|
Маршрут нашего путешествие появился после того, как было принято решение о переезде на постоянное место жительство в теплые края, т.е. Краснодарский край. Началась разработка маршрута с максимально возможным по времени сроком 35-40 дней и осмотром достопримечательностей по маршруту. Первоначально время отъезда планировалось на начало июня, но решение всех бытовых вопросов отодвинуло время выезда на 6 августа 2017 года.
Мы — семейная пара молодого пенсионного возраста, 51 и 57 лет, соответственно. Я, Александр, отвечающий за разработку маршрута, техническое состояние авто и за безопасную и максимально комфортную доставку штурмана в конечную точку нашего маршрута. Штурман — Елена, идеальный напарник на дальние расстояния, отвечающая за: питание, комфортное проживание, экскурсии, фото и видео освещение поездки, развлекать водителя, когда тот начинает уставать, общение с населением.
Изначально принято решение, что в день будем проходить не более 600 км, ночевать в комфортных условиях, т.е.(хостелы, гостиницы, частный сектор, мотели и.т.д.) все то, что позволяет полноценно отдохнуть в кровати, принять душ. Максимальная комфортная скорость движения 90-100 км. Как показало время, это все себя оправдало. Опыт прошлых поездок на дальние расстояния показал, что максимально сил хватает на трое суток (при движении на максимально возможных скоростях и с минимальным отдыхом). Накапливается усталость, теряется концентрация внимания, перестаешь адекватно воспринимать окружающую информацию. Обязательно после обеда сон 30 минут, авто это позволяет.
В активе у нас поездки на Байкал по зимнику, декабрь-январь с температурой по маршруту до -52 градуса. Айхал — Удачный и Якутск.
Автомобиль — Nissan Patrol , Y61,2007 года. Двигатель ТВ48. Подготовленный для низких температур; выполнена полная шумо-вибро-тепло изоляция салона, установлен подогреватель ДВС «Webasto», второе лобовое стекло. И зимой дополнительно ДВС закрывается теплым одеялом, передняя часть двигателя и трансмиссия тоже закрывается брезентом для комфортной работы двигателя и трансмиссии.
Дорога Мирный — Якутск разного качества. От г. Мирный до г. Нюрба гравийная. Зимой, когда заметает все неровности, позволяет ехать комфортно со скоростью до 100 км, летом же не более 60км. От г. Нюрба до Верхневилюйска ранее в 80-е годы был асфальт, как обычно, «кусками», сейчас он разбит. Впечатление, как будто проходили «боевые действия». После Верхневилюйска до Якутска дорогу делают. Строительство дороги идет кусками по 15-20 км со стороны г. Якутска асфальт в две полосы со съездами и разделительными ограждениями, правда не везде.
Переправа в с. Жархан, через р. Марха — началось строительство моста. Устанавливают основания.
Поездки из Мирного в другие части России возможны только самолетом или на автомобильном транспорте, но это через г. Якутск и совсем не комфортно и долго. Железной дороги нет.
6 августа 2017 г. выехали из Мирного утром.
Справка: г. Мирный, Республика Саха (Якутия), численность более 34 тыс. человек. Основная деятельность — алмазодобыча.
На спидометре 120153 км. Впереди, как мы посчитали, 9 тыс. км и месяц поездки с хвостиком. Заранее подготовили информацию по местам, городам, рекам, где будет проходить наш маршрут. И определили, какие знаковые места мы будем посещать, например: Красноярск — Столбы и Красноярская ГЭС, Казань — Казанский кремль и поездка в Свияжск и т.д.
До Якутска на машине мы ездили несколько раз и все время весной — в марте. Дороги зимой укатанные. А летняя поездка это более ухабистые дороги, пыль столбом))) Мы беспокоились, что будут дожди и мы соберем всю грязь по дороге. Но с погодой повезло — жара + 28 без дождей.
Первый день планировали пройти до Вехневилюйска 522 км. Это четыре паромные переправы через р. Вилюй и одна через р. Марха. Везде с ожиданиями паромов от 30 минут до 2 часов. С погрузкой в первую очередь большегрузов, у которых заключен договор на переправы с перевозчиком.
