Как путешествовать всей семьей в эпоху кризиса?

31.07.2017 | 29173 просмотра

Автор этого очерка, путешественник Андрей Сотников, постоянный автор ДРОМа, всегда путешествует на скутере. Но сегодня рассказывает о самом экономном транспорте для путешествия всей семьей — личном автомобиле.

К ЧИТАТЕЛЯМ:

Скутер-путешественник Андрей Сотников, автор проекта «Спаси-храм», поставил перед собой цель проехать на скутере все республики бывшего СССР, чтоб рассказать о них правду, считая, что на СМИ надежды мало. В итоге будут сняты новые фильмы, написаны очерки.

Когда вы читаете эту статью, ее автор находится в следующей скутер-экспедиции по маршруту Томск—Украина—Молдавия и нуждается в вашей молитвенной и материальной поддержке (подробности, как поддержать, читайте в конце статьи и на его сайте).

Новости из экспедиции читайте на сайте Андрея Сотникова spasi-hram.ru.

* * *

В наше время самым экономным видом транспорта для путешествий стал автомобиль, да-да, именно наш личный автомобиль. Поезд это, конечно, хорошо, но если вы летом решите всей семьей отдохнуть на Черном море, то поездка выльется в значительную сумму. А если этот же путь преодолеть в автомобиле, стоимость уменьшится в 2, а то и 3 раза, а если вы еще будете жить «дикарем» в палатке, как предпочитает наша семья, то отдых на море вообще обойдется в копейки. Одним словом, это рассказ о том, как простая семья гуманитариев, то есть имеющая минимальный доход, каждый год ездит на море, в горы и даже иногда посещает зарубежные страны и все это благодаря личному автомобилю, даже не очень новому.

Питание в пути

Рассказывать буду обо всем по порядку. Если ваша семья обеспечена выше среднего, то эта глава не для вас. Но мы живем в эпоху кризиса, потому наша семья в пути предпочитает готовить сама, не используя кафе и прочие рестораны, попадающиеся на трассе. Газовая плитка стоит меньше тысячи и прослужит она вам минимум пять лет. А одного баллона газа хватает на несколько дней. Кроме того, газ можно экономить, достаточно развести костер — в России это еще можно. Правда, если у вас в прошлом нет туристического опыта, то с костром лучше не шутить. Наша же некогда альпинистская семья считает, что костер в путешествии незаменим — ночь без костра теряет две трети своего романтизма. Но в пути не всегда есть время и силы на костер, и газ тогда просто незаменим.

Очень важно уметь в пути найти воду. Потому что покупать воду в магазинах это как-то несерьезно, а для русского вообще неприлично. Вода должна быть бесплатной, как воздух, как солнечное тепло, как улыбка мамы. Воду в пути всегда можно достать, способов масса. Можно просто набрать в чистом ручье, роднике или колонке и прокипятить, либо, если вы путешествуете по нашим южным широтам, где колонок нет давно, можно попросить у местных жителей, протянув им пустые бутылки — на это редко кто ответит отказом, даже в наше безбожное потребительское время.

Палатка наш главный дом

Несколько слов о палатке. Палатка на самом деле — это самое настоящее спасение в путешествии. Стоит самая дешевая 1-2 тысячи, то есть ровно столько же, сколько вы отдадите за одну ночевку в гостинице. А прослужит вам даже самая дешевая палатка несколько лет. Лучше, конечно, если вы в юности ходили в туристический клуб и умеете обращаться с ней. Не беда, если этого не случилось. Попросите знакомого туриста, и он вам все объяснит, а еще лучше — съездите всей семьей до путешествия на один день с ночевкой на ближайшее озеро, где стоят настоящие туристы. И вы поймете, что палатка это настоящий летний дом для путешественника. По времени палатка устанавливается около получаса — это если один человек, если семья устанавливает, то займет считанные минуты.

Насколько безопасно ночевать в палатке? Когда ты один, конечно, страшновато. Но когда всей семьей, уже становится все равно, где спать, где ставить, хоть в городском парке. У нашей семьи уже выработались свои универсальные правила. Советую всем соблюдать три основных правила, как выбрать место под палатку, если не хотите ночью иметь проблем:

1. Место отыскивать под ночевку надо заблаговременно, пока не начало темнеть, чтоб успеть поставить палатку засветло.
  2. Вашу палатку не должны видеть незнакомые люди. Для этого достаточно просто съехать с трассы и углубиться в лесок.
  3. Нельзя останавливаться вблизи деревень и очень близко от крупного города. Мало того что шумно, так еще и грязно. Помню, как вблизи Курска мы долго не могли найти чистый пятачок земли под стоянку, везде нас ждали кучи мусора. Оставили его не путешественники, а измученные жизнью горожане, которые на выходные выезжают отдохнуть на природу. Сразу скажу, наша с вами задача, задача настоящих путешественников, не засорять, а наоборот по возможности убирать мусор. Автор этого очерка, например, периодически устраивает костры из пластиковых бутылок, коих много скапливается в местах отдыха.

Воспоминание из путешествия:

Русский ни в чем и никогда не терпит ограничений. Вот и мы теперь, где бы ни остановились, везде можем поставить палатку и переночевать. А как же иначе, ведь мы русские, мы православные, это наша родная земля! А теперь попробуйте в их постхристианской гей-Европе поставить палатку? Будь то лес, поле или берег реки. Даже если вам повезет и вы ее поставите, то проснетесь, вероятнее всего, уже в полиции. Откуда вас выпустят с сильно облегченными карманами. За свободу нужно платить, дорогие мои, везде кроме России. Потому что Россия — это пока еще самая свободная страна в мире.

Отдых от удобств

Очень не рекомендуется в России спать на надувных матрасах. Может, это удобно и престижно, но для спины вредно и, главное, легко все простудить. Последний раз в больнице я лежал с мужчиной, который простудил таким образом себе почки. Ведь мы с вами родились в северной стране, где земля к утру остывает. В данном случае самое лучшее, это недорогой туристический коврик. Который прослужит вам всю жизнь и еще в наследство детям достанется.

В поездке наша семья использует минимум удобств. Сразу нужно понять, что все эти складные стульчики, столы для пикников — это не для нас. Минимум затрат — основа профессионального путешественника. Можете вы себе представить альпиниста, который идет на Эверест со складным стульчиком или надувным матрасом. Да он с ними там и останется навсегда.

Проживание в палатке тем и полезно, что в ней мы отдыхаем от всех надоевших нам удобств. В наш век всеобщего потребительства палаткотерапия это настоящее спасение, в этом смысле она дорогого стоит. Именно палатка оздоравливает нашу психику, как это не сделает никакой психотерапевт. А чистый воздух, а ежедневные встречи с незнакомыми людьми и новыми землями, все это бесплатное приложение к любой палатке.

Как выбрать железного коня

Теперь несколько слов о технической составляющей поездки. Сразу скажу, на отечественном авто я еще никогда не путешествовал. Хотя, например, мой друг Валера, который всю жизнь ездит на Жигулях, легко может на них отправиться в дальнее путешествие. Когда они ломаются, он их ремонтирует и едет дальше, у него для этого всегда в багажнике есть все необходимые инструменты.

Я другое дело, в технике я ни бум-бум. Ну, могу заменить колесо, или лампочку. Но это не мешает мне путешествовать в автомобиле уже второй десяток лет, за это время я объехал всю нашу необъятную страну несколько раз от Минска до Владивостока, побывал в Грузии, Монголии, на Украине. Как это стало возможно? Ответ очень прост, перед каждой дальней поездкой я прохожу на автомобиль диагностику на СТО, после чего все нуждающиеся в замене детали меняю. Когда путешествовал на 20-летнем Ниссане, делал даже две диагностики. Теперь на десятилетней Тойоте обхожусь одной и бесплатной.

Таким образом вынужден сознаться, что путешествую я только на иномарках. Нет, я тоже патриот своей страны, но мы русские не техническая, то есть не механическая нация. Русские — специалисты по Небу, мы можем и умеем верить в Бога, но технику мы не очень любим, мы знаем ее истинную цену. «Им доверено земное, а нам небесное», как сказал известный старец Силуан Афонский. По-настоящему верят и любят технику западные народы и прежде всего немцы с японцами, потому для дальних поездок лучше предпочитать их автомобили. Хотя, говорят, наши новые Лады уже не ломаются, но на новый отечественный автомобиль у нашей семьи средств просто пока нет.

Теперь несколько слов о том, как выбрать себе «коня», ибо это очень ответственное дело. Просто пойти в автосалон, не самое лучшее решение. Да, сегодня на каждом шагу кричит реклама, предлагая нам покупать всевозможные автомобили. Но каждый мыслящий россиянин знает, что рекламе верить нельзя, хорошая вещь не нуждается в рекламе, ее купят и так. Кроме того, покупая новый автомобиль, вы приобретаете и кучу проблем. Его страшно будет оставлять во дворе, а покупать гараж — это чистое безумие, потому что гараж в городе стоит дороже самого автомобиля. И главная проблема, которую вы приобретаете с новым автомобилем — это кредит. Кредит на самом деле — самое страшное дело, ведь это добровольное рабство последних времен, только об этом нам никто еще не сказал. Потому я всегда призываю своих читателей и зрителей идти по пути, который выбрал сам и большинство моих знакомых — брать подержанный автомобиль. Его поиск займет много времени, но это все с лихвой окупится, на коня вообще не надо жалеть времени, ведь он вам прослужит одну или даже две пятилетки.

Фото из экспедиции А. Сотникова.

Об экономии топлива

Хотелось бы здесь поговорить об экономии топлива, в наше время это острая проблема. В среднем у меня автомобиль съедает на 1 километр почти 2 рубля. Например, при переезде из Томска в Москву, на 3500 километров уходит около 6 000 рублей. Это, кстати, стоимость одного плацкартного билета в столицу, а в автомобиле при семейном путешествии едет минимум 3-4 человека, то есть получается в 3-4 раза дешевле. Уже не плохо!

Если вы молодожены, или наслушались западной рекламы, и у вас нет детей, то советую объединиться со знакомыми или найти попутчиков с помощью одного из специальных сайтов, где помогают найти попутчиков. Так можно вообще полностью окупить бензин, то есть проехать маршрут бесплатно.

