторых постройках уже выросли деревья.

Эта разруха производит гнетущее впечатление. Ведь еще сравнительно недавно по историческим меркам, в 70-е годы прошлого века, это было полноценное село со всей необходимой инфраструктурой — школой, магазином, клубом, фельдшерским пунктом. Тогда здесь проживало около трехсот человек. Но это уже было начало конца поселения, которому по историческим документам и археологическим находкам более двух тысяч лет. «Перестройка» окончательно уничтожила село. К середине 90-х годов в нем оставалось всего 10 человек, к 2010 году в ауле было 3 жителя, к 2015 году — один — Абдулджалил Абдулджалилов.

К нему мы еще вернемся, а пока продолжим нашу прогулку. Поднявшись в верхнюю часть села, окидываю взором все его расположение на вершине горы.

Ничего не напоминает? А мне эти виды показались очень похожими на кладбище с полустертыми с лица земли могилами. Вообще, люблю при случае побродить по старому погосту. Вглядываясь в выцветшие фотографии, вчитываясь в надписи на памятниках и крестах, словно переносишься в прошлое. Пытаешься понять устремления лежащих под ногами людей, представить их при жизни, и на фоне чужого бытия и смерти понять свое предназначение. Вот и здесь в покинутом селе испытываю те же чувства и эмоции.

 Спустившись вниз,...

...брожу по разрушенным подворьям, пытаюсь представить, кто в них обитал.

Вот большая комната. Наверное, в ней собиралась семья для трапезы или по торжественному случаю.

За этими дверями, даже сейчас сохранившими свою добротность и красоту, видимо, жил состоятельный хозяин.

А эти ворота, похоже, пережили не только смену хозяев дома, который они защищали, но и смену религий, в которые они веровали.

Наконец, пройдя по склону вдоль ряда разрушенных домов, оказываюсь возле строения, которое снаружи выглядит более-менее сохранившимся.

Это дом последнего жителя Гамсутля Абдулжалила Абдулжалилова, который более 20 лет обитал здесь отшельником. Когда-то он покидал родные места в поисках лучшей доли, но вскоре вернулся назад. Занимался пчеловодством,

вел свое нехитрое хозяйство,

а в свободное время читал газеты и книги, которые приносил из соседнего села Чох, писал историческую работу. В шутку пришлым туристам называл себя «мэром» и «президентом» Гамсутля. В 2015 году Абдулжалила не стало, а вместе с ним умерло и село. Теперь о его былой жизни напоминают только «могильные холмики» развалин домов на вершине горы, да остатки дороги, что ведет наверх. Вот по этой дороге, вернее тропинке...

...возвращаюсь к машине. Да не с пустыми руками, а с сувениром, найденным возле одного из домов — старой пилой.

Пока отдыхаю и перекусываю, оказываюсь в «плену» овечьего стада.

Сотни овец окружают машину, заполоняют дорогу и склон горы, где нахожусь.

Подошедший пастух поясняет, что они гонят хозяйское стадо стоимостью около 10 миллионов рублей с равнины от города Хасавюрт на горные летние пастбища близ границы с Грузией. Осталось две недели пути, а всего перегон занимает больше месяца. Все необходимое для существования трех пастухов, сопровождающих стадо, везут на лошадях.

Дождавшись, когда овцы освобождают дорогу и поднимаются выше по склону горы, бросаю последний взгляд на Гамсутль...

...и покидаю это атмосферное место.

Окружающие пейзажи, словно понимая мое эмоциональное состояние от увиденного запустения, поддерживают философский настрой видами заброшенных террас.

Нет, не зря совершена эта поездка. Что-то она во мне изменила, и не только в познавательном плане. Ну, а заметка и рассказ в целом, надеюсь, оказались интересны и для читателей.


