|
В мае 2017 года мы совершили Авто фото путешествие «Цветущий Алтай».
Проехали по так называемому «малому золотому кольцу» Алтая. Барнаул — Семинский перевал — Курай — Акташ — Улаган — пер. Кату-Ярык — Долина реки Чулышман — водопад Учар — Южный берег Телецкого озера — Артыбаш — Барнаул.
Целью тура было проехать по непопсовым местам Горного Алтая, посмотреть и сфотографировать прекрасные пейзажи и в том числе со знаменитым цветущим маральником.
Маральник (Рододендрон Ледебура) — полувечнозеленый кустарник, который цветет фиолетовыми цветками. Обычно цветение приходится на конец апреля-начало мая.
В мае, когда склоны гор и подлесок покрываются плотным ковром сиреневых цветов, маральник становится главной достопримечательностью Горного Алтая, наряду с собственно горами. Цветение маральника в последние годы становится поводом для «событийного туризма» в Горном Алтае. Организовываются праздники и фестивали «Цветение маральника».
Но... цветочки цветочками, а остальное тоже посмотреть нужно! очему я начал про маральник —- потому что был на Алтае множество раз, но ни разу в мае. И ни разу не попадал на цветение маральника, вот и стало интересно... Забегая вперед, скажу, что массового цветения мы не застали, возможно, уже отцвел, но кое-что увидели!
Итак, группа собирается в Барнауле, стартуем 6 мая. Через старый мост, минуя пробки, вырываемся на трассу. Сегодня должны доехать до Акташа.
По дороге останавливаемся в красивых местах... Пролетаем туристический Алтай без остановок, не останавливаемся даже на Семинском, там еще, кстати, лежит снег... На перевале Чике-Таман прогулялись к старому перевалу, поглядели в обе стороны. Лепота!
Перевал Чике-Таман (Уленгем, «Прямая подошва»), хоть и не самый высокий на Чуйском тракте, зато очень живописный. Издавна по долинам рек Чуя и Катунь пролегал древний торговый путь, он упоминается еще в китайских летописях тысячелетней давности. В русских письменностях этот путь упоминается еще в 18-м веке при Екатерине Второй. Сейчас рядом с современным Чуйским трактом во многих местах можно увидеть остатки старых дорог, в том числе и древней вьючной тропы. Новый Чике-Таман был запущен в эксплуатацию в 1984 году, а до этого момента дорога через перевал проходила по старой дороге, на которой не могли бы разойтись 2 автомобиля...
После Чике-Тамана традиционно начинается самая живописная часть Чуйского тракта. Прижимы, бомы, живописные долины рек Чуя и Катунь, их слияние.
Место слияния рек Чуи и Катуни с древних времен является святым и почитаемым местом на Алтае. —анное место даже получило свое собственное имя - «Чуй-Оозы», что в переводе с алтайского «устье реки Чуя». К этому месту еще с древних времен тянуло людей, величественные реки вдохновляли и очаровывали. В округе сохранилось множество археологических достопримечательностей, это и сам парк «Чуй-Оозы», и урочище Калбак-Таш, и Бичикту-Кая, а также множество курганов с балбалами, и оленные камни. И в наше время это остается одной из популярнейших достопримечательностей на Чуйском тракте. Немало этому способствует легкодоступность — слияние рек расположено в нескольких сотнях метрах от трассы, к смотровой площадке можно подъехать прямо на машине.
Переночевали мы на базе «Кочевник» недалеко от села Акташ. С утра по плану осмотр Гейзерного озера и панорама Чуйских белков.
Гейзерное озеро — небольшое термальное озеро за селом Акташ. Озеро в диаметре не более 30 м. В центре бьют термальные источники, вынося на дно озера красивейший голубой ил, в результате чего озеро выглядит очень впечатляюще. Подобные озера в больших количествах расположены в Йеллоустонском национальном парке в США.
На озеро можно попасть через турбазы, тремя разными путями, проход везде платный. Самый живописный подход по деревянным мостикам (местность там заболочена), но можно пройти по лесу, перепрыгивая по кочкам и корням деревьев...