Маршрут 1180 км. До г. Якутск. Мирный — Алмазный — Арылах (переправа через р. Малую Ботуобию) — Крестях (переправа через р. Вилюй) —Устье (переправа через р. Вилюй) — Сунтар — Нюрба(переправа через р. Вилюй) — Жаран (переправа через р. Марху) — Верхневилюйск (переправа через р. Вилюй) — Вилюйск — Асыма — Бердигестях — Якутск. Шесть районов: Мирнинский, Сунтарский, Нюрбинский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный.
Дорога оживленная. Много маршруток между городами, селами и поселками.
Якутские лошади самые лучшие!!!
Было много пыли и много комаров и мошки. Приходилось окна протирать от мошки. Первая паромная переправа в Крестяхе, следующая в Устье, потом — Кюндядя, следующая — Жархан и переправа на Верхне-Вилюйск.
Немного фото с переправ:
Переправа через р. Малая Ботуобия.
Переправа через р. Вилюй, с. Крестях.
Переправа через р. Вилюй в с. Сунтар.
Переправа через р. Марха в с. Жархан.
Успели на последний паром вечерний (после 22), поэтому удалось заночевать в Верхне-Вилюйске в номере при кафе «Уйэ». Хотя не было горячей воды((( Утром продолжили наш путь. От жары начался пожар в тайге, и все заволокло дымкой.
В Якутск приехали поздно 7 августа, на въезде в город помыли машину на мойке, от пыли она вся побелела.
Пробег от г. Мирный до г. Якутск получился — 1170 км. Бензин АИ92 израсходовано — 180 л. Средний расход на 100 км получился чуть более 15 л. Заправка производилась на «Саханефтегаз» по 50 руб./л. на всем протяжении маршрута.
В Якутске мы пробыли один день, встречались с родными и друзьями.
Справка: город Якутск, столица Республики Саха (Якутия). Численность более 300 тыс. человек. Расположен в долине Туймаада, на левом берегу реки Лены. Самый крупный город, расположенный в зоне вечной мерзлоты.
Следующий наш пункт назначения Алдан, 546 км от Якутска.
9 августа мы восемь утра направились на паромную переправу через Лену. Надо сказать, что из всех паромных переправ эта самая непутевая и неорганизованная. Через два часа под небольшим моросящим дождиком мы добрались до другого берега реки, в Нижний Бестях.
Далее Качикатцы — Улу — Томмот. До Алдана ехали в основном по грунтовке. В Томмоте вкусно поужинали. На обочине продают красную смородину ведрами. Далее Якокит — Нижний Куранах — Верхний Куранах. В Алдан приехали около девяти вечера.
На правой стороне реки Лена цена на бензин АИ92 уже ниже: Улу — 42 руб./л., Алдан — 41 руб./л.
Справка: г. Алдан, численность более 20 тыс. человек. Основа экономики — золотодобыча. Расположен в бассейне реки Алдан (приток реки Лена).
Погода пасмурная, 19 и дождик местами моросит. С гостиницами в Алдане очень проблемно. С трудом нашли, где переночевать.
10 августа утром выехали из Алдана на Тынду, это более 460 км. Прохладно, +14. Проехали Большой Нимныр, Большой Хатыми, Чульман.
По дороге встречается и такое.
Обедали в Нерюнгри. Интересный город. Кажется, что время здесь остановилось в 80-х годах.
Справка: г. Нерюнгри, расположен на правом берегу реки Чульман. Численность более 57 тыс. человек. Основа экономики — угледобыча. Железная дорога Беркакит — Томмот — Якутск.
Вечером въехали в Амурскую область, она встретила нас сильным туманом. В девять вечера в Тынде разместились в гостинице «Таежная». Хорошее кафе при гостинице. 11 августа проехались по Тынде.
Справка: г. Тында, расположен на реке Тында (бассейн реки Амур). Строительство Байкало-Амурской магистрали — это было здесь. Численность более 33 тыс. человек.
Следующий пункт нашей поездки — Чита. До нее 1100 км. До Невера ехали по дороге, которая участками плохая-хорошая.
