|
Маршрут: Кемерово — Волгоград — Махачкала — КПП Яраг-Казмаляр — Баку — КПП Красный мост — Тбилиси — КПП Садахло — Ереван — КПП Бавра — Боржоми — Кобулети — Батуми — чуть Турции — КПП Верхний Ларс — Владикавказ — Элиста — Волгоград — Кемерово
Автомобиль: Opel Zafira.
Увеличенный маршрут по Кавказу.
В последнее время все чаще приходилось слышать восторженные отзывы об отдыхе в Грузии. Нереальное гостеприимство, низкие цены, красивая природа, вкусная еда — все это Грузия. Многие рекомендовали также посетить основательно преобразившийся в последнее время город Баку. Так постепенно информация собиралась воедино, и вырисовывался очередной маршрут автопутешествия. А учитывая, что летние цены на авиаперелеты, как известно, одни из самых высоких, мы решили велосипед не изобретать, и дерзнули поехать на Кавказ на автомобиле, где никто из нас доселе не был. В планах, кроме посещения Грузии и Азербайджана, было также запланирован визит в республику Армения. В этот раз желающих отдохнуть вместе с нами не нашлось, поэтому отправились мы вчетвером (Ilya-42, супруга и двое детей 5 и 8 лет) на одной машине. Наш автомобиль — это проверенный Opel Zafira 2008 г. в. с роботизированной коробкой передач и пробегом 116 тыс. Никакой особой предварительной подготовки я автомобилю не проводил, ограничился проверкой и доливкой всех жидкостей.
Подготовка
Визы россиянам для посещения Азербайджана (до 90 дней), Армении (до 180 дней) и Грузии (до 360 дней) не нужны. Достаточно загранпаспорта. Для путешествия на автомобиле за пределами России весьма полезно ознакомиться с материалами сайта autotraveler.ru. Большой объем необходимой в поездке информации здесь собран в одном месте.
Деньги: Во всех странах банально снимал местную валюту в банкоматах (без комиссии) с обычной рублевой карты Mastercard от TinkoffBank (здесь и далее не реклама). Курс конвертации меня вполне устраивал. Обменом валюты в банках не занимался. Наличные доллары в поездке не пригодились. Пару раз, при отсутствии мелких местных денег, у меня приняли наличные рубли.
Связь: Первая сим-карта от оператора МТС с подключенной бесплатной услугой «Единая страна». Вторая сим-карта от оператора Йота с безлимитным интернетом и безроуминговыми звонками по России. Чтобы не возиться с приобретением местных сим-карт, для роуминга была взята сим-карта от Tele2 с единой ценой в 15 рублей за исходящие звонки на территориях Азербайджана, Армении и Грузии. При наличии интернета для исходящих звонков в Россию также активно пользовался IP-телефонией от провайдера Zadarma.com
Навигация: Взят навигатор Navitel с картами России, Азербайджана, Армении и Грузии. Его я использовал как основной. Резервным навигатором служил обычный планшет Asus с программой навигации и оффлайновыми картами MapsMe. Но даже с двумя навигаторами 100% полагаться на технику не стоит. Были моменты, когда один или даже оба гаджета просто «тупили», показывая нелепый маршрут через деревни. Принцип доверяй, но проверяй, тут уместен. Также с собой был взят регистратор и он же радар-детектор HighScreen.
Снаряжение: Большая четырехместная палатка, газовая плитка, стол, стулья, матрац, чайник, термос и прочее мелкое туристическое снаряжение для комфортных ночевок вне цивилизации.
Полезные программы для смартфона и планшета: Конвертер валют, программа расстояний между городами в России, ПДД России — Армении — Азербайджана — Грузии, программа для бронирования квартир Airbnb, программа для звонков по IP-телефонии, схемы местных метро и offline-местные разговорники. Сохранены также важные контакты и телефоны: контрольно-пропускных пунктов, полиции и посольств.
Являясь участником бонусной программы от сети автозаправок ГПН, пришлось сделать распечатку всех их станций по пути следования.
Для детского автомобильного досуга также использовался планшет. И чем больше туда будет закачано игр, развивающих программ, мультфильмов-фильмов, тем лучше и спокойнее. С особым интересом всеми нами прослушивалась серия из 12 дисков «Развивающая аудиоэнциклопедия». Также пригождались кроссворды, пазлы, разукрашки и другая печатная продукция. Карта памяти с аудиокнигами, музыкой, юмором была взята с собой тоже.
День 1-й (8 июля 2016, пятница). Выезд
Ранний подъем и выезд в 4:00 кемеровского времени. Погода ясная, машин на дороге мало, настроение хорошее. Решение десятков наших организационных вопросов осталось позади. Теперь только дорога и получение удовольствия от путешествия. Итак, через три часа пути мы по объездной дороге проходим Новосибирск. Дальше по маршруту за столицей Сибири достаточно длинный участок трассы с постоянными ограничение скорости 70 км/ч. Причем знаки дублирующиеся наличием радара, что, безусловно, более эффективно, чем просто одиночные знаки ограничения скорости. Далее, также по объездной, проходим Омск. Дорога через казахский Петропавловск конечно короче, но особого желания проходить лишнюю границу и тем более делать платную страховку, нет, поэтому держим путь сразу на Ишим. Минуем Тюкалинск, Крутинку и Абатское, периодически сталкиваясь с участками ремонтируемых дорог. То или иное ДРСУ, судя по плакатам, обязуется положить или отремонтировать за полгода от 13 до 16 километров нового асфальта. Очень хорошо. Через несколько десятков километров после Ишима встаем на ночевку. Время около 8 вечера. За день пройдено 1312 км. Особых событий пока нет — только российская дорога.
Примерная плотность комаров в тамбуре палатки.
День 2-й (9 июля 2016, суббота). Прошли Урал и Уфу
Выезд в 6:00. Погода солнечная, машин за Уралом все еще мало, поэтому ехать приятно.
Проезжаем Бердюжье, Макушино и уже в начале десятого объезжаем Курган. Дороги в Тюменской и Курганской областях стараются ремонтировать, но до идеального асфальта еще далековато. В Челябинской области при ремонте дорог уже используются светофоры. В 14 объезжаем Челябинск и в 15:30 попадаем в часовую пробку на восстанавливаемом участке трассы. Причина пробки человеческий фактор — это невыдержанность некоторых водителей, зачем-то лезущих на встречную полосу. В итоге все стоят…
Через пару часов после Уральских гор объезжаем Уфу по шикарному 6-полосному автобану. Вот такая бы дорога была от Владивостока до Калининграда! Все чаще начинают попадаться сотрудники полиции, строго следящие за сплошной линией и правильностью обгона. После 90-километрового отличного участка начинается ремонт дороги. Скорость потока падает до 70 км/ч. Решаем пройти этот участок дороги с утра, когда машин немного и трафик минимальный. Поэтому встаем на вторую ночевку.
Почему не использовали для ночевок гостиницы или мотели? Этот вариант, конечно, держали в голове, на случай дождя или еще чего-либо. Летом же всегда приятнее ночевать на природе. Ведь одно из детских желаний — это пожечь вечером костер. К тому же мне легче найти место под палатку, чем останавливаться, искать и выбирать гостиницу. Тем более что на утренние сборы в нашем варианте тратится гораздо меньше времени. А в тех же мотелях или кафе во время обеда или ужина, как правило, есть возможность принять освежающий душ.
За день пройдено 1090 км.
День 3-й (10 июля 2016, воскресение). Посещение Мамаева кургана в Волгограде
Выезд в 6:30. Через 300 километров обходим Самару и по совету навигатора уходим на Волгоград через Чапаевск и Энгельс. Это была ошибка. До этого в голове крутился вопрос: «Что лучше ехать по пустой дороге с плохим качеством полотна или по отличной, но битком забитой фурами?» Трехсоткилометровый участок дороги по левому берегу Волги дает однозначный ответ — ехать лучше медленно, но по хорошему асфальту.
После Саратова машин становится еще больше. Движение идет плотным потоком со средней скоростью 75-80 км/ч. Смысл обгона полностью отсутствует. Сравниваю свою поездку по этой же трассе сейчас и в недалеком 2009 году. Дороги стали лучше и где-то чуть шире, автомобиль стал динамичнее и мощнее, тихоходов стало меньше. Но, в общем, машин стало больше и поэтому ехать сейчас стало сложнее.
