|
Ранее опубликованный рассказ https://travel.drom.ru/23214/
Ранее опубликованный отзыв https://reviews.drom.ru/hyundai/elantra/48755/
Иркутск. 8 июля. 4 часа утра.
— Сына, вставай, вставай скорее.
— Умммм.
— Вставай, а то в школу опоздаешь…
«Блин, дебильная шутка», — подумал я. Хотя, что еще можно придумать самым ранним утром, во время спешки и бесконечных сборов на Чивыркуй? Это было начало второй поездки на залив. В марте этого года мне впервые удалось выбраться на лед Байкала, где я наловил 0 (ноль!) омуля, на зато встретился со старым другом, хорошо отдохнул и отписался на дроме об автопутешествии (https://travel.drom.ru/23214/).
Нынешняя встреча с Байкалом происходила в присутствии супруги, 7-летнего сына и товарища, который был на Nissan X-trail 2005 года (правый руль, 4WD, 2 литра), взятом у коллеги по работе. Вещи едва-едва влезли в багажник, расположились на полу, сиденьях (одеяла, спальники) и даже по бокам. В общем, сонные и немного злые, под пасмурную погоду и хмурый рассвет мы двинулись в путь.
Эх, Нисан.
О машине. До этого я не управлял внедорожником, да и особо не ездил пассажиром. Все как-то седаны, хетчбэки и прочая легковая ерунда. Возможно, поэтому ожидания от паркетника были довольно «высокими», а зря. Загруженный до нельзя японец, едва тащился, из последних сил на подъемах обгоняя фуры. Руль показался слишком отзывчивым, плюс потерянные навыки управления правым рулем. Вдобавок расход топлива около 13-15 литров, жесткая подвеска… Да простят меня «Ниссановоды» — это не мое. Но главную задачу машина выполнила. На Байкале мы с уверенностью проходили самые отвратительные участки дороги, не боялись проселочных дорог и полей. Нисан был надежен и крепок. Известная поговорка про эту машину не стала реальностью. Мы же Нисан не покупали, мы и не мучились.
Первые лучи Солнца над Байкалом. Ровно на 5 минут.
Солнечная Бурятия и первый паром.
Первые лучи Солнца застали нас в Кабанском районе Бурятии. Леса, горы, серпантины и перевалы остались позади и мы уже «вышагивали» по равнинной дороге, поднимаясь все выше по течению Селенги до тех пор, пока не уперлись в деревню Татаурово.
В очередь на паром мы оказались пятыми, но это не давало повода для оптимизма. В любой момент в нее мог вклиниться так называемый местный, и ожидание могло увеличиться на неопределенное время. Так и произошло, но уже после загрузки нашего автомобиля. Разговор работника парома и водителя Камри:
— Э, слышь че, я тут раньше стоял…
— Ни че не знаю.
— Э ты ….бана, ты с какой деревни? Ты «татауровский»???
— Нет, я «турунтаевский» и че?
— Я найду тебя!
Через несколько минут водитель Камри был с нами на борту.
Капитан корабля. Один только его вид вызывает трепет и глубокое уважение. А как еще? Вдруг на паром не возьмет?
Непереводимая игра жестов и слов.
На улице Ленина самая дорогая недвижимость. Везде.
Байкал на правой стороне.
Участок дороги до реки на 60-70% состоит из великолепного дорожного полотна, коему еще позавидуют многие участки федеральной трассы. В конце деревни Турка есть кафе «Золотая рыбка», где мы очень вкусно и недорого пообедали. В этом заведении вызвала улыбку надпись: «Экономьте воду! Вода привозная». И это на берегу Байкала? Ну да ладно. После Турки дорога становится гравийной. Мы снижаем скорость. Порой пассажиры, сидящие сзади, подпрыгивают до потолка, некоторые жалуются на несовершенство у человека пятой точки и тазобедренных костей, но мы доезжаем до Усть-Баргузина.
Второй паром. Правда, его не видно, до воды очередь из 50(!) автомобилей. Река Баргузин и, казалось, до Святого носа рукой подать, но, увы.
АллЁ, власть есть?
Написанное ниже может носить субъективный характер, но я уверен, что многие побывавшие на Баргузине, согласятся со мной. Справа от парома в спешном порядке возводится мост, а слева от стройки века просто безумная очередь машин на маленький и неказистый паром, вмещающий 8-9 единиц транспорта. Самое смешное то, что вроде как официально есть две очереди, одна для всех, другая — вне очереди ))) Даже дорожные знаки соответствующие имеются. Но этот процесс вообще никто не регулирует!!! Какие-то непонятные личности с 03 серией на госномерах (р. Бурятия) то и дело ныряют в левый поток. Никто не спрашивает у них документов. Люди вынуждены часами простаивать в очереди и уступать какому-нибудь маршрутчику или деревенскому на прогнившей развалюхе. Случаются конфликты, драки, стрельба. Лично я считаю, что местным властям должно быть стыдно за то, что они не вмешиваются в происходящее. И еще должно быть стыдно местным, потому как никаких приоритетов перед приезжими по закону у них нет, а отдыхающие семьи с малолетними детьми год пашут ради отпуска и поездки, но вместо Байкала ночуют на обочине поселка. Еще больше удивила ситуация, когда паромщики строго по графику уперлись почти на час на обед. Очень и очень наплевательское отношение. Обратно, кстати, мы ехали таежной дорогой. Это увеличило километраж на 70 километров по разбитому лесовозами полотну, но избавило нас от очередей.
Здравствуй, Байкал.
