|
Часть 1.
В эту поездку собирались долго.
Сначала, конечно, сильно мечталось, как говорится «долгими зимними вечерами», потом составили план, потом собирали команду. Конечной и самой дальней точкой маршрута было провозглашено плато Укок, в маршрут включили Алтайский край с посещением Денисовой пещеры, предгорья Белухи, Телецкого озера, а на южном Урале — заповедника Аркаим. Жесткий джиппинг там можно организовать на каждом шагу, но мы решили выбирать более проходимые маршруты и, как оказалось, были правы. Да и одна машина не совсем для жесткого внедорожья подходила, хотя проявила себя в пути отлично.
Потом, как это всегда бывает, команда стала уменьшаться по разным объективным причинам и к моменту старта составила 5 человек на двух машинах. Откровенно жаль, что ребята, с которыми мы замысливали это путешествие, не смогли принять в нем участие. Будем надеяться на будущее. Наши женщины, посмотрев на маршрут, отказались от поездки, и коллектив стал мужским. Получилось ну что-то вроде старого лирического кинофильма «Верные друзья». Только путешествие не на плоту, а на авто. Но на плоту тоже хорошо. По дороге заказаны гостиницы, обновлены контакты с друзьями, нас ждут, составлены небольшие локальные программы познания нашей родины, которые исключительно улучшили общую программу нашей одиссеи. В программе два дня рождения, экскурсии, рыбалки, ночевки в палатках.
Возник и девиз: «Автопробег в честь 60-летия КВИРТУ ПВО».
Дело в том, что я и мой старый товарищ Александр — выпускники 1972 года этого замечательного военного училища. Училища, которое было создано в 1956 году в Киеве, уже давно нет, оно было закрыто в числе первых после развала Союза. Оба мы полковники, к сожалению, уже в отставке. Сын Александра Евгений — морской кадет, наш товарищ Павел — проходил службу в радиотехнических частях ПВО, был инженером комплекса П-80 (я этот комплекс учил в училище), мой сын Петр — сын военного, естественно. Это дало нам право изготовить и разворачивать в самых красивых местах Алтая баннер с юбилейной надписью, а на машины наклеить изображения знака ПВО Страны.
Машины: Паджеро 3, подготовленная (колеса, защита днища, лебедка, экспедиционный багажник), что нам очень помогло.
Тойота Ландкрузер 100, на АТ резине, защита днища, комбинация газ-бензин, что очень существенно радовало хозяина, особенно если он в Горном Алтае видел газовую заправку.
На машинах были установлены 2 СИБИ рации, это для изучения обстановки на дороге. Связь между машинами мы поддерживали с помощью LPD раций. Иногда их дальности не хватало, тогда мы переходили на КВ. Если КВ не отвечало, тогда выручали сотовые телефоны. Навигационное обеспечение: навигатор гармин, яндекс (неплохо работал на крупных масштабах), по Горному Алтаю и Алтайскому краю карты генштаба. Почти не плутали, все достаточно точно.
Продуктов в машины брали немного, так, чуть перекусить или закусить, питались по дороге в пунктах питания, которые выбирали по принципу: останавливайся там, где много фур. Там будет нормально. Так и делали. Ну а Сибирь, конечно, запомнилась замечательными пельменями по очень комфортной цене по сравнению с Москвой. На базах отдыха продукты покупали у хозяев, руководствуясь принципом, что лучше съесть тушенного с луком и морковью барана, который еще сегодня бегал, чем сосиски из холодильника в местном «Супермаркете». Этот принцип был положен в основу диеты.
Туристское снаряжение стандартное: палатки, чайники, котелки, чем поесть, на чем спать. Фонари, ножи, топоры, лопата, смены белья, полотенца, предметы гигиены. Удочки конечно.
Маршрут: Москва—Владимир—Н/Новгород—Казань—Уфа—Челябинск—Курган—Омск—Новосибирск—Барнаул—Змеиногорск—Савушка—Денисова пещера—Усть-Кан—Усть-Кокса—Тюнгур—Огундай—Кош-Агач—зона покоя Укок—Акташ—Телецкое озеро—Горноалтайск—Барнаул—Новосибирск—Омск—Челябинск—Аркаим—Оренбург—Самара—Пенза—Рязань—Москва. Время в пути 23 дня, более 11 тыс. км.