Есть еще один способ экономии — перейти на газ. Этот способ не популяризируют в России, потому что кому-то это невыгодно. Если все автомобилисты России перейдут на газ, то нефтяные корпорации потеряют минимум 50 процентов дохода. Я же пока тоже не могу на это решиться, хотя, например, в малообеспеченных странах, типа Армении, почти все автомобили ездят на газе, что в два раза дешевле. То же самое в обеспеченной Европе. В нашем же городе даже газовую заправку с вечно сонным заправщиком не так легко найти. Но я все же надеюсь, что когда-нибудь смогу перейти на этот более экономичный и экологичный вид топлива. Однажды я уже даже стоял около работающей ГАЗЕЛи и специально принюхивался к ее выхлопной трубе, но выхлопа почти не ощутил.

Фото из экспедиции А. Сотникова: Томск—Армения.

Что можно посетить, путешествуя на автомобиле?

Теперь скажу немного о местах, которые становятся вам доступны при самостоятельном путешествии в автомобиле. Говорить буду только о том, что сам посетил, хотя проехал я немало.

Наверняка вы уже слышали, что самая интересная страна в мире — это Грузия, а грузины — лучшие люди на земле. Я там побывал дважды и хотел бы бывать ежегодно. Это действительно одна из самых интереснейших стран в мире и, кстати, одна из самых верующих, почти рай земной, но относится это только к сельской Грузии. Города во всем мире одинаковы, мало чем отличаются друг от друга, и я стараюсь проезжать их мимо. Дополню, что грузины, вопреки всему, очень любят русских. Впрочем, как и везде в бывшем СССР.

Вот только пишу сейчас с восхищением о Грузии, а сам боюсь — как бы эта реклама боком ей не вышла. Поймите, туризм всегда и везде несет с собой разврат и разруху. Исключений нет и быть не может. Но я очень надеюсь, что стандартные туристы с фотоаппаратом и видеокамерой под мышкой мою статью читать не будут. Потому что путешествие на автомобиле, особенно по бескрайней и такой свободной России, это почти подвиг. Подвиг на колесах.

Абхазия — это тоже почти Грузия и она ближе к нам, но ее, к сожалению, уже загубил туризм, и там особо делать нечего. Мне рассказывали знакомые мотопутешественники, которые больше никогда туда не поедут, как у них чуть не каждая ночь в Абхазии превращалась в мордобитие, потому что посреди ночи к их палаткам подкатывали тонированные автомобили с джигитами и требовали по тысяче с мотоцикла, потому что это их земля.

Абхазию, пока там не навели порядок, лучше заменить на Крым, потому что чисто наше российское черноморское побережье очень сильно изгажено. На российском Черном море даже купаться не рекомендуют, во всяком случае, местные жители от этого воздерживаются, ибо все канализационные стоки без всякой очистки еще с советских времен уходят в море. Крым же пока чист. Если вы остановитесь на Крыме, советую в Ютубе посмотреть мои зарисовки об отдыхе на этом полуострове, и ваш отпуск будет более плодотворен (рекомендую посетить заброшенный подземный город Алсу-2, который строили на случай атомной войны, но по требованию американцев забросили, этот главный объект экстремального туризма мало известен в официальном туристическом мире).

Хочется что-то хорошее сказать об Украине, но сложно это, там все еще печально. Впрочем, этим летом я хочу ее проехать, ибо это моя вторая родина. В том же Ютубе уже появляются любительские видео-отчеты людей, которые отваживаются посещать Украину на автомобиле с российскими номерами (точнее Малороссию, я давно дал себе слово, называть эту страну правильно, как она и именовалась сто лет назад, пока ее не начали отторгать от России, — именно Малороссия, а не Украина. Так давайте опять привыкать к этому имени, тем более что оно все равно вернется, ведь правда всегда побеждает).

Должен напомнить, что одна из самых интересных стран для нас — это Беларусь. И дело тут даже не в дорогах, они и в России уже не хуже. В Беларусь стоит съездить, чтоб увидеть какой была наша с вами Россия еще несколько лет назад, пока к власти не пришли новые политики. Там вы увидите, какими мы были, пока не пережили перестройку, пока все эти Гайдары, Ельцины и прочие их продолжатели, не устроили эксперимент над собственным народом, в результате которого, русский народ даже улыбаться перестал, а белорусы все еще улыбаются.

Еще мне очень нравится посещать белорусские магазины. Там к вам продавец не несется со всех ног, ибо его еще не обрабатывали западные менеджеры, он не улыбается вам во весь рот искусственной улыбкой, как будто это ваш самый близкий друг или даже ваша единственная жена. Нет, в Беларуси к вам продавец подойдет только тогда, когда вы уже сами выберете товар и нехотя возьмет с вас плату. Тем более что белорусские товары качественные, их и без вас купят. А оккупированная со всех сторон врагами Беларусь научилась все сама производить — это касается продуктов, одежды и прочих вещей первой необходимости.

И поэтому, кстати, в Беларуси до сих пор нет ни олигархов, ни коррупции и многих других российских болячек. Кроме того, Беларусь меньше нас подпала под западное влияние. И дело тут не в их батьке, а в том, что разумный белорусский народ сам не захотел впускать к себе все эти неподцензурные западные ценности, от которых сам Запад стонет и разлагается.

Воспоминание из путешествия:

Кто-то скажет, а что мы можем сделать, как бороться в одиночку с этой глобализацией, европеизацией, теледебилизацией, эмансипацией — со всеми этими грехами нашего века? Да все мы можем. Мне понравился пример режиссера Эмира Кустурицы. Его родину, Югославию, НАТО похоронило под бомбами, и он с тех пор в одиночку «борется» и с их глобализацией, и американизацией, и прочими нововведениями Запада… — со всем тем злом, которое погубило и губит его страну, потому что это все одного поля ягоды. А для начала он принял православие, чтоб иметь дополнительные силы. Причем борется он «играючи» — снимает фильмы, поет песни, дает интервью, разъезжая по всему миру, но его результаты потрясающи. Если ты не творец, как Кустурица, то рожай и воспитывай детей, выполняй свою каждодневную работу, твори добро, укрепляйся в вере… — это и будет твоя главная борьба. Не нужно хвататься за автоматы или выскакивать на площади с лозунгами, этим ничего не изменишь.

Самые патриотические места России

Если говорить о самой России, о наших самых интересных местах, я б очень посоветовал, если отправитесь в путешествие с детьми, даже настойчиво советую, посетить главные патриотические места. Правительство наше на время вынуждено забыть о патриотическом воспитании подрастающего поколения, и это нам еще обернется боком. Но мы-то, народ, не должны об этом забывать. Я, например, даже составил на своем сайте spasi-hram.ru список из 10 самых патриотических мест, которые важно посетить с детьми — как то Мамаев курган в Волгограде или музей Великой Отечественной войны в Минске (Беларусь это на самом деле та же Россия). А в Москве, не поверите, одно из самых патриотических мест, это театр кошек Юрия Куклачева, где как нигде воспитывают в детях любовь, добро и заботу о ближнем. Наши дети были там всего один раз, но воспоминания остались на всю жизнь.

Очень интересна наша Карелия. Несколько лет я к ним ездил и не столько любоваться ее финской природой, сколько общаться с удивительными людьми, чистыми, наивными и бессеребреными.

Каменная баба Алтая и автор.

На Алтае, к сожалению, остался интересен только глубинный горный Алтай. Почти весь наш Алтай уже порабощен, безжалостно испохаблен, испорчен туризмом. А потому ничего живого там нет. На вас будут смотреть как на мешок, из которого нужно только трясти деньги. Но есть еще и настоящий Алтай, вдали от туристических мест. Например, если вы поедете на северный раскрученный берег Телецкого озера, там найдете привычную развратную цивилизацию. На труднодоступном южном берегу, куда можно проехать только на джипе, вы увидите горные церкви и истинную веру, которую сохранил наивный, как дети, очень добрый алтайский народ.

Примерно то же самое происходит и в Хакассии. Но самая загадочная и неповторимая наша республика — это Тува, которая до сих пор хранит заветы предков и противостоит всем нападкам цивилизации. Они даже своих шаманов просят об одном, чтоб те в камланиях просили духов, не пускать дух цивилизации на их землю. Пока им это удается.

Очень советую посетить Сахалин — погулять по его безлюдному берегу Охотского моря или даже Тихого океана, кому как больше нравится называть. Поесть красной или черной икры, которая там почти ничего не стоит. А когда начнется путина, вы на Сахалине увидите светопредставление, вся рыба из океана идет на Сахалин, и местные жители, забывая обо всем на свете, все до одного превращаются в браконьеров.

Транспорт Сахалина.

А не советую посещать все то, что рекламирует большинство туристических компаний. Это лучший показатель, что там вы встретите толпы праздных людей и почти ничего живого. Не советую ехать в цивилизованные страны, особенно в гей-Европу. Это одно из самых неинтересных и бесполезных для посещения мест в мире. Впрочем, один раз там все же стоит побывать, чтоб в том убедиться. Это вам скажет любой путешественник со стажем, что Европа это самое неинтересное место для посещения, это пустая трата денег, времени и сил.

Запад мы должны пожалеть, а не ругать. Почти миллион французов вышли на улицы, чтоб протестовать против закона о разрешении однополых браков, но было уже слишком поздно, Европа действительно разложилась и изгнила изнутри. Потому нам там нечему учиться, пусть разрешат свои проблемы, и потом мы к ним поедем.

Ну, на что там смотреть? На ржавую Эйфелеву башню или собор Парижской богоматери, где давно никто Богу не молится? И покупать у них на заправках вы будете наш российский бензин, но уже в два-три раза дороже. И так во всем.

Кстати сказать, когда прогрессивный европеец доезжает, скажем, до Монголии, которая застыла в средневековье, где вообще нет и не может быть ничего нового и прогрессивного, а значит нет и криминала (в Монголии он отсутствует в принципе). Европеец так влюбляется в эту страну, что все последующие свои поездки откладывает и ездит только в Монголию, где монголы, несмотря на наш космос, глобализацию и эмансипацию, до сих пор предпочитают жить в юртах без всяких удобств и рожать по много детей, не зная о противозачаточных средствах и прочей медицине. А для нас Монголия еще одна из самых малозатратных зарубежных стран, потому что находится рядом, сразу за Алтаем. И должен напомнить, что нас с вами и там очень любят, потому что еще недавно Монголия была одной из наших неофициальных республик и там до сих пор на школах можно прочитать надпись «Учиться, учиться и учиться. В.И. Ленин», только на монгольском языке.

