|
Маршрут: Крым—Молдавия—Румыния—Болгария—Греция—Македония—Албания—Черногория—Хорватия—Босния&Герцеговина—Сербия—Румыния—Украина.
Доброго всем времени суток! Путешествие в Португалию—Испанию, планируемое, оплаченное и сверстанное на март 2014 года с треском провалилось по геополитическим причинам, надеюсь всем понятным :(.
Шенгенские мультики подходили к концу, и тут как раз Арина со своим танцевальным коллективом собралась на фестиваль в Болгарию. Вот он, повод, красиво закрыть свои визы и посетить южную Европу в виде Балкан и дочь на фестивале в одном флаконе. Да и времени как раз — целых 14 дней. Тем более Светлёна мне уже давно намекала — хочу, мол, в загадочную страну Албанию (мечта детства, как-никак!)… Как не уважить любимую.
Имея на руках открытый шенген, маршрут планировать легко :). Юридически шенгенвиза нужна только для Хорватии и Греции, но, фактически, все вышеперечисленные страны спокойно посещаются только с ней, без открытия национальных, что имеет несомненное удобство для автопутешественников, за исключением 18 штампов в паспорте о пересечениях.
Совместивши нашу жажду приключений и призвав список достопримечательностей ЮНЕСКО в помощь, вышел следующий трип: Пуркари (Молдова) — винные подвалы с 1827 года и встреча с друзьями, Констанца (Румыния) — крупнейший порт на Черном море, Варна (Болгария) — два дня на фестивале « Славянский венец» с Ариной, Салоники (Греция) — исторический центр города= ЮНЕСКО, Охрид (Македония) — озеро и город = ЮНЕСКО, Берат-Гирокастра (Албания) — исторические города = ЮНЕСКО, Тирана — Шкодер (Албания) — столица загадочного государства :) и крепость Розафа, Будва (Черногория), Бока-Которская бухта, Дубровник (Хорватия) — исторический центр города = ЮНЕСКО, Сплит (Хорватия)— исторический центр города = ЮНЕСКО, Белград (Сербия), Бухарест (Румыния).
Кроме того интересовало черноморское побережье Румынии и Болгарии, как соседей-конкурентов по отдыху на Черном море и адриатическое побережье Черногории и Хорватии, в качестве схожести-расхожести пейзажей и сервиса с Крымом. Также изначально планировалось пересечь Боснию-Герцеговину по пути из Сплита в Белград с заездом в Мостар и Сараево. Как программа максимум, посетить Косово. К сожалению, ввиду отсутствия резиновости времени и недетского утомления при пересечении вышесказанных 18 границ за 14 дней пути, не все задуманное свершается :(.
Возникли проблемы с зеленой картой и кредитками. В Крыму грин уже не оформляют, пришлось сделать это в Николаеве. Карточки тоже все накрылись :(, заказал через инет, тоже в Николаеве по пути забрали и денег сразу кинули.
Связь традиционно обеспечивала «Балтия»: карточку «Глобал-сим» купили и Арине, сами пользовались «Тревел-сим». Недорогая call-back связь по 0,25 евро/минута.
Как всегда, в каждой стране было найдено и забронировано заранее по Booking жилище для себя с обязательным паркингом для машинки в пешей доступности от основных туристических сайтов. Исходя из несостоявшейся мартовской поездки отели букились только с оплатой по приезду и без штрафных санкций за отмену бронирования.
Все отели и дневные маршруты внесены в навигатор. На этот раз я изменил верному IGO в пользу малоизученного, но очень мне приглянувшегося OsmAnd на андроиде в двух смартфонах. По итогам, это было правильно, верный навигатор Element T9b нереально тормозил, да и карты с POI и прочими ништяками в OsmAnd прописаны куда лучше. Только вот вещающий женский голосок чёй-то не айс, за это она и получила своё прозвище «баба».
День 1. 4 июня 2014. Севастополь—Пуркари
Дневной пробег,км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в пути без учета остановок, час |
627,4 |
72 |
8:42 |
Сдав Арину к детям на автобус в Болгарию, уже не заезжая домой, в 6:30 выезжаем в сторону Одессы по привычной дороге, кроме непривычной границы в Армянске. В сторону Украины вьезжаем быстро, все вежливо и корректно, уложились в минут 40. Далее пробегают Николаев и Одесса, вот уже и молдавская граница.
К сведению, на погранпереходе Маяки есть особенность в том, что уже покинув территорию Украины, ты еще километра два едешь по буферной зоне и важно не прозевать поворот в Молдову –он ничем не обозначен.
В 16:30 мы на молдавском КПП и единственные, это радует. Молдаване очень вежливы, на границе работает много женщин — путь к ЕС явно на пользу. Оплачиваю экологию (25 молд. лей = 1,35 евро) и виньету на неделю (75,65 молд. лей = 4 евро), оплата наличными, обмен тут же.
Кстати, очень удобный сайт со свежей инфой про виньеты, цены на бензин в странах Европы: http://autotraveler.ru/
30 минут и мы в республике Молдова. Едем по IGO, на OsmAnd карту Молдовы я не ставил. Дорога, как любят навигаторы, пошла по деревням. Смотрю, автобан все грунтовее, деревни глуше, люди оборачиваются — верный признак кратчайшего маршрута в навигаторском понимании :). Кое-как по буеракам выхожу на трассу R-30 нормального качества, немного километров, поворот направо, неизвестный для навигатора, и вскоре мы в Пуркари.
Отель Vinaria Purcari 4* находится прямо на территории винзавода (http://www.purcari.md/) и похож на небольшой французский шато. Огромный номер на мансардном этаже обходиться в 1 110 молд. лей = 60 евро.
Планировалось посетить подвалы и производство, но, оказывается, мы припоздали и пуркарцы-виноделы разошлись по домам:(, но вино осталось :).
Через час подьезжают друзья. Вкусный молдавский ужин с хорошим европейским обслуживанием под аккомпанимент Negru de Purcari, да еще под одну… Отличное у них вино… и спать…
День 2. 5 июня 2014. Пуркари—Констанца
Дневной пробег,км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в пути без учета остановок, час |
482,8 |
60 |
8:04 |
В этот раз решили ехать через Молдову, прочитав, что дороги к румынской границе там лучше (не верьте на слово:(), решили сэк,ономить время на погранпереходе и вместо Джурджулешт выбрали Кагул. Заезжая :) вперед замечу, что время особо не сэкономили и дороги в Молдове не лучше Украины.
Выехав в 7:00 из Пуркари, держим путь на Каушаны. Дорога отличная, идут постоянные работы, но движению это не мешает. Радость была недолгой — участок до Чимишлии, словно кроты порылись, крупногабаритные, видно, такие :(. Дорога R-26 идет вверх-вниз, утомительно… Далее М-3 до Комрата уже полностью отремонтирована на евроденьги. В столице гордой Гагаузии решаем перекусить. Где-то в районе центра нашли кафе — дорого и невкусно.
Вспомнился обед в Бельцах в далеком 2002:
— Что у вас есть из местной молдавской кухни?
— Ну-уу отбивная по-французски…
До поворота на Кагул трасса в состоянии евроремонта, где-то деньги уже освоены и закопаны, а где-то дороги не было и нет.
За Кагулом заправляюсь на остатки молдавских лей бензином, 5 км и КПП Кагул—Оанча. Впереди машин десять. Пограничница пускает нас почему-то первыми (увидев украинские номера?). Еще 10 минут Молдовы и час перед евроРумынией (в 2009 в Джурджулешты—Галац было быстрее). Пока стояли, купил виньету, неделя = 3 евро, электронная.