Члены экспедиции, по часовой стрелке: Павел, Александр, Евгений, Петр и я — Петрович.
Цель путешествия, как она стала понятна нам уже в конце: Историко-культурно-географически-антропологическо-познавательная.
Итак, утро 20 июля, суббота, сбор на автозаправке на МКАД в районе Бутово, баки заправлены под горлышко, доп. канистры тоже, фотографирование, старт.
Я прочитал много отзывов и очерков о длительных автопутешествиях в Сибирь и соглашусь с коллегами в том, что путь от Москвы собственно до Барнаула, то есть до Алтайского края, довольно однообразен, поэтому остановлюсь только на интересных моментах и общих оценках.
Сразу о дорогах. Общее впечатление таково, что вопреки расхожему мнению, дороги в стране выглядят очень даже неплохо. Сервис тоже. Практически на всем пути мы сталкивались с масштабными ремонтами дорог и мостов, что с одной стороны, тормозило, но с другой — внушало оптимизм. Вообще, ощущение такое, что за Волгой дороги лучше. Малоприятные куски мы встретили только 2 раза в Курганской области (гребенка) и под Ишимом. Под Ишимом вообще, как будто динозавры жевали 15 км дороги.
Но именно ремонт моста под Петушками толкнул нас на первое внедорожное приключение, последствия которого сказывались до Барнаула. Попав в гигантскую пробку длиной 8 часов, я осмотрел навигаторы и увидел, что ее можно объехать. Сказано—сделано: лево руля и на местную лесную дорогу, как оказалось, не ту. Правильная была на 500 м дальше. Последовало 6-часовое внедорожное приключение, с канавами полными водой, буксировкой, грязью, отказами гидроусилителей, разворотами машин на пятачке с помощью блоков и лебедки, дождем. Но именно это приключение сплотило членов экспедиции в единую команду. Вернулись обратно, помылись, помыли машины и изменили план, в соответствии с которым первая ночевка должна быть в Казани.
Ночевали мы в Нижнем. С утра лечили машину, стартовали в Казань после обеда. Гидроусилитель по-прежнему не работал, поэтому пришлось регулярно доливать жидкость в систему.
И снова вперед.
На границе Чувашии мы с Александром в первый раз развернули наш баннер.
И тут наступил день рождения Павла.
Казань. Ночевка, утром ремонт ГУР и в путь.
Оценив ситуацию и потерянное время, мы приняли решение идти прямо на Омск в режиме нон-стоп, через Уфу, перевал на Урале, Челябинск, Курган, Ишим. Почти 2000 км, 33 часа.
Вот мы и в Азии, а если точнее, в Сибири.
Омск. Метромост.
Часть 2.
Немножко выспались, отдохнув от перегрузок. После радушного и очень теплого, душевного приема, который оказали нам наши Омские друзья и коллеги, утром пораньше мы уже стартовали на Барнаул. Погода хорошая. Дорога тоже.
Удивляет ухоженность полей. В центральной России этого нет. Проходим Новосибирск,
вышли на Чуйский тракт.
Впереди Барнаул, снова встреча с друзьями, ночевка, утром (уже попозже, расстояние не такое большое, всего около 400 км) стартуем на юг Алтайского края, в Змеиногорск.
На следующий день нас стало больше, к пробегу по территории края к нам присоединились еще два экипажа, и команда временно потеряла статус мужской, так как наши друзья были с женами. Теперь наш маршрут пролегал строго на юг, в направлении пос. Змеиногорск. Дороги отличные. Конечно, мы не отказали себе в удовольствии растянуть в Алтайском крае баннер КВИРТУ.
По дороге видели облако с зарождающимся торнадо, но пронесло.
Крайне интересное место в Змеиногорске это музей горного дела, а конкретнее, музей рудника, на котором в 18 веке добывалось 90% серебра России. Посетили замечательный музей с очень хорошим экскурсоводом, любящим свою родину и ее историю. Сейчас рудника уже нет. Серебряная жила выработана полностью, а сам он взорван в 50-е годы прошлого века. Остались макеты. Ну и, конечно, примеры человеческих амбиций: его хозяин, Анкифий Демидов, в конце концов, решил, что может чеканить собственную валюту. За это и поплатился. Провели бухгалтерскую проверку, установили злоупотребления, Анкифий схватил инфаркт, а рудник отошел в казначейство и никогда больше не принадлежал частным лицам.
