|
Всем привет!
Решил разместить свое автопутешествие в славный город Баку, столицу бывшей союзной республики Азербайджанской ССР, а ныне Республики Азербайджан.
Надеюсь, информация, которой я здесь поделюсь, будет полезной всем желающим прокатиться на своем авто в Баку. Так как все-таки это направление до настоящего времени не особо популярно среди наших граждан и полезной информации об автопутешествии в солнечный Баку в интернете крайне мало или она устаревшая.
Итак, что подвигло на это путешествие. У меня жена родом из Баку. Уехала в Россию с матерью и братом давно в начале 90-х, когда начались события по развалу СССР и сначала армян, а потом и русских начали сильно притеснять, забыв о вековой дружбе народов СССР.
Но прошло уже более 25 лет и все вроде бы в Азербайджане стабилизировалось, и он опять повернулся лицом к России или старается это всячески сделать.
Итак, в конце 2017 года мы уже серьезно начали рассуждать, а не съездить ли нам действительно в Баку.
И вот в июне 2018 наступил очередной отпуск и решение принято — мы едем втроем с дочерью и собакой породы кокер-спаниель.
Автомобиль у нас Фольксваген Поло седан, 2012 г.в., коробка-автомат, полная комплектация. Пробег на начало путешествия составлял 94000 км. Впереди порядка 2000 км и 26 часов езды до Баку.
Подготовительные мероприятия.
Готовясь к путешествию, я просмотрел кучу роликов про путешествия на Юг и узнал, что на М4 возможны глухие пробки в районе Лосева и Павловска, как это было 30 апреля 2018 г. Хотя до этого мы в 2015 г. ездили в Сочи по М4 и никаких пробок не было. А появление пробок связано со строительством объездной дороги возле этих населенных пунктов.
Поэтому перед нами встала задача, как ехать. У нас было три варианта:
Первый вариант для нас был более предпочтительный, так как ехать по М4 более приятно, чем по Волгоградской трассе или деревенским дорогам через Россошь, неизбежно плетясь в хвосте колонны из фур.
Поэтому принято было соломоново решение, накануне и в день выезда по навигатору в онлайн-режиме мониторим трассу М4 через Лосево и Павловск и, если она «зеленая» или чуть «желтая», едем по ней.
Если «красная», едем по деревням до Богучара, а там выходим на М4. Дорогу на Волгоград мы перестали рассматривать. Слишком загруженная и много фур. Плюс дорога через Калмыкию унылая, неинтересная. Нам повезло, и в день выезда 6 июня 2018 г. М4 была практически вся «зеленая», и мы поехали через Воронеж по М4 на Ростов-на-Дону.
Второе, что нам надо было решить, это вопрос тонировки. Так как впереди была долгая дорога и обещанная жаркая погода на Юге. Однако почитав форумы, мы узнали, что, оказывается, тонировка в Азербайджане запрещена. Я для верности залез в ПДД Азербайджана и действительно подтвердилось. Пришлось отказаться и надеяться на климат-контроль.
Поэтому с тонировкой ехать не советую, местные водилы потом на границе мне подтвердили, что могут заставить содрать «самопальную» тонировку. Разрешают только заводскую или шторки вешайте.
Третье — это обязательное получение международного паспорта на собаку и прививки. Мы еще ее на всякий случай чипировали, но это оказалось лишним. Чипирование надо только для Европы.
Само собой, загнали машину в сервис. Кое-что подремонтировали в целом оказалось нормально.
Кстати, у меня Поло седан страдает болезнью стуком на холодную, где-то после 60 тыс. появился. У меня дошло дело до письма в «Фольксваген-групп» по этой проблеме. В ответ мне «Фольксваген» ответил, что эту проблему на Поло они знают давно, решают ее, но это не является недостатком двигателя, а является конструктивной особенностью двигателя. Волноваться не стоит. Почитав кучу форумов по этой проблеме, пришел к выводу, что каждый второй Полик страдает от этого, и просто забил на эту проблему.
Тем более машина едет хорошо, тяга хорошая, масло не жрет. На горячую двигатель «шепчет»
Наступило 6 июня 2018 года мы перекрестились, помолились и поехали.
В дороге у меня было два навигатора: один на смартфоне и «Навител» навигатор.
Советую всем так делать, так как от долгой работы и постоянной недозарядки от авто у меня смартфон в Чечне просто начал вырубаться. Я просто включил другой навигатор с «Навител» и дальше поехал.
