|
Данный рассказ не полноценный отчет о путешествии. Это очень краткие заметки, которые, как я считаю, будут полезны автопутешественникам, собирающимся поехать в Крым. Возможно, полноценный отчет будет позже. Красиво его оформить нужно время, а данный экспресс рассказ составлен по свежим впечатлениям и самое главное — предназначен тем автомобилистам, которые поедут в Крым сейчас, в ближайшее время.
Один из пляжей в окресностях Севастополя.
Для начала расскажу о целях, которые мы перед собой ставили. Мы ехали познакомиться с древней и средневековой историей Крымского полуострова. Волею судеб немного познакомились и с новейшей историей. Нас не интересовал пляжный отдых, мы не планировали развлечения типа аквапарк и дискотека. Ночевать планировали в кемпинге, мотеле, хостеле и любом другом месте ночлега с невысоким бюджетом. Наша основная задача была проехать по Мосту, далее по Симферопольскому шоссе до Севастополя и вернуться по Ялтинскому шоссе, далее по побережью до Керчи и на выезд снова на Мост. Сделать остановку в Севастополе и Бахчисарае для оценки объема предстоящих поездок.
Мы прекрасно понимали, что за одну поездку невозможно воспринять всю информацию, поэтому наша поездка была продолжительностью всего 4 дня 3 ночевки. Если ваши интересы совпадают, то, надеюсь, мой рассказ окажется вам полезным.
Для чего я пишу данный рассказ. Мы хоть и не имеем богатого опыта длительных автопутешествий, но считали себя достаточно подготовленными для такой поездки. По ходу путешествия у нас возникли некоторые ситуации из разряда «что-то пошло не так». Ничего критичного, ничего сверхсложного. Именно на ошибках я бы хотел сделать акцент. Что посетить, как проехать и где ночевать в конечном счете вы, автопутешественники, решите для себя сами.
Белая скала. Вид на левый утес.
Нас добросовестно, везде, где нам нужно было, провез Nissan Expert, двигатель QG18 монопривод. В большинстве случаев такого автомобиля достаточно, не требуется джип. Там, где нет возможности проехать к какому-то месту осмотра, нужно просто оставить машину на парковке и немного пройтись пешком. Если пешком идти нет желания/возможности, местные предложат вам катание на лошадках и уазиках. Об этом подробнее чуть позже. Также отмечу, что у нас всегда (не вынимаем из багажника) в машине кемпинговая палатка, газовая плитка, чайник, уголь, мангал, решетка, вода в пятилитровках, одеяла, сменная обувь, соломенные шляпы.
Перед поездкой немного поштудировал отчеты. Многие сходились во мнении, что в Крыму очень плохие дороги, очень дорого, плохо с сервисом, плохого качества продукты, проблемы с расчетами картой. На основании этих отзывов мы дооснастили наш запас макаронами, тушенкой, взяли еще питьевой воды.
Первое, что пошло не так. Это вредные американцы намутили в гуглокартах так, что нас навигация постоянно заводила не туда. Началось с того, что перед Темрюком навигатор нас завернул на Тамань по старой дороге, а не на новую. В итоге на Мост вышли по вспомогательной дороге, немного озадачив строителей. В Севастополе постоянно пытался нас на кольце вывести не на тот выезд. Внимательно смотрим указатели, девку в шайтан-коробке не слушаем. При объезде Симферополя попали в какую-то глухомань почти без дороги. Участок от Клиновки до Андрусово — не для каждой пузотерки. Мы нигде не цепанули, но у меня клиренс 170 по паспорту. В общем, если кто-то еще пользуется гуглокартами — одумайтесь, пока не поздно.
Неприятность номер два. Пожалуй, самая неприятная из всех. Специально для поездки купили симку МТС (у нас Билайн, интернет в роуминге дорого 2 руб. МБ). Нас бессовестно обманул Краснодарский МТС, пообещали, что на тарифе «безлимитище» мы будем в Крыму в домашнем регионе и будем на связи по тарифу, без оплаты роуминга. Парня продавца 50 раз переспросили, что именно нужно сделать, чтобы оставаться на связи. Он уверил, что ничего не нужно, просто 13 руб. в сутки. В общем, у меня нет никакого желания выяснять, почему именно так произошло, что мы на второй день оказались в минусе. Просто имейте ввиду — симку вам нужно будет приобрести местную или положить больше денег на свою. Кстати, покрытие в Крыму нормальное, не 100%, но с учетом гористой местности это нормально.