Перед Камышиным от встречной фуры вылетает камень. Получаю им удар в лобовое стекло.
По триплексу начинает ползти трещина, разрастаясь со скоростью 1 см в минуту. Останавливаюсь. Туго заклеиваю скотчем трещину. Сильно не помогает — трещина растет. Тогда холодной сваркой замазываю стекло с двух сторон. Ждем 15 минут и продолжаем путь. Рост вроде прекратился. По Интернету находим телефоны СТО по ремонту автостекл в Камышине и Волгограде. Обзваниваем, … в воскресение вечером ожидаемо все закрыто.
В 18:30 заезжаем в Волгоград и больше часа пробираемся по пробкам до Мамаева кургана. Успеваем на заключительную смену караула в 20:00, когда постовые только уходят, а новая смена не появляется. Такое необычно видеть. Что же сказать про скульптуру «Родина-мать зовет»? Грандиозно! Она, оказывается, является самой высокой нерелигиозной статуей в мире. Я не знал. Посещение таких монументов остается в памяти надолго. Дети еще долго спорят, что круче египетские пирамиды или волгоградский монумент?
Мы же в течение полутора часа выбираемся из Волгограда. И еще немного проехав уже по трассе, встаем на ночевку. За день пройдено 1250 км.
Пустынные дороги до восхода солнца.
Закат в Волгоградской области.
День 4-й (11 июля 2016, понедельник). Граница Азербайджана пройдена
Опять долго не спим и выезжаем около 5 часов. По утренней пустой дороге ехать просто отлично. В районе 8 утра проезжаем Элисту, почти не заезжая в город. Дальше бескрайние просторы калмыцкой степи. Автомобилей, как встречных, так и попутных, мало. Дороги вроде нормального качества. Путь держим на Махачкалу. В 12 часов уже заезжаем в Дагестан, где на первом же посту записываюсь в журнал регистрации. В районе Бабаюрта навигатор предлагает поехать в одну сторону, а дорожные знаки показывают в другую. Останавливаюсь на АЗС, где местные сотрудники ГИБДД за 500 рублей дают платную консультацию по выбору дальнейшего оптимального варианта движения. :) Была бы разметка… нарушение найдется.
Жара сменяется дождем, может от этого, а может и от тряски, но опять по миллиметру начинает расти трещина на лобовом стекле. Приходится опять обзванивать СТО по ремонту автостекл теперь уже в Махачкале. Телефоны находим в 2ГИСе. Договариваемся, находим адрес, подъезжаем. Пока ждем очереди и засверливаем стекло, прогуливаемся по столице Дагестана, параллельно подкупая местных продуктов. Лада Приора, наверное, самый популярный здесь автомобиль. И действительно, вспоминается: «Чем выше горы…»
Но вот стекольная проблема решена, и мы выдвигаемся дальше в сторону границы. До КПП Яраг-Казмаляр около 180 километров. Едем достаточно быстро, поэтому в 19:30 мы уже стоим в очереди на КПП. Перед нами машин 20. Местные дельцы предлагают попасть за ворота без очереди. Кто-то за 3-5 тысяч соглашается. Поэтому очередь из машин постоянно то сжимается, то разжимается. Где-то через час выезжаем в ворота КПП и мы.
Схема прохождения границы достаточно стандартна. В будочке первого окна вносятся данные по автомобилю. Пассажиры в это время проходят паспортный контроль отдельно в рядом стоящем здании. Туда же приходится отнести почти вещи из багажника для проверки их на сканере. Я же предъявляю к досмотру автомобиль, который ограничивается открыванием всех дверей, багажника, капота и бардачка. Длительность 3 минуты. Тут же на улице прохожу паспортный контроль и я. Отъезжаю в сторону, где через 15 минут ожидания мы уже грузим вещи обратно в багажник. На выездном шлагбауме даже не проверяют штампы о выезде. Также никто не требует подтверждения родства родителей и детей. Все же получается, у каждого российского КПП свои правила…
Переезжаем через реку Самур и попадаем в Азербайджан. Тут схема прохождения границы иная. Сначала, оставив транспорт на парковке, идешь оформлять все разрешительные документы на автомобиль. Там очередь примерно из 10 человек.
Надо подать документы в окно №3 (где написано дорожный налог). Если ваше авто ниже экологического класса Евро-4, то необходимо оставить депозит в размер примерно 40% от стоимости автомобиля (потом его можно забрать при выезде из страны). Но если денег нет, то можно подойти к начальнику смены и его возможный звонок сотруднику будет неким гарантом. Мне же ни то, ни другое делать не приходится, таможенник тупо оформляет транзитный въезд в Республику Азербайджан на 72 часа. На вопрос: «А если немного задержимся, какой размер штрафа?» отвечает — ерунда, не большой. В дальнейшем, узнаю, что небольшой составляет около 300 USD. После этого нужно еще оформить страховку стоимостью 15 USD и заплатить дорожный налог стоимостью 15 азербайджанских манат. Я же просто оплачиваю 1900 рублей. Если рассчитываться в требуемых валютах, то получится рублей на 400 дешевле. Пара водителей из-за внесения депозита от посещения Азербайджана отказывается, они возвращаются обратно в Россию. Говорят, что была информация об его отмене. Далее мы свои все вещи относим на сканер. Тут же проходим и паспортный контроль. Досмотр автомобиля поверхностный. На выезде с КПП сканируют штрих-код с бумаги транзитного ввода. И только после этого открывается шлагбаум. Время 00:30. На прохождение границы и двух КПП потрачено 5 часов. Очень долго. Больше сегодня никуда не едем, раскладываем сиденья и через пару минут засыпаем в своей машине на большой стоянке прямо за азербайджанским КПП. За день пройдено 996 км.
Хурул в п. Комсомольский — один из самых красивых в Калмыкии.
Стела около салона АвтоВАЗа в Дагестане.
Автомобиль одного из сотрудников МАПП Яраг-Казмаляр.
День 5-й (12 июля 2016, вторник). Мы в Баку
Утром долго спать не приходится. После горячего чайку направляемся прямо в столицу республики Азербайджан — город Баку. До него чуть больше 200 км. После КПП участок 10-километровой грунтовой дороги, которая уже расширена и, видимо, скоро будет закатана в асфальт. По пути останавливаемся в паре мест, чтобы прикупить свежих, дешевых овощей и фруктов. К примеру, за огромный арбуз отдали всего 50 рублей. Далее в городе Губа (Quba) снимаю в банкомате несколько сотен азербайджанских манат. Дорога к столице постепенно улучшается и становится 4-, а затем и 6-полосной. По навигатору с легкостью находим адрес забронированной квартиры. Созваниваемся с хозяевами и через некоторое время заселяемся. Автомобиль оставляем около дома и платим 1 манат местному парковщику-присмотрщику.
Несколько слов о поиске и аренде жилья в этой поездке. Все жилье мы бронировали через сайт аренды квартир Airbnb.ru напрямую у их владельцев. По-моему мнению, снимать квартиру гораздо интереснее, нежели номер в гостинице. За меньшие деньги ты получаешь не просто комнату в гостинице, а целую благоустроенную квартиру со своей уникальной обстановкой. И живой хозяин-иностранец, как правило, рад тебе помочь в любом интересующем тебя вопросе. Впечатления от обстановки в квартире дополняют твое путешествие. Оплата за квартиру через Интернет, причем рублями. Очень удобно. Подтверждение аренды квартиры приходит, как правило, в течение суток. Мы выбирали квартиры в центральной части городов, чтобы быть ближе к основным достопримечательностям. Стоимость ночи проживания варьировалась в районе 1,8-2,5 тысяч рублей. За эти деньги в Баку мы получили квартиру-студию, в Тбилиси — уже двухкомнатную, в Ереване — трехкомнатную, в Кобулети вообще 5-комнатную (правда, с хозяйкой), а в Батуми — отдельный домик. Так, что Airbnb — весьма полезный и удобный сервис.
В Баку после дороги немного отсыпаемся и идем гулять по трехмиллионному городу. Город влюбляет в себя с первых взглядов, с первых метров. Фасады старых советских зданий реставрированы под единый стиль, теперь они выглядят безупречно, имеют приятный глазу цвет и очень красиво подсвечиваются ночью. Окна домов единоразово заменены, многие крыши украшены декоративными элементами. Город активно расстраивается. Чувствуется огромные денежные вливания от экспорта нефти и газа.
