|
Маршрут: Сахалин — Ванино — Лидога — Новобурейск — Невер — Чита — Байкальск — Нижнеудинск — Кемерово — Бийск — Солонешное — Усть-Каменогорск — Алматы — Шымкент — Алматы — Бийск — Мариинск — Нижнеудинск — Байкальск — Чита — Невер — Хабаровск — Ванино — Сахалин
Автомобиль: Mitsubishi Pajero 3
Год выпуска: 2003 года выпуска
Модель двигателя: 4М41 (3200 см², 165 л.с.)
Дополнительно установлено:
Предисловие
Задумка о поездке на автомобиле в Казахстан возникла примерно за год до начала путешествия. Регулярно, с огромным интересом читая отчёты автопутешественников, загорался идеей воплотить её в жизнь, но поначалу отметал прочь. Во-первых, пугало большое расстояние до основной точки маршрута, во-вторых, отсутствие опыта поездок на дальние расстояния и в-третьих, а выдержит ли автомобиль столь длинный путь? — эти причины подтормаживали моё стремление. Кстати, основной точкой нашего маршрута являлся г. Шымкент, Южно-Казахстанская область. Однако товарищ, имеющий опыт перегона Дэфа (Лэнд Рофер Дэфендер) из Москвы на Сахалин убедил меня в обратном. Он красноречиво описал все плюсы данного мероприятия, упомянув, что люди путешествуют даже на «Оке» (типа — «не очкуй, Славик! Прорвёмся!»). Да и сам он также вынашивал идею провести свой отпуск в Анапе с семьёй на личном авто. Поэтому совместно решили, что в середине июля 2013 года в отпуск едем вместе, на двух авто. С начала 2013 года постепенно начали готовиться к поездке, приобретать необходимый инвентарь, готовить машины в техническом плане, собирать информацию о маршруте.
В общем, к 16 июля всё было готово к путешествию.
16.07.13. День первый, «Начало».
Итак, настал день «Х», 16.07.13, погода хорошая, настроение приподнятое, но где-то в груди ощущается лёгкое волнение. Ведь дорога предстоит неблизкая. В голове вновь невольно проносятся мысли-вопросы: что ожидает нас впереди? Не подведёт ли в дороге техника? Ну да ладно, с богом!
12:30 — мы стартуем из Анивы. Экипаж Mitsubishi Pajero: я, моя жена Лариса и кот по кличке «Сэм» (курильский бобтейл).
Вторым автомобилем Лэнд Ровер Дискавери управлял Андрей, мой друг и хороший товарищ. Его семья, жена с маленьким ребёнком, должны были прилететь в Москву самолётом. Цель первого дня добраться до морского порта г. Холмск, погрузиться на паром «Холмск—Ванино». По пути в Холмск фотографируемся на Холмском перевале.
Андрей (Петрович), пилот Лэнд Ровера Дискавери.
14:00 — прибыли в портовый город Холмск, в 15:00 оформление документов;
21:00 — начало погрузки на паром «Сахалин-8»;
22:10 — отходим от причала.
Пройдено 60 км.
17.07.13. День второй, «Ванино — Лидога».
После 16 часов пути ходу через Татарский пролив в 15 часов дня сходим на берег, в порту Ванино. Выгружаемся и в 16:00 выезжаем из города.
Материк, большая земля! Впереди бескрайние российские просторы… Наш путь лежит в Хабаровск. Неплохая дорога от Ванино вывела нас на перевал. А дальше вниз уже пошла новая трасса. При спуске с перевала неожиданно влетели в довольно-таки глубокую яму (просело дорожное полотно). Слово «влетели» даже не совсем подходит для данного случая. Мы не влетели, мы нырнули, как ныряют в воду. Подвеска охнула, протектор передних колёс жёстко лизнул бампер. 0-ой вылет дисков негативно проявил себя в дальнейшем, на «Амурских волнах». А были бы стоковые, просто играли бы в колёсных арках.
Едем, любуемся окружающим пейзажем. Дорога отличная, свежеуложенный асфальт.
Но вскоре (105 км от Ванино) он заканчивается, идёт строительство дороги, несколько километров ползём по острому скальнику в плотной пыльной пелене среди снующей строительной техники. Видимость нулевая, слепит бьющее сквозь пыль солнце, падающее к линии горизонта. Местами чудом уворачивался от валунов, лежащих на моей полосе движения, ругаясь витиеватыми тирадами исконно русского языка. А ведь кто-нибудь может просто не заметить в пылевом облаке скатившиеся с воздвигаемой справа дорожной насыпи довольно крупные осколки горной породы.
