|
Предисловие
Снова наступило очередное лето, и даже успело добраться до своей самой жаркой (календарно) части. Дабы не сидеть в дымном городе и не глотать пыль, появилось предложение временно сменить городские условия на «антицивилизацию». Кому-то надо Таиланд, Турцию или Болгарию какую-нибудь, некоторые согласны и на Черное море. Например, один мой товарищ умотал с семьей в Новороссийск к родственникам еще в начале июня, и так не желал возвращаться, что жене в итоге пришлось пообещать привязать его арканом к хвосту самолета и таким способом депортировать в Сибирь :), с посадкой не в теплое Черное море, а в холодное Красноярское.
Ну, а мы пока, в основном, изучаем места поближе, пара тысяч км, не более. Проще говоря, впечатленный двумя нашими посещениями Большого Несоленого Озера (Байкала), мой старый кореш, колоритный персонаж, известный как Михалыч (не генерал еще, а пока капитан :)), предложил сгонять на Байкал, толпой на нескольких авто, часть из которых повышенной проходимости. Сам он много раз бывал в Иркутске и в области, облазил по работе весь край и даже в Якутии успел засветиться. Но при этом Байкала толком ни разу не видел. На Байкал собирались его коллеги по работе, правда, в немного разное время, а друзья с соседнего подъезда уже укатили, навестить родителей, живущих в Черемхово.
Но в наполеоновские планы вмешалась непобедимая природа… Выезд намечался на 1 июля, однако, что у нас, что на Байкале, было холодно и постоянно шел дождь. За неделю до предполагаемого отъезда я помониторил погодные сайты, и везде показывало, что на Ольхоне 14-18 градусов днем и до 5 могло быть ночью, и регулярно прогнозировался дождь. Зависать в дубак и дождь за 1500 км от дома в палатке удовольствия не доставит, это уже не отдых, а мучение.
А потому мы проработали запасной вариант. Никто из нас ни разу не был в Ергаках, а еще мой одноклассник Сеня рассказывал про Ивановское озеро, что на границе Хакассии с Кемеровской областью, на котором он был в прошлом году. До самого озера его пузотерке Субару проехать можно было только в кузове Батыра или ЗиЛ 131, поэтому он еще в прошлом году агитировал поехать на моем вседорожнике OPEL Monterey (для краткости в дальнейшем будет называться просто джЫп). В прошлом году не получилось, значит, в случае облома с Байкалом, можно было бы сгонять на озеро поменьше. За 2 дня до выезда нам позвонил Валера и сказал, что они в Листвянке, тут дождь, туман и холодина, все ходят в куртках и улучшений не намечается. По сайтам тоже прогнозировались дожди и холод, а значит, Байкал на этот раз отменяется, и да здравствует Ивановское озеро.
03.07.2013. А вы бывали на озерах республики Хакассия?
Раз Байкал нас видеть не хочет, новосибирцы от поездки отказались вообще, и погнали на свои местные озера отдыхать. Еще одни экстремалы все же решились добраться до Байкала, но они выезжали в ночь с 3 на 4 (и в итоге о своем решении пожалели). Ну а мы: 1 железная самоходная карета, 4 человека (радиоактивного мутанта Серегу человеком считать условно :)), и куча различного хабара, в полдень 1 числа условились выдвинуться на Юг. Основная часть была загружена еще с вечера в багажное отделение джЫпа. Туда поместились: 4 складных стула, стол, 2 палатки на 4 и 3 места соответственно, рюкзаки и сумки с вещами, огромный тент на случай сильного дождя, плитка с запасом баллонов и комплект котелков, а заодно и чайник, спальники. Продукты закупить решили перед выездом, заодно в Окее прикупить тент с боковыми сетками, чтоб от комаров и прочей мошкары спасаться. Еще аристократ Михалыч, который любит спать на мягком, запихнул 2 огромных куска поролона, который мы в палатки на дно укладывали, и которые занимали половину багажника. Для преодоления внедорожных преград были к топору и лопате добавлены цепи на колеса и ручная лебедка. Ну и всякие мелочи с прошлых поездок на Байкал: нафигатор, разветвитель в прикуриватель, преобразователь на 220 В, фонарики и прочее. Закупились мы в Окее знатно, одних консервов на месяц, еще 3 кг шашлыка, различные овощи, хлеб… места в итоге не хватило даже в немаленьком багажном отделении джЫпа, часть положили на заднее сиденье.