Посетили еще одно замечательное природное место — Колыванское озеро, вблизи с населенным пунктом Савушка. Является уникальным природным феноменом Алтайского края, включено в список чудес России. Его красоту описывали известные ученые и путешественники XVIII–XIX вв. Среди них П. С. Паллас, Н. М. Ядринцев, П. П. Семенов-Тян-Шанский, А. Гумбольдт, Г. М. Ренованц, А. Е. Врангель. Г. И. Спасский, И. И. Брыков, В. И. Верещагин и др. Самое солнечное, по числу солнечных дней в году, место в России, сильные ветры, которые самым причудливым образом выветрили скалы.
На горе идет строительство уникального космического объекта: оптико-лазерного центра имени Г. Титова, в составе которого будет оптический астрофизический телескоп с зеркалом, диаметром более 3-х метров.
И тут тоже мы не отказали себе в удовольствии растянуть баннер КВИРТУ.
Еще одна ночевка, и мы стартуем в направлении Солонешное—Топольное—Черный Ануй (это уже в Горном Алтае). Ночевка на базе отдыха «Демьянов лог»», под Топольное. Группа разделилась на две части. Одна пошла прямо, а мы с сыном в Барнаул, заменить порвавшийся пыльник левой груши заднего привода. Это все следы джиппинга, и мы их постепенно убирали.
По дороге обратно, на Солонешное—Топольное, прямо под Белокурихой, почти попали под грозу, которую приготовило нам это облако в виде сказочного спрута.
Вечером баня, шашлык, задушевные разговоры на горном, свежем и ароматном воздухе.
Ну, а утром старт к Денисовой пещере и к границе республики.
Об этом уникальном месте сказано много, но было интересно слушать экскурсовода — очень увлеченную и милую девушку, полную какого-то внутреннего содержания. Место действительно интересное своими находками мирового значения и вечностью. Хотя не скажу, что там уютно и тепло. Но, видимо, за ее порогом было еще хуже, раз там все время, сменяя друг друга жили люди. Нам показали кусок челюсти первобытной гиены. Было кого опасаться древнему человеку. Выйдешь на солнышко и сразу сожрут. А судя по размеру фаланги мизинца девочки 4-х лет, ее рост был примерно 180 см. С таким ребенком не забалуешь. Не говоря уже о папе и маме. Говорят, весной там больше всего энцефалитных клещей. А в конце июля-начале августа — красота! Ни клещей, ни комаров. Сильная река Ануй. Были рядом водопады, но времени мало, не поехали. Плюс идти к ним довольно долго.
После посещения пещеры, проехали немного вперед, к границе республики Горный Алтай, наступило прощание с нашими гостеприимными друзьями, фото на память, снова баннер и далее, в направлении Усть-Кокса и Тюнгур. Ночевка предполагается в Тюнгуре, на альпинистской базе Высотник. Дороги между Топольное, Черным и белым Ануем нормальные, хороший грейдер, потом асфальт до места.
Фото на берегу реки Чарыш, притока Катуни, и дальше, мимо Усть-Коксы к Тюнгуру. Это уже высокогорный Алтай, примерно 1100 м над уровнем моря.
К сожалению, отсюда не видна сама Белуха, а идти до нее три дня минимум. Если подняться на гору Верблюд, она напротив, на другом берегу Катуни, а это три часа в гору, то можно увидеть. У нас времени нет. На Чуйском Тракте, в районе пос. Огундай нас ждут друзья и коллеги. Нужно ехать. Завтракаем, переезжаем на северный берег Катуни по раскачивающемуся вантовому мосту. На картах обозначена дорога от Тюнгура вдоль Катуни на поселок Иня, но верить нельзя. Эта дорога непроходима для авто, может быть пригодна только для мотоцикла или велосипеда. Хотя ее проходили экстремальные экспедиции из Новосибирска, но они строили мосты и снимали на всякий случай двери с машин, чтобы было можно выскочить, если что. Наша экспедиция преследует другие цели, поэтому мы поворачиваем обратно, и едем по уже известной дороге, не отказав себе в удовольствии искупаться в Катуни и посетить по дороге мемориальный музей Николая Рериха. Снова движемся мимо Усть-Кана, минуем поворот на Черный Ануй и идем на такое место «Нефтебаза», на Чуйском тракте. Далее, уже на Чуйском тракте, оговоренное место встречи в пос. Огундай, заправка. К сожалению, остался в стороне Семинский перевал, мы вышли на трассу южнее. Идем по Чуйскому тракту, преодолеваем перевал Чике-Таман и южнее поселка Инегень останавливаемся на ночлег на турбазе, расположенной на берегу Катуни. Тут река уже другого цвета, помутнела от вод Чуи.
