|
Маршрут: Белокуриха—Усть-Сема—Чемал—Акташ—перевал Кату-Ярык—Ташанта—Белокуриха.
Расстояние: 1670 км.
Продолжительность: 5 дней.
Машины: ВАЗ 2101 1974 г.в., позывной «22»; ВАЗ 21011 1980 г.в., позывной «96».
Члены экипажей: 22 — Андрей и Татьяна, 96 — Денис и Михаил.
Июль 2013 года.
Повествование ведется от лица Андрея.
Познакомились мы с Денисом в интернете, на форуме автоклуба ВАЗ 2101. Долгое общение на этом форуме однажды вылилось в идею совместного путешествия. Денис из Екатеринбурга и он давно хотел побывать на Алтае. Я сам живу в Алтайском крае, но маршрут предстоял такой, по какому и мне ездить не приходилось. Да и ездил я туда так, чтоб с ночевками, 11 лет назад.
На моих плечах лежала задача проложить маршрут. И сделать это надо было таким образом, чтоб посмотреть максимально много, за минимальное время. Да так, чтоб не посрамиться перед гостями, чтоб они не пожалели о пройденных километрах.
Денис и Миха выехали из Екатеринбурга в Белокуриху. К их приезду я снарядил свой автомобиль, договорился о съемной квартире для них, ну и, конечно же, тщательно продумал маршрут.
Доехали они довольно быстро, всего за 3 дня. В Белокурихе они денек отдыхали, набирались сил перед новым рывком.
Мы погуляли по городу, прошлись по курортной зоне, прокатились на канатно-кресельной дороге. Вечером шашлыки, как же без них!
День первый. Утром мы отправились в путь.
Дорога до Чемала мне хорошо знакома, поэтому я вел машину быстро и уверенно.
По дороге решили посетить отличное место — скалу Чертов палец.
Эта скала расположена у берега реки Катунь. Но подъезжать к ней нужно с обратной стороны. Там есть въезд для машин, однако на самый верх способны подниматься только мощные полноприводные машины. Мы оставили свои машины у подножия и поднялись на гору пешком. Тот вид, что открывается перед туристом наверху невозможно передать словами! Гора резко заканчивается обрывом, Чертов палец отстоит от горы на пару десятков метров и соединен с ней лишь узкой тропинкой над пропастью. Впереди величественная Катунь, имеющая почти круглый год бирюзовый оттенок, за ней только горы, высокие, отвесные, плавные, лесистые.
Сам «палец», оказывается, в кадр не попал.
Позади, если оглянуться, холмы, в основном приспособленные под пастбища, а еще дальше уже видна равнина. Вот такой своеобразный рубеж между равниной и горами. От взгляда вниз кружится голова, но этот вид невозможно забыть, как внизу, в сотне метров от тебя, кружат хищные птицы. Внизу видна федеральная трасса М-52 «Чуйский тракт», и по ней движется транспорт. И эти машины так далеко, что с трудом удается отличить автобус от легковушки.
Не хочется уходить с таких мест, но впереди еще далекий путь. Спустились вниз, пообедали на скорую руку. Чтоб не разводить каждый раз костры, у нас собой была газовая горелка.
Дальше мы свернули с Чуйского тракта на поселок Чемал. В этих местах туризм развит максимально. Трудно придумать иной способ заработка для местных жителей. Мы решили не упускать возможность сплавиться по Катуни на рафте. Тех, кто занимается сплавами, искать не приходится. На каждом углу вывески с номерами телефонов. Но я искал именно «Ивановские сплавы», так как у них хорошие рекомендации от моих друзей. Это тоже не было проблемой.
Я в сплаве был новичок, как и моя супруга Татьяна, а вот уральские ребята оказались с опытом. Маршрут для сплава был всего один, из-за того, что не везде еще вода опустилась после паводка. Заброс на «Буханке», краткий инструктаж и в воду. Сплавились мы обалденно, прошли два порога, Бийка и Еландинский. Водой окатило с ног до головы! Суровые уральские ребята не трухнули и в довершение сплава еще и прыгнули в бурлящую ледяную воду Катуни с навесного моста!
Переоделись у машин и отправились искать место для ночлега. Приглянулось нам тихое местечко на самом берегу Катуни.
Денис знакомится с моей машиной.
Вечером, когда мы уже расположились, поставили палатки и развесили сушиться одежду, приехали некие владельцы земли и потребовали денег за лагерь. Денис сумел поторговаться и сбить цену вдвое.
День второй. Утром мы, позавтракав, поехали дальше.
