|
Сложная история была в этом году, не буду вдаваться в подробности, сам того не желая, я попал в республику Тыва. Путешествие было спонтанное, я не владел ни матчастью, ни маршрутом, нужно было просто не потерять лето, но в результате вроде всё сложилось, было круто.
Чукча не писатель, поэтому в этом году новый формат отчётов, не такой подробный и сложный, как в побеге на Тянь-Шань.
Итак, начнём. Сложилась фортуна так, что в этом году я ездил не один, а с нами была мега нива 85-го года рождения (мотор 1,8 коробка 5ст, синхронизаторы в раздатке, кит пониженной, запас топлива на 700 км, в кузов вварена рама и дофига чего ещё).
Старт из Красноярска утром часов в 8-9.
Через какое-то время оказываемся за Абаканом на Братском мосту (вторая граница Хакасии и Красноярского края).
Тихо и незаметно подкрались Ергаки.
Общий вид, я, кстати, там 2 раза пешком бродил, очень крутое место.
За те 2 раза, что я был в Ергаках, я заприметил одну гору, где стоит передатчик сотовых компаний.
И к нему вела дорога, и вот тот самый случай, когда я на джипе, и есть возможность туда заехать. Заедет туда любой внедорожник с пониженной, принимается спонтанное решение ехать!!!!
Дорога, действительно, не создаёт проблем машинам с пониженным рядом, не несёт угрозы ни картеру, ни бензобаку…
Вид открывается просто обалденный, меня накрывает вдвойне, дело в том, что правый пик называется пик Птица, и в 2011 году я был на нём, левый называется Звёздный, а в 2009 году я был между ними.
Слева такой острый пик с отрицательным углом называется «Зуб Дракона», с него прыгают всякие отмороженные ребята.
Лёгкая фотосессия на закатном освещении, и пора искать место ночевки.
Более детальные снимки спуска.
Общий вид дороги, на вершине видны направленные антенны.
Заезжаем в ближайший сворот с трассы, и...
находим лагерь, где мы сегодня будем ночевать. В горах немного прохладно, но воздух… но травы вокруг... на меня волной нахлынули воспоминая о походах в Ергаки, я нереально счастлив (много ли нужно человеку?).
Стоим мы на Оленьей речке.
Реклама палатки, фирмы Tramp, сейчас к сожалению у нас они не продаются, но мы с ней давно, в правой части плитка той же фирмы и газовый баллон на 5литров пропана (хватило на всю поездку).
Потом нам включили офигенно звёздное небо, было очень круто, незаметно настало утро, а я всё не могу наиграться с новым шириком, пытаюсь понять его и понять его область применения.
Так мы оказались у спящего Саяна.
Я надеюсь, читатель сможет вообразить тут спящего дядьку, у которого отчётливо виден лоб, глаза нос, шея? (смотреть справа налево)
Тихо и незаметно мы покидаем наш Край родной и попадаем...
В республику Тыва! Таким незамысловатым пейзажем она нас встречает.
Начинается нечто непохожее ни на Алтай, ни на степи Хакасии, а какая-то серединка.
Мимо я не смог проехать, мне кажется что эти «пирамидки» холмики наставлены искусственно.
Ещё чуть-чуть и мы оказываемся в...
... в столице республики Тыва.
Решаем вопросы с пропусками (а точнее, их отсутствием у экипажа Нивы, хотя они за месяц до нас подавали на них заявления…) и…
идём бродить по Кызылу.
В целом он нам понравился.
Памятник старому вождю ещё на месте, на нового вроде пока не поменяли.
Набережная без скамеек пустынна, правильно, что на ней делать…
Все хотят быть там, где удобно, тут на фото, кстати, слияние двух Енисеев, большой и малый (в правой части кадра).
Возвращаемся в город.
Хотел бы предупредить будущих туристов о таком вот правиле в республике.
Также из-за нулевой подготовки, лишь краем уха слышавши, что нужны ещё какие-то там пропуска помимо пограничных, с большим трудом находим вот это здание, навител уводит на километр-другой дальше, прямо сквозь чужие дворы (вот тут как раз надо вернуться на 100-200м назад и будет оно).
Вчера в ресторане-юрте, нам сказали, что мы должны обязательно побывать в этом месте! Ну, ок будем... подходим к нему, а там написано что пн и вт выходной... Ну ок, значит, в другой раз.
