|
Впервые за два года я собралась в настоящий отпуск — не на два дня, а на целых три недели. Куда поехать человеку, любящему отдых за рулём из Новосибирска? Сочи? Как раз оттуда вернулся друг, совсем не отдохнувший, без эмоций. Резюмировал всю поездку одним словом — скучно. Возможно, ему компания не та попалась, но всё же мысль о Сочи пропала.
И тут я вспомнила, что давно хотела побывать на Байкале. Ещё давно читала отзыв о поездке 2007 года, тут же, на Drom’e, и просто грезила необычным, окутанным легендами озером.
Маршрут сложился очень быстро:
Новосибирск — Красноярск — Култук — Аршан — Култук — Ольхон (Хужир) — Листвянка — Красноярск — Новосибирск.
Правда, Листвянка попала совершенно спонтанно в этот список.
Вот так начались приключения, которые можно описать одной фразой, — сложные дороги зачастую приводят к невероятно прекрасным местам.
Водитель я, автомобиль — Nissan Teana (2,3 л).
Сразу хочу пояснить, что не являюсь профессиональным фотографом и не претендую на высокую оценку гуру в фотоискусстве. Фотографии будут чередоваться — со смартфона Sony Xperia Z3 и фотоаппарата Nikon d7000. Качество может оставлять желать лучшего, но все снимки, конечно же, выполнены с душой и мне очень дОроги :)
Из Новосибирска мы выехали ранним утром в субботу. До Красноярска доехали без приключений, дорогу я очень люблю и хорошо знаю — несколько раз до этого уже ездила в Красноярск на СуперДрифтБитву.
Ижморский район. Дорога-дорога.
Боготольский район. Собственно, Теана.
В самом Красноярске ночевали в Хостеле Достоевского. В нём есть номер для троих — очень удобно, поскольку наш экипаж состоял именно из трёх человек. И недорого (что в наше время очень актуально) — 1200 рублей за весь номер. Хостел весьма чистый. Смущало расположение самой комнаты — рядом с большой кухней. Думали, будет шумно. Оказалось, напрасно волновались. В общем, переночевать уютно, бюджетно и без проблем можно.
Покушали мы шикарно, конечно. В Пивоварне Яна Гримуса, которая находится в огромном Красноярском торговом центре «Планета». Забавно, что среди нас нет пьющих :). Блюда имеются на любой вкус: от суши до мяса на гриле. Было очень вкусно, а цены чуть выше среднего.
Пивоварня Яна Гримуса. Красноярск.
Из Красноярска выдвинулись в Култук. Дорога была невероятно красивой, но местами очень даже плохой. Вот оно… то, о чём многократно писали в обзорах автопутешествий. Но участков с плохой дорогой осталось совсем мало. Более того, их вроде уже не осталось. Последний грунтовый разрыв ликвидировали полностью уже после нашей поездки. «Дороги лучше — Байкал ближе». Да-да :)
Живописнейшая дорога до Канска. Березовский район.
Вот такие рассветы по дороге. Манский район.
После этого километра начинаются плохие участки дороги. Рыбинский район.
Самая ужасная часть. Тайшетский район.
Решив, что собрали достаточно насекомых на лобовое стекло, поехали помыть машину в Ангарске. Остановили свой выбор на автомойке Гермес (258-й квартал, строение 300) — первая попавшаяся, честно говоря. Обошлось нам это в 330 рублей. Дополнительно почему-то взяли с нас 100 рублей за отмывку насекомых. Но, я Вам скажу, лучше машину мне ещё никто не мыл. Бонусом был для нас бесплатный кофе из автомата. Более того, в зале ожидания (а мыли машину нам минут 50), мы познакомились с земляками практически. Дружелюбная пара, муж и жена из Ангарска… рассказывали нам про бессчётное количество своих поездок по всей стране. 6 лет они прожили в Новосибирске, в нашем родном городе. Если вдруг Вы читаете отзыв, привет Вам, и мы живы :). Поскольку становилось уже темно, они отговаривали нас ехать в Култук по серпантину, мол, бьются машины там часто. Но мы всё-таки рискнули, при этом были в раза три осторожнее обычного. Серпантин действительно был опасным — даже в Горном Алтае повороты и спуски не такие крутые. Приближаясь к Култуку, подумали, что Байкал не увидим из-за темноты. Но так ошиблись. Он был невероятным :). Как дети, увидевшие море, прыгали от радости.