Побывали на Чемальской ГЭС, на острове Патмос, погуляли по окрестностям.
Красиво всюду, куда ни посмотришь — горы, река — не знаю пейзажа прекраснее. Нагулялись, заехали в «Ивановские сплавы» забрать диск с видео и еще до обеда направились назад к Чуйскому тракту. Там мы свернули на юг и поехали дальше.
Не заметили, как оказались на подъеме на Семинский перевал. Этот перевал не очень крутой, но очень затяжной. Погода стояла жаркая, и концу подъема мой двигатель стал подозрительно набирать температуру и терять мощность. Не доехав метров 300 до вершины, мне пришлось съехать с дороги и остановиться.
Система охлаждения справилась и не допустила перегрева, но вот старенький бензонасос от нагрева перестал качать. Через пару минут к нам присоединился и 96-й экипаж. У них возникли те же проблемы. Не было бы так жарко, мы бы заехали туда без особых проблем. Иногда так же требовалась передышка и японским малолитражкам, но они после короткого перекура продолжали подъем. Я же решил остудить и двигатель, так как опасался за его здоровье. Мокрая тряпка на бензонасосе сделала свое дело, насос ожил, и мы поехали дальше.
На перевале идет бойкая торговля сувенирами и всякой дребеденью, но мы не стали там долго задерживаться, ведь я знал: впереди нас ждал еще более сложный перевал.
Между перевалами дорога была хорошая, и мы ехали 90-100 км/ч, сбавляя лишь в населенных пунктах и там, где этого требовали дорожные знаки. Стоит заметить, что на горных дорогах все ограничения скорости обоснованы на 200%. Не сбросил скорость заранее, значит, за поворотом тебя может ждать неприятный сюрприз. Да и вообще, мы культурные водители, мы за безопасное движение.
И тут меня, всего такого правильного, останавливает инспектор ДПС. Невысокий алтаец средних лет. И говорит, что у меня свет не горит. Не может такого быть, возражаю я, противотуманки у меня загораются автоматически. Выхожу, смотрю — действительно не горят. Инспектор ушел в машину составлять протокол, а я принялся выяснять причину неисправности. Причина оказалась проста: от жары и жарких условий эксплуатации оплавилась колодка для дополнительно предохранителя противотуманок. Больше года беспроблемной эксплуатации, и тут на тебе, сплавилась… Обидно! И на месте не починить, запасной колодки нет, а напрямую соединять, даже временно, нельзя. Ибо нет ничего более постоянного, чем временное. Честно сообщил инспектору причину, по которой я ехал без света. Думаю, это и повлияло на его решение. Выписал он мне всего лишь предупреждение! А еще его заметно удивили путешественники на немолодой отечественной классике—там это редкость! На следующей стоянке я предохранитель починил и больше он проблем не доставлял.
Это все произошло всего в паре километров от перевала Чике-Таман.
Красивейший перевал, очень крутой и извилистый. Въезд на перевал противоположен идущей к нему трассе, и поэтому у подножия дорога делает петлю, в народе называемую «тещин язык».
На одной из ступеней перевала есть удобная площадка, с которой эту петлю хорошо видно, мы ее не пропустили и пофотографировались.
На финальном самом сложном подъеме, перевал Чике-Таман.
А на вершине, как полагается, базар сувениров.
Дело шло к вечеру. Спуск перевала нисколько не проще въезда, поворот за поворотом. При этом вокруг красотища, которая, к сожалению, недоступна водителю, который обязан неусыпно следить за дорогой.
Почти спустившись вниз, я узнал местечко, где мы школьниками стояли лагерем 11 лет назад. Решено было там и остановиться. Высокие горы, намного выше, чем нам попадались до этого, река, небольшая, но бурная. Дыхание захватывает от всего этого. Приятный бонус это полное отсутствие кровососущих насекомых. Ни мошек, ни комаров за всю поездку мы не встретили. Даже не было замечено ни одного клеща, хотя они там вроде как должны быть. Настроение испортили два алтайца, сборщики дани за ночевку на «их» территории. Цена оказалась выше, чем в Чемале, торговаться оказалось бесполезно, еще и вели себя по-хамски. Более того, место оказалось людное. Ночью приехали «соседи», устроили пати, благо, что угомонились быстро.
День третий. Позавтракав разогретым ужином, мы поехали дальше.
Места становились все более дикими, таежные пейзажи стали сменяться лесостепью.