Чуть не забыл о Казахстане. Мы ни в коем случае не должны о нем забывать, ведь это почти Россия. Весь северный Казахстан — это та же Россия, когда приедете, вы там редко услышите казахскую речь и увидите казаха. Почему он отошел Казахстану — это вопрос к нашим сегодняшним политикам, ну и к нам с вами. Мы должны понимать, что, посещая по пути Казахстан, когда едем, скажем, в Москву из Сибири (ведь глупо делать крюк в 500 километров по Тюменской области), мы налаживаем прерванную дружбу между родственными народоми.

Фото из экспедиции А. Сотникова.

Безопасность

Конечно, в автопутешествии есть тоже свои отрицательные стороны, их мало, но они есть. И главное, конечно, это безопасность. При езде всей семьей это особо важно. Ведь автомобиль, по статистике и не только, это самый опасный транспорт передвижения. Но и тут наша семья нашла выход. Мы ездим преимущественно по малым дорогам и без гонок. К примеру, из Новосибирска в Омск есть общеизвестная узкая, забитая транспортом федеральная трасса, а есть южнее другая, через Карасук, она немного длиннее, но тише и безопаснее, и достопримечательностей на малых дорогах вы найдете всегда больше. Или из Томска в Новосибирск вы можете ехать по всем известной дороге на Болотное, а есть и новая дорога, где вообще нет транспорта, да она длиннее на 50 километров, но безопасность важнее — а в сезон там можно искупаться в озере и поесть клубники. Так подробно описываю, потому что безопасность при езде в автомобиле очень серьезная составляющая поездки, особенно если путешествуете семьей. И не забывайте никогда про ремень безопасности — при путешествии он необходим, даже на заднем сиденье. У меня есть знакомый, который гонял японские машины, за 10 лет перегона у него было 10 серьезных аварий, как говорится, когда машина не подлежит восстановлению, так вот именно он был самым дисциплинированным водителем в пристегивании ремня безопасности, какого я когда-либо видел — потому что без него он бы не жил точно или был бы весь покалеченный. А так, машина разбита, он, слава Богу, жив.

Теперь о скорости передвижения. Если вы ставите цель при поездке к Черному морю проехать это расстояние как можно быстрее — тогда вам действительно лучше ехать на поезде или самолете. Потому что на автомобиле вы будете не просто передвигаться, вы знакомитесь со своей необъятной Родиной, впитываете ее. Поймите, наша с вами каждодневная жизнь состоит из обыденных, постоянно повторяющихся событий. Потому путешествие в автомобиле — можно превратить в самое настоящее открытие. Например, проезжая Омск, вы можете заехать в центр города и посмотреть их кафедральный собор, точную копию храма Христа Спасителя. Раньше их строили почти во всех областных центрах, был он и в Томске на площади Новособорной и тоже копия московского храма Христа Спасителя. Но Омску повезло больше. Когда у них сменился губернатор, он очень возмутился, почему до сих пор не восстановлен главный кафедральный собор, и через пару лет собор стоял.

При путешествии в автомобиле у вас будет очень много свободного времени. Это не плохо и не хорошо, но его надо использовать. Жизнь взрослого человека уже сложилась, все идет по накатанным рельсам, мы не посещаем ВУЗы, не слушаем лекций… У нас на это нет времени, а в автомобиле есть уникальная возможность узнать что-то новое, даже получить новое образование, прослушать целый курс лекции на интересующую вас тему. К, примеру, я слушал интереснейшие лекции по «Русской литературе в свете христовой правды». Это около ста лекций, где бы я еще нашел на них время, а один мой знакомый, такой же автопутешественник, выучил в автомобиле немецкий язык.

Можно найти и чем детей в автомобиле занять. Мы копируем в ноутбук старые добрые сказки, патриотические советские фильмы и просвещаем детей. Здесь, в замкнутом пространстве автомобиля, все это идет на ура. О воспитательной их пользе можно даже не говорить. А во время частых остановок нужно устраивать детям подвижные игры и купаться по несколько раз на дню, а то лето российское махом пролетит.

Воспоминание из путешествия

Дети наши засиделись в машине, и мы решили показать им игру из нашего спортивного советского детства, чехарда называется. Игра эта заключается в том, что один человек наклоняется, другой через него перепрыгивает, потом наоборот и так до бесконечности. Веселая общеразвивающая игра. Мы, родители, сами о ней с радостью вспомнили, так как играли в нее последний раз лет тридцать пять назад. И тут мы сделали открытие. Дело в том, что наши дети, которые совсем не маленькие, 10 и 13 лет, о чехарде, известной русскому человеку не одну сотню лет, современные дети о ней ничего не знают. О, бедные, наши бедные дети переходного капиталистического времени.

Действительно, современные дети подвижных игр знают мало. После обрушившейся на них сексуальной революций, детские игры стали малоконтактными, сугубо либеральными, одним словом, не детскими. Задача прежних игр — всестороннее физическое и психическое развитие ребенка, что теперь не «модно» и не «выгодно». В итоге нам долго пришлось обучать своих детей этой «запретной» чехарде, прежде чем они преодолели страх и смогли перепрыгивать друг через друга.

А взрослым я бы посоветовал брать в путь старые советские фильмы, особенно 60-х годов, многие из которых мы не посмотрели в свое время. В них очень много света, чистоты и неповторимой радости, которой теперь нет и в помине, а главное нет пошлости. И дети эти фильмы смотрят на ура — а ведь кино обладает очень мощным воспитательным и образовательным свойством. На своем сайте я тоже выкладываю списки забытых, но очень полезных старых фильмов, которые во много раз нужнее большинства современных.

У автомобиля есть прекрасное качество, он сплачивает семью. Все-таки вы несколько дней, несколько недель находитесь вместе. Мы заново узнаем своих детей, они махом вырастают, и мы их почти не успеваем узнать, особенно в наше перевернутое сегодняшнее время. Живя в городской квартире, каждое утро мы разбредаемся по работам, дети по школам, детсадам, потом будут университеты. И мы с ними почти не видимся. Мы встречаемся только за обеденным столом. А здесь мы опять максимально близки друг к другу, мы, может быть, только здесь опять становимся одной семьей — когда отправляемся в автопутешествие, в этом замкнутом пространстве нашего автомобиля, а по сути второго дома.

Это не правда, что в автодоме могут путешествовать только буржуи. Нет, любой автомобиль может легко превратиться в автодом. Наш, например. Палатка у нас есть, а это значит, что мы можем ночевать, где угодно. Хороший полог защитит ее от сильного дождя и солнца. У нас есть небольшой пятилитровый газовый баллон с плиткой, и мы можем быстро и недорого приготовить еду в пути и не будем тратиться на кафешки. Туалет при тутешествии в России есть за каждым кустиком (только мусор не оставляйте). Водой питьевой мы всегда заправляемся вечером.

Больше информации о каждом путешествии вы можете узнать на сайте автора spasi-hram.ru или в Ютубе на канале томского путешественника Андрея Сотникова.

Постперестроечные, постсоветские дети на природе вновь становятся детьми.

В России до сих пор очень много заброшенных храмов — вера из России ушла, храмы остались, как свидетели нашего благостного православного прошлого. По статистике в России 3-5 процентов верующих. Относите ли вы себя к верующим, проверить очень просто, у верующих ВСЕГДА много детей, исключения очень и очень редки. Поэтому сам автор статьи пока не может себя отнести к по-настоящему верующим русским православным.

Средняя школа в Монголии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1:

ТО САМОЕ ПЕТУХОВО

(экспедиция в самое знаменитое село Томской области)

СПРАВКА:

Село Петухово — расположено в 35 километрах от города Томска, окружено со всех сторон вековым кедровым лесом. Дорога в Петухово частично заасфальтирована.

Село Педафилево

Вы, наверно, уже слышали об этом знаменитом селе Петухово и, конечно же, в связи с необычным делом. Дело в том, что педофилия и коррупция всегда идут вместе. Раньше я не понимал почему, и только наше село раскрыло глаза, расставив все точки над i. Не так давно здесь, ради одного «никому ненужного ребенка», которого сначала бросили родители, потом взяла ради заработка местная женщина с сильно подмоченной репутацией, ради него вдруг раздули дело общероссийского масштаба, посадив, поломав судьбы пяти ни в чем неповинным подросткам, которым без каких-либо доказательств дали большие сроки. Все это могло случиться только в глубоко коррупционном государстве и при полнейшей судебной вседозволенности.

СНОСКА:

Когда я понял, что посадить при такой системе могут любого, ушел из журналистики. Ибо все равно никому не поможешь, ничего не докажешь. Или будешь ходить постоянно по грани, всю жизнь трястись. Реально бороться за правду в таком государстве бессмысленно. Тебя даже отстреливать не нужно, как делали в 90-е, теперь просто наймут нужного юриста, и он сделает все без единого выстрела, и тебя больше никто не увидит.

---

В каком-то смысле государство было «право» — ну что могло выйти из петуховских подростков? Все равно в селе, где нет работы, где за заборами растет наркота (конопля) и почти все подростки ее курят, у них нет ни каких перспектив. А так в тюрьме хоть табуретки будут делать, какую-то пользу обществу принесут.

Благодаря случившейся трагедии, мы многое поняли о себе. Поняли, что село наше это единый организм. Село все как один поднялось за своих детей (пусть выбранных из самых неблагополучных семей). И хоть сложно было воевать с всесильной системой, но село наше даже вышло частично победителем.

