Небольшая вылазка по Пермскому краю

14.10.2015 | 17342 просмотра

Год назад мы думали, что хуже лета быть уже не может, ошибались. 1 июля тепло кончилось, и наступили сплошные дожди и холод.

16 августа я сидел дома, смотрел прогноз погоды. На два дня, запланированные для поездки, показывало сильный дождь и 15 градусов. Это огорчало, но настроение было все равно положительное. С нашего прошлого, первого автопутешествия прошло 2 года и не терпелось снова отправиться в дорогу, навстречу новым впечатлениям. План был посмотреть родной край, походить на природе, посетить некоторые заброшки.

В путь. Утро, туман. Отрезок Очер—Пермь—Чусовой дразнил светлой полоской на горизонте, вселяя надежду в ошибку метеорологов. Периодически накрывало несильным дождем, но свет на горизонте поддерживал настрой.

Свернув у Полазны направо в сторону Чусового, двинулись по ранее нехоженой дороге. Стоит отметить, что после Чусовского моста рельеф заметно меняется, становится холмистым, спуски-подъемы. По моим наблюдениям, участок Очер—Пермь я прошел туда и обратно со средним расходом 8 литров, машина Ниссан Максима 3.0 АТ. Весь остальной путь из-за подъемов расход не опускался ниже 11, гашетку не давил, ехал по ПДД, был включен кондей.

Первый и последний кусочек синего неба за два дня.

Чусовой — первый крупный населенный пункт по пути. Впечатления: старое, обшарпанное, плохие дороги. Там, где трасса проходит через город, совсем плохо, сплошные колдобины. Приличный тягун с остатками асфальта, по которому вверх, коптя, ползут фуры и самосвалы, другие спускаются вниз, отчаянно скрипя тормозами.

Участок Полазна—Чусовой—Гремячинск—Усьва—Губаха, неплохая дорога, небольшой трафик, местами красивые пейзажи и крутые длинные спуски-подъемы, зимой в снегопады фурам тут туго. Через несколько км от поворота на Гремячинск есть интересная обзорная площадка Белые камни, проехать ее, не заметив, сложно. Ближе к Губахе по трассе начинают попадаться поперечные провалы, они же встречались, когда съезжали с основной дороги к Широковскому и Юбилейному. Их не заметно, пока не подъезжаешь настолько близко, что тормозить уже поздно. Пару раз залетел конкретно, аплодисменты подвеске Максимы. Со слабой подвеской бампера расколотить раз плюнуть, сначала передний и сразу же задний, чтобы без обид.

Смотровая площадка «Белые камни».

Первым пунктом программы было подняться на Усьвинские столбы.

Справка. Уникальные Усьвинские каменные столбы на реке Усьва, вытянувшиеся в длину на несколько километров и достигающие высоты 120 метров, по праву считаются одним из любимых и притягательных мест туристов Пермского края. Усьвинские Столбы — это огромный каменный массив на правом берегу реки Усьвы, сложенный известняками. На камнях можно встретить отпечатки древних кораллов, брахиопод и другие окаменелости, напоминающие о том, что много миллионов лет назад здесь плескалось море.

Свернув в поселке Усьва с трассы, спустились через частный сектор, пока не уткнулись в брод. Местные его используют как дорогу, вероятно, это она из себя и представляет, когда нет бесконечных дождей. Приехали еще граждане путешественники на Ниве, секунду поразмыслив, переехали брод и усвистали вперед нас на насыпь.

Дорогу к Усьвинским столбам можно условно разделить на три этапа.

Первый — через ЖД насыпь и турлагерь — самый короткий и легкий.

Впереди среди елок посередине идет тропа, шаг в сторону и летишь вниз.

Второй начинается с каменистого спуска к тропе, которая ведет на склон, по которому нужно протопать около километра. Топать придется через поваленные деревья, камни, коряги, по большей части по самому краю склона, а внизу метрах в 50 сквозь частокол елок река. Не знаю, может, в сухую погоду там не так все плохо, но то, что пришлось пройти нам, иначе как жопа не назвать. Хотелось повернуть назад, но мысли о постыдном поражении и зря проделанном пути упрямо тащили наши тела по скользкой тропе.