Так как мы до последнего момента не знали, по какой дороге поедем, то отдыхать решили по дороге в Ставрополе. Думали на месте решим, где снять отель или квартиру. И, оказалось, зря так решили. 3000 руб. минимальная стоимость была для троих с собакой. Мы отказались от этой затеи.
По дороге солнце светило нещадно, климат-контроль, конечно, работал на полную, но от солнца все очень сильно устали, и после Ростова мы уже были, как вареники. Плюс еще свернули с М4 в районе пос. Дорожный, поехали на Ставрополь. В итоге устали сильно и еще стало темно, не стали тянуть до города, а остановились за 70 км до Ставрополя в каком-то придорожном отеле за 1200 руб. и с радостью завалились спать, оставив за собой более 800 км.
Всех проезжающих в сторону Баку волнует вопрос, что придется ехать через Чечню.
Нас этот вопрос тоже волновал, но ролики из «Ютуба» немного успокоили, но тревога все равно была. Оказалось, зря тревожились! Но приготовьтесь, что вас несколько раз остановят, запишут, пробьют на штрафы и пожелают счастливого пути!
На въезде в Чечню вас встретит блок-пост с вооруженными вежливыми людьми в военной форме. Все русские.
Сразу предупреждаю отчаянных водителей — не вздумайте накануне или ранее пить алкоголь! На блок-постах тормозят всех без исключения!
Вас вежливо, подчеркну, очень вежливо попросят показать документы на авто, свои и всех пассажиров. Женщин не трогают, не заставляют выходить из авто. Проверят багажник. Скажите, что у вас только личные вещи. Вас попросят несколько сумок взять и пройти на рентген-контроль. Также вы берете все паспорта и идете на регистрацию один. Пассажиры остались в авто. Там вас запишут. Спросят, куда едете, зачем. Удивятся, что так далеко. Скажут, что сами хотели бы тоже в Баку съездить. Пожелают счастливого пути и отпускают. Но при разговоре вам очень пристально смотрят в глаза! Запоминают!
А вообще, ведите себя спокойно, и все будет нормально.
Чечня поразила! Чистотой, аккуратными домиками, хорошими дорогами. Просто поразительно рядом две республики Чечня и Дагестан, а разница между ними, как земля и небо. К сравнению два города Гудермес Чечня и Хасавьюрт Дагестан. Если первый чистенький, красивый город, авто все едут аккуратно по рядам, дорога хорошая, широкая. Все ухожено, на улице ни бумажки, ни грязи. То второй — это грязь, мусор, сутолока, дороги плохие. Очень неухоженный город. Почему так? Не знаю. Может, из-за того, что в Чечню тоннами вливают денежные средства? Или сами по себе чеченцы такие чистоплотные. Не знаю. Но разница очень разительная. Чечня хорошо живет!
Почти два часа мы ехали по Чечне, ничего не случилось. Все хорошо. Мне один гаишник сказал, пока меня на штрафы пробивали, что здесь гостей не трогают. А еще лучше, когда женщина за рулем, только документы проверят и отпустят. Сказал, что сам он из Уфы в командировке. Я спросил его, как здесь обстановка, он ответил, что в целом нормально. Бывают случаи, конечно, но в общем нормально.
Но, как бы то ни было, по темноте ехать по Чечне мы не хотели бы. Только днем. Все-таки предубеждение очень сильно!
Итак, на выезде нас остановили опять гаишники, все проверили и отпустили. И мы довольные, что все обошлось, поехали прямиком на Махачкалу, Дербент далее на границу.
7 июня 2018 г. 19:30. Граница. Яраг-Казмаляр.
Вопреки всем форумам, на границе в это время никого не было, мы спокойно подъехали к воротам. Неожиданно к нам подошел милиционер и попросил взять с собой двух мужчин дальнобойщиков. Но мы вежливо отказались, и он сразу отстал.
Итак, распахиваются ворота и вас запускают внутрь. Просят показать загранпаспорта. Российские с этого момента уже никого не волнуют. Если их нет, пожалуйте обратно на Родину. После проверки указывают, что надо проехать метров 100 вперед и встать в очередь на паспортный контроль. Впереди была всего одна машина. Не выходите пока из машины, потому что хождение по границе запрещено.