Дром

Комментарии

Хочукрузер
Новосибирск
Красота! Прихожу к выводу, что Шнива - автомобиль для индивидуальных путешествий в горы... Уже писал, что продал свою после того, как она чуть не сдохла при подъёме на Семинский перевал на Алтае (ехали вчетвером), а тут автор катается практически по напрвлениям куда хочет..
39
10
Ответить
  
Челябинск
Сообщений: 14950
После того, как у соседей отец в советское еще время попал в рабство в эти солнечные края... Лучше дружите с тиграми в дикой природе...
60
24
Ответить
12142813
Очень интересный маршрут и рассказ! Фото классные! Еще бы что- нибудь из Расула Гамзатова!.. Да российско-американский патент можно было привязать к красотам Дагестана...
9
14
Ответить
    
Барнаул
Сообщений: 33
Отличный рассказ! Село Гамсутль очень впечатлило, завораживает загадочностью.
24
6
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 881
Алексей, с возвращением!!!! Рад тебя видеть, мысленно жму руку!
23
6
Ответить
Олег
Лузино
Хочукрузер
Красота! Прихожу к выводу, что Шнива - автомобиль для индивидуальных путешествий в горы... Уже писал, что продал свою после того, как она чуть не сдохла при подъёме на Семинский перевал на Алтае (ехали вчетвером), а тут автор катается практически по напрвлениям куда хочет..
Что с вашей Нивой было не то. Когда у меня была Нива , ехал куда хотел и как хотел.
13
7
Ответить
    
Сообщений: 1157
Интересно, спасибо.
Во что обошлось оформление патентов?
8
9
Ответить
Ну ваще! Не страшно было? Вдруг рабство, зиндан и кирпичный завод? Есть же менее экстермальные развлечения - с парашютом там прыгнуть, с акулами понырять...
42
25
Ответить
Станислав
Екатеринбург
Отчет хороший, сейчас как раз планирую маршрут по Дагестану на май, я не понял зачем вы с каждой точки в Махачкалу возвращались.
12
5
Ответить
  
Орел
Сообщений: 496
12142813
Очень интересный маршрут и рассказ! Фото классные! Еще бы что- нибудь из Расула Гамзатова!.. Да российско-американский патент можно было привязать к красотам Дагестана...
Были и на родине Расула Гамзатова, на фото его родовое село, это по дороге в местечко под названием Матлас. Гамсутль не посещали, может в очередной раз заскочим и то, неизвестно когда он будет, этот очередной раз, откровенно говоря четырёх поездок в Дагестан хватило, что бы при случае сказать, типа, были, знаем))))) В преддверии пляжного сезона хочу сказать, однозначно стоит туда съездить, если не были ни разу, даже не ради поездок "по горам", а просто на море. Тихо, спокойно, дёшево и никому не до кого там дела нет, вот абсолютно. За ночную или вечернюю жизнь сказать ничего не могу, т.к. с женой находимся в том возрасте, что своё мы под Бонни М отплясали, да и селились подальше от народа, поэтому вечерами, придя с моря, дегустировали что - нибудь местное, обсуждая прошедший день и строили планы на завтра. Так и засыпали счастливыми под звуки цикад. На последнем фото, она самая.
27
6
Ответить
Владимир
Чуждый нашему менталитету, враждебный, коварный, преступный регион. Отдали бы его в свое время Турции, было бы гораздо лучше.
30
85
Ответить
   
Железнодорожный моск. обл.
Сообщений: 779
Про менталитет согласен, а про враждебность, коварство, преступность - нет. Ничего такого во время своей поездки в Дагестан я не заметил. Может стоить съездить самим, оторвавшись от зомбоящика, и убедиться в обратном.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3
54
12
Ответить
Владимир
suvfan
Про менталитет согласен, а про враждебность, коварство, преступность - нет. Ничего такого во время своей поездки в Дагестан я не заметил. Может стоить съездить самим, оторвавшись от зомбоящика, и убедиться в обратном.
Зачем ездить в Дагестан, чтобы понять как они себя ведут. Достаточно пожить в Москве, туда весь Дагестан съехался.
38
33
Ответить
     
Снежинск
Сообщений: 126
То ли сильно рисковый пермяк, то ли сам местных корней...
25
7
Ответить
  