Пока все укладывали, пока всех собрали, прошел и полдень, так что выехали мы уже после часа. Через Дивногорск и перевалы ехать не хотелось, мы обычно ездим через Зеледеево, так получилось и на этот раз. Город проводил путешественников солнцем и теплом, а трасса встретила огромной пробкой, начавшейся после поворота на аэропорт. Что там случилось — непонятно, но тянулись мы до Сухой минут 40. Многие умники, которые меня страшно бесят, гнали по обочине, закидывая других камнями и пылью. Таких оленей надо жестоко наказывать, чем и занимался стоявший на въезде в Сухую экипаж ДПС. Возле него скопилось с полдесятка нарушителей, когда мы проезжали мимо.
После Сухой движение стало нормальным, все резко ускорились, но через несколько км мы увидели аварию — микроавтобус вылетел с трассы и лежал на боку в кювете метрах в 20 от трассы. Вокруг стояло несколько фур, пассажиры микроавтобуса стояли возле обочины, а мужик, наверное, водила, и несколько дальнобойщиков ходили с огнетушителями вокруг поверженного микрика. Не знаю, что там случилось, может, шел на обгон, увидел фуру и слишком резко свернул. А может, колесо подвело или еще что.
Где-то возле поворота на Кедровый нас настиг дождь. Этот гнался за нашим экипажем от города и до самой Хакассии. Видимо, расстроился, что наш джЫп «один не умывался и грязнулею остался» (©). Особо про дорогу дальше описывать не особо интересно — расширить ее пора давно до 2-х полос и до самого Ачинска, да кто бы почесался это сделать. В целом она хорошая, в западном направлении лучше, чем на восток. А участок от зеледеевского кольца до стыка с М54 вообще радует покрытием. Ям там мало, серпантина нет, движение неинтенсивное. Ехать одно удовольствие, если б еще дождя не было… зато потом начинаются 2 вечные беды! Вскоре после пересечения Бирюсы дорога в таком состоянии, что многие там едут 50 км/ч. Иначе будешь на ямках скакать. Мне на высоких 16 катках и с жесткой подвеской менее критично, но там еще местами ведутся работы по «улучшению» дорожного полотна и асфальта на полосе может не быть, зато камней насыпано, которые отлетают в стекла и фары. Водиле на x-trail, который ехал через машину впереди нас, от фуры в стекло и досталось. Когда мы мимо проезжали, мужик стоял на обочине и матерился. Нет, имеются и хорошие участки, даже новые, но их меньше половины от общей протяженности трассы между Бирюсой и поворотом на Приморск, а это километров 100 почти.
После кольца на приморском повороте дорога как-то получше, хотя тоже не совершенство. Заглянули в знаменитое кафе «Тайга», посмотрели на косолапого. Я еще помню медвежонка, которого посадили в клетку в 90-х, а теперь там 3-х метровая машина смерти с когтями длиннее, чем мой палец. Поскольку было прохладно, медведь активно рассекал по клетке, раздумывая, как бы ему эти прутья поломать, да славно пообедать надоедливыми зеваками :). Возле карьера остановились, купили у мужика свежесобранной черемши, он только из леса вышел с рюкзаком, набитым доверху. Что меня больше всего радует — проезжаешь границу с Хакасией — дорога появляется. И как это хакасам удается? Шаманы помогают, что ли? :)
По дороге на Ивановские мы решили завернуть на Шира. Я там был в 1996 по путевке в санатории, Михалыч — в начале 2000-х, Серега лет 6 назад, а Лена вообще никогда. Поскольку приехали мы вечером, возле озера были стаи комаров и мошки, а нормальные дикие места заняты. Периодически попадались прорытые какими-то умниками траншеи, пресекавшие подъезд к берегу, множество заборов, огораживающих пляжи. А там где можно подъехать — болотистые берега и кусты с мошкой. Может, на противоположном берегу и есть места, но там могут и траншеи присутствовать. А сгоняем-ка мы на разведку на Итколь. Но и там нас ждали подобные заграждения.