Далее вас приглашают проехать на место осмотра, это под навесом. Пассажиры берут свои паспорта, паспорт на собаку и идут на КПП оформляться. С машиной остается хозяин авто. Он идет в рядом стоящую будку и отдает свой паспорт и паспорт ТС. Через 5 минут все оформлено, и пограничники просят вас проехать еще 10 метров для досмотра авто. Быстро ее осмотрев, они разрешают вам проехать и опять отдать паспорт в следующую будку. Зачем не знаю, но так надо. Что мне понравилось, пограничники все объясняют, показывают, просят не суетиться, спокойно все выполнять. Все оформлено, вы прошли паспортный контроль на российской стороне границы и вам разрешают выехать на нейтральную сторону и подождать своих пассажиров. Но предупреждают либо сидите в машине, либо ждите в специально отведенном месте под навесом за забором. Ходить по границе нельзя.
Таким образом, буквально за 30 минут я прошел нашу границу.
Своих пассажиров мне пришлось ждать дольше, так как возникли трудности по заполнению декларации на собаку. Жена с дочерью ходили, куда-то к ветеринару, потом обратно на КПП. В итоге заплатив 500 руб. за собаку, они оформились, и мы поехали на Азербайджанскую сторону границы. Желающие могут зайти в местный «Дути-фри».
Теперь по пунктам и подробно.
Азербайджан время 21:30, 07 июня 2018 г.
Мы решили полчасика отдохнуть и поехать дальше, все-таки пересечение границы это немного нервная история. Хотя и темно уже было, но силы были еще.
Вокруг стояло очень много фур, наверно, на ночлег остановились. Работают кафешки. Справа обменный пункт, если срочно надо обменять валюту. На левой стороне дороги «Azercell» местная сотовая связь. Кстати, если бы я знал про этот сотовый салон, то надо было бы купить симку здесь, так как в Баку магазины открываются очень поздно в 10:00. Уже в городе у нас возникла острая необходимость в сотовой связи, и пришлось ждать до открытия почти три часа.
Отдохнув, поехали куда-то в ночь по напрочь убитой дороге и совершили ошибку. Надо было по ней проехать буквально метров 500, потом начался асфальт, но по левой стороне трассы. Я решил, что это встречная полоса и не свернул на нее, а надо было. Это я понял уже на обратной дороге, когда светло было.
Так что, если попадете в ночь, смело потом сворачивайте на асфальт, дорога двусторонняя. Попутных машин практически не было, и подсказать некому было. Километров через 10 встретилась заправка «Лукойл». АИ-95 20 литров стоит 25 манат, или 1 л = 1,25 манат. Курс 1 манат = 36,44 рубля. То есть 20 литров стоит 911 руб.
Через часа полтора мы въехали в город Губа. Там нас остановили гаишники, проверили паспорта, паспорт ТС, ОСАГО. Кстати, ОСАГО у них называется штрих-код. Запомните это. На обратной дороге на КПП я не сразу понял, что от меня хотят, когда называли «покажите штрих-код». Пожелали счастливой дороги и отпустили. Нас проверял молодой гаишник, ни бельмеса не понимал по-русски, а я по-азербайджански. Просто знал, что надо показывать. Гаишники везде одинаковы. На том и разошлись.
Дорога на Баку оказалась бетонкой с множеством трещин, выбоин, в общем, не очень. Скоростной режим 90-110 км/час. Через час езды я понял, что до города не дотяну. Съехали на обочину в каком-то месте километров за 100 до Баку и прямо в машине заночевали. Как некоторые водители могут спать в машине, не понимаю. Уснуть мне так и не удалось. Больше ворочался. Мои пассажиры вроде спали. Как только рассвело в пять часов, по нашему в четыре (в Азербайджане стрелки на час вперед переводятся от московского), мы тронулись.
Город Баку. 8 июня 2018 г.
Наконец-то, в 7:30 утра приехали в пункт назначения на улицу Истиглалият, это Старый город возле Девичьей башни. Исторический центр.
Наш двор.
Узкий заезд.
Но заезд во двор мы не смогли разглядеть сразу. Он оказался очень узкий, и я подумал, что это пешеходный проход в арку. Еще три раза мы колесили вокруг да около нашего дома, никак не могли понять, как заехать. Плюс везде знаки стоят, запрещающие остановку.
В итоге пришлось бросить машину с аварийкой, спуститься до стоянки Лондонского такси и попросить таксиста по имени Назим,сопроводить нас. Что он любезно и согласился сделать. Оказалось все просто, в старом Баку все проезды очень узкие, и машины кое-как там протискиваются. Поэтому, если будете снимать квартиру с парковкой во дворе, обязательно уточните, как заезжать во двор, или пусть вас ждут. Мы приехали гораздо раньше назначенного срока и связаться с арендодателем не смогли, так как не было связи. А салоны, как я уже сказал, открываются в 10:00.