Пропетляв по местным дорогам с селами на скорости 40-60 км/ч, останавливаюсь в Галаце поменять деньги (ну нравятся мне румынские пластиковые шуршашки:)) в банке. Обмен по паспорту, попросил без очереди и на Браилу. Через паром ехать не рискнул, когда планировал, решил — мост надежнее.
На окраине останавливаемся пообедать у придорожного мотеля. Кухня румынская, знаем по прошлой поездке, сытная, вкусная, порции огромные, ну только цены подросли… не только у нас инфляция. А дождь от самой Гагаузии все идет.
В Берегануле сворачиваю на 21-А, что скоротом ведет на 2-А и к мосту через Дунай. Знаков обьезда и стопов нет, а там ремонтище, все в жирном румынском черноземе, но все упорно едут сквозь канавы, экскаваторы и бульдозеры.
Славно извозюкавшись, добираемся до моста. Мост платный, оплата наличкой, 11 RON=2.5 евро при сьезде. Ближе к морю дождь, наконец, прекращается, но будет преследовать нас всю дорогу.
В Констанцу вьезжаем около 18:00. Отель Palace RRT 3* стоимостью в 212,59 RON= 49 евро, находится в самом центре. Постояльцев много, отель явно популярен + еще детские баскетбольные команды с шумом-гамом бегают по коридорам… Номер бронировал с боковым видом на море.
Само здание отеля родом из золотого века, вот только позолота чуть обветшала. Как выяснится позже — это свойственно всему центру Констанцы. Ну, а пока, дежурные сумки с собой, машинку на стоянку у отеля, а сами в город.
Центр Констанцы активно реконструируется, настолько активно, что тротуаров и проезжей части на некоторый улицах нет вовсе.
Многое уже отреставрировано, или ожидает своего часа…
Ну вот до казино очередь, видно, еще не дошла.
Похоже, местные власти хотят из запущенного и непопулярного в советское время центра сделать хороший туристический аттракцион с сувенирками, этническими кафешками и прочими привлекашками, город-то портовый Ну, а нам «повезло» увидеть это на начальном этапе. Посидев в колоритной национальной харчевне, расслабившись прекрасным румынским пивом, бредем по тихим улочкам к отелю спать.
День 3. 6 июня 2014. Констанца—Варна
Дневной пробег,км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в пути без учета остановок, час |
169 |
53 |
3:11 |
После добротного шведского завтрака в ресторане отеля с видом на нашерумынское Черное море по плану шопинг в City Park Mall (Bulevardul Alexandru Lăpușneanu 116C http://www.city-park.ro). Пока брендовые магазины закрыты, посещаем супер Cora на предмет так понравившегося мне в прошлую поездку румынского пива для коллекции и вкусняшек для Арины и её танцевальной компании. Пара часов шопинга, и в путь. Дорогу я нарочно выбрал вдоль берега, чтобы посмотреть, как обустроено курортное побережье Румынии с красочными названиями курортов: Мангалия, Олимп, Венера, Юпитер, Нептун и Эйфория, ну и Болгарии с Балчик, Албеной и Золотыми песками. Ну небезынтересно нам, крымчанам, кто отбирает у нас потенциальных туристов с их золотыми :). Румынское побережье оказалось более похоже на равнинное западно-крымское у Евпатории, а болгарское — погористее, как восточно-крымское около Феодосии—Судака. В целом по природе для нас крымчан разницы нет. Такие же, похожие на ниши, миниотельки тянутся вдоль дороги. В Мангалии остановились в ресторанчике при миниотеле пообедать.
Чувствуешь, как у себя на Родине, только сервиса побольше, да и отдыхающих тоже… Румынская чорба вкусна, как обычно.
За обед 50 RON=11,3 евро.
Граница прозрачна, совместный пост находиться на румынской стороне. Мультишенген делает свое дело — добро пожаловать в Болгарию, мечту советского туриста!
Виньетки продают в будках за бывшей границей, клеятся на стекло, 1 неделя = 5 евро.
Первый раз после Украины заправляюсь болгарским бензином (в Румынии он дороже 1л 95-го =6,20 румын.лей= 1,39 евро, несмотря на добычу и собственную нефтепереработку) в селе с чудным уху названием Дуранкулак. Литр 95-го 2,52 лева = 1,29 евро, оплата карточкой.
После мультивалютной поездки в Финляндию и кучей литов, латов, крон, зайчиков в кошельке — всем настоятельно советую брать с собой несколько карточек разных систем. Это вам не Крым — рассчитаться можно практически везде :).
Дорога до Балчика, я бы сказал, неухоженная, даже в нашем славянском понимании: трава в рост на обочинах, змеи дорогу переползают, но покрытие норм. Солнце светит вовсю, и мы понимаем, что машина чертовски грязна после румынских-то глиноземов с дождями. Время позволяет, а тут и мойка находиться, не доезжая Албены. В четвертом часу заруливаем к Арише на Золотые пески. Все пансионатные отели находятся на огороженной территории заповедника Золотые пески — но пропускают всех. Дорожки узкие, движение одностороннее, петляем мимо отелей по виду 80-х годов, новых мало.
Парканулись возле арининого Царевца, обьяснили дочкой — без проблем. Нашли своё впервыйразсамостоятельное чадо.
а вскоре почувствовали себя многодетными родителями — все дети гурьбой к нам, дома всего три дня не были, а видно, как соскучились хоть по кому-то с Родины. Но детская печаль быстротечна…игры продолжились.
Пробыли с дочей до вечера, и часам к 19:00 поехали в Варну поселяться в Boutique Splendid Hotel 4*. Отель очень хорош, находится в отреставрированном старинном здании, стоянка бесплатна под отелем. Две ночи = 92 евро с завтраком. Вид из номера:
К слову, нашли в номере интересный агрегат, никто из персонала не знал, что это. На следующий день выяснили — стрелки на брюках делать :).
Последовавшая затем прогулка по Варне не оставила даже следа в фотоаппаратах :(.
Вроде и пешеходная улочка к центральному бульвару Сливница в новой плитке и с фонариками, и народ тусуется, а глазу зацепиться не за что... Все такое знакомое, такое совковое... Валюту менять не стал — курс в обменниках разводиловский. Сели поужинать в бистро «Европа»: пицца и белое столовое, карточки не берут, хорошо, договорился с официантом — он взял с нас еврами. Обратно мимо сквера Севастополь (!) и исторического музея бредем к отелю.
Не понравилась нам Варна — не судите строго, есть с чем сравнивать. С точки зрения туриста-купальщика в море, да, а вот с точки зрения сайтов и ат — мосферы своего на
Родине хватает. Ощущения, как будто где-то это уже все было… Ах да, про Крым то я и забыл! Дух совка — вот что плавает над городом, вот, наверно, почему сюда едет руссотурист, за недополученной в СССР Болгарией, как заграницей. Но это — не наше…
День 4. 7 июня 2014 Варна—Золотые Пески—Варна
Дневной пробег,км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в пути без учета остановок, час |
44,9 |
32 |
1:32 |
Сегодня до обеда шопинг в местном Гранд Молл (улица Академик Андрей Сахаров 2 www.grandmall-varna.com), а после обеда выступление нашей несравненной дочери в первый раз на конкурсе « Славянский венец », еще и солисткой. Ну шопинг, как шопинг — его много не бывает: Зары, Берушки, из местного — болгарская косметика на основе розы, коньяки, пардон, брэнди Pliska семилетняя и Karnobat, ну и болгарское пиво для меня в коллекцию.