Вот, например, запрет. Дальше траншея выкопана.
Вид на Итколь с пригорка. Слева видна траншея.
А это, если на пологую часть смотреть.
К берегу проезд есть. Не до самой воды, потому как и там траншея присутствует, но она гораздо ближе к берегу. Отгороженный участок земли, с мусорными баками, «туалетами типа сортир», дорогущим кафе, колонкой с питьевой водой, наверху бани и домики для отдыха. Въезд 100 руб./сутки. Мне вот интересно, насколько это дело законно?
Про Итколь писать особо нечего. После громадного Байкала он кажется просто лужей. Вода чистая, но холодная, местность, в основном, без леса, на другой стороне видны горы. Если добавить воображения, можно представить, что ты на Ольхоне, на западном побережье. Мы 2 раза были на берегу бухты Харанцы, вот там местность похожая. Только там комаров нет, ветром сдувает, а тут их навалом. Мы поставили шатер, стащили в него стол, стулья, плитку и продукты и сели ужинать. А мерзкие насекомые бились в сетку с улицы. Кроме того, еще и дождь до нас добрался, может, от самого города гнался. Только сил у него не хватило, покапал с часик и свалил дальше. Вокруг темень, народ костры жжёт, мы мангал с шашлыком раскочегарили. Посидели часов до 2-х ночи, да спать пошли, днем стартовать на Ивановские надо будет. Ночью дождь еще раз вернулся, промочил нашу сетку в шатре, но мы на него не в обиде за эту мелкую шалость.
04.07.2013. Можно ли попасть в Кемеровскую область через Хакассию?
Только вот с утра погода тоже была унылая и с тучами. Человеки вокруг стали собираться, не хотелось им загорать при отсутствии солнца. Мы особо не торопились, до ивановских всего 400 км ехать (это если в объезд, через Копьево). Есть там и дорога короче, через лес, раза в 2 короче, но в каком она состоянии после дождей — мы не знали. Пока мы неторопливо собирались, подошли соседи, уезжавшие домой, и предложили забрать остатки их дров, дабы зазря не тащить их обратно. Есть же хорошие люди! А дров там было немало, мы их на Ивановских как раз и жгли.
Выехали после обеда, тут даже солнце вышло. Дорога пустынная, лихачей особо не заметили. Прямые степные участки иногда сменяются подъем/спусками, где можно на нейтрали прокатиться. На озеро Учум возле Копьево заезжать не стали, сразу двинули к поселку Приисковый, неподалеку от которого и находятся Ивановские озера. Но чем ближе к Кемеровской области, тем пасмурнее становилось небо, начался небольшой дождь. Асфальт еще кончился где‑то у поселка Сарала. Дальше укатанная, широкая, отсыпанная щебнем дорога. Удивительно, до центра района — села Орджоникидзевское, довести не могли, что ли? Там расстояние-то 30 км, наверное. Причем в самом селе асфальт есть, но заканчивается на въезде и выезде.
Перед Орджоникидзевским заметили скалу из мрамора. Решили полазить, надоело часами в джЫпе трястись.
Пасмурное небо над горой. Скоро дождь пойдет.
Михалыч. Все до мрамора пытался добраться, да лужи помешали.
А тут Серега к нему присоединился.
В левом нижнем углу четко виден большой кусок мрамора.
ДжЫп. Дорога, кстати, поблизости отсыпана тем же мрамором.
Мне почему-то показались эти выступы похожими на морды президентов в Йелоустоунском парке в США.