После Усть-Баргузина мы заехали на территорию национального парка, где с нас добросовестно взяли по 50 или 70 (уже не помню) рублей за человека в день и за машину отдельно. Еще два три десятка километров пробираемся по перешейку. Слева Баргузинский залив, справа болота и топи. Отдыхающих много, но свободные места на берегу есть. Следуем дальше. Нас ждет корабль. В какой-то момент, встретивший нас мой друг, заметил: «Ребята, так мы же не бурханили еще ни разу!!!» Через 15-20 минут у голодных путников улучшилось настроение и настрой. Около 20:00 мы прибыли на Чивыркуй. На пирсе мужики разгружали рыбацкую лодку, а рядом с ними стоит почти доверху загруженный омулем КРАЗ. «Видишь, — сказал мне товарищ, — а ты говорил мне весной, что рыбы нет».))) Хозяева корабля были очень гостеприимны, добры и вежливы. Хрустящая поджаристая с лучком картошка, омулевая икра и многие другие прелести едва позволили оторваться от стола и надергать нескольких окуней для ухи. Вскоре стемнело, и мы легли спать.
Там, где живет нерпа.
Следующее утро мы уже шли на Ушканьи острова. Почти 4 часа ходу по еще хмурому и волнующемуся Байкалу и компания на заповедной земле. Чтобы сойти на берег, нам пришлось оплатить работникам нацпарка по тарифу по 2 тысячи рублей со взрослого. Затем работники нацпарка провели нас к месту лежбища нерпы. Остров был завален муравьями. Они были повсюду. Но самое главное, девственная природа наполняла воздух безумным калейдоскопом ароматных трав, мхов и цветов. Казалось, что нам выдали невидимые шлемы для ингаляции. Такого насыщенного и вкусного воздуха я не встречал никогда. А как же нерпы? Какие нерпы?))) Из-за волны зверь ушел на дно и мы смогли заметить лишь несколько особей, и то вдали от береговой линии. Но всем понравилось. Кроме меня.
Здесь мало людей. И это здорово!
Видите? Система видео наблюдения на заповедной земле.
Пляж на Чивыркуе. Тесно. Другого нет. :(
Далее по графику: дневной сон, крепкий чай, кормление обезумевших и вечно голодных чаек и снова Чивыркуй. Разматываем удочки, а вот уже кто-то тащит окушка. Хозяйка корабля Людмила, помимо вкусной ухи, показала нам мастер-класс по ловле рыбы. Буквально за час мы наловили большое ведро этого полосатого водного хищника. Ловили на сорогу, пойманную только что.
Вечером нам предстояло вернуться на Баргузинский залив, где мы провели 4 прекрасных дня. Погода наладилась, вода успокоилась. Мы купались, загорали, ловили рыбу. На Чивыркуй ездили дважды по утрам. В первый раз около 6 утра возле идола видели огромного бурого медведя. Он медленно спускался вниз к воде. Еще видели лис, журавлей, селезня, цаплю, козу и много другой живности. Рыбалка, к сожалению, не вызвала сумасшедший восторг, поймали полтора десятка травянок. Трофеев не было. ((( Как показалось, без моторной лодки там делать особо нечего. Да и вроде щука берет хорошо только в конце августа. Не зря один из пользователей отметил в комментах: рыба ловится либо вчера, либо завтра. Так оно и есть.
Недалеко от нашего табора встретили однокурсника. Еще один давний товарищ, тщательный, взвешенный и продуманный в отличие от нас человек, обосновался лучше, чем мы в Иркутске. Алексей вырыл яму под холодильник, где хранил несколько ящиков баночного пива. Поставил кухню, шкаф. Даже грабли с собой привез, чтобы убрать берег от природного и человеческого мусора. Водрузил «двухкомнатную» палатку. Привез газовый баллон, закопал его в землю. Одним словом, благоустроился.
На этом наше путешествие не закончилось. Мы посетили дацан и посмотрели найденный на камне лик богини по имени Янжима. Место это расположено в 50 км (примерно) от поселка Баргузин в предгорьях Баргузинской долины. Намеренно не стал смотреть интернет, напишу лишь то, что услышал от местных. В начале 2000-х годов на этом месте были найдены святыни, некогда спрятанные от советской власти. Под камнем, где они хранились, люди увидели очертания женщины. Говорят, что Янжима помогает от бесплодия. Тысячи семей в поисках надежды приезжают сюда со всего света. Оставляют детские игрушки и совершают обряды. Некоторые свидетельствуют о чудесах, но это как говорится, хочешь — верь, хочешь — не верь. Место очень интересное на самом деле. В предгорье стоит звенящая тишина, сотни деревьев обмотаны ленточками. Первая деревня у дацана носит название Ярикто. Поговаривают, что в каждом дворе здесь не меньше 10 детей, объясняя это чудотворным влиянием Янжимы. Возможно. Но толпы ребятишек мы не увидели, да и окружающая обстановка скорее наводила на мысль о том, что в этих местах куда более нужны нормальные школы, больницы, дороги, работа. Уж как-то очень здесь самобытно.
Пока это малозначительное произведение отлеживалось в папках моего старенького компьютера, появился повод его дополнить. Жена друга, принимавшего нас на Байкале и показывавшая Янжиму все-таки забеременела! Надеюсь, что они расскажут своим родителям об этой счастливой новости раньше, чем предки прочитают рассказ на дроме.
Цыгане. Медведей на паром не пустили.
Ремонт, дорого, т. е. ремонт дороги....
Дорога домой была нудной и какой-то долгой. Паром прошли на Ильинках. Идет он там быстрее и машин вмещает больше. За услугу отдали 100 рублей. А дальше летели, летели, летели.
Спасибо за внимание! До новых встреч!