|
Пролог
Девять лет назад мне с женой уже доводилось съездить за рулём Доджа Стратуса из Москвы в Сочи, а точнее в Лазаревское.
Дорога на юг тогда была ужасной, по большей части по одной полосе в каждую сторону. И я помню, как чертовски устал тогда, как щемило мышцы на шее и плече, как почти терял ориентацию ночью к концу поездки… Мы сделали тогда одну остановку для сна прямо в машине, примерно на 4 часа, в районе Горячего Ключа, и подобную же остановку на обратном пути, но ближе к Туле.
Может, усталость была такой сильной ещё и потому, что, сидя за рулём полуспортивной машины, с 200 лошадями под капотом (а иномарок на дорогах тогда ещё было не много), мне всё время хотелось всех обогнать, особенно раздражали разные фуры. А постоянные обгоны это определённое напряжение, а значит и усталость.
Внёс свою лепту и горный серпантин. Тогда я сделал для себя удивительное открытие: лучшая машина для горных трасс — спортивная машина! Потому что она не кренится в поворотах и её на них почти не заносит, и потому как даже в крутую горку скорость она набирает мгновенно!
Правда это открытие совсем не понравилось жене, что выразилось в серьёзно расцарапанном правом плече… Почему-то её нервировал почти каждый поворот и вираж… А ноготочки у неё были весьма остренькими… К тому же она орала благим матом почем зря! Я говорил ей — не делай этого, ты создаёшь аварийную обстановку! Но всё было бесполезно! :)
Фотка из интернета, но похоже…
Тогда, в 2008, в основном из-за ужасной дороги, мне не понравилось ездить на машине на юг. И я думал, что на такой «подвиг» больше не пойду никогда. Но как говорится «никогда не говори никогда»...
Подготовка к выезду
И вот пришло лето. «Жизнь пройти — не поле перейти…» Всё изменилось — теперь у меня совсем другая жена, принципиально другая машина, и впереди другая дорога.
Что мы имеем на сегодня?
Средний по габаритам, но достаточно резвый и мощный (200 лошадей), практически новенький джип Фольцваген Тигуан, с жилым домом-прицепом на хвосте, масса которого почти 1,5 тонны, а длина с дышлом около 7 м. В общем, серьёзный такой автопоезд полной длиной почти 11,5 м.
Такой дом-прицеп иначе называют кемпером, а вместе с автомобилем — караваном.
Купили. Потом он был дооборудован солнечной электростанцией и мувером.
Специальные стоянки для них, кемпинги, коих очень много в Европе, оснащают столбами для подключения к электричеству и кранами для подключения к чистой воде. В России же кемпинги в основном рассчитаны на людей, приехавших на легковых авто с палатками, впрочем, об этом позже.
Пока же отмечу, что наш кемпер эксклюзивен. И не только потому, что он «полный фарш», т.е. помимо стандартного оборудования, он оборудован кондиционером в крыше, большим высоким холодильником, раздвижной маркизой и мувером (устройство электропривода на колёса и управление автономным движением кемпера с пульта).
Впоследствии, мы ещё не раз радовались, что установили мувер. Российская компания предложила его за 220 000 руб. (по тогдашнему курсу 3300 долл.), что не порадовало. Он есть в продаже, например, на ebay за приемлемые 819 евро. Но, во-первых, в Россию его не продают, а во вторых, общий вес мувера превышает заветные 31 кг. Поэтому я сделал «финт ушами» — заказал через посредника, который по моей просьбе разбил его на две посылки так, чтобы вес каждой был примерно одинаков (там ведь 2 мотора)! В итоге всё с доставкой обошлось в 1120 долл. (сам товар 950 долл.), но ждал 1,5 месяца.
Самое необычное в нашем кемпере — это прежде всего наличие собственной мощной электростанции, что весьма кстати, учитывая возможность движения от электричества, вся крыша в солнечных панелях мощностью 1200 Вт, солнечный контроллер КЭС 200 В 100 А, инвертор МАП 24 В 6 кВт и литий-железо фосфатные АКБ 240 ач*24В. Эти российские инверторы дешевле аналогов, надёжны, но в случае чего ждать деталей из заграницы не придётся. Как я когда-то попал с ноутбуком ACER — ждал замены его платы 2,5 месяца, причём пришлось это на новогодние каникулы!
Кроме того, кемпер укомплектован автономным чемоданчиком для очистки воды до уровня питьевой с производительностью 4 литра в минуту.
В общем, такой кемпер действительно автономен, и кемпинг ему не обязателен. Достаточно остановиться хоть в чистом поле рядом с любой речкой или прудом и жить в полном комфорте.
Так же мы имеем выстроенную перед олимпиадой шикарную, хоть и платную, трассу Дон.
Чтобы не задерживаться в пунктах «взимания оплаты», мы решили приобрести транспондер от Автодора. Купить его можно только на самой трассе, начиная с 51 км от Москвы, или через интернет за 1000 руб. с доставкой по Москве за 200 руб. Но, самое главное, его надо заказывать заранее, лучше за неделю. У нас же оставалось лишь 3 дня до отправления.
Тем не менее, нам повезло, его привезли в субботу, а на следующее утро мы уже стартовали.
Положил туда на счёт сначала 2800 руб. и установил на свой телефон их программу.
Забегая вперёд, отмечу, что купил я его зря. С суммой на счету угадал — она списалась вся, и я даже остался должен 64 руб.
Подготовку к отъезду я закончил, заправив полный бак (63 л) и канистру бензина (25 л).
Сам этот выезд решал для нас четыре задачи:
1. Подарить Краснодарскому сафари-парку zoo93.ru нашего попугая ара, Борьку. Он был куплен 9 лет назад, когда ему был всего лишь год (поэтому дороже обычного — 3000 долларов). Покупал его, чтобы наладить контакт с самым удалённым от нас высоким разумом. Вот он — инопланетянин среди нас! Действительно, он ведь птица, и, при этом, в отличие от нас, не хищник, а жертва, питается только орехами и фруктами. Для сравнения, не менее умные вороны всеядны.