Сообщений: 286
Хочукрузер
Красота! Прихожу к выводу, что Шнива - автомобиль для индивидуальных путешествий в горы... Уже писал, что продал свою после того, как она чуть не сдохла при подъёме на Семинский перевал на Алтае (ехали вчетвером), а тут автор катается практически по напрвлениям куда хочет..
понижайку надо было включить
Мой отзыв: Лада Веста 2020
5
5
Ответить
    
Курган
Сообщений: 1169
Чето афтор фио затирал, но на патентах и так понятно, хоть и латиница
Давайте организуем фан-клуб Владимира Ветра!
12
2
Ответить
     
Снежинск
Сообщений: 126
Ещё раз пробежался по тексту чтобы понять, при чем здесь патенты. Уяснил. Цитирую: "В весенние каникулы 2018 года этот маршрут был пройден в очередной раз, чтобы отдохнуть пару недель у родственников, порыбачить и покататься по горам." Да на здоровье. Но, какие тут риски, проработка маршрутов, восторги первооткрывателя, советы дромовцам? Все проще. Распирает от гордости за патенты, решил и нам о них рассказать в первых строках. . А фото гор (меня не впечатлили), это так, что бы совсем из тематики форума не выпасть.
15
43
Ответить
     
Снежинск
Сообщений: 126
Станислав
Отчет хороший, сейчас как раз планирую маршрут по Дагестану на май, я не понял зачем вы с каждой точки в Махачкалу возвращались.
К родственникам.
12
2
Ответить
12142813
Владимир
Чуждый нашему менталитету, враждебный, коварный, преступный регион. Отдали бы его в свое время Турции, было бы гораздо лучше.
Казань и Астрахань б не брали
В Сибирь к Кучуму не ногой
Кавказ бы туркам мы *******и
Москва, навеки я с тобой
Поморье викингам в подарок
Тевтонам Новгород и Псков
От попы маленький огарок
Остались Пенза и Тамбов
А шведам Питер град Петра
Хохлам, татарам Крым прекрасный Гудбай огромная страна
Владимир, Вы эксперт опасный......
76
10
Ответить
   
Поребрик Сити
Сообщений: 25997
Красотища...
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
10
6
Ответить
Пейзажи завораживают!!!
17
6
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1579
Красотища! Уверен, что дагестанцы в Дагестане - совершенно не такие, как дагестанцы.. не в Дагестане. Хотя, всех под одну гребенку стричь - тоже неправильно. Не, не поеду. Но фотки смотрел с удовольствием, спасибо.
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
35
5
Ответить
   
West Siberia
Сообщений: 19533
Прикольно :)
А что замазано на фото №117 вверху - белое пятно ?
Правильное внедрение 1С
IT консультант вашего бизнеса
Фотовидеосъемка контента для маркетплейсов
Мой отзыв: Honda Civic 1997
2
1
Ответить
1
Ноябрьск
Романов Алексей Магомедович?
9
4
Ответить
Сергей
На машине в Дагестан? Надо быть либо идиотом, либо сверхбогачом! Там на каждом углу стоят оборотни в погонах! И каждый хочет с вас взять денег! Кавказ для поездок на авто - аттракцион для мазохистов!
14
40
Ответить
Сергей
suvfan
Про менталитет согласен, а про враждебность, коварство, преступность - нет. Ничего такого во время своей поездки в Дагестан я не заметил. Может стоить съездить самим, оторвавшись от зомбоящика, и убедиться в обратном.
Нет. Там реально ненавидят русских. Особенно тамошние менты.
14
28
Ответить
yakushev
Пермь
Владимир
Чуждый нашему менталитету, враждебный, коварный, преступный регион. Отдали бы его в свое время Турции, было бы гораздо лучше.
Либералы и москвичи всю Россию готовы отдать, кроме своих сбережений.
14
8
Ответить
yakushev
Пермь
Raiser, давно вас не было. Даже в комментах. Хорошая поездка, земляк.
16
9
Ответить
Сергей
yakushev
Либералы и москвичи всю Россию готовы отдать, кроме своих сбережений.
Ну сгоняй на авто на Кавказ. Это тебе не в Перми философствовать. Там тебе реально соленые уши могут отрезать.
10
24
Ответить
     