Залезли-то мы быстро. Но тут дождь пошел, и спускаться по мокрому, осыпающемуся склону было сложновато. По камням-то уже не попрыгаешь. Зато он пыль еще больше прибил, мы до Орджоникидзевского ее почти и не видели больше. Орджоникидзевское село большое, долго по нему ехали. Множество домов со спутниковыми антеннами, у МТС даже 3G работал. А асфальт до них зажилили. Где-то за селом наткнулись на остатки старого деревянного моста. А за ним развалины. Старый Дом (интересно, проклятый, аль нет?), из камня, ему лет сто или больше.
Противоположная часть нового моста и то, что за ней.
Из-за дождя дорога испортилась. Там ее и отсыпают меньше и укатана она слабее. А из-за глины она становится скользкой. Пришлось включать полный привод, чтобы бросало меньше. А еще там идет активная лесовырубка, мы видели стоявшую в ожидании следующего рабочего дня технику. Она же и дороги портит. Проскочили деревню Главстан — непонятное место. По краям заброшено все, будто нежилая, а в центре и антенны имеются и тачки не самые худшие стоят. А за Главстаном, меньше чем в 10 км поселок Приисковый. Что там за прииски — не знаю, но вид у поселка бодрый.
Местный показал нам общее направление на Ивановские озера, и мы под дождем отправились штурмовать горы. Дорога довольно хорошая, ям поначалу было мало. Только в нескольких местах ее пересекают потоки с горы. Некоторые пузотерки переезжают такие преграды по мостикам, но нам они показались ненадежными, и мы на джЫпе. Глубина там см 10-15, даже на пузотерке проедешь. И чем выше мы поднимались, тем светлее становилось небо. Дождь уже закончился, вокруг горная тайга, но поворота на Ивановские озера не видать. А по карте они должны быть слева, за рекой. Мы добрались до большой поляны на берегу реки, на которой собрались все пузотерки, а за ней — развилка: брод через реку, и подъем дальше в горы. Хотя брод уходил как раз налево, мы решили сперва посмотреть, куда ведет эта дорога. И не зря! Хотя на дворе уже 4 июля, в горах лежал снег. А вроде и высота небольшая, даже 2-х км нет.
Туман такой, что ничего не видать.
«Ахренеть, сегодня ж четвертое июля».
За теми горами граница с Кемеровской областью.
Серега решил покорить гору. Летом по снегу.
А мы с Леной вниз пошли. Тоже к снегу.
«Человек среди гор ничтожно мал». (© Ария)
Это уже другая гора со снегом. Мы до нее по гребню ехали. Там дорога идет.
Вид на северо-запад. Там где-то будет Томск.
Покатавшись по снегам, мы решили все-таки добраться до озера. Спустились вниз, до развилки, пересекли вброд речку (глубина была с полметра) и подъехали к лагерю, огороженному лентой. Как выяснилось, это спортивный лагерь. Там было много палаток, несколько внедорожников, но и времени часов 11 вечера, так что все спортсмены режимно спали. Зато бодрствовали тренера, готовясь к завтрашним соревнованиям, они разминались литроболом. Мы спросили, где Ивановские, один из тренеров ткнул пальцем в гору и сказал двигать туда по дороге. «Только вы туда не проедете, там грязь со снегом, камни выворочены и ручьи текут» — заявил нам второй тренер. Мы еще спросили, что за дорога ведет на перевалы и что там за домик стоит в снегах. Тренера очень удивились, что мы вообще туда попали, и сказали, что они неделю назад там на ГАЗ-66 не смогли проехать. А домик, как оказалось, это метеостанция. Ну, раз «шишига» не доехала до границы снегов, а мы смогли, можно и на Ивановские замахнуться.
С трудом взяв первый же подъем, остановились на ровной площадке и достали цепи. В цепях зимой джЫп пер по снегу как танк. Как оно будет в грязи? Оказалось, почти также. Получив цепи, джЫп забыл, что такое пробуксовка, и попер в гору и по камням, и по грязи, и по ручьям. В начале подъема мы шли вместе с дождем, он-таки поднялся и до этих высот. Но вскоре дождь прекратился, хотя дорога так и осталась скользкой и очень грязной. По такой точно на «шишиге» ездить!