Прогуливаемся по Приморскому бульвару. Отмечаем на улицах и парках столицы идеальную чистоту.
Поднимаемся на бесплатном фуникулере в Нагорный Парк и на Аллею Шахидов. Уже по темноте спускаемся вниз и гуляем по пешеходной улице Низами.
За день пройдено 224 км. Всего же от Кемерово до Баку вышло 4872 км.
Въезд с Азербайджана в Россию.
Одна из центральных улиц Баку — Проспект Нефтяников.
Всем известное бакинское такси.
Пламенные башни (Flame Towers), оказывается, это высочайшие здания в Азербайджане.
Рядовой автомобиль около гостинцы Hilton.
Торт за несколько тысяч рублей.
Хранители закона на Приморском бульваре.
Кактусы на Приморском бульваре.
Менеджер по уборке территории бульвара.
Оригинальные фонари на Приморском бульваре.
Вид на город с Нагорного парка.
Площадь Государственного флага.
Днем из-за сильно ветра флаг, размером 70 на 35 метров, был опущен и поднят только вечером.
День 6-й (13 июля 2016, среда). Обзорная автобусная экскурсия по Баку. Пара мест из фильма «Бриллиантовая рука»
Лучший способ выделить для себя самые интересные места города — это взять обзорную экскурсию. Поэтому с утра отправляемся на Набережную (Бакинский Приморский бульвар), где в 11 часов от Дома правительства начинается туристическая программа автобуса Baku City Tour. Маршрут длительностью примерно 90 минут, состоит из 16 остановок. На некоторых из которых автобус стоит 5-10 минут и можно выйти сфотографироваться. Стоимость билета 20 манат (1 манат = 42 рубля), дети 10 (до 6 лет бесплатно). Причем сам проект, точная копия любого европейского тура City View. Вещание ведется на 8 языках, а билет действителен в течение дня. На маршруте присутствует также гид, владеющий несколькими языками, с которым можно переброситься парой-тройкой фраз. Гид подтверждает, что Баку очень дорогой город, поэтому большую часть туристов составляют европейцы, россиян мало, а китайцев, к его радости, нет совсем.
Проезжая по городу, в очередной раз констатируем: Баку — шикарен! Баку один из немногих городов, который волшебным образом притягивает к себе и куда хочется вернуться еще раз.
После экскурсии заходим в один из местных ресторанов. Пробуем садж, дюшбару и местный плов с сухофруктами. Обед на четверых обходится в 50 манат.
Для разнообразия спускаемся в метро. И до своей квартиры добираемся на нем, проезжая пару остановок. Если честно, думал, будет также мега, как и весь город. Ошибся.
Отдыхаем в квартире пару часов, заодно ожидаем, пока спадет дневная 34-градусная жара. После этого отправляемся на прогулку в старый город. Его обходим по периметру, находя параллельно пару мест из кинофильма «Бриллиантовая рука». «Цигель-цигель» находится напротив ресторана «Mangal» (Вам все подскажут). А место падания Семена Семеновича Горбункова — Kiçik Qala, 8 (в навигаторе есть). С наступлением темноты возвращаемся на Набережную, чтобы посмотреть на вечернюю иллюминацию «Пламенных башен» (Flame Towers), Колеса обозрения и Парашютной вышки.
На машине никуда не ездили, поэтому пробег нулевой.
Еще видна разметка от проходившего здесь месяц назад этапа Формулы-1.
Колесо обозрения на Набережной Баку, высотой 60 метров.
Центр Гейдара Алиева — новый символ Баку.
Девичья Башня (Maiden Tower) у прибрежной части «Старого города».
Десятки таких современных зданий.
Одно из реконструированных здание на улице Физули.
Место падения Никулина из кинофильма «Бриллиантовая рука».
Нефть качается, деньги идут. Можно и расслабиться.
Пешеходная часть улицы Низами.
День 7-й (14 июля 2016, четверг). Аквапарк в Баку. Прошли азербайджано-грузинскую границу
С утра покидаем Баку и направляемся в Авкапарк Шихов (Aqua Park Shikhov), находящийся в 15 км от столицы. В 9 утра мы первые посетители. Отдаем за вход 40 манат (все билеты по 10) и еще 3 маната за парковку. Время посещения не ограничено. Несколько взрослых и детских горок, 4 бассейна. Тут же по песчано-ракушечному пляжу вход в Каспийское море. Отдыхаем, загораем, расслабляемся, наслаждаемся солнцем и водой. Ходить и наслаждаться видами города одно удовольствие, а лежать и загорать после этого уже совсем другое. Конечно, очень жаль, что провели в Баку так мало времени.
Но уже в начале первого мы собираемся и покидаем Аквапарк, выезжая в сторону грузинской границы. До нее около 500 км и нам надо успеть её пройти до 23:00. На АЗС Socar заправляюсь самым дешевым на Кавказе бензином. Стоимость 1 литра АИ-95 0,95 манат (40 рублей). Мы двигаемся по шикарному автобану М-5 (E-40), проезжая мимо городов Алят, Аджикабул, Гянджа, Газах. Дорожное покрытие отличное, знаки понятны и присутствуют в большом количестве. Ограничения скорости в 90-110 км/ч вполне адекватные. Но на трассе много радаров скорости, поэтому наш детектор постоянно в работе.
В 18 подъезжаем к азербайджанской границе на ТПП «Красные мост». Очередь машин 15, но за ворота попадаем уже через 20 минут. На въезде выдается бумажка с цифрой 4. Затем все проходим паспортный контроль, получая штампы «убыл». Потом в окне №1, сканируют штрих-код с бумаги о транзитном проезде. Майор искренне сожалеет о том, что границу успеваем пройти в отведенные нам 72 часа. Далее на 15 секунд открываю багажник. Ответ на вопрос о наличных манатах отрицательный (их из страны нельзя вывозить). В 18:50 покидаем азербайджанский КПП. Очередь же в обратную сторону, на въезд из Грузии в Азербайджан растягивается не на одну сотню метров.
Что сказать про Грузинскую границу? Заехали в 18:50, а выехали в 19:00. И это я еще успел сносить пару сумок на сканер. Пассажиры из машины не выходили. Поразила нереальная вежливость грузинских пограничников. Сразу за КПП никаких ворот, и мы останавливаемся на большой парковке. Через 15 секунд ко мне подходит грузинский полицейский: «С Вас, — говорит, — штраф 10 лари (1 лари = 28 рублей) и Добро пожаловать в Грузию!». Оказывается, припарковавшаяся справа фура загородила знак «Стоянка запрещена». Спорить бесполезно. Мне выписывается штраф, который можно оплатить в любом банке. Квитанцию надо будет показать на выезде из страны, если данные не успеют обновиться в базе нарушителей. Но заплатить, видимо, все равно придется. Кстати, это можно сделать также на пограничном посту.
Проехав от границы несколько километров, встаем на ночевку в живописном месте вблизи речки Куры.
После пары городских ночевок, отдых на природе отличная смена обстановки. Растительность вокруг на 100% отличается от нашей, сибирской. Дети в кустах находят немного подбитую, но живую черепаху размером с кирпич. Мы же пользуемся возможностью забросить удочки вместе с местными рыбаками. Их немного шокируют фотографии нашей зимней рыбалки при -30С.
За день пройдено 506 км.
Аквапарк Шихов (Aqua Park Shikhov).
Можно тут же искупаться и в Каспии.
«Половина сахар, половина мед…»
Вот такие бесчисленные Т-образные радары.
День 8-й (15 июля 2016, пятница). В Тбилиси
От границы Азербайджана до Тбилиси всего несколько десятков километров, которые достаточно пусты. Между Рустави и Тбилиси дорога становится четырех полосной. Поэтому до столицы Грузии доезжаем достаточно быстро. Пробок в городе нет. И уже в 11-м часу заселяемся в квартиру на проспекте Руставели. Гостеприимный хозяин дарит бутылку грузинского вина. Хорошее начало.
Отдых после дороги не требуется, поэтому сразу идем гулять по городу. Спускаемся в метро (0,5 лари с человека) и доезжаем до станции Авлабари (Avlabari). Оттуда следуем в Парк Рике, где находится пешеходный Мост Мира. Гуляем по парку, фотографируемся. Дальше по канатной дороге (1 лари) поднимаемся на вершину холма Сололаки, где расположен 20-метровый монумент «Мать Грузия». Оттуда нам открывается панорама на весь Тбилиси. Какое-то время гуляем по холму. Вниз уже спускаемся пешком по крутой каменистой дороге. Обедаем в одном из многочисленных ресторанов. Пробуем настоящие грузинские хинкали, разливное домашнее вино, сыр сулугуни, оджахури, лобио в горшочке. Естественно, все не съедаем. Обед обходится в чуть меньше 50 лари.