Базу Свифт в Култуке мы нашли не сразу. Но после подробного объяснения владелицы по телефону добрались без труда. Сначала нам приготовили довольно бюджетный, но очень уютный номер, без душа и кухни — все удобства на улице. Мы же предпочли другой вариант на троих с туалетом и душем в доме. Обошлось нам проживание в 4000 рублей на троих за 2 ночи. + 200 рублей за два дня парковки (на территории закрытой базы).
С утра мы, естественно, побежали к Байкалу. Кстати, стоит заметить, что окна нашего жилища выходили аккурат на него. Уже завтракая, наслаждались видами.
Вода в Байкале прозрачнейшая. Пришло время испытать мой герметичный телефон в подводной съёмке. Скажу Вам, он до сих пор жив, что не может не радовать :).
Подводный мир Байкала. Точнее, просто камни, но всё равно красиво.
Сразу после выдвинулись к Саянам. Совсем недалеко они от Култука. Дорога впечатлила. Мало того, что покрытие асфальта на высоте, так она ещё и нереально красивая. Как в сказке :). Признаться, были участки с волнообразным покрытием, что немного замедляло нас в дороге. Но совсем немного. Проехав километров 40, наткнулись на такие виды…
Сопровождали нас Саяны до самого Жемчуга. Река Иркут.
Сначала мы решили, действительно, заехать в Жемчуг. Нам рассказывали, что там можно искупаться в горячих источниках. Купились зря на это, конечно, — место не из приятных. Один сплошной рынок. Пахнет навозом сильнее, чем в прочих деревнях. Да и источники не впечатлили. Не советую, в общем, ехать. Но по ценам сориентирую — билет на купание стоит 200 рублей с человека. А ещё там есть кафе «Легенда». И, я не шучу, чебуреки в нём 68 размера, чесслово. Это они так завлекают клиентов. Хотя… что такое 68 размер чебурека? Я и у стандартного-то размер не знаю. Короче, он огромный, это правда :). Мы же поели позы…или буузы. На Алтае их вообще называют боозами. Было вкусно. Да. Ничего необычного, конечно. Вот, к примеру, хинкали в новосибирском кафе «Генацвале» на Кирова (приходилось там покушать разок, и я нисколько не жалею) мне больше нравятся. Без обид.
Всё время в Жемчуге я мечтала добраться до Саян.
Прямиком из Жемчуга мы отправились в Акташ. Нужно отметить, что по дороге нас остановил некий постовой. Сказав, что мы въезжаем в экозону, попросил плату — 100 рублей за каждого человека + 100 рублей за машину. Выписали даже квитанцию, с которой по их словам мы пройдём к водопадам без оплаты. Не обманул. И вот он… Акташ. Вот и Саяны. Избалованная красотами наших Алтайских гор, я и подумать не могла, что Саяны меня так впечатлят. Всё-таки красивые они. И душевные какие-то. Будто родные. А где-то таааам далеко они встречаются с Алтаем… только в Монголии :). Пройти к водопадам просто — дорога там одна. Если сомневаетесь, спросите у прохожих, Вам покажут, куда идти.
Эта беспокойная бирюзовая речушка напомнила мне Алтайскую Чую. Кынгарга. Республика Бурятия.
К сожалению, дошли мы только до первого водопада. И причина тому есть — моста через реку ко второму водопаду не было (раньше был). Его заменяло на вид небезопасное бревно (на фотографии выше). Поэтому, недолго думая, решили забраться на ближайшую гору. Так как там нет серпантинных троп, подъём оказался тяжеловатым — практически вертикальным.
Вот такой открылся вид с горы. К сожалению, фотография не передаёт того размаха широчайших видов и всех красок пейзажа.
Перед спуском к водопаду мы кормили местных бурундучков. Они стали совсем ручными — их, видимо, неоднократно подкармливают туристы. Если соберётесь на Аршан, не забудьте взять с собой орешки.
Пришло время уезжать. Обратно в Култук. Я обязательно вернусь сюда.
Покидаем Акташ. Прекрасный асфальт. Красивые горы.
Борьба света и тьмы. По дороге в Култук.
Последние мгновения с величественными горами рядом.
Вроде как, это поездка на Байкал, а в этот день озера было мало. Но поверьте, стоит побывать в Акташе. Хотя бы одним глазком взглянуть… Впервые в этом месте, но люблю его уже всей душой :).
Приехали в Култук мы поздно. Очень голодные. Наша база находилась рядом с рыночком, где продавали рыбу. Но мы уже не надеялись встретить там продавцов. Оказалось, что они работают сильно допоздна. Взяв омуля всякого разного копчения, поехали радостные к базе. Сказать, что это была самая вкусная рыба в моей жизни, — ничего не сказать. Уплетала за обе щёки. Хотя еда всегда вкусная, когда сильно голоден. Ужин мы решили устроить в темноте — так лучше было видно Байкал из окна. Вот такая я сентиментальная.