Его разум на уровне мартышки, т.е. значительно выше любой собаки. Обучается он исключительно легко — пару раз показал, что надо делать, и всё! Я научил Борьку делать по команде многое, например, прилетать/улетать, аркать (говорить у него не получалось), поднимать крылья по команде «Орёл!», махать ими, отдавать честь, кланяться, кувыркаться и т.п. Кто-то вспомнит про дельфинов. Но дельфины — млекопитающие.
Попугаи ара живут 70 лет, так что у него всё ещё впереди. И его будущее — не тесная клетка, а большой вольер, причём более полугода на улице, и почти два десятка соплеменников рядом!
Конечно, в клетке он у нас сидел только тогда, когда дома никого не было. Но не было нас больше, чем было.
Мы любили Борьку, он совсем домашний у нас был (прилетал, ласкался).
А гадил он только в отведённом месте в клетке.
Может, потому что любили, потому и решили отдать в зоопарк. Чтобы не сидел в одиночестве дни напролёт в небольшой для него клетке…
Могли бы его быстро продать, за полцены, только «свистни», но тогда бы ему, вероятно, было бы ещё хуже. Если бы можно было отвезти его на родину, в Бразилию, — мы бы это сделали…
Но здесь в «белые джунгли» на волю не отпустишь…
2. Испытать кемпер в долгой поездке и стоянке.
3. Посмотреть, что же представляет из себя один из лучших российских кемпингов, который предназначен именно для кемперов, а не для палаток.
4. Хоть немного отдохнуть на Анапском побережье.
День первый
Итак, в солнечное июньское воскресенье, в 9:15 утра мы с женой, дочкой и попугаем тронулись в путь.
Хотели, конечно, выехать на часок пораньше (и, забегая вперёд, скажу, что это было бы идеально), но получилось, как всегда — сборы затянулись. Вообще, чтобы проскочить пробки и успеть доехать менее чем за сутки, все советовали выезжать в 6 утра, но нам с прицепом это было ни к чему: всё равно скорость около 80-90 км/ч, а значит, как ни крути, два полных дня пути с ночёвкой.
Борька перенес заточение в маленькую клетку относительно спокойно.
Он очень тихо сидел в клетке, положенной в машину сзади, рядом с Полей.
Когда мы выехали на МКАД, Юлю, мою жену, вдруг осенило: «Я забыла права!»
И она стала настойчиво просить вернуться. Но это не дело, тем более с прицепом. Мы бы потеряли кучу времени, потеряли бы и всё настроение…
К 10 утра мы уже подъезжали к трассе М4 Москва-Дон. Компьютер Фольсвагена высчитал, что бензина осталось на 430 км. Разумеется, он считал с учётом повышенного расхода на прицеп.
Управлять таким караваном несколько тяжеловато. Что происходит сзади, не видно, а у боковых зеркал обзор маленький. Дело в том, что ширина кемпера 2,2 м, и для нормального обзора на штатные боковые зеркала должны надеваться специальные накладки-удлинители с дополнительными зеркалами. Но, к сожалению, необходимых на нашу модель машины найти не удалось (есть только на заказ, с ожиданием в течение 2 месяцев).
Возможно, в связи с этим, а также из-за отсутствия опыта я, кажется, подрезал какого-то мужика на крутом чёрном джипе. В тот момент я немного замешкался, т.к. мы чуть не перепутали трассу (хотели свернуть на Каширу—Домодедово).
Поравнявшись с нами со стороны жены, мужик начал яростно бибикать, крутить пальцем у виска и показывать фак… Жаль, Юля не успела достать фотоаппарат — отличный бы был кадр! :) Примерно такой:
А может и такой:
Наконец, оказавшись на трассе, мы включили круиз-контроль на 84 км/ч. При езде с кемпером эта функция оказалась крайне удобна и полезна!
Проехали первый пост «взимания оплаты». Шлагбаум открылся автоматически, а трансподер пикнул. Чему мы весьма обрадовались! Тогда нам было невдомек, что нас считают по максимальному 4 тарифу…
Несмотря на крейсерскую скорость 84 км/ч, иногда попадались ещё большие тихоходы, которых приходилось обгонять. В принципе, Фольцваген Тигуан способен даже с 1,5-тонным прицепом легко набрать и 150 км/ч. Но более 100 км/ч с таким грузом ехать всё же опасно.
Так что при обгонах, более сотни мы не разгонялись. У прицепа есть свой накатной тормоз, он включается, когда его дышло упирается в тормозящую машину, но всё равно страшно.
Обгоняя, нужно быть очень внимательным — ни в коем случае, не вернуться обратно на полосу раньше времени — прицеп-то длинный! Я ориентировался по тени кемпера, да ещё давал запас.
Вообще, по правилам, прицеп должен быть легче машины (а машина у нас 1,6 т), и вместе они должны весить не более 3,5 т. Если больше, тогда уже обычная категория В не подойдет.
Примерно в 11:10, на 112 км М4, на посту ДПС за рекой Ока, нас остановил любопытный весёлый гаишник. Почти такой:
Первый его вопрос был «А сколько стоит прицеп?». А увидев у меня в барсетке с правами разрешение на оружие, с уважением тихо спросил: «Сотрудничаете с нами?». а что получил утвердительный ответ (вообще-то, я имел в виду иное — у меня дальний родственник участковый, а друг детства прокурор). :)
Расслабившись от идеального покрытия дороги, мы повысили крейсерскую скорость до 85 км/ч.
На 328 км мы заправились из взятой канистры и спокойно поехали дальше.
Кода мы проезжали заправку на 448 км, предположительно с вкусной едой и туалетом (а уже назревала необходимость), компьютер показывал запас хода ещё на 90 км. По идее, до следующей хорошей заправки, которая находится на 519 км, этого вполне должно было хватить, и мы решили рискнуть.
Когда-то у нас уже был похожий случай в Греции, на острове Крит. Тогда мы взяли машину в аренду и решили прокатиться по их горам. Тогда тоже казалось, что бензина предостаточно, однако горы решили по-другому!
Заправок в горах мы не обнаружили, а затяжные подъёмы вызывают повышенный аппетит движка. Короче, мы еле-еле дотянули до последнего спуска (после него была заправка), на котором даже выключали двигатель для экономии. Катиться по серпантину с горы в полной тишине весьма прикольно. Если бы мы не были на взводе от перспективы ночевки на горной трассе.