До квартиры около пары километров. Такси не берем, неспешно прогуливаемся пешком по тбилисским улицам. Проходим площадь Свободы, здание бывшего Парламента Грузии, Грузинский театр оперы и балета и отдыхаем в Ботаническом саду (Garden of the First Republic of Georgia). Погода отличная +28С, солнечно.
Вечер проводим за посещением еще одного кафе-ресторана. Вновь наслаждаемся отменной грузинской кухней. В этот раз много не набираем, поэтому укладываемся в 40 лари.
Какое первое впечатление от Тбилиси? Конечно, перед глазами, еще виды Баку. И тут, естественно, сравнение не в пользу столицы Грузии. Местные жители одеты более просто, автомобили соответственно тоже, красивых зданий единицы, на улицах много людей, просящих деньги. Всё же главные козыри Грузии — это местная кухня и нереальное гостеприимство.
В квартиру возвращаемся за полночь. Дневной автопробег всего 80 км.
Стеклянный «Мост мира» длиной 156 метров.
«Мост Мира» + «Ноги» (Музыкальный театр).
Успенская церковь (храм Метехи).
Часто встречаются такие фигуры по всему Тбилиси
Сиони — исторически главный храм Тбилиси.
День 9-й (16 июля 2016, суббота). Рынок + экскурсия на автобусе 3 в 1
С утра на метро отправляемся на местный продуктовый рынок, носящий звучное название — Дезертирский. Покупаем: вино, чачу, чурчхелу, разные фрукты. Так как вино продается нескольких вкусов, естественно, все дают пробовать. После нескольких таких дегустаций настроение улучшается, покупки делаются гораздо быстрее. Цены примерно такие: домашнее вино за 1 л 5 лари, чача также только за 0,5 литра, персики-яблоки по лари за килограмм, чурчхела от 0,8 лари. В 10:30 возвращаемся с рынка, чтобы еще успеть на обзорную автобусную экскурсию (Bus hopper).
Ее начало в 11:00 с проспекта Руставели, 52. Стоимость 40 лари, дети по 25. Маршрут Тбилиси — Мцхета — Джвари протяженностью более 85 км и продолжительностью около 5 часов. Количество остановок 8, а в программе тура освещается более 70 достопримечательностей. В современном кондиционированном автобусе выдают также бесплатные прохладительные напитки. Экскурсия нравится. Живой гид, рассказывает интересно, отвечает на всевозможные вопросы. В любом случае такая экскурсия — для нас лучший вариант, чтобы за короткое время многое увидеть и услышать о городе.
После просмотра достопримечательностей, традиционная грузинская кухня и прогулки уже по вечернему, а потом и ночному Тбилиси. Пробег за день на Зафире нулевой.
Памятник велосипеду, длиной восемь и высотой четыре метра на площади Революции.
Падающая башня Резо Габриадзе, Театр Марионеток. Каждый час тут кукольное представление.
Самый крупный храм на Кавказе — кафедральный собор Святой Троицы (Цминда Самеба).
Звонница Собора Святой Троицы.
Очень любят в Грузии палиндромные номера.
Здание, входившее в 25 необычных сооружений СССР.
Монастырь Джвари, расположен на вершине горы у слияния Куры и Арагви.
Река Арагви (Aragvi) впадает в Куру (Mtkvari).
Светицховели — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете.
Там же, необычная каменная кладка.
Грузинская национальная одежда.
День 10-й (17 июля 2016, воскресение). Переезд из Тбилиси в Ереван
Рано утром иду за автомобилем, который, по совету хозяина квартиры, припарковал на примыкающей к проспекту Руставели неширокой улочке. На мой вопрос: «Там же знак стоянка запрещена? Эвакуатором не утащат? (Я же имею подобный заграничный опыт)» Нет, отвечает, не утащат, там же стоит еще больше десятка местных автомобилей, тебе тоже можно. Он был прав на 100%, мой автомобиль на месте. Только под дворниками обнаруживаю две штрафных квитанции и, видимо, как раз за парковку. Стоимость каждой 10 лари (сегодня еще не успели добавить новую). Как потом объяснили мне в Батуми, выписаны они не полицией, а специальной службой, следящей за парковками. Как работает эта система? Местные жители, чтобы оставлять свой автомобиль под знаком «Стоянка запрещена» покупают специальный парковочный талон с указанием государственной серии и номера автомобиля. Например, 365-дневная парковка стоит всего 40 лари (30 дней — 10 лари). Стражи порядка пробивают твой автомобиль по базе. Если он там отсутствует, то автоматически выписывает штраф. Получается, если нельзя, но ты заплатил, то можно.
Грузим вещи и в 7:40 выезжаем еще из пустого, чуть сонного Тбилиси. В 8.:0 мы уже на грузино-армянской границе. Это КПП Садахло (BCP Sadahlo). Я прохожу границу, не выходя из машины. Двери и багажник тоже не открываю. На вопрос пограничника о неоплаченном штрафе (том первом от 14 июля), отвечаю, что я еще вернусь в Грузию и заплачу, у меня же 30 дней на его оплату есть. Реагирует нормально. Супруга с детьми в этот раз проходят паспортный контроль отдельно в рядом стоящем современном здании с присутствующим там даже Duty free. Машин нет, поэтому на прохождение первого КПП тратим 5 минут.
Дальше армянский КПП Баграташен. Конечно, печать о посещении Азербайджана не осталась без внимания. Как, известно, все границы между Арменией и Азербайджаном закрыты (поэтому нам пришлось из Азербайджана заехать в Грузию, а уже потом направиться в Армению). И обе страны, из-за Нагорно-Карабахских разногласий, уже давно находятся в серьезном конфликте. В следствие чего вопрос о цели посещения Азербайджана стал наиочевиднейшим. Объяснение, что КПП Верхний Ларс не работал в силу оползня, и нам пришлось ехать в Армению через Азербайджан, его устроило. Напомню, что Терек размыл дорогу, и с 23 июня по 6 июля КПП Верхний Ларс не работал. А это единственно возможный путь попасть из России в Армению, транзитом через Грузию. Пограничник куда-то сделал контрольный звонок. После этого печать с оттиском Армении появилась в моем загранпаспорте. Пассажирам, по невнимательности, сначала поставили печати Армении, а потом начали задавать вопросы про Азербайджан. Действительно, выходит, что легче сначала побывать в Азербайджане, а потом посетить Армению, чем в обратном порядке (если Вы планируете посещать сразу три кавказских страны). Предостаточно людей с армянскими штампами, которые провели не один час на азербайджанской границе, объясняя, что они делали в Армении.
После прохождения армянской границы надо еще оформить разрешение автомобиля на временный ввоз. Делается это у брокеров в стоящем справа здании. Сначала в кассе банка оплачивается сумма в 14000 драм (1000 драм=133 рубля), а потом сидящий здесь брокер еще за 3000 драм оформляет саму бумагу-разрешение. Любую валюту можно не особо выгодно поменять тут же в окошке «Арарат-Банка» или снять по уже более выгодному курсу в уличном банкомате. Далее, в 50-ти метрах от брокерского здания трачу 10 минут на приобретение местной автомобильной страховки. Сроком на 10 дней для легкового автомобиля она обходится в 4500 лари. Итого, начальных армянских расходов 21500 драм (почти 2900 рублей). На прохождение двух границ потрачено чуть больше часа.
Продолжаем движение в сторону Еревана. Качество дороги постепенно меняется от хорошей до паршивой. Встречаются участки, где приходится ехать не более 20-30 км/ч. Проезжаем несколько тоннелей. Российские автономера привлекают внимание местных полицейских. Нас пару раз останавливают. Проверка документов, армянской страховки, вопросы «откуда - куда», «оружие - наркотики», «пил - не пил», «счастливого пути».
