|
Необходимые пояснения:
Данный отчет ни в коей мере не пытается обидеть патриотические, религиозные и иные другие чувства народов, национальностей и отдельных людей, которые в нем упо-минаются. Пожалуйста, если нижеприведенный текст Вас чем-то задел, то не нужно приезжать к автору и ждать его вечером возле подъезда. Помните, скорее всего, это произошло случайно, по незнанию каких-то особенностей местного менталитета или из-за издавна сложившихся стереотипов, к которым автор не имеет никакого отношения.
В данном отчете мало букв: не более 33-ех, но проблема в том, что они очень часто повторяются. В итоге объем получился большой, и если кому-то не хочется забивать себе голову ерундой, смотрите фотки, они классные!
В тексте отчета всегда указывается местное время.
Маршрут: г. Новосибирск — г. Ачинск — с. Эрзин — таможенный пост Цаган-Толгой — г. Мурен — озеро Хупсугул — г. Мурен — г. Улан-Батор — г. Сухбатар — таможенный пост Кяхта — г. Улан-Удэ — г. Иркутск — п.г.т. Листвянка — г. Иркутск — г. Красноярск — г.Новосибирск.
Продолжительность: 11 дней (30.04.14 —10.05.14).
Пройденное расстояние: 6000 км.
Выезд | Приезд | Ночлег | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Дата | Время | Место | Время | Место | Расстояние, км | Цена, р/ч | Выезд |
1 | 30.04.2014 | 15:30 | Новосибирск | 1:30 | Ачинск | 606 | Надежда-Т | 450 |
2 | 01.05.2014 | 8:30 | Ачинск | 23:00 | Эрзин | 990 | Гостиница | 500 |
3 | 02.05.2014 | 9:30 | Эрзин | 6:00 | Хупсугул | 550 | - | - |
4 | 03.05.2014 | 6:00 | Хупсугул | 15:00 | Мурен | 110 | Чингиз | 650 |
5 | 04.05.2014 | 11:20 | Мурен | 1:00 | Улан-Батор | 750 | Fanat | 560 |
6 | 05.05.2014 | - | Улан-Батор | - | Улан-Батор | - | Fanat | 560 |
7 | 06.05.2014 | 16:00 | Улан-Батор | 22:00 | Сухбатар | 330 | Гостиница | 200 |
8 | 07.05.2014 | 7:40 | Сухбатар | 7:55 | Граница | 24 | - | - |
11:50 | Граница | 2:00 | Иркутск | 720 | Арт-Хаус | 950 | ||
9 | 08.05.2014 | 8:05 | Иркутск>Байкал | 17:00 | Байкал>Иркутск | 138 | Арт-Хаус | 950 |
10 | 09.05.2014 | 14:37 | Иркутск | 2:13 | Красноярск | 1077 | Север | 840 |
11 | 10.05.2014 | 10:50 | Красноярск | 20:00 | Новосибирск | 775 | Дом | 0 |
Экипировка на две машины:
Участники экспедиции:
Форестер06 экипаж:
ЛетоПисец
Строитель
Аутбэк10 экипаж:
Директор
ФотоГраф
Худрук.
Пролог:
Кто мы такие? Компания, состоявшаяся во времена учебы в университете, кто-то кого-то знает еще со школы, но основной костяк в том виде, в котором он существует сейчас, сформирован именно в универе. Учеба давно закончена, дипломы получены и пылятся на полках, все работают в разных компаниях, но нас объединяет одно общее увлечение — в этот раз, сидя в кабаке в г. Мурен, мы дали ему такое название: этнографический туризм.
Что это такое, попробуем разобраться в рамках этого отчета, но если в двух словах, то суть такова: набираем народ, садимся в машины и едем за тридевять земель, попутно наблюдая за местным населением, дегустируем местную кухню, местное пиво, местную водку.
Намечается сие действо, как правило, на майские праздники, т.к. в это время проще согласовать отпуска. Да, в мае не так тепло, но до этого года с погодой нам везло.
Началось все еще во время учебы с Дней Энергии, где очутившись на большой фестивальной поляне, участник мог проникнуться атмосферой дружеского общения (поучаствовать в пьяных драках), творчества (нажраться) и насладиться великолепной природой Алтая (тут уж не поспоришь). Было весело, особенно в тот раз, когда администрация фестиваля поссорилась с местными властями и колонна автобусов, везущих полторы-две тысячи употребляющих веселящее участников, сначала наткнулась на милицейский кордон, а затем была отправлена в новое место назначения, совсем другую поляну, где для этого ничего не было готово. Но какая разница, где фестивалить (пить)? Тем более, что организаторы на этой поляне появиться не захотели (испугались), и все пошло на самотек, стихийно и задорно: участники сожгли соседнюю гору и местные сортиры, гоняли пьяные от милиции по поляне на машинах, самостоятельно запустили фейеверк…
Потом Дней Энергии стало не хватать, появилось ощущение, что мы выросли из данного формата, и часть народу на очередные майские праздники рванула в Кемерово, чтобы перегнать оттуда старую, убитую шестерку, доставшуюся одному из участников той поездки от отца. В чем-то это было филиалом тех же самых ДЭ (например, залезть вечером на 9-ое мая на украшенное гирляндой дерево в центре города и кричать «КУЗБАСС — П######» со стороны выглядело довольно таки странно, но в рамках ДЭ такое поведение было обыденной нормой). Но было и что-то новое: дорога в новое ранее неизвестное место, ориентирование на незнакомой местности, новые знакомые, новые ощущения. Формат изменился, и это показалось интересным.
Далее было так:
2011: Долина реки Чулышман.
2012: Поездка по Казахстану: Алма-Ата и окрестности.
2013: Поездка по средней Азии: Астана, Ташкент, Самарканд, Бухара, Бишкек, Иссык-Куль, Алма-Ата.
2014: Монголия, подробнее ниже.
День 1-й (30.04.2014)
Завершив вовремя (т.е. за час до выезда) последние подготовительные действия с машиной (форестер06), а именно мелкий ремонт ходовки, Строитель заехал на работу за Летописцем. Вообще, машина принадлежит Летописцу, но возиться с ней у него категорически не было времени, нужно добить все хвосты по работе, иначе его просто не выпустят из города.
Звонок Фотографу, он на автомойке. Ничего, что дождь на улице? Ничего, Директор (хозяин второй машины, аутбэка10) сказал — перед дорогой надо мыть, примета такая. А еще у них куча дел по мелочи, а значит, машина Директора по традиции стартует, дав остальным фору в час (обычно фора больше).
Поворот ключа зажигания, машина трогается, колеса делают первый оборот — экспедиция началась! Время 15:30, погода плохая, идет дождь, но настроение этим не испортишь, сейчас самое начало очередного отпуска и впереди новое Приключение.
На выезде из города заправили полный бак и наклеили линзу-преломитель на боковое водительское зеркало. Дело в том, что за несколько месяцев до этого форестер06 побывал в небольшой аварии с переворотом, помимо прочего было повреждено и водительское зеркало. Летописец решил так: зачем покупать старое зеркало на разборе (12 т.р.), если можно взять новенький дубликат в 3 раза дешевле (4,5 т.р.)? А затем что, как выяснилось потом, у дубликата зеркало с мегаувеличением, из-за которого угол обзора становится как у фотоаппарата-мыльницы на максимальном 5-кратном приближении, в общем, не видно нифига! Покупка линзы возложена на Строителя, и он не поскупился. Линза оказалась здоровенным диаметром, как те, что клеят на грузовики. Поначалу было непривычно, но потом приноровились, нужно оценить обстановку — смотришь в линзу, что-то заинтересовало, и понадобилась детализация изображения — смотришь в основное зеркало.
Форестер06 всего неделю назад был отремонтирован, полностью покрашен и отполирован. Сверкал как новый и, конечно, никуда не должен был ехать, но в последний момент другая машина ехать не смогла, у её хозяина не получилось по работе, и он остался дома (привет тебе! поди, читаешь отчет и кусаешь локти?). Пришлось отправлять в Монголию запасной вариант.
Ехали не спеша, в Кемерово встряли в пробку, и Строитель вылез из машины, курил, идя вдоль дороги по обочине.
Директор потихоньку догонял, сокращая расстояние. Когда стемнело, черный аутбэк на бешеной скорости обогнал Летописца. «Директор и раньше особо медленно не ездил, а сейчас, похоже, совсем с катушек сорвался», — подумал Летописец и отправился в погоню, но через несколько минут движения в плотном потоке со скоростью 160 км/час решил, что оно того не стоит. Вот как так ехать дальше — расстроился Летописец. Строитель в ответ только всхрапнул, он отсыпался после своей двухчасовой водительской смены. Оперативной связи между машинами пока не было, все рации лежали в аутбэке. Пришлось созваниваться. Оказалось, Директор спокойно ехал сзади (они останавливались перекусить), а вперед ушел безымянный залетный гонщик-неадекват. Это хорошо!
Экипаж форестера прибыл в Ачинск первым, в 1:30 (Красноярский часовой пояс: НСК+1). В Навителе, установленном на телефон Летописца, были найдены местные гостиницы, вторая по списку оказалась рабочей. С целью сокращения бюджета был снят комфортабельный 4-местный номер (дыра дырой), а значит, среди экспедиции был потенциальный неудачник, которому придется спать на полу в спальнике. Надломленная спичка показала, что неудачником этим, как и всегда в подобных случаях, является Летописец, но Фотограф сказал, что на полу спать будет он, т.к. это очень полезно для спины. Несмотря на бредовость приведенных Фотографом доводов, Летописец спорить не стал.