И тут захотелось нам обеда, кафе в самом центре, самое дорогое блюдо стоит 57 рублей, попадать туда лучше не в обеденное время.
В целом очень даже ок, если учитывать, что это не ресторан, и манты в нём без сока. :)
Едем дальше.
Этот юрточный лагерь называется Алдын-булак
Исследуем его с целью поиска ночлега, но не складывается. Оказывается, прошлой ночью приехала толпа «Америкосов» и заняла все бюджетные места, остались только Вип юрты по 5 т.р. за человека (на самом деле, нет, потом ещё нашёлся гостевой домик, я в Таиланде жил хуже, чем этот домик), но «мыж туристы», ищем место ночёвки неподалёку, и нашли...
Видите столб ЛЭП (в правой части кадра) и трансформатор? Вот за ними лесок, в нём мы и укрылись от посторонних глаз, хотя рыбаки местные на ВАЗ 21099 посетили нас, но не мешали и на контакт не шли. На фото, кстати, Енисей-батюшка.
Разбив лагерь, с водителем нивы мы забрались на ближайший холм и начали ждать вечерней подсветки, ну, чтоб фотографии были хотя б на троечку. Ну и дождались за пару часов.
Серега немного балдеет, это его первое путешествие в целом, и первый раз он покидает родной Красноярский край, он первый раз видит степи Хакасии, он первый раз вообще едет куда-то дальше, чем 100 км от дома. У него ещё столько всего впереди, завидую просто :).
Ночуем очень неплохо, очень тепло. Наутро возвращаемся в Кызыл, для того, чтоб ехать в сторону Эрзина и на полчаса заскочить в музей.
В музее меня цепляет вот эта фотография, навскидку между Кызылом и Улан-Батором около 700-900 км, как я понимаю, дорог в 1926 году не очень много, заправок ещё меньше, я уж молчу про вопрос как ДОДЖ очутился в Кызыле (мне кажется, их сегодня там не больше пары штук), и какого он едет в Улан-Батор, кого везёт и с какой целью. И ещё целую гору вопросов про сломается ли... ну, в общем, были в своё время автопутешествия, завидую тем ребятам :)).
Самую интересную часть экскурсии по музею снимать запретили, отобрали фотоаппараты и попросили не доставать телефоны... Я не могу показать, но скажу, что тема там про скифское золото и про древние захоронения, скажу, что мне очень понравилось, я думал, всё будет на порядок хуже и не так интересно. В общем, рекомендую. 300 р. на человека это ничто по сравнению с впечатлением.
Ну, а нам надо двигаться дальше! Тыва необыкновенна, я думал, что после Алтая и Тянь-Шаня это будет на троечку, я ошибался...
А тихо и незаметно небо начинает меняться... но об этом позже.
Включается лес. Впереди что-то неизведанное! Тайга!!
Потом спуск с перевала снова и не в степь, и не в горы... а в Тыву.
Эрзин всё ближе.
Федеральная трасса вполне себе ОК.
От Эрзина уходим в сторону озера Торе-Холь, у нас проверяют погранпропуска и едем дальше.. Дороги становятся похожи на Монголию, когда видно поле огромное и перед тобой сотни маршрутов.
А вот и озеро, значительная его часть стоит на территории РФ, небольшая часть принадлежит Монголии, видимой границы нет, так что можно случайно попасть в Монголию.
На берегу находим отличное место стоянки, но начинается шторм. Прибой достаточно громкий, чайки орут, ощущаешь себя на море...
Пытаемся поставить лагерь, но ветер такой силы, что весь песок из-под машин оказывается у нас на столе, тент не спасает...
Приходится менять место дислокации...
Утро на удивление спокойное, небо тут совсем другое...
Я вот читал дофига отчётов про Монголию, и почти все пишут, что небо и время там другое, и тут я, наконец, понимаю примерно, о чём писали люди... Тут и вправду всё иначе...
Облака как-то вроде и не низко и очень близко, они всё меняют, они меняют восприятие пространства, другой рельеф это всё подкрашивает.
Краски не обычные, вот это и та крутая составляющая путешествий, когда происходит кардинальная смена окружающего мира.
Сергей проводит лёгкое ТО ниве, рассказывает что-то там про сальник, который кидает масло на диск.