Следующая остановка по плану — остров Ольхон. Ехать до парома нам 365 км. И сначала дорога была прекрасной (не считая Иркутск, там принцип движения остался непонятным для меня). Но ближе к Сахюрте началось что-то непонятное. Вместо асфальта было каменисто-грунтовое покрытие. Сравнить такую дорогу можно с той, что раньше была в Караканском бору по пути в Камень-на-Оби. И если Вы её помните, то понимаете, что ехали мы не быстрее 30 км/час. Благо, участок этот длился не более 10 км. И вот мы у парома. Встали в очередь. Столько я читала про то, как паром многие ждали по часов десять, а некоторым даже приходилось ночевать здесь. Но мы прождали всего три часа — семечки и карты нас спасали первое время от скуки. А потом я подумала — мы же на Байкале! Нужно посмотреть, что там на другом берегу. Так мы побежали до соседнего берега. Именно побежали — ведь следующий паром должен был быть нашим. Не хотелось на него опоздать :).
Если бы не побежали, не узнали бы, что полуостров, где стоит машина, похож на кленовый лист. Сахюрта.
Пока ждали паром, я пыталась узнать, сколько стоит место для машины на нём. На стенде перед пристанью было написано: «Перевозка на пароме бесплатна». Естественно, мне стало интересно, и я спросила у работников парома — почему же так? Ответили, что этот речной путь — продолжение федеральной трассы. Как потом окажется, саму трассу проложить на острове забыли.
Пролив Ольхонские ворота. На пароме.
Кстати, пока ждали паром, познакомились с весьма любопытным парнем с дочкой на Импрезе (на фотографии выше есть её кусочек). Он руководит (или не руководит, но как-то связан с руководством) Международным лагерем на Байкале. Евгений, если вычитаете этот отчёт, огромный Вам и Вашей дочурке приветище!
На Ольхоне плохие дороги? Это в Бердске плохие дороги. На Ольхоне их нет. Мне ещё так никогда не было жалко машину. Ранее писала о дороге в Караканском бору. Да, вот именно такая на острове. По левую и правую сторону проходят «дачные» дороги. С полупесочным покрытием. Если будете на острове, знайте, они намного лучше, съезжайте с зубодробильной федеральной трассы, не задумываясь. Машина идёт по ним тихо. Небольшие кочки, но их легко объезжать. Можно ехать хотя бы 50 км/час. А на джипах так вообще лететь можно :).
Те самые «дачные» дороги и моя натерпевшаяся машина. Остров Ольхон.
Ехали мы до Хужира. Там был зарезервирован домик на троих на базе «У Светланы». 500 рублей с человека в сутки. Сразу скажу, что мы не заказывали питание. А это у них, похоже, определяющая привилегия в отношении к посетителям. Любя чистоту, я первым делом спросила про душ. Мне ответили — раз Вы без питания, душ 50 рублей с человека. Ладно… небольшие деньги. На следующее утро нас попросили переселиться из уютного домика в комнату в корпусе — мы же без питания. Аргумент, конечно, сильный. Баня была хорошей. Горячей. Стоила 600 рублей в час.
На базе мы познакомились с отличными ребятами — иностранцами. Кореянкой, французом и поляком. Поляк знал пару слов на русском языке, остальные — ни в зуб ногой. Но, благо, мы все неплохо знаем разговорный английский. Даже научили их играть в карточную игру «Дурак». Вечером ходили с ними купаться в озере. Конечно, для иностранных друзей вода оказалась слишком холодной. Для нас тоже 18 градусов, конечно, не сильно тепло. Но поплавали мы тогда вдоволь :).
Выходя из воды, мы, естественно, дабы произвести впечатление на иностранных гостей, говорили: «Вода слишком горячая для нас!» :)
Заметьте, как тепло они одеты.
Кстати, француз похвастался привилегиями пяти лет работы в компании в его стране — отпуск у него 11 месяцев. Скоро и в моей компании у меня будет стаж 5 лет. Надо подать идейку начальнику ;).
А на Ольхоне очень красиво.
Очень сложно описать цвет Байкала словами. Я решила, что он бирюзово-лазурный. К сожалению, фотоаппаратом это не передать.
Переночевав, мы решили отправиться на экскурсию на теплоходе на остров Огой и Святые источники. Стоила она 1700 рублей с человека.
Непотопляемое наше на этот день судно.
