|
Автомобиль — Pontiac Lemans 1970 года.
Длительность поездки — 28 дней.
Время в пути — 119 часов.
Пройденное расстояние — 6631 км.
Средняя скорость — 56 км/ч.
— А он точно доедет?
— Конечно, доедет, чего ему сделается…
Из всех, кто знал про наши планы поездки на море на «Понтиаке», ребята из автосервиса «V8» были настроены наиболее оптимистично: «Он же железный!» :). В остальном самый частый вопрос и до, и после поездки звучал: «Не страшно (ли/было/отправляться на старой машине в дальнее путешествие)?». Да как вам сказать..., конечно, нет!
Это был первый настолько дальний пробег машины на территории РФ. На хороший ход она была поставлена за полтора месяца до отпуска. За неделю еще раз закрутили все гайки, собрали снаряжение в багажник, заменили кое-какие расходники, взяли контакты, в случае чего способными выручить нас с запчастями где-нибудь вдалеке. И всё, старт). Считаю этот процесс нормальным для любого уверенно заводящегося и регулярно ездящего автомобиля.
Маршрут отпуска был сначала просчитан так: СП-б — Псков — Минск — Орел — Волгоград — Джубга — Туапсе — Геленджик — Анапа — Волгоград — Москва — Сп-б. К навигатору от Garmin взяли атлас автодорог с пятикилометровыми картами. Ну и конечно, потом не обошлось без незапланированных заездов в одни места и пропусков других.
06:20, 7 июля 2010 года
Мы выехали. На кольцевой дороге уже хватает машин. Пригревает солнце, бликуя на полированной рамке номерного знака с 54-м регионом. Благодаря этим цифрам мы всю дорогу довольно убедительно смахиваем на сибиряков, давно и серьезно повернутых на американских автомобилях и дальних путешествиях. Порт нашей приписки — Новосибирск, хотя за весь путь мы проделали расстояние, лишь немногим большее чем от Питера до этого города в один конец.
Задний номер в такой же рамке лежит на полке под задним стеклом, а на штатном месте — сувенирная табличка американского стандарта с надписью «LEMANS». По той простой причине, что только она туда помещается. Не паримся.
Трасса М-20 «Санкт-Петербург — Невель».
В Ленобласти становится понятно, что погода заканчивает быть ясной. Идем неплохо, в 8:39 мы уже возле Луги.
Псковская область.
До Пскова ничего особенного, кроме квитанции от ГАИ за превышение в населённом пункте. Нет непредвиденным расходам — всю оставшуюся дорогу по этому пункту правил у нас всё чисто.
В Псков въехали в 11:40. в центре узкие улицы с древними на вид домами. Охота посмотреть Кремль, пока единственное, что знаем здесь из достопримечательностей. Объезжаем его со всех сторон, сделав крюк по мосту через реку Великую.
Центральная набережная Пскова.
Свободное место для парковки нашлось у Советской набережной (второе название — Золотая), т.е. очень удачно. Место красивое и ухоженное, прямо на набережной стоят отреставрированные здания, по-видимому гостиницы, а по другую сторону протока реки — собственно Кремль. Видно стены, одну из башен и Свято-Троицкий собор с колокольней.
В стенах Кремля, как и ожидалось, красиво и величественно. Сам Кремль (Кром) существует с рубежа 11-12 веков; каменные укрепления, насколько мы поняли, построены позже. Вход бесплатный.
Обстановка вокруг довольно интересная, напоминает экран какой-нибудь стратегии о средневековье. Кипит работа, люди ровняют ландшафт и, видимо, чинят какие-то постройки.
На момент написания отчета выяснено, что 28 апреля при пожаре сгорели шатры двух башен, скорее всего именно их в том числе и ремонтировали. Было приказано сдать объекты к дню города — 22 июля, но по тому, что мы увидели, справились уже к началу месяца.
Свято-Троицкий собор был сооружён в конце 17 века, а колокольня — в 19-м.
Проводим в Кремле около 40 минут. Можно было остаться и на экскурсию, но с сожалением отказываемся — охота прибыть в Минск до глубокой ночи.
Фотографируемся на память на фоне машины и набережной и отъезжаем. На одной из улиц попадаемся гаишникам. Сильно расписывать не буду, т.к. не запомнили место, где это было, а то бы предостерегли следующих посетителей города. Суть в том, что по факту из-за отсутствия разметки на перекрёстке мы попали на выезд на встречную, не увидев знак «Движение по полосам». Вопрос удаётся решить без изъятия прав.
В 12:20, после поисков дороги, выезжаем из Пскова. Трасса М-20 принимает не самый привычный вид, проходя прямо по почти одинаковым, правильной формы, холмам. Дорога двухполосная, соответственно сплошная разметка. Движение средней плотности. Не гоним, дождь усилился с момента пребывания в Пскове. Недалеко от города нас останавливают в третий раз. Никаких нарушений, милиционеру просто любопытно. К такому привыкли.
14:17 — проезжаем Остров (это название такое). Примерно в этом районе подбираем попутчика, этого парня мы уже замечали раньше возле Гатчины, типичный автостопщик. В оранжевом, на спине большой рюкзак. Саша держит путь на игры любителей «Что? Где? Когда?», которые должны пройти во Львове. Хоть у нас и не открытая машина, он в такой ещё не катался =). Мы вовремя, начинается конкретный дождь. Под негромкую музыку лениво треплемся о разном, и в таком темпе два с лишним часа.
5 часов вечера. 40 км до границы с Беларусью. Дождь то утихал, то лил с новой силой, а теперь хлещет на полную, с грозой, и видимостью буквально метров в пятьдесят. Улыбаюсь, вспоминая, как вчера в СП-б воздержались от мытья «Понтиака» на мойке за 500 рублей и со здоровенной очередью. Время и здравый смысл дороже!
В одном из специальных ларьков вдоль дороги покупаем «зелёную карту» для въезда в Беларусь. (480 рублей стоит страховка на минимальный срок — 15 дней). Заправляем полный бак на одной из последних заправок на нашей территории. У белорусов всё стоит дешевле, кроме бензина, он дороже примерно в 1,3 — 1,4 раза.