Что интересно, популярных в СССР и встречающихся до сих пор болгарских сигарет («Родопи», «Опал» и т.д.) и вин («Тамянка», «Кадарка» и т.п.) нигде не видел, спрашивал — никто и не помнит и не знает. Впрочем, по ассортименту видно — виноделие Болгарии, следуя общемировым тенденциям, перешло на производство сортовых сухих вин.
После обеда мы, как правильные родичи, у отеля поддержать детскую команду — не тут-то было, конкурс перенесли на другой день : (. Ну, посмотрели репетицию — красиво, не зря первое место который год занимают.
Арина довольна, как слоненок! Потом прогулялись по Золотым пескам, спустились к берегу, отведали, наконец, национальной кухни в кафе, коснулись моря Черного с другой от нас стороны :) .
Много русскоязычных, очень много, а местные говорят, не сезон. Сколько ж их в сезон? Нам бы в Крыму и этого бы… Цены на отели, экскурсии и еду нормальные, чартеры из России и Украины есть, потому, очевидно, и едут сюда массово соотечественники, этакий русский анклав, каким, собственно, становиться и вся Болгария.
Распрощавшись с дочей, оставив её в нескучной компании детей в первый самостоятельный раз, возвращаемся вечером к отелю. Вино, сыр, спать … завтра дальний перегон.
День 5. 8 июня 2014. Варна—Салоники
Дневной пробег,км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в пути без учета остановок, час |
693,3 |
89 |
7:46 |
Добротно позавтракавши в отеле, около 8:30 выезжаем. Дорога лежит мимо квартала Варны Аспарухово, где буквально вскоре, 19 июня, вследствие ливней сойдет оползень и погибнет девять человек…: (А пока просто идет маленький дождик.
Автомагистраль заканчивается быстро и горная дорога, похожая на Алушта—Судак ведет нас мимо Солнечного Берега (много новостроя, явно заточенного для продажи руссотуристо) к Бургасу. Места степные, по мне так очень похоже на Крым и визуально, и инфраструктурно. Бургас цепляем по окраине и выходим на автобан А-1 «Тракия», связывающий четвертый по величине город-порт с Пловдивом—Софией и являющийся по сути единственным в Болгарии (А-2 и А-3 пока не в счет..) по прошествии сорокалетнего строительства… (http://reformi.org/reformi/a1-avtomagistrala-trakiya-11/)
Автобан есть автобан и 162 км пролетают быстро. Перед поворотом на Хасково—Димитровград заезжаем на заправку болгарского «Лукойла» (его завод находиться в Бургасе): 95-й = 2,5 лева=1,28 евро. Дорога №5, в которую мы влились в районе Старой Загоры, активно достраивается, а ее участок от Кырджали до греческой границы введен сравнительно недавно До этого путь в Грецию лежал или через Турцию, или через Софию—Благоевград, что вряд ли назовешь удобным и быстрым. На моей последней сборке IGO он еще даже не обозначен…
За Хасково постепенно начинаются места с компактным проживанием турок. Это видно невооруженным взглядом и по быту, и по кухне. Мы как раз остановились перекусить где -то в предгорьях Восточный Родопи (да-да, это не только сигареты:)), 15 лев =7,68 евро за экологичную турецкую трапезу в компании суровых болгарских турок.
По красивой горной дороге взбираемся на перевал — именно там начинается Греция. На КПП Маказа машин нет, но и совместный болгаро-греческий контроль никуда не спешит.
30 минут сиесты на горном воздухе и мы без досмотра и прочих таможенных формальностей, так любимых у славян, вьезжаем в страну, где по слухам есть все :).
17 км горного серпантина, который с греческой стороны покруче. Наша баба (навигатор) перешла на греческий язык в названиях — это нечто:
— Вам надо свернуть на лямбда-ипсилон-кси-дельта-альфа — микрон, etc…
Пока вещает, уже проедешь и лямбду, и дельту и упрешься в микрон :).Уп-сс... дорога недостроена и, немного поблуждав по объездам проселочными дорогами, вьезжаем на платный автобан №2.
До Кавалы местность пустынна, жизнь теплится в селениях у предгорий по бесплатной дороге. Автобан маломашинен, может, греки экономят? За Кавалой начинается жизнь, появляются и машины, и красивые горно-морские пейзажи. Наши любимые олеандры нагло растут вдоль дороги. До Салоник проехали три пункта оплаты, все участки по 2,4 евро — недорого.
В Салониках у нас забронирован отельчик «Orestias Kastorias», 2* за 46 евро с бесплатной стоянкой около отеля, но без завтрака. Ну, нормальные такие греческие две звезды, аскетично и чистенько.
Машину поставили прямо перед входом, попросили убрать вещи из салона — воруют :(. Прямо под отелем греческое кафе с вытекающими шумовыми эффектами до середины ночи:), а с балкончика номера вид на амфитеатр в одну сторону и базилику Святого Дмитрия в другую.
Погода прекрасная, идем смотреть самый балканский город Греции.
Спускаемся мимо римского амфитеатра по бульвару Аристотеля, застроенного после пожара 1917 года лучшими европейскими архитекторами, к морю.
Покупаем холодный греческий кофе freddito ice и, не спеша, вдоль моря бредем к Белой башне.
Но голод — не тетка, забредаем в так уместно встретившееся таверну Balkonaki (The tavern by the sea — наша тема). Мусака, жареные щупальца осьминога, сувлаки (греческий шашлык).
И графин белого столового вина с видом с балкона 2-го этажа на бухту со снующими корабликами и туристами умиротворяют картину длинного дня.
Решаем дойти до Белой башни и возвращаться к отелю, а остальное досмотреть завтра. Но внезапный дождь меняет планы и после получасового ожидания и понимания, что дождь и прогулка без зонтов никак не коннектятся, просим вызвать нам такси, и за 8 евро важный черный «Мерседес» с важным греком-таксисом в галстуке везет нас в отель.
День 6. 9 июня 2014. Салоники—Охрид
Дневной пробег,км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в пути без учета остановок, час |
304,2 |
69 |
4:23 |
Туристу никогда не спиться, а вот Салоникам в 8:00 утра очень даже. Пока мы бредем по пустынным улицам к Ротонде, пытаясь попить кофе, понимаем, немцы, спонсирующие Грецию, и греки, тратящие их деньги на вечную сиесту, явно с разных планет.
От Ротонды (вход бесплатный) мимо арки Галерия,…
мимо чудной Спасо-Преображенской церкви,…
столь полюбившейся Свете держим путь к Святой Софие.
Обращаем внимание — греки не заморачиваются насчет культа исторических сооружений. Та самая, полюбившаяся Свете, да и масса других церквей, античных развалин и етс находиться просто посреди современного города.
Хорошо прослеживается, как высоко поднялся культурный слой. Пройдя мимо развалин дворцового комплекса Галерия…
продвигаемся к Белой башне…
Пара часов ходьбы и солнышко, выпаривающее вчерашние хляби, дают знать. Оседаем на пит-стоп в кафе с чудным запахом свежей выпечки, холодным кофе и видом на Софию. Заходим во двор монастыря святой Теодоры, пересекаем бульвар Аристотеля и, побродив по узеньким улочкам Старого рынка, понимаем,время прощаться — скоро выселяться. Отметившись у церкви «Панагия Халкеон»,…
с работающими греками…
и заглянув напоследок в базилику Святого Дмитрия, спешим собрать пожитки и в путь.