Сам я поначалу тоже подумал защитить их, хоть и дал себе зарок, но когда зашел в семьи, где жили эти подростки, когда увидел на стенах обнаженных женщин в тех местах, где должны висеть иконы, понял: наказания без вины не бывает. И хоть сидят они уже 5 лет безвинно и без каких-либо доказательств. Единственными «доказательствами» их вины были только эти обнаженные фото на стенах и порно фильмы, найденные при обыске. Но родители подростков после ареста задумались, а все ли они правильно делали, насколько правильно воспитывали своих детей? Во всяком случае, обнаженных женщин на месте икон в этих домах вы уже не увидите, а кто-то из родителей даже покрестился и реально пришел к Богу, поняв, что педофилии, как и коррупции, можно противостоять только духовно. Они по-своему тоже поняли, что наказания без вины не бывает.

Детей приемных у этой женщины, которая все это заварила, конечно же, государство отняло, но подростков из тюрьмы так и не выпустили и еще лет пять, наверно, не выпустят.

Как мы не позволили закрыть сельскую школу

В нашем знаменитом Петухово есть прекрасная двухэтажная школа. На 600 жителей, живущих здесь, это вполне нормально. Но это по советским старорусским законам, сегодня нашу школу вдруг решили закрыть. Но жители Петухово понимают, что школа, это только первый шаг, вслед за школой неизбежно закроют магазин, отключать свет и четырехсотлетнее село сразу вымрет, поэтому жители решили объединиться и сопротивляться. А как? Пикеты и демонстрации устраивать они не стали, понимая, что это бесполезно. Они придумали свой беспроигрышный ход. Закрытие сельских школ — это глобальное явление, которому сложно противостоять, сложно, но можно. Расскажу вам об одном из способов.

Петухово не повезло, от села до города всего 35 километров, а это очень близко, это губительная близость. Все «прелести» города до нас доходят. Но нашему селу лучше, мы тупик, к нам мало кто едет, здесь редко бывают лишние. И главное, почему в Петухово остались силы, почему Господь не забыл о Петухово. Это забытое государством и людьми село сохранило уникальную деревянную церковь 19-го века. Уникальную — потому что в Томском районе осталось всего три деревянных церкви позапрошлого века. Причем наша сохранилась лучше всех — в Зоркальцево теперь новорусский новодел, в Нагорном Иштане не осталось жителей, он превратился в дачный поселок, и никому ненужная церковь там находится в аварийном состоянии, она не сегодня завтра сгорит, а живая церковь осталась только в Петухово. И Господь в благодарность помог нам сохранить свою школу, а значит, и село. Надоумил, как можно в капиталистической России «делать детей».

Собственных детей теперь заводить стало невыгодно, это реалии нашего глобального времени. Такова политика современных либеральных государств во всем мире, не только России. Потому жители Петухова стали набирать себе детдомовских детей. Сначала этот клич кинули меж себя учителя и стали брать одного-двух детей на воспитание. Директор взял, завуч взял и пошло-поехало. Потом остальные жители стали набирать вслед за учителями. В деревне так всегда — ты смотришь на соседа и учишься на его ошибках. Смотришь, он взял двух маленьких детей из детдома, брата и сестру, сделал благое дело, и Господь сразу стал ему помогать — этот сосед купил автомобиль, потом сделал капитальный ремонт дома, расширился, поменял крышу, вставил окна… И ты задумываешься, а чем я хуже? Тем более что детдомовских детей в постсоветской малохристианской России прорва и государству они лишняя обуза. И главное, общество эпохи потребления оказалось совершенно неспособно выращивать детдомовских детей. С одной стороны, глобальный мир делает все возможное, чтоб детей без родителей было как можно больше, но что делать дальше с этими детьми, он так и не решил. И тут до государства наконец доходит, что бессмысленно вкладывать деньги в детдомовских детей. После выхода из стен детдома, почти все они погибнут, не смогут адаптироваться в капиталистическом безбожном обществе. По статистике, только 10-15 процентов детдомовских детей сегодня выживает, остальные спиваются, снаркоманиваются, уходят в уголовный мир… Потому государство стало стимулировать семьи, прежде всего сельские, чтоб они брали детей на воспитание и к каждому ребенку добавляет хорошую «зарплату». Я знавал одного священника, который взял 10 мальчиков-подростков на воспитание. Так он сразу построил большой дом, завел коней, пчел, ездовых собак — чтоб детям была забота и они не сидели без дела. Одна знакомая тоже взяла пятерых детей. Какой-то фонд ей помог построить дом, но она не решила своих внутренних проблем, для нее дети это был бизнес. Потому сначала от нее ушел муж, а потом и детей почти всех назад забрали.

Один из народных памятников села Петухово.

Рекорды села Петухово

Не знаю почему, но село наше уникально. У нас, например, самое большое количество памятников на душу населения? Если б мы захотели, легко бы вошли в книгу рекордов Гинесса и даже России, но нам это не нужно. Понаедут туристы, потом село не отмоешь после них.

Один житель Петухово эмигрировал в Германию, а так как душа его тянется в родное село, он каждый год приезжает и делает, срубает топором и пилой, как может, народный памятник. У нас уже есть памятник первому конюху, учителю, пионеру…

Я долго не понимал, что его заставляет делать эти памятники? Да просто каждый русский селянин достоин иметь свой отдельный памятник! Ведь если русский человек, пройдя через этот сложнейший ХХ век, не оказался на кладбище, не спился, не скурвился, не попал в «места столь отдаленные», не эмигрировал, а вопреки всему он не утратил радость жизни и каждый год заводит свой тридцатилетний комбайн «Енисей», доказывая всему миру, что Русь жива и все эти испытания ей только на пользу.

А вслед за эмигрантом и другие жители Петухово вдруг стали ставить и в своих огородах памятники. На сегодняшний день в селе Петухово на 600 жителей насчитывается около ста полноценных памятников и число их постоянно растет. Так что мы неофициально занимаем первое место по количеству памятников на душу населения.

Окрестности Петухово.

Наш супермаркет

Давно замечено — лучшие села и деревни, это те, где нет магазинов. Как сказал один селянин: «Магазина у нас нет, а поэтому нет и разврата, и пьяные под забором не валяются, нет у нас и гулливых женщин». Все проблемы от него, от магазина.

Петухово в этом смысле не очень повезло. Если в соседних деревнях — Сухарево, Овражном — магазинов действительно нет, то у нас даже два. Помимо магазинов есть несколько точек по продаже спирта — все как везде. А совсем недавно у нас появился настоящий супермаркет. В Петухово, конечно, есть более насущные проблемы, которые надо решать, скажем, сделать достойную детскую площадку, а не одну качелю-калеку, заасфальтировать хоть главную улицу и осветить ее, или помочь создать центр досуга и отдыха для селян, над которым бьется давно местный библиотекарь, к ней уже готовы приезжать местные писатели, актеры с творческими вечерами, они соскучились по встречам с народом и готовы ехать чуть не забесплатно.

Не совсем понятно, где селяне будут брать деньги, чтоб отовариваться в супермаркете, ведь работы нет, совхоза нет, а так как живность селяне держать разучились, приходится все покупать в супермаркете. Но в последнее время село Петухово опять потихоньку возрождается, становится селом. Работы здесь нет, но если ты завел одну или две коровки, то с голоду уже не пропадешь. Мало того что сам сыт будешь, так все соседи к тебе тропу проторят за молоком, сметаной, сыром… У меня знакомый долго нуждался, детей у него много, зарплата невысокая, но как только обзавелись коровкой, нужда сразу исчезла. Да у него теперь сыр натуральный всегда на столе лежит. Не тот пластиковый, что мы с вами покупаем, а настоящий. Мои дети таковой никогда не ели, а его — едят постоянно. Вот вам и коровка, спасительница, не зря ее индусы называют святым животным.

Петухово наше не любит нарушать традиций, а значит, хозяин супермаркета, он же и глава села. Да пусть будет, лишь бы о людях, вверенных ему Богом и законом не забывал. Я, например, за то, чтоб и президент России был самым богатым человеком на Руси, только б он благо для своей страны делал, а не для какой-нибудь заокеанской.

Церковь села Петухово.

Яблоневый сад

Всем известно, что в Сибири своих яблок нет и быть не может. Но, оказывается, их нет у нас не потому что холодно, а потому что не сажают. У нас в июне, например, теплее чем в Грузии. На самом деле здесь кроется глубинная психологическая проблема. Дело в том, что никто из сибиряков не хочет прожить всю жизнь в Сибири. Сибирь она и в самом деле изначально не наша земля, мы все здесь пришлые, и мы еще не успели по-настоящему прикипеть к этой холодной земле, а сейчас нас от нее потихоньку отучают политики.

Яблони потому в Сибири не популярны, что пока они заплодоносят, пройдет несколько лет. А может так случиться, что посаженный тобой сад, останется в наследство только твоим детям.
Взять наше Петухово. Ему более четырехсот лет, но во всем этом традиционно русском селе нет ни одного яблоневого сада, и даже отдельной яблоньки. Наша бабушка-мама приехала с Украины, потому, поселившись здесь, первым делом посадила яблоньку. И вот через десять лет она стала нас одаривать ведром яблок. И это не малюсенькие ранетки, а полноценные яблочки. А если бы мы в свое время посадили целый яблоневый сад?!

Однажды в Томском селе Вороново я увидел настоящий яблоневый сад. Его хозяином оказался старенький дедушка, который рассказал, что у него растет больше десяти сортов яблок. Есть даже стелящийся по земле виноград. Причем у него яблоки не средних размеров, как у нас, его яблоки ничем не отличаются от тех, что растут в южных широтах. Вот вам и холодная Сибирь.

Святая лесопилка

В Петухово, как и везде, есть и свои олигархи. Как же без них, олигархи — это неотъемлемый атрибут капиталистической России. Например, хозяин соседней сухаревской лесопилки. Ну и бог с ним, пусть, лишь бы о вверенных ему людях заботился. Наш вроде тоже заботится, зарплату платит, правда, на такую зарплату нанимаются только гастарбайтеры. «Заботится» и о селе, может дорогу поможет восстановить, которую его лесовозы каждый год разбивают. А однажды этот директор лесопилки в разговоре с автором статьи обмолвился, что хочет на погосте построить часовенку. Но с тех пор прошло несколько лет, а часовни не только нет, но даже не начала строиться. Но мы все равно верим. Ведь до революции вблизи Петухово было аж четыре часовни и одна из них в Сухарево. А уж петуховцы если во что-то верят, то это обязательно сбудется. Ведь по стоимости часовенка эта будет стоить дешевле одной двери от новенького Ленд-Круизера хозяина лесопилки, купленного на наш петуховский и сухаревский лес. Так неужели он на нее не раскошелится.