На КПП фотографируем Сашу вместе с машиной. Идея наша, но жаль, что у него не было своего фотоаппарата. Ибо адрес электронной почты записать записали, а в каком месте — до сих пор так и не нашли. Кто знает парня — вышлите при случае фотки ему на адрес (благодарю)).
Витебская область.
С КПП Езерище выехали в 18:05. Время переведено на час назад. Дальше кратчайший путь до Минска идёт через Городок и Лепель. Олег и Саша Monte Carlo, ждущие нас в Минске, ехали здесь неделей раньше и рекомендовали нам именно эту дорогу. Во всяком случае, никаких сложностей с качеством дорог и указателями. Высаживаем Сашу на развилке у Городка, ему на Витебск, а нам западнее.
Теперь дорога двухполосная и почти пустая. Проезжаем через небольшие сёла, жители которых ездят почти все на велосипедах. Те, что помоложе, искренне удивляются нашему автомобилю. Дождь время от времени срывается и тут. Держим не больше 60. Нагоняем мужчину и женщину с велосипедами, бредущих под дождём прямо по дороге. Мужик отстаёт и пытается нам что-то сказать. Делаем музыку потише. Просит подвезти до ближайшей деревни, причем не обоих, а только женщину. Тут присоединяется и она, отговаривает его («Ну ты вечно…, а велосипед куда? Пускай люди едут спокойно дальше!»). Всё это на смеси русского с белорусским. Простой народ там =). Будь мы на «ЭльКамино» — без вопросов подвезли бы. Дождь как раз кончается. Спрашиваем у парочки, правильно ли едем на Минск. Сомнений нет — двигаем дальше. Поговорить с местными было забавно, колорит ощутили что надо.
В районе Лепеля выходим на белорусскую трассу М3 — одно из радиальных направлений, ведущих в Минск, так же как любое наше направление на Москву.
Минская область.
Качество дорог в Беларуси особенно заметно превосходит наше, если речь идёт о значимых междугородных направлениях. Без поправок — мировой стандарт. Сельские и местные дороги можно назвать просто «пригодными для перемещения». Но у нас ведь и до этого некоторые трассы, даже федеральные, не дотягивают…
Часов в 9 вечера проезжаем огромные буквы «ХАТЫНЬ» с левой стороны трассы. Здесь мемориал, вот он, оказывается, где. До Минска еще чуть больше часа.
Минск.
По нашему графику опаздываем. Саша Monte Carlo на своём, как можно догадаться, «Шевроле Монте Карло», ждёт нас возле стелы Минска уже минут сорок. После короткого приветствия нас сопровождают, опять под дождём, на другой конец города по минской кольцевой.
В 22:14 мы на месте. Юго-запад на карте города. Здесь мы будем жить в квартире Олега, спасибо ему за предоставленные квадратные метры :). В наши планы входит провести здесь не более пяти дней, за это время уж точно всё осмотрим и успеем сделать ещё две важные вещи. Во-первых, «Понтиаку» две недели как нужен кузовной ремонт правого борта. Обещают всё в лучшем виде и за пару дней, после чего переднюю правую дверь снова можно будет открыть не только изнутри =). Второе — купить палатку. Как уже говорил, многое здесь можно приобрести с ощутимой выгодой, для палатки разница с Петербургом будет 2-3 тысячи рублей. Сама операция простейшая, но мы в ней смогли запутаться надолго. Как этого избежать — читайте далее ;).
8 июля
Встаём относительно рано и едем ставить «Понтиак» в СТО, после чего отправляемся на прогулку по Минску. Здесь оставлю только самое необходимое — фотографии с подписями, хотя рассказывать об этих местах можно много (маршрут: площадь Независимости — проспект Независимости — Дворец Республики — резиценция Президента — ул. Янки Купалы — парк Горького — площадь Победы — ЦУМ — Академия Наук — метро «Московская»).
Республиканский Дворец культуры профсоюзов, Октябрьская площадь.
Первый танк Т-34, въехавший в освобождённый Минск.
Фасад дома, выходящий на площадь Победы. По закону, на балконах таких фасадов запрещено развешивать белье=).
Благоустройство города везде на высоте.
Первое и общее впечатление о Минске — простор. Честно говоря, именно так я и представлял себе столицу Беларуси. Центральные районы отличаются от окраин гораздо больше архитектурой, чем шириной улиц. Это радует и положительно сказывается на дорожном движении. Еще здесь чисто, нарядно и благоустроенно. Безупречные дороги и тротуары, новый и беспроблемный городской транспорт. Городские автобусы и троллейбусы, кстати, все местного производства. Многоэтажки позднесоветской застройки выкрашены в приятные цвета, два раза в год их чистят от городской пыли. Нумерацию домов в спальных районах при этом невозможно не разобрать, так как цифры пишут огромным трафаретом на всю панель. Вот это я понимаю=)! И ещё я замечаю, что такой подход ко всему с размахом для меня почему-то удивительно сочетается с произношением слов на белорусском.
Вечером, когда уже стемнело, катаемся на машине. Несколько фотографий Национальной Библиотеки. Здание, днём больше всего напоминающее алмаз, построено лет пять назад. А ночью оно подсвечивается так, что это надо видеть!
9 июля.
Граждане! Собираясь в Беларусь — не морочьтесь с пластиковыми картами и берите с собой НАЛИЧНЫЕ (если, конечно, они у вас есть=))! Желательно доллары и евро. Наши рубли не в особом ходу, но их тоже можно поменять на белорусские в банке. Лишний раз упомяну, что «зайчиков» — старых белорусских рублей с изображениями животных, здесь уже нет, новые рубли — это другие деньги. Когда мы ехали, один белорусский рубль был равен примерно одной российской копейке.
Вот, собственно, это и есть тот совет, как избежать лишних сложностей при оплате товаров и услуг в стране. Из-за которых мы и задержались в ней на лишние три дня :). Хотя конечно, благодаря Олегу, эти дни не были бездарно потеряны.