Третья неприятность. Мы специально не бронировали номера заранее, чтобы иметь свободу передвижения. При подъезде к Бахчисараю поняли, что заночуем в нем. Два часа поисков недорогого жилья показали, что нам в Бахчисарае не светит. Или кое-где номера люкс, или вообще ничего. Мы уже настроились возвращаться обратно в Красный мак (там несколько пещерных городов). Там есть и усадьбы и кемпинги. Но с помощью администратора одного из отелей нам удалось найти на выезде из Бахчисарая за заправкой мотель, который никак не выгугливался и не букился (booking). Там нашелся свободный номер на троих за 1300 — как раз наш вариант. Ситуация, в общем-то, ожидаемая, в сезон без бронирования заранее наивно полагать, что найдется жилье вот так, наудачу. Неприятно было то, что в это время у нас закончились деньги на симке и, как я уже сказал, мотель не попал в гуглопоиск на оффлайн картах.
Балаклава. Вход в подземный музейный комплекс.
Было еще несколько неудач, являющихся следствием нашей спонтанности. Мы полагали, что все спонтанное, сделанное по наитию и волею судеб, принесет больше положительных эмоций. В общем и целом, это действительно так. Но вот музей в Балаклаве, как оказалось на месте, закрыт в понедельник и вторник. И так еще в нескольких других музеях. Так что, везение и удача это хорошо, а расписание все-таки изучать нужно. Так на 35-й батарее максимальная группа 30 человек, ввиду популярности объекта может оказаться, что билет вы возьмете с ожиданием 1-2 часа. Записаться в группу на определенное время можно на сайте. Кроме того, на некоторые объекты не пускают детей до 7 лет (в Балаклаве и на 35-й батарее).
Балаклавская бухта. Вид с крепости на левом берегу.
Ну, и краткие итоги.
Что мне понравилось в Крыму — в первую очередь это то, что он пока (хочется надеяться, что так и останется) не похож на Геленджик/Анапу/Адлер. Да, и тут есть обезьянки и предложения прогулок. Но это все не навязчиво. Вам предлагают — вы соглашаетесь или отказываетесь в вежливой форме. Вам в ответ желают приятного отдыха. Если станет как в Краснодарском крае, будет очень обидно.
Приятно удивили местные водители. Меня просто шокировал случай в Севастополе. Навигатор завел в никуда и далее путь лежал через перекресток с 4 полосами, мне налево со второстепенной. Светофор не работал. Я приуныл, назад нельзя, с моей полосы направо уже тоже нельзя. Водители на главной притормозили, машины со второстепенной все проехали, я до сих пор под впечатлением. Да, были случаи, что лихачат на 82 номерах, но редко и по манере вождения резко выбиваются из общего числа, почему-то думаю, что понаехали. А вот гостевые номера (не указываю, чтобы не устраивать срач в коментах), как водится, шпарят в закрытый поворот по встречке. В общем-то, на выезде из Феодосии, где идет сужение до одной полосы, закономерная пробка с двумя ДТП, одно из них при мне. КАК можно въехать в стоящую на светофоре машину в пробке со средней скоростью 10-20???
Немного про навязчивый сервис, который я так не люблю. Останавливаемся утром в 9 утра возле Ханского дворца, Бахчисарай. Во-первых, перед главным входом парковаться негде, улочки узкие, везде знаки. Перед дворцом большая парковка, стоит 100 рублей в час 200 рублей весь день (мы по дворцу как раз 2 часа гуляли). По-моему, это перебор. Справедливости ради стоит сказать, что если поискать парковки сильно заранее, то их можно найти, но, как говорится, об этом хорошо бы знать заранее. Улочки в Бахчисарае узкие, извилистые, едешь — смотришь в первую очередь на запрещающие знаки, чтобы пропустить пешехода, на такие вещи как парковки мало обращаешь внимания, а надо. Так что, при планировании бюджета поездки можете добавить неплановый паркинг у популярных туристических мест. А еще лучше припарковаться в полукилометре от популярного места, взять панаму/шляпу и пройти немного пешком. И ноги разомнете, и проблем с парковкой не будете испытывать.