Перед Севаном останавливаемся перекусить в одном из прибрежных кафе. Пробуем вкуснейшие блюда из свежевыловленной рыбы. Официально рыбная ловля в Севане запрещена. Но рыба и раки продаются повсеместно. Ценник на шашлык из сига, например, 1500 драм (200 рублей). В 15 часов уже подъезжаем к самому озеру Севан. Температура +35С, жарко. По ступеням поднимаемся вверх к монастырю Севанаванк. Откуда открывается потрясающий вид на высокогорное озеро и еще покрытые снегом вершины соседних гор. Сам монастырь построен в 874 году и вместе с озером Севан находится на высоте 1900 метров над уровнем моря.
Немного прогулявшись вверх-вниз, пробуем воду Севана (в которой можно даже купаться). Через какое-то время мы выдвигаемся дальше.
До Еревана остается около 60 километров. Дорога уже хорошая 4-полосная, поэтому до столицы Армении доезжаем быстро. Предварительно созвонившись с хозяйкой квартиры, заселяемся в уютную, полностью обставленную, с новым ремонтом 3-комнатную квартиру. Детям ваза с конфетами и сладостями идет бонусом. Тоже поражаемся местному гостеприимству. Кстати, квартира обходится всего в 5300 рублей за 3 ночи (включая сборы Airbnb). Автомобиль же оставляем прямо во дворе под окнами квартиры. Парковочных мест предостаточно.
После 19 часов жара спадает, можно идти знакомится с городом и уже армянской кухней. Что мы и делаем. Дневной пробег составляет 304 км.
Участки дороги от армянской границы до Еревана.
Севанаванк — монастырь на северо-западном побережье озера Севан.
День 11-й (18 июля 2016, понедельник). В Ереване
С утра посещаю местную пекарню, и на завтрак мы пробуем свежую армянскую выпечку. Очень необычно и вкусно. Сегодня в понедельник, Татевский монастырь закрыт, выходной также и у экскурсионного автобуса City Tour, поэтому отправляемся гулять по городу пешком. Проходим пешеходную улицу — Северный проспект. Дальше за Оперным театром начинается парк со смешными и необычными фигурками. Преодолевая около 600 ступенек, поднимаемся наверх Каскада. Хотя погода ясная и солнечная, вершина Арарата виднеется не полностью. Сегодня опять в Ереване жарко, столбик термометра в тени зашкаливает за 35 градусов. Видимо, в связи с этим в городе много фонтанчиков с питьевой водой. Гулять при такой температуре несколько проблематично, поэтому перемещаемся в кафе, а затем возвращаемся в квартиру, где и пережидаем дневное пекло.
Вечером отправляемся на площадь Свободы, где в 21:00 начинается шоу «Поющие фонтаны». Завораживающие зрелище из воды и музыки собирает сотни ереванцев и гостей Армении. Но все равно, по моим ощущениям, людей в городе как-то мало, для столицы государства должно быть больше.
Общаюсь с местными жителями, для которых мы в Армении на автомобиле некая экзотика. Находит подтверждение факт, что из 15 миллионов армян в республике живет только около 3. Остальные в поисках заработков и более лучшей жизни покинули Армению в соседнюю Россию и не соседние Францию и Штаты. Цены на продукты и коммунальные услуги достаточно высокие, сопоставимы с нашими, российскими, а зарплаты и пенсии в 2-2,5 раза ниже. Местные жители выживают за счет поступлений из-за границы. В стране нет своей нефти, отсутствует также выход к морю. Очень не повезло. За день никуда не ездим, поэтому пробег 0 км.
Необычное цветовое оформление здания.
Пешеходная улица Северный проспект.
Отсчет времени до начала Летних Олимпийский игр в Рио-де-Жанейро в 2016 году.
Всем известные фигуры в парке перед Каскадом.
День 12-й (19 июля 2016, вторник). Обзорная экскурсия по Еревану
Сегодня предстоит сделать выбор: посетить Татевский монастырь, проехав по горной дороге более 500 километров или взять автобусную обзорную экскурсию по Еревану и получить дополнительные несколько часов отдыха. Выбираем второй вариант, ведь я еще тот любитель монастырей, церквей и прочей старины, да и дети с супругой сильного желания сегодня ехать на автомобиле не проявляют.
Начало экскурсии City Tour в 11:00 от площади Франции. Стоимость 3000 драм, (400 рублей), детский билет — 1500 драм. Длительность 2 часа. Автобус — стандартный двухэтажный. Вещание ведется по выбору на 8 языках. Для туристов, которые впервые посещают столицу и остаются всего 2-3 дня — эта экскурсия то, что надо. Для желающих более подробно ознакомиться с историей Армении на площади Республики дислоцируются водители-гиды, всегда готовые предложить экскурсии в монастыри Хор Вирап, Нораванк, село Арени, на курорт Джермук, в храм Гарни или монастырь Гегард. Они обязательно напомнят Вам, что Армения первая на государственном уровне приняла христианство в 301 году. И что их экскурсии самые-самые в мире.
Мы же после экскурсии, скрываясь от жары, неспешно перемещаемся в прохладное помещение. Прохладное помещение это, естественно, ресторан. Где мы и продолжаем знакомиться с армянской кухней.
Кстати, утром в воскресенье 17 июля группа вооруженных лиц проникла на территорию полка ППС полиции Армении и силой захватила восьмерых заложников. Обстановка в армянской столице стала накаляться. Между полицией и горожанами начали происходить серьезные столкновения. О случившимся ЧП в Ереване мы узнаем по телефону от волнующихся друзей и родственников. Нас, к счастью, эти события не касаются, и завтра мы по плану уже возвращаемся обратно в Грузию.
Сегодня пробег тоже 0 км.
Комфортабельный экскурсионный автобус City Tour.
Многочисленные храмы и церкви.
Много памятников воинов на коне и с мечом.
Ереванский коньячный завод «Ной». И буквально в 400 метрах от него расположен
Ереванский Коньячно-Винно-Водочный Комбинат «Арарат».
Собор Святого Григория Просветителя — самый большой армянский собор, находящийся в Ереване.
Вечернее шоу фонтанов на Площади Республики.
А Чайка всего одна, встретили в городе Гюмри.
День 13-й (20 июля 2016, среда). Опять в Грузию. Вардзия. Боржоми
Подъем в 6:00. Утренние сборы. Завтрак. И в 7 часов уже спускаемся к автомобилю. Обнаруживаю на заднем бампере царапину сантиметров на 15. Кто-то поцарапал в полупустом дворе Зафиру. Как или зачем? Неприятно. Местная страховка? Ну, да, она есть, но стоит ли возиться и тратить на это время?
Сегодня наша цель посетить, уже в Грузии, древний город в скале — Вардзию и легендарный город-курорт Боржоми. Поэтому путь держим к армяно-грузинской границе на КПП Бавра по трассе М1. Проезжаем Гюмри и по совету местных заезжаю на надежную АЗС CPS. Ценник здесь, как и во всей Армении одинаков, и является, естественно, самым высоким на Кавказе. Стоимость одного литра АИ-95 — 400 драм (53,4 руб). Напомню, что в Грузии цена за литр — 50 рублей, а в Азербайджане — 40 руб. Далее трачу последние наличные драмы на покупку минеральной воды Джермук. Также оставляю пару тысяч драм на закрытие армянского «Временного авто-ввоза».
В 10 часов подъезжаем к армянской границе. Сначала у брокеров, надо закрыть «Разрешение на временный ввоз». Процедура занимает минут 5. В прокуренном помещении звучит композиция армянского шансона на русском языке про счастливую жизнь в Москве…
Далее шлагбаум и паспортный контроль, который проходит в режиме «не выходя из машины». Содержимое автомобиля никого не интересует. Автомобилей кроме нашего на этом КПП больше нет, поэтому тратим всего несколько минут. Далее до грузинского КПП около трех километров разбитой грунтовой дороги. В этот раз на сканер ничего носить не нужно. Водитель оформляет документы отдельно, пассажиры отдельно. Мне же пограничник задает вопросы про маршрут, про количество спиртного, а также напоминает про неоплаченный штраф. Багажник открываю на 10 секунд. Досмотр поверхностный. На прохождение двух КПП тратится всего 24 минуты. Личный рекорд, наверное.
До Вардзии остается около 100 километров, первые 20 из которых — это разбитый в хлам асфальт, который в деревнях вообще отсутствует. Скорость движения от 0 до 20 км/ч. Дальше от границы ситуация улучшается: количество ям и рытвин становится меньше, а асфальта, соответственно, больше.