Конкретно же произошло то, что банкомат местного банка съел карточку, с которой мы хотели снять деньги. Карточка выдана норвежским банком, соответственно прикидываю, что в ближайшее время придется плотно пообщаться по телефону с зарубежьем. Потом стало понятно, что карта была заблокирована. Если хотим ехать дальше, то решение одно — оставаться в Минске, пока со счета не будут так или иначе получены деньги. Единственное, что радует — случилось это там, где по крайней мере разрешить это всё удастся максимально быстро.
Отсылаем e-mail в Норвегию и ждём. Пятница, так что получим ответ не раньше понедельника.
Палатка же пока отложена продавцами и ждёт нашей платежеспособности =).
А в остальном всё отлично. Обнаруживаю, что в Минске есть универсам «Волгоград», при том, что и в Волгограде, откуда я родом, с советских времён был гастроном «Минск» (сейчас, насколько знаю, его уже нет).
Пеший патруль милиции. Такие можно увидеть довольно часто, ходят всегда втроём.
10-11 июля
Продолжаем обозревать город со всех сторон. Погода окончательно прояснилась, очень тепло и солнечно.
Обширные зелёные зоны есть в каждом районе города. Их строго запрещено застраивать, ради этого даже сняли ограничения на застройку за кольцевой автодорогой Минска. Кроме этого, во всём городе около 60 парков.
Национальное самосознание белорусов здесь всегда на виду.
Святодуховский монастырь, собор Святого Духа.
Панорама города вблизи станции метро Немига.
Троицкое предместье — тихий и уютный квартал в центре города.
Позади реки виден Дворец спорта и крытый павильон правее него.
Мемориал «Остров слёз», посвящённый воинам, погибшим в Афганистане.
Плачущий Ангел на Острове слёз. Как нам объяснили, олицетворяет собой неродившихся детей солдат, не вернувшихся с битвы. Обратите внимание на деньги в фонтане — они бумажные, из-за того, что монет в Беларуси попросту нет в обращении.
См. название сооружения. Довольно непонятно, как ему удалось уцелеть в Великую Отечественную.
Олег и Ирина — наши экскурсоводы и просто хорошие друзья.
Шикарный простор улиц Минска. За неделю мы так и не увидели здесь сколько-нибудь значимой пробки =).
Большинство светофоров на улицах Минска — современные светодиодные.
Благоустройство этого двора — не исключение. Во дворах спальных кварталов ненужное либо убрано, либо сделано элементами оформления.
12-14 июля
Понтиак выправили, отрихтовали и отшпаклевали. Утром в понедельник едем на подбор цвета на какую-то автобазу.
На следующий день машина уже готова).
По карточке: после переговоров норвежцы наконец обещают выслать деньги банковским переводом. Отлично, осталось только дождаться. Всё оставшееся время заезжаем и звоним в банк, который, на его беду, совсем недалеко от нас, по несколько раз в день)).
А это разный автохлам у гаража Саши Монте Карло. Предназначен для вождения в стиле «испытания узлов на фактор стресса».
«Шевроле Сайтейшн». Я бы вряд ли это сфотал, но потом вспомнил, что это первый по-настоящему японовидный американский автомобиль — решение ДжиЭм догнать и перегнать наступающих конкурентов. Начало бездарных 80-х в США. Как сюда попало, и ездит ли — не в курсе.
Великолепный белый 2Cadillac Eldorado Continental Kit 1959». Вот это я понимаю! Дальше села батарейка, и запечатлеть на фото, насколько этот крейсер больше нашего «Леманса», не вышло. На сегодня финиш.
Главное, чтобы все получилось с денежным переводом, а иначе придется корректировать поездку вплоть до возвращения в Питер! Особенно заинтересована в этом Оля, она ещё не была на море; но и я буду чувствовать себя не супер, если не исполню обещание свозить её туда..)
Однако, в среду опять курим бамбук, деньги все ещё не прислали. Задерживаемся уже на два дня, а отпуск, как известно, имеет конечную длительность.
Зато это повод сгонять за город в музей народного творчества (или народной истории — сожалею, не помню) под названием «Дудутки»! Олег рассказывал о нём, но мы все не особенно рассчитывали, что у нас хватит времени побывать там. Так что едем =).
В 50 километрах от Минска расположен отличный музейный комплекс, показывающий быт старинной деревни. Многое из того, что делается здесь, как в старые времена, своими руками, можно купить. Это одна из лавок народного мастерства.
Трактор ХТЗ начала 1930-х. Он и его близнец СТЗ — первые советские трактора — выпускались на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах.
На территории стоят различных видов мастерские, лавки, кузница, конюшня и ветряная мельница.
В общем, всё интересно. Запиваем неопределённость по поводу денег парой стопок домашнего самогона (я не пью, т.к. рулю назад до Минска, ну и, вдобавок, философски ко многому отношусь), и закусываем домашним же сыром.
15 июля
На следующее утро сотрудники банка наконец сами по телефону сообщают нам о том, что деньги пришли! Это значит — день на подготовку и вечером стартуем дальше.
Спасибо Олегу, Ире и их друзьям за отлично проведённое время, отменное продовольственное обеспечение (отдельно упомяну белорусскую картошку — вкуснее мы в жизни не пробовали!), а также допскидку при покупке палатки =). Примерно в 22:30 мы выезжаем из Минска.
16 июля
Двигаемся в прямом направлении по ночным просторам Белоруссии, впереди больше 1 500 километров до Волгограда. В расчётах я разбил этот отрезок пополам, с ночёвкой в Орле, где присмотрел пару подходящих гостиниц (палатку ставить пока ещё неохота). Вообще, те, кто едет из Беларуси на юг РФ, выбирают один из двух основных путей. Первый — по трассе М-1, через Москву или Подмосковье. второй — через Брянск и Орёл, километров на 200 короче. Кого ни спрашивали, планируя поездку — короткую дорогу нам не сильно советовали, но и не отговаривали категорически. Ну а про длинную было понятно, что она всяко лучше, и едется по ней веселее — М-1 есть М-1. Интернет-сервис по расчёту маршрутов выдавал преимущество при движении через Москву в целых 2 часа. Но мы в итоге решили проверить всё на практике и стартанули через глубинку.