Я несомненно радовалась тому, что отдыхаю от тяжёлой дороги, и катаю в этот раз не я, а меня. На острове Огой была возведена буддистская ступа. Я, человек нерелигиозный совершенно, запечатлела ступу на память и ринулась покорять просторы острова. Остальным было не до того — «православные христиане» ходили вокруг ступы (её нужно было трижды обойти, к сожалению, я не запомнила, для чего. Вроде, первый круг — просим прощения, второй — благодарим за то, что есть, третий — просим чего-то ещё на будущее). А это значит, что мне никто не мешал. Время нахождения на острове — 2 часа. Нельзя терять ни минуты :). Дошла я почти до конца. И, конечно же, чуть не опоздала на теплоход.
А где-то там ступа. И вокруг неё ходят люди.
И снова в путь. До материковой части на Святые Источники.
На Святые Источники нас не хотели пускать — до сих пор не потушили лесные пожары. Но всё же пустили, попросив высоко не забираться. Признаться, запаха дыма я не почувствовала. Зато мы все прекрасно видели дым… И это, на самом деле, грустно. Мы чувствовали себя абсолютно бессильными перед стихией. Ничем не могли помочь.
Набрав воду на источнике (а это было очень кстати — безумно хотелось пить в такую жару), мы побежали купаться на искусственное озеро. Разделено оно было каменистой косой с Байкалом. Температура воды показалась весьма высокой — градуса 22. В маленьком озере водится рыба, которая даже слегка нас напугала.
Забыла написать. Если вдруг соберётесь на Байкал, возьмите резиновые шлёпки, желательно даже такие с пяточками. Купаться в озере можно только в них — слишком каменистое дно, ноги больно. Маленькое искусственное озеро — не исключение.
Ближе к Ольхону проезжали остров Еленка, на котором сидят сверху бакланы, а снизу чайки. Вот такая иерархия (на самом деле, бакланы сверху сушат свои крылья из-за почти полного отсутствия железы, отталкивающей воду). Они к нам, не полетели, а вот чайки… на то они и чайки :).
Откормленные байкальские чайки. Кормили их хлебом.
Во время плавания на теплоходе нас кормили. Точнее, пытались. Давали простой суп с тушёнкой и печенюшки с чаем. Я привыкла много кушать, и этого было слишком мало… Думаю, со мной согласились бы все. Даже добавку чая было сложно выпросить. В общем, 1700 за экскурсию — высокая цена.
Высадившись на берег, мы побежали скорее кушать на базу. А потом — купаться в Байкале, конечно же.
Честно говоря, я бы ещё на денёк осталась на Ольхоне, но мои спутники пожелали посетить Листвянку — местный курорт. Поэтому с утра пораньше мы отправились в сторону истока Ангары. По Ольхону вновь передвигались по дорогам рядом с трассой. Ехали за «буханкой». Вдруг песок стал каким-то слишком мягким. И тут я говорю своим пассажирам: «Мы застрянем сейчас, готовьтесь». И застряли. Но отзывчивый житель Хужира, увидев нас, сразу пришёл на помощь на своём митсубиши (к сожалению, в микроавтобусах сей марки не сильно разбираюсь, поэтому модель не подскажу). Вызволили нас за минуту. Кстати, он просил передать привет Новосибирску (сразу узнал регион 154). Так что привет тебе, Новосибирск, от отличного хужирского парня! :) Радостные мы поехали в сторону парома. Думали, что прождём его ещё несколько часов, как обещал нам один местный парень, но мы не ждали ни минуты… сразу заехали на паром, никого не было в очереди, а он как раз отправлялся.
Съехав с парома, обнаружила, что моя защита передняя провисла, соскочила с клипс — пару раз цепляла ею землю на дорогах Ольхона. Пришлось откопать где-то шнурок и подвязать её.
Добрались до Листвянки мы довольно быстро. Дорога от Иркутска до этого курорта захватывающая в прямом смысле. Напоминает спуски и подъёмы Сан-Франциско :). Несколько раз ощущали свободное падение. Покрытие асфальта на 5+. Сама же Листвянка… не дикое место. Совсем обжитое людьми. Первым делом мы принялись искать жильё. И, что неудивительно, объявлений по всей дороге было оооочень много. Нашли, наверное, самое дешёвое, за 500 рублей с человека. Баня была холодной, хоть и с купелью, стоила 1000 рублей в час. Рекомендовать это место Вам не буду, да и не запомнила ни адреса, ни названия, если таковое вообще имелось. Оставили вещи и поехали, конечно же, купаться в Байкале. Вот тут вода действительно холодная. Градусов 15, не больше. Заходили с криком, купались с криком, но было весело и хорошо.
