|
Азия — Европа — Азия, это если по частям света делить, а не по материкам…. Вот такое получилось у нас путешествие осенью 2016 года. А ведь летом 2016 мы с женой собирались просто повторить путешествие в Среднюю Азию 2015 года, но с небольшим исключением! Думали еще заехать в Горный Бадахшан, уж очень манит нас Памир! Но ПОЛУЧИЛОСЬ совсем не то, что задумывали! Но сильно мы и не огорчились!
В конце июня - в начале июля съездили с друзьями на неделю в Монголию,
на озеро Хяргус-Нуур, на рыбалку…
Ближе к середине июля дочь приехала с зятем в гости, живут они в Исландии, зять житель этой северной страны, и мы, как обычно, показываем им наши сибирские красоты (прошлые поездки были на Байкал, в Хакасию). А в этот раз съездили с ними на озеро Телецкое со стороны реки Челушман,
проехали перевал Кату-Ярык.
Затем прокатились до Чемала.
Там пожили несколько дней и домой, мимо Сросток.
Я уже думал, что путешествия этого сезона для нас закончились, но получилось, как получилось ))).
У зятя был билет на 29 августа (в этот день виза заканчивалась) из Москвы, а у дочки на 3 сентября, ей нужно было в Москве задержаться. И еще жена решила слетать и проводить их из Москвы, а не из Красноярска. А у меня двоюродная сестра в Ярославле замуж выходила именно 3 сентября, вот и захотел я все это спланировать, посетить и самому попутешествовать!!!
День 1 (29 августа, 6:45 утра), с вечера все собрано, дочь с зятем в Исландию, жена с ними на самолете до Москвы, а я их до аэропорта Емельяново и дальше сам тоже в сторону Москвы, но на автомобиле.
Порт у нас рядом, 20 км от города. Родные прошли регистрацию, пошли в зону досмотра, я за руль и в путь.
За окнами Мариинск, Кемерово, Новосибирск… трафик нормальный, музыка и одно удовольствие от мыслей, что впереди будет что-то новое, интересное. За Новосибирском подхватил 2 парней, оказались красноярцы, «столбисты», едут в Крым автостопом! Отчаянные ребята! За разговорами и вечер наступил, ночевать устроились не доезжая до Омска, возле какого-то кафе. Я в машине, а они палатку в лесочке рядом поставили, так и переночевали .
За день проехал 1261 км.
День 2 (30 августа, 6 часов утра). Как всегда при движении на запад, разница во времени помогает рано вставать. Парней разбудил, они, на удивление, быстро собрались, да еще и успели чай себе приготовить, вчерашнюю кашу поесть, пока я в кафешке кофе пил. Едем дальше, они мне про свои горные восхождения, я им про свои путешествия, так и Омск проехали. Высадил я ребят возле Ишима, на развилке, они налево, я направо. Пожелал им добраться как можно быстрее до Крыма, ведь осень на носу и в палатке уже холодно ночевать. (Ближе к Новому году они отзвонились, уже из Красноярска, сообщили, что все задуманное у них получилось, слава богу). Дальше я один проехал Тюмень, Екатеринбург, Пермь. Ночевать остановился между Пермью и Кировом, возле придорожного кафе. За день проехал 1470 км.
День 3 (31 августа, 5:00 утра). Салон в машине раскладывается замечательно, надул матрац, сам залез в спальник, так и переночевал. Под утро было прохладно, машину не включал, проснулся, кофе и в путь. Почти не останавливался и ближе к 16 часам был в Костромской области, в маленьком городке Макарьеве, на родине предков. От места ночлега проехал 1032 км, а всего от Красноярска — 3763 км, не так уж и много. Еще покатался с мужем тетки по городку и окрестностям, а вечером посиделки небольшие и спать.
День 4 (1 сентября, часов 8 утра), сводили теткиного внука в школу,
опять чуток по местным достопримечательностям
и уже с другой тетушкой в сторону г. Неи, в старинное село Покровское, которого уже и нет, но церковь стоит,
восстанавливают ее. Дальше по местам, где в детстве был,
общение с родственниками, но они все в подготовке к свадьбе, которая будет 3 числа в Ярославле. За эти дни проехал по городу и окрестностям всего 143 км.
День 5 (2 сентября, где-то сразу после обеда). С женой все время были на связи и договорились о встрече в Ярославле 3-го числа. Она должна была проводить дочку в Шереметьево рано утром, а потом уже с Ярославского вокзала на экспрессе в Ярославль. Вот я и выехал 2-го, чтоб еще успеть посетить родину отца, д. Кожухово, недалеко от Галича.
Перед городом посетил женский монастырь, а уже после Россолово заехал на погост Успенье,
побродил, поискал могилки родственников, не все нашел, что хотел.
А вот уже и Кожухово!
Заехал просто посмотреть, что изменилось с 2011 года, с последнего моего посещения, и сразу направиться в сторону Ярославля, но повстречал очень хорошего человека, Андрея Рогозянского,
главу замечательного семейства! Разговорились о том о сем, потом осмотр его хозяйства, экскурсия по дому моей бабушки (дом давно продан) и предложение остаться у них отужинать и переночевать в бабушкином доме (Андрей за ним смотрит).
Я согласился и не пожалел! До чего же замечательный собеседник мне попался, а какие интересные его дети, совсем не такие, к каким я привык в городе! А ведь он с Питера, перебрался в деревню и живет натуральным хозяйством и детей учит дома, только в музыкальную школу возит их в Галич. Сам печатается на православных сайтах и пишет довольно-таки интересные вещи о воспитании детей. Кому интересно про это семейство, то можно кое-что прочитать здесь — https://foma.ru/semeynoe-obrazovanie-pochemu-ya-ne-otpravil-detey-v-shkolu-i-chto-iz-etogo-vyishlo.html . Ночевал там, где бывал в далеком детстве, на той самой кровати!
Это было так здорово и трогательно! И были вещи в доме бабушки, которые мне напоминали о тех далеких временах.
