|
Предисловие
Короткий рассказ о том, куда можно попасть, если работаешь в фирме, промышляющей установкой навигации :).
Июль 2013 года у нас выдался насыщенным. Всего неделю назад мы вернулись из автотура на Ивановские озера, как дорога позвала снова. Неугомонное начальство Михалыча решило отправить его почти на границу с республикой Тыва — в поселок Верхнеусинское, согласовать техусловия, посмотреть технику и т. д. Обычно он ездит по делам конторы на полноприводном ниссане-универсале, у которого дизель и небольшой расход топлива :). Но у ниссана на неделе полетела КПП, а при снятии выяснилось, что и сцепление еле живое, и генератор барахлит вдобавок. Из-за этого пришлось искать другой транспорт. Выбор пал на уже испытанного бойца — джЫп. Талоны на солярку и командировочные уже выданы, а начальству Михалыча без разницы, на чем он поедет, лишь бы работу сделал. Еще добавился 1 пассажир — Андрюша, он из поселка недалеко от Минусинска, и ему надо было отвезти домой крупногабаритный груз, который не помещался в его седан, но вполне влазил в джЫп. У меня оставалось 2 дня недогуленых от отпуска, так далеко на юге ни разу не был, так что — едем.
Обернуться должны были за 3 дня. Утром в субботу выезд, в понедельник вернемся. Воскресенье отдано на работы. Во вторник Михалычу надо показывать результаты. Лена с Серегой решили поучаствовать в вояже (видать понравилось по горам в темноте лазить :)). Заодно посмотрим, где Ергаки, там никто ни разу не был.
13.07.2013 г. Бюрократия и выезд
Несмотря на то, что еще вечером в пятницу джЫп был загружен вещами и продуктами, оставшимися с предыдущей поездки на Ивановские озера, и выезд наметили на ранее утро, чтобы к ночи добраться до поселка, бюрократические дела в конторе задержали Михалыча почти до часу дня! Хотя начальник больше всех торопил, но оказалось, что больше всех и задерживал! Захватили Андрея с его грузом, и помчались проверенной дорогой через Зеледеево. В этот раз пробки почти не наблюдалось, в отличие от прошлой недели, когда мы простояли 40 минут перед Сухой, да и дождь нам попался только на перевалах, и то ненадолго. Ехать было комфортно, из-за легких облаков не сильно жарко, машин на трассе много, но основной поток ушел утром, на озерах отдыхать, а потому можно ехать 100-100 км\ч, в Хакассии, конечно, а не по нашим краевым колдобинам на М54. Дорогу описывать не буду, она за неделю с прошлой поездки не изменилась, даже медведь в кафе «Тайга» по-прежнему желал отобедать зеваками, толпившимися вокруг его клетки :). Тормознули нас в Хакасии, выписали штраф за превышение (106 км\ч тогда еще было превышением). Еще за Троицким на нас напала мошка с комарами. Остановились передохнуть от езды — а тут с обочины такой рой прилетел на новую кровь, что пришлось срочно сваливать подальше.
Часов в 9 вечера проехали Абакан — по краю, через объездную, потом задели окраины Минусинска и двинулись в сторону Кызыла. Изначально в плане было тормознуть на отдых на берегу озера Тагарское, однако в темноте мы так и не нашли подъезда к нему. Есть пара дорог недалеко от трассы, но там перекопано, даже на джЫпе не подъедешь. Далее деревня, базы отдыха. Проехали по трассе дальше, свернули на вторую дорогу — там то стена из проволоки, то перекопано, то не подъехать, с дальнего конца от трассы горят огни какого-то завода (хотя может и не завод, в темноте не разберешь, но явно промышленный объект). Прикинули расклад — решили двинуться к Ергакам, до них от Тагарского около 150 км. Михалычу в ночь кататься не привыкать, он на дальняки только в ночь и уходит. Да и ехать ночью удобнее, движение никакое, прохладно, насекомых поменьше. Мы от этих насекомых перед Тагарским замучились стекла отмывать, и фары!