Сказочное зимнее Петухово.

Музыкальная деревня

Одно из болезненных явлений наших сел и деревень — это ее музыкальные жители. На каждую деревню находится всегда один-два таких «музыканта», которые не могут жить без громкой музыки и делают жизнь соседей невыносимыми. К сожалению, законы у нас почти не работают, то есть народ они не защищают, а милиция-полиция тоже не может все разрешить. Это хорошо, когда подросток слушает о вечной любви Маши с Витей. Этот подросток вырастет и поумнеет. А бывает так, что всю жизнь человек скучает по неудавшейся любви, ну недолюбил он в свое время… Если повнимательнее почитать Адольфа Гитлера, можно узнать, что он рекомендовал с завоеванными народами поступать следующим образом: эти народы не должны получать хорошего образования, и в деревнях на центральных площадях должна всегда играть легкая популярная музыка и звучать юмористические хохмо-передачи. И хоть Гитлера давно нет, но его наследники пришли давно к власти в России и прочем мире. Если вы в том еще не уверены, то включите любой радио или телевизионный канал, или пройдитесь по улицам любого нашего села.

(Опубликованный очерк — это отрывок из второй книги Андрея Сотникова. Первую книгу «Быть русским» можно приобрести в магазинах города или заказать почтой у автора. Все подробности на сайте автора spasi-hram.ru).

Всех читателей приглашаем на встречу с замечательным писателем земли Томской И. Голещихиным, которая состоится в первые выходные сентября в библиотеке села Петухово. Все справки по тел. 8 952 160 41 83

Автор статьи с семьей в окрестностях села Петухово.

Приложение 2

КИНОТРАГЕДИЯ НАГОРНОГО ИШТАНА ИЛИ ПОЕЗДКА В ЗАБЫТЫЙ ПОСЕЛОК

(К 40-ЛЕТИЮ СЪЕМОК ЛЕГЕНДАРНОЙ «СИБИРИАДЫ» НА ЗЕМЛЕ СИБИРСКОЙ)

В это трудно поверить, но ровно 40 лет назад недалеко от Томска снимался легендарный четырехсерийный фильм-эпопея

«Сибириада», обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Фильм, в котором заглавные роли сыграли Никита Михалков, Людмила Гурченко, Павел Кадочников, Наталья Андрейченко и многие другие звезды отечественного кино. Как всякое значительное явление, фильм перерос себя и оказал судьбоносное влияние как на людей в нем занятых, так и на ту землю, где проходили его съемки. Сегодня об этом событии вам расскажет одна из глав будущей книги Андрея Сотникова.

ПОСЛЕДНИЙ ЖИТЕЛЬ ИШТАНА

Мало кто знает из сибиряков, что всего в 60 километрах от Томска, на берегу Иштанской протоки, до сих пор сохранилось одно из самых красивейших мест Томской области и имя ему — Нагорный Иштан.

Не случайно, именно эту «натуру» избрали создатели фильма под съемки «ключевых сцен» третьего и четвертого фильмов киноэпопеи. Здесь речная протока делает неожиданный поворот, отделившись и вновь впадая в лоно Томи-матери; здесь на высоком берегу стоит древнее село Нагорный Иштан (старожилы говорят, что возникло оно еще задолго до Томска), а первым «домом» над обрывом стоит старинная деревянная церковь. Некогда гордость земель иштанских, сегодня она пребывает в печальном состоянии. А когда-то она была одним из главных символов Томской области — ни один альбом или путеводитель не обходился без ее изображения.

Уж не нам грешным судить, почему только после съемок «Сибириады» вымирать стал Иштан. Рассказывают, что в 77 году, когда снимался фильм, было в селе 150 домов-семей, а нынче не осталось ни одной — только дачники.

А когда-то автор этой статьи встретился с последним жителем Иштана, 97-летним Федором Павловичем Лоскутовым, помнящим еще «самого Колчака», именно он поделился последними воспоминаниями о съемках фильма и истории села.

ДОМ НЕСОСТОЯВШЕЙСЯ ЛЮБВИ МИХАЛКОВА С ГУРЧЕНКО

Смотревшие «Сибириаду» не могут не помнить дом, в котором жила героиня Людмилы Гурченко и в который к ней приходит герой Никиты Михалкова. Удивительно не то, что дом этот дожил до наших дней, а что все его внутреннее убранство осталось в том виде, как было во время съемок «Сибириады», хоть сейчас создавай музей знаменитого фильма и приглашай туристов. Режиссер взял жилой дом и ничего не изменил, ничего не привнес от себя, все оставил как было.

Новый хозяин дома (купил он его 35 лет назад), впустив нас, сказал, что прежняя хозяйка его предупреждала, что здесь Гурченко жила. «Я тоже ничего менять не стал. К чему? Все так и осталось, как было: та же подкова висит на входе, те же кровати, стоящие на том же самом месте, шкафы, зеркало, даже те же табуретки».

На вопрос, не собирается ли его продать, отреагировал то ли шуткой, то ли всерьез: «А почему нет, если с аукциона, то можно! Если детскую куклу Пугачевой за 500 долларов с аукциона продали, а тут целый дом, со всем содержимым. Я еще и внуков обеспечу. Можно и по частям. Вот, к примеру, кочерга, ручная работа начала позапрошлого века, участвовала в съемках известного фильма — начальная стоимость 50 долларов». Сейчас это воспринимается еще как грустная шутка, а ведь завтра может так случиться, что в наше постхристианское время огромных денег будет стоить любая букашка, имеющая отношение к культуре и духовности прошлого.

Если продолжать тему изменения судеб после съемок фильма, то помимо вымирания Иштана Людмила Гурченко после «Сибириады» засела за свою знаменитую книгу мемуаров «Аплодисменты», идею которой предложил Михалков-Кончаловский. Вероятно, утвердилась в мысли писать книгу она в больнице. В Томске, перед началом съемок, Гурченко сломала обе ноги и на несколько месяцев выбыла из строя. Причем режиссер тогда не видел ей замены и ждал ее выздоровления, его не смутило и то, что она сильно прихрамывала, что впрочем, заметно только внимательному зрителю.

Сам Кончаловский после «Сибириады» понял, что в советском кинематографе он сделал все, что мог, и надолго покинул Россию.

Еще «Сибириада» открыла замечательную актрису, ранее никому неизвестную выпускницу ВГИКА, Наталью Андрейченко.

Много еще преобразований претерпел Иштан за период съемок. И вышку нефтяную пригнали с севера области на двух баржах, установили на земле, никогда нефти незнавшей. Долго она стояла здесь, удивляя случайных людей, став безмолвным памятником «Сибириаде». Даже переименован был Иштан на это время в некую Елань, как того требовал сценарий, и соответствующая надпись висела на причале, отчего случались казусы, вроде того, что рассказал старожил.

Возвращались иштанские мужички с сезонных работ. Давно дома не были, с начала лета, не знали и не ведали, что в Иштане съемка развернулась. Конечно, навеселе были, все-таки домой возвращались. Когда их баржа подошла к причалу, смотрят и глазам своим не верят: Что за черт, «Елань» написано. Мать честная, думают мужички, неужели до того допились, что в какую-то Елань уплыли, о которой и не слыхивали даже?

«Сибириада» фильм эпохальный, многогеройный, он требовал больших массовок. Поэтому на время съемок почти все жители Нагорного Иштана побросали свои огороды и стали актерами. Да и по соседним селам и деревням ездили помощники режиссера, приглашая участвовать в массовках. Платили неплохо, по 5 рублей в день, а мужчинам, если приходил со своей бородой, то по 7, меньше затрат на грим.

На фото местного жителя Нагорного Иштана Деревенчука В.А.: моменты съемок «Сибириады».

УВИДЕТЬ БЫ НАМ ЭТИХ МОНАХОВ

Знаменитая иштанская церковь почему-то не вошла в фильм, не отвечала она замыслу советского режиссера. Но съемки пошли ей на пользу. Со времен закрытия, с 30-х годов никто о ней не заботился, а тут перед съемками фильма ее подреставрировали, покрыли «чешуей»-вагонкой, так что не стыдно стало столичным гостям показывать. С тех пор так и стоит она на иштанском косогоре, глаз радуя, пока не объявились у нее новые «хозяева». Как рассказывают, сокрушаясь, иштанские дачники: «Не уберегли мы ее. От вандалов, от пожаров спасали, а от монахов не смогли. Кто же мог знать, что все так обернется».

Отдали эту церковь под подворье томского Алексеевского монастыря. Монахи, не подумавши, наняли зэков, те опозорили деревянную иштанскую красавицу, сняли с нее одежду, побросали все и оставили ни с чем. Так и стоит она теперь полуразрушенная, раздетая, обесчещеная — жалость, слезу, да справедливый гнев вызывая. Неизвестные люди перед церковью установили огромный деревянный крест в память экипажа подводной лодки «Курск» (некогда вокруг иштанской церкви было кладбище, и не муляжное, как в фильме, а настоящее). «Приплыли на пароходике «новые» русские, установили крест и отчалили. Мы их ругаем, а они ведь такие же люди. И дела добрые делают, о которых кроме Господа, никто более и не знает».

* * *

Письмо к спонсорам и благотворителям от автора!

Ежегодно автор совершает продолжительные паломнические экспедиции по бывшим советским республикам, считая, что православие во многом и создало Государство Российское. И теперь оно, как никогда, нуждается в нашей поддержке.

О каждой из республик я снимаю отдельный фильм (на СМИ надежды мало) и пишу очерки для будущей книги.

Помимо этого, свои фильмы и книги я посвящаю русскому селу и деревне, считая, что в них находится душа России, и когда, не дай Бог, закроется последняя деревня, Россия перестанет существовать.

На основе своих экспедиций я создал в Ютубе «канал путешественника Андрея Сотникова» — по аналогу «Бесогона» Никиты Михалкова, где буду отвечать на вопросы, которые обходят СМИ и даже сам Михалков.