Переодевшись, мы поехали на подъёмник. Местный житель сказал нам, что он поднимает на высоту, с которой открывается шикарный вид на мыс Черского. И не соврал. Лыжная база называется Истлэнд, поворот на неё возле Байкальского музея (мимо не проедете). Берите билет только на подъём — 100 рублей, вроде, всего. Спуститься можно и на ногах. Хоть дорога проходила и через лес, никаких мошек и комаров нам не повстречалось.
Байкал в тумане. Мыс Черского. Листвянка.
До сих пор, пролистывая фотографии на телефоне, мурашки по телу от невероятных видов Байкала, от его мощи и красоты. Это озеро стоит того, чтобы увидеть его хотя бы раз в жизни, чтобы искупаться в его чистейшей воде. Оно очень разное — каждый день новое состояние, новый цвет воды. Думаю, ни один человек не останется равнодушным.
С утра мы выдвинулись в сторону Красноярска. Думали, что приедем в Новосибирск уже в субботу, но, к сожалению, по пути меня срубила болезнь, поднялась температура. Вести машину было невозможно. И пришлось полежать в больнице в Куйтуне. Доехала я до неё ещё в полном сознании, но уже в больнице на кушетке в приёмном покое вырубилась :). Тут я хочу поблагодарить врачей и медсестёр больницы Куйтуна, которые откачали меня, и на следующее утро я уже была, как огурчик. Честно скажу, больницы в Куйтуне (а это небольшой такой посёлок) лучше, чем у нас в Новосибирске. Разумеется, я говорю о государственных учреждениях. И не о самих врачах, а о помещениях. Думаю, мэру нашего города стоит задуматься об этом.
Выздоровевшая я села снова за руль. Подъезжая к Красноярску, мы встали на временном реверсивном светофоре. Как всегда, ремонт дорог. От проезжавшей мимо машины отскочил камень, аккурат в моё лобовое стекло. Да с такой силой, что пошла трещина. Признаю, это изрядно испортило мне настроение. Начали искать мастерские в Красноярске, чтобы засверлить трещину. Не хотелось, чтобы она пошла дальше. Одна конторка, в которую смогли-таки дозвониться в 6 вечера, рекомендовала очень «Автостёкла». Так называлась мастерская по ремонту стёкол. Незамысловато :). Позвонили туда. Они работали до 7, но с учётом пробок в рабочий красноярский день и нашей достаточной удалённости от города приехать мы могли не раньше 8 вечера. Ребята нас обещали подождать. Чуть позже даже позвонили узнать, всё ли у нас хорошо. Сделали они, я Вам скажу сразу, всё хорошо. Залили трещину жидким стеклом, засверлили её концы. Ребята, спасибо Вам огромное за помощь, если читаете этот отчёт. Но на этом месте снова стекло треснуло уже на Алтае, и трещина поползла дальше. Обзору не мешает, а делать я уже что-то с ней боюсь. Пока поезжу так. Вроде не растёт сильнее. В общем, такие у нас приключения были.
Второй раз в Красноярске мы ночевали уже в другом хостеле. К сожалению, названия я не помню. Он был даже лучше первого, находился на 12 этаже нового здания. Стоимость комнаты на троих — 1100 рублей за ночь. Покушали мы опять в «Планете», но уже в каком-то украинском ресторане — пельмешки, блинчики, окрошка. В общем, то, что я ем только в отпуске. Всё было очень вкусно.
Здание, в котором находился наш хостел.
Ночной Красноярск. Вид из окна хостела.
Дорога из Красноярска до дома была быстро и лёгкой. Добравшись до своей квартиры, я поняла, как сильно устала. От эмоций, от переживаний за машину, от вождения. Проспала я, наверное, часов 15 тогда.
Итог поездки: из-за не очень хороших дорог расход составил в среднем 10 литров. Проехали мы примерно 6000 км за эти 9 дней. Самый дорогой бензин был в Иркутской области. 92-ой — 35-36 рублей за литр. Заправки (Роснефть, Газпромнефть) встречаются достаточно часто, можно не заморачиваться с их поиском. Нужно признать, что машина моя, несмотря на наисложнейшие испытания, выдержала этот путь достойно. Из «потерь»… клипсы защиты сорвались, появилась трещина на лобовом стекле. На моей СТО после поездки проверили подвеску и работу двигателя — всё отлично. Поменяли только задние колодки, но им пора уже было. И масло, конечно же, тоже пришлось уже менять. Всё-таки много тысяч километров проехали…
Стоит ли побывать на Байкале? Ещё как стоит. Только подольше, чем мы, и без особой спешки. Удачных Вам путешествий и лёгкой дороги.
А Новосибирск нас встретил проливным дождём.