Как-будто в детство вернулся))) Спасибо Андрею за такое предложение. За день проехал 249 км.
День 6 (3 сентября, 6 утра). Проснулся рано, просто от оглушительной тишины, ну и немножко от холода, дом постоянно не отапливают, хозяева из Питера и приезжают только на 3 недели летом и на одну неделю зимой. Андрей уже был на ногах, мы попрощались, и я двинул в Ярославль. В тот момент я дал себе слово, что обязательно сюда еще приеду, в гости к этим людям, но уже на дня 2-3, устрою себе экотуризм.
До Костромы ехать всего ничего, в этот раз город проехал, не заезжая в центр, по краю и в Ярославле был после 10 часов утра. Проехал 246 км.
Позавтракал и ждал жену на ж/д вокзале, ее экспресс пришел где-то в 11. Сразу к одному моему родственнику на квартиру, там мы себя в порядок приводить стали, мыться, бриться, гладиться, готовиться к свадьбе. Короче, собирались на торжество! Ну, тут, как у всех людей, регистрация, потом свадьба. Все прошло достойно, я, зная, что буду выезжать завтра, сильно не злоупотреблял и спать уехали не поздно. Свадьба была в историческом центре Ярославля, в ресторане «Иван Васильевич». Пару фото с интерьером выставляю.
День 7 (4 сентября, 9 утра). Проснулись, собрались, попрощались с хозяином квартиры и поехали к молодым, там уже со всеми родственниками попрощались и в путь-дорогу. Вот тут-то я и открыл жене свои планы на поездку, куда двинем дальше! Она и вечером меня пытала, но я рот на замке держал, только для «хреновухи» и открывал, а планы у меня были грандиозные.
1. Город Ростов Великий. Раньше никогда не приходилось здесь бывать. Один монастырь посетили, в кремль Ростовский заглянули, по нему полную экскурсию сделали, в каждый уголок заглянули! И тут нас догнал «Иван Васильевич», ведь именно здесь снимали этот фильм — комедию, можно сказать, с этим кремлем каждый россиянин знаком. Но сначала сюда, почти на въезде
А это уже и Ростовский кремль:
Может, именно здесь Бунша и сидел ))
2. Город Переславль — Залеский, от Ростова чуть больше 60 км. Сначала в монастырь на въезде в город справа,
потом уже бросили машину в центре и пешочком погуляли немножко. Увидели место, где родился Александр Невский.
Еще посетили одно знаковое место
и дальше. А это заводь в центре города, возле земляного вала. Тихо, красиво!!!
3. Город Юрьев-Польский, 40 минут пути.
В этом городке снимали фильм «Золотой теленок», с Юрским в главной роли, и некоторое сходством присутствовало. Только вот полным ходом идет реставрация, не везде пускают, ограничились чисто визуальным просмотром.
4. Еще меньше часа и мы, минуя Гаврилов Посад, заезжаем в Суздаль! В этом городе я был прежде, а моя жена нет, вот я экскурсию и проводил. Что мне понравилось в первое свое посещение, то я и показывал. Что помнил из рассказа экскурсовода, то и сам и пересказывал.
А здесь монашки живут. Ничего себе — кельи!:)
Ночевать сегодня я планировал в Коломне, у своей двоюродной сестры. Она не так давно переехала туда из Братска, всегда в гости звала, вот я и поехал. И если б я ей не позвонил и не сказал, что приеду к вечеру, то, может, и остались бы мы ночевать в Суздали, а тут и она ждет, и совсем вроде не поздно, да и расстояние небольшое казалось — км 250, вот и решили дерзнуть. Владимир миновали, по Горьковскому шоссе Петушки проехали, в Малой Дубне свернули на Орехово-Зуево, следом Воскресенск и вот уже и Коломна! Приехали в районе часа ночи. Сестра ждала, спать не ложилась. Живет в самом центре. Утром из окна я увидел Коломенский кремль, красотища!
День 8 (5 сентября, не рано). Приехали поздно, вот и пошли в город не с утра! Живет сестра в самом центре, до Коломенского кремля 5 минут ходьбы, с окон видно. Погуляли по кремлю и его окрестностям.
Спустились к реке Москва. Вот по этим меткам видно, какой был максимальный уровень в реке в разные года.
Забавное кафе в центре, с очень вкусной пастилой.
Колонка в центре как памятник, год 1902.
Магазин пастилы в Коломне. Пастила реально вкусная! Коломенская пастила уже раскрученный бренд, и в магазинах в центре расхватывается туристами, на ура, хотя и цена очень завышена. Сестра нам показала, где можно было эту же пастилу купить много дешевле. Что мы и сделали.
А это уже вид реки Ока. На машине просто покатались по городу и окрестностям.
На территории города Коломна р. Москва впадает в р. Оку.
На обратном пути домой заехали в монастырь, основанный Сергием Радонежским, Старо-Голутвин монастырь.
На этом экскурсия закончилась, и мы поехали домой и вечер провели в разговорах и воспоминаниях. За весь вчерашний день с Ярославля и за небольшую поездку сегодня по Коломне и окрестностям, мы проехали 623 км.
День 9 (6 сентября, 8 утра). Проснулись, позавтракали, сестра оставляла еще погостить, но мы твердо решили дальше ехать! Цель у меня была еще заехать в Калужскую область, в городок Тарусу к еще одному родственнику, к двоюродному брату. Но прямо накануне он попал в реанимацию с сердечным недугом, и мое присутствие ему ничем бы не помогло, а только расстроило. Супруга его также посоветовала перенести встречу на другой раз, излишние волнения ему не нужны. Вот и на ходу меняем маршрут! Вместо Тарусы едем в Рязань. На выезде из Коломны видим купола, сворачиваем и делаем коротенькую экскурсию.
Лебеди в монастырском пруду.
От Коломны до Рязани километров 80, доехали быстро и сразу в Центр, к Рязанскому кремлю. Что интересно, но во всех городах, которые проезжал в эти дни, я очень легко находил место для стоянки, прямо в центре, и все места были бесплатные и без нарушений правил стоянки, везло, однако!