Буксовать нам не пришлось ни разу, по сути сложных участков было три. Первый — участок слежавшегося и подтаявшего наста в прогалине, который никак не объехать — справа лес, слева обрыв и ручей Озерный, который из Ивановского озера вытекает. Мы пробили в нем дорогу, всаживая раз за разом джЫп до упора в наст, и по новой, с разгона, еще на пару метров. Пяти заходов хватило для прохождения этого препятствия. Вторым оказалась узкая дорожка на склоне вдоль болота. Сама она не особо грязная, но справа крутой склон с огромными камнями, а слева — болотина. Зато дорожка очень скользкая — неверное движение — и ты левым боком уйдешь в глубокую, наполненную водой колею, идущую по краю болотины. Там пришлось ползти со скоростью улитки, хорошо хоть участок не длинный.
Самым сложным оказался третий участок. Дорога там раздваивается, одна идет по горе сверху, почти по гребню. Но там все было размесено какой-то большой машиной, судя по колее, возможно, и той самой «шишигой». Ниже дорога тоже не подарок, но там хоть колеи не было. Она шла слева по краю и была вполне объезжаема. Однако эта нижняя дорога упиралась в большой участок рыхлого снега, местами с талой водой и грязью. Снег оказался глубоким и тяжелым от смеси с грязью, пробивать его очень долго и утомительно. Мы решили выскочить на гребень, там была каменистая почва, а участок разбитой дороги с колеями от «шишиги» мы уже проехали.
Да только не было соединения дорог, пришлось прорываться между больших камней прямо по склону. И вот там-то джЫп, уже перевалившись через край передом, зацепился защитой за большой булыжник, прокатился по нему и встал. Двигаться вперед — задний мост цепляет камень, назад — камень упирается в защиту. Сперва мы хотели этот булыжник просто выкопать и вытащить из-под джЫпа. Но камешек оказался куда больше, чем его торчащая на поверхности часть. Откапывать его было нереально. Ну, раз камень не убрать, надо его объехать. А как объехать? Да прямо над ним. Мы подложили под задние колеса большие плоские валуны, добытые там же на склоне, джЫп на них наехал, мост прошел через камень, не задев его, и — можно ехать! Дольше только валуны тащили!
Однако, далеко уехать у нас не получилось. Когда до озера оставалось метров 400, мы наткнулись на огромную белую поляну. Слева ручей, справа лес, объехать тоже не получится. А поляна тянулась, насколько было видно в лунном свете, несколько сотен метров. Соваться на наст мы не стали, если провалимся — копать будем очень долго. Так что, джЫп остается у края снегов, а мы идем пешком.
Все это дело хорошо было бы заснять, но фотоаппарат подкачал. После съемок снегов в горах, в том числе и видео, его аккумулятор был разряжен в 0, а запасного не было, поставили на подзарядку единственный имеющийся. Как раз когда мы достигли цели, зафотать эту цель у нас было нечем! Телефоны не в счет, в темноте на них ничего не видно. Так что, в этот раз ночных видов Ивановского озера не будет J. Воткну пару картинок с инета, чтобы иметь представление об этом великолепии.
До озера мы дошли пешком прямо по насту, он не проваливался. Снег там лежит вдоль всего берега и по склону горы. По склону идет тропка, частично по снегу, частично по траве и грязи. По ней мы дошли до водопада. Он бежит из тающих на верху ледников. Водопад разделяется на 2 потока и так впадает в озеро. При дневном свете там все выглядит величественно, а при луне мы даже толком дальний берег озера рассмотреть не смогли. Погуляли по берегу, у водопадов, посмотрели истоки ручья Озерный, и пошли к джЫпу.