После многокилометрового участка строительства выехали на разбитую грунтовку, петляющую по ущелью, вдоль р. Гобилли. Пыли меньше, но дорога отвратительная. Сначала ехал 30 км/ч, но надолго моего терпения не хватило. Притопил до 80-ти. Так гораздо лучше, на скорости подвеска Old Men Emu лучше проглатывала неровности. Примерно в районе впадения Гобилли в Анюй начинается отрезок с новым асфальтированным покрытием, но необходимо быть внимательным, сильно расслабляться не стоит! Местами грунт под полотном асфальта просел, образовались провалы в дорожном покрытии, в которые нырять на скорости, не совсем приятно.
Ну, а дальше опять отрезок строительства дороги, после которого вновь асфальт, но уже так себе.
В этот день мы проехали 320 км, из них 155 км тряски и пыли. В 22 часа были у развилки на п. Лидога, там же у развилки АЗС, дт по цене 34,20 руб./л. Через 3 км от заправки Мотель «Экспресс». Устроились в 2-х комнатном, со всеми удобствами, номере по цене 3600 руб. Разместились, спустились вниз поужинать. Меню разнообразное, готовят неплохо. После ужина хотелось донести голову до подушки. Заходим в номер, а одна из подушек уже занята. Наш котэ тоже любит комфорт. Всё, душ и спать.
Пройдено 320 км.
18.07.13. День третий, «Лидога — Новобурейск».
В 07:50 начинаем движение. Незаметно подъезжаем к Хабаровску, обходим его справа, в 10:30 пересекаем Амур. За Хабаровском дорога местами пошла не очень. А ведь это уже начало ФАД «Амур». Было такое ощущение, что асфальт утрамбовывали ладошками. Кое-где проводились ремонтные работы, вырезались ленты асфальта. После полудня пересекли границу Еврейской АО (далее буду называть «Еврейка»), состояние дорожного покрытия отличное. Заправились на АЗС «Октан» по цене 33,40 руб./л. Проезжаем «Еврейку», местность равнинная, заболоченная. Лишь ближе к границе с Амурской областью начинаются горно-лесистая местность. «Еврейку» сменяет Амурская область («Амурка»). В попутном направлении встречаем путешественников на байках, с востока на запад тащат японский автопром.
Вскоре мост через р. Бурея, а сразу за ним знаменитая стела МОСКВА—ВЛАДИВОСТОК. Время 19:00, принимаем решение искать гостиницу в Новобурейске. Гостиница «Бурея», свободен только один 2-х комнатный номер. Обстановка и убранство будто остались с советских времён. Душ, ужин и спать. Выхожу из душа и вижу картину, Сэма развалился на кровати. Тоже видать его дорога утомила. Не стал притеснять одного из членов нашего экипажа, просто немного сдвинул в сторону.
19.07.13. День четвёртый, «Новобурейск — Невер».
Утро четвёртого дня опять встречает нас ясным небом и духотой. При выезде из Новобурейска заправляемся до полного на заправке НК «Альянс», по цене 34,50 руб./л и направляемся в сторону Сковородино. Дорога отличная, позволяет развивать хорошую скорость, но всё-таки стараюсь ехать не более 110 км/ч. Пейзаж за окном несколько изменился. Небольшие подъёмы, спуски. Справа и слева от дороги сосновый бор.
После обеда попали под сильную грозу. Внезапно сгустившиеся тёмные тучи, молнии и крупные капли дождя, молотившие по ветровому стеклу — складывалось ощущение, что уже поздний вечер. Грозу проскочили и снова яркое солнце, и белоснежные облака в голубом небе. Кстати, под дождь мы попадали ежедневно, вплоть до Кемерово.
Местами, на этом отрезке пути идут дорожные работы. Сосновый лес сменяет лиственничный, значит, поднимаемся вверх, на север. Населённые пункты также встречались редко. Глушь на многие километры. В 20:30 уже были на развилке на Якутию, решили остановиться в придорожной гостинице «Уют». Для таёжной глуши при отсутствии населённых пунктов на многие километры это был неплохой ночлег. О меню и вкусе блюд ничего плохого сказать не могу. Ввиду отсутствия одноместных номеров со всеми удобствами, пришлось брать 3-х местный за 3100 руб. Посетили даже минизоопарк при гостинице. На мой взгляд, это неплохой вариант для автопутешественников.