От кремля через парк прошли к самому знаменитому уроженцу Рязани, к Сергею Есенину.
После Рязани я сделал небольшой крюк, захотел заехать в Воронеж. И если из Калуги он бы был мне по пути, то сейчас он оказался серьезно в стороне. По картам решил до Тамбова свернуть на Липецк, а оттуда уже в Воронеж, там тоже хотел по одному адресу зайти.
Липецк очень долго проезжал, заезд и выезд в сам Воронеж тоже создал определенные трудности. Заехали в город зря, по адресу нужные люди уже не живут((.
Дальше двинули в Волгоград, после Борисоглебска, в районе Поворино, но уже в Волгоградской области, заночевали. Ночлег было найти очень трудно, все придорожные отели заняты ребятами на больших авто, только на одной большой стоянке с автозаправкой нашли возможность переночевать не в машине. Было не очень, но сойдет. У меня сложилось мнение, что в том месте все построилось вокруг туалета — туалет самое лучшее строение на стоянке, там даже платный душ был! Большая стоянка, старенькая заправка и несколько отдельных вагончиков без окошек, это 2-местные номера для ночлега. После Рязани ничего не фотографировал, за день с Коломны проехал 820 км.
День 10 (7 сентября, 7 утра). Проснулись рано, хотелось как можно раньше покинуть это место. И на удивление душ оказался чистым, и теперь могу поворчать только на слабый напор воды. Все одно, спасибо за ночлег, в машине-то много хуже ночевать.
Теперь стремимся к дельте Волги, в Астрахань, но по пути еще есть город военной славы, Волгоград, и было бы несправедливым проехать, не заезжая. Сразу в центр и пытаемся подняться как можно выше к статуе Родины-Матери. Получается, бросаем машину на стоянке и к монументу. Величественно! Круто! Если близко подобрался, то минус только один, фотографировать и позировать плохо получается, настолько громадный памятник!
Затем уже решили на машине спуститься вниз и прогуляться к монументу пешочком, по лестнице.
После Волгограда, в Астрахань можно попасть двумя дорогами, по разным берегам Волги. Я выбрал левый берег реки. Чем-то еще со школьной скамьи запомнилось мне одно название — озеро Баскунчак, и когда увидел указатель и посмотрел на карте дорогу, принял решение еще и туда заехать. Как сегодня добывают соль я не увидел, но что-то все равно понял.
За оградой небольшой мемориал немецким солдатам ВОВ.
В поселке при озере есть что-то типа курорта, где лечат солеными ваннами кожные заболевания, есть что-то типа экскурсии туда, где есть открытая вода (довольно приличные деньги за это просят). И я вот методом блуждания нашел переезд через рельсы и уже был на пути туда, но местные остановили и не угрозами, а вроде как советами отговорили туда ехать. Сказали, что мне там могут все колеса проколоть за такую самодеятельность! Местные ребятишки монополизировали право проезда к открытой воде. Они завалили или засыпали все проезды с берега и оставили только один! Подъезжаешь к стоянке, оставляешь машину и на их УАЗах едешь туда, смотришь, купаешься. Ну или платишь больше и едешь на своей. Ну, не захотелось мне что-то участвовать в этом бизнесе по-баскунчаковски, я посчитал, что довольно увидел и так, и поехали мы в Астрахань.
Едем, понимаем, что вся вода справа, плавни, заводи, это все Волга. Только высокий камыш и ивняки мешает видеть открытую воду. В кафешках продают рыбу, которая запрещена к лову, продают и икру, все можно при желании легко купить! А она нам нужна, эта икра? Конечно, нет, а вот рыбки покушали. Темнеет.
Когда солнце совсем зашло за горизонт, заехали в Астрахань, а по пути еще увидели указатели дороги на Казахстан, пригодится! В Астрахани гостиницу нашли легко, со второго раза, через инет. Гостиница оказалась очень даже и неплохая. За день проехали 868 км.
День 11 (8 сентября, 8:30 утра). Гостиница была с завтраком и довольно вкусным. Собрались и поехали кататься по городу! И уже по привычке обзор начали с кремля!!! Да и привыкать-то особо нетрудно, в любом старом русском городе есть кремль, отреставрированный или разрушенный, но всегда интересно его посмотреть.
В Астрахани очень красиво! Да еще украшали кремль к какому-то празднику, ставили арену для выступления артистов. Было рано, туристов очень немного, еще не жарко, прогулялись с удовольствием.J
После кремля поехали на набережную, там прогулялись.
Дама с собачкой, как тут пройдешь мимо.
Такие дворики в центре Астрахани:
Так как Астрахань это был последний русский город перед Казахстаном, то мы должны были сделать пару дел по инету. Почти все получилось, но вот зайти в Альфа-клик я не смог, и пришлось ехать искать по городу отделение Альфа-банка или банкомат и там уже сделать нужный для нас перевод. Отделения не оказалось, банкоматов тоже, чему я был очень удивлен. На сайте было заявлено несколько банков-партнеров, через которые я мог сделать перевод, но все ничего, еще и денег на карте не хватило, и мне нужно было на нее бросить нал, для этого пришлось менять зеленые (искать, где выгодный курс, тоже время). Дальше оказалось, что банкоматы ее принимали, а вот деньги на нее нет. Хотел сделать перевод через оператора, но она мне заявила срок перевода денег несколько дней. Короче плюнул я на банки, кое-как в телефонном режиме решил проблему и со спокойной совестью поехали мы к нашей границе. На выезде из Астрахани в автомагазине купил маслянный и воздушный фильтры и масла нисановского. Так вот пусть продавцу стыдно будет, какой-то левый воздушный мне подсунул, а я на доверии!!!
Еще по дороге вот такой указатель увидели. Живем-то в Красноярском крае, а тут еще и целый район. )))
До границы указатели нормальные, дорога более-менее.
Обе границы и таможни прошли легко, часа за 2, проблем не было.
Но вот на казахской в нашу сторону огромная очередь из большегрузов стояла (сентябрь — овощи и фрукты из республик к нам).