Третий — спуск со склона на берег р. Усьвы, на обоих берегах наметившаяся колея, видимо, иногда тут можно проехать, вброд. И снова топать, порядка 4 км. Долбаные дожди, тропа превратилась в кисель, в некоторых местах приходилось обходить по зарослям травы, камыша или по болотистой жиже. Вышли на интересное место, которому дали название «клавиатура», укрепление берега под газопровод. Ближе к самим столбам начинается череда мест под стоянки катамаранов, всего около 15-20 полянок. Есть все-таки плюсы и в плохой погоде, побыть в одиночестве на природе в местах, где обычно народу, как на рынке. Всю дорогу до Столбов пытались догнать граждан с Нивы, даже разгадывали их следы, видели собачьи и слышали впереди лай, хотя вроде собаки с ними не было. Собак оказалось много и безхозных. Семейка, мать с папашей и выводок, видимо, прикормленные туристами, проблем не доставили. А граждане, видимо, пошли по жд в другую сторону, только куда? Стоило нам выйти к машине, они тоже замаячили на насыпи.

Пеший путь занял 2 часа 20 минут. С непривычки уставшие мы добрались к подножию Столбов и сели в беседке перекусить, красивое место. Я смотрел наверх, на обзорную площадку, оценивая предстоящий подъем и имеющиеся остатки сил. Погода оставалась по-прежнему паршивой, иногда моросил дождь. И тут подул сильный ветер, за кронами елок загрохотало и начало выдвигаться нечто темное. Приплыли, лезть в грозу наверх совсем не хотелось. Надя сильно расстроилась, а я думал о том, как хреново в грозу топать у реки и о том, как размоет адский склон. Надев дождевики, мы потопали обратно((( Дождь хлестал нас полпути, но гроза все-таки обошла мимо, оставив нас с самого края, духи благоволили нам! Адская тропа оказалась в том же состоянии, и это радовало, кроме того, человек ко всему привыкает и очень быстро, обратно мы прошли ее намного легче, я еще умудрялся при этом снимать с моноподом и не упасть в реку.

Как только мы дошли до машины опять пошел дождь, пришлось, как есть, в грязной одежде плюхаться на сиденья, ладно хоть кожа. С этого момента дождь шел до обеда следующего дня. На столбы решили обязательно вернуться и покорить, но только в сухую погоду.

Часов в семь вечера остановились, не доезжая Губахи, в местечке Теремок, уютное заведение, взяли «люкс» — двух уровневый номер с удобствами. В местной кухне кормят средне, рекомендую фаршированную куриную ножку.

В планах было подняться на гору Крестовая, которая является зимой горнолыжным спуском, по легенде с верхней точки можно увидеть вершины гор Басега, но дождь помешал. Вечером я изучал инет на предмет, что можно еще посмотреть по маршруту, конечная точка которого была Кизел. И решили начать день со Старой (Верхней) Губахи.

Верхняя Губаха. Бывший поселок шахтеров, расселенный из-за вредного воздействия находящегося по близости завода Метафракс. В поселок ведет каменистая дорога, на пузотерках лучше не соваться, в начале подъема может стать преградой водосточная труба, лежащая на изгибе. Я на 60 профиле, но с длинной базой прополз там со скоростью улитки, чуть-чуть задев. Далее было много мест, где приходилось останавливаться, соображать, как проехать. По пути встретилась вазовская классика и дастер, оба проскакали козлами, не обращая внимания на камни. Для интереса я обнулил расход топлива, чтобы посмотреть, сколько крокодил сожрет, ползая в таком темпе, под конец исследования поселка получилось около 26 литров на сотню.

Пук!

Поселок полностью охвачен природой, зимой, наверно, взгляду открывается больше интересного. В почти первозданном виде сохранилась только брусчатка. Остовы зданий в зарослях зеленки, ни души, хорошая атмосферность для любителей заброшек.

Выехали по брусчатке, что ведет напрямую к Углеуральскому. Местами она сильно перекурочена, в образовавшихся ямах стоят большие лужи, скрывая фарватер. По пути попалась пара хибар которые напомнили фильмы «Поворот не туда» и «У холмов есть глаза», остовы машин, различный хлам, натасканный неизвестно откуда.

Углеуральск—Кизел дорога похуже, больше выбоин, но в целом терпимо.

Кизел. Очень уныло, обшарпано, дороги плохие, ни один светофор не работает. Картина, идет в школу маленькая девочка, в белых сандаликах, грязь, дождь, тротуара нет, асфальта тоже((.