В Акташе наш маршрут снова ответвлялся от Чуйского тракта, по направлению на Балыкчу. В отличие от идеального асфальта Чуйского тракта, здесь асфальт был абы какой, и то редко. В основном это была гравийная дорога, местами ухабистая и узкая. Из-за жары от машины поднимался столб пыли, и нам пришлось увеличить дистанцию между машинами. Недалеко от Акташа местная достопримечательность Красные ворота.
Это дорога между двух почти отвесных скал из камня с красным оттенком. А под дорогой речушка. Здесь снова взялись за работу наши фотоаппараты.
Долго пришлось ехать по этому ущелью. По дороге не меньше семи раз пришлось проехать по мостикам через одну и ту же реку, которая петляет то к левому краю ущелья, то к правому.
Дальше ущелье постепенно переходит в долину. Слева огромные живописные озера, справа высокие горы.
Через километры все меняется, озера справа, горы слева.
Потом местность стала более пустынной. Деревья росли маленькими группами в низинах, а поверхность в основном занимали горные цветы. Причем дорога неизменно ведет вверх, горы становятся ниже, далекие горы становятся ближе, стали появляться то тут, то там снежные вершины. Для жаркого июля зрелище уникальное!
Так, любуясь красотами природы, мы не заметили, как въехали на вершину Улаганского перевала. Это был самый легкий перевал в нашей поездке.
Но самый главный перевал ждал нас впереди. Мы видели его только на фотографии, но то, что мы на ней видели, не вписывалось в реальную картину. Никак не верилось, что такое мы увидим на самом деле, еще и сегодня же.
Уже под большим впечатлением мы приехали к поселку Балыктюль. Последние километры перед ним дорога отсыпана крупным щебнем. Это было тяжелое испытание для машин в целом и для колес в частности. Грохот стоял такой, что не слышно было ни музыки, ни раций. Пообедали сами и дали остыть машинам.
У Дениса серьезных проблем не было, а вот мой бензонасос вынуждал меня регулярно останавливаться и поливать его чистейшей ледяной водой горных рек и ручьев. Сверившись с картами, мы убедились, что ехать нам оставалось километров 100, но мы догадывались о том, какая нас ждет дорога, так как легковых машин нам больше не встречалось. Минимум это были кроссоверы, но в основном здесь ездили на брутальных внедорожниках.
Тяжело дались нам эти 100 км. Мало того, что дорожное покрытие часто отсутствовало полностью, так еще и дорога шла неумолимо вверх, от чего перегревы бензонасоса и головы у нас случались регулярно.
Проезжали Пазарыкские курганы—древние скифские захоронения, но останавливаться не стали.
Уставшие и утомленные (извините за каламбур) мы подъехали к перевалу Кату-Ярык.
В отличие от других перевалов, тут мы сразу оказались на его вершине, а перевалом считается сам спуск — грунтовая дорога крутой змейкой уходящая в Челушманскую долину.
Да-да, вот эта змейка и есть дорога!
Долина находится в глубоком ущелье. С противоположенного склона сходит ручей узким водопадом. Внизу едва различимы домики какого-то поселка или турбазы.
Усталость как рукой сняло. Снова пошли в ход фотоаппараты. Хотелось запечатлеть каждый квадратный метр этого уникального места, но даже собственных глаз не хватало, чтоб обозреть все вокруг.
Мы с завистью смотрели на тех, кто спускался вниз или поднимался наверх.
Но мы спуститься не решились, слишком уж опасались не заехать, а таких историй в интернете немало.
На таких машинах туда обычно путешествуют. Минимум!
Нафотографировавшись, нагулявшись, налазившись по камням, мы стали искать место для ночевки, так как был уже вечер. Немного проехав вдоль ущелья, мы обнаружили очень удобное место для палаток, в паре десятков метров от пропасти!
Эта ночевка навсегда останется в моей памяти. Тишина, благодать, никаких посторонних людей, даже не нашлось тех, кто бы спросил с нас денег, и на самом, что называется, лоне природы!
День четвертый. Как же нам не хотелось оттуда уезжать! Этим воздухом невозможно надышаться, этими красотами невозможно насмотреться. Фотосессия восхода солнца была такой же насыщенной, как и фотосессия заката накануне вечером. И мы поехали.
Ехали в приподнятом настроении, и дорога уже не казалась столь ухабистой и пыльной. Да и вниз ехать веселее, чем в гору. Вот на зигзагообразном подъеме на Улаганский перевал я заметил, что иногда после частых поворотов и спусков-подъемов перестаешь понимать, едешь ты в гору или с горы. И это чувство меня даже однажды подвело. Когда мне показалось, что впереди лишь небольшой подъем, на самом деле оказалось, что подъем этот довольно крутой. В результате я не выбрал нужную передачу и заглох на середине подъема. Пришлось метров 200 скатываться назад, чтоб въехать туда снова.