За день было пройдено 675 км.
20.07.13. День пятый, «Невер — Чита».
Выезжаем в 08:10. В планах доехать до Читы — 991 км. Утро туманное, свежо. Из-за гор поднимается яркое солнце. Дорога пустынная. Через пару километров от развилки начинаются «прелести» трассы «Амур»… На водительском сленге знаки «сиськи» или «Амурские волны». В большинстве случаев опасные участки обозначены знаком «неровности дороги», «70», «50» и «30». Не стоит пренебрегать ими, если скоростной режим указан «30», сбавьте до указанного минимума. Дорога действительно опасная. Но где-то знаки установлены, а дорожники уже закатали провалы. Где-то знаки отсутствуют, тогда начинаешь ориентироваться о наличии опасности по трём признакам: 1. Металлические отбойники вдоль дороги. Они имеет волнообразную форму, повторяя неровности дороги. 2. Наличие на асфальте чёрных полос, следы экстренного торможения. Но иногда всё равно не успеваешь отреагировать и влетаешь в череду волн, порой довольно глубоких. 3. Венки и кресты, которые на данных участках и на всём этом отрезке пути встречались чаще.
И, наверно, это был самый длинный прогон между АЗС. Имеются две сомнительных заправки, на которых, на мой взгляд, заправляться стоит только в случае крайней необходимости. Доехали до п. Чернышевск, заправились на АЗС «Нефтемаркет» (цена д.т. 34,90 руб./л).
При подъезде к Чернышевску пейзаж разительно поменялся. Сопки, поросшие лиственницей, постепенно сменила холмистая степь. В лучшую сторону изменилось и состояние дороги. Холмистые степные просторы порой сменяли берёзовые рощи и сосновый лес. На холмистых степных просторах пасутся стада коров и табуны лошадей. Хоть это ещё не Бурятия, но её близость уже визуально ощущается. Невольно вырывается фраза: «Вот она какая — бурятская тушёнка!».
Так, любуясь красивыми проплывающими пейзажами, подкатываем к окраинам Читы. Обогнув Читу по объездной, через 28 км останавливаемся в гостинице «Ковчег». Берём номер «Студия» по цене 3800 руб. Номер понравился, очень просторный с большой кроватью. Наш котэ сразу протестировал кровать и кожаные кресла, и оценив просторы номера, «нарезав» некоторое количество кругов, увалился спать. Мы же спустились в кафе при гостинице. Внутреннее убранство, разнообразное меню и качество блюд не разочаровало. Всё было на высоте и очень вкусно, а цены невысокие, если сравнивать их с ценами Сахалинских кафе.
В этот день установленный график был выдержан, пробег от Невера до гостиницы «Ковчег», в 28 км от Читы, составил 944 км. Хотя по дорожным знакам расстояние до Читы обозначено в 991 км.
21.07.13. День шестой, «Чита — Байкал».
В 08:30 по Читинскому стартуем. Вокруг снова степные просторы. Через км 30 на глаза попадается интересная вывеска с красноречивым названием гостиницы «Вдали от жён». Улыбнуло. Сегодня дорога гораздо лучше, но местами, как стиральная доска, образует сильную тряску. Естественно, из моих уст в адрес дорожников вылетали «крылатые фразы исконно русского». Как можно было так закатать асфальт, чтобы он представлял собой в прямом смысле стиральную доску?! Ответ на свой вопрос я получил через некоторое время, самолично лицезрев технологию укладки асфальта. На одном из участков как раз шли работы по его укладке. А технология была проста и малозатратна финансово. Битумно-щебёночная смесь, где вручную, где грейдером, рассыпалась на дорожное покрытие, после чего трубой прикреплённой к фаркопу грузового автомобиля эта смесь растаскивалась «равномерным» слоем по дороге. А так как дорога изначально имеет неровности, от которых труба подскакивает и вибрирует, то естественно образуется рельеф покрытия, именуемый водителями как «стиральная доска». В общем, в тот день такого «счастья», от которого начали звенеть шпильки в суппортах, было примерно 500-600 км. Лишь красивые пейзажи вдоль дороги иногда отвлекали нас от проблемы.