Качество дороги хорошее, переходящее в отличное. Кстати о ценах. Они на базах отдыха такого типа щадящие. Не дотягивают до 1000 р. с носа, а кое-где и 400 р.
Едем обратно.
Стоит отойти на триста метров от дороги, возникает совсем другое мироощущение. Вечности и какой-то неразгаданной, тайной старины. Кто тут проезжал, когда… Молчат дольмены и черепа животных, часто тут встречающиеся.
Вид на старый тракт. Было о чем подумать водителю, особенно о тормозах.
Часть 3.
Утро. Сегодня у нас конечная точка маршрута: поселок Кош-Агач, что в переводе означает «последнее дерево». И действительно, деревьев там нет. Начало высокогорной равнины. Уже Азия, а не Сибирь. Но по банковским карточкам обслуживают со свистом. Осматриваемся на турбазе, купание в Катуни, фотографирование и вперед.
Слияние Катуни и Чуи.
Памятник Кольке Снегиреву.
Красная гора. Тут мы выезжаем из Сибири в Азию.
Курайская степь с видом на Северочуйский хребет. Вид с северо-востока.
Совершенно удивительное дело. Кош-Агач встретил нас радугой!
Далее ночевка и вперед, к цели нашего путешествия!
Но местные не высказывали одобрения нашей цели. Скорее наоборот. Мы узнали, что наверху, на плато Укок прошли сильные дожди и въехать туда еще можно, но выехать — большой вопрос. Можно потерять машины, потому что никто, даже пограничники, не поедет вытаскивать. Но, тем не менее, вперед.
Знаменитая Чуйская степь.
После въезда в погранзону.
Нельзя сказать, что зона покоя Укок совсем дикое место. Просто там редко встречаются люди и не видно следов хозяйственной деятельности. Испортить природу там очень трудно. Поэтому там чисто и альпийские луга. Табуны животных в природе. Нас несколько километров сопровождал табун лошадей, которых вели два красивых жеребца. У алтайцев лошади первые три года живут в природе, являясь по сути дикими. Потом их ловят, кастрируют и приучают.
По дороге большие жирные сурки, бурундуки, которые перебегают дорогу прямо перед машиной. Это у них спорт, видно явно. Озера, горные вершины, языки снега. Сильно пьянящий воздух, насыщенный запахом полыни. Дорога нормальная, хороший грейдер по щебенке. Попав в точку принятия решения, то есть на перекресток дорог на плато Укок налево и в долину реки Джазатор направо, снова держим военный совет, опрашиваем свидетелей и окончательно приходим к выводу, что на плато не пойдем. Идем на базу отдыха недалеко от села Джазатор. И не прогадали.
Замечательное место с гостеприимным хозяином. Рыбалка, баня. Цены нормальные. Посещение местных достопримечательностей, осмотр маральника, осмотр с вершины панорамы Горного Алтая, купание в пантовых ваннах, знакомство с технологией приготовления препаратов пантов и гематогена. С соседней высотки хорошо видна Белуха, если смотреть на юг и Северочуйский хребет, если смотреть на северо-восток.
На следующий день все в обратном порядке. 150 км грейдера, погранзастава, еще 40 км грейдера по Чуйской степи, ночевка уже, как нам показалось в гостеприимном Кош-Агаче, утром старт на южный берег Телецкого озера, через пос. Акташ, ночевка на базе отдыха на перевале Кату-ярык. Проходим расщелину «Красные ворота», заезжаем на могильник Пазарыкской культуры, откуда произошла «принцесса Укок». Наконец и сам знаменитый перевал. По общему мнению, этот перевал был самым красивым, который мы, участники экспедиции, видели в жизни. Начинать, вернее, приступать к спуску чуть тревожно, хотя сам спуск совершенно нормальный, нужно только осторожно. Для тех машин, которые потом не могут сами подняться в гору, дежурит трактор Беларусь. Цена вопроса — 500 р.