Мы встали как-то нереально удачно, предварительно нам сказали, что связи не будет вообще, но в кабине моей машины ловилась не то что связь, а, блин, интернет, не 3G, конечно, но очень достойный, респект Билайну :).
И тут я отписываюсь на местном форуме, что так, мол, и так, добрался сюда, балдею, красота вокруг. И тут форумчане подкидывают трек, мол, вот сгоняй туда, там, конечно, перевал страшный, можешь и не подняться, камни огромные… но дорога красивая... А у нас по плану стоит 3 дня стоять на этом озере. Я понимаю, что мне дня хватает полностью и дальше смысла не вижу... скачиваю трек, гружу в навигаторы...
Слева направо: Сергей — водитель нивы, Катя — моя супруга, Я полосатый, и Дмитрий — пассажир нивы.
… и заканчиваем вечер.. (скрытая реклама топора Фискарс — хочу такой в подарок типо :)) ).
С приходом темноты нас «атакуэ» рой насекомых, кто они и зачем они, мы так и не поняли, но они покрыли всё слоем в пару см...
Потом включили звёзды, их было не так много и не так круто как в Казахстане в Чарынском каньоне, но тоже неплохо... Мы немного запускали своих звёзд в небо и пошли спать, ведь завтра у нас начиналось «внедорожное приключение».
Куда едем, мы не знаем, что там — тоже, есть только слова с форума, что день туда, день обратно, быстрее туда сгонять сложнее... ну и название из гугла Пор-Бажын
Выезжаем со стоянки.
Пару фотографий.
Взгляд в сторону Монголии, строим планы на будущее.
Смотрим округу.
От Эрзина уходим на восток, к нас. пункту Нарын.
Дорога длинная впереди.
Тут камень стоял: направо пойдёшь коня потеряешь, прямо чёта про жизнь...
Но ниву это не пугает.
Природа начинает меняться.
Самый первый брод, знали б мы, сколько их ещё впереди....
Цвет скал поменялся.
Потом включили мёртвый лес, и так на 20-30 км.
А дорога всё в даль и даль.
Потом настало время, когда совсем не до фотографии, а все силы брошены, чтоб не остаться там надолго и не порвать резину.
Поднялись на перевал, время 7 вечера, пора искать место ночлега, а то будет темно, негде спать и голодно.
Дорога на 20-30 км (час-полтора езды) идёт по хребтам, ни спусков, ни мест для ночлега.
Начался долгожданный спуск с перевала, время порядка 8 вечера, вот-вот стемнеет... Еле успеваем поставить лагерь, о ночёвке в палатке и речи не идёт, понятно, что ночью будет айс… высота 2500.
Надувной матрас, купленный под размеры палатки, пытается разместиться в машине.
Под утро проснулся с целью погреть машину, на улице -1.
Утром тент покрыт инеем, всё в округе замёрзло, в лужах лёд.
И тут появляется солнце, жизнь начинает просыпаться.
Место, конечно, красивое.
Тут уже в полный рост осень, хотя самое начало августа.
Место ночёвки:
Дальше начинается долина 1000 бродов, на сопках виден снег, что выпал там ночью.
Взгляд назад, оттуда мы едем...
Снег поближе.
Забрались на второй перевал, начинается спуск и ещё 70 км до цели... это порядка 4 часов езды в одну сторону, но по ряду обстоятельств, решаем разворачиваться, чтоб посветлу успеть спуститься с гор.
На спуске:
Развернулись, едем обратно, это, похоже, вершина второго перевала.
Снова долина тысячи бродов.
Немного масштабности:
Всё где-то едем.
На Алтае, наверное, сложно найти такие места, где ты на протяжении 200 км тупо один, сам с собой, и любая ошибка может закончиться не очень.
Всё самое интересное не попало в объектив, например, бродов было ну очень много, камней огромных ещё больше, рулёжка и поиск траектории сильно выматывают, на фотографиях вроде дорога ок, а ехать сложно, постоянный страх порвать и без того лысую резину.
Природа вокруг ну очень не обычная, похожа на север Красноярского края.
Постоянные спуски и подъёмы, уклон иногда очень неплох, пониженную я включал на спусках, страховал тормоза, ну вдруг что...