Вардзия (Вардзиа) — пещерный монастырский комплекс XII-XIII веков, точнее даже город, высеченный в недрах живописной скалы. Извилистые потаенные коридоры в глубинах подземелья, старинный монастырь с уникальной коллекцией фресок и почти тысячелетней историей — все это Вардзия. Стоимость билета 3 лари (детского — 1). Столько же стоит проехать наверх на микроавтобусе до входа в первые пещеры. Можно деньги не платить и эти 800 метров пройти пешком. На само посещение тратим около полутора часов. Место нравится, раньше подобного видеть не приходилось. Приятно также, что за ним следят и улучшают, делая бетонные тропинки, ограждения, устанавливают подсветку.
Далее держим путь на Боржоми. До него от Вардзии чуть больше 110 километров хорошего асфальтового покрытия. По несложным горным серпантинам двигаемся достаточно легко. Через пару часов уже паркуем автомобиль возле городского парка Боржоми. Гуляем по городу. Уютный, зелёный, этот курорт окружён горными массивами с густыми лесами. Достаточно много отдыхающих. Кроме местных, тут туристы из Азербайджана, России и Украины. Часть туристов неспешно стекается к источнику с минеральной водой. В руках пластиковая тара, которую можно купить тут же в многочисленных торговых палатках. Естественно, туда же следуем и мы. У самого источника очередь минут на 15. Набираем пару пятилитровых бутылок легендарной минеральной воды, больше литра выпиваем тут же. Вкус такой же, как и в магазине. Для информации: ценник на литровую бутылку Боржоми в местных магазинах чуть больше лари, у нас же около 80 рублей, но уже за пол-литра. Рядом по 5 лари подкупаем варенье из еловых шишек и грецкого зеленого ореха. Гуляем еще немного и возвращаемся к автомобилю. Теперь мы держим путь в сторону Черного моря.
Через 30 километров после Боржоми выезжаем на федеральную трассу Е-60 (S-1), идущую от Тбилиси до Сухума (грузины до сих пор считают его своим). Это типичная извилистая горная дорога с многочисленными спусками и подъемами. Асфальт отличный. Возможностей для обгона мало, но иногда они появляются. Мимо Кутаиси идет современная четырехполосная объездная дорога. Да и, вообще, видно, что эту важную магистраль до Черного моря, грузины постоянно улучшают. Ведется расширение дорожного полотна, делаются объезды.
Где-то в начале девятого ехать в плотном потоке надоедает, поэтому находим место для ночевки. Ставим палатку в живописном месте и отдыхаем. Дневной пробег 474 км.
Крепость Хертвиси контролировала пересечение торгового пути из Армении в Турцию.
Вход в храм Успения Богородицы в пещерном комплексе Вардзия.
Такое украшение на лестничных перилах в Боржоми.
Один из туристических комплексов в Боржоми.
Минеральная вода… сразу оптом.
Варенье из еловых шишек и грецкого ореха.
День 14-й (21 июля 2016, четверг) + День 15-й (22 июля 2016, пятница). Кобулети. Черное море
От нашей стоянки до Черного моря и города-курорта Кобулети остается около 100 километров. Последние 60 из которых мы уже едем по многочисленным грузинским деревням, сменяющих одна за другой без каких-либо промежутков. Много знаков с ограничением скорости в 40 км/ч. Пару раза наблюдаем картину: полицейский и местный водитель. Последний дышит за рулем своего авто в алкотестер. Вообще полицейских патрулей много, вниманием которых, к счастью, мы были обделены, даже для проверки документов.
Проезжаем развилку: Сухуми — направо, Батуми — налево. Теперь дорога идет вдоль Черного моря. Через 8 километров от перекрестка мы заезжаем в поселок Уреки. Нам интересно посмотреть на знаменитый пляж с черным магнитным песком. Песок, действительно, черный, «примагничивает» нас и мы гуляем босиком по пляжу. Через полчаса отправляемся дальше в место нашей очередной дислокации — курортный город Кобулети.
Контрольный звонок за несколько минут до прибытия, и вот нас уже встречает очередной хозяин квартиры. Помогает занести чемодан, угощает арбузом, выдает пароль от Wi-Fi и ключи от квартиры. До моря 200 метров. Вообще структура Кобулети очень удачная. Вдоль всего города более чем на десяток километров идет достаточно широкий каменистый пляж. Далее от моря выложенная плиткой набережная. Парки, места развлечений, игровые зоны, кафе-рестораны с живой музыкой и наиболее звездные отели располагаются между морем и центральной улицей города. Это улица Агмашенебели, она начинается от вокзала, идет вдоль моря и заканчивается вместе с городом. На ней располагаются отели, гостевые дома, многочисленные кафе и торговые палатки. Далее от моря идет улица Руставели — это вторая линия, где уже в пятиэтажках и частном секторе проживают местные жители. Гулять в 20-тысячном городке легко и приятно. Людей не много и не мало — само то, что надо. Хотя местные говорят, что туристов много. Это и не удивительно. Ведь Кобулети — свободная туристическая зона. При вложении в туристический бизнес 1 миллиона лари, инвестор получает земельный участок и освобождается от налогов на 15 лет.
Следующие два дня полностью посвящаем неторопливому отдыху. Какие-либо экскурсии в нашем расписании отсутствуют. Поэтому купание в море, загорание на пляже (когда на пару часов появляется солнце), чередуются кафе-ресторанами, немногочисленными развлечениями и шопингом. Достаточно невысокие цены привлекают сюда множество туристов из России. Русская речь слышится повсеместно. В очередной раз отмечаю грузинское домашнее вино и местную выпечку. И продолжаю также поражаться грузинскому гостеприимству. Был случай, когда остановились как-то переждать ливень в уличном кафе. И пока стояли, хозяйка тут же принесла в подарок бокал вина. Но, к сожалению, посетить еще одно кафе через 15 минут после приема пищи в Грузии — это нереально. Но Грузия — она вот такая! Конечно, те, кому за 40, а особенно более пожилые люди очень сильно сожалеют о распаде СССР. При Союзе их уровень жизни был намного выше. Деньги доставались легче, количество было больше. Сейчас многим денег хватает только на еду, одежду и оплату коммунальных услуг.
За 21 июля пробег 103 км.
Мясо по-грузински «Чашушули» (Острый).
Когда несколько часов на пляже.
День 16-й (23 июля 2016, суббота). Батуми: фуникулер, кораблик, купание на море
Сегодня меняем один курортный город на другой. Проехав 40 километров, заселяемся в гостевой дом в столице Аджарии и главном туристическом центре Грузии городе Батуми. Автомобиль паркуем прямо во дворе. Общаемся с хозяевами, которые с радостью отвечают на наши вопросы, а также отмечают знаковые места Батуми, которые обязательны к посещению.
Мы же отправляемся гулять по городу и сразу идем на набережную к морскому вокзалу, где расположен нижний пункт канатной дороги Арго. По пути захожу в Экспресс-банк, где и оплачиваю автоштраф в 10 лари, полученный еще на первом въезде в Грузию. Посетителей мало, русский язык понимается. Подписываю некую квитанцию, на которой понятны только дата и сумма. За каждый платеж также взимается комиссия в 1 лари. Знакомство с местным банком длится 5 минут. Два парковочных тбилисских штрафа в 20 лари остаются неоплаченными (их в базе вроде нет)
Подъем на фуникулере на гору Ферию стоит в оба конца 10 лари (детский 2) и занимает 10 минут. Впервые приходится проезжать над городом. Крыши пятиэтажек, гаражи, частные дома, автодороги все остается внизу. Высота до них порой достигает несколько десятков метров. Очень необычно. Сама же смотровая площадка особого восторга не вызывает. Поэтому, перекусив в здешнем кафе, через полчаса спускаемся вниз. А вот спуск на гондоле — совсем другое дело.
На набережной в 30 метрах от станции канатной дороги берет начало получасовая морская прогулка.
Стоимость 10 лари, дети бесплатно. Это отличная возможность расслабиться и посмотреть на 150-тысячный город уже с моря. А посмотреть, оказывается, есть на что. С 2010 года в городе стали активно строиться небоскребы. Помимо брэндовых гостиниц Sheraton, Radisson или Hilton в многоэтажные сооружения деньги вкладывают и арабы. Город выглядит современным, архитектура нравится.