Возвращаемся и сворачиваем на Широковский. Трафика почти нет, дороги умеренные, выбоин нет, но много поперечных провалов. Поселок маленький, уютный, рядом красивые места.

Справка. Водохранилище и Широковская ГЭС строились в тяжелые 1940-е годы силами заключенных ГУЛага, большинство из которых составляли репрессированные калмыки. Первоначально Широковская ГЭС проектировалась относительно маломощной, она должна была снабжать энергией многочисленные в этих краях в то время лагеря. Однако было решено сделать ГЭС более мощной. В настоящее время ее мощность составляет 28 МВт при среднегодовой выработке 100 млн кВт/ч.

Широковская ГЭС снабжает окрестности электричеством, а сам водоем используется для водоснабжения городов Губаха и Кизел, а также промышленных предприятий.

На одном форуме шутники рекомендовали переправиться в Широковском на другой берег и с него дойти до Юбилейного. ХА-ХА очень смешно! На берегу стояла автобудка газовиков, суровые мужики немо взирали, как я на своем крокодиле крадучись спускаюсь к переправе. Еще издали стало понятно, что вряд ли мы тут проедем. Я честно сходил до другого берега на рекогносцировку и за одним поснимал на камеру для своего ролика. Вначале, конечно, заехать можно, но дальше середины помоста бревна раскиданы, как попало. При большом желании, если отступать некуда и вас нагоняет орда зомби, перебраться вполне реально, с грамотным штурманом или даже в одного, но затратив в три раза больше времени и сил, а затем сжечь мост! Пробовать не стал, мокрые бревна, хуже некуда.

Пришлось давать крюк, чтобы вернуться и свернуть на Каменный город.

Справка. Каменный Город славится причудливыми скалами-останцами, за которые это место получило такое название. Скалы состоят из мелкозернистого кварцевого песчаника. Скальный массив прорезан многочисленными глубокими трещинами (до 8-12 метров). Ширина трещин от 1 до 8 метров. Благодаря этому по своим очертаниям скалы и трещины в них очень напоминают дома и улицы старого, заброшенного города.

Обычно тут тоже толпы народу, приезжают как самостоятельно, так и целыми автобусами. Сумасшедших ехать в такую погоду кроме нас нашлось только две группы людей, которые попались навстречу к достопримечательности, поэтому город был в нашем полном распоряжении. Топать до него пришлось по грязи около километра. Один раз, вступив в особо хлипкое место, мой сапог провалился ровно по край, так сказать, с горочкой. Дождь перестал ровно на момент посещения города, спасибо ему за это. Само место очень интересное, и туда однозначно стоит съездить еще раз, но в солнечную погоду и по времени где-то в конце сентября, когда листва особенно буйна красками.

Деревья растут на камнях.

От Каменного города совсем недалеко до поселка Юбилейный, главного предмета поклонения любителей заброшек края, я, конечно, не мог там не побывать.

Юбилейный, один из шахтерских поселков Кизеловского угольного бассейна, после закрытия шахты пришел в упадок.

Пасмурная погода только добавила атмосферности этому богом забытому месту. Единственные рабочие места поселка, магазин и лесопилка, на которой работаю зеки, живущие рядом в колонии, через пять метров стоит детский садик. Дети! Они есть в Юбилейном, бегают там и сям, играют среди развалин, нормальная у них психика? Интересно, там ночью кто-то высовывается из дома? Такие урки ходят, даже выходить из машины не хочется.

Закончив с Юбилейным, повернули домой. Погода, решив разбавить серость дня и последствия людских творений, улыбнулась нам светом.

Выводы:

— города Кизеловского угольного бассейна находятся в печальном состоянии, получше — Губаха, за счет Метафракса и горнолыжки;

— больше не ездить в поездку с элементами пеших прогулок в плохую погоду, полученный опыт тоже хорошо, для контраста;

— осень не только лучшее время для автопутешествия (состояние дорог), но и для прогулок на природе, меньше летающих тварей, нет клещей, насыщенней краски;

— Максима жрет много топлива, если лазить по горкам и плохой дороге, но крайне комфортный авто для путешествий.

Перед поездкой купил экшен камеру, но из-за неумелости отснял плохо (камеру держать ровнее надо), как бы ни было, скляпал пару роликов и знаете, это не так просто, теперь я по-другому отношусь даже к самым неудачным фильмам.

Отличное путешествие. Максима не подвела. Бодрая тачка.