Андрюшу на повороте к его поселку дожидались местные кореша. На двух экипажах — нечто, в далеком прошлом бывшее тазовской «двойкой», куда и запихнули груз, и «король трассы» — Москвич 412, без глушителя (короля должны слышать все). Москвич при езде грохочет не слабее взлетающего ТГК «Прогресс М» с ракетоносителем «Союз» :), и разбудил всю округу в радиусе километров 10. А еще удивляются, чего дичь в районе пуганная такая :).
14.07.2013 г. Путешествие в ночь
После Ермаковского часто попадались авто с 17 регионом, автобусы и челночники в основном. Тувинцы летают по ночам не медленнее, чем днем, и имеют нехорошую привычку не переключать дальний свет! Несколько раз заезжали в туман, возле Танзыбея и Черной речки. Но самое прикольное — подъем на «полку» в темноте. Подъем длинный, максимальная высота по моему gps-altmeter была за 1,5 км, а в нижней части 500-600 м. Дизельный джЫп въехал туда на 3 передаче, чувствовалось, что двигатель задыхается. Михалыч говорит, что бензинки тут вообще умирают, особенно зимой. Он ездил как раз зимой, на Land Rover Discovery, а там 4 литра, и все равно ему тяжко было. «Полка» вообще легендарное место, там внизу, в долине, множество фур, автобусов, легковых авто и прочего транспорта валяется. Часть из них сметена туда лавиной, поэтому сейчас над самым опасным участком строят лавинозащитный козырек. Местные, и те, кто там часто ездит, могут порассказать много историй об этом перевале. Мы поднимались ночью, поэтому высоту не ощущали, только воздух стал разряженнее, и ощутимо холоднее на улице. Мы немного осмотрелись у дальнего конца тоннеля, но кроме темноты и отражавшегося от далекого снега лунного света, ничего не увидели. Все открытия ждали нас уже на обратном пути :).
Добравшись до Ойского озера, где, судя по карте, находится въезд на турбазу «Ергаки», мы выяснили несколько важных вещей, а именно: к озеру можно подъехать, но там грязно, много мусора, а еще холодно; рядом стоит строительная техника, так что утром будут шнырять по округе и грохотать; въезд на турбазу, он напротив озера, рассчитан на что-то вседорожное, мы там на полном приводе поднимались. В итоге, на базу заезжать не стали. Проехали чуть дальше по дороге, обнаружили еще 1 заезд к другому туркомплексу. Нашли брошюру для иностранных туристов, в которой писалось, что маршруты в Ергаках пешие, на авто ездить могут только сотрудники заповедника. А пешком ходить люблю только я, остальные желанием погулять не горели. Возник вопрос — что дальше? Время — 3 часа ночи, задний ряд спит уже. Решили двигаться к Верхнеусинскому. Михалыч с утра сделает работу, мы погуляем по округе, дальше — на отдых. Хотели посмотреть на Усть Золотую, Михалыч там года 2 назад, в сентябре, навигацию ставил. Говорит, проезжал туда на ниссане своем. А значит, проедем и мы на джЫпе. Михалыча замучила ностальгия, а нам хотелось посмотреть на внецивилизованные места, а потому решено — едем на Усть Золотую (еще та авантюра :)).
Усть Золотая на Яндекс-картах.
Была еще идея заскочить в район Шагонара, в Тыве, посмотреть на Енисей в более естественных условиях, без ГЭС и водохранилищ. Но ехать туда далеко, по времени не укладываемся, и не подготовлены мы были для таких приключений. Бий-Хем, Улуг-Хем и Каа-Хем — ждите нас в следующем году.