Очень радует то, что идет строительство федеральных трасс А360 «Лена» (Сковородино — Якутск) и А331 «Вилюй» (Якутск — Вилюйск — Мирный — Ленск — Усть-Кут ). Но все еще в начальной стадии. Связь только в городах и поселках и пропадает сразу на выезде из них, расстояние между ними от 200 до 550 км. Пункты питания и заправки тоже отсутствуют. От г. Мирный до г. Якутск населенные пункты почаще расположены на трассе, поэтому с питанием и заправками проблем нет, а вот от г. Якутска до Большого Невера, т.е. выход на трассу М58 полная засада со связью, питанием, отдыхом и заправками . Хотя для русского человека все это так, по принципу «Чем хуже, тем лучше». Как поется в одной известной песне «Вся наша жизнь — игра».
Потеплело, +21 и душно. В 17 приехали в Ерофей Павлович. И через час въехали в Забайкальский край. Он встретил нас туманом.
Амазар — Семиозерный — Тантугары — Могоча — Ключевский. Вдоль дороги тайга, нет кафе и мы грустили, что все-таки придется ночевать в машине, а это не самый лучший отдых. Ура!!! Есть кафе «Багульник» и номера при кафе. Правда, удобства на улице и электричество отключают в 24 часа. Зато можно вытянуться в постели и выспаться)))
12 августа. Жирекен — Чернышевск — Нерчинск — Новоберезовка. Читинский район. К трем дня мы были в Чите.
Справка: г. Чита, расположен на берегу реки Читы. Население более 340 тыс. человек. Основа промышленности энергетика, это крупный железнодорожный центр, есть заводы: машиностроительный, ЖБИ, силикатный и др.
Весь следующий день посвятили знакомству с Читой. Очень понравился музей Декабристов, интересная экскурсия.
14 августа утром выехали из г. Читы. До Улан-Удэ 639 км. Трасса «Байкал». Баляга — Малята — Новая Зардама — Потанино. Названия такие потешные))) Заехали на историческую родину — село Потанино. Далее Шибертуй — Мухоршибирь — Улан-Удэ.
Перевели часы. Разница с МСК +5 часов.
Справка: г. Улан-Удэ, столица Республики Бурятия. В пределах города две реки: Селенга и Уда. Население более 430 тыс. человек. Промышленность: машиностроение, лесная, энергетика, добыча полезных ископаемых и др.
В Улан-Удэ с утра поехали в Иволгинский дацан. Около 30 км от города. Место силы и энергии. Пообщались с ламой. Можно записаться заранее. С вопросами по здоровью или с любыми другими вопросами. Ламы живут в небольших домиках на территории дацана.
16 августа выехали из Улан-Удэ на Аршан (468 км). Проезжали Байкал. На небольших рыночках продавалась малина. Очень вкусная.
Купили копченого омулька на ужин. Вечером приехали в Аршан. Это курорт российского значения. Находится в заповеднике, много минеральных источников. Два дня мы гуляли, любовались водопадами, пили минеральную воду и дышали-дышали свежим горным и лесным воздухом. Надо сказать, что в местных кафе вкусно готовят. Накупили сувениров — монгольского трикотажа, местных трав, орехов кедровых.
Ощущение в Аршане очень хорошее. Дышится легко, кажется, если вздохнуть полной грудью, то легкие может разорвать. Воздух прекрасный, виды чудесные, состояние эйфории.
Есть два санатория федерального значения, построенные еще в советское время. Отдых — только наслаждение природой. Минеральная вода идет по трубам и самое интересное в конечной точке труб нет кранов, вода постоянно идет на пролив. Идет из земли и уходит в землю.
Зимой, говорят, здесь тоже хорошо.
Из труб идет минеральная вода, а кранов на трубах нет.
19 августа утром купили на рынке домашнего хлеба и выехали в Иркутск. Чуть больше 200 км. Погода облачная, 15. По дороге в районе поселка Култук почаевничали в кафе «Байкальский серпантин». Замечательно красивый вид на Байкал. Байкал — это место силы, энергии.
Справка: г. Иркутск, расположен на реке Ангара. Численность более 620 тыс. человек. Промышленный город. Много памятников деревянного зодчества. Привлекателен туристам из-за близости озера Байкал.