Но здесь-то гор нет! — сказали мы друг другу.
Но жизнь сложна и многогранна — каково же было наше удивление, когда уже на месте мы увидели, что подъезд к той заветной заправке оказался перекопан!
Когда мы подъехали к следующей заправке, запас хода по компьютеру оставался 10 км.
Но она оказалась только газовая. Щит с надписью «До следующей заправки 20 км» ввёл жену в панику. «Остановись! — закричала она. — Надо взять канистру и бежать назад 1 км. Может, на той перекопанной заправке бензин всё же есть!». Её истерику, видимо, усугубляло уже долгое желание найти туалет.
«Поехали! — ответил я. — Если что, с канистрой меня подкинут к заправке, а потом найду кто подкинет обратно!».
Но стоило нам лишь немного проехать, как появилась обычная заправка. Юля потом сообразила, что вывеска насчёт 20 км относилась, вероятно, к газовым заправкам!
Залив бак и канистру по-полной, мы тронулись в путь, так и не поев и не сходив туалет. Нам показалось, что тут «не круто!». У нас есть карта всего маршрута с подписанными заправками и их характеристиками!
«Да, ладно, через 7 км будет отличная заправка, там-то мы и отдохнём!» — сказала Юля, и мы поехали. Видимо, жизнь снова не научила…
Из-за автобуса, закрывшего обзор, мы её «просвистели». А сдавать задом с огромным кемпером — практически нереально.
Я напрягся — теперь захотела в туалет и дочка. Не знаю, как они дотерпели, но в итоге, минут через 20, в 17:30 мы остановились на Газпромовской заправке на 561 км.
Однако очередь в туалет там была… такая!.. Что жена с дочкой с выпученными глазами побежали в «туалет» в поле.
И только гораздо позже, сидя в машине, мы вспомнили, что у нас есть свой прекрасный туалет в кемпере! Вот что значит привычка!
Поесть нормально на той газпромовской заправке было невозможно, и так и не пообедав, мы поехали дальше.
Теперь, несмотря на отсутствие прав, как я не отговаривал, но за руль села Юля. Ей очень хотелось самой попробовать поводить с прицепом, тем более что штраф за забытые права всего 500 руб. Правда придётся потерять много времени на выяснение…
И уже через полчаса мы проезжали пост на 595 км. Гаишник посмотрел удивлённо на наш караван, но палочку поднять так и не решился!
В 18:30 мы, наконец, смогли перекусить хот-догами, остановившись на Лукойле на 633 км.
Попугай Борька, видимо, из-за волнений отказывался есть, только попил водички.
Далее за руль снова сел я.
Через пару километров началась однополосная дорога. Но уже в Павловске дорога стала снова по 2 полосы в каждую сторону.
Примерно с 750 километра, нас стал беспокоить скрежет, идущий то ли от фаркопа, то ли от кемпера. Очень неприятные мысли посещали — а вдруг фаркоп плохо привинтили и сейчас он отвалится вместе с прицепом? Или вдруг с кемпером что-то не так?
В 23:10 подъехали на Лукойловскую заправку на 954 км. Это ужас! Заправщиков нет. Очень долгое обслуживание — всего 3 машины перед нами, а простояли полчаса! Как потом выяснилось, это из-за очередей в туалет — припарковаться рядом негде (многие уже на ночь, видимо, встали), вот поэтому люди оставляли машину прямо рядом с заправочной колонкой и шли в туалет!
Когда проехали мимо заправки на 954 км, пошла ужасная дорога. С выбоинами и буграми.
И постоянно стали мелькать знаки «Неровная дорога».
А подобная дорога кемперу просто противопоказана. Скрежет, грохот… Я только страшно ругался:
— Вот уроды, вместо того чтобы дороги ремонтировать, эти дебилы знаки «Сиськи» вешают! Расстреливать таких надо!
На развилке Краснодар — Ростов, проехали не туда и немного покрутились, прежде чем выехали на трассу. Зато проехав, увидели, что объехали ГИБДД-шников, карауливших отворот на Краснодар и тормозящих почти всех подряд. Нас с кемпером они бы точно остановили.
В ночи было удобно ехать за «поводырем» — грузовой машиной, с подсветкой контура кузова, держащей примерно такую же скорость, как мы. Я мысленно много раз благодарил его. Особенно когда он притормаживал перед ямами и колдобинами, или объезжал их.
Наконец, только в 1:30 доехали до запланированной точки ночёвки на 1074 км (рядом с отелем «Родина»). Мы очень устали, и слишком мы припозднились, а ведь ещё надо было разбирать вещи для ночлега…
Стоянка оказалась очень большой, с множеством фур и легковушек. Рядом с некоторыми легковушками, прямо на траве, стояли маленькие палаточки, что нас весьма удивило.
Наш караван с огромной и комфортабельной «палаткой» бросил «якорь» рядом.)
Было относительно жарко, поэтому пришлось открыть окна (разумеется, не со стороны трассы) и люк в крыше, закрыв проёмы москитными сетками.
В два часа ночи, крайне уставшие, мы, наконец, завалились спать. Клетку с Борькой мы взяли с собой. Шум трассы был слышен хорошо, но заснуть нам это не помешало.
День второй
Под утро, где-то в районе семи утра, сон у меня стал беспокойным — периодически будил сильный шум с улицы и гудки. Окончательно проснулись мы в 9 утра от жуткой духоты и сразу включили кондиционер.
Выйдя на улицу, мы с удивлением обнаружили, что ни палаток, ни машин больше нет. Наш караван стоял в гордом одиночестве…
Мы позавтракали бутербродами.
А вот Боря ничего не ел, только попил воды. Видимо, он переживал сильный стресс. Тем более что в тесной клетке он не мог даже расправить крылья.
Поэтому я вышел с ним на свежий воздух.
Боря немного покричал, помахал крыльями, ещё попил водички…
В 10:45 мы наконец продолжили свой путь.
В 11:20 на посту при въезде в Краснодарский край нас снова остановил ГИБДД-шник. Суровый там пост. Ну прям как границу между государствами пересекаешь.