На своем сайте spasi-hram.ru пишу о храмах, нуждающихся в помощи, которые встречаю в своих экспедициях. Много писал о томской церкви в селе Петухово, которой требовалась реставрация, пока не нашелся спонсор. Теперь привлекаю внимание к гибнущей красивейшей церкви в селе Нагорный Иштан…

Помогите автору завершить следующую экспедицию Томск—Украина—Молдавия.

ДОСЬЕ: Сотников Андрей Владимирович, родился в 1971 г. в Прокопьевске. Совершил десятки экспедиций на маленьком скутере (Сахалин, Монголия, Тува, Карелия, Грузия…). Написал сотни статей культурно-религиозной тематики. Сотрудничаю с изданиями «Русский дом», «Народная трибуна», «Аргументы и факты»…

Создал четыре полнометражных фильма-паломничества (еще два фильма ждут своего спонсора).

Выпустил книгу странничеств и паломничеств «Быть русским».

Соруководитель клуба молодых паломников при Томской епархии.

На ДРОМе публикуется более 10 лет. Женат, имеет двоих детей.

ОТ АВТОРА:

Раньше я думал, что нужно спасать храмы. Пока не понял, храмы спасать не надо, надо самому спасаться, и тогда все вокруг тебя будут спасаться.

Не нужно спасать Россию, ее надо любить. Не надо спасать русскую деревню, в ней надо просто жить.

Прошу оказать посильную поддержку проекту паломника и писателя Андрея Сотникова.

Мой тел. 8 952 160 41 83 или 960 471

Почтовый адрес:

Томский район, село Петухово, ул. Новостройка 12-1. Сотникову Андрею Владимировичу

Подписывайтесь в Ютубе на канал путешественника Андрея Сотникова

Обращение к читателям:

Экспедиции Андрея Сотникова осуществляются только на народные средства.

Если вам понравились эти очерки, помогите автору закончить следующую экспедицию Сибирь—Украина—Молдавия, в которой в настоящий момент находится автор. В результате будет написан большой очерк (публикуется на ДРОМе), создан фильм (будет выложен в Ютубе на канале путешественника Андрея Сотникова).

Продолжительность и длина экспедиции зависит от того, на сколько хватит средств.

Чтобы оказать финансовую поддержку путешественнику, писателю и паломнику Андрею Сотникову, можно перечислить любое пожертвование на карту Сбербанка N 63900264 9005539702 (Сотникову Андрею Владимировичу на проект «Спаси-храм»). Перечисление можно сделать с любого банкомата.

Подробности, как поддержать проект А. Сотникова, смотрите на сайте автора spasi-hram.ru в разделе Помощь.

* * *

Поддержать проект А. Сотникова «Спаси храм — спаси Россию» можно и заказав книгу или один из фильмов автора. Они будут высланы почтой. Благотворительный взнос за одну книгу или любой фильм с учетом пересылки — 380 рублей.

staskzrezv@rambler.ru
О, Борода!
Rocky Balboa
Это все серьезно? :-) Напоминает одну киноху американскую. Правда там папаша был марксист. Мы русские, мы русские... Давайте договоримся, каждый говорит за себя, нас миллионы, мы все разные и не нужно делать обобщений. А так, по-идее, глаза должны быть голубыми, ну, у меня хотя бы зелёные, если что, чтобы называться русским ;-)
gunn40
...русские не техническая, то есть не механическая нация.

Это истинная правда, остальное - сумбур большей частью

Хотел написать искромётный коммент, исчерпывающе характеризующий автора и его многолетние псевдолитературные потуги, но Дром всё равно сотрёт его, как под всеми предыдущими темами, поэтому ничего писать не буду. Пущай юродивый колесит по просторам Руси-матушки, а народ, глядя на него, пусть дивится да веселится.
Toyota Sequoia 2001, 2UZ non-VVTi

Команда Дрома
Rocky Balboa
Это мнение автора. К нему можно относится по-разному. Я в основном тренирую своё чувство юмора на его текстах.
Это только Сотников считает, что в Европе нечего посмотреть? На фото малая крошка Франции.

Toyota Sequoia 2001, 2UZ non-VVTi

Всё это, конечно, хорошо, только вот вопросов парочку хочу автору задать.
- Почему в россии всего 3-5% верующих? Даже это - правоверные муслимани, то их побольше будет, даже без учёта остальных конфессий.
Если речь только о православных, тогда получается, что вы всех остальных вообще за людей не считаете?
- Вы - турист, но пишете, что от туристов одни проблемы. Почему же тогда Вы с туризмом не завязываете?
Заранее спасибо за ответы.

Уберите ЭТО с дрома, одна и та же унылость, так и дром станет ЭТИМ, одно попрошайничество и пропоганда

У автора какое-то очень однобокое восприятие увиденного. Летом сам был в Восточном Казахстане. То что там мало казахов - не правда. Раньше до развала СССР их в Усть Каменогорске было мало, но сейчас полно. Русские бегут. А отношение казахских дпс и таможенников к русским? Я вообще зарекся туда ездить когда либо, хотя Казахстан был моей родиной.
Про загнивающую Гей-Европу уже даже не смешно, насколько это набило оскомину. Можно подумать что в россии нет ни геев, ни наркомании. Автор продался Киселеву? В Европе тоже много красивых мест. Родину надо, конечно, любить, но и других безосновательно принижать не надо.
Ну и взаимоисключающие параграфы, то русские богоизбранный народ со связью с небом, то в следующем абзаце пишется, что этот самый народ загадил весь Алтай, обочины и русский берег Черного моря. А Европа с чистыми пляжами при этом плохая, да. Или это у автора был такой тонкий сарказм?
MMC IX
Мой отзыв: Peugeot 307 2006

Путешествовать на машине и не уметь ее ремонтировать уже экономически невыгодно. А вообще автор молодец поднимает патриотический дух читателям

Очередное "творение" человека,считающего что его мнение единственно верное.

Иди лучше работай. А так каждый может кататься ,да деньги клянчить.

Автор как всегда на своей волне. Русские не техническая нация, но первая в мире полетела в космос и создала атомные электростанции. В Сибири не выращивают яблоки, потому что не хотят. Да так-то выращивают, только у нас это экономически не выгодно - трохи для себе ради эксперимента ещё можно, но массово это глупость.
Далее не читал, но чувствую, будет та же однобокая чушь, основанная на узком кругозоре автора.

На Алтае
Всё не так однозначно, как представляется автору, а вот жечь костры из пластиковых бутылок поборнику экологии- совсем не подобает.

Потому что покупать воду в магазинах это как-то несерьезно, а для русского вообще неприлично. , можно попросить у местных жителей, протянув им пустые бутылки — на это редко кто ответит отказом, даже в наше безбожное потребительское время.
Автора не смущает, что аборигены за эту воду платят?

"Автор этого очерка, например, периодически устраивает костры из пластиковых бутылок, коих много скапливается в местах отдыха."
вот за одно это автора стоит там же прикопать! это ж надо додуматься все *****о из пластика превращать в отравленный дым.
урал
опять Борода???!!!!
Политический бред, с элементами географии.
урал
........... Весь северный Казахстан — это та же Россия, когда приедете, вы там редко услышите казахскую речь и увидите казаха.

Борода, ты в своем уме, что в Северном Казахстане нет казахов и казахского языка??????????????
йй
Не читал, чё там? Опять смесь параноидального воцерковления с имперскостью?

Какой бред про икру чёрную на Сахалине, которой тут полно и ничего не стоит. Она тут только на севере, её совсем не много (я не разу тут не ел) и стоит ооочень даже немало. Ну и в браконьеров во время хода лососей тут далеко не всё население превращается. В целом, считаю, что автор очень однобоко на мир смотрит.
Accord SIR CF4 '97
Тояма Токанава - злейший враг Соичиро Хонда

gunn40
...русские не техническая, то есть не механическая нация.

Это истинная правда, остальное - сумбур большей частью
А в космос полетели на колосе пшеницы?
Accord SIR CF4 '97
Тояма Токанава - злейший враг Соичиро Хонда

Стрежевой / Воронеж
Всё одно ,да потому.Комментировать что то уже и не хочется. На конкретно поставленные вопросы автор НИКОГДА не отвечает.Комменты трутся. Дром ,как уже выше и раньше писали-нахрена это здесь?Какую полезную смысловую информацию всё это несёт?
Ответ-не нравиться,не читай- не принимается.
Всё пропьём - но Флот не опозорим.

Honda Freed Spike
Прокопьевск
Nachtwandler
Автора не смущает, что аборигены за эту воду платят?
Почём там у вас в Томске куб холодной воды, что пять литров просящему налить - разорит?
А Фунтик хороший автомобиль, недорогой, вместительный, экономичный работяжка. Многие его недооценивают и считают его бабским но я хочу себе такого, на. работу гонять и по хознуждам всяким ушатывать.
Рик Граймс ты ли это?

Верьте в еврейского бога,шлите русские рубли!

Жаль, что отчет один в день, а так хотелось за чашечкой кофе, почитать ПрИяТнОе описание куда-нибудь на отдых,
попутно прорабатывая свой маршрут)
Иногда хочется сказать так много и честно, что понимаешь, лучше промолчать))!!!

мракобесие какое-то

Я думаю, что Дром это не место для попрошайничества. Искать спонсоров для своих хотелок нужно ичкать другими способами и в другом месте. Ну или просто пойти и заработать. Очень некрасиво прикрываясь религией клянчить денег, особенно "в эпоху кризиса" Очень сожалею, что дочитал эту лабуду до конца. Название совсем не соответствует содержанию. Зачем это вообще было публиковать. Создали бы отдельную тему: "подайте люди добрые, кто сколько может". Это было бы честно.

Автор поставил антирекорд, по количеству отрицательных отзывов. Уберите это с Дрома!

религиознутый конспиролог, и этим всё сказано.

Увы, как уже стало традиционным в последних авторских отчетах, однобокое предвзятое мнение, причем ничем не обоснованное. Множество спорных и ложных утверждений, ничем не подкрепленных, кроме "я так считаю". Про "ужасную неинтересную гейропу" уже даже не смешно ...
А жаль, что в итоге скатилось к этому. Помню один из первых авторских скутер-отчетов в давнишнем журнале "Мото", интересный рассказ был и без всякого мракобесия.
Кстати, вопрос к знатокам пруля (не юзал оный с начала 1990-х) - неужто на сильно не новой Тойоте действительно за 6000 рублей можно из Томска в Москву доехать? 3600 км, пусть по 40 рублей литр, получается 4.2 литра на 100 км. На самом деле так или как с остальным авторским рассказом?