Далее нас еще ждет торговый центр Mediteranean Cosmos (http://www.medcosmos.gr/en),
удививший количеством шопящихся людей (в большинстве местных) в кризисной Греции, да в рабочее-то время. Из интересного купил в гипере местной рецины. На вопрос греку: « Что это за напиток?», получил правильный ответ: «Это — рецина». Логично :).
Быстренько отобедав вкусной местной пищей в бистро при ТЦ, выходим уже в дождь. Удачно мы с утра поСалонились. Баба-навигатор вместо обьездной магистрали тащит нас сквозь все городские пробки.
Окончательно распрощавшись с полюбившимися Салониками…
и морально включив их в планируемое путешествие по Италии—Греции, несемся по автобану, чтобы не терять времени. Нас торжественно сопровождает чернющее небо и проливной дождь.
За городом с античным именем Птолемаида бан заканчивается вместе с дождем и начинаются просто дороги. Достаточно узкие, но хорошего качества, да и машин немного. Едем по плато, справа-слева невысокие горы. Похолодало и сильный ветер, хотя высота небольшая около 600 м.
Где-то часа в четыре подкатываем к границе, контроль раздельный. Грецию выходим быстро, ну как быстро, не спеша — это ж Греция! Нейтральная полоса с греческим дьютиком (цены не намного ниже, чем в супермаркетах).
Славяноговорящие таможенники БЮРМ почти рады нас видеть. Почему почти? Да, так, узрев, что мы из Украины: « У вас ведь война?», неохотно зовет напарника и неспешненько начинают осматривать машину. Просят достать чемодан на досмотровый стол (ну там явно снаряды после пяти границ…). Собственно, одним чемоданом все и закончилось, но неприятно. Вот за это мы и любим маленькие, гордые своей независимостью страны, особенно, славянские и вахтеров всех мастей :).
Кстати, за все наши поездки, (и будущие тоже) — это был единственный раз досмотра с выниманием вещей из машины.
С чувством неприятного осадка мы въезжаем в первый на нашем пути осколок Югославии. Небогатенько, сельскохозяйственноэкологично.
По плану поездки мы должны зарулить в Битолу на пару часов, погулять по центру и глянуть на развалины Гераклеи, но трафик сорвался и времени нам уже не хватает, поэтому заехали только на битоловскую АЗС (95-й=80,5 македонских динар = 1,31 евро). Неширокие безъямочные дороги, городки, пошли перевалы с фурами и соответствующей скоростью, Наконец, выезжаем в долину.
Македонец продает клубнику, не удержались, 1 кг = 3 евро. Красивая, но кислаааая, дожди весь июнь… Вьезжаем в сам Охрид и поворачиваем к старому городу, крепостные ворота, налево 100 м и наша вилла « Villa Kale» 4 *= 48 евро с завтраком и радушной хозяйкой Горданой Коваческой на пороге.
Наш номер наверху. Заходим, окна открыты — перед нами красотища: озеро, домики сбегают вниз по склонам.
15 минут на сборы-разборы и вниз к озеру по стареньким улочкам мимо амфитеатра,…
вспоминающих югославское детство авто.
По пути много ресторанчиков. Голод дает знать, но пока светло, решили побродить. Вот и озеро.
Туристов много, причем неместных, не скажу, что аншлаг, но место определенно модное. Прогулялись по торговой улице, много турецких не брэндовых вещей, цены недешевые, все-таки курорт. Интересные ощущения: язык славянский, понятный, надписи кириллицей, тоже понятны, а антураж больше восточный. Балканы…
Поменял немного местных денег. Стемнело, и мы приподвалились в тихий национальный ресторанчик «Антико». В виде местной еды нам принесли айвар (печено-тушеный и растертый в пасту болгарский перец с баклажанами и фасолью), чевапчичи (колбаски из рубленого мяса) и сельско месо (ну тут все понятно:)). Все очень вкусно, да под бутылочку красного полусухого вина «Tga za jug» (« Тоска по югу» переводиться — название известной болгарской поэмы).
Кстати, даже наши крымские виноделы используют македонские виноматериалы.
Побеседовали с официантом о житье-бытье в Украине—Македонии в контексте аналогии событий, и таких разговоров по всему нашему пути по нынешним республикам бывшей федерации будет иметь место.
После сытного ужина моцион в гору к отелю очень кстати, Шли мы, шли, пока я не понял, что идем-то мы не туда… Призванный на помощь врожденный компас ситуации не улучшил, пришлось вызывать на помощь бабу-навигатора.
Но прогулка под романтическим лунным небом по романтическому городку с романтическим озером удалась. Сон был сладок.
День 7. 10 июня 2014. Охрид—Берат—Гирокастра
Дневной пробег,км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в пути без учета остановок, час |
349,2 |
53 |
6:38 |
Прекрасный вид из окна и не менее прекрасный домашний завтрак компенсировали расставание с Охридом. Поболтали напоследок с хозяйкой пани Горданой о мировых и локальных проблемах. Оказывается, она работала долгое время на поприще энергетики. Была в командировках в Запорожье и много знает про Украину и украинцев. Вышла на пенсию и теперь хозяйничает на своей вилле. Говорит, трудно заниматься частным бизнесом (это мы в курсе), проще было работать на компанию.
Заезжаем в местный супермаркет купить домой вкусняшек: айвар, вино « с тоской по Македонииюгу», сладко (местный джем), конечно, местного пива.
Обьезжаем озеро, и вот уже граница. Машин, как всегда, кроме Крыма, немного. Вежливыесуровые албанские погранцы в черном просканировали нам мозг и мы в «загадочной» стране дотов, автомоек и мерседесов :). По факту, подтвердились все штампы, кроме дотов (или они прятались от нас?).
КПП оказывается на горе. Несколько километров, шикарный вид на лежащую внизу долину и длинный серпантин с хорошего качества покрытием, приводит нас вниз. И первое, что мы встречаем из местной цивилизации — ну, конечно, мойка! Отмечаемся, цена смешная. Пока пьем кофе и смотрим на моющуюся машинку,…
размениваю наличные у хозяина. А вот и первый городок: чисто, аккуратно, мусульманско…
Дорога петляет по межгорью, затем вдоль берега бурной горной речки, трафик средний. Сама дорога не новая, но с асфальтом:) и без ям. Хорошие виды и картинки из окна сменяют друг друга, там-сям попадаются экоотельчики.
Вот и первый крупный город Эльбасан. Проходим его по краю, но понятно — движение тут броуновское. Как бы и все стараются, по правилам едут, и разметка — знаки есть, но постоянно начеку.
Дорога уже идет по равнине, какие-то ремонты, ограничения 60. Я стараюсь идти хотя бы 100 и становлюсь нарушителем для местной дорожной полиции. Делаю вид, что не понимаю албаского:), а они русского, на том и расстаемся. Вообще, полиции на дорогах много и они активно останавливают местных — вспоминается наше недалекое прошлое с гаишниками…
Много маленьких городков, трафик увеличивается, дороги ухудшаются. Останавливаемся купить местных фруктов, выходим из машины, а там такое пекло, пылище. Быстрее обратно и вперед. Ненадолго выезжаем на новую четырехполоску SH-4, поворот на Берат, и дорога перестает быть сказкой. Идет активный ремонт: пылища, щебень, самосвалы, обьезды. В городках ямы с полмашины.