На 1185 км проехали поселок с прикольным названием «Весёлая жизнь»).
Жизнь нас, конечно, ждет весёлая, все же отдыхать едем!)
С 1229 км пошло шоссе до Краснодара, которое можно назвать верхом совершенства. При этом оно почти пустое. Так и хочется втопить педаль газа в пол! И если бы у меня не было кемпера сзади, так бы и сделал. И, вероятно, потом пожалел бы об этом — как оказалось, там пасутся ГИБДД-шники. Ограничение скорости на трассе где-то 110, а где-то 130 км/ч. При этом там можно спокойно ехать 200 км/ч. Как будто специально какой-то идиот от нашей бюрократии поиздевался.
На 1265 км мы посетили отличную заправку Роснефть. С нормальным кафе, где предлагаются яичница, салаты, коктейли и др., где нормальные диваны, кондиционер и большой телевизор.
На 1284 км этой сказочной дороги мы опять увидели затаившихся гайцев с радаром, чтоб им пусто было! В буквальном смысле этого слова!.. Нами-то они не интересовались, т.к. круиз-контроль держал скорость строго 84 км/ч. Но за нормальных людей, разогнавшихся на этой шикарной и пустой трассе, обидно…
Красивые пейзажи с подсолнухами очень радуют глаз на этой трассе. Мы даже остановились на фотосессию.
Дорога здесь с идеальным покрытием и полупустая.
Наконец, примерно к 15 часам, мы добрались до Краснодара, а точнее до его сафари-парка.
Но прежде чем дарить Борьку, мы решили инкогнито пройти в парк и посмотреть, как живут его обитатели.
Не сразу мы нашли вольер с арами, но, когда его увидели, остались очень довольны.
В стеклянном большом вольере мы насчитали 16 ар.
Как известно, ары это очень умные, социальные птицы. В стае царит строгая иерархия — не дай Бог, кто-то усядется выше, чем ему положено по статусу! По уму ары находятся на уровне мартышки.
Оформление дарственной и передача Борьки заняли часа 2.
И хотя, как мы заметили, сотрудники очень любят животных, что и понятно, так как другие там бы не работали, расставаться с Борькой было очень грустно... В общем, в конце концов, одуревшие от зноя и печальные, мы побрели к нашему каравану. Прощай, Боря, прощай, Краснодар!
Предполагая, что Яндекс-навигатор, из-за плохой связи, не везде сможет подкачивать карты, мы пользовались Навителом (navitel.ru), карты к которому скачали заранее.
Ставлю оценку Навителу — 2 (ДВА)! И никому не советую им пользоваться. Лучше заранее скачать карты для яндекс-навигатора (что, как выяснилось, тоже доступно).
После Краснодара, Навител направил нас в Анапу через Джубгу, потом зачем-то вернул в Краснодар, где мы оказались в условиях ужасной дороги (асфальт волнами, причем уже даже без предупреждающих знаков «сиськи», и пробки). В конце концов, он повёл нас к Анапе через верхнюю дорогу (через Темрюк). Причём пару раз Навител пытался развернуть нас обратно. Возможно, мы бы так и ездили бы кругами, если бы не стали игнорировать его фортели. Посмотрите на фото — на Самсунге навигатор от Навитела, на Айфоне — от Яндекса. Мы едем по одному маршруту, а как двигаться, они показывают поразному.
Кстати, о дорогах в Ростове-на-Дону и в Краснодаре. Оба этих города имеют множество отвратительных дорог. Это ужасно!
Наконец, в 22:20 мы доехали до выбранного места, пансионата «Звездочка» и кемпинга на его территории http://aok-anapa.ru/asterisk/index.php .
Наш караван пропустили на территорию и не более того.
Никто не вышел показать, где конкретно можно поставить кемпер, где подключиться к электричеству и воде, куда сливать отходы.
В общем, выбрав вроде неплохую свободную площадку, мы поставили туда кемпер и рядом машину. Наличие мувера очень помогло нам. Иначе, вдвоём с женой, учитывая землю с заметными травянистыми впадинами, мы бы не смогли установить 1,5-тонный кемпер туда, куда хотели.
Говорят, на подобных стоянках в таких случаях сбегаются владельцы других кемперов и помогают. Только вот в нашей ситуации уже было поздно и темно, и, вероятно, люди уже спали. Мимо прошла только одна обитательница лагеря, которая поздоровалась и предложила нам с дороги угоститься пловом… :)
День третий
В 7:50 утра нас разбудил горн и затем музыка ужасного качества из репродуктора. За забором оказался пионерский лагерь!..
Через полчаса песни сменились на задорные речи вожатых и хоровые кричалки-речёвки пионеров, которые мучили нас ещё полчаса. Прям СССР вернулся! «Туды его в качель!»
Когда, наконец, мы вышли из кемпера, чтобы попить чай на воздухе, мы заметили, что на улице не так жарко — самое время для разборки вещей и обустройства лагеря!
Мы поставили машину боком, отгородив дорогу, и получился как бы небольшой участок, с навесом от дождя и защищённый от посторонних взглядов. Вот в таком проживании на природе и на берегу моря, конечно, есть огромные преимущества отдыха с кемпером. Юля радовалась, как ребёнок, хотя на обустройство лагеря именно ей пришлось потратить больше всего сил.
Пока мы завтракали и распивали чаи, мимо нас, за решётчатым забором, прошли толпы пионеров. Сначала они шли туда, а когда начался дождь — обратно. Мы решили повесить с той стороны нашего лагеря предусмотрительно взятый тент.
Соседи по кемпингу оказались очень доброжелательны — не только подсказали, где подключиться к электричеству (розетки на заборе) и к воде (шланг, лежащий на земле), но и даже дали катушку-удлинитель 40 м. Ведь наш кемпер стоял достаточно далеко от этих удобств.
Промышленное электричество нам было весьма желательно, ведь не использовать имеющийся кондиционер было бы странно. Но он мощный, потребляет где-то 1,5 кВт, а солнечных панелей всего на 1,2 кВт. Причём такую мощность они могут выдать только при ярком солнце в зените.
Поэтому, даже переключив холодильник на газ, мы использовали энергии больше, чем её поступало.