Связи «МТС» не было от самых Ергаков, «РТК» местами, но слабо, про «Билайн» не знаю, но в поселке Верхнеусинское, до которого мы добрались часам к 5 утра, есть вышка «Мегафона», и «Мегафон» там стабильно ловит. Чтобы попасть в поселок, надо сворачивать с М54 и ехать вдоль реки Ус, временами пересекая ее, причем дорога заасфальтирована, и там ездят даже на пузотерках. До самого поселка асфальта нет, часть дороги (км 15) едешь по гравийке (очень пыльной). Сам поселок большой, там есть школа, клуб, несколько магазинов, рынок, асфальт на главных улицах и старый канатный мост. А поскольку рассвело уже достаточно, чтобы можно было делать фотографии, разбавим текст графикой :).
Михалыч на старом канатном мосту через Ус.
Покатались по еще спящему поселку, ведь в 5 часов утра те, с кем Михалычу техусловия составлять, еще дрыхнут. По пути засняли самолет МЧС, который облетает тайгу в поисках очагов пожара.
Самолет МЧС. Следит за пожарами.
Пока Михалыч занимался рабочими вопросами, мы прокатились по округе, посмотрели местность, сделали несколько снимков раннего утра в Саянских горах.
Далекие горы освещены молодым солнцем.
А вот и оно само, еще пробивается сквозь деревья.
По этой дороге часто ездят. Особенно на москвичах :).
Михалыч управился часа за 4. Мы успели и покататься, а некоторые пассажиры дополнительно поспать. А еще в этом странном поселке нет свежего молока! Спрашивали у нескольких человек, те плечами пожимают. Не доверяют что ли? В магазине есть, но пастеризованное, в пачках.
По окончании решения рабочих вопросов поехали искать Усть Золотую. За поселком множество дорог, некоторые ведут в горы, некоторые по полям и вдоль реки. Поскольку навигатор уже давно не понимал, где мы, а Яндекс-карты не грузились из-за отсутствия интернета и связи вообще, мы положились на память Михалыча, да только он был здесь почти 2 года назад, осенью. От обилия дорог мы заблудились. Михалыч помнил только приблизительно, как они ехали на Усть, их тогда вел проводник из жителей поселения, да еще и в темноте. Так что мы поехали по ближайшей проходимой дороге, ориентируясь на реку и на показания GPS. Я успел загрузить частично Яндекс-карты для района Верхнеусинского, еще когда связь работала. Однако и по карте и по ориентирам от реки мы удалялись, а дорога эта ведет к озерам Саксонак и Луг-Холь.
По дороге преодолели мелкую лужу
Речка Теплая. Вдоль нее мы и ехали.
Михалыч с Леной «на берегу очень дикой реки».
А это, если не ошибаюсь, ручей Холодный. Впадает в речку Теплая.
Поэтому мы развернулись и поехали обратно к Усу. А дорога там по полям проходит. И по полю бежала косуля, метрах в 40 от нас. Вот уж дикие места, зверье почти ничего не боится! Сфотографировать не получилось, очень уж быстро скачет, пока аппарат достали — косуля была уже далеко. Прилагаю 1 фотку, но там еле разглядишь животное.
Рыжее пятно почти в центре и есть косуля.
Встреча с косулей нас развеселила, а вот дорога огорчила. Проехать по ней на неподготовленной машине, да еще и груженой — задача не из легких. Резина-то асфальтовая. Михалыч клялся, что на Nissan AD сюда проезжал, ну а мы-то на джЫпе едем. Да только он, видимо, в сухую погоду попал, потому как нас встретили грязь, лужи и разлившийся по дороге ручей. А дальше по дороге оказалось еще и болото. И к подобному бездорожью мы не подготовились, рассчитывая, что джЫп круче ниссана по проходимости. Серега категорически отказался толкать :). В итоге: цепей нет, лебедки нет, второй машины нет, резина не грязевая, и за трактором бежать далеко, времени тоже 1,5 суток всего в запасе, считая дорогу почти в 760 км. Так что от посещения поселка-призрака мы отказались. Позже посмотрели на карте дорогу. Нам надо было ехать вдоль реки, проехать поселение Терешкино, потом около 15 км по неизвестного качества дороге, а потом и Усть будет. Но, судя по картам на стендах в поселке, Усть находится в границах заповедника, куда без пропуска въезд запрещен, а пропуск нужно брать в Ермаковском или Шушенском. Да и колесить надоело, мы уж сутки в пути, поедем-ка мы на речку, отдыхать!