Martyn36
У нас дешевле бензин, но груженый Фунтик все- равно 6.5-7 литров расходует.
MMC IX

Дядя Саня Оренбург
Не знаю почему но читать не буду. Отношусь к автору нейтрально, предполагаю о чём он будет писать.

Замкадье
Что за бред здесь?
Мало этих же бредней на форумах, что бы слово в слово ещё и в отчетах публиковать?
А вот и продолжение про отпуск...

Как мне кажется, таким текстам не место на автомобильном сайте. Доля политики и попрошайничества зашкаливает, существенно перевешивая крохи полезной информации про средства передвижения и интересные места.

Natusik_s
попутно прорабатывая свой маршрут)
Можно старые перечитать))
valdemar
Допустим попросили 5 литров воды, 5 человек вдень, и так 30 дней. Т.е. в месяц 750 литров, ЧТО это тебя РАЗЗОРИТ? Я встаю в 5 утра чтобы до работы добраться к 8-00, заканчиваю работать в 17-00, дома я в 20-00, и это все для того, что бы я мог оплатить, как ты говоришь дешовую воду. Пусть этот юродивый работать идёт, а не попрошайничает. А ты ему денег дай, что бы он на море купался, загорал, развлекался и воду пил которую ты ему дашь. А зачем тогда ты краны на воду закрываешь она ведь копейки стоит?

Рио-де-Жанейро
Есть более экономные варианты, автостопом, гоп стопом в конце концов.

По теме - полезной информации для большинства ноль.
От каждого по возможностям. Каждому по потребностям ©
Работать не хочет а свою лень прикрывает моральными убеждениями и великой целью путешествий и ведь как то живет содержит семью , мужики по стране спины гнут ежеднено на работе чтоб раз в год семью вывести на отдых ,а не клянчут и не ищут тут по шевле там за даром,а в европу что ехать она загневающая ,и******дорогая а еще там его не поймут и халявы не будет

Германия
/А теперь попробуйте в их постхристианской гей-Европе поставить палатку? Будь то лес, поле или берег реки. Даже если вам повезет и вы ее поставите, то проснетесь, вероятнее всего, уже в полиции. Откуда вас выпустят с сильно облегченными карманами. За свободу нужно платить, дорогие мои, везде кроме России. Потому что Россия — это пока еще самая свободная страна в мире./

Дочитал др этого места, дальше не стал читать, так как знаю что дальше ещё больше бреда будет.
Борода как-то писал что был один раз в Германии и чуть с ума со скуки не сошёл. На мой вопрос где он именно был и при каких обстоятельствах не ответил. С ума со скуки в Европе можно сойти только если у тебя вместо головы кость.
Ещё помню про воду он в Европе писал, что она везде платная и что возле каждого источника воды касса стоит и деньги платить надо.
Самое грустное что находится среди читателей немало людей которые этому бреду верят.
Борода, я тебе уже предлагал приехать в Европу и с местными простыми жителями пообщаться за жизнь, а то в твём воспалённом мозгу всё кто в Европе живёт это геи, которые только и думают о том чтобы денег с каждого встречного собрать.

Германия
Теперь обращение к модераторам.
Недавно мой комент потёрли за то что я написал Рашка вместо Россия, справедливо потёрли не спорю. И ещё другой комент удалили (на который я собственно тогда и ответил, где Германию назвали Гермашкой, тоже справедливо.
Автор написал в своём отчёте гей-Европа, в связи с этим вопрос: Если кто-то в своём отчёте напишет про Россию Рашка, или например про Украину Хохляндия, ... то отчёт пойдёт цензуру?

Вопрос не в том, сколько стоит, а в том, как пишет автор. Если считает, что в России покупать воду моветон - не покупай. Бери из речки, лужи, болота. Но нет, ему нужна именно чистая вода и рядом с ним, поэтому клянчить у тех, кто покупает - это не моветон, это нормально.

Prodavec1
Есть более экономные варианты, автостопом, гоп стопом в конце концов.

По теме - полезной информации для большинства ноль.
Главная информация: если по пути попрошайничать, то это сильно снизит бюджет поездки. Странно, что на этот раз не рассказывал, что еду можно воровать на фермерский полях.

Печальная картина после прочтения опуса вырисовывается: мы не "техническая нация", мы - специалисты "по небу". Да и "специалистов по небу" то всего 3% в стране осталось, остальные 97% ваще ни на что негодная часть населения что ли? Ни машины делать ни богу молиться? Вот таков взгляд на мир у автора, такая у него своя, ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ, реальность, ничего общего не имеющая с действительным миром.
Отчёт о поездке 2003 г. travel.drom.ru/28007

27rus
Автора первый раз вижу, но по первым строкам понял что что-то здесь нето))))
Прочитал только комменты! Вот это веселое чтиво)))
Тише едешь - дальше будешь! От того места куда едешь...
"вся рыба из океана идет на Сахалин, и местные жители, забывая обо всем на свете, все до одного превращаются в браконьеров."
Я сам, Сахалинец и мне не понятно, как автор, такой положительный человек с богатым опытом путешествий и различных познаний в области настоящих русских людей, может так легко повесить ярлык "браконьера" на население Сахалина, которое составляет без малого 500000 человек. Из моего окружения, (а знакомых и родственников у меня не мало) к браконьерству, да что там, даже к рыбалке как таковой никто отношения не имеет. И мне после прочтения близкого по духу повествования, немного обидно за свой Сахалин.

Видел этот фунт, правда он катил под 80-90)
гибрид победид

Железногорск - КМА
Зашёл, увидел первую фотку и сразу в низ, комменты почитать.

Забавно так, Абхазия ближе нам чем Грузия и там подъезжают джигиты и вымогают с мотоциклистов деньги :) Крым только стал нашим, не освоился и по этому ехать надо туда, там стоки в воду ещё не загадили всё побережье :) как на "старом" российском побережье. Видно, когда всё загадим, окончательно станет НАШ. Вначале было интересно читать нестандартное мнение, но когда стали появляться слова типа гей-ропа, Вы наверное наше ТВ смотрите и писателей типа Проханова почитываете. Я человек верующий, но не религиозный. Но если есть сатанизм, то это наше ТВ в чистом виде, с ненавистью ко всему миру, враньём, истериками и пошлыми шоу от "давай поженимся" до всех этих Соловьёвых. Мне физически неприятно находиться в помещении, где работает ящик с истеричными криками, кстати поскольку телевизор я смотрю крайне редко, заметил моду, теперь в политических шоу истерят так же, как и в "семейных", где жёны бьют морду любовницам в прямом эфире. Вот от чего разврат и разложение в душах, а не от сельского магазинчика. Да и судя по Вашим настроениям в Северном Казахстане надо ЛНР-ДНР устроить. Часто такое встречаю у религиозных людей, война, расстрельные рвы, беженцы-это нормально, это благо. А вот девка губы накрасит или мини-юбку наденет-это для вас вселенское зло.

Вован-70
На русского не похож.
wiktor 64
Эколог-самоучка что-ли? Пластиковые бутылки изготавливаются преимущественно из ПЭТ. Токсичность при сжигании ПЭТ, по данным хроматографии японских исследователей, идентична таковой при сжигании дров. Показатель токсичности при сжигании ниже, чем у полиэтилена. См. [Katami T., Yasuhara A., Shibamoto T. Formation of PCDDs, PCDFs and Coplanar PCBs from Polyvinil Chloride during Combustion in an Incinerator // Environ. Sci. Technol. 2002. No. 36. P. 1320–1324]. Так что если не можешь вывезти для ВТОРИЧНОЙ переработки, то лучше сжечь.
Kirill
А где под постом кнопка "пожаловаться"?
ZDS78
А в космос полетели на колосе пшеницы?
У Вернера фон Брауна и внешней разведки СССР поинтересуйтесь. Кстати, фон Браун попутно заложил основание для появления мобильных телефонов, спутниковой системы радиосвязи, интернета, системы навигации GPS и доплеровского радиолокатора.

Как же раньше жили люди, когда кругом были подобные автору религиозные сектанты.
Постоянные молитвы, которые только все ухудшают, запугивание адом, сатаной
Вот это и есть метод порабощения народа
Запуганными очень легко управлять
Все действия выполняет сознание
А вот направление этим действиям задает подсознание

gunn40
Фон браун после вмв жил и трудился в США. Почему мы а не Штаты были первопроходцами в космосе, коли ни чего не изобрели, а все сперли у фон Брауна ?

Странное ощущение от прочитанного. Вроде есть и слова правильные, и очень тонко подмеченные важные вещи, с которыми не поспоришь... Но общий тон вызывает отторжение. Это в чистом виде "постправда". Микс из правды и претенциозности за гранью фола. Автор - мастер своего дела! Куда тут Киселеву. Чувствую увидят его скоро зрители ТВ. :) Точно покруче Вассермана будет. А там и до депутата - прямая дорога, и начнёт законы предлагать. Вот заживем тогда! :) А если серьезно, все это грустно...
Мой отзыв: Jeep Grand Cherokee 2012
Этот рассказ вообще убил где автор в северном Казахстане видит русские земли-проводили границу знающие люди,автору не известно что в Новосибирской области,Алтае-есть коренные жители Казахи,Оренбургская,Астраханск ая области-в них живет немало Казахов,Омская область имеет древнее Казахское название Омба или Омбо(точно не скажу)-так по другому варианту в составе России немало Казахких земель

Есть у меня мечта уважаемые форумчане, на следующий год на автомобиле посетить европу. Может быть скинемся, а я вам потом фото отчет сдесь выложу.
"японцы - западный народ", " в россии не рекомендуется спать на надувных матрасах", "покупать гараж - чистое безумие", "грузины — лучшие люди на земле", "русский народ улыбаться перестал, а белорусы все еще улыбаются", "оккупированная со всех сторон врагами беларусь", "черная икра, которая на сахалине почти ничего не стоит" и пр и пр и пр... как много нового и интересного о мире узнал я из опуса автора ( извините, дальше этот бред читать сил не хватило...
Автор напомнил мне режиссера Манского(имя не помню)смотрел фильм про трубу с Газом-там он всюду толкает церковь,христианство-потом на такой пропаганде строятся огромные дорогущие храмы(в которых по сути нет необходимости-так как рядом полно церквей)вместо других более нужных строек
нет повести печальнее на свете, чем повесть о придурке в интернете...
ElenaS
Химки
"Нет, в Беларуси к вам продавец подойдет только тогда, когда вы уже сами выберете товар и нехотя возьмет с вас плату."