Т.к. формально спать вчетвером в 5местном номере нельзя, а утром в 8 может нагрянуть проверка, Летописец торжественно пообещал тётеньке на ресепшене, что выезд будет завтра в 7:30.
День 2-й (01.05.2014)
Встали в 7:40, собрались и выехали в 8:30 — неплохой результат.
После нескольких часов езды набрали высоту, за окном зима.
Вокруг суровые живописные виды. Заснеженная трасса и летняя резина осложняет обгоны. Местами на дороге ведутся ремонтные работы, и именно на этом участке пути машины были залиты битумом. Сначала его обнаружили только на дисках, но после возвращения в Новосибирск на автомойке выяснилось, что обе машины вкруг покрыты толстым битумным слоем, просто под дорожной грязью на фоне темного цвета кузова он был не виден. Очистка чуть было не вылилась в круглую сумму, т.к. на обычных автомойках браться за такое отказывались, (они оттирают вручную обычно несколько небольших капель, а тут слишком большой объем) и отправляли к кузовщикам, а те предлагали все сдирать и полностью полировать машины. Но в итоге была найдена мойка, в арсенале которой имелась специализированная антибитумная химия, цена вопроса 1500р./машина.
Есть и положительный момент: битум защитил кузов от боковых сколов. Может, перед следующей поездкой взять кисточку специально обмазать машины?..
Далее спуск в долину, вид на которую открывается со смотровой площадки.
Временами идет мелкий дождик.
По пути встречаются непонятные надписи, так и хочется дописать снизу «сам такой».
А также непонятные знаки.
Постепенно темнело, и экспедиция приближалась к сегодняшней цели — поселку Эрзин, последнему населенному пункту перед границей.
Время прибытия около 23:00. Местный магазин еще работает, но пиво в нем не продается, ибо праздник первомай, поздно и, вообще, нефиг, завтра рано вставать. В магазине закупаются местные жители (говорят по-русски с заметным акцентом), которые показали путешественникам на гостиницу через дорогу.
В гостинице оказался первоклассный 5-местный номер с удобствами на улице, сегодня Фотографу придется спать на вредной мягкой кровати. Под сказочный ужин (доширак) было все-таки выпито небольшое количество пива из личных запасов.
День 3-й (02.05.2014)
Утро. Осмотрели ночлег при свете солнца.
Вокруг шастали непонятные звери.
Выезд в 9:30. Последняя перед границей заправка на выезде из населенного пункта, здесь еще есть 95-й, в Монголии он был только в крупных городах, поэтому приходилось заправляться 92-м разбавляя его 98-м из канистр.
До границы ведет дорога с идеальным новым (а возможно, старым, но хорошо сохранившимся в связи с маленьким трафиком) асфальтом, ярко черная лента, уходящая прямой линией в горизонт. Кроме участников экспедиции никого нет, поэтому можно погонять.
Таможенный пост Цаган—Толгой. Российская сторона — как обычно доброжелательные, корректные российские пограничники, пропускают все вещи через рентген и осматривают машины. При заезде на смотровую яму Летописец чуть не уронил в нее форестер. «Поездка могла бы закончиться прямо здесь», — смеется семафоривший спустя рукава пограничник.
Из разговора с погранцами выяснилось, что в этом сезоне члены экспедиции — первые туристы, а еще, что обычно сюда едут на подготовленных машинах, а не на городских паркетниках.
«Ничего прорвемся, в сильно сложные места не полезем», — таков ответ участников этнографической экспедиции.
Вообще, одно время девизом компании было: «Чем хуже — тем лучше» (что рождало такие взаимоисключающие оценки различных аспектов путешествия: «Плохо — ну т.е. хорошо», «Хорошо — т.е. слишком просто, неинтересно и вообще плохо»). Но потом из соображений безопасности, здравого смысла и обычной логики этот девиз потерял свою популярность.
На выезде с российского поста Летописцу вручили памятку о том что Монголия — рассадник различных серьезных заболеваний (например, чумы), ничего нельзя есть, пить, передвигаться без масок категорически не рекомендуется — плохо (ну т.е хорошо).
Монгольская сторона — на таможне в пограничниках в основном девушки, глядя на участников, о чем-то переговаривались на своем языке и постоянно хихикали. Помогли заполнить несколько анкет, тут же находится отделение банка, где можно поменять валюту, курс 1р.=48,3 тг. Каждый поменял по 10 000 р. В дальнейшем для перевода монгольских ценников на русские деньги участники пользовались формулой: умножение цены на два и отнимание от результата двух нулей.
Общее время прохождения границы около полутора часов при полном отсутствии очереди.
После поста начался небольшой населенный пункт: юрты и небольшие деревенские домики. Спросили (жестами) местных, где бы подкрепиться, местные тут же завели в ближайшую юрту, посадили за стол и стали готовить еду (суп с лапшой и бараниной). Юрта диаметром около 15 метров, к входу пристроен небольшой деревянный предбанник, на полу постелены ковры, в центре стоит дровяная печь, на которой и готовили еду в большом казане. У стен по кругу расположены кровати, телевизор, лавка со столом, комоды-сундуки. Женщины готовили, мужчины сидели на кровати и… ну, в общем, просто сидели и нечего не делали. Ребенок тот, что поменьше, сначала ел, сидя на полу, а потом там же стал с чем-то играться, тот, что вообще еще карапуз мирно посапывал на дальней кровати — такой вот монгольский будничный быт.
Один из мужиков говорил на великом и могучем. Экспедиция нуждалась в пополнении припасов и он, пока готовился обед, водил путешественников по местным магазинам, все, кроме одного, были закрыты. Оценив транспортные средства путешественников, мужик сказал, что дорога плохая и до Хупсугула экспедиция доберется только следующим вечером.
Суп получился сытным и на голодный желудок показался даже вкусным, но есть его пришлось без хлеба, т.к. хлеб в сельской местности большой дефицит, как сказал все тот же мужик, его завозят очень редко и то уже недельной давности. За питание гостеприимные хозяева взяли по 100 р. с человека. Кстати, русскоговорящий мужик сказал, что в Монголии надо за все торговаться, но на нем самом это правило применить этнографы постеснялись.
Времени на обед затрачено немало, но помимо набивания желудков получена первая порция впечатлений о Монголии и монголах, вот она, этнография, в действии.
Экспедиция продолжается, во все стороны из поселка расходится куча проселочных дорог и тропинок, направление показывают навигаторы, и машины уверенно выезжают в монгольскую степь.
Монгольская степь это не однообразная гладкая ровная земля, это множество холмов, горок, гор каменных и песчаных, дорога постоянно петляет по ним и между ними, периодически спускаясь в плоские долины или поднимаясь на каменистые плато. Почва очень ровная и плотная, покрыта маленькой сухой травой, кое-где торчат кустарники и небольшие деревья, ямок нет, препятствий по минимуму и само понятие дорога, становится ненужным. Зачастую проще ехать не по разбитой дороге, а вдоль неё по степи, накатывая при этом новую колею. Именно так все и поступают, поэтому монгольские дороги постоянно ветвятся на параллельные рукава, их может быть три-четыре-пять, они то сходятся, то расходятся вновь. Но можно пренебречь и альтернативными путями, езжай куда угодно, в любом направлении. Появляется ощущение абсолютной свободы и эйфории. Это была самая интересная в плане вождения часть пути. Настроение на высоте, тем более, что в следующем магазине было куплено местное пиво, которым активно пользовались те, кто не был за рулем.
Выезд из приграничной деревушки.
В пути встречаются небольшие бродики...
...cтада животных...
Каменные насыпи, помеченные синими лентами — так называемые Обо. Упоминания о них встречались в отчетах о поездках в Монголию, но подробно о том, что это там не расписывалось. Осмотрев одно Обо повнимательнее, начинающие этнографы пришли к выводу, что это что-то среднее между священным местом и несанкционированной свалкой (в камнях валялись пустые бутылки, консервные банки, черепа и кости животных, остатки еды). Посоветовавшись после возвращения с Википедией, Летописец выяснил, что это места поклонения духам, которым монголы приносят различные подношения.
По пути встречались песчаные барханы.
Паралельные рукава дороги позволяли устраивать небольшие гонки и снимать перекрестное фото/видео.
На подъезде к первому сравнительно крупному поселку аутбэк сел в лужу.
Это был первый случай из трех и каждый раз на помощь юному собрату приходил идущий следом форестер. Надо сказать, что если бы аутбек ехал один, то его экипаж вел бы себя более осмотрительно и большинства подобных конфузов можно было бы избежать, но машин две, а покопаться для разнообразия в грязи, вместо того, чтобы сидеть весь день в машине, даже интересно.
В поселковом магазине купили 2 местные симки (по одной на каждую машину) и местного пива, причем сначала в магазин за пивом зашли Директор с Фотографом, потом, решив, что до следующего магазина неизвестно сколько, за пивом пошли Летописец с Худруком. Вспомнив совет мужика из предыдущей деревни, Летописец начал ожесточенную торговлю, безжалостно уменьшая цифру, которую продавец показывала на калькуляторе. Процесс привлек других работников магазина и местных покупателей, они смеялись, подзадоривали и давали полезные советы на монгольском. В итоге, получив скромную скидку, довольный Летописец вернулся в машину, после чего выяснил, что Директору пиво монголы продали сходу дешевле, чем ему после торгов…
Просматривая потом фотографии, оказалось, что в этом поселке есть даже бильярд, или это что-то другое?
Опять в путь!