В 01:15 проезжаем Могилёв по самому краю города. Навигатор пока работает без сбоев. Чуть позже мы, не сразу разобравшись, пропускаем поворот на Чериков и Кричев, который должен был вывести нас на более южный пограничный пост; километров в 150 от того, на который мы теперь держим путь. Решаем ехать дальше прямо, без особой мысли о том, что небольшое отклонение от маршрута нас надолго задержит. Дорога становится все пустыннее. Ночь крайне тёмная; в Могилёвской области фары то и дело выхватывают на дороге всякую живность — зайцев, лис, птиц. Один филин взлетает вверх в трёх метрах от колёс (благо скорость мы держим небольшую), этим давая нам понять, что десяток машин за ночь по трассе в этих местах — норма.
Ориентироваться было тяжеловато, ещё и из-за того, что постепенно всё сильнее хотелось спать; мы сменяли друг друга за рулём максимум через 50 километров. Отдыхается на понтиаковских диванах, конечно, неплохо, но… ощущение, что вот-вот заснёшь, после пересадки из-за руля пропадало, и получалось только дремать.
4 часа ночи, последний крупный населённый пункт перед границей — Мстиславль. Дорога идёт прямо через него, причём, насколько я помню, зигзагом — несколько поворотов на 90 градусов, огибающих кварталы. К нам привязывается «сопровождение» — серебристый ВАЗ-2109, очевидно, с какой-то ночной веселящейся компанией. Машина равняется с нами слева, из-за тонированных стекол видны вспышки фотоаппарата. С минуту фотают со всех сторон, после чего на очередном светофоре скрываются в ночи. Не знаю, что у них там получилось, лучше бы хоть окно открыли =).
Скоро рассвет, и мы почти около границы Беларуси с РФ. Появляется утренняя мгла, в какой-то момент во время спуска в одну из низин кажется, что «молоко» впереди является водоёмом, и навигатор вывел нас к необозначенной паромной переправе. Нет, это всего лишь сгустившийся туман.
Вот, наконец, и КПП. Никого. Вполне возможно, что мы здесь единственные за ночь. Проверка и проезд через шлагбаум проходят обыденно. Не знаю, почему не сфотографировали это место, хотя, конечно, было довольно холодно, и хотелось побыстрее ехать дальше. Сразу после границы есть заправка «Роснефть»; заезжаем заправиться. Места здесь тихие, и кто знает, через сколько километров нам еще попадётся такая возможность.
Заря. Около 6:30 утра уже вновь московского времени, Смоленская область. Место на российской стороне пограничной зоны называется Грязь. Так было обозначено на всех картах, но табличку с этим названием мы так и не видели. В принципе, дорожные знаки и указатели после переезда границы пропали почти полностью, да и машин не прибавилось. То ли по совпадению, то ли по закономерности, вскоре после российской заправки появился ритмичный тикающий звук, слышный за панелью приборов при наборе оборотов примерно с 1 000 до 2 000 об/мин. Что это — обязательно разберёмся, но потом. Чек с АЗС, если что, лежит в бумажнике.
Пожиратель миль. Эти оказались не самыми вкусными.
Теперь держим направление на Рославль. До него чуть дальше, чем если бы мы выехали с направления Кричева. Утренняя сельская местность очень живописна, особенно если не задерживать взгляд на разбитом дорожном полотне =). Чем дальше от границы, тем дорога хуже, давненько её здесь не делали. В Хиславичах мы попадаем уже на отвратительную «стиральную доску», в это время остается примерно одинаковое расстояние до трассы А-141 — прямо и А-101 — направо, и мы решаем свернуть — вдруг там ехать все же повеселей. Встречаем единственный знак с направлением на Шумячи — ну да, примерно там выход на нормальную трассу — и следуем его указанию. Всё это происходит на фоне полной сельской тишины со старенькими домами и взошедшим за ними солнцем. В салоне играет Deep Purple «Highway Star». Самая неподходящая песня для этой дороги и самая неподходящая дорога для этой песни =). Да, не думаю, что подобная машина здесь когда-либо появлялась; и как бы не застрять здесь надолго.
Едем дальше, но быстро всё равно не получается =). Дорожная сеть здесь в безнадежном упадке, видимо, с далёких советских времён. Асфальт покрыт бесконечными неровностями, которые в русском языке как только не называются (нет, ну не зря же наберётся с десяток слов, знакомых любому!). Из транспорта на всём этом отрезке нам попались лишь несколько молоковозов, автобус и УАЗик-«буханка». Попутные нас резво обгоняли; ещё бы, нам неохота здесь лететь, объезжаем ямы со скоростью не больше 10 км/ч.
В общем, на этом подобии дороги мы теряем не один час. Но всё заканчивается, и выезд на А101 кажется после этого подарком судьбы =).
После границы Смоленской и Брянской области на двухполоске попадается попутный трактор с прицепом. Знак «опасные повороты» и сплошная разделительная — не обгоняем и тащимся за ним. При этом после каждого поворота сплошная ненадолго, буквально на 50 метров, прерывается и затем начинается вновь. Все три раза машины с местными номерами устремлялись на обгон в этот разрыв, но мы не рисковали. Если так сделаем — первый патруль наш; читали, знаем. Показательно едем 30 км/ч под тихо звучащую композицию Pink Floyd «Pigs». На выезде на прямой участок нам машут жезлом — даже не пришлось пересекать сплошную =). Трактор проезжает дальше и сворачивает в ворота какого-то сельхозпредприятия, сделав порожний рейс. Если даже это совпадение, то нельзя не ухмыльнуться — схема что надо :)).
У инспектора всё же появляется причина выписать нарушение — задний номерной знак. Сам госномер лежит под задним стеклом и его просто не видно сзади.
Дальше примерно так:
— У вас подложный номерной знак, это серьезное нарушение.
— Это американская сувенирная табличка. Она не может считаться номерным знаком, ни у нас, ни в Штатах.
— Где ваш обычный задний номер?
— Под задним стеклом, он не помещается на стандартное место. Нехорошо конечно. Но штраф возможен только за нечитаемые знаки — 100 рублей.
Инспектор выдерживает время, болтая с кем-то о перегоне комбайнов. Но и я не тороплюсь, пусть пишет протокол.