В самый разгар местной жары являемся в Берат: идти в гору желания нет и Мурано штурмует 20-ти градусный подьем по древней брусчатке. Машинку жалко, но в итоге мы оказываемся у самого входа в крепость (вход внутрь 100 лек= 0,7 евро).
Как говорят в путеводителях, одну из немногих, где до сих пор живут люди, которые и торгуют туристам нехитрую сувенирку. Милые улочки, домики, шикарные виды на городок и долину,
но жгучее солнце не дает спокойно походить по улочкам и закоулочкам.
Дорога еще дальняя, и мы сбегаем из крепости. На обратном пути останавливаемся посмотреть на хрестоматийный вид на город тысячи окон и прощай, Берат, идем на Гирокастре.
К ней есть короткая дорога через горы, но, спросив местных, да и поняв, каковы могут быть здесь второстепенные дороги, решаю ехать по магистральной SH-4.Теперь, чтобы до нее добраться, надо возвращаться по всем колдоебинам полный обратный путь до поворота в Люшне или с середины сокращать по местным дорогам и выезжать в Фиери на трассу. Выбираю второй вариант.
Поначалу дорога была вменяемая, потом мы узнали албанские колхозы и глубинку, потом легкое бездорожье, потом бездорожье с обьездами по бездорожью. Когда надежда стала угасать, впереди замаячила цивилизация: город-сказка Фиери. Километров десять загруженной трассы, и дороги расходятся: одна идет по побережью к Саранде, наша — через Гирокастру коридором в Грецию.
До Фратара дошли отлично, дорога или полностью перекрыта, или небольшие доделки. Время далеко за обед, начинаем подыскивать местный пищепром. Обычно этим у нас всегда занимается Света, но кафешек немного и, вопреки, я, как самый голодный, останавливаюсь у первого.
Далее происходит разговор глухого с немым:
— Дайте меню, пжл, на английском.
— Это же на албанском…
— А курица у вас есть (изображаю курицу)?
Радостно смеются. Света моя пантомимы не любит, албанского не знает (я тоже:(), берет за руку и вытягивает к машине.За кордоном нужен крепкий здоровый желудок.
Таким образом мы продолжаем путь еще несколько тысяч парсеков и через минут десять находим искомое — прелестное этнокафе с зоопарком, албанскими, немного англоговорящими мальчуганами и местной едой.
Не скажу, что произведение искусства, но сьедобно. До Гирокастры уже недалеко, дорога неширокая, не новая, но подремонтированная, иногда идет под над самым обрывом к речке.
Около родника продают мед. Я, как человек после Закарпатья уже 7 лет пьющий чай с медом, неравнодушен…Но цена ого — явно для евротурЫстов.
Ну вот, наконец, и Гирокастра. Опять подьем под 20 градусов по древней брусчатке сквозь старый город к отелю — он у нас под самой крепостью.
Hotel «Gjirokastra» (номер — 30 евро c завтраком, парковка рядом с отелем) представляет из себя традиционные албанские здания, переделанные под номера.
Очень стильно и уютно.
Покидав вещи, стремимся к крепости. Баба-навигатор тащит, конечно, напрямик, через албанские кущи и коз, но, достаточно быстро, мы добираемся до входа. Дядя-албанец разводит руками, говорит, билеты, типа, ёк, билетный день кончился. Наличка, перекочевавшая из рук в руки, сделала свое дело и нам дали полчаса на осмотр. Ровно столько нам и хватило полазить по казематам с выставкой средств уничтожения лишнего человечества.
И, лицезрев Албанию и Гирокастру с вершины неприступной крепости, в очередной раз почувствовать себя покорителями новой страны.
Полчаса истекали, и мы по-быстренькому слиняли, ночевка в неприступной крепости не входила в турплан. Побродив по старинным булыжным улочкам городка,…
отметили, что в кавярнях сидят только мужчины, женщин не видно, ну оно и понятно. Туристы есть, но не кишащие, (как в Праге, например). Купив неизменный флаг для меня и кофейную кружечку для Светы, вернулись к нашему албанскому пристанищу. Насыщенный день заканчивался бутылочкой темного пива «Тирана» для меня и созерцанием вида на ночную крепость для Светы.
День 8. 11 июня 2014. Гирокастра—Тирана—Шкодер
Дневной пробег,км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в пути без учета остановок, час |
334,4 |
69 |
5:33 |
Прекрасная погода БЕЗ ДОЖДЯ, национальный завтрак натуральными домашними продуктами, мы в седле и с попутными машинами местных мерседесоводов движемся к столице. Пришлось ехать по уже пройденной нами дороге…
К сожалению, благодаря местным низкоскоростным дорогам, тема проезда на пляжи Саранды и к Тиране вдоль берега по серпантинам отвалилась.
Отметили интересную вещь. Проезжая мимо патрулей полиции настоящий албанец обязательно поприветствует экипаж, а в особых случаях приостановиться и поздоровкается.
От Фиери идет приличного качества четырехполоска, ближе к Дурресу перерастающая в автомагистраль. Сам Дуррес активно строиться, в том числе и многоуровневые развязки, но все как-то по-славянскиалбански: бестолково, с дурацкими обьездами в лужах грязи за мерседесами :). Пропетляв по задворкам Дурреса, выскакиваем на шикарный автобан SH2 Дуррес—Тирана, по которому со скоростями зашкаливающие за установленные, носятся новые албанцы на новых (иногда далеко не новых :)) мерседесах разных автопроизводителей.
Справа попадается молл: City Park Albania (www.cityparkalbania.com/). Время обеда и мы сьезжаем — заезжаем. Огромный проевропейский молл с катком, но не Греция, пусто. Наверно, работают люди… Шеф-повар, единственный, кто в Албании удивился, узнав, что мы из Украины. Вскоре, заехав в Тирану, влипаем в тянучку.
Есть время осмотреться. Появилось много авто с косовскими номерами. Сам город застраивается в современном европейском стиле, но с восточным бардаком.
Баба-навигатор петляет нас по улочкам, мало похожим на магистральные. Внезапно (к сожалению, не сфоткал) появляется строящийся автобан Тирана—Эльбасан, перманентно проходящий то мимо цыганского табора с разборками машин и немыслимыми хламьем, то мимо современных жилых массивов и так же внезапно обрывающийся около искомого нами мола TEG Tirana East Gate (http://teg.al/).
Пошопившись в нормальном европейском торговом центре и купив всего одну (!) банку албанского пива в супере Carrеfour совершаем come back в центр столицы загадочной Албании.
Возникает пекло, и бродить по раскаленным улицам, глядя на уже осоловевших туристов, нет сил. Однако, центральную площадь …
и ее окрестности…
мы проплелись.
Опять в седло, тянучки на выезд из города и баба уводит нас в какие-то огороды, пропетляв по которым, мы неожиданно выскакиваем прямо у аэропорта Тираны. Снова узенькие дорожки, и мы со скоростью 40 км ч за автобусами, фурами постоянным потоком, идущим в обоих направлениях, перемещаемся к Шкодеру.
Ближе к городу дорога слегка пустеет, появляется крепость на холме.
Это Розафа, достопримечательность Шкодера, но после сегодняшнего броуновского албанского движения сквозь кипящую местную жизнь хочется релакса и европейского неспешья. Крепость откладываем на утро. Проехав сквозь город, понимаем, что смотреть тут особо нечего: (. Уже добравшись до забукенного отеля «Hotel Tradita» 3* (56 евро с парковкой и завтраком), даже возникает желание не останавливаясь валить дальше и заночевать уже в Черногории.