Т.к. длина шланга тоже была недостаточной для прямой заливки воды в бак кемпера, мне пришлось наполнять ёмкость 20 л и заливать водой бак изнутри кемпера. Забегая вперёд, скажу, что требовалось 2-3 таких заправки бака в день.
И если чемоданчик для очистки воды в этом кемпенге нам действительно не понадобился, то вот собственная электростанция оказалась востребованной (об этом позже).
В кемпинге «Звёздочка», помимо того, что у всех есть собственные биотуалеты в кемперах, имеется и общий туалет. Мы думали увидеть там что-то типа такого:
Но к нашему восхищению, это оказался качественный санузел с фаянсовыми унитазами. А рядом стояли душевые кабинки. Причём обычно всё свободно — никаких проблем!
До обеда, когда кончился дождь, мы успели сходить на море, благо идти до него было минуты три.
Там оказался отличный пляж с песком и лежаками.
Народу мало, заход, конечно, долгий, но в рамках разумного. Вода чистая и тёплая. В общем, нам понравилось!
Конечно, из-за пасмурности народу было совсем мало, но и потом, когда мы ходили уже при солнце, пустые лежаки найти можно было всегда.
После обеда на нашей импровизированной терраске, опорожнив биотуалет кемпера,
мы на своём авто поехали прогуляться по Анапе.
Здесь стоит несколько слов сказать о преимуществах и недостатках кемперов-прицепов по сравнению с кемперами на базе автомобилей.
Обычно и тот и другой вариант позволяет водителю иметь стандартные права категории В. Условие — масса кемпера-автомобиля или кемпера-прицепа вместе с автомобилем, не должна превышать 3,5 тонны. Встречаются и кемперы большей массы, но это скорее экзотика.
Теперь о плюсах и минусах обоих вариантов. Начнём с кемпера-автомобиля.
Плюсы кемпера-автомобиля:
1. Можно комфортно ехать в большом салоне всем вместе.
2. Намного удобней разворачиваться, сдавать задом.
3. Можно поставить на почти любой улице (привлекает меньше внимания, занимает меньше места, если сравнивать с караваном из кемпера-прицепа с машиной).
4. Больше грузоподъёмность, т.е. можно взять с собой больше чистой воды и вещей.
5. Можно ехать с немного большей скоростью.
6. Немного больше проходимость.
Минусы кемпера-автомобиля:
1. Цена. Новый хороший кемпер-автомобиль стоит около 4 млн. руб., а новый кемпер-прицеп — примерно 1,6 млн. руб.
2. Кемпер используется обычно до 1 месяца в году, а все остальное время он стоит мёртвым грузом. При этом никак не используется его автомобильная часть. А ведь за ту же сумму 4 млн. руб. можно купить кемпер-прицеп и хороший джип, который будет эксплуатироваться постоянно.
3. В случае остановки кемпера-автомобиля на длительную стоянку, уже невозможно никуда поехать (например, чтобы ознакомиться с местными достопримечательностями). Потому что, чтобы использовать кемпер как автомобиль, надо многие вещи упаковать, чтобы они не гремели, свернуть тент, уличные столы, кресла и другое. Да и не всегда удобно разъёзжать на такой большой машине.
Кроме того, если это всё же сделать и уехать, за время отсутствия место могут занять.
В случае же кемпера-прицепа — машина и так отсоединяется и стоит рядом, дополнительно загораживая площадку отдыха. Сесть в неё и поехать на экскурсию в соседний город, или просто за продуктами — никакой проблемы.
Ну а в целом достоинства кемпера-прицепа и его минусы, противоположны кемперу-автомобилю.
Набережная вечерней Анапы прекрасна. На мой взгляд, она лучше чем, допустим, хвалёная набережная Геленджика.
Хорошо погулявшие, в восторге от представления трюкачей-гимнастов и брейк-данца, мы вернулись в наш домик кемпер.
Готовить в нём очень удобно.
И ужин на своей терраске прекрасен… :)
Пионерские песни, горны и линейки уже не раздражали, а наоборот, вызывали чувство радости от того, что я не пионер и не там. Что не хожу строем и не ору толпой речёвки… И что не живу по расписанию, и что не ограничен периметром лагеря. Свобода — вот мой идеал с детства! Такая свобода, которая доступна лишь только орлу, одиноко и гордо парящему в высоте…
Разумеется, я ненавидел пионерские лагеря и тогда, и сейчас...
Весь прошедший день аккумуляторы заряжались одновременно от двух источников — и через солнечный контроллер КЭС от солнечных панелей (током примерно 20 А), и от сети через наш встроенный инвертор МАП (током примерно 25 А).
День четвёртый
Пионерские горны и вопли по утрам (а точнее в 7:50 утра, как и в предыдущий раз) здесь, видимо, так же неотвратимы, как и сам восход солнца.
На этот раз на улице на полную мощь жарило знойное анапское солнце, и хотя кемпер ещё сохранял относительную ночную прохладу, я ринулся включать кондиционер. Но не тут-то было!
Если вчера в промсети лагеря было 160 В и кондиционер ещё худо-бедно мог работать, то теперь только 145 В! При попытке его включения напряжение тут же проваливалось ещё ниже, и он отключался. Видимо, вчера из-за пасмурного дня далеко не все кемпероводы включали свои кондиционеры, и сеть могла выдержать и наш кондей.
Ну что же делать? Пришлось забыть о сети и перейти на полную автономию. Инвертор МАП без проблем взял на себя всё энергообеспечение. Тем более что его мощность 6 кВт, не то что кемпер, а целый дом может обеспечить.
Юля приготовила яичницу и на этот раз мы с удовольствием позавтракали в прохладном кемпере, а не в своём импровизированном дворике.
Когда уходили на пляж, подключили на зарядку к МАП все наши гаджеты, а кондиционер отключили.
На пляж мы пришли уже относительно поздно и обнаружили оставленные полотенца на лучших местах под тентами. Типа «занято»…
Это высшая степень эгоизма — что называется «ни себе, ни людям». Часто видел подобное поведение наших соотечественников за рубежом. Если и вы так делаете — задумайтесь, почему? Если, конечно, слово совесть для вас не пустой звук.