— Ладно, вы сейчас езжайте.. Но табличку вашу снимите, там дальше проверят.
Отдаёт документы.
Насчёт нечитаемых я, конечно, тоже погорячился — номер-то вообще не видно. Снимаю американский стандарт с машины и кладу в багажник. Потом разберёмся. Тем временем же настал обычный жаркий и пыльный день лета средней полосы России.
Едем. На объезде Брянска ведутся дорожные работы. День в разгаре, поэтому жара и очень медленное движение. Вообще, регион 32 оставляет не лучшие впечатления по дорогам и общему состоянию, и только на выезде из него грузовик с логотипом местной марки вкусных печений, напоминает, что во всём есть что-то хорошее =).
А так, вообще, ехалось нам вполне неплохо. Особенно пока не стали замечать, что машина хандрит. После той плохой дороги (а, возможно, и русского бензина) появились провалы в работе двигателя (он «захлёбывался» при прибавлении оборотов), звук за приборной доской только усилился, мотор глох при торможении на высокой скорости без подгазовки. Да и вдобавок слегка ослабли тормоза, хотя уровень тормозной жидкости при проверке показал норму.
В Орле мы в 14:00. Покататься по городу было две причины — запланированный заезд в банк, и отсутствие объездной дороги. Точнее, транзитной магистралью является М-2, но она проходит через сам город, а не рядом. Мы сворачиваем на одну из главных улиц, и, спросив дорогу, находим банк. На фото, недалеко от него я доливаю масла =).
На всё в Орле нам потребовался час. В том числе на то, чтобы перевести дух и помыть руки в каком-то дворе, разбудить местного жителя, который тем не менее, остался доволен, выйдя на балкон и увидев нашу машину, а также напоследок купить запас предохранителей и хомутов в автомагазинчике. В начале четвертого продолжаем наш путь. Жара пока ещё в самом разгаре.
В Орле решили не оставаться на ночь, ехать «до упора». От графика мы отставали (и дневного, и часового), поэтому хоть и предстояло ехать еще одну ночь, мы чувствовали в себе силы справиться, сменяя друг друга за рулём. Но судьба устроила всё иначе..)
Город Ливны, населением 50 тысяч человек, расположен в 140 км к юго-востоку от Орла, слегка в стороне от дороги. С живописных горок открываются виды на степную местность. После одного из таких подъемов, в пиковую жару, у нас наконец и отказал бензонасос.
17:00. Ищем по навигатору ближайшую СТО. До неё 5 километров и находится она в Ливнах. Немного остывший бензонасос позволяет всё же завести двигатель. Надо побыстрее туда успеть. Немного разобравшись в односторонних улицах города, и едва не заглохнув опять на нескольких горках, попадаем к станции. Сотрудники собираются через полчаса сворачивать дела, и сегодня браться за нас не будут. Но неоценимой помощью с их стороны оказался тогда звонок нужному человеку. «Вам к Паше надо — ремонтирует всё». Ждём недолго, и вскоре к нам приезжают двое крепких парней на «Волге» — показать дорогу к своей мастерской. Она недалеко. Помимо ремонта, нас готовы и накормить, и пустить на ночлег. Ну что, задержимся на лишние сутки, а как бы мы ещё смогли здесь побывать? Мы уже немного вникли в неторопливую жизнь этого провинциального городка, и нам интересно полюбоваться на неё подольше. Отличное место, чтобы отвести усталость дороги.
Помните мультик «Тачки»? Так получилось и у нас — в городке в 5 км от трассы к нам отнеслись со всем вниманием — так же, как произошло и в «Тачках», когда в Радиатор-Спрингс встретили случайного гостя.
Первым делом смотрим машину в гараже. Снимаем бензонасос и фильтр. Фильтр просто забит ржавчиной; значит, из-за этого и накрылся насос. Теперь понятно, почему это случилось после проезда по плохой дороге — от тряски вся муть в баке размешалась равномерно в топливе, и в большом количестве забилась в фильтр, а бензонасос не справился с возникшей нагрузкой. Хоть наш бензобак и промывался раньше, видимо, что-то всё же осталось (машина 15 лет стояла с бензином в баке). Ну и топливо, конечно, в России не идеальное.
За вечер справляемся с проблемой — покупаем фильтр и волговский бензонасос (показал он себя, кстати, неплохо), вытачиваем с помощью местного умельца переходник с насоса на американскую магистраль (задёшево!) и ставим всё на место. Фильтр теперь лучше заменить повторно через примерно 700 км, сделаем это в Волгограде.
Июльское пекло, наконец, отступает. У нас ещё полвечера, чтобы окончательно расслабиться. Время провели замечательно — купание на речке, катание по окрестностям на ожившем «Понтиаке» в сопровождении Павла и его жены на мотоцикле. На завтра нам обещали показать местные достопримечательности — разве за пару часов всё отсмотришь! После прогулки и мастерски накрытого стола засыпаем особенно легко и приятно.
Вот с нашей машиной так всегда — что бы ни произошло, мы уже знаем, что это не случайно. Не будь поломки — пролетели бы Ливны, заметив их разве что потом, на карте. Провели бы ночь за рулём, и потом пытались бы заснуть днём в жарком Волгограде. Либо искали бы ночёвку где-нибудь на трассе. Усталость, она вообще здоровья не добавляет. Надо об этом помнить.
17 июля
Следующий день мы приветствуем в бодром настроении. За первую его половину сделали немало фото.
Мост, соединяющий две части города.
Большой привет и человеческое спасибо вам!
Адамова мельница вблизи Ливен. О ней стоит рассказать отдельно. Её построил во второй половине 19 века крупный здешний купец Фёдор Адамов. Большие турбины в цокольном этаже приводили в действие механизмы помола. Первый запуск предприятия оказался неудачным, и владелец был расстроен настолько, что в тот же день покончил с собой. Позже инженерам удалось наладить всё по замыслу, а управление на себя взял сын Адамова. Мельница была одним из процветающих предприятий России, производя высококачественную муку. В запустение это здание пришло уже в советские годы, когда сельскохозяйственное его назначение было утрачено.