Снежинск
Сообщений: 126
Сергей
На машине в Дагестан? Надо быть либо идиотом, либо сверхбогачом! Там на каждом углу стоят оборотни в погонах! И каждый хочет с вас взять денег! Кавказ для поездок на авто - аттракцион для мазохистов!
Автор не настоящий пермяк. Как видно из текста, он регулярно ездит в Махачкалу к родственникам. Это не автотурист из глубинки России.
16
4
Ответить
     
Снежинск
Сообщений: 126
Красотища? Не увидел. Увидел бедность, убогость быта, заброшенность когда-то плодородных террас, тучные отары местных латифундистов. Но, это проблема не только Дагестана и дагестанцев. Молодежь и в русских селах жить не хочет. Поля в российской глубинке, как и террасы в Дагестане, тоже зарастают травой и кустарником. Население страны кучкуется возле очагов коммунального рая. Нет села - нет настоящих продуктов. Вот и жуем пальмовое масло.
39
10
Ответить
   
Железнодорожный моск. обл.
Сообщений: 779
ValerySNZ
Красотища? Не увидел. Увидел бедность, убогость быта, заброшенность когда-то плодородных террас, тучные отары местных латифундистов. Но, это проблема не только Дагестана и дагестанцев. Молодежь и в русских...
Каждый прежде всего видит то, что желает увидеть.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3
14
10
Ответить
     
Снежинск
Сообщений: 126
suvfan
Каждый прежде всего видит то, что желает увидеть.
Вижу то, что на фото. А просто горный пейзаж есть и живописнее. Я это видел в натуре.
8
10
Ответить
 
Питер
Сообщений: 179
Алексей, спасибо за рассказ! За вступление, за легкочитаемый и хорошо воспринимаемый слог, за фотографии, за мысли по тексту рассказа и новый, незаезженный маршрут на этом сайте, за нечастое удовольствие от прочтения отчетов об автопутешествиях. Удачи!
https://dm-nodal.livejournal.com/2020/11/04/ - цикл моих рассказов о путешествиях на Русский Север
20
7
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 778
Алексей, очень рад видеть Вас на форуме в добром здравии и не утратившим вкус к путешествиям!

Горы прекрасны. По Дагестану я и с детьми катался на машине, хотя в эти малоизвестные уголки не залезал. А этим летом, Бог даст, вживую повидал и те места, с которыми Вы сравниваете эти достопримечательности! ;)
11
7
Ответить
     
Новороссийск
Сообщений: 80
Сергей
Ну сгоняй на авто на Кавказ. Это тебе не в Перми философствовать. Там тебе реально соленые уши могут отрезать.
Не понимаю откуда такие мысли о Кавказе. Скажу честно в Дагестане не был, но КБР, КЧР, РСО посещал регулярно. Проблем не возникало.
18
7
Ответить
Ivanyc1
Сергей
На машине в Дагестан? Надо быть либо идиотом, либо сверхбогачом! Там на каждом углу стоят оборотни в погонах! И каждый хочет с вас взять денег! Кавказ для поездок на авто - аттракцион для мазохистов!
Ну что за глупости? Был в прошлом году в Махачкале и, соответственно, за ее пределами. Да - в городе и на трассах они гоняют как черти, но на постах ДПС, в большинстве своем, стоят приезжие славяне (в погонах). Им до вас нет никакого дела. Останавливают развалюхи и тех, кто уж совсем наплевал на ПДД. Шумят, жестикулируют - но без агрессии.
16
6
Ответить
 
Сообщений: 198
Красивые места! Спасибо автору.
Сам ездил в августе 2018 года на абсолютно новой Камри (только из автосалона) в КЧР, Чечню, Дагестан. Один мужчина, жена и трое маленьких детей. Проблем не было! Как себя будешь вести, так и к вам будут относиться. Поэтому любителям выпить, да распущенно пьяным искать приключения на улице скажу - сидите лучше дома.
Адекватным же людям ездить можно. Спокойно, вежливо и с удовольствием.
Мой отзыв: Toyota Camry 2018
24
6
Ответить
 