В Иркутске у нас заранее были куплены билеты на поездку по Кругобайкальской железной дороге. Экскурсия на целый день. Нам очень все понравилось — познавательно, занимательно, красивые пейзажи. И паровоз — это главное, что понравилось)
В отдельном вагоне были китайские туристы.
23 августа выехали из Иркутска. Ночевать планировали в г. Нижнеудинск, 518 км. Второй завтрак был в городе Тельма. Чистый и уютный город. Храм в городе впечатляет красотой.
Далее по маршруту Зима — Тулун — Нижнеудинск. Заночевали в гостинице Нижнеудинска и утром опять в путь. До Красноярска 526 км. Днем въехали в Красноярский край и перевели время на час.
В Красноярске было пасмурно и дождливо. Хостел сняли в центре города. Весь центр города был перерыт, шли ремонты к Универсиаде.
Справка: г. Красноярск, расположен на обоих берегах Енисея. Население более 1 млн. человек. Промышленный город, сложности с экологией. Визитная карточка города — Красноярские столбы. Енисей — одна из крупнейших рек мира, по площади бассейна занимает 7-е место в мире.
В первый день, несмотря на дождь, поехали на Красноярские Столбы в Фан-парк Бобровый Лог.
Погуляли под дождем, послушали экскурсовода, попили чай в кафе. На следующий день мы поехали на экскурсию по городу и далее — в Дивногорск, на Красноярскую ГЭС (27 км от Красноярска). По дороге заехали на Караульную гору к часовне Параскевы Пятницы и послушали выстрел пушки в 12 часов.
По дороге в Дивногорск фотографировались у памятника Царь Рыбе на обзорной площадке. Заехали в село Овсянка, на родину писателя В.П. Астафьева. В селе шли мастер-классы и занятия для деток. Было много гуляющих людей.
Виды вокруг потрясающие. Пообещали себе, что прочитаем В.П. Астафьева. Обещание исполнили)))
27 августа выехали из Красноярска. Днем уже были в Кемеровской области. Заехали в г. Мариинск, на родину бабушки и дедушки. Маленький городок на берегу реки Кия, население более 39 тыс. человек. На въезде в город мемориал жертвам сталинских репрессий (жертвам Сиблага). Так совпало, что по дороге читали колымские рассказы В. Шаламова. Страшно. Как людей лишали ВСЕГО человеческого.
Проехав от Красноярска 552 км, вечером мы въехали в Кемерово.
Справка: г. Кемерово, расположен на обоих берегах рек Томи и Искитимки. Население более 550 тыс. человек. Основное производство — угледобыча.
Город удивил чистотой, особенно во дворах. Широкие дороги, спокойное движение. Переночевали в хостеле, это отдельные номера со своим душем-туалетом в перепланированной квартире. Чисто, удобно.
28 августа выехали из Кемерово. Далее по маршруту Новосибирская область. Проехали транзитом. Вечером заночевали в номерах при придорожном кафе. Утром выехали и днем въехали в Омскую область. Перевели часы. Увидели Иртыш, главный приток Оби.
А вечером были в Тюменской области. Переночевали в Ишиме. Население более 65 тыс. человек, расположен на берегу реки Ишим (приток Иртыша).
30 августа утром по дороге не запланировано заехали в Ялуторовск.
Справка: г. Ялуторовск, расположен на левом берегу реки Тобол. Население более 39 тыс. человек. Имеются 4 объекта культурного наследия федерального значения, все связаны с декабристами. Музейный комплекс в конкурсе «Семь чудес России» уступил только Аркаиму.
В остроге (новодел) очень понравилась экскурсия. А особенно женщины, которые там работают. Душевные и милые. Пообедали в пельменной на площади. Это были лучшие пельмени, которые мы ели! Очень простая обстановка, но вкуснота необыкновенная. И людей в пельменной много)))
А далее мы проехали Курганскую область (грустные дороги) и въехали в Челябинскую область.
Удивило, что по дороге на небольших рынках продаются самогонные аппараты. Много, они прямо отливали стальным блеском.
Ночевали рядом с. Миасское в номерах при кафе.
31 августа утром заехали в г. Златоуст. Посетили музей оружейной фабрики.