Здание построено с изрядным запасом прочности. Несмотря на внешние повреждения и отсутствие ухода за много лет, перекрытия в рабочем состоянии. Нет значимых трещин и обрушений.
Плотина мельницы — сейчас место для купания.
Город и мельницу соединял подземный ход. Есть информация, что во время военных действий на фронтах Курской дуги многим жителям удалось по нему выбраться к мельнице, находящейся в тылу.
«Привет славным защитникам Родины!» — напоминание о войне.
На обычной степной дороге не сразу обращаешь внимание на квадратные ямы шахт, ведущие в подземный ход.
После обеда мы готовы к выезду. Ремонт машины просто растворился в гостеприимстве наших новых знакомых, так что благодарим их от всей души. Вряд ли нам бы удалось заехать в этот город более удачно!
В два часа дня, отдохнувшие, выезжаем. Осталось 70 километров до Ельца, после которого будет выезд на федеральную трассу М4 «Дон». Именно там нас ждёт первая на всём пути серьёзная пробка. Вся объездная Ельца забита транспортом; после получаса такого движения решаем, что в следующий раз быстрее будет проехать через сам Елец.
До этого в селе Казаки мы заправили 95 бензина на АЗС «Shell» (еще до поездки из предыдущих отчётов я узнал, что она там есть). Тикающий звук при наборе оборотов стал тише, хотя и не пропал совсем. В Ливнах мы не занимались им, не хотелось долго разбираться с причиной. Скорее всего, неплотность прилегания выпускного коллектора. Впоследствии мы так и проездили с этим весь отпуск.
М-4, Воронежская область. Немало «доставляют» баннеры экологической направленности вдоль дороги. Защитники природы здесь настолько суровы, что пишут на них:
— Выбросишь мусор у дороги — получишь проблемы со здоровьем!
— Не сори, иначе твои потомки будут занесены в Красную Книгу!
Фото этих призывов мы не сделали, но смысл передан слово в слово =).
В 18:30 объездная Воронежа, после чего сворачиваем на дорогу, связывающую М-4 и М-6.
Собор в городке Анна Воронежской области. Проезжали там ровно в их День города.
На М6, ведущую на Волгоград, выезжаем уже в темноте. В 22:00 минуем границу Волгоградской области. До родного города чуть больше 300 километров. В это время, уже по давней привычке, с улыбкой, думаю, что стелу «Волгоградская область» можно было и не ставить: и так будет видно какая область — по плохой дороге. Так сложилось, что дороги здесь на моей памяти всегда были плохие — заметно хуже, чем во всех соседних регионах. Но нет, пока ехать вполне можно. По крайней мере ночь и трасса свободная. Выйдя из машины (не помню, кто из нас кого сменял за рулём) с минуту любуемся на безбрежное, опупенной красоты и притягательности звёздное небо. Давно такого не видел. Может, даже и с детства. Яркость звёзд поражала нас. Пялились вверх, пока Оля не сказала, что ей страшновато, и мы поехали дальше.
18 июля
Поздним утром мы просыпаемся в тихой квартире, а «Понтиак» — на стоянке неподалеку. Под палящим солнцем салон машины прогрелся до предела, а об хромированные ручки дверей можно и обжечься. Нам и самим заметна смена широты — всё, мы прибыли в классическую Южную Жару.
В Волгограде мало, что меняется каждый раз, когда я здесь бываю. Ну так, построят очередной торговый центр, или клуб откроют. Почему-то здесь мало энергетики Деятельности — наверно так это можно сформулировать. Раньше, понятно, не задумывался, а после Питера и других мест понимаю, что мне теперь здесь разве что отдыхать. Когда-то я этого и хотел — дрейфовать по всем этим знакомым улицам на классической тачке производства США. Оказывается — ничего особенного…) Просто едешь на машине под, например, «Dire Straits», разве что киваешь ещё в ответ на одобрительные сигналы-возгласы-большие пальцы. Столько благодарной публики мы не видели больше нигде за поездку. Вспомнить хотя бы парней, бежавших к нам, пока мы не уехали с парковки возле Мамаева Кургана, чтобы просто выразить восхищение и сказать, что они видели нас прошлой ночью на въезде в город. Или двоих других, которые сами порекомендовали нам нужный автосервис и показали к нему дорогу. А сколько было диалогов с соседними машинами на светофоре. Короче, именно в Волгограде на нас реагировали наиболее часто и выразительно!
19-21 июля
Сначала ищем автомастерскую, чтобы поменять топливный фильтр.
Гера (в центре) работает автомехаником, а Харитон и Олег — его друзья. Проезжали мимо — заинтересовались — помогли. Просто из интереса сопроводили на своей машине до места. Дел в мастерской у нас было немного — замена фильтра и прокачка тормозов — зато сколько положительного общения!
Центральная набережная Волгограда.
Друг Александр, одноклассник. Редко теперь видимся, я в Питере, а он в Москве.
Набережная — эпицентр ночной жизни Волгограда.
Было довольно много всего. Ездили покупаться-позагорать на пляж на другом берегу Волги (да, по тому самому «танцующему мосту» =)), катались с друзьями вшестером по ночному городу, встретились с Михаилом Дием — наверно самым известным фанатом Muscle cars в России, первый раз побывали на Мамаевом Кургане ночью.. Конечно, всё это было бы немыслимо без «Понтиака». Да, и ещё табличку c LEMANS пришлось всё-таки снять с заднего бампера после встречи с ГАИ. Приладили задний номер на постоянной основе, а милиционеры после некоторых споров выписали штраф за неправильный проезд перекрёстка. Надо бы еще и видеофиксатором обзавестись, ну да ладно, потом...:)
Мамаев Курган в темное время суток.
Полив газонов круглосуточный — ведь жара не утихает и ночью.
Одно из единичных уцелевших зданий довоенной постройки в Волгограде.
Довольно живописная промзона у пляжа.
Михаил Дий. Хорошо встретились и пообщались.
У музейного комплекса «Панорама Сталинградской битвы».
Случайно и неслучайно были встречены многие родственники, друзья и знакомые. И конечно, всех охватить всё равно не удалось.