По дороге Фотограф увековечивал в цифре, местных пернатых — этнография затрагивает также и фауну в ареале обитания этносов.
Некоторых из них Летописец пытался даже приручить.
Между редкими населенными пунктами Люди попадались крайне редко. Монголы путешествовали в основном на мотоциклах (иной раз целой семьей на одном), но встречались и мощные подготовленные джипы с монгольскими номерами.
Путешествие продолжалось, было решено ехать до Мурена, крупного города в сотне километров южнее от Хупсугула, хотя и было понятно, что экспедиция доберется туда только ближе к утру.
Длительные переезды для этнографов не в новинку. Рекорд Алма-Ата — Новосибирск нон-стоп за 26 часов (около 1700 км дороги, приличная часть которой убита напрочь + пересечение границы). Тут есть две выработанных за долгие годы хитрости:
1) Регулярная смена водителей. Не так, что один пилит весь день, а как стемнеет, отдает руль второму (дело в том, что второй за тот же день езды тоже сильно устает). Тут важна именно равномерность выработки ресурса водителей. Оптимальна смена через каждые 2-3 часа, пока один едет, его сменщик должен попытаться поспать хотя бы час, поначалу сложно, но за несколько дней втягиваешься.
2) Стимуляторы-энергетики. Пить по мере необходимости, чувствуешь, что начинает рубить в сон, а до конца твоей смены еще далеко, выпиваешь банку. Конечно, для здоровья большое количество этой химии вредно, но не надо быть доктором медицинских наук, чтобы понимать, что заснуть за рулем для здоровья еще вреднее.
Кстати, Летописец во время прошлогодней поездки по Средней Азии все-таки умудрился заснуть. Происходит это так: едешь-едешь, глаза закрываются-закрываются, сознание уплывает-уплывает, уплыло… через примерно 0,001сек вздрагиваешь и с ужасом осознаешь: только что ты вырубился! Воображение тут же услужливо рисует ЧТО сейчас могло произойти! Сердце колотится с бешеной скоростью, в руках дрожь, тебя переполняет адреналин, ни о каком сне теперь не может быть и речи. Через 5 минут: едешь-едешь, глаза закрываются-закрываются… и на помощь приходит энергетик.
Вечером заехали в очередной населенный пункт. В дороге аутбэк проколол колесо, которое теперь нужно было отремонтировать, а также не мешало бы подкрепиться. И опять сразу же нашелся монгол, который бескорыстно согласился стать для путешественников гидом, причем на этот раз общение шло исключительно жестами, здесь знатоков русского уже не было. Гид показал местную столовую: ничем не примечательный дом с вывеской, на которой была ничего не говорящая этнографам надпись на монгольском языке. Столовая, конечно же, была закрыта, но гид быстро привел хозяйку, и та, окинув членов экспедиции взглядом, молча стала готовить всё ту же лапшу с бараниной. Внести корректировку в заказ мешал языковой барьер, и концу дня лапша уже стояла поперек горла.
Пока готовился ужин, Летописец и Строитель поехали вместе с гидом на машине ремонтировать колесо. На шиномонтажке подошел местный житель и стал очень строго общаться с Летописцем. Ничего не отвечать местному показалось невежливым поэтому завязался примерно такой разговор:
Местный: hgj(#*@*&_*#+$.
Летописец: да, это субару.
Метсный: &(# Hh)*!!!
Летописец: нет, это форестер, импреза меньше.
Местный: \ehw*(@!??????
Летопицец: все правильно, 2006-ой, рестайлинг.
Затем местный стал говорить совсем уже на повышенных тонах, и Летописец не придумал ничего лучше, чем отсыпать ему жареных семечек, которые лузгал последние пару часов. Монгол сосредоточился на семенах и потерял интерес к дальнейшей беседе.
За ремонт колеса отдали 5000 тг (100 р.). Пока ехали обратно к столовой, гид достал из-за пазухи немного-немало пачку российских царских рублей и стал пытаться впарить их путешественникам. Происходящее было настолько неожиданным и странным, что Летописец со Строителем автоматически отрицательно помотали головой, тогда гид положил одну банкноту на приборную панель и сказал, что это подарок.
Поев, путешественники поехали дальше.
Стемнело. Как ни странно, ночью движение усилилось, мотоциклы и машины стали попадаться чаще. Температура за бортом гуляет в отрицательной зоне возле нуля, местами попадаются заснеженные участки. На одном из поворотов свет фар выхватил корову, лежащую на обочине, у которой отсутствовала голова.
Дорога в темноте часто терялась, ехали просто в нужном направлении (спасибо навигаторам), несколько раз объезжали овраги и искали броды в небольших речках.
День 4-й (03.05.2014)
В Мурен, до которого от границы около 430 км, прибыли глубокой ночью, примерно в 4 часа. Город спал. Попробовали найти гостиницу, где-то было просто заперто, в одном месте девушка с ресепшена отказалась пускать участников экспедиции, основательно мотивировав свой отказ на монгольском. В общем, с гостиницей не вышло, ставить палатку посреди города как-то не хотелось (хотя монголы с их кочевыми корнями, возможно бы, и не возражали). Решили сразу ехать до Хупсугула и отсыпаться уже там, в палатке либо на какой-нибудь базе.
Решение оказалось верным, т.к. к озеру вела новая асфальтированная идеальная (лишь в одном месте шел ремонт, который пришлось объезжать окольными путями) и абсолютно пустая дорога. Лучшая дорога из виденных до сих пор в Монголии. До Хупсугула добрались всего за час.
Подъехали к озеру, и выяснилось, что оно покрыто льдом.
Поступило предложение достать лодку, надуть её, поставить на лёд и сфотаться (не зря же везли), но все устали, и предложение было отвергнуто.
Экспедиция подъехала к озеру в южной его части, в районе поселка Хатгал. Было решено проехать подальше и полюбоваться видами, раз уж с рыбалкой не получилось. Дальше дорога пошла вправо по восточному берегу. Несколько раз в стороне попадались базы отдыха, на вид неработающие, подъезжать проверять не стали. Сама дорога превратилась из асфальтированного автобана в жестоко убитую проселочную, часто встречалась довольно глубокая грязь, почва болотистая, повсюду кочки, ехать в объезд по полю можно, но неудобно. В небольшом лесочке аутбэк повторно застрял, быстро выдернули и двинулись дальше. Через час экспедиция повернула к озеру, подъехали настолько близко, насколько смогли, до самого берега дошли пешком провели фотосессию, после чего вернулись к машинам и приготовили на костре обед.
После небольшого отдыха, двинулись обратно. В дороге внезапно вспомнив, что специально к этой поездке была куплена камера GoPro Hero 3, немного поснимали видео.
В южной части озера был участок, свободный ото льда, попробовали подъехать к нему, и аутбэк в очередной раз сел. Вытаскивали не меньше часа, пришлось применить весь имеющийся арсенал: доски, домкраты, лопату, трос и, конечно, тягловую силу машины поддержки.
В итоге к воде получилось подъехать в самом поселке. Для рыбалки здесь было мелковато. Директор пару раз забросил спиннинг, после чего решил, что здесь рыбы нет, остальные даже не пытались. Вообще, в этой экспедиции рыбаками можно было назвать только Директора с Фотографом, рыбаками в том плане, что у них с собой были какие-то снасти. Остальные изначально рыбачить особо не собирались и в данном вопросе разделяли позицию монголов, которые в большинстве своем рыбалку не любят.
Было решено отправиться обратно в Мурен, по пути активно тестировали противоударную (вроде бы), водонепронецаемую GoPro. Погода стояла отличная, солнце, чистое синее небо, рассекаемое шлейфами от частых самолетов, идеальное асфальтовое покрытие — кадры получились что надо, осталось только что-то из них смонтировать, но это уже отдельная история.
В Мурене заселились в цивильную гостиницу, чистые номера, телевизор с забавным монгольским телевидением, слабенький Wi-Fi и самое главное — душ.
После небольшого отдыха, около пяти часов дня, отправились на улицу в поисках приключений. Приключения, кулинарные и алкогольно-дегустационные ожидали в ресторане через пару кварталов: приличные порции, всевозможные гарниры, которые приносили по несколько штук на каждое горячее блюдо, монгольское пиво и отменная водка Чингиз-Голд. Всё это после стандартной для сельской местности лапши с бараниной несказанно радовало путешественников.
Именно тут, под изыски монгольской кухни, во время активного деления впечатлениями, и была озвучена идея этнографического туризма. Введенный термин звучал заумно, но должно же быть название у общего увлечения, затянувшего путешественников так далеко. Пока пускай называется так, а дальше будет видно.
Выбрались из заведения этнографы только поздно вечером, после того как персонал уже перевернул для уборки стулья за всеми остальными столами.
После насыщенного дня длинною в 37 часов, будучи изрядно в хорошем настроении, путешественники отправились спать в гостниицу.
День 5-й (04.05.2014)
Встали пораньше и, чтобы не тратить время на поиски, пошли завтракать в то же заведение. На входе в ресторан стоял стеклянный предбанник, в котором официантка тщетно пыталась изнутри открыть дверь. Видимо, кто-то вчера вечером её сильно захлопнул, а учитывая, что последними посетителями были этнографы, то этот кто-то явно был одним из них… Интересно, есть ли там запасной служебный выход или персонал сидел на работе, дожидаясь помощи, всю ночь? Директор мужественно помог хрупкой монгольской девушке, открыв дверь снаружи, компания отправилась завтракать.
