|
Часть первая. Дорога туда
Как-то однажды, длинной декабрьской морозной якутской зимой в 2010 году, затосковал я по путешествиям и по приключениям… Сижу весь такой дома, а душа не на месте. Хочется чего-то сотворить, куда-то съездить. Вообще, в Якутии с дорогами не фонтан, да и далеко мы от цивилизации… До ближайшего более-менее крупного города на машине больше 2000 км. И половина из них по гравию. Постойте-ка, есть же славный город Олекминск, всего-то в 600 км от славного города Якутска. Ерунда, да и только! Ну, правда, единственный нюанс, что до него нет дороги. Ну, как нет, по руслу реки Лена теоретически доехать можно…
Небольшая справка. Олекминск, город в южной Якутии с населением 10000 человек. Основан в 1635 году. Олекминский район очень многонационален: татары, немцы, украинцы, русские, якуты, эвены, эвенки, латыши, литовцы, поляки, китайцы, корейцы и многие другие национальности. Кого репрессировали, кто приехал по распределению, кто отбывал наказание или был в ссылке. Моя семья интернациональна: бабушка по фамилии Чечейдуллина, отец ее был корейцем, а фамилия деда — Миллер, немец с Поволжья. У них я и воспитывался с 2 месяцев до десяти лет, пока не вернулся к родителям в Якутск.
Вот это достойное путешествие! И как я сразу-то не догадался? Дома известие о моей поездке приняли как должное, поскольку удержать меня невозможно, зачем же противиться? Зато Санька Дьячков, друг мой олекминский, искренне обрадовался, что я к нему в гости собрался, как никак все-таки друзья товарищи.
Теперь остаются два вопроса, на чем ехать и где взять попутчиков, чтобы отбить хотя бы часть затрат на бензин. Однозначно, моя сотка не та машина, чтобы месить снег и преодолевать зимние броды. Всем любителям легендарного внедорожника сидеть спокойно! У всех у вас достойные машины, могущие месить снег и преодолевать зимние броды! Это только у меня машина не для поездок по бездорожью, но зато она «сотка-красотка». :)
Ну, если не сотка, то тогда Джимни, других машин, а, соответственно, и вариантов у меня нет. Джимни, это маленький, но полноценный мостовой и рамный внедорожник. Единственными минусами являются его размеры и непредсказуемость в плане надежности. Если в сотке я всегда был уверен, как в самом себе, то Джимни вполне может выкинуть какой-нить неожиданный фортель. Например, за день до отъезда, ни с того ни с сего, сгорел блок сигнализации. Вроде бы, какая связь между ним и машиной, но почему-то на сотке такого никогда не происходило. Еще слабое место у Джимни это сальники полуосей на заднем мосту, очень часто срывает при длительном простое на морозе. Их я меняю пару раз за зиму.
И хоть я уже не первый раз еду сам за рулем в Олекминск, но дорога направление до него каждый раз разное, поэтому подготовить машину надо тщательно.
Для начала даю объявление в интернете, в поисках попутчиков. Звонит знакомый и говорит, что есть один пассажир. Поедет туда и обратно, конечно же, это хороший вариант! А больше и не надо, так как сзади на Джимни место только теоретически, на практике ноги не помещаются, и второй печки нет, будет прохладно...
Теперь о машине: меняю масло, провожу ТО, утепляю, ставлю багажник и вот, все готово! Резина шиповка нокиан хака 5.
Второе лобовое стекло обязательно.
Боковые двойные крайне желательно:
Войлок на двигатель и картонка, закрывающая радиатор, просто необходимы.
Ну, а без брезента под днищем у нас даже крузаки зимой не ездят. :)
А знаете почему? Да потому что у нас зимой конкретный минус, и даже птицы без острой необходимости не летают, хотя вру я, и мне вам надо сказать правду: птиц у нас нет зимой, потому что нормальные, адекватные птицы улетели на юг еще осенью. :) А ненормальные, то бишь воробьи, по теплотрассам рассредоточились.
Да и какие к черту полеты при нулевой видимости?! Мы мусор-то с GPS навигатором выносим, чтобы случайно не потеряться при попытке отыскать свой дом и подъезд. :)
Но надо сказать, что туман только в городе, на трассе его нет даже при -50 и ниже.
Итак, выехали вечером в семь. Как странно бы ни звучало, но ночью лучше видны неровности дороги, ямы, камни, размытые участки. Правда, видимость ограничена светом фар, а значит, скорость не должна превышать скорость реакции водителя в случае непредвиденных обстоятельств. Вот такая незамысловатая математическая формула. Ориентировочное время в пути примерно 18-20 часов (630 км), если не останавливаться надолго. Первые 100 км асфальт, потом километров 50 гравий, остальное, как повезет (путь лежит по руслу реки, многочисленным протокам, островам и берегам).