Не знаю, правда, или нет, но Назим мне сказал, что иностранцам симки не продают. И понимая мое положение, сам пошел и купил мне ее. Оформил на себя и активировал. Только попросил, чтобы я ее потом выкинул, когда буду уезжать. Так я первый раз столкнулся с восточным гостеприимством. Еще положил мне на симку 2 маната, это необходимо сделать, чтобы карта заработала.
Спасибо ему за это еще раз, сильно выручил в трудную минуту.
В обещанное время в 12:30 появился хозяин квартиры, и мы заселились. Чему были несказанно рады!!!!
Город Баку, 8-14 июня 2018 г.
Анекдот. В Бакинское такси садится приезжий пассажир, и они поехали. Загорается красный свет светофора, но водитель, не останавливаясь, проезжает дальше. «Почему ты не остановился на красный свет?» — спрашивает пассажир. «Э-э-э, джигит всегда едет на красный!» — отвечает тот. Едут дальше, неожиданно на перекрестке на зеленом свете светофора таксист останавливается. «А почему сейчас ты остановился? Ведь зеленый горит!» — спрашивает пассажир таксиста. «Э-э-э, а вдруг там такой же джигит едет!».
Этот анекдот как нельзя лучше характеризует езду местных водителей. На дороге здесь хаос! Не дай бог вам ехать по правилам, не более 40-60 км/час. Вам будут сигналить, подрезать, жестикулировать, что вы так медленно едете. Езда здесь очень нервная от непривычки. Постоянно надо смотреть на все 360 градусов, чтобы не попасть в историю. Поэтому я на третий день просто поставил машину, и мы стали ездить на метро, благо здесь оно стоит 7 руб., или ходить пешком. Правил ПДД, похоже, здесь не существует и для пешеходов. Дорогу переходят кто где горазд. Можно прямо под носом у гаишников. И никто вам замечания не сделает. ГАИшники смотрят только на автомобили. Дело в том, что расстояние между подземными пешеходными переходами здесь большое, а зебр очень мало. Поэтому все и двигаются напролом. Дорогу из водителей кто уступает, кто нет. Как повезет!
Баку очень чистый город, современный, красивый город. Большие хорошие дороги.
Знакомая ситуация.
Брусчатка, как в Питере.
Набережная здесь очень красивая, чистая, большая. Ни в чем не уступает Питерской набережной. Метро тоже красивое. Современные поезда. Люди очень приветливые и гостеприимные. Всегда объяснят, подскажут, куда идти, как расплатиться.
Бросается в глаза полное отсутствие пивнушек. Их здесь просто нет. Только в магазинах продается пиво. Курящих девушек ни одной не встретили. Да и мужчины курят только присев или где-то остановившись. Шорты здесь не приняты, хоть и жарко. Все ходят в брюках. Женщины тоже. Бомжей тоже нет. Может, их гоняют? Не знаю!
Подземные переходы оборудованы эскалаторами. В них идешь, словно по музею.
Цены здесь практически такие же, как у нас. В торговый центр зашли, набрали обычный набор продуктов, как берем дома и заплатили практически те же деньги. Фрукты, овощи, ягоды, что растет здесь, конечно, вполовину дешевле. А вот алкоголь мне показалось, что дороже процентов на 10-15.
Много такси. Но цены у них!!! Как договоришься. Один раз мы проехали 10 км за 6 манат, это 218 руб. А другой раз ехали 11 км за 10 манат или 366 руб. Хотя таксист на мой вопрос, сколько стоит, ответил «Э-э-э, садись не дорого возьму». У нас дома такси стоило бы 250 руб. за этот километраж. Торговаться мы не умеем, да и неудобно. Сколько сказали, столько и дали.
Удивительно, но факт, сразу за городом стоят нефтяные качалки. Нефть качают. Как можно после этого купаться в море, рядом с нефтяными скважинами, не знаю. Рыбаков на набережной и в других местах нет. По моему мнению, это первый признак загрязненности моря.
Вход на Шиховский пляж, который прямо за городом, стоит 6-10 манат. 200-400 руб. Мы не ходили туда, купались на диком пляже. Где и местные купаются тоже. Местные говорят, что песок и море здесь целебные, поэтому лежать надо прямо в песке.
Дорога на пляж.
На заднем плане камни в нефти.
Много гаишников. Дежурят чуть ли не на каждом повороте.
Еще один пост буквально через метров 500.