Обедать остановились у п. Новопавловка в кафе «Регион 75». Решили отведать знаменитые бурятские позы. Позы не понравились! Узбекские манты гораздо вкуснее, хотя технология приготовления этих блюд, думаю, сильно не отличается. Возможно, нам попались неправильные позы! Поэтому есть мы их не стали, выбор свой остановили на не очень вкусной солянке. Прошу не судить меня строго, просто описываю наши, сугубо личные вкусовые ощущения. В общем, обед в кафе «Регион 75» нам не понравился. А вот цена д.т. уже радует. На АЗС «Роснефть» заправляемся до полного по цене 32,50 руб.
И колёса вновь несут нас дальше по ленте дороги. Село Десятниково — старинное, семейское село старообрядцев. Яркие, деревянные ухоженные срубы домов по краям дороги с красивыми резными наличниками на окнах, бабушки, торгующие мёдом. Такое своеобразное прошлое в настоящем, которое можно охарактеризовать как русский этнос.
После Десятниково следующей достопримечательностью в виде памятника природы у нас по маршруту гора Спящий лев или Омулевая сопка. Я её приметил уже на спуске с перевальчика от посёлка Тарбагатай. До этого ведь видел её во всех отчётах, а тут вот она — настоящая и такая узнаваемая. Дорога начинает петлять вдоль реки Селенга.
Пересекаем мост, фигурки двух оленей на скале противоположного берега и вот стела Улан-Удэ. Мы на окраине столицы Бурятии. В супермаркете «Байкал» закупаем продукты, и теперь наш путь лежит к батюшке Байкалу. Дорога вдоль Байкала местами нормальная, местами идёт строительство широкой трассы, а местами она неожиданно «никакая». Необходимо быть очень внимательным. К 23 часам добрались до Байкальска, на глаза попалась вывеска с названием гостиницы «Орлиное гнездо», в неё и решили заселиться. Стоянка во дворе, за охрану машины доплата, кажется, 50 руб. Выбора не было, в наличии был только один так называемый семейный двухкомнатный номер в цокольном этаже, но со всеми удобствами. Только вот отсутствовала горячая вода, а холодная была обжигающе ледяной. Я единственный, кто не отказался от душа в тот вечер, но душ я принял очень быстро… А завтра мы должны быть уже в Сибири.
За день было пройдено 931 км.
22.07.13. День седьмой, «Байкал — Нижнеудинск».
Утро, как всегда, началось с чашечки крепкого кофе, но уже без утреннего душа. Улица встретила нас снова духотой и обилием тополиного пуха. Закрыли радиаторные решётки противомоскитной сеткой. Хотя надо было сделать это раньше, ещё в Амурке, т.к. оводы амурские и бурятские снарядами влетали в ветровое стекло. В Култуке отведали знаменитый байкальский омуль горячего копчения, который является не только деликатесом, но и брендом, так сказать визитной карточкой озера. Однако, если честно, то эта рыбка не поразила нас своими вкусовыми качествами, но удивила своими ценами за один хвостик! Мне кажется, что значимость этого деликатеса, наверно, сформировали искусственно, дабы иметь заработок на туристах. Предвижу возможные возмущения читателей, дескать, ты зажрался, товарисч! Позы тебе неправильные, омуль невкусный и т.д.! Ведь всё познаётся в сравнении, а мне есть, с чем сравнивать! Скажем, узбекские манты из нежного теста для меня гораздо вкусней, чем позы, как и тихоокеанский терпуг горячего копчения, который на наш общий взгляд по вкусовым качествам превосходит байкальского омуля. Так сказать, на вкус и цвет все карандаши разные!))
Итак, пробу сняли, ножки в Байкале помочили (вода очень холодная) и двинули дальше на запад. При подъёме по серпантину на перевал ударил короткий и сильный ливень. Дорога узкая, изобилующая крутыми поворотами. Длинномеры еле ползут, собирая за собой огромные хвосты, делать обгон затруднительно из-за отсутствия видимости и потока встречного транспорта. А на спуске хочется быстрее обогнать эти длинномеры из-за резкого неприятного запаха исходящего от их горящих тормозных накладок.
Миновали развязку на Иркутск.
