|
Памирский тракт. Я был здесь в 2013 году в составе фото-тура. Нас возили тогда, как баранов: вот это красивое место, здесь надо фотографировать, а здесь ничего интересного и красивого нет. Та поездка была фактически разведкой. Мы слишком мало проехали и слишком мало увидели.
Озеро Булун-куль. Таджикистан.
Но пришло время это исправить! Я знаю, что теперь готов к самостоятельной поездке на Памир. И у меня все получится!
Планируемая протяженность маршрута 15000 км. Но уже тогда я понимал, что, скорее всего, будет больше. Так в результате и получилось. Продолжительность тоже примерная. 40 дней. И здесь получилось в итоге больше.
Эта поездка другая. На этот раз я еду не один. Ко мне в Казахстане должна присоединиться опытная путешественница. А, значит, будет веселее и, может быть, легче. Время покажет.
Первый этап. Так называемая «заброска». Это когда часть маршрута надо просто проехать. Это не путешествие. Это задача проехать из пункта А в пункт Б. Мне надо пересечь пол-России и весь Казахстан, чтобы добраться до города Алматы. Расстояние почти 5000 км.
Я еду по России и ничего не снимаю. Невозможно за одно путешествие очень хорошо посмотреть и изучить несколько стран. Или возможно, но тогда эта поездка будет очень длительной.
Степи Казахстана.
Сейчас моя главная задача — Таджикистан. А Казахстан и Кыргызстан — просто транзитные страны.
Граница с Казахстаном пройдена быстро и без проблем, т.к. страны входят в Таможенный союз. При въезде в Казахстан поставили печать в загранпаспорт и сказали, что раз я въезжаю по загранпаспорту, то миграционную карту оформлять не надо. Как я понял, это правило действует для въезжающих в Казахстан сроком до одного месяца.
Сразу же после прохождения границы необходимо оформить казахскую страховку, если не хотите неприятностей и штрафа или платить взятку. Страховка должна оформляться на компьютере, через единую информационную базу. Рукописная страховка это подделка. Обязательна серия с номером страховки (в правом верхнем углу).
Про злых казахских гаишников хорошо известно. Штрафы в Казахстане очень большие, поэтому лучше не попадаться. Так, например, превышение скорости от 10 до 20 км наказывается приблизительно на сумму 6000 рублей (штрафы указаны по курсу на конец июля 2015 года). За превышение скорости от 20 до 40 км штраф составит уже около 9000 рублей. А свыше 40 км штраф составит около 13000 рублей. Говорят, что в лучшем случае удастся договориться за треть от официальной суммы, что, согласитесь, тоже не мало.
Мой трек со спутникового коммутатора.
Я ехал по Казахстану следующим образом: если идут дорожные работы, то там обычно установлен знак 30 км и указано, что ограничение действует на расстояние 5 км. С этой скоростью и еду. Превышение больше, чем на 7 км является нарушением. Жду, пока впереди не появится более шустрая машина, и я пристраивался за ней. Это «жертва», она меня прикрывает. Все время поглядываю назад, чтобы не догнала гаишная машина. В Казахстане на радар ловят даже на ходу, из проезжающей машины.
На лобовое стекло что-либо размещать запрещено, и поэтому вариант установки антирадара отпадает.
6 дней пролетели быстро. С утра и до самого вечера за рулем. Редкие остановки. Казахстан — это сплошные степи. Красоты находятся не по моему пути. Их надо искать, к ним надо специально ехать. У меня сейчас другая задача.
К бывшей столице Казахстана, городу Алматы, я приехал ближе к вечеру на шестой день путешествия. Вселился в гостиницу. Ночью прилетает спутница.
Только теперь фактически начинается путешествие. В Казахстане запланировано 3 места для посещения.
Первое место — озеро Иссык. Дорога на подъезде к нему довольно интересная. Идет небольшой серпантин среди гор. А вот само озеро не произвело особого впечатления. Слишком маленькое. Я знаю, какие озера нас ждут в Таджикистане. И поэтому мы, не задерживаясь, едем дальше.
Каньон находится приблизительно в 200 км от бывшей столицы Казахстана города Алматы. Его протяженность около 150 км. До каньона необходимо добираться около десяти километров по грунтовой дороге, от асфальтированной трассы, которая идет на приграничный поселок Кеген. Место интересное. Мы приехали уже ближе к вечеру. Оплатили проезд и спустились на дно каньона в Долину замков. На дно каньона можно спуститься на любом полноприводном автомобиле. Высота склонов достигает 300 метров. В самом конце Долины замков стоят юрты, и работает кафе. По дну каньона бежит река Чарын. За много миллионов лет река и прорезала в осадочных породах ущелье, ставшее Чарынским каньоном.