Спускаться на джЫпе оказалось проще, мы пошли сразу по гребню, по скальнику обошли места с колеями, а дорогу в насте уже пробили, так что к часу ночи спустились к берегу Саралы и разбили палатку напротив лагеря спортсменов. Земля была мокрой, разложили под палатку большой тент, поставили шатер, достали мебель. Тут же и пригодились дрова, которые нам дали добрые люди на Итколе. Мы ими и костер разожгли, и в мангал на остатки шашлыка кинули. Дров хватило на полночи. Посидели до 4-х часов, да спать. С утра домой пилить, да еще и часов в 7 спортсмены разбудят.
05.07.2013. Что бывает, когда ночью лезешь в горы на джЫпе?
Но спортсменов мы благополучно проспали и проснулись часов в 11. Пошли осматривать окрестности, заглянули к тренерам. Они очень удивились, что мы : а) вообще сунулись под дождем в ночь на эту дорогу б) доехали почти до конца, еще и вернулись сами, нигде не засев. Мы не стали долго отвлекать людей от утренней тренировки (по литроболу) и пошли гулять вниз по течению.
Начало дороги до озер. Здесь совсем не страшно.
Главный ночной труженик. Отдыхает.
Остатки дров в догорающем костре.
Внизу дорога такая. Вверху гораздо хуже.
И ледяной воды тоже. А она именно ледяная. В том смысле, что со льдом.
Поймали ящерицу. Хотели сделать из нее фотомодель.
Елка, видимо, пила с тренерами.
Просидели мы на берегу часов до 2-х. но ехать домой надо, завтра соревнования. Если бы не зависли на Итколе, можно было бы тут поторчать подольше. А так, быстро собрались, да в обратную дорогу.
Отдыхающие с полянки, где стояли пузотерки.
Назад дорога оказалась проще, без дождя ехать легко. И нам навстречу попалось несколько пузотерок. Спешили присоединиться к отдыхающим. При въезде в Приисковый наткнулись на ветерана автоцеха.
А это здание напротив ветерана.
Когда назад возвращались, попалась нам та самая техника, что лес заготавливает. И с ними «Кировцы», дорогу укатывали, всю заняли, проехать мешала. Пришлось ждать, пока укатают дорогу, хотя и не намного она ровнее стала. В Орджоникидзевском видели еще одного ветерана «Трумена», он же ЗиЛ-157. Ехал по дороге, посередине, как будто на нем тот самый 33 президент США катается. Мы его аккуратно обогнали, по бровочке.
А дальше… Поехали через Ужур, не стали соваться на перевалы, а за Ужуром свернули на разрез угольный, мимо него на Степной, Сахалту, Шадрино и дальше на Козульку. Там дорога не везде асфальтирована, есть довольно продолжительный участок раздолбанной гравийки, и еще нас там ливень дикий застал. Но зато там машин почти нет, и крюк в 200 км, что через Ачинск делаешь, не надо проезжать.
А от Козульки все много раз изъезжено, дорога давно знакомая. В западную сторону тянулся нескончаемый поток машин — отдыхающие на озера спешили. Некоторые спешили так, что летели в лоб встречке, даже фурам, или пытались обогнать по обочинам. Мы поэтому через Балахту не поехали. На перевалах вечером таких идиотов еще больше. И на всю трассу от Козульки до Красноярска видели лишь один экипаж ДПС! Чего им «встречников» не ловить бы? До города добрались уже к полуночи, всех развезли и разгрузку оставили на завтра. Лень ночью разгружать, и так постоянно в темноте из джЫпа все вытаскивали!
Вместо эпилога
Не считал, сколько мы горючки спалили, но в сумме на эту авантюру ушло 10 К примерно.Это включая топливо, шатер (2000 р)и массу провианта, который назад приехал в составе 2/3. И сумма на четверых получилась небольшой, зато впечатлений вагон. На Ивановские озера мы еще обязательно съездим, на следующий год, на подготовленных вседорожниках и дней на 5. Чтобы там осмотреться хорошо, да озеро и днем и ночью увидеть. Да и зафотать его надо, а то тут такой облом :).
P.S. А до Байкала мы в этом году все же добрались. Но про него совсем другой сказ.
Ни гвоздя, ни жезла. И дураков на дорогах поменьше.