Тут очень кстати, баба-навигатор теряет энергосилы и здравый смысл перевешивает. Остаемся по графику.
Отель очень хорош: приветливый персонал, все в национальном этностиле. Плотно поужинав местной, очень вкусной домашней кухней рядом с шумной группой немецких старичков, решаем пройтись к центру — благо мы рядом. Сам городок весьма провинциален, но пограничье и крепость делают свое дело. Сюда свозят туристов с Черногории посмотреть на Албанию.
Добравшись до пешеходной эспланады…
обнаружили кучу гуляющего народа, в большинстве местного, ретушированные здания,…
правда некоторые в качестве обманки :)…
Зашли в местные магазинчики. Купили местного албанского вина, которого не было в ТЦ и айвового варенья (светино, однозначно, лучше!). Холодное белое вино на сон грядущий во дворике отеля было очень кстати.
Адская смесь новой европейщины с традиционной восточной азиачиной, густо приправленная широченными пустующими автобанами и загруженными мерсами разных мастей популярныим направлениями преследовало нас все албанское время. Кипучая жизнь пост-глубокосоциалистической страны резко контрастирует с размеренностью европейской европы. Но вектор страны виден четко — на запад. Редкостный замес огромного количества вкладываемых в экономику евроденег и азиатского бурления даст свои плоды, думается, куда быстрее, чем европуть для Украины.
День 9. 12 июня 2014. Шкодер—Будва—Дубровник
Дневной пробег,км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в пути без учета остановок, час |
196,7 |
44 |
4:29 |
Утро встретило прекрасной погодой и огромным количеством местной еды на завтрак.
В крепость уже не хотелось, хотелось моря и Черногории. Ехать до границы близко. Заправка албанским топливом напоследок, и мы уже в очереди к КПП видим первый и единственный дот Албании.
С нами в дорогу всегда ездит канистра с аварийным бензином, прикрытая пленкой и зачастую вызывает интерес органов погранконтроля. Обычно все понимают — дорога длинная, запас на всякий случай, и т.д. и т.п. А вот в этот раз чем-то она не понравилась албанскому таможеннику:
— Вы, — говорит, — строите из себя туристов, а на самом деле контрабас бензина вывозите :).
— Да забирай ты канистру, — говорю, — залил бы, но у меня полный бак…
— Нет, — говорит, — возвращайтесь обратно в Албанию.
Погранец при этом молчит. Ну, послушал я его, спереди машина, сзади авто, албанский не понимай и поехал вперед. Так и выехали из Албании с украинским бензином.
Черногория встретила тоже дотошным контролем, чем, как мы заметили, отличаются страны спешащие в ЕС (в отличие от уже вошедших туда). Теперь стражу не понравились болгарские крема и шампуни с розой — много говорит, на продажу везете. Аргументировали наличием друзей и необходимостью им что-то дарить после поездки.
Баба-навигатор потащила нас, как всегда, кратчайшим путем по горам с козами, местными машинами, обрывистыми дорогами и деревушками. Пейзажи перемежались горками мусора и шикарными видами с высоты на море.
Выехав на трассу сразу поняли под кого заточена страна…Бигборды на русском недвусмысленно об этом вещали.
Проходя сквозь Бар, дорога идет вдоль моря с пляжами. Ну как не искупаться в Адриатике! Достаточно рано, пляж еще почти пуст,…
Вода не чай — градусов 20, мне — норм, Света осторожничает. Освежился и с налетом адриатической соли дальше.
И чем дальше, тем красивее. Крым, конечно, неуловимо напоминает, так же как Лазурное побережье Франции, но наличие изумительно бирюзового цвета моря и разбросанных маленьких островков сообщает — вы не на родине. Вот и растиражированный в рекламе остров Святого Стефана.
К обеду вьезжаем в Будву, забираемся максимально близко к Старому городу и паркуемся на платной стояночке за 2 евро/час. По пути покупаем сувениры. Местные жалуются : сезона нет — дожди, русских нет — санкции…Ну, на наш взгляд, есть и туристы, и главное — нет дождя :). Старый город невелик, ухожен…
и обойти его недолго…
Интересен пляж на узеньком кусочке за крепостной стеной.
Решили пообедать в уютном кафе где-то посреди средневековья.
Такого количества вкусной, необычной и в целом недорогой местной еды давно не припомню. Вот такая «Паштицада» получилась:
Неожиданно обьевшись, заходим в местный супер, купить домой местного пива Nikšićko, ну и, конечно, вина белого Krstač и красного Vranac.
Выбираемся из Будвы в лучших традициях бабанавигатора через проселочный перевал, но зато! кратчайшим путем. Решаем ехать вокруг Бока-Которской бухты.
Вместо парома хочется посмотреть красивые места, и не зря.
Действительно — оно того стоит.
Дорога уводит нас в горы, где и находиться очередная граница. Ну, тут все быстро, очередные штампы в паспорта — и мы в Хорватии.
Вот, не знаю почему, все-таки думается, что бы ни говорили евроскептики, но дороги, да и страна, выглядит ухоженнее, чем соседка Черногория, ЕС тому причиной.
Выскочив из-за гор к морю, дорога петляет по горам, словно наше южнобережное шоссе и приводит к шикарному виду на Дубровник, который мы не могли пропустить.
Здесь второй раз за все наши путешествия у нас забронированы апартаменты с видом на город за 494 хорватских куны наличкой = 65 евро.
Обычная хорватская усадьба находиться на склоне по-над тем самым Ядранским шоссе, по которому мы двигались и будем двигаться далее. Парковка прямо вдоль обочины шоссе в близрастущие кусты :).
Хозяйка сокрушается, что с введением шенгенвизового режима русских стало меньше (ну да — все в соседней Черногории :)), зато больше стало бюргеров и прочих евротуристов, что благотворно влияет и на личную и на госэкономику.
По крутым узким лестничкам а ля-Ялта спускаемся вниз к Старому городу. Много разностранных туристов полируют и без того блестящий на солнце булыжник мостовых. Поменяли деньги, откушали вкусного мороженого, посидели на троне из « Игры престолов».
Особенно хороши отдаленные уголки, где количество местных превышает количество туристов.
Следов былых бомбардировок уже не видно, город восстановлен. Хотел пройтись по крепостным стенам, но опоздал, уже прошла ночная стража …
Обратный путь…
проходил сквозь толпы болельщиков, сегодня сборная Хорватии играла первый матч на чемпионате мира галактики по футболу.
Бутылочка Мальвазии, пршут, сыр и вид на ночной Дубровник органично вплелись в картину отдыха.
День 10. 13 июня 2014. Дубровник — Неум — Сплит
Дневной пробег,км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в пути без учета остановок, час |
226,7 |
44 |
5:08 |
Завтрак на террасе, недолгое прощание и мы снова катим по Ядранской магистрали к Сплиту. Прощаемся с Дубровником за мостом над бухтой с лайнерами. Эх…
Как там наш Крым : (. В утренних планах посещение пляжа Великий Жали (Veliki Zali), одного из лучших в округе.
Так оно и оказалось: изумрудная вода, полное отсутствие людей в этот еще, видимо, ранний час, возможность припарковаться рядом с берегом. Час релакса.
Дорога петляет вдоль красивейшего берега. Даже нам с замыленным крымским побережьем оком, здесь нравиться. Вскоре появляется граница, все быстро, очередная печать портит наш паспорт, ну, и мы уже в конфедерации Боснии-Герцеговины.