Едем, природа мало отличается от наших степей. Вот местный абориген, нас не боится
А вот и целая, дружная семья.
Еще по дороге видели очень много мелких соляных озер, но на фото не получается их запечатлеть!
Едем и едем, понимаем, что где-то справа оно, Каспийское море. Хочется его увидеть, искупаться. Находим на карте самое близкое побережье от дороги, в районе поселка Зинеден и сворачиваем к морю.
Ехать дальше побоялся — песок. Машину оставили и пошли.
По моим предположениям, море вооооон там!:)
До нас здесь были только верблюды, они тоже хотели искупаться.
А вот и море… Тут не покупаешься, только ноги помыть можно )))
Все равно я могу сказать, что я БЫЛ на Каспии!
Здесь были: человек, верблюд и птица!!!
Дорога от Каспия к шоссе.
Случайно обратил внимание на показания бортового компьютера и до сих пор не знаю, верить ему или нет? Вроде да, знаю, что низменность, но чтоб 37 метров в минус! Вот это да!!!
Дорога была очень плохая, требовала особого внимания и полной концентрации! Асфальт выглядел как после бомбежки, ямы и ямы, не разогнаться. Был очень удивлен тому, что мимо меня с большой скоростью пролетали Лады-Ларгус на узбекских и казахских номерах. С трудом, по темноте, не повредив на этой дороге ничего из подвески, добрался до города Атырау, бывший Гурьев, город нефтяников. В городе казино, хорошие гостиницы, но мы не смогли найти сразу ночлег. Либо все занято, либо дорого для нас или еще встречались без горячей воды. Поехали на выезд из города и уже на окраине нашли еще не работающую, только-только открывающуюся гостиницу. Я и не понял, кто мне номер предоставил! Или арендатор или бригадир ремонтников, да и без разницы — недорого, чисто и с горячей водой, еще и поужинали, а утром позавтракали. Минус был только один))). Наше крыло, с нами внутри, закрыли с улицы на ключ, а я очень рано проснулся и хотел в машину сбегать и не смог! Пришлось ждать, когда в 8 утра открыли нас и выпустили. За день проехали всего 409 км.
День 12 (9 сентября, после 8 утра) в этот день ничего интересного не было, ну особо интересного! Бескрайняя степь, может, полупустыня, соляные озера по обеим сторонам дороги, можно даже издалека подумать, что это лед. И много-много верблюдов.
Дорога полдня была хорошая, а вот ближе к узбекской границе стала портиться и в районе поселка Бейнеу совсем испортилась и стала даже хуже вчерашней. Песок, пыль, гравийка зубодробительная, все до самой границы, а вот и она сама, вот он переход, с утра проехали до границы чуть больше 500 км.
Машин было немного, на все про все затратили чуть больше 2 часов и в республику Узбекистан заехали около 17:00. На удивление узбекскую границу с этой стороны прошел намного легче, чем в прошлом году со стороны Таджикистана. И опять вызвала большое сочувствие очередь в обратную сторону, в сторону России люди по два дня стоят! Вот это да, и грузовые и легковые, а в них не только взрослые, много и детей.
Больше километра ехали вдоль этой очереди, ну так мне показалось, может и больше. На переходе разговорился с одним узбеком на Ларгусе, чего они так гоняют по такой дороге, так он высказал большое удовольствие от нашего российского автопрома, все запчасти, мол, недорогие и легко меняются, все от Рено подходит! Вот уж никогда не думал, что услышу такие отклики про наши машины, дома даже внимания не обращал на эти Ларгусы, а может их у нас просто нет, а здесь полно. А еще больше здесь Хундай Нексий! И почти 90 % машин на газе ездит, кругом хорошие заправочные комплексы Метана и Пропана, а бензин только 80-й, я 91-й нашел всего два раза и то, один раз это был скорее всего 80-й разбодяженый газовым конденсатом, что много хуже, чем простой 80-й бензин.
От окружающей дороги в голове крутилась одна знаменитая русская песня, не мог от нее отвязаться — «Степь да степь кругом, путь далек лежит». А вот и вечер, вот и темно уже, а ночевать негде встать, в степи не очень-то и хотелось. Перед Кунградом даже асфальт хороший появился, вот за самим городом спать и остановились. Большая стоянка с ночной столовой, масса народу, есть гостиница, но мест уже нет, ночевать пришлось в машине. Я еще в кафе немного посидел, кружку местного пива выпил, телевизор на узбекском посмотрел, расспрашивал водителей все про ближайшие заправки с 91 бензином, где они, есть ли бензин? Ответы были разные. Настораживало меня это все, не хотелось заправляться 80-м, но пришлось все же потом это делать!
P.S. Уже по темноте, между Кырккызом и Елабадом, слева было очень много огней, думал какой-то большой завод, но по картам ничего и не нашел, там только соляные карьеры или копи, но не могут же они так освещаться! Как крупный город! За день проехали 804 км.
День 13 (10 сентября, очень рано). В машине сиденье не разбирали, жена спала на заднем, я располагался на переднем или на передних сиденьях, как получалось. Но так долго не поспишь, вот и встал рано, сходил в душ в этом придорожном комплексе. Жена проснулась, пошла посмотрела на этот душ, ей что-то не понравилось здесь, даже и завтракать не стали, поехали дальше и стали по пути искать кафе и заправки.
В первом же населенном пункте Канлыкуль, в первом кафе и позавтракали. Пока кушали, выяснили, что у них тоже душ-баня есть, вот супруга и помылась, а я первый раз в жизни купил бензин в 5-литровых банках и залил 10 литров в бак, так как у меня уже заканчивалось топливо, а по словам хозяина кафе, почти до Нукуса мне можно было не надеяться найти бензин. В принципе оно так и вышло, следующие 10 литров залил в Нукусе, через него поехал в надежде найти 91-й бензин, но не нашел, опять заливал 80-й, но уже чуть больше. Стал обращать внимание, что очень много неработающих, закрытых заправок. Увидел много пластиковых бутылок с бензином, стоящих возле ларьков, просто возле жилых домов, понял, что с бензином в этой стране — ёк )).