Катуар, заМКАДыш
Доброго времени суток всем! Спасибо за рассказ. С удовольствием проштудировал отчёт на предмет новых точек достопримечательностей вашего чудного края. ГЭС понравилась. Нас особо интересовали "Столбы" в Усьве, к которым не удалось прорваться из-за гололёда. И "Каменный город" в тех местах. (см.фото) Куда пытались пробиться в конце апреля. Из-за больших снегОв съёмки получились корявыми и не выразительными. Интересует оптимальное время года для посещения (и что бы без комариков). А то мы не местные и очень противоречивая информация от аборигенов. Одни советуют летом, другие говорят, что в октябре самый класс. А у нас обычный паркетник. Что подскажете?
И ещё интересуют дороги, пути и подъезды к буддийскому храму на горе Качканар. (Немножко не по теме, извините, но спросить не у кого). Что бы избежать муторных разговоров и оформления кучи документов у местных ФСБ с ГОКа. Для проезда через их карьеры и территорию ГОКа.
И особое спасибо за отчёт и дороги.

Фееричные места, познавательно

Это не те места, где снимался фильм "Географ глобус пропил"?

С погодой очень не повезло!
Passing through the arms of Satan
Reaching for the hands of God

Большой
Классные фотографии, съёмка тоже оригинальная, разнообразие ракурсов оживляет фильм.
Добрый хозяин в минус 30 жену под одеяло выгоняет:)

Большой
А что это за город ужасов в первом видео, где половина домов развалено, у нас так выглядят брошенные военные городки???
Добрый хозяин в минус 30 жену под одеяло выгоняет:)

Филлип:
Да, впечатляюще. С одной стороны природа, с другой рукотворные пейзажи. Стоит надеяться, что не весь Пермский край так выглядит. А то как-то жалко людей становиться.С погодой очень не повезло!
После просмотра большЕго количества храмов (и не только православных) в Пермском крае у меня сложилось впечатление, что выпендрёжное "Золотое кольцо" России всего лишь жалкое подобие достопримечательностей. Один только храм Божий в н/п Ныроб чего стОит? Со сторожевой вышкой возле Храма. Не совсем понятно, то ли возле храма установили сторожевую вышку, то ли освятили, пришпандёрили крест и приспособили под колокольню. Для справки. Градообразующим предприятием н/п Ныроб является лесопилка при исправительном учреждении УФСИН МВД России.
И нашлись доказательства о "добровольности" принятия христианства в языческой Руси. Документальное свидетельство из архивных недр РПЦ.
см.фото

Это не те места, где снимался фильм "Географ глобус пропил"?
Там по Чусовой сплавлялись по-моему, а школьники живут на берегу Камы. Правда пермяки обижаются, что Волга до места впадения Камы короче, т.е. Волга должна называться Камой.
И вообще это достойный ответ Михаилу из красноярска и заодно недавним" дорогам смерти". Атмосфера передана верно, но не все так мрачно. Вообще места на Урале красивые, если с утра выдвигаюсь в Н.Новгород- обязательно еду через Осу- Чайковский: просторы и красота.
А погода этим летом была действительно паскудная- дожди через день да каждый день....

на фото нормальный мост! :)
Toyota RAV4 2.0 Комфорт+ 2013
Jeep Grand Cherokee 2013

Спасибо за рассказ о не самых истоптанных местах!
Присоединяюсь к вопросу о сезонах в Ваших краях! Как там в мае-июне с комарами-клещами и температурой?

Бывший_сахалинец:
Гололёда на трассе или где? Езжайте в то время, когда гололеда нет.
И "Каменный город" в тех местах. Куда пытались пробиться в конце апреля. Из-за больших снегОв съёмки получились корявыми и не выразительными. Интересует оптимальное время года для посещения (и что бы без комариков). А то мы не местные и очень противоречивая информация от аборигенов. Одни советуют летом, другие говорят, что в октябре самый класс. А у нас обычный паркетник. Что подскажете?
Это не те места, где снимался фильм "Географ глобус пропил"?
Те самые - Урал )) Видовые кадры сняты на Усьвинских столбах, сплав по порогу - на пороге Ревун на р.Исеть под Каменск-Уральским. Может еще где снимали, не вспомню.
sport life:
В тексте указано - пос. Юбилейный Кизеловского угольного бассейна. Добычу прекратили, а больше там делать нечего. Уезжают люди.
Бывший_сахалинец:
Так никто и не сомневался. Начиная с известного "Казань брал...". При чем тут РПЦ непонятно. А то, что у вас на фото, назвать свидетельством из архивных недр ну никак нельзя )
Насчет того, был ли Ныроб столицей - ещё большой вопрос. А Чердынь замечательный городок, и церковь в Покче хороша.