Сообщений: 198
Алексяндр
Красивые места! Спасибо автору. Сам ездил в августе 2018 года на абсолютно новой Камри (только из автосалона) в КЧР, Чечню, Дагестан. Один мужчина, жена и трое маленьких детей. Проблем не было! Как себя...
Чтобы не было сомнений в моих словах:
19
5
Ответить
  
Орел
Сообщений: 496
Сергей
На машине в Дагестан? Надо быть либо идиотом, либо сверхбогачом! Там на каждом углу стоят оборотни в погонах! И каждый хочет с вас взять денег! Кавказ для поездок на авто - аттракцион для мазохистов!
Дружище, Сергей, ты не с быдлоклассников сбежал, только там практически каждый день про ужасы рассказывают и при этом просят поставить класс))))
19
7
Ответить
Хочукрузер
Новосибирск
Василий Берестов
понижайку надо было включить
9 километров на пониженной передаче? Печка и так была на полную. К стелле на перевале подползал на первой передаче с воющими вентиляторами...
2
2
Ответить
   
Сургут
Сообщений: 715
Красивая Республика! Тоже хочется там побывать и посмотреть на великолепные горы и старинные оборонительные башни, дома-крепости, как в с. Ицари. А дагестанцы, такие же люди как и все мы. Немало лет проработал с дагестанцами рядом, и ничего плохого не могу о них сказать. Путешествие интересное, но ещё больше красот Кавказа осталось за пределами рассказа. Читаю уже не первый отчёт на дроме о Дагестане. Думаю это не последний рассказ о горной Республике.
Suzuki Grand Vitara;МКПП; бензин, 2л.
Мой отзыв: Suzuki Grand Vitara 2010
21
4
Ответить
Евгений
Новосибирск
Владимир
Зачем ездить в Дагестан, чтобы понять как они себя ведут. Достаточно пожить в Москве, туда весь Дагестан съехался.
У себя дома местные жители ведут себя хорошо, это в москве и тп городах ох.....евают.
12
4
Ответить
     
Снежинск
Сообщений: 126
Алексяндр
Красивые места! Спасибо автору. Сам ездил в августе 2018 года на абсолютно новой Камри (только из автосалона) в КЧР, Чечню, Дагестан. Один мужчина, жена и трое маленьких детей. Проблем не было! Как себя...
Как вы наивны...
7
12
Ответить
     
Снежинск
Сообщений: 126
Ivanyc1
Ну что за глупости? Был в прошлом году в Махачкале и, соответственно, за ее пределами. Да - в городе и на трассах они гоняют как черти, но на постах ДПС, в большинстве своем, стоят приезжие славяне (в...
Вот именно, пока приезжие славяне по приглашению нынешнего поставленного Путиным хозяина Дагестана - там и более менее порядок.
6
4
Ответить
     
Снежинск
Сообщений: 126
rotidua
Не понимаю откуда такие мысли о Кавказе. Скажу честно в Дагестане не был, но КБР, КЧР, РСО посещал регулярно. Проблем не возникало.
Во во, вслед за Арашуковым еще пару "уважаемых" в КЧР прижмут, и я туда поеду. Там есть что посмотреть. Не сравнить с Даги.
4
4
Ответить
yakushev
Пермь
Сергей
Ну сгоняй на авто на Кавказ. Это тебе не в Перми философствовать. Там тебе реально соленые уши могут отрезать.
Так я только из Грузии вернулся, или это не Кавказ?
4
3
Ответить
yakushev
Пермь
rotidua
Не понимаю откуда такие мысли о Кавказе. Скажу честно в Дагестане не был, но КБР, КЧР, РСО посещал регулярно. Проблем не возникало.
С дивана всё видится страшным.
8
5
Ответить
Сергей Николаевич
Ставрополь
Там замечательные виды, горы, леса... Но!!! ******* ВСЁ!!! По дорогам мусор, на привалах срач, выедешь на точку обзора - горы мусора. Зато наш проводник раз в час требовал остановить автобус - помолиться. Я не против, уж если такой верующий, но ребята, это ваша родина, вы лучше вместо молитвы мусор уберите, бог это зачтет за сто молитв.
Мы вывезли два мешка мусора, имею право три года пить, буянить и курить!)))
21
 