И вот среди хлопковых полей вижу заправку и колонку с 91-м и со шлангом (в других колонки без шлангов — значит бензина нет). Спрашиваю: честный бензин? Отвечают: да, правильный))) Ну и заливаю, но правда не полный бак, боязно. Так у меня этот день и проходил в поисках 91-го бензина! Ну не мог я сразу осознать, что его тут просто нет!!
По дороге видел, как складируют хлопок,
как он растет
и как его убирают.
Заехал в Ургенч, спрашиваю: есть? Меня посылают на край города, еду, а там нет, но говорят, что вон там вчера был, еду туда, в надежде полный бак залить, но и там ничего… Плюнул, оставил эту затею на потом и поехал в Хиву,
она не так далеко от Ургенча. Посмотрели древний город, которому больше 2 тысяч лет.
Погуляли даже по крышам, покушали и вернулись в Ургенч. Местный Месси не в футбол играет.
Я еще немножко поплутал по городу в поисках одной улицы, знал только ее прежнее название, а сейчас все переименовано. Вот с помощью местных таксистов и нашел, что искал, и дом, хотя нумерацию изменили, да и путанная она у них очень. Спасибо большое им (ургенчским таксистам)!
По адресу все, что мне было нужно, узнал, но кто-то уехал, кто уже и умер, так что нужды оставаться в Ургенче не было, и мы поехали дальше, в Бухару. Для приличия еще и весь Беруни объехал в поисках 91-го бензина, тоже не нашел и уже до ночлега даже не пытался искать, просто заправлялся по 20 литров в более-менее приличных заправках. Сейчас по записям подсчитал, что залил в этот день 80 литров 80-го и 35 бодяжного 91-го. Это был не просто день, а какая-то бензиновая лихорадка! Не мог мой мозг признать тот факт, что если нет, то везде НЕТ! Надежда умирает последней. Про дорогу помню, что плохой было немного, трафик большой. В Бухару заехали уже в 24 ночи, свой любимый отель «Шарк» нашли без проблем, и нам опять повезло, что работал Шухроб (Шурик). Как и в прошлом году — ночь и Шурик! Номер тот же нам выделил, поболтали чуток и спать. За день проехали 934 км.
День 14 (11 сентября, 8 часов утра). Позавтракали, жена осталась в отеле, а мы с Шуриком, он сменился, поехали на авторынок Бухары. Купили масла и там же собрались поменять его на машине. Вот тут я и убедился, что на родине мне не тот фильтр продали воздушный, подрезать пришлось, чтоб закрыть крышку. Ппоменяли масло, съездили еще и машину помыли, а потом за супругой. И весь день по городу нас сопровождал наш гостеприимный хозяин отеля. Мы, можно сказать, устроили себе гастротур! Пообедали в ресторане плова.
Оказывается, плов по-бухарски это не по городу название , а именно отличие по приготовлению. Рис для приготовления или отваривают или отмачивают, прежде чем положить в казан на мясо, а еще и специи, шафран и обязательная зира.
А поужинали мы там, где готовят замечательную рыбу, кушали жареного карпа и запеченного сазана. Еще днем сходили на рынок, купили специй,
чая, сушеных соленых косточек абрикоса
и поняли, что цены для туристов и цены для местных жителей очень и очень отличаются. Дурят нашего брата, ой дурят))).
Закончили сам день уже в гостях у Шухрада. Оказывается, они живут всей большой дружной семьей, в одном большом доме, с большим внутренним двором, родители и три сына со своими семьями.
Нам в этот день все очень понравилось!!! Еще и вина узбекского днем сухого, красного купили! В республике его не везде продают, только в особых местах.
День 15 (12 сентября, 8 утра). Очень вкусный завтрак, прощание с гостеприимными хозяевами.
И дорога на Самарканд. В этот раз выезжали из города по-другому. Если в прошлом году я проехал по указанию навигатора до Кызылтепа через Каган, вдоль железной дороги, и был очень недоволен дорогой, то в этом году поехал через Галаасию. Дорога была много лучше! А уж от Кызылтепа до самого Самарканда дорога очень хорошая, катишься как по маслу. Из минусов — это посты проверочные и отсутствие или малое количество пешеходных переходов в населенных пунктах, тут нужно быть особо внимательным.
До Самарканда ехать всего ничего, и я думал, что уже в 12 будем гулять по Регистану, но задумаешь что-то, не всегда получится. В дороге лучше не мечтать, по факту принимать! И вот еще о чем я забыл написать. Еще в Костромской области, 2 сентября, я по радио услышал, что умер первый президент Узбекистана — Ислам Керимов. И все дни, пока мы добирались к границе республики, я не знал, не понимал, что будет! А вдруг объявят траур и не будут пускать туристов!! Всего можно было ждать! И вот уже подъезжая к Самарканду, я вспомнил про это и, как оказалось, не зря! Вот уже указатели города, вот уже и сам город, вот и окружная дорога, и въезд в сторону центра перегорожен автобусами, и сотрудники полиции никого не пропускают. Еду к другому съезду с окружной и та же история (((
По карте смотрю, где окружная дорога проходит ближе всего до центра и еду туда. Находим место на стоянке, оставляем машину, кушаем в кафешке и пешком, по улице Ташкентской, мимо обсерватории Улугбека (метров 300 от машины),
идем в центр.
Идем налегке, планируем найти отель, где в прошлом году останавливались. По пути общаемся с людьми, которые тоже следуют пешком с нами в сторону центра.
Многие тоже туристы, как и мы, приехали посмотреть Самарканд на день, на два, и терять время никто не хотел, у всех уже запланированные экскурсии. Из разговоров поняли, что центр закрыли из-за посещения глав государств к могиле Керимова, называли фамилию Назарбаева. Может, это так и было, я не знаю, никого сам не видел! Но видел, что к месту захоронения Керимова не пускали даже милиционеров, которые приехали из других городов страны, на один день, ради посещения мечети Хазрет-Хызр, где похоронен первый президент.