После кораблика возвращаемся в свои апартаменты. Пешком уже идти желания нет, поэтому всего за 5 лари берем такси. Шестидесятипятилетний водитель, оказывается, еще в союзные времена на грузовике объездил всю Сибирь, продавая вино и фрукты. Мы слушаем очередное сожаление о былых временах и некую зависть к гражданам России.
Вторую половину дня проводим на море, купаясь и загорая. В 19 часов тут же на набережной посещаем матч по пляжному футболу между Грузией и Азербайджаном. Вызывает улыбку общение игроков обеих команд с судьей на «международном» русском языке. Ругательства, естественно, тоже на нем…
В 21:00 уже темнеет, и на Набережном бульваре около Ардоганского озера начинается шоу-фонтанов. Само водно-лазерное представление «Танцующий фонтан» великолепное, но ужасный звук портит впечатление. К полуночи возвращаемся в свои пенаты.
Дневной пробег всего 40 км.
Кафедральный Собор Пресвятой Богородицы в Батуми.
Вид на Батуми со смотровой площадки.
Башня алфавита и Колесо обозрения в Батуми.
Грузино-американский технологический Университет Батуми — самое высокое зданием Грузии. Небоскреб достигает в высоту двести метров, а ровно посредине, на стометровой отметке, встроено колесо обозрения.
Слева — здание Юстиции в Батуми.
Новостройки на берегу Ардоганского озера в Батуми.
Турнир по пляжному футболу: Динамо «Батуми» против сборной Азербайджан.
День 17-й (24 июля 2016, воскресение). Пешеходная экскурсия в Турцию. Посещение Ботанического сад в Батуми
Сегодня спим дольше обычного и только в начале 11-го выезжаем из дома в сторону турецкой границы с КПП в поселке Сарпи. До него около 15 километров, которые преодолеваем минут за 20, последовательно проезжая пару курортных сел Гонио и Квариати. Нам везет, мы находим свободное место на парковке и оставляем автомобиль в 50 метрах от КПП.
Напомню, что в ночь с 15 на 16 июля 2016 года в Турецкой республике была попытка государственного переворота, и почти все КПП приведены на усиленный режим работы. К тому же российско-турецкие отношения на тот момент еще не обрели былую дружбу, и российским туристам не рекомендовалось посещать Турцию. Чтобы понять, как обстоят дела на самом деле, мы и направляемся в Турцию. Автомобиль мы не берем и из вещей у нас один небольшой рюкзачок.
На грузинской границе вопросы не задаются. Одинокий пограничник автоштрафы не сканирует (мы же пешеходы) и через 1,5 минуты ставит нам в загранпаспорта 4 штампа «выбыл». На турецкой границе аншлаг. Скопилось несколько десятков человек. В основном — это жители Грузии, направляющиеся в соседнюю страну на работу или за дешевыми товарами текстильно-обувной промышленности. Чтобы не получать лишние штампы в свои загранпаспорта, кавказцы заполняют миграционные карточки и предъявляют удостоверение личности. На самом КПП должно работать 4 окна, а фактически работает 1. Турки, естественно, никуда не спешат, все происходит не быстро, очередь двигается медленно. Но вот открываются дополнительные окна, людской поток рассасывается. Доходит очередь на прохождение границы и до нас. Турков мало волнует цель нашего посещения их страны, вопросы не задаются, а штампы проставляются, как и в аэропорту Антальи, то есть автоматически. Далее проходим пару сотен метров по каким-то переходам. Для интереса заходим в Duty free, где подкупаем подзабытые жвачки Turbo. Дальше прогоняем через сканер рюкзак и оказываемся уже на турецкой стороне. В сторону же Грузии утром трафик минимальный, а вот фуры и личные автомобили растянулись не на один километр. Многие турки ездят в Грузию за дешевым бензином, а также чтобы весело провести время в местных казино.
Съездить на шопинг в близлежащий поселок Кемальпаша в 6 км от границы или искупаться и позагорать на море? Выбираем море. Поэтому пройдя несколько сотен метров, спускаемся на достаточно чистый каменистый пляж. Людей никого. Лишь изредка спускаются охладиться в море, видимо, водители фур, часами ожидающие своей очереди. Часа 3 вполне хватает, чтобы поплавать и принять солнечные ванны. Возвращаемся обратно к границе.
В обед ситуация на КПП меняется на диаметрально противоположную. В сторону Грузии уже никого и мы проходим турецкую границу за 2 минуты. У соседей же очередь человек по 15 в каждом из 4 работающих пунктах пропуска. Но тоже тратим не более 10 минут. Вопросов никто не задает, рюкзак больше не сканируется. Ни турков, ни грузин пересекающие в течение дня границу россияне не интересуют. Очевидно, что без автомобиля прохождения границы проще, да и затраты на страховки и прочие временные ввозы отсутствуют.
Садимся в автомобиль и дальше направляемся в Батумский ботанический сад. Для этого проезжаем через весь Батуми, минуя поселок Махинджаури, за которым и располагается сад. В нем собраны коллекции из более 2000 единиц древесных пород из 9 разных климатических зон. Можно сразу увидеть кактусы, финиковые пальмы, японскую сакуру, кипарисы, бамбуки или магнолии. Площадь этого уникального места более 100 Га, длина всех тропинок несколько десятков километров. Обойти весь сад за день нереально. Для удобства посетителей по территории курсирует электромобиль, имеются лавочки для отдыха и многочисленные смотровые площадки для созерцания красот с высоты в сотню метров. Детям нравится пруд с золотыми рыбками, которым они за несколько минут скармливают половину хачапури. В любом случае, Ботанический сад — отличное место для неспешного отдыха и красивых фотографий. Через пару часов при 30-градусной жаре уже повторяющиеся растения начинают немного поднадоедать, и мы возвращаемся к автомобилю и доезжаем до нашего гостевого домика.
Вечер проводим за сборами, подкупая также сувениры и провизию в дорогу. Когда наступает темнота, отправляемся опять на Набережную в неспешной прогулке по которой для себя мы подводим некие итоги нашего кавказского отдыха. Банальность, но в Грузии очень хорошо и душевно. Сюда хочется вернуться снова и на большее время.
Пробег за день 85 км. Также пешком нами пройдено 21,5 км (по данным программы шагомера Accupedo).
Вид на Черное море из ботанического сада.
День 18-й (25 июля 2016, понедельник). Военно-Грузинская дорога. КПП Верхний Ларс и мы в России
Из Батуми мы выезжаем в 5 утра. Хочется проехать с минимальным количеством попутных машин по нешироким серпантинным грузинским дорогам. До 8 часов это удается, потом начинают появляться фуры. А за 150 километров до Тбилиси мы въезжаем уже на 4-полосную дорогу. В саму столицу Грузии мы не заезжаем, а сворачиваем с трассы Е-60 на Военно-Грузинскую дорогу Е-117. Вдоль нее располагается гора Казбек (5033 м), одна из высочайших вершин Кавказа, а у её подножия — живописнейшая Троицкая церковь в Гергеги. Замок Тамары, Земо-Авчальская ГЭС, «Ермоловский камень», средневековые сторожевые башни также располагаются на этом участке дороге. Проезжаем местный горнолыжный курорт Гудаури и взбираемся на Крестовый перевал. Набор высоты достигает порой 1 метра в секунду, скорость на 180-градусных поворотах не больше 20 км/ч. Температура за бортом падает с +27С до +11С, высота около 2400 метров. Виды потрясающие. Очень красиво. Дальше село Степанцминда, перед которым выстроилась трехкилометровая очередь из грузовиков. Их ожидание на прохождения границы достигает четверо суток.
За несколько километров до границы асфальт пропадает, а едем мы по свежей насыпи. Это новая дорога, которую восстановили три недели назад. Напомню, что река Терек размыла около 800 метров трассы, из-за чего граница России и Грузии была закрыта на 14 дней. Дорожным рабочим прошлись приложить титанические усилия, чтобы изменить русло реки, и сейчас дорога идет совсем иначе. Рядом видны остатки старой трассы.