К русским относятся очень хорошо и приветливо. Пожилые постоянно говорят, что жалеют, что СССР развалился. Молодые кто как. Кто понимает русский язык, кто нет. Но особой трудности в общении мы не ощущали. Во многих кафе есть даже меню на русском языке. Если нет, то вам подробно постараются объяснить, что это такое изображено и написано. Все кафешки вечером забиты. Все сидят и пьют чай, а не пиво. Чай там очень вкусный. Подают в армудах (бокальчики) плюс варенье. Чайник стоит 2 маната.
Виды с набережной.
Культурный центр Гейдара Алиева.
На набережной.
Собаки спят.
Пламенные башни.
Вход в метро Ичери-Шехер.
Опять ГАИ.
Словами этот город не опишешь, надо видеть все своими глазами. Мы за неделю пребывания, думаю, всего треть города осмотрели. Есть повод еще раз приехать.
Отъезд 14 июня 2018 г.
Наше возвращение немного омрачила история с местным ГАИ.
После Баку километров через 40 стоит пост. Останавливают меня и просят пройти. Там мне инспектор говорит, что я нарушил правила ПДД. Обогнал грузовик с превышением скорости. При разрешенной 60 км/ час я ехал 90 км/час. И вообще, товарищ водитель, что-то от вас запах идет. Надо подышать в трубочку.
Предвидя данную ситуацию, я за два дня до отъезда в рот не брал. Поэтому смело сказал, я готов подышать, знаю, что ничего не покажет. Инспектор при мне достал мундштук новый, вставил его, записал фамилию. Я подышал и, что вы думаете, 0,32 промилле. При разрешенных 0,3 промилле. Я говорю, что я готов проехать куда угодно, знаю, что экспертиза ничего не покажет. Он, видя, что я твердо стою на своем, повел меня к своему напарнику, тот достал свой алкометр, и о чудо, уже 0,02 промиле. Они на своем что-то поговорили, благо я ничего не понимал, и сказали, что ко мне претензий не имеют. Но штраф заплатить придется. Показали мне на мониторе мои нарушения. С фото моего авто и пассажиров, где я всех узнал. Отпираться было бессмысленно. Оказывается, я шел 120 км/час 8 июня ночью вместо положенных 60 км/час, где-то был такой участок. И сейчас на 30 км/час превысил скорость. Короче, с меня 300 манат. Переводим, получаем почти 11000 руб. Я попробовал отговориться, что я у вас в гостях, толком правил не знаю. Но, увы, ГАИшники везде одинаковы. Как забрезжит на горизонте прибыль, ничего их уже не может остановить. Инспектор сделал вид, что посмотрел, нет ли меня в базе. Конечно, меня не оказалось. Короче, в итоге договорились на 5000 руб. Мне вот интересно, а если бы я сказал, что на таможне заплачу. Там штраф нашли бы или нет. Или я бы отделался легким испугом. Это был первый и последний мой штраф за 4000 км пробега.
Так что, товарищи автолюбители, будете ехать по азербайджанским магистралям, знайте, что за вами наблюдает радар. Соблюдайте ПДД. А то я на радости, что разрешенная 110 км/час, гнал, бывало и 130 км/час, насколько позволяла дорога.
Процедура на таможне обратно въезду. Опять не было никакой очереди. Пограничники подождали, пока накопится несколько легковых машин, по одной не пропускают, только знакомых. Вам также выпишут талончик. Вы его опять бережете, как зеницу ока. Авто также осмотрят, просканируют некоторые сумки. Вам также надо сфотографироваться, отдать паспорта на регистрацию. Потом заплатить во въездном КПП 15 долларов транспортный налог. Можно рублями. А вот в одном окне, кажется, в 4-ом, по-моему, пробивают то ли на наличие ОСАГО, хотя я им его показал, то ли на наличие штрафов (возвращаемся к моей истории с ГАИ). Всё.
На российской границе то же самое все делаем. За собаку уже не платим. Через три часа (час мы тупо прождали перед воротами азербайджанской стороны, пока не накопилось нужное количество легковых авто) мы вернулись в Россию!
Как же было приятно видеть все надписи на русском языке и слышать русскую речь.
Обращаю внимание, кто будет ехать в праздник Рамадан, как мы ехали обратно, то и в Чечне и в Дагестане бутылку воды не сможете купить! Все закрыто! Даже заправки. А если заправка какая-то открыта, то магазин при ней закрыт. Кое-как мы нашли в Гудермесе магазин, бабушка работала. Хоть воды купили. Думали, помрем от жажды.
Итог поездки.
Удачи!