А нас, простых гостей города, не пустили даже и к Регистану, все было перекрыто. Какими-то маленькими улочками мы дошли до нашего отеля! Хозяева нас вспомнили, поселили, но сразу предупредили, что света нет, какие-то проблемы. Мы ополоснулись быстро и пошли назад к машине, тем более что пришла хорошая весть — милиция сняла заслоны и теперь можно все посещать, кроме мечети с могилой, она до послезавтра была закрыта.
Пешочком дошли до машины, по пути посетили обсерваторию Улугбека, этот умный человек (математик, астроном) жил в 15-м веке, был внуком Тамерлана. На машине приехали в отель, загнали во двор. Свет еще не дали, и мы пошли гулять по центру дальше. Погуляли, а на вечер запланировали, с сыном хозяина, посещение ресторана. Темнело, вечер, в городе непривычно темно,
Кафе и рестораны закрыты. Но народ не ропщет, приветствует действия руководства, а на любой вопрос про президента у мужчин слезинка, а у женщин и детей слезы ручьем текут, любили все его. Вечером с сыном хозяев, на такси, все-таки нашли ресторан работающий, но уж очень далеко от центра. Посидели очень хорошо, мы с ним пива выпили, жена вина. Он работает футбольным детским тренером, очень приятный молодой человек, образованный, воспитанный. Сам играл в узбекской высшей лиге, ездил на юношеские смотрины в наш московский ЦСКА, но тяжелая травма и теперь тренер. Учится, хочет получить лицензию взрослого тренера и планирует уехать в Америку, для работы в колледж тем же футбольным тренером. И, как я понял, этот вопрос решен (там его тетя живет), дело только за лицензией. За прошлый день по Бухаре и за сегодняшний день до Самарканда проехали 287 км.
День 16 (13 сентября, 9 утра) после завтрака поехали с хозяином искать высокооктановый бензин, нашли 50 литров, в гараже областной прокуратуры (там то ли родственник, то ли хороший знакомый у него работал), заправились. Потом он нас еще сопроводил по нашим делам на улицу, русского названия которой уже нет, улица переименована! Без помощи этого доброго человека мы бы не справились.
Я искал следы одного человека, как и в Хиве, адрес нашел, а человека не нашел. Распрощались с гостеприимным хозяином и поехали дальше, можно уже сказать, в сторону дома.
Если в прошлом году из Самарканда мы поехали в Ташкент, то в этом решили несколько изменить маршрут и после Джизака собирались двинуть в Ферганскую долину, в Коканд. Были давно наслышаны о знаменитой джезакской самсе, многие говорили, что именно в этом городе готовят самую вкусную самсу. От Самарканда до Джизака расстояние небольшое, доехали быстро и по факту еще даже и не проголодались.
В город не заезжаем, объезжаем его с правой стороны. Придорожных кафе масса, едем, выбираем и находим приличное с виду и машин на стоянке не так много, чтоб заказ не ждать.
Договорились с женой по одной скушать, еще что-нибудь жидкого похлебать и, если самса понравится, то и в дорогу по парочке купить! Сидим, ждем, приборы принесли. Я думал, что ложка это для шурпы, но самсу принесли первую, и я просто обалдел (жалко и телефон и фотик в машине оставил, не сделал фото). Принесли что-то огромное, формой как пирамида и на большом блюде. Тесто слоеное, толстое, в меру запеченое. Сверху надкусил или надрезал и можно наслаждаться. Внутри бульон (вот для этого и ложка), вкусное рубленое мясо. Объелись мы в этот раз и как хорошо, что не пожадничали и по две-три штуки не заказали ))). Да и в дорогу брать ничего не стали, такую самсу только на блюде можно кушать, а то весь будешь в бульоне ))). Целый час только и обсуждали это чудо местной кулинарии, я до сих пор понять не могу, как умудряются такие большие изделия в тандыре запекать!!!
Навигатор тем временем немного нас поводил по округе, мы все искали короткую дорогу до Ахангарана, чтоб двинуть в Ангрен, а там уже через перевал и в долину. Нашли и к перевалу Камчик попали уже потемну, о чем очень жалею. Дорога ремонтируется местами, а местами просто заново отстраивается, долго ехали, одна полоса, не обогнать, да и не остановиться, знаки и бетонные блоки с правой стороны. Сейчас вот чужие фото смотрю этих мест и мечтаю еще раз там проехаться, но днем.
В Коканд уже приехали часов в 11 вечера, гостиницу нашли быстро, достаточно было одного прохожего и все. Вопрос, ответ и через 100 метров отель с название — «Хан»,
Приличный. Машину в закрытый гараж поместили, завтрак пообещали и денег взяли чуть больше нашей тысячи за это все (но в узбекских деньгах). Душ, русские программы по телевидению, арбуз, виноград, купленные по дороге, что еще нужно уставшим путникам. За день проехали 587 км.
День 17 (14 сентября, 8 утра). В моем представлении Коканд должен был быть похож на Бухару или Хиву. Было же Кокандское царство, и я думал, что столица этого царства должна быть городом богатым историческими памятниками, но в этом городе очень мало чего сохранилось.
И все-таки мы нашли, что здесь посмотреть! И не жалеем, что на пешую прогулку по городу потратили столько времени. Смотрите фото.
А еще в отеле, когда узнали, что мы едем в сторону Ош, рекомендовали посетить городок Маргелан, мол, там производят лучшие узбекские ткани. Нашли дорогу к городу, заехали, нашли базар, магазины, но ничего себе и не купили. Ткани как ткани, очень хорошие, но зачем мне в Красноярске шелк? Что с ним делать?
Очень близко был город Фергана, но решили не заезжать и едем в сторону Андижана, а оттуда на киргизскую границу, на переход. Тут стоит сказать, что было то, что очень запомнилось по дороге до следующего нашего ночлега. 1. От Маргелана до Андижана царство винограда!!! Мало того, что во дворах его море, так еще и над пешеходными дорожками вдоль дорог в поселках и деревнях, сделаны навесы и все в винограде, лоза спелая висит и просто так, и зачем-то обвернутая кульком из бумаги. Виноград крупный, сладкий, вкусный, в нашем магазине такого не купишь, просто не довезти его до нас.