Обнинск
Красота.

Челяба
какие то депрессивные фото вышли
солнца нет, кругом какая то разруха
понятно, что автор не при чем
Мы думали, у нас такие серьезные проблемы. Откуда нам было знать, что мы счастливы?

Пермь-Заречный
Живем и не знаем что такие интересные места и красоты есть совсем не далеко!
Рассказ интересный 5!

Автору спасибо за труд, родные края малой родины радуют

Scout66:
Гололёда на трассе или где? Езжайте в то время, когда гололеда нет.Конец апреля самое неудачное время. Снега по пояс и наст, если он есть, не держит. Если ехать после снегопадов, то пиши-пропало. Во второй половине субботы может пробьют тропу любители. Хотя на лыжах нормально. Сейчас, в октябре, в Серове снега уже выпало по колено, а он как раз на широте Чусового. Так что август-сентябрь (если погоду угадать) - самое то, и комаров поменьше. Какой там у вас паркетник роли не играет.Заезжайте через пос. Косья, там никаких карьеров с охраной нет. Правда подъем покруче, но зимой ходят в основном оттуда. Да и с Качканара никаких проблем нет, если идти вдоль забора по тропе, а не по территории ГОКа. Откуда там ФСБ взялось непонятно, ничего секретного там не знаю.
А Чердынь замечательный городок, и церковь в Покче хороша.
Спасибо за обстоятельный ответ. Можете ли указать координаты или хотя бы адрес новодельной церкви обозначенной на вашем снимке?

Бывший_сахалинец:
Да незачто. Церковь на фото - в историческом центре Чердыни, внутри земляного вала, на берегу Колвы. Новодел 60°24"1"N 56°29"14"E Вот тут, если ссылка пройдет http://wikimapia.org/#lang=ru&... Хотел из Покчи добавить фото в прошлый раз, да не ту кнопку нажал - добавил коммент
Михаил
Чусовой
Да река Усьва

А, казалось бы, совсем недавно в середине семидесятых, мой кореш, закончив горный факультет тогда Пермского политеха, радовался распределению на шахту в г. Губахе Кизеловского угольного бассейна. И не зря радовался. Уже через три года купил машину, И потом неплохо жил. Но грянула "перестройка", и теперь от шахтерских городков осталось то, что показано в отчете.
Молодец, земеля. Хорошая вылазка, хороший отчет. В очередной раз убеждаюсь в отнюдь не ординарном уровне образования и культуры своих земляков. По крайней мере, большинства тех, кто публикуется на Дроме.

Санкт-Петебрург
Помню вас еще по первому отчету о поездке в Петербург, в этот раз тоже на уровне всё! Пусть и выбрались недалеко, зато показали многое.
Мой отзыв: Renault Megane 2009

отличный отчёт

Блин Миша, я сколько живу в Перми (ну собственно всю жизнь) - ни разу не был по маршруту )

Чудные места! Спасибо! Появились идеи о том, как использовать следующий отпуск.

Кс_из_Перми:
Виолетта Горбова:
Чудные места! Спасибо! Появились идеи о том, как использовать следующий отпуск.
Вот и нашлись попутчики в сказочный "Каменный город". А то уже испереживался, кто же протянет рюмку помощи и хлипкий семиэтажный бутерброд в трудную минуту :)))
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Можно было через Березники вернуться. Была бы кругосветочка по краю. В Каменном городе хорошо в конце сентября, лес красив и комаров уже нет.

Россия, Канада, Бразилия словно резерв территории для человечества: сколько не тронутого цивилизацией пространства

За Урал-высший балл!

Киров
Хороший отчет-мне понравился! Спасибо! В 2013 нас хватило только до Кунгура..

На http://teron.ru есть дядька с ником Добрый Каа, у него всегда можно узнать состояние тропы к усьвенским столбам, у него там база не далеко он там живёт круглый год

отчет ни о чем, фотки мраки, автомобиль ..овно, но особенно удивило вот это: — "Максима жрет много топлива, если лазить по горкам и плохой дороге, но крайне комфортный авто для путешествий."
так и хочется спросить, а в чем комфортный автомобиль, если на нем, кроме асфальта, да грунтовки в сухую погоду и если без ям, нигде не проехать?