Ведь надо понимать, что обычно всё не как в этой «Звёздочке», обычно пустых лежаков на бесплатном пляже или рядом с бассейном мало. Потому что санаторий, как правило, держит меньше лежаков, чем у него постояльцев, видимо, рассчитывая, что все туда одновременно не придут. Понятно, что это не касается платных лежаков — заплатил, и оставляй вместо себя хоть полотенца, хоть чёрта лысого. Или волосатого).
Накупавшись в ласковом море, мы вернулись в наш лагерь.
Когда ставил телевизионную антенну, я заметил, что солнечные панели очень запылённые и не работают на полную мощность.
А сейчас, когда мы хоть и в кемпинге, но, тем не менее, почти в полной автономии (только вместо применения водяного чемоданчика мы используем водопроводную воду), нам особенно необходима солнечная энергия. И я через внутренний люк вылез на крышу и тупо шваброй протёр панели. Это было быстро и эффективно.
Жена зачем-то заглянула в машину и обнаружила, что сильно воняет бензином.
Открыв багажник, мы увидели сильно разогретую на солнце, раздутую канистру бензина, часть которого уже вытекла на резиновый коврик. Юля перепугалась, Юля ругалась…
Мы всё вытащили и промыли коврик.
Только теперь я понял, как это опасно. Конечно, надо было перелить всё из канистры в полупустой бак, какой же я дебил! Ещё хорошо, что она не взорвалась…
Вечером ходили пешком на набережную Анапы. Там красиво, везде кафешки с танцами, люди какие-то все культурные, и практически нет курящих. Понятно почему — Анапа считается детским курортом, и поэтому разгульные компании сюда едут редко. А детский курорт — потому что пляж из песка, с долгим заходом на глубину в море… И нашему ребёнку, Поле, здесь нравилось — ведь она была не в пионерском лагере!
На ужин жена сварила сосиски с макаронами, и мы выпили по баночке пива за благословенный город Анапу.
До самой поздней ночи наше освещение и кондиционер питались от автономной солнечной системы, точнее от наполненных днём аккумуляторов. За это надо сказать спасибо солнечному контроллеру КЭС.
Да, когда мы вернулись, в районе 22 часов, у пионеров было что-то типа дискотеки с речёвками и странными песнями.
День пятый
Строго в 7:50 пионерская побудка. Слова песни «Счастливое детство» заставили вспомнить вчерашнюю прогулку в Анапу, как раз мимо ворот этого детского «счастья».
От скромности они не помрут… Это лагерное детство по расписанию и хождению строем…
С детства вдалбливают в головы рабскую психологию и привычку к подчинению!
Позавтракав, мы поехали на джипе в гости к друзьям, которые отдыхали в соседней Кабардинке.
За три дня отдыха в «Звёздочке», вот так вот на своей машине мы выезжаем уже второй раз. А если бы у нас был кемпер-автомобиль, то сделать это было бы весьма проблематично.
В Кабардинке оказался галечный пляж, с навесами и волнорезами с которых можно нырять. Правда, платный.
Кроме того, трёхместный номер с кондиционером друзьям обходился в 3200 руб. в сутки, в то время как с нас за стоянку брали 700 руб. С одной стороны, у нас дешевле, с другой — стоимость кемпера более миллиона рублей, а пользуешься им не часто. В общем, мой вывод такой — отдых с кемпером сильно для любителей природы. Потому что главное, конечно, в том, что ты живёшь на своём участке и можешь менять места.
Погуляв по совсем небольшой набережной в Кабардинке и вкусно поев в местной кафешке, мы решили рвануть в Геленджик — и машина под рукой, и набережная там отменная.
Юле особенно понравились Алые паруса. Вероятно, каждой приятно вообразить себя Ассолью.
А вот Поле и Наташе — конечно, герои мультиков, благо их там было много.
В результате их беготни Поля упала и прилично ободрала коленку.
Да, в Геленджике, конечно, большая и красивая набережная, но Анапская мне почему-то понравилась больше!
Обратно села за руль жена, хоть и была без прав. Как она говорит, «я отлично могу веселиться и без вина!»
К двенадцати ночи мы без проблем вернулись в свой кемпер.
День шестой
Пионерские побудки начинают утомлять. Так хочется поспать хотя бы до 9…
Денёк выдался дождливым. С утра второй раз за время стоянки слил нечистоты. Затем набрал воды в 25-литровый бак кемпера. Вообще приходилось наполнять его минимум 2 раза в день.
Это, конечно, не способствует расслабленному отдыху. Надо было иметь шланг метров 30, или встать поближе к источнику воды.
Пошёл мелкий дождь, и мы засели за свои компьютеры и включили телевизор.
Когда в очередной раз мы вышли на улицу, под наш тент, чтобы подышать свежим воздухом и покурить, Юля попросила её «пощёлкать на фотик». Щёлкал, старался…
Но, видимо, Юля «встала не с той ноги», ей показалось, что я её плохо фоткаю, что мало фоткаю, и что, вообще, сам никогда не проявляю инициативу её сфоткать!
Ей вдруг резко захотелось поехать с Полей в аптеку, которая в Анапе, лечить ссадину на её коленке. В общем, мы поссорились, и они уехали.
Приехали они через несколько часов. А ведь это был последний день в Анапе — наш отдых подошёл к концу, ведь жену отпустили с работы всего на неделю.
Естественно, ни последнего купанья в море, ни прощального шашлыка уже не получилось… А ведь свой шашлык рядом с кемпером и морем — великое удовольствие, которое в обычных условиях практически невозможно! С великой грустью я лишь позволил себе баночку пива с припасённой воблой.
Позже, вечером, когда они приехали, начались молчаливые сборы — надо было всё упаковать и основную часть уложить в машину.
День седьмой
Уже привычно проснулись под пионерские песнопения. Позавтракали и собрали последние вещи.
Нашего благодетеля, вовремя давшего катушку-удлинитель 220 В, не было на месте, и мы оставили бутылку Хванчкары и саму катушку на его столе под тентом.
В очередной раз поблагодарили судьбу за то, что у нашего кемпера есть мувер.
Кемпер, под руководством жены, сам вырулил на дорогу и подкатился точно к фаркопу.