2. Остановились в кафешке покушать, пришел хозяин, молодой парень, спросить понравилось нам его кухня или нет.
Оказалось, что он долго жил в европейской части России, очень любит нашу страну и с помощью своего отца хочет здесь построить что-то типа кафе с русской кухней! Молодец, дай бог, чтоб у него получилось. В дорогу еще и мацой местной угостил, собственного производства!
В сам Андижан не заезжаем, по кольцевой мимо аэропорта едем к границе. По пути опять строительство дорог, сносят даже дома в деревнях, так расширяют дорогу. Зато очень много новых деревень строят для переселенцев с других районов страны. Стоят дома, целые улицы еще не заселенные! Мне потом кто-то объяснил, что в этом районе Узбекистана, очень много этнических киргизов, вот государство и ведет работу по переселению узбеков из других районов страны. Я и не думал, а оказывается, отношения этих двух стран очень далеки от дружественных.
И наконец, что еще особо запомнилось.
3. Много я переходов проходил на машине, много!!! Но в раз был переход, где я был ОДИН! Я не обманываю, еще подъезжая к воротам, обратил внимание на отсутствие машин. Даже испугались, думали, что закрыто, напряглись. Но нам открыли ворота, и мы заехали… никого! Нас двое на машине и еще одна молоденькая киргизская женщина с двумя маленькими детьми. Жену сразу отправляю проходить границу как пассажирку, без вещей, все в декларации на гаджеты на мне, а у нее только декларация на деньги наличные. Она сразу и прошла, а у меня пошел процесс полного!!! Сначала на сканирование! Нужно отдать должное, на технику денег не жалеют! Автосканер на базе Мерседеса, стоит не один миллион американских денег. Потом просто на яму и полное выкладывание вещей из машины и осмотр машины, и людьми, и обнюхивание собакой. Осмотр сумок и чемоданов сотрудниками с моими пояснениями, что это и это что!! Теперь разрешение мне прохождения паспортного контроля. Направляюсь налегке, а зря! Просят забрать вещи и через телевизор уже внутри поста! Прошел, думаю, ну все, посмотрят паспорт, печать и я к машине! И тут нет, выходит от экрана и осматривает еще раз наши вещи. Я не боюсь, запрещенного ничего нет, времени жалко! Ну теперь-то, думаю, всё. НЕТ! Завели еще в комнату досмотра и меня обшарили, и это при том, что я в шортах и в тенниске! Спрашиваю, что ищете? Отвечают — доллары! Но все действия сотрудников были в вежливой форме и с извинениями! Ну вот и все, штамп, вещи в машину и к выезду из Узбекистана и заезду в Киргизию готов!
Жена давно там, меня ждет, я думаю, что работники страны из Таможенного союза будут более лояльные ко мне! Почти так и получилось. Все процедуры прошел быстро, застопорился только на оплате какого-то налога, вроде транспортного! Деньги нужно только в банкомат и только местные, а у нас нет… На все уговоры взять у нас доллары (чуть больше, чем нужно мне платить), завтра разменять и заплатить за меня сегодня никто не соглашается, никто не хочет за меня свои деньги в банкомат засовывавать. Ничего не поделать, жена идет метров за 500 к какому-то обменнику, меняет, возвращается, а это ведь все время! Уже темнеет. Вот и последняя квитанция об оплате и нас выпускают на территорию Киргизии. Ура!!
В Ош заезжать не собирались, сразу решили ночевать в Джалал-Абаде. Я где-то упустил, что планшет не заряжен, и ехать пришлось по указателям, вот на кольце с большим памятником человека на лошадке))), сворачиваю чуть раньше и уезжаю в сторону аэропорта. Хорошо, что вовремя понял, что не та эта дорога, и не так далеко уехал. В Джалал-Абаде нашли гостиницу, где ночевали в прошлом году, номер тот же попался, все супер!!! Только опять потерял минут 20-30. Навигатора нет, так вместо того, чтоб ехать по главной федеральной дороге до того места, где в прошлом году свернул в город, я, только показались указатели города, заезжаю и стараюсь в центр попасть короткой дорогой, вот и наблудил. За день проехали 328 км.
P.S. обязательно нужно отметить, что ту молодую девушку с детьми пропускали дольше меня на обеих границах!! Она киргизка, замужем за узбеком! И переход для нее мучение, мне так показалось. Но это в прошлом году было!! Люди говорят, что сейчас много легче проходить границу в том месте и нам, и жителям этих приграничных государств.
День 18 (15 сентября, 8 утра). Завтрак в городе, в кафешке возле администрации (в прошлом году тут кушали, понравилось, вот и заехали опять) и в путь! Весь день очень красивые виды за окном автомобиля, едем, любуемся. Дорога-серпантин, река Нарын, Токтогульское водохранилище, перевалы Ала-Бел, Тео-Ашуу и Суусамырское плато. Описание каждого из перечисленного может занять не одну страницу, но я и описывать не умею, да и Вы устанете читать. Смотрите фото.
На первом перевале уже были, когда в 15-ом году ехали в Таджикистан, а вот Тео-Ушуу проходили первый раз.
Впечатлил!! Спуск в сторону Бишкека был тоже очень красивым! Мы сильно быстро не гнали. И дорога сложная, и в это время очень много скота гнали по дороге (овцы, лошади), может, пастбища летние в горах меняли на зимние в долине, но это мое мнение. Жалею только об одном, что не покушал свежевыловленной рыбы из горной речки, что сопровождала нас до долины. Просто предлагали не меньше часа подождать (ловили, наверное, для клиентов свежую), вот я и не соглашался, думал, где-то быстрее приготовят. Вот горы кончились и закончились кафе с рыбой, в меню стало только мясо, мясо и мясо. В Кара-Балте поворачиваем направо, в Бишкек не заезжаем, обходим его слева и направляемся на переход, на казахскую границу. По пути находим кафе, где кушали год назад. Тут мало, что изменилось, тот же интерьер и меню то же и так же вкусно и сытно!!! И вот граница. Киргизская сторона для прохождения труда не составила, а вот наши самые близкие, по границе, друзья опять устроили полный шмон — все вещи из машины на поддон, а пустую машину на сканирование! Спрашиваю: почему? Говорят: большой транзитный путь у вас! Ничего не нашли, только я время чуть больше запланированного потерял.