Березовая роща на другом берегу.
Болото, метрах в 300 от предполагаемого места стоянки.
Предполагаемое место стоянки — вон у тех деревьев слева.
Ус с берега.
Нашли неплохое место, среди деревьев на поляне, но рядом оказалось болото. В итоге мы выбрали другое место. Наличие рядом болота, а значит повышенной концентрации комарья и мошкары, никому не понравилось. Хотя уже было жарко, от болота долетали злобные насекомые. Из-за этого мы передвинулись на пару км выше по течению, там был островок с крупной галькой по берегам, а Ус обтекал его 2 рукавами. Вот почти напротив этого островка мы и устроили стоянку. Сил хватило на установку шатра, палаток и быстро сделать покушать, а потом налетел ветер, начался мелкий дождь, поэтому мы разбежались по палаткам отсыпаться. А дождь еще и усилился!
Проснулись мы часов в 10 вечера. Дождь давно прекратился, земля успела подсохнуть. Комаров, на удивление, почти не было. Вечер оказался теплым, но темным из-за облаков, и солнце в горах садится рано. Звезд не видать, луны практически тоже не видно. Разложили костер, достали мясо и мангал. Где природа — там шашлык!
Серега прятался от редких комаров в шатре. Только иногда забывал закрывать вход :).
Вообще-то Серега не курит. А тут решил закосить под матерого туриста: в горах и в тайге, на берегу реки, вдали от цивилизации, сидеть у костра в «лесном камуфляже» с папироской :) (Не хватает бороды, фляжки с самогоном, и сигарету поджечь надо :)). Местные горные духи оценили Серегины старания и сделали его астральную проекцию вместе с костром :).
Духи заинтересовались не только Серегой :).
Радостный турист, вырвавшийся из Железногорска.
Поскольку все выспались днем, то сидели у костра часов до 4 ночи. К утру с реки потянуло холодом и сыростью, появился туман. Жаль, удочек не взяли. Рыбу половить в Усе было бы интересно. Вокруг местность дикая, несмотря на близко расположенные поселки. Из леса постоянно раздавались различные звуки животного происхождения. Раз уж тут косули бегают, значит и хищники водятся. Костер догорал, все замерзли и пошли спать. Возможное появление хищников не пугало — храп Михалыча разгонит всех, включая медведей, а своей громкостью посрамит даже раненого носорога :).
15.07.2013 г. Когда отдых быстро заканчивается, всегда грустно
Пока все остальные спали, я пошел сделать фото окружающей местности. Хотел перейти на другой берег реки, но сапог нет, берцы промокнут, а идти по холодной воде с утра, когда еще холодно, не хотелось. Поэтому ограничился только нашим берегом.
Островок из гальки, разделивший Ус на 2 русла.
Ус. Вид вверх по течению.
Речка, приток Уса. Течет вдоль края болота.
Похоже, там одни быки. Поэтому в Верхнеусинском нет молока :).
Пока остальные просыпались, мы с Михалычем съездили до Верхнеусинского. Купили свежих продуктов, и он еще позвонил по телефону. На месте нашей стоянки никакая связь не работала. Серега с Леной за это время частично собрали лагерь и приготовили завтрак. Выезд намечался на полдень, нам до города пилить часов 8-10.
Стартовали около часу дня, быстро проскочили Верхнеусинское и поехали по пыльной гравийке. Сделали несколько фоток на выезде из поселка.
Горы, окружающие Верхнеусинское.
Гравийка. Пыли пока не видно, поскольку давно по ней никто не ездил.
Горы. Похожи на те, что на Мане, возле Дивногорска.