Другой вид навязчивого сервиса — рассказы о том, что без чьей-то платной помощи вы сами не найдете/не доедете/не справитесь. Например. Едем к пещерному городу Эски-Кермен. На перекрестке кафешка, на дорогу выскакивает молодцеватый джигит (не силен в определении этноса по внешнему виду), дает меню кафешки. На мой вопрос, далеко ли до пещерного города, рассказывает жуткую историю о том, как там едва с трудом проезжают уазики, предлагает нам припарковаться у него и довезти нас, подождать там и вернуть обратно, и всего за 2000. Расстраиваемся, траты не запланированы, 7 км в одну сторону топать по жаре неохота. Решаем рубиться на сколько хватит, а там пройти пешком. В итоге дорога вполне проезжабельная для Эксперта, за нами проехала шкода Суперб. Разбитая для пузотерок, но вполне проезжабельная. Еще пример. Возле ханского дворца на парковке свои услуги предложил гид. Рассказывал красиво и убедительно. Говорил о том, что мы сэкономим много времени, если его возьмем, он даст нам обзор по Бахчисараю вообще, а также проедет с нами на наиболее интересные места и проведет экскурсии на наиболее интересных объектах, какие сами пожелаем. Акцент сделал на том, что в 9 утра в Ханском дворце экскурсии мы не дождемся, народу еще мало, и чтобы не ждать, пока сформируется группа часам к 10-11, предложил провести нас прям сейчас. Когда мне говорят, что я должен принять решение прям здесь и сейчас, для меня это сигнал. Мы сказали, что пройдем по дворцу без экскурсии (категорически не советую), а потом на выходе примем решение, брать его в гиды или нет. В итоге группа собралась примерно в 9:15, и мы с экскурсоводом прошли дворец. Как вы понимаете, с обманщиком нам далее сотрудничать не захотелось.
Херсонес Таврический. Колоннада храма.
Немного про достопримечательности и экскурсии. Часть объектов сейчас все еще в плохом состоянии. Например в ханском дворце сейчас идет ремонт крыши, закрыты часть залов. На некоторых объектах смотреть не на что. Назначение многих предметов непонятно. Например на 35 батарее на верху мало экспонатов, а в казематах в основном фотографии. Но самое главное во всем этом — это история этого объекта. И эту историю интереснее всего узнать у человека который ее интересно вам рассказывает, может ответить на ваши вопросы. Поэтому если вы посещаете какой-то объект и к нему есть варианты сободного посещения или с экскурсией — обязательно берите экскурсию.
Немного про ситуацию в Крыму в общем. Общепитом пользовались только один раз, в новой столовой в Севастополе недалеко от площади Нахимова. По формату и ценам — примерно как «сели-поели» в Адлере. Остальное время готовили сами — опасались того, что сезон не в разгаре, еда может быть не свежей. А вообще, кафешек везде полно. Дороги, на мой взгляд, где-то сносные, где великолепные. В общем, по Крыму твердая 4. Широкая сеть заправок, проблем нет. Мы несколько раз заправлялись на АТАН как самой крупной сети. Мой QG18 очень чувствителен к качеству топлива. В Краснодаре я лью только Лукойл, на бензине Роснефти машинка сильно теряет. Топливо АТАН похоже на Роснефтевское.
По побережью много дорог и по хребтам, приходится сильно давить газ. Расчет по карточке не везде. Магазины, заправка — да. Музеи — везде нал. Закупались продуктами один раз в Севастополе, в seamall — нормальный супермаркет, нашли все, что нам нужно было — овощи, мясо для шашлыка. В среднем, цены в Крыму примерно Краснодарские, топливо на рубль дороже. Севастополь произвел очень хорошее впечатление современного города с богатой историей, отличными пейзажами в окрестностях. Люди, которые нам попадались, доброжелательные, отзывчивые, приятные в общении. На полуострове очень активно ведется строительство, много инвестиций. Отчет через год наверняка будет неактуален, ситуация стремительно меняется. Местные говорят, что за последние два года очень сильно все изменилось. Обязательно проедьтесь по побережью. Сама дорога сложная (серпантин, узко, местами гребенка), но всю дорогу ехали с открытыми ртами от изумления прекрасными пейзажами. Поездка принесла массу положительных эмоций, план перевыполнен.
800 ступеней лестницы здоровья. Пляж Яшмовый.
Ну и, как водится, небольшой фотобонус.