Теперь впереди только Алма-Ата. В город приехали уже потемну. С трудом, но нашли ту гостиницу, где 2 раза ночевали в прошлом году. Условия проживания и цены — те же. Нас все устроило! За день проехали 838 км.
День 19 (16 сентября, 8 утра). Сделали маленький кружочек по центру города только с одной целью — хотели найти магнитик на холодильник, в прошлый раз не купили. И в этот не нашли. Движемся в сторону Капчегайского водохранилища. Дорога многополоска, настоящий автобан!!! Гони и гони. За водохранилищем еще какое-то время была супер дорога, а потом пошла обычная. Так и ехали целый день до Семея (Семипалатинск). Были участки, где ехали много больше 100 км, а были и такие, где крались меньше 50, да еще и с опаской повстречаться с полицией. Очень интересные знаки в Казахстане — плохая дорога + ограничение скорости до 50 км + зона действия, зачастую, 10 км. Я специально засекал километраж и, как оказалось, был прав! Несколько раз видел полицейские посты метров за 300-500 до окончания зоны действия. И всегда рядом с полицией стояли задержанные машины, где водители пытались оспорить! Рассказывали, что были случаи даже измерения зоны действия знака! А это ехать в одну сторону 10 км и возвращаться назад еще 10 км. Сколько времени будет потрачено! Этот участок напомнил мне дорогу в районе Каракалпакии!
Еще из минусов этого дня было две встречи с лошадиными табунами! Хотел бы всех предостеречь! Это у меня было один раз ночью по дороге из Горно-Алтайска в сторону Телецкого озера и случилось здесь! Асфальт за день нагревается, теплоотдача низкая, вот эти домашние животные и ночуют на асфальте! Я далеко-далеко вижу какое-то зарево от города (Семей), еду с приличной скоростью, асфальт хороший и… еле успеваю затормозить.
На дороге лежат, стоят лошади. Сигналю, лениво пропускают. Какое-то время еду очень осторожно, но думаю, что все так же, как и я, через несколько минут осторожного вождения, начинаю разгоняться, ведь вот он ночлег, рядом! И тут опять табун! До самого города крался после этого, пока уже свет фонарей не осветил дорогу на 100%. Ночевали в том же отеле, где останавливались в мае 15-го года. Нашли легко. За день проехали 1149 км.
День 20 (17 сентября, 8 утра). До российской границы всего ничего. Уже чувствуем запах Родины )). На выезде из Семея плотно и вкусно завтракаем. Довольные и сытые, можно сказать вальяжные, ждем встречи с Родиной! Но не тут-то было. Лесочек, тенек, возле дороги стоят полицейские, проверяют документы. У меня мнение, что все в порядке. И страховка есть еще действительная, и штампы пересечения границ, что, думаю, они могут мне предъявить? Скорость вообще маленькая была! Но ведь знают к чему придраться! Спрашивают: а где у Вас карта техосмотра, на основании которой Вы получали страховку казахстанскую, да так вежливо спрашивают. А откуда она у меня, эта карта? Где-то дома валяется. Как страховку по ней получил, так и забыл про нее, а, оказывается, возить нужно с собой всегда и везде! Но до дома-то, до России всего ничего, да и деньги уже на исходе (на оставшиеся тенге покушали и заправились), сопротивляюсь, штраф платить на месте отказываюсь! Пишите, говорю протокол, я согласен с нарушением, но денег наличных нет, на карте тоже пусто, в Рубцовске, мол, у друзей возьму взаймы, чтоб до Красноярска доехать. Тянули-тянули они время в надежде, что оплачу, и отпустили с порицанием и предупреждением, что в следующий раз не простят меня. Буду рад еще раз с ними увидеться, но боюсь, что ни они меня, ни я их не запомнили.
А вот и граница! Был не удивлен, что пришлось опять полный досмотр получить на казахской стороне (уже в привычку вошло), зато наши пропустили за раз, очень быстро. Родина мало изменилась, только прохладнее стало, листьев на деревьях меньше, ну и темнеет раньше! Ночевать остановились в Кемерово, недалеко от въезда в город, в бизнес-центре чудесная гостиница, тихая, уютная. Навигатор привел по адресу, где уже полгода как нет ничего, сгорела гостиница, вот рядом другую и нашли! Остались довольны. За день прошли 858 км.
День 21 (18 сентября, утром долго не спали). Из Кемерово до Красноярска дорога проезжена уже много и много раз, глаз замылен, фото не делаем, просто едем и едем! Хочется домой быстрее попасть! Заезжаем еще в Дивногорск, кота своего забрать и все! Конец нашему очередному путешествию. За крайний день проехали всего-ничего — 601 км.
А всего пробег составил — 13562 км,
бензина залили —1284 литра.
Средний расход меньше 9,5 на 100 км. Нормально вроде, ведь и горы были и по городам ездили. Двигатель на Х-Трейле 2,5 л, короче, этим показателям я очень доволен.
Гостиниц люксовых нигде не было, разбег платежа от 1000 до 2000. Еда в Средней Азии по нашим меркам очень дармовая. Развлекаловки по большому счету у нас не было, ни Казино, ни Дисней-Лэндов, ни Аквапарков. Ну, еще подарки и свой закуп домашний. Вот можете и подсчитать, сколько мы потратили, я врать не буду, так как только бензин записывал, но и он был в разных ценах. Трудно мне вывести точный результат. Но уверен, что меньше 100 тыс. руб. потратили.
С уважением к тем, кто честно мою галиматью до конца дочитал и вытерпел мое занудство)))