После завтрака зашли в минимаркет, где на кассе оказалась русскоговорящая женщина. Она помогла с выбором продуктов и подсказала, как положить денег на местные симки (надо дать денег и сказать номер другой женщине, сидящей рядом). Среди этнотуристов в этот раз было двое курящих (Строитель и Худрук), которые спросили у кассирши про сигареты. Курить в Монголии в общественных местах запрещено, сигареты если и продаются официально, то, наверное, в каких-то специально отведенных местах или в особо крупных магазинах, а неофициально в любой торговой точке из-под прилавка. Брать местные табачные изделия продавщица не рекомендовала, а выбор иноземных брендов на черном монгольском рынке ограничен, поэтому никотинозависимым лучше запасаться любимыми сигаретами дома.
Выехали из города около 11:00.
Дорога, поначалу хорошая, через несколько часов превратилась в гиганскую дорожную стройку: на протяжении сотен километров в степи тянется щебеночная насыпь, которая когда-нибудь превратится в мощный автобан. По насыпи снует туда-сюда строительная техника, местами дорога перерыта так, что по ней невозможно проехать и приходится спускаться в степь, по которой как и везде проложено большое количество альтернативных дорог паралельно строящейся.
Стенд, посвявщенный одному из участков мегастройки. Указаны заказчик (министерство автомобильного транспорта), за чей счет праздник (некий Арабский фонд экономического развития «Кувейт фонд», тут же указана стоимость 33,5млн$), а также советник (английская и корейская инжиниринговвые компании), исполнитель (корейцы) и дизайнер (индийско-монгольская компания). Т.е. в освоении денег на строительство дороги, взятых в кредит у арабов, помимо советников-англичан и строителей-корейцев участвуют еще и индусы-дизайнеры. Что характерно — дата стройки просрочена.
Экспедиция продвигалась медленно, часто, попав в перекопанный тупик, приходилось возращаться, чтобы найти спуск с насыпи, а потом искать место, чтобы подняться обратно.
Километров за 80 до г. Булган началась хорошая асфальтированная дорога, которая сопутствовала путешественникам до развилки г. Дорхан — г .Улан-Батор. Перед развилкой проехали Эрденет, второй по величине город в Монголии (87тыс. чел.).
И очередное Обо на вершине холма со смотровой площадкой.
После развилки начался самый плохой из пройденных в Монголии участок дороги. Старый асфальт с большим количеством глубоких ям — и это перед самой столицей, дорога, соединяющая наиболее крупные города страны. По логике монголам в первую очередь надо было раскручивать арабов на ремонт именно этой дороги.
По дороге, несмотря на позднее время, двигался плотный автомобильный трафик с большим количеством фур. Все усугублялось тем, что уже стемнело, ямы были видны только при включенном дальнем свете, при этом встречные потоки постоянно слепили друг друга. На обочине тут и там стояли машины, водители которых меняли пробитые колеса. В одном месте с трассы слетел грузовик.
По пути встретилась крупная собака (по виду обычный бездомный степной пес), бегущая по обочине и тащившая в зубах мелкую собачонку. Мелкая свободно трепыхалась и, судя по всему, своё уже отбегала, крупную же впереди, похоже, ждал сытный ужин. От увиденного этнографам стало как-то не по себе.
При обгоне очередной фуры, перед Летописцем встал непростой, но очевидный выбор: въехать на большой после обгона скорости в глубочайшую яму, дать по тормозам и получить в зад здоровенным грузовиком или вернуться назад на встречку и получить лобовой удар от встречной легковушки. После прощупывания колесами дна ямы на скорости более 100 км/ч, было замято два диска, и потекла передняя стойка. Текущая стойка и замятие заднего диска обнаружились только после возращения домой, а вот передний диск замялся так сильно, что колесо тут же спустило и пришлось ставить запаску.
Пока меняли колесо, выяснилось, что две машины экспедиции потеряли друг друга на, казалось бы, прямом участке дороги. Непонятно было, кто ушел вперед, а кто остался сзади. В процессе поиска разъехались так сильно, что рации перестали ловить, и пришлось пользоваться телефонами, засоряя при этом отборным русским матом местную GSM-сеть. В итоге на пустом месте потеряли час времени.
В Улан-Батор прибыли в 1:00.
Как выглядит центр Новосибирска в 1:00 в ночь с воскресенья на понедельник? Да никак, на улице никого, все спят, по дорогам ездят редкие автомобили. В Улан-Баторе все не так. Жизнь бурлит, машин полно, движение происходит по своим поначалу совсем непонятным законам. Навороченные светофоры на крупных перекрестках показывают не пойми что. На ж-д переезде грузовик решил не тратить попусту время и проскочил в миллиметре от закрывающегося шлагбаума. В центре сначала под колеса бросилась толпа пьяных подростков (выпускной? день первокурсника?), вроде бы приняли форестер за такси, решили остановить и на нём всей толпой в 15 человек доехать куда-то (навряд ли домой, скорее на афтерпати в следующий кабак). Спустя 5 секунд картина: перед перекрестком на дороге сидит девушка, вытаскивает из сумки какие-то вещи и швыряет ими в стоящего рядом парня. Мимо проезжает полицейская машина с включенными мигалками, казалось бы, сейчас разберутся в чем дело, но нет, видимо, есть дело важнее, и они едут дальше. На этом же на перекрестке ДТП — небольшое столкновение, которое пытается урегулировать сотрудник дорожной службы. Но интересно не это, т.к. с другой стороны на светофоре останавливается машина, к которой сзади подбегает мужик с монтировкой, замахивается на лобовое стекло, но к нему сзади же подбегает девушка и утаскивает, не дав завершить удар.
Порядком устав, туристы-этнографы стали искать по вывескам место для ночлега. Проблем с этим в Улан-Баторе нет. Дешевые клоповники в приличном количестве соседствуют с многозвездочными отелями. Причем на каждой гостинице обязательно висит вывеска, сообщающая о наличии караоке — монголы любят петь.
Для оценки местного рынка аренды жилья, было принято решение разделиться. Подходя к очередному заведению, Летописец, Строитель и Худрук увидели хныкающую девушку. Она тщетно пыталась открыть входную дверь. Этнографы остановились в замешательстве, но тут дверь распахнулась, оттуда выскочил злой мужик, взял в охапку монголку и потащил в сторону машин на парковке. Осторожно заглянув в ночлежку, Летописец наткнулся на выходящих на улицу Директора с Фотографом. Те наблюдали сцену любовной ссоры изнутри, мужик выгнал девушку (у которой уже был фингал под глазом и плохое настроение), после чего стойко держал оборону, схватившись за дверную ручку изнутри. Потом, видимо, решив, что лучший способ защиты это нападение, он пошел в атаку, и поле брани переместилось куда-то в сторону парковки. «Пойдем отсюда, это плохое место», — молвил Директор, и экспедиция двинулась дальше.
В итоге была найдена довольно таки приличная гостиница Fanat с демократичными ценами (560 р./чел). Приличная настолько, что в номерах с двумя односпальными кроватями помимо стандартных чая/сахара/бутылки с водой было еще и по два презерватива. В номере же с двухспальной кроватью, который в гордом одиночестве занимал Худрук, презерватив был только один.
Перекусили бутерами, ингредиенты для которых были закуплены еще в Мурене. Выпили по пиву, делясь недавними яркими впечатлениями, и отправились спать.
День 6-й (05.05.2014)
День отдыха. День знакомства со столицей Монголии.
Закончив ванные процедуры, Летописец обнаружил на комоде стационарный телефон. Сняв трубку, он наудачу набрал номер комнаты, в которой остановилась часть экипажа аутбэка. Пошли гудки, через некоторое время трубку снял Директор.
Директор (сонным голосом): Але…
Летописец (будучи уже экспертом в монгольском языке после общения со строгим монголом в деревенской шиномонтажке): m*WI@okfew9!!!
Директор (после некоторой паузы): я тебя узнал.
Ну вот о чем можно поговорить с таким человеком? Договорились через сколько выход в свет, а также о том, что гостиницу надо продлевать еще на день. После чего Летописец набрал номер комнаты Худрука.
Худрук (после большого количества гудков): Да?
Летописец на идеальном монгольском: &JJjfhsp8 ejkl^&*)?
Худрук после паузы: Я вас не понимаю…
Летописец строго: wei9 vl&^”irw w/x{}’s xx^fhso!!!!!!
Худрук: Не понимаю…
После чего положил трубку. Потом в течение дня Летописец всё допытывался у него: тебе тоже утром монгол звонил? Да? И что хотел? Ну ясно, что не понял, а сам как думаешь?...
Завтракали в ресторане при отеле. Ресторан оформлен в футбольной тематике, оформление и отделка смотрятся дорого, цены как в средней новосибирской кафешке.
Приютившая экспедицию в Улан-Баторе гостиница:
Выйдя на улицу, повторно подкачали форестеру колесо, которое первый раз спустило во время вчерашнего поиска гостиницы, после чего отправились гулять по городу, попутно выискивая шиномотажку.
Улан-Батор самый крупный город Монголии, в котором проживает почти половина населения всей страны (по словам самих монголов 1,5 млн. из 3 млн., по мнению википедии 1,22 млн. из 2,86 млн.). Спальные районы на окраине города экспедиция проехала прошлой ночью. На вид они особо не отличались от спальных районов любого российского города. Гостиницу путешественники выбрали в пешей доступности от центра города, куда сейчас и отправились.
Автопарк Улан-Батора очень разнообразен, по пути прошли небольшой авторынок.