В 12:30 подъезжаем к границе. Грузинский контрольно-пропускной пункт Казбеги я прохожу за 3 минуты. На вопрос пограничника о неоплаченном штрафе сообщаю, что он оплачен, квитанция в наличии. Саму квитанцию не предъявляю, багажник не открываю. Проходивший впереди меня границу парень для оплаты штрафа отправляется в соседнее здание. Кстати, норма беспошлинного провоза спиртного через границу Грузия—Россия составляет всего 3 литра на каждого совершеннолетнего гражданина. Трудновыполнимое условие, учитывая, что в багажнике спиртное, собранное с трех кавказских стран, которое к счастью, у нас не проверяется. А так за каждый литр сверху (но всего не более 5 литров) надо заплатить по 10 Евро. Пассажиры проходят паспортный контроль отдельно в рядом стоящем большом здании. У них на это уходит минут 20.
Очередь для прохождения российского КПП «Верхний Ларс» растянулась на пару километров. Она состоит из двух потоков: легковые стоят слева, грузовики справа. Автобусы в основном с армянскими номерами вообще вне очереди и стоят на обочине. Продвигаемся очень медленно. Стоим без движения порой по 20 минут. Успеваю даже поспать. Но если подойти к пограничнику на УАЗике «ВАИ» и сказать несколько волшебных слов (и/или, возможно, дать денег), то весь этот поток можно хитрым образом объехать. Несколько машин так и поступают. А некоторые водители из потока истошно сигналят в след таким «везунчикам».
Какие-либо удобства в виде туалетов, питьевой воды или еды полностью отсутствуют. Нетрудно представить, во что превращаются обочины дороги… Мы же периодически продвигаемся метров на 50-70. Вспоминается общение с туристами из Астрахани недельной давности, которые, чтобы попасть из России в Грузию без очереди, отдали по 5 тысяч с автомобиля. Кто-то прошел границу за 8, кто-то даже за 10. Часа через 3 минуем въездной шлагбаум, и мы, к своей радости, въезжаем на территорию российского КПП. Легковые автомобили тут выстроились в четыре потока. Машины с российскими номерами сильно не досматривают. На логичный вопрос сотрудницы погранслужбы: «Зачем ездили в Турцию?» Отвечаем: «Ну как? Море, солнце, отдых…» Также вопросы: откуда? куда? Открываю двери, багажник. Еще минут 20 и мы в России. Прохождения границ окончены.
И как ни говори, приятное это чувство — после двух недель заграницы снова оказаться на Родине. Дорога становится чуть шире, разметки и знаков чуть больше, язык… да все на русском. С радостью также вспоминаю, что можно ехать плюс 20 км/ч к разрешенной скорости.
Менее чем за час уже минуем Владикавказ, цепляя его по краю города. По 37,5 рублей пополняю бак дешевым российским бензином. Дальше продолжаем движение по направлению к Пятигорску по отличной 4-полосной автостраде. Перед ним сворачиваем на Георгиевск. После которого, проехав еще немного, где-то в восьмом часу встаем на ночевку. Ставрополье радует теплой и безоблачной погодой. На улице +28С. В такую погоду отдыхать на природе приятно.
За день мы проехали 735 км.
Жинвальское водохранилище длиной в 14 километров и глубиной 75 метров.
Из него берут воду для грузинской столицы.
Пейзажи на Военно-Грузинской дороге.
День 19-й (26 июля 2016, вторник). Проехали Элисту, Волгоград и Саратов
Подъем в 5 утра, утренний кофеек и в дорогу. До Кемерово еще 4100 километров. Проезжаем Зеленокумск, Буденновск и двигаемся по направлению к Элисте. Утром всегда ехать особенно приятно. Машин мало, в салоне еще тишина. Кстати, дороги на юге России хорошего качества.
За 45 километров до Волгограда двигаемся уже со средней скоростью 40 км/ч, а в 12:30 заезжаем в «любимый» город транзитного транспорта. Больше двух часов мы телепаемся по забитым транспортом проспектам и улицами города. Ужасно. Остановка на обед в кафе как-то скрашивает унылое медленное движение. Дальше за 2,5 часа проезжаем еще 150 километров, минуя Камышин. Трафик уменьшается, появляются третьи полосы для обгона. Еще 150 километров и проезжаем уже Саратов. До Самары теперь двигаемся по правому берегу Волги. В 20 часов ехать надоедает, и мы встаем на ночевку. С погодой опять везет: ясно, тепло и тихо, температура +26С. Особых событий за день не происходит. Только дорога. Дневной пробег 1006 км.
День 20-й (27 июля 2016, среда). Проехали Сызрань, Тольятти, объехали Самару и Уфу
Сегодняшний день мало чем отличает от вчерашнего… дорога… только дорога. Едем достаточно аккуратно, средняя скорость 100-105 км/ч, сплошную линию на обгонах не пересекаем. Сызрань проходим по объездной, а вот Жигулевск с Тольятти проезжаем по городу. После Тольятти выезжаем на федеральную трассу М-5 и до Красного Яра едем по 4-полосной автостраде. Ну, вот когда от Владивостока до Москвы будет такая ширина дороги?
Бросается в глаза явное увеличение количества заправок на российских трассах. Лидеры рынка: Газпромнефть, Лукойл и Роснефть встречаются достаточно регулярно. Также, наверное, уже и не осталось отрезков дороги, где на сотню километров не встретишь кафе или мотеля.
Движение же на Восток уже меньше встречного потока на Запад. До Уфы остается около 400 километров. Два часа, из которых едем в нудном потоке, спрессовавшимся из-за частых ремонтов дороги. После Уфы проезжаем еще около сотни километров. Поток фур в вечернее время, наверное, максимальный, поэтому где-то в 19:30 встаем на ночевку. Сегодня — это самое начало Уральских гор.
За день проехали еще 991 км.
День 21-й (28 июля 2016, четверг). Оставили позади Челябинскую, Курганскую и Тюменские области
Опять ранний выезд. Как я и хотел, преодолеваем Уральские горы поутру. За первые 3,5 часа пройдено 350 км. Фотографируемся со стелой «Европа—Азия» около Златоуста. Причем надписи на ней сделаны, наоборот, со стороны Европы написана «Азия», а со стороны Азия — «Европа». В середине дня в районе Макушино, уходим на северо-восток, через Казахстан опять не едем, а двигаемся в сторону Ишима.
Количество автомобилей на дорогах еще уменьшается. Средняя скорость соответственно увеличивается.
Ужин в Абатском. Тут же на заправке ГНП пополняемся запасы топлива. Ценник на АИ-95, один из самых высоких по пути следования. Ну да, Тюменская область — нефтедобывающий регион. В седьмом часу заезжаем в Омскую область и, проехав еще около часа, останавливаемся в приятном березовом лесочке. Суточный пробег 1059 км. На сегодня хватит.
Достаточно часто встречаются такие участки с ремонтом дорог.
День 22-й (29 июля 2016, пятница). Мы дома!
Выезд опять в начале 6-го. Хочется уже сегодня быть дома. Проходим Тюкалинск, далее Омск проходим по объездной. Шестьсотпятидесятикилометровый участок дороги Омск — Новосибирск, наверное, самый однообразный и нудный. Дорога прямая, пейзаж меняется от березового леса до полей и болот, и в обратном порядке. Случайно наткнулся на сайт autostrada.info, на котором посетители оценивают состояние дорожных покрытий трасс России. Оценки, выставленные за этот участок, меняются от 1 до 4 (по 5-бальной шкале). Поразительное расхождение. Мы же продолжаем двигаться со средней скоростью 100 км/ч. От Чулыма до Новосибирска нудный 80-километровый участок с постоянным ограничением скорости 70 км/ч. Я был уверен, что попал на пару-тройку свежих фотографий Зафиры. Но, к счастью, через месяц моя база штрафов так и осталось пустой. Видимо, некоторые камеры не работали. В обед объезжаем Новосибирск. В пятницу к вечеру машин становится больше, поэтому скорость снижается. До дома менее 200 км, которые тянутся дольше всех. Но вот, в начале 7-го вечера, мы заезжаем в Кемерово. Пацаны орут от радости. Да и нам самим как-то верится с трудом, что мы, наконец, дома. За день мы преодолели 1124 километра.
Итоги:
Очередное наше трехнедельное автомобильное путешествие закончилось успешно. Мы преодолели более 11 тысяч километров, проехав 25 городов в четырех странах. В заграничные паспорта добавилось еще по 14 новых штампов. Пройденный маршрут полностью совпал с планируемым. Зафира в очередной раз не подвела. Факт, но полученные впечатления намного ярче и долговечнее, чем те, которые получаешь от двухнедельного пляжного отдыха. В любом случае, путешествуйте больше и помните, что самое лучшее время для путешествий — это сейчас!