Само озеро обычно не пустует, поток туристов тут приличный. Особенно на выходных. Одна из участниц экспедиции, Яна из Красноярска, взяла с собой квадрокоптер Фантом 4. Благодаря этому, мы смогли взглянуть на привычные места с непривычного ракурса! Завораживает! Видео будет ниже в небольшом видеоролике...
Панорама «Чуйских белков» встретила нас довольно хмурым небом, что довольно часто для гор... Белки сливались с облаками, сидящими на вершинах, но несмотря на это она всегда выразительна и притягивает взгляд! Каждый раз останавливаешься и разглядываешь долины, по которым ходил раньше в походы. Отчетливо видны долины Актру и Маашей. Северо-Чуйский хребет Северо-Чуйский хребет простирается с северо-запада на юго-восток на 120 км. Ограничен долинами рек Аргут и Чаган-Узун. Высочайшая вершина — пик Маашей-Баш 4173 метра. Система богата оледенением. Чуйские белки — белые круглый год! )
Далее возвращаемся в Акташ, крайние перед дикими местами магазины, и выдвигаемся в долину Чулышмана через Улаганское плато.
По дороге фотографируем лошадей, честно говоря, за поездку не встретили красивых лошадей на Алтае, может, не там искали...
Если едешь в Улаган, мимо Красных Ворот никак не проедешь! Останавливаемся, снимаем этот узкий проход с квадрокоптера...
Красные Ворота это узкий извилистый проход между отвесными скалами красного цвета. Скалы сложены горными породами, содержащими киноварь, что и объясняет их красный цвет. Высота скал — около 50 метров. Через Красные Ворота проходит автомобильная дорога Акташ — Улаган. В этом узком месте дорога проходит одновременно с речкой по мосту. Необычное место! При прокладывании дороги узкий проход Красных Ворот расширили с помощью взрывных работ.
К сожалению, на Улаганском плато нас накрыла непогода — дождь, мокрый снег, ветер... Все затянуло беспросветно... Мы планировали поснимать озера плато, но не выходили из авто, и кстати, озера были еще подо льдом, так что тоже особо не было смысла... Пожалуй, есть смысл там основательно поснимать золотой осенью... а в начале мая из-за приличной высоты плато (около 2000 м) там весна еще только наступала... много снега и лед на озерах... Когда непогода поутихла, остановились на перекус.
При подъезде к спуску с перевала Кату-Ярык непогода снова взяла свое. Ехали словно в молоке. Видимость упала до 20 метров... Все пропало... подумал я... ведь вез фотографов и им нужны снимки, а без перевала будет совсем грустно ((
Вот такая печальная картина застала нас на этом знаменитом перевале с его грандиознейшим видом на долину реки Чулышман:
Многие автомобили, которые обгоняли нас по дороге к перевалу и не собирались спускаться, разворачивались и разочарованно уезжали. Ведь они приехали ради вида, а его нет... Но мы отчаиваться не стали, дул ветер, и была вероятность, что растянет эти облака, что и случилось... И я бы даже сказал, что это было на руку тем членам команды, которые впервые были на перевале. Ибо вид, открывшийся нам, стал долгожданным и неожиданным, а в совокупности с облачками еще и более живописным!
Погода крайне переменчива, буквально через 10 минут снова все затягивает облаками... Ищем сюрреалистичные картинки ))
По правилам безопасности, проходим спуск пешком. Перепад высот более 800 метров и около 3 км пути по серпантину.
Начало спуска с перевала выглядит «обнадеживающе».
На самом деле тучка осела на вершине перевала. Спускаемся ниже и уходим под облака. Внизу — картина без дымки, и реально облака можно потрогать руками, лишь дотянувшись рукой! ))
Спустившись на пару-тройку витков, решили снять серпантин перевала с высоты облаков! Яна расчехляет дрона, а мы с интересом обступаем и наблюдаем — виды обалденные!