В городе большое количество приусов, часто встречаются всевозможные приус-сервисы или специализированные на приусах автомагазины с вывесками, расхваливающими эко-автомобили — монголы так бережно относятся к окружающей среде?
Движение на дорогах хаотичное, недоумение у залетных туристов вызывают местные светофоры с большим количеством секций, причем в одной секции могут в разное время загораться разные стрелки. Светофоры эти переключаются очень долго, и зачастую внимания на них монголы-водители не обращают, поэтому на особо важных перекрестках стоит один, а иногда сразу двое регулировщиков, которые взмахами полосатых палок по сути дублируют сигналы светофора.
Местные полицейские:
Местная школа:
Местный театр:
Местные собачки:
Местная фондовая биржа:
Местный парк:
Местные охотники за приведениями:
Дворовая баскетбольная площадка:
За фасадами центральных кварталов, во дворах можно встретить монгольские юрты, внешне один в один как та, в которой этнографы обедали после пересечения границы.
С современными высотками из стекла и бетона соседствует древний на вид буддисткий храм:
По пути заглянули в монгольскую кофейню.
Зашли в парк аттракционов. Аттракционы в основном были совсем уж детские, поэтому ограничились одним кругом на колесе обозрения. Самоубийственные монголо-американские горки с двумя полными мертвыми петлями подряд к огромному облегчению абсолютного большинства членов команды не работали. Расстроился поэтому поводу только Фотограф, который в случае, если бы сомнительный аттракцион всё же работал, так или иначе затащил бы на него всех остальных.
Тут и там торчат строительные краны, центральная часть города растет ввысь. Окраина прирастает новыми спальными районами, которые строятся на месте старых юрточных районов.
В Монголии Улан-Батор единственный город-миллионник, полис, притягивающий потомственных кочевников осесть здесь навсегда. За последние 10 лет население столицы увеличилось в 2 раза.
Центральная площадь Улан-Батора возле дома правительства, аналог Красной Площади.
На площади сновали ушлые продавцы картинок с видами Монголии. С одним из них Директор устроил грандиозный по своим масштабам торг, продавец несколько раз уходил в расстроенных чувствах, но всегда возвращался, радостно называя ту же цену, с которой изначально начал торг.
В итоге сделка совершилась, сложно сказать, кто остался более довольным.
В комментариях к одному из отзывов, кто-то написал, что нельзя побывать в Улан-Баторе и не посетить Марко Поло, ну что ж, этнотуристы ставят галочку...
Монголы, знающие русский, при встрече с этнографами улыбались и здоровались. У одного из таких случайных горожан Летописец решил поинтересоваться, где можно отремонтировать замятый вчера диск. Монгол, который представился как Паска (или как-то очень похоже на это), оказался продавцом автозапчастей на авторынке и пригласил к себе на работу на следующий день. Летописец решил, что глупо игнорировать такие подарки судьбы и пообещал приехать.
Во время прогулки присмотрели шиномонтаж, который оказался в 50 м от гостиницы. Форестер долго не хотел заводиться. Около минуты, не считая перерывов, пришлось крутить стартером. Посовещавшись, этнографы решили, что виноват бензин с одной из вчерашних заправок, там заправлялся только форестер, и проблемы с заводом теперь возникли только у него. На следующий день, перед пуском двигателя, залили из канистры 20 литров 98-го, и проблема исчезла.
Отремонтировали колесо, в котором застрял кусок проволоки, и после небольшого отдыха, пошли исследовать уже ночной Улан-Батор.
Эта ночь мало чем отличалась от предыдущей, жизнь на улицах и в питейных заведениях бурлила, народу было много. По пути встретился изрядно выпивший уже мужик. Увидев этнографов, искренне обрадовался: «Русские!!! Вы что, с луны свалились?!! Было время, когда в Улан-Баторе на улице каждый десятый был русский, а сейчас никого не осталось. Откуда вы взялись? Давайте я вас угощу». После чего достал из кармана пачку денег и, не глядя, протянул путешественникам, которые, конечно же, отказались. Но встретить такое отношение к русским было приятно, даже несмотря на то, что мужик еле стоял на ногах.
Этнографы зашли в крупный ирландский паб, в котором отменно поужинали и основательно заправились пивом, сидели как обычно до закрытия. Затем, взяв такси, посетили еще пару злачных заведений, в одном из которых солидный мужик с сопровождением в виде охранника-телохранителя изъявил желание набить этнографам морды, но потом передумал и ушел. Как потом сказал хозяин того кабака (общение шло на английском), это был его друг, и бокс это его хобби.
В общем, время провели весело, в гостиницу вернулись поздно.
День 7-й (06.05.2014)
Утром команда разделилась. Экипаж аутбека поехал выполнять культурную программу: поесть, сходить в музей, съездить на базар. Летописец и Строитель поехали ремонтировать диск.
Приехав на рынок автозапчастей, Летописец созвонился с Паской, надо сказать, что русский Паска знал не очень, и какое-то время пришлось потратить на то, чтобы объяснить, какой именно диск надо отремонтировать. Оказалось, что диском монголы называют что-то другое, а литье они называют обод. В общем, вывели Паску на улицу и показали пальцем на вмятину. Паска отвел этнографов, тащивших колесо, к местной шиномонтажке, которая почему-то не работала, задумался, сделал пару звонков и махнул рукой: есть тут одно место, поехали на мне. Колесо загрузили в припаркованный рядом рав4 и отправились колесить по Улан-Батору: сначала заехали в какой-то цех, там местные мастера долго думали и совещались, глядя на диск, затем притащили кувалду. После второго удара диск лопнул. «Не, ремонту не подлежит» пожал плечами Паска. Обод (теперь, после соприкосновения с суровой монгольской действительностью, это был именно обод, а никак не диск) погрузили обратно в рав, после чего Паска стал возить путешественников по местным колесным магазинам и авторазборам.
Летописец и Строитель первый раз столкнулись с необходимостью выправлять диск и с правильной технологией были не знакомы, возможно, с кувалдой монголы и переборщили, но нечего смертельного не случилось, в форестере была полноразмерная запаска и два зимних колеса на дисках. Летописец пытался объяснить Паске: лопнул и лопнул, не страшно, вези нас обратно, но тот твердо решил помочь путешественникам.
Диск был родной субаровский от форестера 12-го года, и на разборах Улан-Батора такого предсказуемо не оказалось. Можно было взять другой комплект (Паска сказал, что через знакомых организует этнографам 4 бэушных диска всего за 1000 р.), но куда их девать, путь предстоял еще неблизкий. В итоге на очередном разборе, глянув наш лопнувший обод, продавцы посоветовали адрес мастеров по ремонту. Мастера находились на другом конце города на окраине, но Паску это не смутило. Приехав к ним, путешественники услышали вердикт: сделаем, но ждать придется час. Паску не смутило и это.
Пока ремонтировался обод, сидели в рав4 и налаживали межэтническое общение. Паска на ломанном русском поведал много интересного. Вот несколько выдержек (Л—Летописец, П—Паска):
1) Л: «Почему монголы не любят ловить рыбу?», П:«Потому что не любят» — Паска о причине непопулярности рыбной ловли в Монголии.
2) П: «Монголия земля хороший, небо хороший, люди голова плохой» — Паска о природе и населении Монголии.
3) П: «Ты сюда какой работе приехал?», Л: «Что? Да нет, мы не по работе, мы туристы». П (задумчиво проводил взглядом проходящую мимо монголку, затем оживившись, сделал интернациональный жест — хлопнул ладонью правой руки по кулаку левой): «монгольский баба еб@лся?», Л: «Эээ, нет…», П: «Тогда ты не турист» — Паска о туризме.
4) П: «Американцы плохие, лезут в Украину, Путин хороший, правильно делает» — Паска о сути Украинского кризиса.
Обод превращали обратно в диск часа полтора, лопнувшее место заварили, после чего внутреннюю поверхность проточили на станке, за работу взяли 35000 тг (700 р.).
С отремонтированным диском путешественники погрузились в рав и вернулись обратно к припаркованному у авторынка форестеру.
Вообще, надо сказать, что искреннее гостеприимство и доброжелательность в неразвращенных туристическими потоками азиатских странах в порядке вещей. Например, во время прошлогодней поездки экспедиция прибыла в Бухару (Узбекистан) поздно ночью и случайно встреченный прохожий два часа водил путешественников по местным гостиницам (в это время проходил фестиваль, и гостиницы были переполнены), помогая найти ночлег, и потом отказался брать за помощь деньги. И здесь в Монголии в каждом населенном пункте, когда это требовалось, находился бескорыстный помощник. Так и Паска посреди рабочего дня бросил все свои дела и отправился помогать незнакомым людям, потратив на это четыре часа собственного времени. А когда пришло время прощаться и по нашей, европейской логике принять за свой труд награду, Паска скромно сел в машину и уехал.
В это время Директор, Фотограф и Худрук позавтракали в ресторане в центре Улан-Батора с видом на дом правительства. Заказ делали, мучительно преодолевая речевой барьер, поэтому потратили на пополнение желудков кучу времени. После ресторана отправились на культурную программу. Изначально собирались пойти в самый из найденных тут же в интернете (WiFi в гостинице) музей, в котором проводили экскурсии на русском — Музей естественной истории. Но он был закрыт на реконструкцию. Поэтому пошли в Монгольский национальный исторический музей, где не оказалось русскоговорящих гидов. Без гида было не так интересно, поэтому по-быстрому прошли через все залы. Директор всё время торопил, отказываясь глубже проникнуться духом монгольской истории, о которой на монгольском языке доходчиво рассказывали информационные таблички возле экспонатов. Во время прошлогодней поездки, в музее Ташкента, женщина-гид, отлично знающая русский язык, провела путешественникам интересную и познавательную экскурсию. К сожалению, в этом монгольском музее с русским оказалось туго.