Когда выехали на асфальт — немного распогодилось. С утра на месте нашей стоянки были тучи, а тут, всего в 20 км от Верхнеусинского, облаков гораздо меньше, и солнце проглядывает. В горах вообще погода очень изменчива. На обратном пути сделали много фото, заодно посмотрели на дорогу, которую видели только ночью, и на окрестности.
Вид вверх по течению. Вода прозрачная и холодная.
Группа на ручейке — притоке Уса.
Этот же ручей без биологических помех :).
Скалы по берегам очень похожи на наши, манские.
Если не знать, что ты в 600 км от Красноярска, можно представить, что это берег Маны.
Такие осыпи у нас на Мане тоже есть в большом количестве.
Первая опора старого моста. Михалыч говорит, раньше тут мост был деревянный.
Речка впадает в Ус. Течение на ней очень быстрое.
На такой речке хорошо ловится хариус.
Где-то за 1,5 часа мы доехали до М54. И — о чудо — на перекрестке с М54 стояло несколько автомобилей, и там продавали молоко! Рядом ни одного поселения нет! А молоко есть! А Верхнеусинском — нет! Мы так обрадовались, что купили сразу 5 литров. Дорога была пустой, начался мелкий дождь, но так ехать прохладнее.
Ус. Здесь он течет вдоль трассы М54.
А в горах до сих пор снег. А уже середина июля.
Купальница. Она же Жарок, она же Огонек. В горах можно найти и в июле.
Речка, на берегу которой нашли купальницу. Названия не знаю, где-то недалеко от «полки».
Старый мост. Опоры у него уже подкосились.
Серега с Михалычем на берегу горной реки.
Серега из-за мутаций, вызванных радиацией, предпочитает химию натуральному молоку. Фанат «колы».
Возле этой речки мы останавливались перекусить и попить молока\колы. Название не помню, но это еще до Ергаков. Проторчали там около получаса. И дальше в путь.
Высокие горы частично покрыты снегом.
Деревья на фоне гор со снегом.
До «полки» осталось совсем немного. На горах по-прежнему встречается снег.
Теперь он уже недалеко от обочины М54.
Вот она, «полка». Вид со стороны Кызыла.
Фото из тоннеля, сделано на ходу, т. к. там запрещено останавливаться.
Высота там такая, что на уровне дороги летают птицы.
Строительство противолавинного козырька. Вид со стороны Красноярска.
Естествоиспытатели пошли на снег. Ивановского им было мало :).
Серега настоящий сноубордист! Даже летом на доску встанет.
А вот Михалыч решил поиграть в снежки.
Суровые сибирские пацаны найдут снег даже летом.
Посидеть надо на снегу, ведь до зимы еще почти полгода.
Деревья стоят как ворота для регби. Только за мячом вниз бежать далеко :).
Главный трудяга отдыхает на обочине.
После фотосессии на «полке» отправились в дальнейший путь. Спуск там такой, что можно ехать на нейтрали несколько километров и с приличной скоростью. Если бы не крутые повороты, катились бы себе до самого Танзыбея :). В Танзыбее заправились, и дальше поехали без остановок. Минусинск и Абакан в обход, по хакасским равнинам скорость держали в районе 120 км\ч. Но это до границы с Краем, конечно. Там по перевалам 120 летают психи или самоубийцы. На перевалах и в темноте скорость упала, так что доехали мы до Красноярска только ночью. Всех развезли, Михалыч еще днем позвонил в контору и выбил себе право прийти на работу к полудню :). А остальным вообще на работу не надо было.
Краткий итог: Хоть до Усть Золотой мы и не добрались, но Михалыч работу свою выполнил, а мы посмотрели на «полку», Ергаки, горный Саян и косулю :). Вследствие недостатка времени и отсутствия подготовки прорыв до Усти отложен до 2014 года. В наших планах — поездка к истокам Енисея на нескольких подготовленных внедорожниках, с возможным посещением озера Тоджа (Азас). Мест вокруг неизведанных еще пока много.
Затраты на поездку не считали, такие впечатления деньгами не измерить.
Ни гвоздя, ни жезла, ни дураков на дорогах.
THE END