Аж заплакала от умиления и огорчения. Не в той Беларуси бываю, продавцы с вопросами подходят и деньги берут с удовольствием. И не в той Европе, отпуска не хватает чтобы все интересности осмотреть. Машину новую купили, гараж. Ненормальные. Может мы уже заражены гей - вирусом? Ведь ещё и работаем по 10 часов в сутки, что бы денег хватало, и на путешествия, и на машину.
А всего то надо обозвать своё путешествие экспедицией. Вуаля.

"Экспедиции Андрея Сотникова осуществляются только на народные средства."

Организую экспедицию в Монако на народные средства . Потом книжку вам напишу, как там трудно жить и смотреть не на что.
Роман
Норильск
Очередная порашайка на халяву хочет денег срубить
а я-то думал, что убогость как профессия, лет двести назад тому исчезла....
автор. скинь счет клиники, которая лечить тебя возьмется, куда больше выручишь. чем за свои опусы...

Тут Ваш коллега умную мысль, похожую на Ваше мнение продвигает :-)
на "паломничества" денег не дам, на лечение рублей пятьсот пожертвую...
автор. номер счета клиники опубликуй.
словоблудие - профессия или диагноз7
вопрос не только к автору...

Спасибо, Андрей! Читаю только библию и ваши мысли.
клозапин и рисперидон уже не работают. Считаю это нашей победой!

p.s. злые языки из тостера могут нашептать, что в любимом ссср (святаго савочного союза радуемся) вас могли бы привлечь к уголовной ответственности, в том числе и за ведение паразитического образа жизни; назначить принудительное лечение. Не слушайте их, им ваш нужен хлеб!

Ребзя, а что вы такие злые? Да, человек странный, явно с шумами в голове, но по телеку нам и не такое в бошку заливают, так что расслабьтесь, протрите от ядовитой слюны монитор и подуйте о том как заработать еще денежек, дабы дать дать образование себе и детишкам своим, ну чтобы подобных опусов появлялось меньше.

Такой бред, жалею что дочитал до конца. Автор мракобес и жмот привыкший жить за счет других.
В нашей стране строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения...
Мой отзыв: Honda Accord 2000
Serj13
вы же знаете, какая доля бюджета у нас на образование и медицину расходуется...
да и разворовывается из этой доли половина, как минимум...
так, что, как бы мы не старались зарабатывать еще денежек,
опусов подобных, чем дальше, тем больше будет...
увы, это диагноз общественной формации под названием экс-сссрия.

Над Вольной Невой
Когда то давно, первые очерки, были весьма любопытны, пишет автор грамотно, способен подмечать интересные вещи из жизни людей в глубинке, но все это постепенно закончилось. Со временем очерки превратились в жуткую нудятину, нравоучения, автор, вдруг решил, что может поучать "своих читателей", ко всему прочему добавились "ненавязчивые" просьбы о помощи для дальнейших путешествий ( и в общем то, наверное, нет в этом ничего плохого, но дело в том, что у меня сложилось ощущение, что наоборот, мне должны за потраченное время, на чтение сомнительных размышлений автора). В последнее время, автор вызывает, только раздражение, т.к. просто бесит, тот момент, когда он выдает свои зачастую бредовые мысли, за истину в последней инстанции, иногда возникает ощущение, что автор просто нездоров, настолько все намешано, в его голове, при этом, человек еще умудряется ругать не только людей, но и другие страны. Ладно, чего это, я, попробую прочесть, но думаю, что там, все еще хуже.

И вот кстати: Софья из Мурманска ( жаль, что последнее время не пишет), Альбина, и парень на Лауреле с супругой ( последнее путешествие по Португалии), вот они как то пишут, без нравоучений, с юмором, читая их рассказы, ты испытываешь эффект погружения, получаешь положительные эмоции, ждешь с нетерпением новых, и при этом они ничего не просят.

Над Вольной Невой
А за костры из пластиковых бутылок, надо пороть, как пороли Лоханкина с его сермяжной правдой в Золотом Теленке.

Мотоборода уже и семейство вывез,красавчик!Ему бы спонсора с золотой картой и передачу Орёл и Решку можно разгонять к @беням.
Женщина на корабле- к удовольствию перед несчастьем!
Андрюша. а вы и в правду убогий? или умело прикидываетесь?
Ноябрьск
причем тут кризис? у вас у всех всю жизнь кризис... сами себе его придумываете. как не послушай везде у всех кризис. задолбали уже
Aleksei
" К примеру, из Новосибирска в Омск есть общеизвестная узкая, забитая транспортом федеральная трасса, а есть южнее другая, через Карасук, она немного длиннее, но тише и безопаснее, и достопримечательностей на малых дорогах вы найдете всегда больше."- Ну да,всего каких-то 160километров по ебен..ям
Человек-легенда
Алхимик
Martyn36
У меня на Фунтике 1,3 меньше 7 литров на 100 км не получалось.

Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.

Л Т
У нас не японские бутылки. Попробуй сложь в костер и постой рядом, понюхай. Потом не будешь сравнивать с дровами.
Удивил "самоочищающийся" Крым в котором стоки не сливаются в море. Там кроме Алушты нигде очистных нет.

ооо, Эндрю пролог замотал перед Украиной с Молдовой,
видать грошей чуток не хватает
Как в церковь с телевизором сходил)))
Беларусь так именуют "черной дырой" Европы, интересно почему?
Брал ихнюю обувь недавно - товар действительно качественный, упаковка белорусская, а обувь Гонконгская))

hirschhorn
ооо, Эндрю пролог замотал перед Украиной с Молдовой,
видать грошей чуток не хватает
Он в пути уже, видать по дороге деньги кончились и халявный интернет найти не может, ещё не на один комент не ответил. )))
Наталья
valdemar
Жесть! За все мои 44 года воды у меня попросили 2 раза: к соседям заехали друзья из Бурятии, а тех дома не оказалось, один раз дальнобойщик в 5 утра постучался. Отжали у меня по канистре воды.))) Даже не знаю, что будет, когда ко мне начнут обращаться по 5 человек в день, но сейчас не пожалею воды, и хлебом поделюсь, если будет. И вы тоже так поступите, не сомневаюсь. Ну что вы все так на него взъелись? Не давайте ему денег да и все. В конце концов он говорит очень много правильных вещей,просто порой его несет боком))) Так бывает с увлеченными людьми. Ну вот видит он, что в Казахстане русских больше, чем казахов, или считает, что в Европе смотреть нечего. Так это просто его мнение, не больше того, что ж вы на него накинулись то все?
Наталья
Да в пути уже, конечно!!!! Только я бы на его месте не стала перед поездкой отчеты на дром выставлять, ему столько хороших слов в спину шлют, что все гвозди и жезлы его будут)))

йй
Не читал, чё там? Опять смесь параноидального воцерковления с имперскостью?
православие головного мозга. злокачественное. с приступами графомании.

Вован-70
просто ЦЫГАН

Павел Житомиров
Не согласен с автором, совсем не согласен. Помню его первые очерки ещё в журнале Мото печатали - читал. Так вот и я путешествую каждый год на протяжении 10 лет. Начинал так же - бюджетно, первый год на Урале, потом на Днепре с коляской потом японский мотоцикл, потом машина (тоже фанкарго кстате) сейчас уже на минивене и есть небольшой джип, в следующем году уже хочется пикап с домом на колесах - и это хорошо и удобно для тебя и семьи. Был практически везде в России от Мурманска до Махачкалы, от Калининграда до Владивостока, Камчатка, Алтай, Байкал и т.д. Ездил Как по хорошим дорогам так и по эстремальному бездорожью (например БАМ и 110-ый). Сам православный - но ко всем религиям отношусь как к части культуры разных народов. Палатка - это хорошо но только на первых этапах, но если нет надувного матраса - это просто беда, я неоднократно просыпался с соплями по утрам и замёрзшей спиной или т.д. коврики не всегда спасают особенно в горах ( а в полатке я прожил наверное уже месяцев 5-6 в общем счёте). А что касается Европы - я вообще не понимаю автора - такого количества истории и культуры разных народов вы не увидите больше ни где. Зарабатывал и зарабатываю на все сам. С чем я действительно согласен с автором - это краснодарский край и его побережье - уже давно туда не езжу и не собираюсь.

Aleksei
не согласен с обоими :)

Макс Корепанов
Человек-легенда
в Шестой палате?..

Дети в машине? Хрюкни дважды - от радости: они тоже вырастут чушками!

Почему есть статья за оскорбление верующих, но нет статьи за оскорбление здравого смысла? И автору надо дать совет. Цивилизация же порочна, елки палки. Поэтому антибиотиками не пользуйся и мопед сдай. А сам переедь жить в Туву.

из его путешествия в монголию 2008г"....Вьехал в Тисуль – это крупный поселок на юге Кузбасса. Местные жители диковатые, похоже, они давно не видели никого с человеческим лицом – с бородкой, в рубашке в русском народном стиле и сидящего в седле. Все это вызывает у окружающих округление глаз и всеобщее удивление. В центре поселка на Доме культуры прочитал плакат: «Кузбасс – край высокой культуры». Вот всегда так, чего не имеем, о том и пишем.....",жители просто клоуна увидели! там много такого, типа и хакасия уже не россия и т.д., по мариинск тоже, вообщем как всегда в своём репертуаре "УЧИТЕЛЬ"

Автор банальный бездельник, халявщик да к тому же еще и попрошайка! С претензией на высокий слог! Семью-то, на что содержишь убогий? Покоя не дают лавры Конюхова?