После завершения культурной программы оба экипажа встретились в гостинице и вместе поехали на улан-баторский базар.
Базар представлял из себя удручающее зрелище: гигантская территория абсолютно пустых ларьков. День недели вторник, время 15:00, куда все делись? Где сотни тонн товара? Не может же быть вторник выходным, это не логично. Если, к примеру, рабочий день до двух или даже до часу, то не могли же монголы так технично собраться и срулить… Немного походив по пустым торговым рядам, путешественники наткнулись на скопление набитых под завязку тюков. Похоже, всё же рабочий день у них уже закончился. Кочевые корни дают о себе знать: по звонку монголы моментально упаковывают все вещи и исчезают в неизвестном направлении — единственное объяснение, которое этнографы нашли происходящему. Так или иначе, но сувениров купить не получилось. Путешественники погрузились по машинам и поехали в направлении российской границы.
Убитая дорога Улан-Батор — Дорхан далась при свете дня намного легче.
В пути наблюдали пастуха-мотоциклиста.
И гигантского шахтера-робота.
Возле Дорхана остановились возле комплекса монументов и скульптур.
Один каменный шар зверюга придавила лапой, второй шар свободно катался у неё во рту…
В районе Дорхана и дальше до самой границы дорога улучшилась, стали попадаться посты дорожной полиции.
На предпоследнем посту аутбек тормознули, посмотрели документы, что-то спросили. «Я не понимаю!» — гордо ответил водитель, и экспедицию пустили дальше.
За пару десятков километров до границы в городе Сухбатар на последнем полицейском посту случилась единственная в этой поездке заруба с полицией.
Пост стоял возле ж-д переезда, перед которым висел знак «Зогс» («Стоп»).
Аутбек сделал положенную остановку и двинулся дальше, то же самое сделал и Строитель, находящийся за рулем форестера. Горе-полицейский, дежуривший на посту, в момент остановки форестера стоял к нему спиной и не видел прилежного исполнения ПДД, обернувшись, он увидел только как злопакостные русские проезжают ж-д пути, наплевав, по его мнению, на Закон Монголии. Горе-полицейский в негодовании стал махать полосатой палочкой, но этого не увидел уже Строитель, который в этот момент повернул. Летописец вообще преспокойно спал, и проснулся он только в момент завершения эпичной полицейской погони за мнимыми нарушителями длиной 150 метров: горе-полицейский тормознул проезжающего мимо гражданского и на нем догнал спокойно едущий форестер. Поравнявшись, стал ругаться и совершать возвратно-поступательные движения палочкой. Строитель тормознул, отдал негодующему полицейскому документы и произнес волшебное «я не понимаю…», но в этот раз не сработало. Летописец связался с аутбеком и попросил, чтоб подождали. Полицейский вернулся с документами на пост, туда же поехал форестер.
В постовой будке ничего не понимающий Строитель и сонный ничего не понимающий Летописец внимательно выслушали злого полицейского, после чего так и остались в неведении о том, что ему нужно. Полицейский же решил показать свое превосходство над русскими языком жестов: достал дешевую одноразовую бритву, такие в России стоят рублей 15, пару раз провел ей по своей редкой бороде (без пены ведь и поцарапаться можно, наверное, показал свою брутальность), срезав при этом пару-тройку волосиков и демонстративно вытер о свидетельство о регистрации автомобиля.
Офигевший Летописец набрал Директора, пожаловался на быковитость местных служителей правопорядка и запросил поддержку в виде пешей силы, вторую машину лучше оставить подальше, вне досягаемости дорожной полиции.
Дело в том, что со времен прошлогодней поездки была выработана некая схема взаимодействия с автоинспекторами различных государств — останавливают одну машину, останавливается вся колонна, из всех машин выходят все пассажиры, достают все камеры и фотоаппараты и начинают усиленно и ненавязчиво фотать окрестные достопримечательности. Нет, пока не самих полицейских, а только окрестности. Гаишники, как правило, такого не ожидают и слегка теряются, тем временем все водители (а не только тот, которого остановили) идут общаться с автоинспектором. Главное действовать нагло, чтобы он не успел опомниться, но вежливо, чтобы его не взбесить. При этом гаишнику рассказывалась такая сердобольная история: «У нас официальный автопробег Субару по Средней Азии, снимаем фото, видео, будем писать отчет на сайте дром.ру, знаете такой сайт?». (Казахстан, Киргизия — везде автоинспекторы такой сайт знали). «Что, и про нас напишите?» — удивлялись инспекторы. «Конечно, напишем», — соглашались путешественники. После чего гаишники желали счастливого пути и отпускали на все четыре стороны.
Кстати, к сожалению, отчет написать в тот раз не получилось, поначалу у Летописца был завал по работе, и времени не хватало, а когда он всё же собрался, то выяснилось, что общая цельная картина стерлась из памяти. Отдельные яркие моменты помнятся и сейчас, и они останутся в памяти на всю жизнь (во многом для того всё это и делается, чтоб потом, на старости лет, сидя на кресле-качалке у камина, было что вспомнить, вспомнить и сказать: «А ведь интересную я прожил жизнь!»). Но детали, необходимые для оформления цельного отчета, утеряны. По этой причине во время поездки в Монголию Летописец регулярно делал пометки в черновике, благодаря чему в итоге появился этот отчет. Пользуясь случаем, Летописец просит прощения у всех обманутых в мае 2013-го года гаишников Казахстана, Узбекистана, Киргизии: «Друзья, никто не забыт, ничто не забыто и Вы не забыты, виной всему обстоятельства, а Вы навсегда останетесь в наших сердцах!».
Подмога запарковалась в стороне и прибыла на помощь, но злой монгольский полицейский на них даже не посмотрел. Он позвонил кому-то русскоговорящему, рассказал суть претензии а тот по телефону же пересказал её Строителю: оказывается, форестер не остановился на знак стоп и затем игнорировал требование полицейского об остановке, прощай водительское удостоверение. «Но мы же остановились на стопе», — возразил Строитель. «У полицейских на посту есть камера, но посмотреть её можно только утром, а я вообще не полицейский, а программист», — сообщил голос.
Но камера есть и в форестере — видеорегистратор. Путешественники оставили полицейского негодовать в будке и пошли смотреть кино. Флешку из регистратора засунули в ноутбук, нужный файл на всякий случай скопировали на жесткий диск, после чего предварительно его просмотрели, чтоб ненароком не лопухнуться на премьере в полицейской будке. Видео чётко соответствовало версии этнографов.
Вернувшись в будку, обнаружили, что Злой полицейский исчез, остался его коллега Спокойный полицейский. Развернув ноут перед Спокойным, путешественники раз пять проиграли перед ним драматичный видеоролик, помимо праведной остановки на нем даже было видно, что Злой начал махать палкой после того, как форестер повернул, т.е. он только начал палку поднимать и тут же исчез из виду, а у регистратора очень приличный угол обзора. На шестом просмотре Спокойный наконец проникся несправедливым положением туристов, в которое их поставил его некомпетентный коллега. «Давайте документы», — протянул руку Летописец. Спокойный отрицательно закивал головой, стал махать рукой куда-то вдаль. Из машины были принесены ручка с бумагой, и Летописец стал писать картину: нарисовал одного человечка (показал на Строителя), второго (показал на себя), рядом машинку, обвел кружком — Спокойный кивнул. Дальше на картине появился еще один человечек, на этот раз в кепке (Летописец показал на Спокойного, и тот слегка напрягся), затем Летописец нарисовал второго носителя кепки («Это Ваш коллега»), рядом с ним прямоугольник с надписью Documents — Спокойный кивнул. От человечка с кепкой и документами стрелка к прямоугольнику «Police» — отрицательные кивки. А вот другая стрелка к прямоугольнику «Home» вызвала уже кивки положительные. «Звоните ему, пускай возвращается», — на бумаге появилась стрелка обратно. Спокойный сначала отрицательно кивал, потом неохотно достал телефон и стал звонить. После чего тем же способом путешественники выяснили, что таможня уже закрыта и откроется только утром в 9:00 (на самом деле оказалось, что открытие в 8:00).
Тут потихоньку начался балаган, подъехали еще двое-трое полицейских, стали смотреть видео, комментировать и веселиться. Один из них, самый Радостный, немного говорил на русском, стал доброжелательно расспрашивать, откуда/куда/где были.
Подошел Злой, видео смотреть даже не стал, похоже, веселящиеся коллеги ему уже все рассказали, отчего он стал еще злее. Радостный перевел его вердикт: с этнографов штраф 10000 тг (200 р.) за неостановку по требованию. Летописец решил дожимать: «Мы туристы, путешествуем по Монголии, снимаем кино, будем писать статью про вашу прекрасную страну в интернете (Радостный всё тут же переводил Злому, при этом радовался еще сильнее), нам очень понравилось, но Вы хотите взять с нас штраф за такую мелочь, вот в России за это штраф не берут, да и на видео видно, что взмаха палкой мы просто не видели. А теперь нам придется написать, что Монголия не такая хорошая страна, что тут не очень справедливо относятся к туристам…». Злой опешил от такой наглости и демонстративно сунул в стол документы, которые до этого держал в руках. Летописец: «Нет, вы не поняли, штраф-то мы, конечно, заплатим, просто нам придется про это написать». Радостный (радостно): «Платить, платить, они платить», Злой победно достает бланк, записывает номер машины, номер статьи и тоже проявляет некоторые познания в русском: «Десять». Летописец, покосившись на бланк: «Но тут сказано пять». Злой, перейдя почти на крик: «Хорошо, пять».