22 июля
В 7 часов утра, наконец, выезжаем на море!
Едем через южную часть города и затем второстепенную трассу, проходящую через Сальск Ростовской области — этот путь короче на 100 километров по сравнению с маршрутом М21-М4. По нему лучше ехать днём, пока светло и голова ещё свежая. Стартуя в ночь, лучше выбирать «федералку» — она освещена и располагает ограждениями на гораздо большей части пути. В целом для волгоградцев черноморское побережье находится в 12-часовой доступности на машине.
Границу Краснодарского края пересекаем после трех часов дня. Дороги здесь не в пример лучше.
После станицы Журавская дорога вливается в М4 — основной летний поток отпускников в России, мелькающий номерами почти всех регионов. Здесь, конечно, начинается настоящая движуха — огромные производственные, развлекательные и жилые комплексы, торговля всем и вся вдоль обочины, мощные транспортные развязки.
Район Горячего Ключа. Здесь начинаются Горы!
Я всегда любил этот момент. Уже чуть устав от дороги, начинаешь созерцать манящую неповторимость здешней природы.
Кажется, уже когда мы выехали к морю, у нас отказал предохранитель на ближний свет. Поэтому мы, не мешкая, остановились в одном из первых попавшихся кемпингов в Джубге. Южная ночь наступает быстро, так что успели как раз, а купить нужный предохранитель (на 30А у нас не оказалось) придется завтра по светлому!
21:40 — мы на месте. Плата за палатку 400 руб./сутки. Удобств самый минимум, зато возле самого моря. Отдельной стоянки для машин нет.
23 июля
Вот что бывает с теми, кто ставит палатку первый раз в жизни ночью, да ещё на твёрдых камнях. Проснулись, а она в таком виде. Второй раз получилось гораздо лучше.
Отдыхаем, балдеем и купаемся, а после обеда отправляемся в посёлок; конечно, на машине.
4 цвета, 9 цилиндров и 283 лошадиных силы на двоих.
Автоэлектрик Дима и его друзья, заменившие нам колодку сгоревшего предохранителя.
24 июля
Прогулка по окрестностям. Вокруг — беззаботная туристская действительность.
Было приятно лежать в палатке и слушать шум прибоя.
Всё это, конечно, хорошо, но пора бы и в цивилизацию — решили мы, и вечером двинулись дальше в сторону Туапсе.
Уже стемнело, но на трассе всё еще можно заметить разные предложения насчёт жилья. Останавливаемся у микроавтобуса, владелец — отец с сыном рекламируют нам свою мини-гостиницу; условия — как раз то, что нам надо. Новая постройка, двухместные номера с холодильником, во дворе бассейн. Альтернативный вариант =). Вот и посмотрим, как здесь ещё умеют зарабатывать на туристах, помимо установки шлагбаума со сбором платы за выезд к морю.
Гостиница находится на улице Ключевая, в верхней части Туапсе. Вообще это, оказывается, целый довольно привлекательный гостевой двор, с несколькими видами номеров. Оборудована просторная столовая, где повар приготовит любые продукты постояльцев. Как и всё остальное здесь, усадьба расположена на отчаянном горном рельефе, надо бы ещё раз проверить ручник прежде чем ставить машину. До моря 10 минут вниз по «горным джунглям» — тем самым, что все видят, любуясь на черноморские кавказские горы издалека. Нас приветствует радушная хозяйка, провожает в номер и объясняет как заказывать покупки — их привезут, если лень идти в город. На сегодня всё.
25 июля
Идём к морю. Вот так выглядят горы непосредственно вблизи. Сгорели на солнце накануне мы, конечно, зря.
Туапсе на юг. Городской пляж и порт.
Туапсе на север. Конец пляжа и железная дорога.
26 июля
Сегодня у нас вылазка в город. Надо же хоть посмотреть курортную жизнь. Добраться туда можно либо за 10 минут по горным улицам на такси, либо за 20 напрямую пешком по пляжу.
Центр города, одна из старых гостиниц.
В 40 метрах от предыдущего места.
27 июля
Фотоотчёт о месте пребывания. Всё, кстати, стоило 1 500 рублей в сутки.
Нам понравилось, но пора уезжать. Если кому интересно, — контакты владельца гостиницы у нас где-то есть.
Дальше по побережью в сторону Сочи мы ещё заранее решили не ехать. А вот в Геленджике побывать охота, там для нас всё меньше изучено.
Днём сдаём номер и выезжаем.
После Джубги горы отступают немного в сторону и становятся поприземистее.
Но на Михайловском перевале серпантин опять показывает себя в полную силу.
Вот и Геленджик. Съезжаем на обочину поглазеть на панораму. Фотографии её передают, но не до конца!
Городское благоустройство в Геленджике приличное.
Буквы мы уже посчитали — ровно столько же.
Отличная дорога, ведущая вдоль мыса Тонкий к кемпингу, который мы нашли с помощью навигатора. Если взглянуть вниз с противоположной обочины, то будет видно ещё и взлётку местного аэропорта. На другой стороне бухты — мыс Толстый.
28-29 июля
Кемпинг «Голубая бухта». Место нашли не сразу, встали на освободившееся. Цена в нём более адекватна условиям, чем в предыдущем кемпинге, так что его уже можно рекомендовать. Пляж отдельно, машины с палатками — отдельно. До Европы, конечно, не дотягивает, но условия черноморского побережья, как всегда, выручают наш национальный туристический бизнес.
Пляж здесь наиболее удачный из тех, на которых мы в этот раз побывали. Он расположен в бухте; здесь нет железной дороги, как в Туапсе, а прибрежная полоса шире и приятнее для ходьбы, чем в Джубге. Не рассчитал с загаром, поэтому купаюсь в майке.
Бухта. Справа вдалеке можно разглядеть судно. Оно здесь на вечной стоянке — это то ли египетский, то ли ещё какой-то ближневосточный сухогруз IBRAHIM R с портом приписки Пномпень (Камбоджа). Естественно, местная достопримечательность. Сел на мель в марте 2006, и с тех пор компания-владелец отказалась от планов по его освобождению. Какое-то время команда жила на судне, сейчас там никого нет. Мы совершили туда экскурсию на кругах, осмотрев корабль со всех сторон.