На Красноярск широкая магистраль, но радовались примерно 2 км. Дальше идёт строительство и сужение дороги. За Усольем-Сибирским, по обочинам дороги торгуют земляникой. Конечно же, купили ведёрко этой ароматной и сладкой лесной ягоды, запах которой заполнил весь салон. Её аромат окунул меня в воспоминания о детстве, когда мы бегали собирать ягоду на лесных полянах на Алтае. Даже котэ наш проснулся и попросил угостить его ягодой. Кто ел землянику, тот знает, каково это — засыпать в рот полную пригоршню сладкой и ароматной ягоды!
В районе п. Шеберта началась грунтовка, на многих отрезках ведётся строительство дороги. Часто приходится ехать в объезд в густых облаках пыли.
К вечеру добрались до Нижнеудинска, остановились в гостинице Уда. Стоянка транспорта перед гостиницей. Гостиница советских времён, стоимость 2-х местного номера (комната с двумя односпальными скрипучими кроватями) 2000 руб.
За день было пройдено 645 км.
23.07.13. День восьмой, «Нижнеудинск — Кемерово».
Утро восьмого дня. В планах доехать до Кемерово, 1053 км. На развязке на Бирюсинск торгово-заправочный комплекс, д/т — 30,70руб. Можно принять душ и постираться. Уютное кафе «Саяны», разнообразное меню, приветливые девушки, вкусная еда и низкие цены оставили хорошее впечатление и приподнятое настроение.
Мальчишка, торгующий варёными кедровыми шишками на ж/д переезде.
Канск. Пришлось немного поплутать. В пробках потеряли вторую машину. Экипаж ГИБДД объяснил нам, как выехать их города. Оказалось, что мы выехали из города намного быстрей, чем Петрович, который двигался по объездной. Поэтому советую ехать через город, сократите путь и время.
В 17:30 на горизонте появился Красноярск. Было пасмурно, над городом висел смог, много труб. Поехали по объездной, трасса оживлённая и скоростная.
Где-то за Красноярском по трассе встречаются лотки с поделками из бересты, корзинками, чучелами и различными сувенирами. За Ачинском в п. Каштан АЗС, д/т — 27,00 руб. В Кемерово въехали в час ночи, нашли гостиницу «Персона», номер 1900 руб. с завтраком.
За день было пройдено 1072 км.
24.07.13. День девятый, «Кемерово — Бийск (Боровое)».
После хорошего завтрака выдвигаемся. Сегодня наши дороги с Андреем расходятся. Он на с Лэнд Ровере уходит на Новосиб и далее на Москву, а мы в сторону Новокузнецка. Не доезжая Белово, уходим направо, на Барнаул. Дорога отличная, трафик фактически нулевой.
И вообще, Кемеровские дороги самые лучшие. В 13 часов пересекли границу Алтайского края, качество дорожного покрытия ухудшилось, но терпимо.
У посёлка Залесово остановились пообедать в кафе «22 регион». Вкусно, полный обед на двоих составил 400 руб. К вечеру были в Боровом. Следующие сутки посвятили отдыху и общению с родными. Парились в баньке, сложенной из сибирского кедра.
Казахстанские степные маки в Боровом.
За день было пройдено 569 км.
26.07.13. День одиннадцатый, «Боровое — Солонешное».
К обеду выехали в сторону Белокурихи. Держим путь в Солонешное, к моему сослуживцу Ивану Казазаеву. По пути проезжали деревеньки, где по улицам гуляют гуси и куры, а в лужах валяются свиньи (семейство нежвачных парнокопытных). Эдакая деревенская идиллия!
Алтайские пейзажи с полями цветущей гречихи и подсолнухов на фоне гор завораживают. Они будто специально созданы для картинки на рабочий стол.
По пути встречается дорожный указатель с названием ручья. Вот он, думаю, какой Ваня-то Казазаев! Даже ручьи в честь него названы.
Солонешное. Нас встречает Иван, прекрасный и добрейшей души человек! 24 года минуло с тех пор, как закончилась наша служба, на ставшей нам родной пограничной заставе. Ваня весь в делах и заботах сельского труженика. Хозяйство требует больших усилий и напряжения.
А вечерком, после жарко натопленной баньки мы с Ваней за «чашкой чая» вспоминали нашу службу.
В тот день было пройдено 167 км.
27.07.13. День двенадцатый, «Солонешное — Казахстанская степь».
Спасибо приветливым хозяевам, Ване и его второй половине Татьяне. Были заманчивые предложения погостить подольше, посетить Денисовские пещеры и прокатиться по Чуйскому тракту. Но, к сожалению, отпуск не резиновый. Пора ехать, прощаемся с Иваном и Татьяной на окраине Алтайского села Солонешное и держим путь просёлочными дорогами до Змеиногорска и далее к Российско-Казахстанской границе.