Доехав до Акташа, мы снова свернули на Чуйский тракт в южном направлении.
Здесь конечным пунктом была граница с Монголией, пограничная застава в Ташанте.
Эта дорога была полной противоположностью вчерашней. Местами прямая, как стрела, с хорошим асфальтом. Так и манит превысить скорость.
Что это им взбрело в голову встать посреди дороги…
Вокруг пустыня, вдали горы, сплошь покрытые снегом, ледниками.
В Кош-Агаче часть домов не имеет скатных крыш, стены сделаны из глины. Видимо, осадки тут редкость.
После Кош-Агача появляются военные объекты, радары, техника. Все начинает напоминать о приближении к границе.
Примерно к обеду мы уже стояли на стоянке в нескольких десятках метров от контрольно-пропускного пункта.
С этого места хорошо видно, как сетчатый забор с ключей проволокой уходит далеко в горы.
Здесь уже прохожие не скрывали своего удивления, видя наши машины. Тем более что копеечки в этом регионе, видимо, совсем не в чести. За всю поездку мы не встретили ни одной, хотя повстречали два запорожца!
Солнце припекало здесь особенно сильно, хотя в тени было даже прохладно. И мы покинули этот дикий пустынный край, дав себе обещание обязательно в будущем перейти эту границу и проехать через всю Монголию с запада на восток.
На обратном пути я понял свою ошибку. Все самое интересное надо осматривать на обратном пути и тогда ехать будет не так грустно. А сейчас впереди оставалось два дня пути по дороге, которую мы уже видели. Что ж, это мой первый опыт самостоятельных дальних поездок. В следующий раз я буду уже мудрее. А сейчас музыку погромче и вперед со спокойным сердцем, ведь на обратном пути дорога преимущественно идет вниз.
Снова проезжали Акташ, день шел к концу, и мы приняли решение искать место для стоянки. Свернуть с дороги нам удалось довольно быстро, но вот на пути оказалась водная преграда. Осмотрелись, измерили глубину — почти по колено.
А фотографии второго ручья, оказывается, нету.
Я решаюсь проскочить. Брызги во все стороны, прошел без проблем. Денис едет следом. Осмотрели поляну, на которую выехали и не очень обрадовались. Всюду следы пребывания человека неразумного. Намусорено, проще говоря. Впереди еще ручей и за ним еще хорошие полянки. Второй ручей шире и глубже, но его мы преодолеваем уже без сомнений. Жигули прекрасно справились с этим бродом. А вот следов от человека тут оказалось намного меньше. Там и решено было остаться.
Место это в виде небольшого ущелья. Ручьи сетью покрывали его дно, а у дальнего от дороги края текла бурная река. Удачную поездку мы собирались отпраздновать шашлыками, но в магазинах Акташа нашли только сосиски. Их мы и пожарили в тот вечер.
Забавно было видеть вытянувшееся в удивлении лицо водителя крузака, который резво проскочил ручей и выехал на нашу поляну. Держу пари, за секунду до этого он объявил своим пассажирам: «Вот для чего я покупал внедорожник!», и тут увидел на «неприступной» полянке два ВАЗика первой модели! Ретировался он очень быстро. Больше к нам никто не приезжал, как и платы за стоянку никто не потребовал.
День пятый. Утро встретило нас моросящим дождиком. Но мы были благодарны погоде, за то, что основную часть поездки было солнечно. Собрали вещи и отправились домой.
И хоть дорога была знакома, дождь ее сильно изменил.
В горах висел туман, а иногда он прямо ложился на дорогу. И это было очень красиво! Можно сказать, это скрасило обратную дорогу.
В пос. Черга я заметил на навигаторе короткую дорогу в к селу Алтайское. Сверились с картами, да такая действительно есть, и получается, что мы срезаем около 100 км, а это примерно час пути. Свернули туда. Оказалось, это была гравийная дорога с огромными выбоинами, лужами, да еще и довольно оживленная. Проехав километров 10, мы поняли, что так мы ничего не выиграем, так как приходилось ехать 20-30 км/ч. И мы развернулись и уже безостановочно доехали до Белокурихи.
Потом уже был торт, обмен тысячами фотографий и обещаниями не останавливаться на достигнутом и устраивать побольше таких поездок!
Рассказ от лица Дениса включает в себя еще и дорогу до нас и обратно. Его можно прочитать здесь http://www.avtoretro.com/e/3241659-puteshestvie-na-altay-na-vaz-21011-1980-g-v