В изначальных планах маршрута мы должны были проскочить этот небольшой отрезок БГ и на следующий день уже заехать в страну из Сплита в Белград. Но, количество границ уже утомило, а перспективы горных дорог и средняя скорость по Боснии в перспективе уже не радовала водителя :(, поэтому в качестве компенсации решено заехать отметиться в курортный Неум.
После жизнерадостно-туристической Хорватии БГ производит как-то напряженное настроение. Следы войны до сих пор видны с набережной.
Городок как бы единственный курортный для страны, но пляжно-ажиатированной публики не видно. Как-то стремное ощущение, тем более, когда на Родине не все ровно…
Снимаемся, заехав по пути в местный супер. Вина из местных сортов винограда и граната(!), пиво «Сараево» пополняют багажник. Еще здесь недорогой бензин 1л = 2,35 босн.марок = 1,38 евро, заправляюсь. Оплачивать лучше или картой, или местными марками, курс в евро супернекоммерческий : (.
Еще десяток километров и снова граница, снова Хорватия. В благополучной стране как-то и дышится спокойнее. Неожиданно появляется пункт продажи местных экобрендов : оливковое масло с травами, канталопы, нектарины — ну и что-то мы дорвались…
Вскоре дорога расходиться: указатели ведут на начало автобана А-1 и через Макарскую Ривьеру к Сплиту. Не послушавши бабонавигатора, чуть не влетаю на тоннель к автобану. Нарушение правил :(, и мы вновь на вдольпобережной дороге.
Справа возникает частная винарня.
Пообщавшись с хозяином, выходим отнюдь не с пустыми руками: красное Plauka, белые Kuc и Zlatarica уезжают с нами.
Подходит время обеда, и где-то в районе Макарской останавливаемся передохнуть и перекусить. Лимонный фреш, жареные осьминожки…
и кальмары…
просто очень хороши.
Солнышко припекает, ехать уже лень. Дорога спускается к самому морю и, нырнув в карман, спешим искупаться в Адриатике.
Ненадолго освеженные, проскакиваем мимо курортных поселочков и заруливаем в столицу Далмации Сплит. Сперва у нас по плану ТЦ «City Center One Split» Vukovarska ulica 207 (www.citycenterone.hr). Шопинг прошел на «Ура!», но наш Муран безразмерен.
Едем поселяться в очередные апартаменты «Apartments Villa Rosa». Они рядом с историческим центром, вот только фраза: «стоянка по возможности», должна была смутить, но не смутила… Поворачиваю в искомую улицу, из встречной машины машут — не заезжай, но что мне — покорителю евробанов :). Улица ужеет и ужеет, и мы, не доезжая 100 метров, упираемся в заворот кишокмашин. Дорога есть, но припаркованные с обеих сторон машины проехать нашей немалой Муране не дают :(. Тупиковая засада. Начинается адский ад. Сигналю уже подпирающим сзади машинам и сдаю назад, выезжая, откуда заезжал. Метров 300 назад одолели с матами классическим английским за полчаса.
Нашел место метрах в 500 от апартов, припарковались и бегом смотреть жилище. Хозяйки не оказалось, ключ ждал нас под дверью, ну и комната оказалась не то, что мы ожидали с картинки. Решаем покидать злополучное место, пишу сорри-записку хозяйке, бронирую другие апарты поблизости и назад. Они-то забронированы, но попасть туда нереал — хозяйки-то с ключами тю-тю…
Итак, поняв, что с апартами мы пролетаем, штудирую навигаторы, интернета-то нет: (, и пускаемся в поиск ночлега. Найти жильё вечером в курортном Сплите оказалось делом архипроблемным. Нарезав кругов пять по центру и заехав во все показанные навигаторами отели, отельчики и отельешки всех звезд, постепенно приходило отчаянье.
Света решила включить режим «Паника! » и предлагала уехать из этого милого городка. Спасибо доброму фею из отеля « Villa Diana», вошедшему в наше положение. Он позвонил другу с апартами, которые чудом были свободны, и тот прислал соседку за нами. Машину благосклонно предложил оставить у своего отеля. Так за 70 евро мы оказались в отреставрированном домике 17 века в 2-х в двух шагах от Старого города.
Надо ли писать, что когда мы выбрались на прогулку, уже глубоко смеркалось. Настроение было не айс, но, увидев старый Сплит, весь накопившийся негатив куда улетучился.
Да, центр не велик как Таллинн, не средневеков, как Регенсбург, но удивительное сочетание развалин римских дворцов и зданий,…
застроенных поздними веками, влюбляет в себя сразу и надолго. Отполированные булыжные мостовые,…
толпы разноязычных туристов, курортное настроение южного города лечит измученную долгой дорогой голову лучше любой пилюли. Всласть набродившись по уже вечернему Сплиту, решаем поужинать в кафе, притулившемся к крепостной стене.
Я заказываю рыбу-скорпион, а Света — свои любимые осьминожки и, конечно, сухое белое. Сидим, болтаем, трапезничаем. За соседним столиком оказались шотландцы. Слово за слово, обсудили и наш и их, тогда еще будущий референдум, у кого какой маршрут путешествия.
Вышли на набережную,…
увидели следы сербских бомбардировок…
Побродили до темноты по античным улочкам, послушали уличный концерт у дворца Диоклетиана и пошли спать.
День 11. 14 июня 2014. Сплит — Белград
Дневной пробег,км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в пути без учета остановок, час |
791 |
94 |
8:24 |
Сегодня начинался путь домой. Изначально, планируя еще в Севастополе маршрут, думалось ехать через Сараево сразу в Сербию, но, почитав отзывы и посмотрев карты, понял, ехать долго и по горам.
Вариант плановый предусматривал маршрут через Яйце, Баня-Лука (даже отель в нем забронировал, погранцам-боснийцам показать), подходящий и по времени, и по расстоянию, но с тремя кордонами…
Учитывая опыт уже пройденных балканских границ, загруженность авто и нашу усталость, решили таки в ущерб БГ ехать по хорватскому автобану сразу в Сербию, что давало тоже время в пути, один кордон, но большее расстояние по хорошим дорогам.
Встав пораньше, побродили еще по полюбившемуся рассветному Сплиту, попрощались с милым домиком и гостеприимным Никша и по автобану А1 помчались к Загребу.
Автобаны, как зеркало автотуризма, отражают отдыхающих в стране представителей иных государств. Судя по хорватским магистралям — это ЕС в миниатюре, руссотуристо остались в Черногории. Бан платный, обошелся в 296 кун = 39,3 евро, отличного качества, вот только дождь и туман преследуют всю дорогу.
За Загребом заезжаем заправить и машину (95-й =10,99 кун=1,45 евро) и себя. Не деликатесы, но вполне приличный автогриль.
Ну вот и КПП, очередная граница, контроль раздельный. Очевидно, сербы и хорваты не особо коннектятся до сих пор… На выезде выдают карту дорог Сербии, правильное решение, правда, для безнавигаторноного века. Сразу заезжаем на заправку MOL: 95-й =159,4 динар=1,38 евро, оплата наличкой. Оператор делает change на месте, курс нормальный.
Сербский заправщик вступает в разговор:
— Неужели с Украины?
— Да, из Крыма.
— А я, беженец с Хорватии, у нас в 90-х стоял украинский батальон, отличные ребята.
— Как в Крыму нынче?
— …
— Как же вы, славяне-братки, друг с другом-то воюете?..