В Курье помыли машину, а перед селом Саввушка в окружении скал находится Колыванское озеро, по берегам которого расположились причудливой формы гранитные скалы-останцы.
В Змеиногорске заправились до полного по цене 29,00руб. Путь от Солонешного до границы занял фактически весь день. В 17:30 прибыли к пункту пропуска «Михайловка». Чтобы не терять время страховку оформили на российской стороне, пока стояли в очереди. Сумма автострахования сроком на 1 месяц составила 600 руб.
Переход границы занял час. Как на российской стороне, так и на казахской провели лёгкий осмотр салона автомобиля и задали стандартные вопросы.
Здравствуй, Казахстан! Строго соблюдая требования дорожных знаков, едем в Усть-Каменогорск (в памяти засели отчёты некоторых Дромовчан, которые описывали ужасы по ту сторону границы и злых полицейских с жезлами).
В Усть-Камане, немного поплутав, нашли отделение Сбербанка, где без проблем по карте Сбербанка сняли наличность в тенге. Ещё немного поплутав по ночному городу, не без помощи местных жителей вырвались на трассу Усть-Каменогорск—Алматы. Порой, ввиду отсутствия указателей и ориентиров, возникало чувство тревоги: «А правильно ли вообще я еду?». Но первый населённый пункт Георгиевка развеял все мои сомнения. Там же, на выезде, на безымянной АЗС, дополнил бак.
Ехал до двух ночи, пока не почувствовал, что мои батарейки окончательно сели. Глаза начали закрываться сами собой. Так рисковать нельзя. На ночёвку встали на первой попавшейся площадке, рядом с дальнобоями.
Пройдено 706 км.
28.07.13. День тринадцатый, «Казахстанская степь — Алматы».
Проснулись с первыми лучами восходящего солнца, и через несколько минут колёса вновь наматывали степные километры. Примерно через 15 минут после старта открывается красивая панорама скального массива в лучах розового восходящего солнца, отражающаяся в чаше озера Караколь. Выбеленная зноем холмистая степь со скудной растительностью, табуны лошадей близ редких аулов с глинобитными и кирпичными шатрами погребальных городищ неподалёку предстают своеобразной экзотикой пред взорами автотуристов.
Вскоре проследовали через Аягоз, с его разбитой фактически до развилки на Таскелен дорогой. Приближение озера Сасыкколь определили по характерному запаху тины и продавцам рыбы по обочинам дороги с вырезанными из картона силуэтами рыб, подвешенными на шесты. Возможно, продают солёно-копчёного сазана, жереха или сома. Покупать данный продукт я бы не рекомендовал. Учитывая сильную жару, несложно сделать выводы о качестве и вкусе товара. Он будет либо с душком, либо солёным до нельзя.
Вскоре у нас по курсу следующая развилка на Ушарал. На въезде пост ЖОЛовцев. Нам направо, на Алматы. ЖОЛовец проводил нас подозрительным взглядом, но жезлом не взмахнул.
Здесь же, сразу за развилкой две АЗС и несколько кафе. Заправляем 34 литра на сумму 3500 тенге (примерно 800 руб.), пытаемся пообедать, но много народа и жара нас торопят. Один из дальнобойщиков нам советует обедать в кафе «Азия», п.Колбай. Это примерно в км 20 южнее места, где мы находимся, в сторону Талды-Коргана. Воспользовались его советом и не пожалели. Столики и топчаны установлены под раскидистыми карагачами, всё чисто и опрятно. Заказ ждали недолго. Лагман, борщ, манты со сметаной были вкусными, хозяйка вежливой и приветливой. На двоих вышло 2000 т.
Сильная жара не позволяет долго засиживаться даже в тени. Кондиционер в машине еле справляется. В п. Койлык прямо на обочинах идёт бойкая торговля яблоками.
Постепенно подъехали к Талды-Коргану. На выезде, на АЗС «КазМунайГаз» долил 30 л, на сумму 3000 т (686 руб.). После Талды-Коргана трасса чередовалась затяжными серпантинами подъёмов и спусков. Ближе к Капчагаю, в районе п. Карлыгаш, идёт строительство трассы. Скоростной режим 30км/ч на протяжении нескольких километров, местами свежеуложенный асфальт, местами грунтовка и объезды. Пыль, жара и ЖЛОовцы с радарами. Здесь же наблюдаем аварию. Лэнд 200-х сотка лежала метрах в 50-ти от дороги, вокруг ЖОЛовцы и скорая. Последствия игнорирования требования знаков. Судя по ландшафту дороги, скорость повлияла на его последующий продолжительный полёт.