Проехали асфальтовый и гравийный участок за пару часов, а как спустились на Лену ощутили, что температура повысилась градусов на 10, примерно до -40, но с самого начала дорога пошла не ахти, колея, местами переметенная, пару раз застревали, но лопата, к счастью, не понадобилась.
В три часа ночи встретились с провалившимся в полынью УАЗиком, но помочь ничем не смогли, слишком маленький у нас вес, УАЗика нам не вытянуть, тем более на голимом льду.
Местами дорога настолько тяжелая, что приходилось ехать со скоростью пешехода.
А здесь, на подъезде к острову, стоящему посередине Лены, образовалась полынья. Конечно, соваться в нее было очень рискованно, пришлось искать объезд. То же сделала и встречная машина, по ней мы и сориентировались, куда нужно ехать, чтобы подняться на остров (на фото виден свет разворачивающегося уазика).
В начале седьмого утра добрались до заправки в Саныяхтате (410 км от Якутска), благо здесь появился 92-й бензин (раньше я заливал 76-й, другого не было).
Часиков в восемь стало светлеть, и я начал залипать, помучившись, остановился покемарить. Спал часов до 10, потом позавтракали. Конечно же, в машине, припасами, что взяли в дорогу (с кафешками, заправками по дороге просто беда…). И тронулись дальше. Наконец-то увидели другой берег Лены, а впереди пурга…
Но через часок распогодилось.
Урицкое.
Спуск на реку.
Встречный сайгак.
Местами приходилось пробираться между нагромождением торосов. Кстати, на фото видно, что срезало торосами часть брызговиков, да так ровно, что пришлось вспоминать, а было ли изначально по-другому?! :)
Ближе к Олекминску проехали Тымнылах — незамерзайку. Несмотря на то, что в этот раз протока мелкая, у приводных автомобилей высокая вероятность порвать пыльники шаровых, приводов и т.д., так как вода при сильных морозах моментально замерзает и режет любую резину в ходовке, а потом вымывает смазку. Так у меня было с сурфом, когда впервые поехал в Олекминск в 2007 году.
На фото видно, как парит ручей.
Незамерзших речек и ручейков может быть множество. Это река Синяя, Мархинка, Тымнылах, Белая и многочисленное множество безымянных ручейков, все зависит от погоды и от образования льда в конкретный период времени. Если проезжаешь вброд речку или большой ручей, спуск и подъем на лед может быть очень сложным из-за высокого «берега». В таких случаях помогает штыковая лопата, лом, кайло. Одеваешь болотники и выдалбливаешь спуск и подъем до допустимого уровня высоты и угла атаки, чтобы можно было подняться, причем поднимаешься и спускаешься наискось, чтобы уменьшить давление веса машины на лед и чтобы облегчить нагрузку на колеса и ходовку авто (приходится брать подъем с разбега), физика, мать ее… :)
Вот здесь на фото видно, что справа лед подмыт ручейком и висит в воздухе, существует опасность его проломить при попытке выехать. В данном случае это чревато потерей бампера. Слева лед практически на земле, высота его сантиметров 25-30, нехило, но Джимни должен справиться. Поэтому принимаю решение штурмовать без подготовки с небольшим разбегом. В принципе, ничего сложного, но все равно немного страшновато.
Проехали Хоринцы, осталось меньше 100 км до Олекминска.
А вот перед солянским косогором (35 км до Олекминска) я конкретно затупил! Вместо того чтобы поехать по объездной через лес (правда, лишние 50 км), мне показалась достаточно наезженной дорога до Солянки (25 км до Олекминска) напрямую и, несмотря на то, что Саня тоже говорил ехать в объезд, я поехал по косогору. Сначала камешки и наклон были терпимыми, но чем дальше в лес, тем больше дров, и после 2-часового мучения я сдался и повернул назад, чтобы все-таки поехать по объездной дороге.
Начало солянского косогора, не предвещающее ничего экстремального:
а вот его середина:
Пару раз я садился брюхом на камни, можно было форсировать участок на хорошем газу, но мысль погнуть кардан, оторвать глушитель или повредить мост останавливала мои героические порывы, приходилось ехать медленно и аккуратно, что часто приводило к вывешиванию автомобиля. Спасали домкрат, лопата и смекалка.
А вот это уже полная задница:
Танцующий на камнях с камнями в руках:
Еще минут через двадцать я окончательно понял, что ни танцы с камнем, ни лопата, ни смекалка с таким количеством препятствий уже не справятся, справится только время, терпение и упрямство, но ни того, ни другого, ни третьего у меня уже не осталось.
Точка разворота:
На обратном пути все равно приходится расчищать путь руками:
Дальше дорога была довольно нудной, но уже гораздо менее экстремальной.