Внизу, в километре от перевала расположена база отдыха одноименного названия. Половили рыбу, немного поймали, съели.
Часть 4.
Утром примерно 90 километров по ущелью или долине реки Чулышман, снова табуны лошадей, река, рыбалка, парное молоко и национальные пирожки и, наконец, южный берег Телецкого озера. Купание, баня, ужин, сон. Ждем баржу, на которой пойдут наши машины на северный берег. В пути они будут 7 часов. А сами мы пойдем катером, с осмотром заповедных мест.
Утром старт в Горноалтайск. На очереди знакомство с городом и посещение музея, где покоится «принцесса Укок». По дороге попали в музей народного сказателя горноалтайцев и с удовольствием увидели, что центральное место в аиле горного алтайца занимает самогонный аппарат.
Это татуировка на теле женщины. Вроде как означает вход в шамбалу.
Далее макет скифской колесницы (оригинал в Эрмитаже), реконструкция захоронения и примерный образ принцессы.
А Катунь здесь хороша.
Наутро старт в направлении Омска, по дороге, в Сростках, посещение музея Василия Макаровича Шукшина, уже в Омске музея Колчака, оставившее двойственное впечатление от этой личности, но, правда, с восковой куклой Верховного, и далее вперед, к последней точке маршрута, через Челябинск в Аркаим.
В Челябинской области попали на чрезвычайное положение. Попытка прорваться на юг, к Аркаиму, в первый день не удалась. Все дороги были перекрыты. Остановились у озера Банное, в 30 км от Магнитогорска. Даже туда приходилось форсировать переливы дорог.
По пути заехали к приятелю, посетили зверинец. 2 фото рядом: морды медведя, вызывающей жалость и его лапы, вызывающей страх.
В номере полулюкс была устроена кухня и изжарены белые грибы, купленные с утра. К этому времени мы уже достаточно одичали и чувствовали себя в комфорте как-то скованно.
А утром была вторая попытка прорыва.
Воды только прибавилось в этом месте за ночь. По единственной дороге выехали на трассу Магнитогорск—Сибай и, помня о том, что она была размыта и перекрыта вчера, пошли полем. Опять джиппинг. В тот момент, когда спасительный мост через реку Урал с хорошей дорогой был уже виден в двух километрах, мы наткнулись на непреодолимое препятствие — полный воды ручей, преодолимый только на «Урале», о чем свидетельствовали глубокие колеи. Послали водолаза, он тоже показал, что ручей непроходим. Пришлось опять возвращаться назад, на трассу. Вернулись. И вдруг — чудо: оцепления нет, как не было. Дорога свободна. Тогда вперед! Пересекли по мосту с надписью «Европа — Азия»» реку Урал (мост на следующий день снесло) и вполне приличными дорогами пошли на Аркаим. Приехали. Река, которую нужно вброд пересечь, чтобы попасть к раскопкам, непроходима. Выше сорвало три плотины, и вся вода была у нас. Нас пустили по случаю чрезвычайного положения на территорию заповедника, и мы встали лагерем прямо в заповедной степи. Интересная трава ковыль. Очень украшает степь. А костер просто так не разведешь. Задует. Нужно обязательно выкопать ямку и в ней палить.
Случился тут у Петра день рождения. Был праздник с шашлыком.
Ночью кто-то подавал фонариком СОС с горы.
Утром посмотрели на сакральные места, понаблюдали приверженцев всяких религий и посетили музей. Все это представляется крайне интересным. Все-таки это место жизни ариев. Облик у них европейский, культура металлургии очень высокая. Плавили никель. А наконечники стрел, отлитые в наше время в древних формах, просто заглядение.
Постояли, взяли курс на Оренбург. Снова регулировщики, размытые дороги и, наконец, федеральная трасса. Тут у нас и созрело решение пройти всю дорогу до Москвы в режиме нон-стоп. Снова 2000 км, 33 часа ходу. Ничего, справились. Все довольны и счастливы. Может быть, еще раз куда-нибудь соберемся.