Вскоре открывается Капчагай. Вечер воскресенья, въезжаем в зону отдыха и катимся в пробке до Алматы.
В 21:30 останавливаемся в гостинице Роял Пэлэс, номер стоимостью в 10000 тенге (2288 руб.) с холодным пивом в мини-баре. Душ и холодное пиво после зноя и пыли степной трассы это то, что нужно!
Дневной пробег составил 881 км.
29.07.13. День тринадцатый, «Алматы — Шымкент».
Утром заправляем 34 литра по цене 102 т/л на АЗС «Роял Пэлэс», здесь же при гостинице и вливаемся в утренний транспортный поток на проспекте Рыскулова, далее по Ташкентскому тракту выходим на трассу А2. Через Кордай (Георгиевка), вдоль Казахстанско-Киргизской границы по строящейся автомагистрали Западная Европа — Западный Китай (кстати, дорога шикарная, на скорости 120 км/ч отсутствует какая-либо тряска и колебания кузова), минуя Тараз, к вечеру добираемся до Чимкента.
Всё, мы дома — в городе моего детства, отрочества и юности! Здравствуй, моя малая родина! В груди радость и ликование, ведь за плечами несколько дней дороги и более 8000 км пути. Долгожданные встречи с родными, близкими и друзьями. Впереди три недели отдыха под знойным солнцем Южного Казахстана, красоты отрогов Западного Тянь-Шаня, вкус Чимкентского пива и шашлыка, манты, самса, казы и плов. Кто знает азиатский колорит и блюда, тот меня поймёт. Поэтому, сильно загружать описанием отдыха не буду. Всё на фото.
Приятно осознавать, что в Казахстане, до сих пор хранят память о Победе, память о подвиге воинов казахстанцев. Во многих населённых пунктах можно встретить монументы, стелы и памятные таблички, посвящённые Великой Отечественной Войне.
17.08.13. Обратный путь.
К завершению отдыха начали немного напрягать сообщения в СМИ о наводнении в Амурской области и Хабаровском крае. Нам даже советовали оставить машину в Чимкенте и обратно лететь самолётом, либо дождаться улучшения обстановки. Взвесив все «за» и «против» решили ехать. Тяжело снова расставаться с отчим домом.
Обратный путь прошёл тем же маршрутом. Перед Усть-Каменогорском, на посту остановил ЖОЛовец, проверил документы и страховку, спросив, откуда и куда, посоветовав летать самолётом, отпустил.
Границу пересекли быстро, машину не досматривали, ограничились беглым взглядом салона. Поздно вечером приехали в Боровое, и после суток отдыха двинулись на восток.
На ночёвку останавливались в тех же гостиницах.
Уже за Байкалом в п. Ильинка, заехав позавтракать, встретили семью из Приморья на маленьком собрате. Узнали о состоянии трассы «Амур», ребята нас успокоили, трасса от наводнения не пострадала.
В придорожной гостинице «Уют» п. Невер встретили чету итальянцев, путешествующих по России на своём подготовленном басе и турецкого байкера.
После Невера и в Еврейке обогнали колонны МЧС из Удмуртии и Татарстана. Без проблем доехали до Хабаровска. Но уже при приближении к Амуру воочию наблюдали весь масштаб стихии. Амур превратился в море. На многие километры вода, из которой во многих местах торчат крыши домов. На трассе за Хабаровском сооружены земляные дамбы. Перед п. Маяк движение временно перекрыто, собирается длинная колонна. Работает тяжёлая техника, грунтом поднимают дорогу. Через полчаса пост ДПС даёт добро на движение.
За Маяком картина удручает. Вода везде, вода подступила вплотную к дороге, свободна только лента асфальта. Всюду, куда бросаешь взгляд, вода. Время 14:00 упираемся в хвост гигантского затора. Движение стоит, народ гудит. Информация неутешительная, затопило несколько километров дороги. Через некоторое время появляется встречная колонна. Кто-то из водителей счастлив, что выбрался, кого-то тащат на «галстуке», у кого-то вода льётся из салона. Из-за высокого уровня воды «пузотёрки» пускают только на буксире у грузовиков, больших автобусов и джипов. Через несколько минут движение прекращается, увязнувший грузовик перекрыл дорогу. В пробке встретили сахалинцев, цепляем их к себе.