Каньон чем-то напоминает известный на весь мир величественный Гранд Каньон в Америке. Некоторые даже утверждают, что ничем ему не уступает. Судя по фотографиям Гранд Каньона, я с этим не могу согласиться. Но схожесть, несомненно присутствует.
Долина замков, протяженностью около двух километров, является популярным местом для посещения. Ширина каньона здесь всего от 20 до 80 метров. За много лет, путем выветривания из окаменелого красного песчаника, образовалось огромное количество всевозможных балок и оврагов. Именно сюда в первую очередь и приезжают туристы.
На следующий день мы едем в Ясеневую рощу. Она находится на расстоянии двадцатидвух километров от каньона. Роща не произвела особого впечатления. Говорят, что таких реликтовых рощ в мире только две. Побыв здесь непродолжительное время, мы устремились к границе с Кыргызстаном. Впереди нас ждет кыргызское озеро Иссык-куль.
Границу между Казахстаном и Кыргызстаном прошли быстро. Кыргызстан, так же как и Казахстан, входит в Таможенный союз, и поэтому процедура прохождения границы упрощенная.
Казахский пограничник осматривал машину внимательно, но ничего доставать из нее не пришлось.
На кыргызской границе заплатил только экологический взнос, его размер 1000 сомани. Взнос можно оплатить рублями.
Кыргызстан, так же как и Казахстан, рассматривался мною в этой поездке как транзитная страна, но вышло по-другому.
Кыргыстан — страна, в которой много гор, а это уже само по себе для меня интересно. Поскольку я их очень люблю! Возможно потому, что в Забайкалье гор не много. Они у нас, конечно, есть, но находятся далеко, в основном на севере.
Кроме того, мой знакомый с сайта Драйв2 Николай, ознакомившись с маршрутом, предложил другой вариант. По просьбе Николая подключился Роман Барханский. Они вдвоем консультировали меня во время поездки по Кыргызстану. И именно благодаря им, я увидел очень живописные места, перевалы и горы. За что премного им благодарен!
В Кыргызстане жизнь бьет яркими красками. На севере красивые горы и леса. Часто по дороге встречаются пасеки.
Я надолго запомню вкус местных помидоров! Они очень сытные и немного сладкие. А арбузы здесь распространены так же, как у нас хлеб. Их продают прямо с машин. Можно купить ведро слив за 100 рублей. И еда в кафе и закусочных дешевая.
Страна мне понравилась, и обязательно сюда еще приеду.
Через город Каракол мы отправляемся на север озера Иссык-куль, в Семеновское ущелье. Отворот на ущелье находится в одноименном селе Семеново.
Вначале идет старая асфальтированная дорога. Далее грунтовка. За въезд в ущелье нужно заплатить. Ущелье живописное. По нему течет горная речка. Вокруг юрты, в которых можно поесть. Продают живую рыбу. Здесь же предлагают конные туры. Мы доехали до отворота в Григорьевское ущелье. Проехали мимо этого отворота дальше по Семеновкому ущелью. Дорога здесь уже только для внедорожников. Проехав пару километров по каменистой дороге, добрались до небольшого озера.
Вода бирюзового цвета. Через озеро протекает горная речка. Здесь можно купить кымыз — лошадиное молоко. Я попробовал: очень горькое на вкус.
Далее Григорьевское ущелье. Оно соединяется с Семеновским. Трудно сказать, какое из них интересней. Здесь мы поели свежую форель, выловленную из горной реки.
Из Григорьевского ущелья дорога выводит на одноименное село Григорьево.
Далее наш путь лежал в город Ош, находящийся на юге Кыргызстана, куда мы собирались попасть через перевал Тоссор. Высота перевала около 3900 метров. Зимой перевал непроезжаем из-за большого количества снега.
Здесь даже в мае трудно проехать. Во всяком случае, россияне на подготовленных внедорожниках не смогли преодолеть этот перевал в этом году. Я всего этого тогда не знал и спокойно проехал его уже ночью. На обычной легковой машине здесь не проехать из-за небольшого клиренса у таких автомобилей.
Вообще, перевалов и серпантинов в этой поездке было так много, что я иногда удивлялся: почему они мне не снятся! Наверное, потому, что за день чаще всего сильно уставал и спал очень крепко.