Единственно неприятный момент это разъезд со встречками, приходилось уходить на обочину, откуда проблематично вернуться на дорогу.
Через пару часов я уже проезжал Солянку и часам к десяти вечера был в Олекминске. Домашние меня потеряли и уже стали беспокоиться, куда я исчез, сотовой связи, к сожалению, на всем протяжении пути нет, поэтому удалось позвонить только вблизи города... Итого, дорога в общей сложности заняла 27 часов, то есть чуть больше суток. Ну, это с учетом четырехчасового сна и двухчасовой борьбы с ветряными мельницами камнями солянского косогора.
Небольшое лирическое отступление
Я сам себя иногда спрашиваю, почему мне не сидится дома, ведь по большому счету все мои покатушки не жизненная необходимость, особенно, такие как ехать по еще не открытому зимнику в Олекминск?! Есть риск сломаться, застрять, провалиться под лед, замерзнуть в тайге. Да, все это возможно, но я не буду оригинальным в своей философии. Большинство из нас каждый день делает одно и то же. Встает в 7 утра или позже, завтракает и идет на работу, вечером в семь приходит, ужинает и садится за комп. У нас всегда под рукой горячая вода, магазины, забитые пивом и продуктами. Ничего делать не нужно, живи и радуйся... И большинство людей привыкают к цивилизации, расслабляются. Мы становимся овощами, сидя на диване, потягивая пивко, уставясь либо в телик, либо в комп... Я так не могу, для меня экстрим и движение — стимул жизни. Когда вы идете по заметенному зимнику на Лене, когда каждое ваше движение влечет за собой определенные последствия, когда нет права на ошибку и когда каждый час вам приходится принимать решения, за которые вы будете в ответе. В эти минуты проявляется ваш характер, оттачиваются ваши умения, приходит опыт. Вы бросаете вызов себе, природе, машине, и у вас теперь нет другого выхода, как довести начатое до конца. Ваша точка возврата пройдена, как только вы покинули свою уютную теплую квартиру, и путь лежит только вперед… Это и есть те, ни чем не передаваемые чувства восторга, страха, решимости и других присущих человеку эмоций, рефлексов, проявляющихся только в неординарных, экстремальных условиях, а не на диване за просмотром боевиков или компьютере за игрой в контр Страйк…
Из истории прошлой поездки
В 2007 г. я первый раз поехал в Олекминск за рулем своего автомобиля. Мело так, что мы ехали трое суток на 2 машинах без сна и отдыха с пустыми баками топлива! И только к исходу вторых суток стали попадаться навстречу редкие КАМАЗы-Сайгаки, но помочь нам не могли, у них в баках соляра, у нас — бензин, но мы радовались им как знаку свыше, раз они прорвались, то и мы, возможно, прорвемся. У меня руки были в мозолях от постоянного держания в руках лопаты, я научился выдалбливать колею на льду и снегу, чтобы вытащить машину, слетевшую с дороги. Заскакивать на косогор с разбегу наискось чуть выше дороги, рассчитывая траекторию скольжения машины, чтобы она остановилась именно на выдолбленном мною участке... Пассажиры молча выходили и тоже работали лопатами и руками, чтобы помочь мне проехать очередной заметенный участок дороги и это все по умолчанию, без просьб и без денег. Либо мы все выживем, либо никто из нас не доедет. Мы делились друг с другом последними каплями бензина, наши продукты стали общими, а мы все верными товарищами...
фото 2007 г.:
Тогда, в Саныяхтате, нам разрешили заночевать в теплом гараже. В ту поездку все мои пассажиры стали мне верными помощниками.
А вот и второй водитель на УАЗе, без него мы бы не доехали, однозначно! Спасибо тебе, Серега!!!
Часть вторая. Дорога обратно
Олекминск... Что он для меня значит?! Почему меня, как преступника влечет на место преступления, так же манит и зовет Олекма? Когда-то давно я пытался передать свои чувства этому краю в своих стихах. Но раньше все было по-другому, жизнь была другой, мир был другой, и мы были другие. И я давно уже не пишу стихи, не сижу, как раньше, вот так запросто на ступеньках крыльца, не скитаюсь по заброшенным кораблям, не рыбачу в Крестах и в Сосновке, да и живу уже давно не там, где вырос... Уже давно нет в живых моих бабушек и дедушек, да и друзей многих уже нет в живых... Но где-то в моей памяти остались все эти детские чувства и остались вот эти строки:
Я хочу к тебе приехать в гости,
Мне наскучил город суетой.
Я забыл те дни и ночи,
Лену и песок Казачьего рябой.
Знаю я, как ты встречаешь гостя,
Шелестя листвой и звоном крон.
Мне казалось, я как будто сросся,
С милою березкой за окном.