30 июля
Рано утром мы оставляем кемпинг и двигаемся обратно. На пути к цели — черноморскому побережью — произошло столько, что у самой цели мы были всего неделю из 28 дней. Никакой досады по этому поводу — помимо всего, нам нравится просто ехать вперёд и видеть то, что ещё не видели.
Стела, обфотанная десятками тысяч туристов.
На пути обратно мы поехали через Новороссийск просто для разнообразия. Оттуда идёт нормальная дорога на Краснодар, а дальше мы поедем так же, как и приехали. День в Волгограде, и оттуда, после отдыха, отправимся окончательно домой, в Питер.
Перед самым въездом в Новороссийск есть уходящая направо в гору второстепенная дорога, по которой мы решили срезать путь. По карте и по навигатору она позволяла нам сократить километров 50. Но не прокатило. После подъема по серпантину и прохождения перевала дорога упёрлась в нефтебазу, транзитный проезд через которую запрещён. Пришлось возвращаться обратно, по дороге на спуске — перегрев тормозную жидкость. Подождали пока остынет, и спустились к тому же месту, где свернули. Фотографии зато там получились отменные. В общем, если ваша цель — не нефтебеза и не красивые фото — езжайте прямо, через Новороссийск.
Сразу за Новороссийском вдоль обочины выстроилась нескончаемая колонна грузовиков с зерном. Точно не скажу, но похоже, их было около двух тысяч. Это было перед надвигающимся запретом на экспорт зерна из России, так что очередь явно была в морской порт.
По пути на Краснодар заезжаем пообедать в одно из дорожных кафе с нехитрой вывеской. Внутри — прохлада, приветливые цены и ни одного посетителя. Холодная похлёбка со сметаной и пюре с котлетами и зеленью пошли просто на ура. Может, у нас так глаз намётан, но на общепит в дороге в этой поездке нам жаловаться не приходилось.
В Краснодаре есть одно дело — надо снова заехать в банк, поэтому мы пробираемся через сам город.
Дальше — на Волгоград. Около 6 вечера выезжаем из Краснодарского края, в 19:30 проезжаем Сальск.
Зимовники — город 40 км/ч и странных заправок.
Элеваторы — неотъемлемая часть пейзажей юга России.
31 июля
3:00. Мы в Волгограде. Примечательно, что за всю дорогу отсюда на море и обратно инспекторы ГАИ не останавливали нас ни разу. Точнее только раз, без проверки документов, поспрашивать «скока жрёт, скока прёт».
1 августа
В 6:45 мы начинаем наш финальный, самый длинный отрезок пути. Планируем без остановок доехать до СПб, проехав ночью Москву. Длина перегона — 1 780 км.
И всё-таки не из-за расстояния ехать здесь было сложнее всего. Кто ездил по М-6 «Каспий» в разгар лета, тот поймёт. Трассу строили в 60-е, быстро и кое-как, и с тех пор практически не улучшали. Нудная двухполоска становится нормальной магистралью лишь в районе Мичуринска Тамбовской области, а после снова возвращается в исходное состояние. Средняя скорость очень мала из-за обилия транспорта, прежде всего старых дохлых КамАЗов, везущих арбузы с юга.
Великие и ужасные лесные пожары 2010 года. Рязанская область.
День проходит в стремлении достигнуть Москвы. В Подмосковье облегчённо вздыхаем — дорога расширяется на много полос, появляется освещение. Места теперь хватает всем. В полночь мы уже на МКАДе.
2 августа
00:35. Выезжаем с Кольцевой. Дым от лесных пожаров сменился на горящие торфяники. Пока еще не сильно, но дым застилает дорогу и ограничивает видимость. А вообще мы здесь вовремя — как известно, уже через пару дней Москве пришлось несладко. 6 августа дым был замечен и в Питере, но на следующий день пропал.
В 5:30, где-то в Тверской области, я на заднем сиденье слышу, как Оля съезжает на обочину.
— Надо поспать…
— Угу…
Так быстро я не отрубался, пожалуй, ещё никогда.
Место нашего отдыха на М-10. Спали мы два часа, и это вполне помогло нам бодро двинуться дальше. Проверенное средство против засыпания за рулём.
Продрав глаза, понимаем, что мы под Вышним Волочком. Жара здесь уже умеренная, что не может не радовать.
Единственная проблема — начал опять забиваться топливный фильтр. В Волочке заезжаем на СТО. По приезду заново почистим бак (так и сделали, и топливная магистраль нас больше не беспокоила).
Игорь, старший мастер СТО в Вышнем Волочке. Дал нам контакт, чтобы договориться о высылке фото, но номер позже оказался недоступен. Так что вот, Игорь, если читаешь — большой привет!
К замене приступили, как только настал рабочий день. Через полтора часа мы снова на ходу. В 11:30 продолжаем путь.
Жаль, что станция находилась на въезде в Волочёк, а не на выезде. Не знаю, по какой причине, но дорога через этот город — одна огромная пробка. Через какое-то время понимаем, что это здесь обычный режим движения. Возможно, рано утром получилось бы проехать быстрее.
Вообще, это особенность М-10 — прохождение прямо через населённые пункты. Таких очень много, и большая часть — сёла, не дотягивающие и до тысячи жителей. В них ничего особенного, лишь то и дело проглядывающая там и здесь разруха.. Многие дома необитаемы, они стоят долгое время без ухода, маленькие и большие, но все — покосившиеся, из старых, потемневших брёвен.. Но жители в сёлах ещё есть, поэтому есть и ограничение скорости.
Оставшийся путь до Санкт-Петербурга занял 8 часов. Дорога, безусловно, поприятнее, чем от Волгограда до Москвы, хотя и со своими особенностями.
Какая-то «лесотундра» в Новгородской области.
Ну а после этого фото — всё, вот мы и дома. Пробка на Пискарёвском проспекте не в счёт по сравнению с проделанной дорогой. Финиш, ванна, спать!
Как видно, всё прошло благополучно. Граждане, отправляясь в дальний путь, делайте это смелее!
Михаил Звягинцев.