Ответить
Антон
Севастополь
Сергей
На машине в Дагестан? Надо быть либо идиотом, либо сверхбогачом! Там на каждом углу стоят оборотни в погонах! И каждый хочет с вас взять денег! Кавказ для поездок на авто - аттракцион для мазохистов!
Бред, оторвите ***у от дивана и скатайтесь в Дагестан. Глядишь мозги от всякой срани очистятся...
15
9
Ответить
Владимир
Чуждый нашему менталитету, враждебный, коварный, преступный регион. Отдали бы его в свое время Турции, было бы гораздо лучше.
А ваш менталитет прям святой?))
13
9
Ответить
Станислав
Екатеринбург
ValerySNZ
К родственникам.
Понятно)
4
 
Ответить
   
Сообщений: 748
Алексяндр
Чтобы не было сомнений в моих словах:
Нарисуйте отчет. Очень интересно. Или хотя бы подпишите фото, что за места
 
 
Ответить
Аlex
Улан-Удэ
Более 5 лет прожил в Махачкале, Каспийске. Дагестан меня изменил, вернулся на родину в восточную Сибирь, но так и манит обратно. Дагестан так просто никого не отпускает, у меня даже некоторые знаковые (не местные жители),когда уезжали, потом возвращались обратно....летом поеду по местам боевой славы....
5
 
Ответить
  
Tomsk
Сообщений: 13
Путешествие красивое, даже захотелось туда сЪездить этим летом, но комментарии.......ужас, кирпичные заводы, соленые уши и прочие страшилки.Действительно так страшно? Кто был недавно или в прошлом (2018) году, нарисуйте реальную картину. Поеду одна, с собакой, в крутые горы не заберусь- машинка маленькая, Ниссан Марч. Нужен совет!!!!!
6
 
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 491
Легендарный Reiser вернулся! Рад видеть интересный отчет.
Удачи на дорогах!
6
2
Ответить
 
Сообщений: 198
SugarAbyss
Нарисуйте отчет. Очень интересно. Или хотя бы подпишите фото, что за места
Озеро Кезеной Ам со стороны Чечни, горы около него.
2
 
Ответить
  
Новониколаевск
Сообщений: 15579
респект автору..
1
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Сергей
Нет. Там реально ненавидят русских. Особенно тамошние менты.
Реально любят, только русских можно нагло доить.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
1
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Классный отчет, если жив я только буду, Дагестан я навещу...
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
 
Ответить
14517769
Ну, что же, пора итожить:
1. За два, или чуть больше, года, что тут не был, сайт, на мой взгляд, многое потерял, и в первую очередь, незаурядных авторов, делавших его своими рассказами действительно интересным. Перечислять не буду, их помнят те, кто заходил сюда ради познания новых мест и чтения интересных рассказов;
2. Зато им на смену пришло "младое поколение" дромовцев, типа ValerySNZ, которые, с точки зрения насыщения сайта интересными материалами, представляют собой абсолютный "0", стоит только заглянуть в их лички. Однако, по безапелляционности суждений о том, чего не знают и не видели, могут "дать фору" любому аксакалу. Но, впрочем, это их проблемы. Жизнь суровая штука, научит;
3. Также очень удивился присутствию здесь детей, один из которых назвался то ли Сережей, то ли для солидности Сергеем. Обычно детские страхи, боязнь темноты проходят у детишек годам к 10-11 максимум. А тут у пацанчика, уже, вроде, и по клавишам научившегося стучать, прямо фобия какая-то, прям передергивает его от ужаса при слове Дагестан. Эффективно работает наша пресса! Да, кстати, админы, уберите из архива рассказы о путешествиях в Пакистан и Иран. А то, нечаянно, натолкнется на них сережа, еще копыта, чего доброго, отбросит от страха.
4. Спасибо всем, кто бывал в Дагестане и оставил здесь в комментариях объективное мнение о республике и ее людях. Судя по ним, ваши оценки в корне отличаются от страхов "сереж".
5. Очень приятно, что еще есть читатели и писатели сайта, узнавшие меня. Спасибо, что помните. Удачи в жизни и новых путешествий!
9
 