Помнишь, я играл камнями с Леной,
Вольным волнам преграждая путь,
А они ложились белой пеной,
На камнях ломая свою грудь.
Я на кладбище хочу цветы оставить,
Сохраняя память о былом,
И присев к оградке чуть добавить,
К сказанному здесь о мире том...
А когда я уезжал, тоску с собою
Брал я незаметно в самолет
И в Якутске я дышал тобою,
Край, в котором память не умрет...
В Олекминске я провел 3 дня. Конечно, в первую очередь это культурные мероприятия, если их так можно назвать. Съездил на кладбище, побывал у своей бабушки, воспитавшей меня, и заглянул к соседним могилкам немногочисленной своей родни — прабабушки и двум дедам.
Это выезд из кладбища, тоже традиция делать фото:
Потом сфотографировался возле памятника, посвященному моему деду, первому механизатору Олекминского района (его поставили недавно, и я в первый раз его увидел):
Примечательно и то, что памятник стоит на улице имени моего деда, вот первый дом с надписью:
а вот последний, четный (нечетных больше, но они в глубине квартала):
Это я тоже видел впервые, и было очень приятно, что заслуги деда оценили по достоинству!
Ближе к вечеру я поехал в Юнкюр, очень хотелось навестить свою старую общагу, где раньше жили (позже переехали в свой дом), посмотреть на наш клуб, проехать мимо школы...
На спуске в Олекминск видна набережная и Лена.
А вот Юнкюрский подъем, в оврагах справа мы ели спелый боярышник и собирали шиповник:
Общага, где я рос с братом:
А вот и наш клуб, сколько воспоминаний! Помню, как мы распивали с братом с горла бутылку водки, закусывали огурцом и бежали в клуб, пока несли ноги, а уже что творилось потом, рассказывали друзья. :)
Школа, где учился брат:
Вернулся домой, когда стемнело. Саня приготовил суп из косули, очень вкусно!
Олекминские друзья, Санька слева.
Мои три дня пролетели очень быстро, и надо было собираться в дорогу. На этот раз мы с пассажиром выехали пораньше, в 8 утра. В принципе ехали без особых приключений, природа радовала нас своей красотой, было очень тепло, не ниже -30.
Проехали Хоринцы.
Немного поборолись с заносом, слава Богу, удачно. :)
Потом встретили 2 трактора с сеном.
И пришлось форсировать разлившийся и замерзший ручей:
Что-то подсказало мне проверить машину и точно, не хватает порога! Вернулись к тракторам и нашли в воде порог, целый и невредимый. :)
Вот такие ручейки довольно опасны, если залететь в него на скорости, можно повредить не только пластик автомобиля, но и загнуть тяги или, вообще, оторвать колеса.
Через несколько часов были в Саныяхтате, заправились и взяли про запас.
Местами дорога была весьма ровной, но ледяной.
Вечером шли по приборам навигации и наблюдали за датчиками давления в колесах, правое переднее настораживало:
Но все было в норме, и уже вечером мы были дома, как говорится, путь обратный всегда короче.
В продолжение первого поста, выложу фотографии обратной дороги в 2007 г., когда я ездил в первый раз в Олекминск на сурфе.
По приезде в Олекму снег на машине был повсюду:
В дороге, день, выбираем правильный путь между торосов.
Ночь, заметено, идем друг за другом.
Ночь, работаем лопатами.
День, опять метет.
Ночь, несколько минут сна.
Наконец-то в гараже, дома, на машине еще больше снега.
P.S. ... и все таки Олекминск это и радость, и боль моя неизлечимая... Да это были мои самые яркие и счастливые дни детства, искренне любившие меня бабуля и дед, мои друзья, моя первая любовь... Но по прошествии десяти, двадцати лет растет понимание того, что недосказал я им многих слов, не показал искренних своих чувств, любви, не смог проводить в последний путь, не смог заплакать на могиле тех людей, которые боготворили меня и отдали всю свою жизнь, чтобы мы вот так жили сейчас, без войны и без голода, в тепле и спокойствии... Но я помню, как дед мой, Миллер, собирал рукой и доедал хлебные крошки с нашего всегда сытного стола, потому что во время голода, в Поволжье, хоронил своих братьев и сестер, соседей и друзей... И я помню, как брал руку бабушки, держал и целовал ее морщинистые, с мозолью, от постоянной физической работы, пальцы, вырастившие меня и давшие все, чтобы я мог стать достойным человеком. А она гладила меня ими и шептала: сердце мое...
Поэтому и влечет и тянет меня туда, на мыс Миллера, в честь деда моего, на дачу в Сосновке, на двор мой, где я играл в песочнице, в деревню, где рос с братом, на покосы и в сосновый бор, на Олекму и Чару — еще и еще раз поклониться и сказать всем им — спасибо...