На фото видна деревянная конструкция, на ней гора цепей. Мы предположили, что на вершине этого перевала сломался то ли КамАЗ, то ли Урал, и для ремонта его двигателя возвели такую штуку, ибо спуститься или подняться туда не своими силами очень сложно. Я правда переживал, вдруг что с машиной, нива в эти перевалы меня точно не затянет...
На обочине лежал снег, что уже подтаял к нашему приезду.
Вернулись в долину мёртвого леса, тут уже идёт хайвей, местами можно разогнаться до 40 в час, но рулить приходится очень активно.
Это вид из окна:
Вернулись на озеро Торе-Холь, можно выдохнуть всё ок.
Следующая наша цель пройти вдоль границы с Монголией на запад, потом подняться на Чадан, впереди ровно 300 км вроде и дороги, а вроде и не очень...
Доезжаем до Самагалтая, заправляем полные баки, ибо следующая заправка может быть и через 300 км и через 700, как повезёт.
От Самагалтая на запад...
Дорога — ну просто хайвей.
С одной стороны горы, с другой голая степь.
Через 120 км останавливаемся на обед.
Природа не изменилась, с одной стороны горы, с другой степь до горизонта.
Дорога очень неплоха...
Нива все-таки красивый авто...
Панорама:
Дальше по плану из этих самых энторнетов, была стоянка на озере Убсунуур, когда чуть не утопли в болоте и чуть были не съедены комарами, поняли, что 3 дня тут можно провести, если утонуть в болоте, нас это не устраивало, искали подъезд к озеру, но найти не могли, везде болото.
В итоге в другой стороне от озера нашли вот такое место ночёвки, тут и встретили инспектора заповедника. Он и поведал, что подъезда к озеру нет, точнее есть, но берега там 20-40 см всё остальное это болото. Он нас, кстати, спрашивал, зачем мы купили билеты в заповедник.
Ну ок, стоянка на 3 дня отменилась, едем дальше!
Км ещё через 50 натыкаемся на заправку, местные поговаривают, что там есть бензин.
Проезжаем олимпийские объекты:
А вот и признаки границы (рядом 3G От мегафона стоит, других опсосов нет).
Самый центр деревни:
А вот и граница.
Граница РФ на железных столбиках, рядом под ней граница СССР, на дальнем плане виднеются остатки границы Монголии...
Парни немного пошалили, сбегали в Монголию, надо же рассказать, что был там :).
Фото от границы в сторону дороги с машинами. Потом была дорога в 1000 мостов.
Так тихо и незаметно подобрались к ещё одному перевалу, картинка за окном сменилась.
Появилась тайга, высота около 2700.
По вершине перевала.
В левой части кадра виден населённый пункт Хандагайты, до него 40 км по прямой, сразу за ним Монголия.
Чуть ниже.
Панорама:
На горизонте то ли озеро, то ли виденье.
Утром заехали в Главный Храм.
Две эпохи.
Потом поехали от Чадан в сторону Ак-Довурак
Справа карьеры Ак-довурак
Примерно тут у меня закончился газ, дальше едем на баке бензина 87 литров + канистра 20 л.
Потом мы заехали в Абакан, отмылись в душе, вкусили благ цивилизации, решили, что так всё не закончится, поехали на Красноярское море, ночевали на берегу Енисея близ Краснотуранска, к обеду двинули домой и в 8-9 вечера прибыли.
Поездка определённо удалась! Природа очень необычная. Общий пробег составил 3200 км.
«Внедорожный» участок на Пор-Бажын имеет длину в 215 км в одну сторону, если ехать туда, то из Эрзина надо выезжать рано утром, средняя скорость на том участке порядка 17-20 км в час, местные говорят, что на дорогу у них уходит 10-12 часов... Это всё пишу, чтоб те, кто соберётся туда сгонять, прикидывали запас топлива, последняя заправка в Эрзине, и то нам повезло, в прошлом году в Эрзине не было топлива, а был в Самагалтае (а это порядка 100 км).
Мы из-за неорганизованности об этом не знали, и получилось, что на маршрут вышли в 3 дня, утверждение, что «день туда, день обратно» верное, но ситуация каждый год разная, дорогу по весне смывает полностью, и каждый год по долинам её прокладывают заново, могут лучше, могут хуже.
Фотографии в большем разрешении можно посмотреть у меня в ЖЖ Часть 1 и Часть 2.
Всем удачи, если есть вопросы, спрашиваем в комментариях.