Деньги 5000 тг (100 р.) полицейским, документы и квитанция этнографам. Шоу закончилось, и полицейские быстро разошлись, остался только Злой, который дал Строителю еще какие-то бланки. Отнеся ноут в машину, Летописец вернулся с отличной идеей, которую ему подкинул Директор, ожидающий на улице: «Раз таможня уже не работает, давай спросим у него, где тут гостиница». Строитель: «Да я уже пытался, не говорит». Летописец протягивает Злому ручку с бумагой и произносит: «Hotel». Злой энергично замахал руками и закричал: «До свидания, До Свидания, ДО СВИДАНИЯ».
Гостиницу нашли неподалеку, пятиместный номер за 50000 тг (1000 р.) — самый недорогой ночлег за всю поездку. Несмотря на позднее время, девушка на ресепшене во всю распевала караоке, и была даже как-то недовольна, что её оторвали от любимого дела. Перед сном перекусили, выпили по пиву, обсудили богатый на впечатления день. Вспоминая очередное обещание сотрудникам дорожной полиции, Летописец твердо решил, что в этот раз он уж точно станет летописцем.
День 8-й (07.05.2014)
Встали рано, выезд в 7:40 и через 15 минут уже на границе. Таможенный пост Кяхта, на монгольской стороне большая очередь, но русские машины запускают вперед. Перед въездом на таможенный пост путешественники обменяли оставшиеся тугрики на рубли в местном обменнике, курс, конечно, не самый выгодный, но лучше, чем ничего. В итоге за пять дней, проведенных в Монголии, каждый потратил по 10000 р. (меняли на тугрики на границе) и по 100$ (меняли на тугрики в Улан-Баторе) или примерно по 670000 тугриков. С этой суммы на момент возвращения в РФ у всех остался небольшой остаток, у кого-то чуть больше, у кого-то чуть меньше.
Монголы два раза осмотрели машины, проверили документы. По зданию таможни бегала немецкая овчарка, ненавязчиво обнюхивая чужаков и их сумки. После завершения всех процедур пришлось ждать в машине около полутора часов пока выпустят, скорее всего, это было обусловлено тем, что российская сторона была еще не готова.
Российская сторона — как обычно, доброжелательные, корректные российские пограничники. Видеть русские лица после пятидневного пребывания в Монголии было приятно, появилось чувство, что вернулись домой. Проверка машин и документов. На русской стороне, как и на монгольской, работает немецкая овчарка.
Общее время прохождения границы — четыре часа.
После границы заехали в шиномонтажку, сделали балансировку заваренного диска (в Монголии колеса не балансируют в принципе). Результат удовлетворительный, колесо сбалансировалось, и мастер сказал, что ездить можно.
Через полтора часа экспедиция прибыла в Улан-Удэ.
Прокатились по главным магистралям города, пообедали в уютном кафе-ресторане лучшими за всю поездку позами и двинулись дальше.
После Улан-Удэ путешественников радовала живописная дорога с хорошим асфальтом, вокруг разворачивались красивые весенне-летние пейзажи.
Но вскоре экспедиция въехала в зиму.
За две с половиной сотни километров до Иркутска начались участки ремонтируемой дороги, превратившейся в снежно-галечную кашу.
Чем ближе к Байкалу, тем сильнее снегопад и больше снега на дороге.
Ехать по такому катку на летней резине было грустно. Скоростной предел для форестера 60 км/ч, на большей скорости машина начинала самопроизвольно гулять из стороны в сторону. Напичканный электроникой аутбэк уверенно держал дорогу и при 70 км/ч, но скорость автоэкспедиции равна скорости самого медленного её участника, поэтому ехали не больше 60.
Дорога забралась на горный берег Байкала. Справа открывались красивые виды на заснеженное озеро, но уже стемнело, и виды эти открывались только в воображении участников. Да и глазеть по сторонам было некогда, приходилось постоянно подруливать — ловить машину на заснеженном серпантине. На особо крутых участках пробуксовывали фуры, собирая пробки. В одном месте автовоз слетел с дороги, на помощь ему съехались тракторы дорожных служб, процессом спасения руководили гаишники.
В Иркутск приехали в 2 часа ночи. Навигатор посоветовал оригинальную гостиницу Арт-Хаус. Гостиница располагается в старом деревянном двухэтажном доме. Создалось впечатление, что внутренний ремонт делал коллектив какого-то дома творчества. Для того, чтоб обставить места общего пользования и номера, похоже, использовался списанный театральный реквизит, повсюду лежали не то непонятные для непосвященного произведения искусства, не то старый хлам. В коридоре стояли разодетые манекены, на стенах висели абстрактные картины. Сразу видно, что ремонтом руководили художники-гуманитарии. Во всем чувствовался дилетантский, но вместе с тем оригинальный подход. В комнатах дома, изначально для гостиницы явно не предназначавшегося, из фанеры выгораживали санузлы. Трубы отопления из одного крыла дома в другой, не заморачиваясь, пустили по улице. В единственном доставшемся этнографам номере с двумя раздельными кроватями (остальные номера были с двуспальными), т.е. в номере, в который по логике вещей будут чаще всего заселяться постояльцы одного пола (хотя, видимо, у художников своя логика), прям в комнате стояла прозрачная душевая кабинка. В общем и целом, всё это в совокупности смотрелось настолько оригинально, весело и вообще круто, что путешественники решили задержаться здесь еще на одну ночь.
День 9-й (08.05.2014)
В этот день этнографы решили сделать радиальную поездку в поселок Листвянка, расположенный в 70 км от Иркутска на берегу Байкала. Выезд в 8:00. Снег на дороге растаял, и ехать было намного проще.
На въезде в Листвянку заехали на завтрак в позную, позы были так себе, намного хуже того, что удалось отведать в Улан-Удэ.
После завтрака этнографы отправились на прогулку по заснеженной Листвянке, многие из них здесь уже не раз бывали, но всегда летом. Снег на берегу Байкала все видели впервые.
В дальнем конце поселка нашли заснеженную горку, на которой под зорким оком GoPro провели испытания внедорожных качеств автомобилей. Напичканный электроникой аутбек забирался уверенно, всем своим видом показывая, что даже не заметил препятствия. Форестер брал горку измором. Проскальзывающие колеса разворачивали его то одним боком, то другим. Машина медленно, вгрызаясь в снег, забиралась наверх, крутясь на 180 градусов, и в итоге заползала на препятствие боком. Со стороны форестер-стайл выглядел забавнее, но с точки зрения экипажа находиться внутри берущего препятствие аутбэка было приятнее.
Заехали на местный базарчик и накупили омуля различных видов копчения. Часть купленной рыбы была съедена под пиво в этот же день, часть благополучно доехала до Новосибирска.
В Листвянке оказался сувенирный магазин «Товары из Монголии». Несколько этнографов отправились его исследовать, в надежде хотя бы здесь купить какие-то сувениры, но, увидев цены, быстро ретировались.
Купив в обычной, русской сувенирной лавке магнитов с видами Байкала в домашнюю коллекцию, этнографы поехали обратно в Иркутск к художникам.
Немного переведя дух в гостинице, поев омуля под пиво, путешественники отправились в пешую прогулку по Иркутску.
Эйфелева башня возле Арт-Хауса.
Завтра 9 мая, и город усиленно готовился к празднику, проводя финальную репетицию.
Иркутск уверенно одержал победу в номинации самого красивого города поездки. Конечно, в других городах этнографы видели далеко не все, например, Улан-Удэ проехали очень быстро, и город запомнился только вкусными позами. Но маршрут экспедиции должен быть пройден в сжатые сроки, поэтому всего увидеть в принципе невозможно, а из того, что всё-таки увидели, больше всего понравился, конечно, Иркутск.
Гуляя по одной из центральных улиц, этнотуристы обнаружили скульптурное изображение герба Иркутска — мифический зверь Бабр (родом из Китая) несет в зубах соболя (позвольте, но ведь соболь — это герб Новосибирска… за что они нас так?). Соболь свободно трепыхается и, судя по всему, своё уже отбегал, Бабра же впереди, похоже, ждет сытный ужин. Где-то этнографы такое уже видели…
А вот за скульптурой было кое-что интересное: на горке расположился целый квартал стилизованных под старину домиков, в которых располагались рестораны, кабаки, бутики, гостиницы, всё это безобразие обыгрывалось красивой подсветкой, между домами выложен тротуар только для пешеходов.
К сожалению, ночные фотографии не передают того, что на самом деле увидели путешественники, но у них было ощущение, что они попали в какой-то маленький уютный европейский городок. Казалось бы, этот комплекс по сути своей обычный торговый центр, каких в Новосибирске полно, но такая подача делает его великолепнейшей достопримечательностью города. Целый квартал отдан под пешеходную зону и оформлен в оригинальном стиле, никаких автомобилей. Такого в Новосибе очень не хватает, и пока новосибирские власти не сделают чего-то подобного, иркутский Бабр будет по праву жевать новосибирского соболя.
В одном из кабаков квартала-деревушки этнографы поужинали шедеврами русской кухни, и основательно продегустировали местное пиво, которое оказалось под стать ужину очень даже нечего. После закрытия кабака отправились назад в Арт-Хаус.