Хорошая позновательная поездка получилась.

Основная масса путешественников ездит по федеральным трассам, и мы сокрушаемся, что не везде достаточно развиты инфраструктура и придорожный сервис. А тут несколько десятков километров вглубь от основных дорог и полная депрессия на фоне нереальной по красоте природы. Довольно мрачно, но очень познавательность и интересно!

Хороший рассказ.Понравился.)

Мои комментарии: "Год назад мы думали, что хуже лета быть уже не может, ошибались." ха-ха каждое очередное лето так думаешь - а следующее ещё хуже! И так то ли 3, то ли уже 4 лета подряд.. "Дорогу к Усьвинским столбам можно условно разделить на три этапа. Первый — через ЖД насыпь" я вдоль реки хожу, под ж/д, на насыпь не поднимаюсь. Но сейчас наверное размыло... с Нивой не понял. Где она там ехала.. Ближайшее место где можно на такой машине проехать - через туннель в ж/д и далее по лесу, что далековато от реки. А я заезжал вообще через Нагорнский - там проще всего. "Верхняя Губаха. Бывший поселок шахтеров, расселенный из-за вредного воздействия находящегося по близости завода Метафракс." ошибка. Метафракса тогда ещё вообще вроде не было. Вредное воздействие было от "Коксохима" - предприятие внизу на Косьве, ты его обязательно видел проезжая по мосту. Кокс с предприятия накрывал весь город, и даже сейчас гора Крестовая бывает покрыта коксовой пылью (завод действует до сих пор). Все жители дышали этим коксом. Было принято решение переселить жителей ЗА гору, где и построили новую Губаху. Метафракс - он дальше за горой (или на горе, смотря как рассматривать) в сторону Кизела. Красивое современное предприятие. А Коксохим долгое время вообще каким-то заброшенным казался, хоть и работал и дымил исправно. Вроде его кто-то наконец подмял под себя, возможно Уралхим. Коксохим: http://static.panoramio.com/ph... http://static.panoramio.com/ph... http://static.panoramio.com/ph... http://static.panoramio.com/ph... У меня отец с бабушкой прожили в той старой Губахе лет 20. Я там находил их дом, развалины школы и т.п. "Поселок полностью охвачен природой, зимой, наверно, взгляду открывается больше интересного." ага, есть у меня зимние фотки 2006 года (кому если надо - https://yadi.sk/d/KKvagnS6k4dk r). Тогда и развалено было меньше, страшнее смотрелось. Сейчас уже многое разрушено до основания - смотреть становится не на что. Но зато сейчас становится интереснее в Юбилейном.. "Интересно, там ночью кто-то высовывается из дома?" был я много раз в Юбилейном зимой поздно вечером, в полночь. Жутко. Еще и застревал на Х5 во дворе. Года 3 назад последняя родственница в Юбилейном умерла и с тех пор пока не ездил больше.
(чуток есть здесь shettsel.lj.ru)

Кому если интересно посмотреть природу Усьвинских столбов в конце сентября в хорошую погоду - выложил https://yadi.sk/d/Ns-mPym5k4og L Так же включил в архив две дороги до столбов. Есть ещё третья (начинающаяся в Усьве туннелем через ж/д), но фоток этой дороги нет.
(чуток есть здесь shettsel.lj.ru)

ссылки я.диска почему-то каверкаются, методом отделения пробелом последнего символа. Удаляйте этот пробел.
(чуток есть здесь shettsel.lj.ru)

Интересно читать про места, где родился и вырос. Родом я из п. Нагорнский, прожил там до 17 лет, потом уехал в Свердловск, сейчас мне 65. В Губахе у меня брат живет, раза 2 в год там бываю. На машине туда менее 5 часов (поезд идет 12).
Насчет дороги на Столбы, до прошлого года лучший вариант был из Нагорнского. Дорога по газопроводу, хорошая гравийка, спускаешься к реке, где сейчас "клавиатура" и направо по берегу подъезд прямо под скалы.
В этом году газовики протянули дополнительный газопровод (или старый заменили) на Метафракс. В каком состоянии дорога сейчас, не знаю.
Mitsubishi Pajero Sport 2,5 TD

Хороший отчет. В такую погоду пузотерку на улицу лучше не выпускать.