Однако тронуться ранее 10 утра не получилось — необходимо было слить все отходы, закрыть все окна и люки, перекрыть газ, убраться за собой и т.п.
Яндекс показал, что до дома 1511 км. Имея полный бак бензина (более 60 литров) мы тронулись в путь. Заправлять и канистру Юля больше категорически не хотела.
При выезде из Анапы нас тормознул очередной гаишник и, проверив документы, пожелал нам счастливого пути.
Не остановиться на фото-сессию в подсолнухах было совершенно невозможно. Нет цветка более похожего на солнце!
В 13 часов мы уже подъехали к Краснодару. А в 15:30 мы остановились на намеченной остановке — на заправке (на 1216 км). У нас как раз счётчик показывал, что бензина осталось всего на 13 км.
На этой заправке есть маленькая кафешка, где можно заказать нормальную вкусную домашнюю еду и выпечку. Причём на троих обед обошёлся всего в 900 рублей.
Вот только прождали там мы долго. Семейная парочка с ребёнком, вставая в очередь за нами, и видя, что в очереди перед ними стоит семь человек, а свободный стол остался всего один (а столы там на четверых, и таких столиков в кафе всего шесть!), имеет наглость сажать своего ребенка, чтобы его занять. Мы бы и сами могли так сделать, посадив туда Полю, несмотря на очередь перед собой, но это надо иметь абсолютную наглость… Некоторые быдловатые и эгоистичные люди серьёзно раздражают. Подобных «занимальщиков» можно часто видеть в других местах.
Часто в дешёвых забегаловках, типа макдональсов и т.п., в часы пик, часть столов бывает занята, но за ними никто не ест… Как сказал Генрих Гейне: «Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки»…
Нам пришлось разделиться и подсесть за занятые столики, но у которых были свободные одиночные места.
Далее почти 200 км наш караван вела Юля. Мы просвистели и мимо гаишника, помахивающего палочкой, и мимо поста ДПС — пронесло.
Уже стало смеркаться, когда мы задумались о поиске стоянки на ночёвку.
И в районе часа ночи мы, наконец, её нашли — на 662 км от Москвы, с виду обычный домик с кафе, а на самом деле гостиничный комплекс «Дон», со стоянкой для грузовиков.
За этим кафе оказалась огромная территория с грузовиками и легковушками. Стоянка платная, но 100 руб. за ночёвку — это, можно сказать, ни о чём.
День восьмой
В семь утра нас разбудило яркое солнце в открытые окна. Москитная сетка для него не помеха.
Затем дремоту постоянно нарушали дальнобойщики, которые, словно сговорившись, по очереди врубали свои громко тарахтящие дизельные двигатели. В общем, в полдевятого мы, наконец, встали довольно разбитыми.
Только теперь мы смогли рассмотреть эту огромную полупустую стоянку.
Просторная стоянка особенно важна, когда на хвосте висит огромный семиметровый кемпер, закрывающий весь обзор. Движение с ним задом — целое искусство, для этого нужен профессионализм.
И хотя я имел об этом представление, т.к. у меня есть грузовой прицеп, но всё равно откатить задом хотя бы на пять метров — колоссальная проблема! Ведь, если сравнивать с маленьким прицепом, то он и намного меньше, и радиус поворота с ним другой, и сзади всё видно. А в некоторых случаях, его можно вручную, рывками сдвигать в сторону.
Наконец, позавтракав, в десять утра мы тронулись в путь.
Обратно мы ехали со средней скоростью на круиз-контроле 88 км/час, это обеспечивало оптимальные обороты и минимальный расход топлива. Обгоняли ещё больших тихоходов, чем мы, на скорости 100-110 км/ч.
Бескрайние просторы цветущих полей радовали глаз.
Дорога была лёгкой и свободной.
В одном месте встретились солнечные панели с маленькими ветряками на столбах.
Вот только их общая мощность вряд ли была намного больше, чем у нашего кемпера. По сравнению с тем, что я видел в Европе, это, конечно, выглядело как насмешка.
Скоро мы наконец-то почувствовали преимущество транспондера — на платной дороге были очереди во все платные въезды. Мы же проскочили, не останавливаясь. И, кстати, на противоположной стороне, от точки оплаты тянулась километровая очередь. Но там, как ни странно, транспондер не помог бы. Потому что, чтобы добраться до полосы без оплаты наличными, надо было сначала преодолеть всю эту огромную пробку.
Конечно, мы ещё останавливались для заправок и перекусов. Последний раз в районе 17 часов, в 117 км от Москвы.
Наконец, в полвосьмого вечера мы доехали до дома.
И в очередной раз не могу не прорекламировать мувер — электропривод на колёса! Ну почему большинство кемперов в России им не оборудованы? Он хоть и стоит порядка 100-150 тыс. руб., но он того стоит!
Когда уставший от дальней дороги ты выискиваешь свободное место на парковке, а там зачастую даже встать невозможно… И, вопрос решается «лёгким движением руки», это дорогого стоит!
Эпилог
Вот и закончилось наше путешествие с кемпером. Конечно, оно понравилось, хотя в первый раз было много волнений и переживаний. Потому что непонятно то, неизвестно это… Первый раз всегда трудно. Тем не менее, такой отдых, конечно, интересен прежде всего любителям природы и не ленивым. Ведь это не просто бросить своё тело в самолёт, а потом жить на всём готовеньком, ничего не делая по хозяйству.
Сам кемпер, оборудованный солнечной электростанцией, кондиционером и мувером отлично выдержал испытания. Жить с полным комфортом в нём можно было даже без внешнего 220 В.
Это отличное решение для временно дачного домика (б/у кемпер можно купить за 400-500 тыс. руб., а солнечная электростанция на основе МАП 6 кВт с солнечными панелями 1000 Вт — примерно 150 тыс. руб.). На новом участке могут быть проблемы с чистой водой. Тогда чемоданчик МИВ (мобильный источник воды) поможет получить её из любой речки или пруда.
Дорога к морю в целом понравилась. Траса Дон — великолепна. Остались лишь относительно небольшие участки с плохим покрытием или движением в одну полосу. Это на порядок лучше, чем было в 2008 году.