Иркутск сравнительно старый город, отсчитывающий свою историю с 17-го века. Видно, что иркутяне стараются сохранить исторический облик города: дома на главных (и не только) улицах выполнены в едином стиле, одной этажностью, являются частью общего архитектурного ансамбля, фасады периодически реставрируются и на время ремонта затягиваются декоративным полотном, с изображением все того же фасада. Для туристов на улицах расставлены указатели направлений до различных достопримечательностей. Часто встречаются всевозможные скульптурные композиции. Участники экспедиции, бывавшие в Питере, решили, что Иркутск бережным отношением к своему внешнему виду очень похож на город на Неве.
Добравшись до гостиницы, путешественники разделились. Самые стойкие (Директор, Строитель и Фотограф) отправились обследовать местные ночные клубы. Летописец и Худрук пошли отсыпаться.
День 10-й (09.05.2014)
На следующий день вернувшиеся только под утро движниковые этнографы особо делиться о своих ночных приключениях не стали, т.к. во-первых, то, что произошло в ночном клубе, должно остаться в ночном клубе, во-вторых, по мнению выспавшихся Летописца и Худрука, ничего интересного в ночном клубе произойти не может в принципе.
Благодаря ночным похождениям, из города выехали поздно, примерно в 14:37. В Красноярск приехали, естественно, тоже поздно, примерно в 2:13. Итого за почти 10 часов проехали 1077 км (примерно) — день для экспедиции выдался рабочим.
Очень примерные цифры намекают на то, что Летописец особо усердно делал записи в черновике в этот день.
Предчувствуя скорое возвращение домой, Летописец решил заправить остатки 98-го бензина, который уже неделю бултыхался в канистре в багажнике. Увидев это, Худрук крикнул: «Осторожнее!», но было уже поздно. При открытии канистры раздался хлопок, и все в радиусе метра было забрызгано бензином. К счастью, кроме Летописца никто в зону поражения не попал, и остаток пути в шортах ехал только он один.
В Красноярске два часа потратили на поиски гостиницы. То навигаторы подводили и показывали на неработающие уже ночлежки, то не было нужного количества свободных номеров. В итоге заселились в дорогую гостиницу «Север». Гостиница с претензией на цивилизованный современный уровень (на ресепшене висело несколько часов, настроенных на разные часовые пояса!). Летописцу даже стало слегка неудобно за свой внешний вид.
Но претензии хватило только на 1-й этаж, т.к. начиная со второго в гостинице царил советский союз. Нет, по меркам советских времен уровень гостиницы был неплох, в просторных номерах даже присутствует раковина! Но учитывая 21-й век на дворе и значительный срок, прошедший после заключения беловежского соглашения, владельцы гостиницы могли бы уже что-то в ней поменять, тем более, что ценник они выставили далеко не маленький. Хотя зачем что-то менять, когда деньги можно брать не за комфорт, а за удобное место расположения в центральной части города на улице Ленина?
День 11-й (10.05.2014)
Утром позавтракали в пиццерии недалеко от гостиницы, в магазине пополнили запасы энергетиков.
В это время местные пернатые разворовывали с таким трудом собранную за время этно-поездки этномологическую коллекцию на автомобильных бамперах.
Последние два дня путешественники ехали по на удивление хорошей дороге, везде, как только начинались неровности, сразу же появлялись дорожные знаки «ремонт дороги», за которыми усиленно копошилась дорожная техника. Т.е. дороги не идеальны, но там где есть проблемы, уже сегодня идет ремонт, и через какое-то время проблемы эти исчезнут (наверное). Общее впечатление от российских дорог (по крайней мере, на пройденных экспедицией участках) строго положительное, а если сравнивать их с тем, что этнографы видели в Монголии (а до этого в других соседних странах, особенно с Казахстаном) то наши дороги вообще автобаны. В Кемеровской области вдоль обочины ходят работники и собирают мусор, причем это делалось на приличном расстоянии от областного центра. Во всех пройденных областях идет довольно мощный дорожный ремонт. Такое ощущение, что власти прилично вкладываются в дорожную инфраструктуру.
Новосибирская область встретила путешественником березками, покрытыми свежей яркой зеленью, появилось ощущение близости дома, приятное предвкушение скорого возвращения.
А ведь сегодня только суббота, и завтра есть еще целый день на отдых и акклиматизацию. Раньше было так: возвращаешься в полночь, а утром к восьми на работу. Но последние поездки этнографы стали организовывать именно таким образом, чтобы было время прийти в себя. Ведь зачастую после их отдыха надо бы еще неделю отдыхать.
Итак, последний рывок — 775км был проделан за 8 часов.
Экспедиция завершена успешно, потерь в личном составе нет, вся техника со своей задачей справилась и продолжает исправно работать. Ура!
Эпилог (пафосный):
Итак, очередной маршрут пройден. Понравился ли он нам? Понравилось ли автопутешествие по Монголии? Ответ однозначно положительный. Пускай не заладилось с рыбалкой, не повезло с гидом в музее и не удалось закупиться сувенирами — всё это рутинные мелочи, на которые не стоит обращать внимания. Главное достижение экспедиции заключается в том, что её участники, несмотря ни на что, смогли отложить на время все свои текущие дела, покинуть привычную среду обитания, отправиться по новому неизвестному для себя маршруту и в конце концов пройти его. Причем в этот раз рывок этот сделан в нестандартном направлении — в Монголию. Поездка прошла под лозунгом этнографического туризма, и участникам экспедиции удалось познакомиться с монгольской культурой. Знакомство это, конечно же, прошло очень бегло, но даже в таком ритме оно получилось интересным и полезным.
Пересечение на паркетниках монгольской степи оказалось очень занимательным, и самое приятное воспоминание из этой поездки — чувство свободы, которое испытываешь от осознания возможности движения в любом направлении от горизонта до горизонта вопреки дорогам, которых тут практически нет.
Но все прелести Монголии это частности, атрибуты, присущие именно этой поездке. Если же обобщить этот выезд, все предыдущие и те, которые еще предстоит совершить, то получается, что по большому счету не важно, куда именно ехать. Главное для удачного автопутешествия — это компания, вместе с которой даже обычные, рутинные участки пути пройдут интересно. Компания, вместе с которой все сложности пути обречены на преодоление, а опасные ситуации потом будут вспоминаться как забавные истории. Ведь формат автопутешествия предполагает множество сложностей. Вместо того, чтобы загорать на тайском пляже, днями напролет ты сидишь в машине. Изобилие всевозможной еды и напитков по системе «все включено»? Забудь об этом, запил на ходу очередной сникерс опостылевшим энергетиком и втопил педаль газа, сегодня надо пройти еще Х сотен километров. Комфортабельная постель в пятизвездочном отеле на морском побережье? После очередной ночной водительской смены откинутое пассажирское сиденье ничуть не хуже.
Но есть во всем этом и свои прелести. Например, ощутить пройденное расстояние можно только, если ты прошел (проехал) его сам. Самолет по своей сути — телепортация из одной точки в другую. В автопутешествии же ты ощущаешь каждый километр. Никто по настоящему не знает насколько огромна наша страна, некоторое представление об этом имеют лишь дальнобойщики и, наверное, машинисты поездов дальнего следования. Только путешествуя за рулем, начинаешь осознавать, понимать, чувствовать расстояния.
В пути ты зависишь от своего средства передвижения. Иной раз двигатель не глушится сутками и на протяжении продолжительного времени жизнь экипажа зависит от того, как поведет себя автомобиль. Во время автопутешествия начинает ощущаться связь человек-машина. Автомобиль и его экипаж в течение десятков часов занимают один общий объем в пространстве, и это на некотором эмоциональном уровне сближает тебя с чудом техники, которое вопреки всему несется вперед через огромные расстояния.
Но автомобиль сам по себе не сдвинется с места, а сидеть постоянно за рулем не получится, и значит, появляются сменщики, люди, которым в то время, пока отсыпаешься, ты доверяешь абсолютно всё. Именно всё, потому что в данный момент главное для тебя то, что происходит здесь и сейчас. Такая поездка это полный отрыв от домашней суеты, и то, что осталось позади, дома — осталось где-то в другой жизни, в далеком параллельном мире. Люди, с которыми совершаешь путешествие, в дороге становятся единственно важными. Кроме них, на тысячи километров вокруг у тебя нет никаких знакомых. Пускай не всегда ваши мнения совпадают, что иной раз порождает конфликтные ситуации, но в пути вы повязаны. Сколько человек выехали, столько должно вернуться, по-другому никак. Передать другому руль и лечь спать, значит, проявить высшую степень доверия, и это неотъемлемая часть автопутешествия.
Автопутешествие это необычное приключение. Ты едешь по непроторенному пути, и никто не знает, что произойдет в следующий миг, что будет за очередным поворотом, кого ты встретишь в следующем городе, где именно ты будешь сегодня ночевать.
Любое путешествие подразумевает возвращение. Не важно кольцевым маршрутом ты идешь или едешь туда-обратно по одному и тому же пути, в конце концов ты возвращаешься назад, и круг замыкается. И чем длиннее путь, чем сложнее дорога, тем радостнее возвращение домой, туда, где тебя любят и ждут.
Это всё автопутешествие, активный вид отдыха, дающий мощнейший спектр ощущений, которых не испытать в банальном пассивном туризме на морском побережье. Уважаемые читатели, Летописец настоятельно рекомендует: срочно бросайте все свои дела, садитесь на машины и вперед, в погоню за горизонтом, навстречу новым приключениям!
Сам же Летописец следующий отпуск проведет на море, даже хоть и на нашем, Обском... Да и в городе, если все уедут, пробок будет меньше.