Сербская автомагистраль еще югославских времен, собственно, как и вся страна — в основном, все из прошлого, поюзанное. Нам после капитализированной Хорватии в ней неуютно.
Часам к 19 добрались до Белграда за 180 динар=1,6 евро. Уже с окраин видно, что столица некогда мощной страны. В Севастополе бронировал апартаменты в центре, но после сплитовских скитаний сразу перебронировал на отель «Villa Manjez»: 5 534 сербских динара=48 евро с завтраком.
Он, правда, не совсем в центре, но в стиле «золотого века» на очень-очень уютной улочке с липами. Пешком до центра шли долговато — около часа не спеша.
Прошли мимо театра.
Много имперской архитектуры конца 19-го века переплетается с соцкубизмом Югославии, и все это приправлено некоторой запущенностью недокапиталистической Сербии.
Пройдя мимо отеля» Москва»,…
доходим до пешеходной улицы Князя Михаила. По пути много обувных магазинов с неплохим выбором. Обращаем внимание на вывески — русскоязычный здесь точно не потеряется.
Людей, молодежи очень много, туристов мало. Очень много российской символики, ВВП, футболок рашн милитарию. Чувствуется много общего в политическом устройстве стран. Много откровенно заброшенных зданий, возможно — последствия бомбардировок…
Уже совсем стемнело, куда-либо идти уже бессмысленно. Садимся поужинать в пиццерию и обратно. В целом Белград понравился.
Город имеет свой неповторимый дух, в нем уютно, ну а внешний лоск — дело наживное.
День 12. 15 июня 2014. Белград—Бухарест
Дневной пробег,км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в пути без учета остановок, час |
626,6 |
74 |
8:27 |
Сегодня день созерцания пейзажей из окна авто. Сбегав после вкусного отельного завтрака в соседний магазин за сербскими пивами-сладостями, выезжаем из Белграда. Запутался в развязке на мосту, зато два раза проехали мимо главного сербского собора Святого Савы.
Прокатившись некоторое время по автобану (или правильнее по постсоветской трассе) = 3 евро и уходим на второстепенные — курс на Голубец. Пропетляв за местными по местным дорогам нормального состояния, выскакиваем к Дунаю.
Далее путь лежит вдоль главной реки Европы, которая не перестает удивлять своей красотой. Вот и крепость Голубац, сбегающая к самой реке.
Дорога идет прямо сквозь крепостные стены.
Останавливаемся, покупаем сербский мед и сувенирку — кактусик, выращенный в улитке. Проезжаем сквозь национальный парк Джердап с ущельем Железные ворота — одним из самых красивых мест в Европе.
Дунай в этом месте просто завораживающий. Останавливаюсь на заправке: 1л 95-го = 149,9 сербских динар = 1,3 евро. Расплачиваюсь оставшимися динарами за бензин.
Дорога идет с обеих сторон реки. Мы едем по сербской стороне. Румынская сторона более оживленная, много фур, застройкам вдоль берега. Пересекаем реку по самой плотине ГЭС, самой крупной на Дунае, которая в совместном использовании Сербии и Румынии.
КПП Сербии с одной, Румынии с другой стороны плотины. Румыны не спешат, быстренько проходят только машины ЕС, местные, румынские, вообще подвергаются тщательному досмотру. Затем покупка виньетки, в общем, час на пересечении потратили.
Румыния встречает извечной суетой. Заезжаем заправиться отличным румынским бензином, кофе и тянучками-тягучками по узким, но отремонтированным дорогам доплетаемся до Крайовы, и под ставший привычный аккомпанемент осеннего июньского дождя до Питешти.
Отсюда до Бухареста идет шикарный автобан, дождь — ограничение 80 км/ч, но местные, да и я за компанию, несутся под 140. В Бухаресте я накануне забронировал отель …, нам к нему по обьездной. Дорога в перманентном ремонтном состоянии, то расширяясь до 4 полос, то сужаясь до грунтовки с ямами.
Подьехав к отелю «Hotel Ancor» 3*, понимаем — это черт-те где и инфраструктуры рядом ёк. Время позволяет, срочно ищу в навигаторах отели поближе к центру, может, успеем посмотреть столицу.
Повезло, отель «Sir Colentina»3* str.Colentina 2a 190 румын. лей=44 евро, был на месте указанном в навигаторе, и пустой, но пока мы добрались, поселились, уже стемнело и пошел опять дождь. На том день и закончился.
День 13. 16 июня 2014. Бухарест — Николаев
Дневной пробег,км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в пути без учета остановок, час |
670,2 |
67 |
9:57 |
Утро встретило нас дождем, холодом и глобальными пробками на широченных бухарестских проспектах. Сегодня последний день нашей шенгенской визы, с которой мы славно покатались по старушке Европе.
Позавтракав отельным шведфудом поняли, что в центр мы автоматически не попадаем. Уходим диагональными улицами к началу автобана А-2 «Дорога солнца», по пути заcкочив в местный Auchan.
Автобан отличный, если бы еще шел до Украины…Далее по знакомой дороге 21 до Галаца, КПП Джурджулешты с неспешными румыно-молдаванами.
Купив молдавскую виньетку и экосбор, помня кочкоямы дороги на Рени пять лет назад и, прикинув, что там твориться сейчас, решаю ехать через Молдову на Болград. Молдодороги здесь не оживленны, в меру убиты.
Проехали Вулканешты и местную достопримечательность: памятник Кагульскому сражению.
Вот и КПП Вулканешты молдавский пограннаряд смотрит на нас как-то странно, то же впечатление и на украинском КПП Виноградовка. Похоже, что неместные машины этой дорогой ездят нечасто. Украина щиро встречает раздолбанными дорогами и дешевым румынским (?) бензином. Остановились пообедать в корчме:
По-домашнему вкусно, недорого.
Проходим Одессу уже затемно, устали, но хочется дотянуть до Николаева. По ночам я ездить категорически не люблю, поэтому включаю 120 км/ч и внутренний автопилот, ужасая этим Свету и в 22 мы в городе корабелов в постоянном прибежище — отеле « На адмирала Макарова».
День 14. 17 июня 2014. Николаев — Севастополь
Дневной пробег,км |
Средняя скорость, км/ч |
Время в пути без учета остановок, час |
415,4 |
69 |
6:01 |
День возвращения домой. Этим все сказано. Путешествие заканчивается, все привычно и знакомо. Из нового только двухчасовой вьезд на крымском КПП :(.
Итоги
За 14 дней машинка пробежала 5 932,4 километров. За виньеты и платные дороги отдали 85 евро. Сто километров пути обошлись в 9,6 евро. Освоено 10 стран с 12 отелями. По нашему субъективному мнению больше всего понравилась Хорватия и Греция, туда хочется вернуться. Менее всего Болгария.
Дороги в целом везде проездные, народ незлобный, активно контактирует и на английском, и на славянских языках. Разностранные денежные знаки легко нивелируются с помощью современных банковских карточек.
Количество пройденных границ заставляет задуматься, что, чем беднее, авторитарнее и закрытее страна, тем хуже отношение на кордонах к простым людям и туристам.
Балканы в полной мере отражают разношерстность современного политического устройства. Кто хочет жить лучше, так и живет, остальные ищут причины или виноватого. В большей мере, к печальке, это относиться к славянским странам.
В следующей «поэме» расскажу о нашей осенней поездке по Чехии, Германии, Польше с Аришкой.
Всем хорошего времени суток и лучших в жизни путешествий!