За перевалом остановились поужинать и на ночлег. Поужинать мы успели, а вот насчет ночлега наши планы нарушили сильнейшие ураган и гроза. Совсем не хотелось попадать под сель или падающие с гор камни. Всего три недели назад в Таджикистане сошел сель и снес автомобиль. Шесть человек погибло. Сквозь ливень и град нам удалось вырваться из этой настоящей бури. Отъехав еще километров 20, мы остановились метрах в 10 от основной полевой дороги на ночлег.
На следующий день мы продолжили путешествие. Много мелких бродов. Но вот попался более глубокий, с сильным течением. Здесь уже легковой машине не проехать.
Я на одной машине и, значит, предельно осторожен. Минут десять ходил и изучал возможный вариант проезда. Бродил в холодной горной реке. На треть реки отмель, и я на нее заехал. Но вот дальше на пути бурное течение и непонятно, что там на дне. Ехать против течения опасно. Я видел на ютубе, как в неглубоком броду переворачивало машины. Оценив спокойно ситуацию, нашел наконец-то решение: выехал назад, развернул машину и задом против течения, заехал на эту отмель. Теперь мне не нужно бороться с течением, а надо ехать по нему, плавно переезжая на другой берег. Так и сделал. Позже узнал, что за неделю до меня на этом броду потопили «Ленд Крузер 105».
Далее был еще один красивый перевал, после чего, на третий день нахождения в Кыргызстане, мы приехали в город Нарын. Местных денег у нас оставалось совсем немного. Нашли банкомат, сняли денег и заправили практически пустой бак в машине. Впереди был еще один перевал, а потом довольно крупный город Ош.
Мальчик с лицом старика предлагает купить кымыз. Жизнь в горах очень сурова.
В Кыргыстане отношение со стороны гаишников к русским туристам доброжелательное. Говорят, у гаишников установка от начальства — не трогать русских туристов даже с небольшими нарушениями. Это похоже на правду. Не раз махали мне, чтобы остановился. Потом увидев номера, махали, чтобы ехал дальше. Но к казахским машинам, я слышал, отношение не такое. Похоже, им мстят за то, что гаишники лютуют в Казахстане.
Серпантин по дороге в поселок Сары-Таш.
Очень много зелени, все цветет.
Очередной перевал и серпантин.
Ослики, основная рабочая сила что в Кыргызстане, что в Таджикистане.
В Оше я забрал заранее оформленные через туристическую фирму разрешения в ГБАО (Горно-Бадахшанская автономная область). Без него теперь лучше даже не пробовать ехать на Памирский тракт. Группу россиян в мае не пустили пограничники в Таджикистан, поскольку ГБАО начинается сразу после границы.
После Оша мы приехали в приграничный поселок Сары-Таш, расположенный на высоте 3000 метров. В нем мы провели сутки, чтобы пройти акклиматизацию. Впереди нас ждал Таджикистан и перевал Ак-Байтал высотой 4655 метров над уровнем моря. Это самый высокий перевал не только на Памирском тракте, но и на территории бывшего СССР.
Озеро недалеко от поселка Сары-Таш.
По дороге к Пику Ленина.
Ужин в гостевом доме в Сары-Таш.
При прохождение границы моя спутница помогла кыргызским пограничникам разобраться с иностранцами, которые предъявляли какую-то устаревшую справку. Возможно, из-за этого здесь прошли без проблем. Только проверили у нас оплату экологического сбора 1000 сом и забрали эту справку. На таджикской стороне спросили разрешение в ГБАО.
Вот так выглядит разрешение в ГБАО. Я его оформлял по интернету через туристическую фирму.
ГБАО (Горно-Бадахшанская автономная область) на карте.
За машину заплатили 30 долларов таможенного сбора. Это то, что машину не на продажу ввожу. Таможню, пограничников и наркоконтроль прошел бесплатно. Ветеринария выдала бесплатно какие-то документы. Но дальше какой-то человек с перебитым носом потребовал денег в качестве транспортного налога. Не знаю, можно его игнорировать или нет. Говорит, что стоимость налога 58 долларов. Не верьте. Я сторговался на 1500 рублей, но на самом деле он мне выписал квитанцию на 58 сом. Т.е. почти на 1000 рублей обманул. Как и предполагал, ни разу эту справку у меня в Таджикистане потом так и не спросили.
Та самая транспортная накладная.
Квитанция к ней. Человек с перебитым носом не хотел давать квитанцию. На ней видно 58 сом.
Выехал из дома я 18 июля, а границу с Таджикистаном мы переходили 1 августа. Потребовалось 14 дней, чтобы добраться до основной цели нашего путешествия —Таджикистана.
Короткое видео с моей поездки на Памирский тракт в 2013 году:
Другие статьи и видео можно посмотреть на моем сайте: dekhtyaruk.ru