Ответить
   
Обнинск
Сообщений: 955
Алексей, а в Гунибе на Маяк?
Я знаю, что я ничего не знаю (с)
1
 
Ответить
   
Обнинск
Сообщений: 955
Опять тянет в Дагестан...
Я знаю, что я ничего не знаю (с)
2
 
Ответить
14517769
Классный вид, Михаил! У меня пока такого нет. Но какие наши годы!
 
 
Ответить
Магомед
Назрань
gunn40
После того, как у соседей отец в советское еще время попал в рабство в эти солнечные края... Лучше дружите с тиграми в дикой природе...
Я бы хотел сказать что не все здесь так печально. Бывают изредка такие ситуации.
 
 
Ответить
Магомед
Назрань
Сергей
На машине в Дагестан? Надо быть либо идиотом, либо сверхбогачом! Там на каждом углу стоят оборотни в погонах! И каждый хочет с вас взять денег! Кавказ для поездок на авто - аттракцион для мазохистов!
Сергей, кто тебе сказал такую чушь? Сейчас здесь порядок на дорогах даже лучше чем в центре. Ой один мент с ваш не возьмет ни рубля. Это все в прошлом. Приезжайте, Дагестан, Чечня, Ингушетия и вообще Кавказ это рай на земле. Я лично приглашаю желающих в Ингушетию, здесь вы увидите не менее красивые места, башни построенные нашими предками в 7-13 веках, других таких нет ни на Кавказе и нигде. Кроме этого есть еще много интересного.
2
 
Ответить
Магомед
Назрань
Сергей
Нет. Там реально ненавидят русских. Особенно тамошние менты.
Сергей, ты не прав. Автор побывал там и знает. Приезжай я приглашаю и гарантирую что уедешь от сюда с желанием возвратиться. Здесь на Кавказе очень дружелюбной народ к гостям без оружия. А с оружием тут делать нечего. Просто быть человеком везде нужно.
2
 
Ответить
  
Петербург
Сообщений: 414
Леха, привет - рад твоему возвращению! Сам я тоже пропал и не пишу, так что не будет на дроме ни про Аргентину с Чилей (и Уругваем до кучи), ни про Иран и Гватемалу, ни про Гондурас -а там было классно - специально ездили в мировую столицу по количеству убийств - так это так, детские страхи. Проблем не было!
Почему? Ну мы ведь в основном пишем, чтобы люди воспользовались советами, а кто воспользуется Уругваем илди Гондурасом? Разве чтобы расчёсывать...
Тут Александр сказал "Как себя будешь вести, так и к вам будут относиться" И в Гондурасе тоже. Как я писал в отчете о Мексике, не лезь куда не просят (в случае Мексики, Тихуаны в особенности) не занимайся наркотой, и все будет тип топ. Почитайте кому интересно. Это же правило работает везде. Я небольшой спец по Кавказу - проезжал по пути в Ирак через Чечню/Ингушетию - но скажу что никаких проблем. Только вернулся из Ирана. Писать опять не буду - ты, Леша, сделал это лучше про свои поездки туда.
Про Ниву - очень интересно. Думаю себе взять - в 2020 году мы с друзьями наметили из Питера в Якутию и опять в Магадан, так Таху туда брать ну никак не хочется. Думаю - либо Хантер, либо Нива. Но еще не решил. Может, подскажет кто.
Всем дромовцам привет - интересно, Cержант Цыбуля в Хабаровске, Хохол в Магадане, Михаил Красноярск, парень из Екатеринбурга у которого бессовестно спер маршрут из Кунгура к Воткинску и Ижевску - как поживаете, ребята?
Ну а убогие которые обитают тут, пусть их.
С патентами поздравляю - может тут кто и заметит.
Обнимаю - надеюсь летом увидимся
PeterC
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром