|
Маршрут: Бийск — Усть-Кан — Усть-Кумир — Усть-Кокса — Мульта —Тюнгур.
Расстояние: 600 км.
Транспорт: Уаз-Патриот, Kia-Sportage, Ваз 2131.
Добрый день, уважаемые путешественники и автопутешественники Дрома. Настоящий отзыв меня подвигло написать то, что, планируя данное путешествие, я обнаружил не очень большое количество интересующей меня информации на страницах интернета и в том числе Дрома. Надеюсь, что мой отчет кому-либо будет полезен.
Идея поехать на Мультинские озёра созрела ещё в прошлом году после поездки на Южный берег Телецкого озера, зимой перелопачивал интернет в поисках нужной для меня информации. С приближением лета и отпуска начал искать попутчиков, обзванивал друзей и знакомых, которые смогли бы к нам присоединиться. Одних пугало расстояние, других отсутствие цивилизации, третьих — отсутствие свободного времени. Наконец дата отправления и состав команды были определены.
Выехали 12 июля в 08:00, все продукты были куплены заранее, только пиво решили взять в Майме, но там нас постигла неудача. Оказалось, что его продают в республике Алтай с 10:00.
До Семинского перевала доехали к 11:00, ехали не спеша, останавливаясь время от времени. Перевалив перевал, наши друзья, свернув на Усть-Кан, остались ждать нас с женой, а т.к. мой Уазик «питается» газом, а газовых заправок в стороне Усть-Кана нет, то было принято решение не брать с собой канистру под бензин (на всякий случай), а съездить в село Онгудай на газовую заправку. Если бы я знал заранее, что потеряю в результате этого час времени, я бы отказался от этой затеи. Но человек, который мне это посоветовал, сказал, что так все таксисты делают, которые, кстати как и он, возят туристов в Тюнгур.
До Мультинских озер доехать за световой день вполне реально, но т.к. никто из нашей команды там не был, мы не стали рисковать, ведь места на базе у нас забронированы не были, а в планах была остановка на реке Кумир, на «Девичьих плёсах». Но то ли сказалась усталость, то ли хотелось доехать до места быстрее, но в Усть-Кане мы проворонили указатель на село Усть-Кумир и проехали в сторону Усть-Коксы 20 км. Развернулись и поехали в обратном направлении к развилке на село Усть-Кумир.
От Усть-Кана асфальтированная дорога сменилась на грунтовую, но, благодаря прошедшему за день до нас дождю, пыли не было, и мы проехали участок в 40 км до реки Кумир быстро. Перед мостом через Кумир есть свороток налево вверх по течению реки, нам как раз туда и нужно.
Там дорога была прилично залита водой от дождей, но т.к. почва вдоль реки каменистая ехать было легко, только в некоторых местах большие камни предательски торчали своими вершинами из воды, как будто ждали добычи из невнимательных водителей. В некоторых местах дорога раздваивалась, но потом сходилась опять в одну. Проехали 13 км, и каменистая дорога превратилась в полевую метров на 500, а прошедшие дожди сделали её труднопроезжаемой. Месить грязь особого желания не было, и что ждет впереди, мы не знали, и все уже устали и хотели есть. Перед грязью было вполне хорошее место для ночлега, и мы решили заночевать здесь, а наутро проехать дальше и пофотографироваться.
Водопад на другой стороне реки Кумир у «Девичьих плёсов».
После фотосессии двинулись в путь. К 17:00 добрались до места, на первой базе после мостика через реку Мульта было много машин, и мы проехали на следующую, там и остановились. Баз там всего две, но можно остановиться на ночлег и в самом селе Мульта. В магазине в селе есть визитки с предложениями о сдаче домиков.
После наводнения в 2014 году мост ещё недоделан.
Это следующий мостик, на предыдущем фото он вдали за белой Газелью.
Нас разместили в восьмиместной юрте за 700 руб. с человека. Сходили в баню (800 руб./час) и сели ужинать.
Ближе к вечеру температура начала опускаться, стало прохладно, пошел пар изо рта. Термометр, висевший в юрте вынесли на улицу, температура в 23:00 была 12 градусов. В юрте стояла печь, её затопили, и ночевать стало веселее. На следующий день, утром, когда рассчитывались с администратором базы поинтересовались, почему в июле так холодно, на что нам ответили, что это была самая теплая ночь за последнюю неделю, до нас температура опускалась до нуля градусов, т.е. можно сказать, что нам ещё повезло.
Следующая ночь была уже тёплой, спали не затопляя печку. В 10 утра мы погрузились в Газ 66 и поехали на озёра. Можно съездить на один день и вернуться вечером в 19:00, а можно уехать туда с вещами и заночевать на озерах либо в палатках, либо в домиках. Но их там я насчитал всего три. Дорога заняла у нас 1 час 45 минут, 14 км дорога постоянно идет в гору и 3 км под гору. Два дня до поездки к озерам дождя не было, и дорога относительно просохла, если же попасть в дождь, то ехать придётся дольше.
Это та самая дорога.
Если ехать на озера с маленькими детьми, то лучше выбирать Газ 66 с будкой, или Уазик, в них безопаснее. Иногда машина пересекала горные речушки поперек, иногда ехала прямо по руслу реки по камням. Сфотографировать всю красоту не представлялось возможным из-за постоянной тряски. Чтобы сделать хорошее фото, нужно было встать, а это было чревато падением, либо был риск остаться без зубов, выбив их о стальной каркас для тента. Зато поездка в кузове экстремальней, и всю красоту можно рассмотреть, а на Уазе или в будке Газ 66 будет уже совсем не то. Кроме как на Газ 66 можно проехать разве что на квадроцикле, один ехал параллельно с нами. Нам встречались туристы, которые преодолевали весь этот путь пешком, но, думаю, этот вариант хоть и дешевле, но утомительнее. Кстати, за заброску на машине берут по 1000 с человека, если забирают в этот же день. А если уехать туда с вещами с ночевкой, то придётся отдать по 800 рублей за поездку туда и столько же обратно.
И вот мы на месте, время 11:45. Нам нужно быть у машины в 17:00.
Среднее озеро. При нас парень поймал хариуса.
Дно нижнего озера у Шумов песчаное, мы даже рискнули искупаться, вода, нужно сказать, бодрит. А дно озера с противоположной стороны у истока Мульты состоит из мелкой гальки.
В 17:00 мы двинулись в обратный путь. С нами возвращалась ещё семейная пара, которая здесь ночевала и ходила на конную прогулку на другую сторону нижнего озера к какому-то водопаду, и оттуда можно увидеть Белуху в ясную погоду. Когда подъезжали к базе, нам встретился Ленд Крузер 100, который пытался пробраться к озерам, один человек шел впереди машины с радиостанцией и, разведывая дорогу, сообщал водителю. Я бы гробить свою машину не стал, а пошутил, что дешевле отдать 10 тыс. руб. и компанией уехать на озеро, или заказать вертолет и улететь на нем. И как в воду глядел, подъехали к базе, а там стоял вертолет.
Марка машины «Петрович 204». На нем привозят туристов с Усть-Коксы.
Вот такой домик стоит в Мульте.
Переночевав ещё одну ночь, утром мы уехали с базы, наши друзья двинулись в сторону дома, а мы с женой решили съездить до села Тюнгур и немного дальше села до впадения реки Аккем в Катунь. От своротка на с. Мульта до с. Тюнгур 32 км и до слияния 18 км.
Удод. Встретился нам в с. Тюнгур.
Дорога после с. Тюнгур до р. Аккем напомнила нам фильм «Поворот не туда». Машин ни встречных, ни попутных не было, лиственницы вокруг дороги были все покрыты каким-то мхом, я уже хотел повернуть назад, но развернуться там тоже было негде, справа обрыв к Катуни, а слева лес. Дорога в некоторых местах была узкой. Проехали примерно половину пути, тут нам навстречу выехал Уаз буханка, мы воспряли духом. У водителя Уазика поинтересовались в правильном ли направлении мы едем, на что получили утвердительный ответ и что мимо мы не проедем, ведь там много туристов. Это нас удивило.
Проехали еще немного, лес кончился, дорога шла по полю, немного проехав по полю, мы увидели две группы отдыхающих. Три машины были с номерами 54 региона и три с номерами 72 региона. За полянкой с отдыхающими в Катунь впадает река Тургунда, после наводнения мостик через неё смыло, на машине по нему не проедешь, а пешком можно перебраться. Речушка эта неширокая и мелкая, Уазик с алтайцами приехал как раз с той стороны.
Пройдя метров сто, мы пришли к месту слияния рек. На карте республики Алтай от места слияния до трассы М 52 нарисована дорога, которая выходит к селу Иня, я уже подумал не поехать ли по ней, ведь, если верить карте, то до трассы оставалось километров 50, может и меньше. Но поговорив с отдыхающими с Тюмени, выяснил, что на машине можно проехать ещё 7-8 км, и дорога станет узкой только для проезда на квадроцикле или лошади.
Там есть еще какое-то озеро и пасека. Времени у нас ехать дальше не было, и мы решили возвращаться. Проехав чуть дальше Усть-Коксы, встали на ночлег, а на следующий день поехали домой. В планах была ещё поездка к «Красной» горе у села Кайтанак, которое не далеко от Усть-Коксы, но недельный отпуск жены подходил к концу и туда решили ехать в другой раз.
Всем спасибо, кто дочитал мой отзыв до конца, надеюсь, он кому-то поможет. Будут вопросы, пишите на почту kucherov-oleg22@mail.ru