На спуске с перевала пошел дождь, и поднялся пронизывающий ветер. Тем не менее, маральник нашел своих поклонников — «маралов» ))
Не зря все же высаживают пассажиров на спуске! У Хайса, который шел в сопровождении велогруппы, на спуске перегрелись и отказали тормоза!
Водитель чудом избежал катастрофы и не перевернулся. Затормозил об скалу. Автомобиль и хозяин легко отделались...
Мы доехали до базы напротив «каменных грибов» и встали на ночь... завтра нас ожидает двадцати-километровый трек на водопад Учар...
Ночью вышла почти полная луна, пошли поучиться снимать лунные пейзажи. Луна дает нехилую засветку и звезд почти не видно, зато можно снимать пейзажи с непривычным освещением!
Утром, переправившись на лодке на другую сторону Чулышмана, стартуем к соседней долины реки Чульча... По дороге — предостерегающие таблички с запретом схода с тропы! Забавно было читать, но понимаю местных жителей, как они устали от толп туристов.
Путь к водопаду довольно сложен. Прижимы, скальники, сыпуха, колючий кустарник, курум, бесконечные речки и ручьи... То подъем, то спуск... Дорога выматывает...
На тропе замечены горные быки! ))
Наконец на горизонте появляется Он!
Но не спешите радоваться, это лишь половина пути до водопада... ((
После того как увидите водопад — начинается самая сложная часть пути. Сложность препятствий возрастает по мере приближения к нему пропорционально...
По мере приближения нарастает далекий гул и рокот от водопада. Учар или Чульчинский водопад — является самым большим каскадным водопадом Алтая. Образовался он не так давно, в результате обвала горной породы при очередном землетрясении...
Когда подходишь к нему, сила природы поражает воображение, эмоции зашкаливают! Наверное, никто не будет разочарован, проделав столь долгий и трудный путь. Путник будет вознагражден отличным зрелищем!
Обратный путь прошел на одном дыхании, и к темноте мы спустились в долину Чулышмана. Учар — это труднодоступная, но стоящая достопримечательность!
Путешествие к Чульчинскому водопаду лично у меня заняло около 11 часов! Пару часов там, остальное в пути. 20 км пути, из которых 16 по сильно пересеченной местности!
Следующий день был посвящен частично отдыху, а частично переезду на южный берег Телецкого озера. Кое-кто еще нашел силы сбегать на каменные грибы...
Дорога по долине Чулышмана — это бесконечный праздник для фотографа!
Недалеко от села Кок-Паш в Улаганском районе находится культовое для местных жителей место силы — Седло Сартакпая.
По древним легендам Сартакпай был алтайским богатырем, прародителем всего алтайского народа.
Южный берег Телецкого озера встретил нас отличной погодой. Сходили на закат и рассвет...
Закат:
Рассвет был безоблачным, но кое-какие краски поймали:
Особой фишкой маршрута был паром через все Телецкое озеро! Из ЮБТО до пос. Артыбаш. Прямо вместе с автомобилями мы погрузились на паром, и нас ждало несколько часов спокойного созерцания красот озера. Паром представляет из себя катерок с привязанной по правому борту баржей. Удовольствие не из дешевых, но если подгадать, чтоб совпало несколько автомобилей и куча велосипедистов — то нормально! ))
Не нужно было возвращаться обратно через перевал и Улаганское плато и весь Чуйский тракт. Тем самым мы замкнули кольцо в поселке Майма.
Паром близко!
Наша дружная команда заняла самое козырное место на пароме! ))
Телецкое озеро по праву считается одной из главных достопримечательностей Горного Алтая. Это один из крупнейших водоемов Южной Сибири — четвертое по глубине озеро на территории бывшего СССР, а в России Телецкое озеро уступает по глубине только Байкалу и одному из малоизвестных Хантайских озер на Таймыре.
Вот так, часов через 6 мы добрались до Артыбаша. Еще часов через 6 были в Барнауле.
Карта маршрута:
Если у вас есть желание присоединиться к нашим будущим авто и фотопутешествиям, подписывайтесь на рассылку будущих мероприятий на моем блоге: johnykey.ru или пишите на почту: johnykey@johnykey.ru