Средний расход бензина по трассе составил 13 литров на 100 км. Это не много, с учётом того, что наш джип 200 лошадей, с полной массой 2 тонны, ещё тянул прицеп 1,5 тонны. Путь туда и обратно составил 1500 + 1500 км. Т.е. всего мы израсходовали 390 литров 95-го бензина, что составило сумму примерно 15000 руб. Конечно, если ехать просто на легковушке, то на бензин уйдёт порядка 8000 руб. Но при хотя бы двухнедельном проживании в гостинице, придётся потратить больше на 35000 руб. А если учесть, что некоторые семьи живут в своих кемперах на море по два месяца, то экономия составит 140000 за сезон.
Платный навигатор Навител нас сильно подвёл — мы потеряли и время и нервы. Рекомендуем пользоваться Яндекс-навигатором, а карты к нему скачивать заранее.
Что касается транспондера — вероятно, он нужен тем, кто постоянно ездит по платной дороге. А при разовой поездке, даже к морю и обратно, без него можно обойтись.
Купил его я напрасно потому, что, во-первых, такой прицеп, как наш (с одной осью и высотой до 2,6 м), вместе с нашей машиной должен относиться ко 2-му классу. Но их автоматика только в одном случае из четырёх правильно его определяла. Но чаще ставила нам 4-й класс и списывала со счёта в 2-3 раза больше. Плюс сам транспондер с доставкой 1200 руб. Итого 4000 вместо 1500 руб.! При этом, т.к. мы выезжали в воскресенье утром, очередей у платных окошек на трассе не было!
Почему нас определяли как 4-й класс? Из-за багажника с солнечными панелями на крыше (впрочем, такое могло бы быть и из-за кондиционера, который ещё выше). В инструкции Автодора сказано:
«В действующей классификации (указано в приказе ГК «Автодор» №205 от 15.09.2012 г.) габаритная высота транспортного средства рассчитывается с учетом перевозимого груза, т.е. холодильника, шкафа, мешков, дивана и т.д. Однако аксессуары и багаж, закрепленные на крышах транспортных средств первой и второй категории, не входят в расчет габаритной высоты в соответствии с Приказом ГК «Автодор» № 161 от 08.08.2013 г.»
Всё хорошо. Только вот автоматика у них настроена по-другому. А когда я пытался до покупки транспондера звонить их операторам — ответ был один: класс определяется автоматически…
В общем, транспондер буду использовать теперь, если только без кемпера…
Санаторий «Звёдочка» и конкретно часть его территории для автокемпинга нам понравилась. Очень близко к прекрасному полупустому песочному пляжу. Вода есть, душевые и санузел — очень хорошие. В Анапу, на вечерние прогулки, можно ходить пешком. Из минусов промышленные 220 В там часто превращаются в 160 В, или даже в 145 В. Кондиционером и другими электроприборами при 145 В пользоваться не получится. Ну и, конечно, ор пионеров по утрам. Хотя кто-то и сам встаёт в 8 или даже ранее.
Город Анапа очень понравился. В своё время мы очень часто ездили на черноморское побережье. Были везде, кроме «детских курортов» Анапы и Евпатории. Не ожидал, что в Анапе такая шикарная и красивая набережная и что тут миллион приличных кафе с представлениями и танцами.
Краснодарский сафари-парк прекрасен! И хоть очень грустно было отдавать Борьку, но мы, прежде всего, думали о нём. Просто сравните — весь день в узкой клетке, в которой и занять себя нечем, и затем вечернее куцее общение с людьми, или жизнь в просторном вольере ещё с 20 такими же попугаями. А ведь они высокоинтеллектуальные социальные животные. Напоминаю, умнее самой умной собаки.
Но держать в обычной квартире такого большого попугая всё же не рекомендую. И не только потому, что ему плохо и тесно. В целом, т.к. он по природе жертва, он всех и всего боялся. Особенно детей, т.к. их выходки могут быть непредсказуемыми. Поэтому крупные попугаи детей не любят. А дети к ним назойливо лезут, что провоцирует конфликт. Кроме того, от попугая во все стороны летит много пуха и перьев, шелуха от орехов и семечек. У попугаев совсем другая психология и настоящего контакта не получается — то, что интересно ему, неинтересно вам. Допустим, любая собака любит проиграться в «отними» или в «догони». Ведь на самом деле это тренировка для хищника. А Борька «орехояден», он любит, чтобы ему пёрышки перебирали…
Уже позже, из Москвы, мы позвонили в этот сафари-парк, чтобы узнать, как там живётся нашему Борьке. И их зоолог рассказала удивительную историю.
Во-первых, наш Боря вовсе не Боря, а скорее Варя — он на самом деле девочка!
У ар внешне пол отличить очень сложно, и на это способен только специалист, имеющий хорошую практику. Хотя подозрения на эту тему у меня были. Потому что, как известно, большие попугаи, если рядом нет других попугаев, начинают считать людей тоже «попугаями» и, соответственно, тянутся к противоположному полу. И часто даже пытаются образовать «семью» с выбранным человеком противоположенного пола. Так вот, «Борька» любила мужиков и не любила женщин! Например, прилетала на плечо даже к зашедшим незнакомым сантехникам и шарахалась в сторону даже от Юли. А то, что она мужчина, это ошибочно предположила продавщица, когда мы её покупали.
А во-вторых, «Борька» нашла жениха!
Сначала «Борьку», а точнее Варьку, временно посадили в отдельную небольшую клетку на карантин. А незадолго до того к ним в зоопарк прилетел другой попугай ара. Мы удивились — как это? Сам прилетел? И откуда он взялся?
Зоолог ответила, что думает, что это вернулся беглец, который у них улетел раньше.
И его тоже посадили в соседнюю клетку на карантин, что, видимо, произвело неизгладимое впечатление на нашу птичку.
Боря-Варя особенно обрадовалась, когда спустя некоторое время клетки открыли. Она за клюв перетащила к себе беглеца, который был мужчиной, и они образовали семью! Это очень редко встречается в неволе. Весь зоопарк в восторге, и хотя ары в неволе практически не размножаются, все хотят надеяться на потомство.
Но, в любом случае, всё закончилось хорошо!)