В 18:20 дают добро нашей стороне. Слышу переговоры по рации сотрудников ДПС. На сегодня наша колонна (за мной ещё несколько машин) последняя. Вода прибывает. Поехали, точнее поплыли. Вокруг море, идём в одну колею держимся ближе к насыпи возводящейся на правой полосе, чтобы, не дай бог, не стащило влево. Вот из воды торчит кабина накренившегося грузовика, чуть дальше под водой угадывается кабина погрузчика. Виды за окном автомобиля, словно сюжет из голливудских фильмов-катастроф! Плыли, наверно, более двух километров.
Наконец, из мутной воды появляется полотно дороги. Едем вдоль огромной колонны, мимо скопления людей и автомобилей. Ждут, чтобы перебраться туда. На суше отвязали земляков, удостоверились, что их Калдина работает без сбоев, обменялись номерами телефонов, спешим в Ванино, т.к. на 7 часов выбились из графика.
А с северо-востока наползала огромная грозовая туча. Через некоторое время заметно потемнело, вспышки молний и раскаты грома оповестили о начале грозы, но мы от неё уже удалялись. Осталось только посочувствовать состоянию тех, кто, возможно, сейчас плыл эти пару километров под грозовыми раскатами.
Затопленный участок дороги перед п. Маяк.
Затопленный участок дороги в районе оз. Гасси.
До двух ночи необходимо быть в Ванино, при наличии мест на пароме выход судна в 4 утра. В Лидоге пост ДПС, закрыт проезд на Хабаровск, со стороны Комсомольска-на-Амуре собралась колонна. За Лидогой мы уходим направо, на Ванино. Солнце уже садится за горизонт. Во втором часу ночи въехали в Ванино. Путь до Ванино был не совсем гладким. Дождь, разбитая грунтовка и участки строящейся дороги вымотали. В одном из мест только что отстроенной дороги со свежим асфальтом на скорости 110км/ч неожиданно попал в череду ям. После третьей ямы-трамплина машину оторвало от дороги и бросило в занос, но всё-таки удалось удержать её на дороге. Адреналин как рукой снял усталость. Даже жутко было подумать, если бы произошло «Если»! Дальше ехал не более 70 км.
Итак, по приезде в Ванино оказалось, что мест на пароме нам не хватило, поэтому на ночёвку устроились на площадке за ж/д вокзалом. Днём осмотрели город, вечером оформились и в 23 часа погрузились на паром. Через 20 минут паром отшвартовался и взял курс на Сахалин.
В 14:30 следующего дня мы пришли в Холмск.
Наше путешествие закончилось. Поездка была очень увлекательной, а местами немного экстремальной. Посмотрели восточную часть нашей необъятной Родины и получили кучу позитива.
Всем удачи на дорогах!
Итак:
За 44 дня поездки пробег составил 17055 км.
За всё время поездки не налип ни на один штраф.
Машина достойно выдержала дорогу.
Бюджет поездки составил:
— стоимость провоза автомобиля паромной переправой ОАО «Сахалинское Морское пароходство» — 38682 руб.;
— билеты ЗАО «ТЭК» Дальтранссервис (2- местная каюта на верхней палубе) — 8380 руб.;
— по России на д/топливо было потрачено 46210 руб.;
— по Казахстану 10054 руб.;
— гостиницы в России — 32895 руб.;
— гостиницы в Казахстане — 4500 руб.;
— питание 25000 руб.;
Общая сумма затрат составляет: 165721 руб.
Совет путешественникам:
Будьте осторожны на трассе Амур. Дорога коварна;
При движении по Амурской области и Забайкальскому краю на ночёвку останавливайтесь в гостиницах. Районы депрессивные;
На отрезке Невер (Сковородино) — Чернышевск, кажется, всего одна заправка. Имеются две незаслуживающие доверия, но лучше иметь запас;
Не лишней будет осторожность при движении вдоль Байкала. Местами имеются разбитые участки дороги, местами узкие и серпантинные с ограниченной видимостью;
Канск лучше проходить через город (сократите время и нервы), т.к. объездная дорога разбита и делает большой крюк.