Справка: г. Златоуст, Челябинская область, расположен на реке Ай (бассейн Уфы). Население более 169 тыс. человек. Центр художественной гравюры на металле.
Погода стояла замечательная, тепло +26. Вечером мы приехали в Уфу.
Справка: г. Уфа, столица Республики Башкортостан, расположен на реке Белой. Население более 1,1 млн. человек.
Два дня мы гуляли по городу, смотрели достопримечательности: памятник Салавату Юлаеву, фонтан «Семь девушек», мечеть Ляля-Тюльпан, Гостиный двор, Парк Победы и др. Попробовали местную кухню.
3 сентября выехали из Уфы. Вдоль дороги увидели нефтяные качалки. Когда отправили фото этих качалок знакомым, все написали, что хотелось бы такую качалку иметь в собственности)))
Проехали 580 км и днем уже были в Казани.
Справка: г. Казань, столица Республики Татарстан, расположен на берегу реки Волги. Население более 1,2 млн. человек. Официальный бренд — «третья столица России».
Казань встретила нас проливным дождем. Здесь у нас была обширная программа. Два дня мы посещали знаковые места Казани: Казанский Кремль (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО), Мечеть Кул-Шариф, Благовещенский собор, Башня Сююмбике, Центр семьи Казан, Колокольня Богоявленской церкви, Тихвинская церковь, Петропавловский собор и др.
Два дня пролетели незаметно и 6 сентября утром мы выехали из Казани в Свияжск (более 40 км).
Справка: Свияжск, основан при Иване Грозном, стал базой русских войск при осаде Казани в 1552 году. В 1918 стал одним из первых в стране мест советских политических репрессий. Население 243 человека. Архитектурный ансамбль Свияжского Успенского монастыря включен в Список всемирного наследия.
Погода была ветреная и прохладная. Часа четыре мы гуляли по Свияжску. Сначала с экскурсоводом, потом самостоятельно. Посетили музей «Остров-град Свияжск».
После обеда выехали из Свияжска, и через 200 км нас встречал Ульяновск. Перевели часы еще на час.
На следующий день, 7 сентября, до обеда гуляли по центру Ульяновска.
Справка: г. Ульяновск, расположен на берегах рек Волги и Свияги. Население более 621 тыс. человек.
После прогулки наш путь продолжился. После обеда въехали в Самарскую область, перевели часы на час и проехали Самарскую область транзитом. По дороге в Саратовской области, около Новояблоновки (ах, какое милое название) продавали мед и яблоки. Вечером приехали в Саратов, почти час стояли в пробке на въезде. Перевели часы на московское время.
Справка: г. Саратов, находится на правом берегу Волгоградского водохранилища реки Волги. Численность более 845 тыс. человек.
8 сентября гуляли по Саратову, любовались Волгой. Жили мы в центре города и пешком много гуляли. Саратов неприятно удивил неухоженностью и грязью во дворах.
9 сентября утром выехали на Волгоград (от Саратова около 400 км) и днем уже разместились в хостеле и пошли гулять на набережную.
Справка: г. Волгоград (Царицын, Сталинград), население более 1 млн. человек.
На следующий день поехали на экскурсию на Мамаев Курган.
Вечером на набережной в честь дня рождения города проходил чемпионат России по фристайл-мотокроссу.
11 сентября утром выехали из Волгограда. Проехали Калач-на-Дону и днем въехали в Ростовскую область. На отдых остановились в хостеле Аксая (население 44 тыс. человек, 440 км от Волгограда).
12 сентября утром выехали из Аксая в предвкушении окончания путешествия и встречи родных. Осталось чуть больше 300 км.
Уже в обед мы приехали в пункт назначения г. Славянск-на-Кубани Краснодарского края!!!
На спидометре 130789 км. Проехали мы 10636 км за тридцать семь дней, шесть часовых поясов!!! Увидели столько интересных и замечательных людей, мест. У нас богатая страна — людьми, просторами, природой. Если бы мы это все богатство берегли и по-хозяйски использовали, жили бы мы и не тужили)))
Мечтайте и исполняйте свои мечты! Пусть у вас всегда будет время на счастье!!!