Моя Карелия: памятники архитектуры, исторические места и красоты дикой природы

14.10.2013 | 18420 просмотров

Я вернулась из путешествия домой и на следующий день поймала себя на мысли — рука тянется к моему новому другу по имени «Nicon», чтобы сделать интересный снимок…

Но огляделась вокруг — увы, пейзажи не те…

И тогда, уже по привычке, рука потянулась «к перу», то есть к клавиатуре.

В результате чего родилась…

Моя Карелия

День первый

По моим ощущениям — самый трудный!

Целый день перед поездкой прошел в сборах и поспать, конечно, не удалось. Да и предвкушение интересного путешествия не давало повода для сна. Поэтому в 3:00 ночи (почти на час раньше положенного), я уже была на месте сбора. Компания собралась небольшая (всего 4 человека), но дружная. Из Москвы выезжали долго, несмотря на поздний (или уже ранний) час. Мне, как новичку, было интересно все — и ночная Москва, и пейзажи за окном, и водительское мастерство Славы (ВЕКША) (набиралась опыта дальних поездок за рулем)… Шокировала пробка! В душе росло тихое возмущение: «ну ладно мы едем, нам надо, а кто все эти люди???» Оказалось — впереди авария…

Не очень хорошее начало, но в приметы я не верю!

Мелькали населенные пункты, пищал антирадар, предупреждая о «засадах», видео-регистратор равнодушно записывал дорожное кино… А мы все ехали и ехали…

В результате уснуть так и не довелось, но в этом был свой плюс — всегда приятно на рассвете поздороваться с солнышком, когда оно только-только, еще сонное, но уже радостное, выползает из-за горизонта, как из-под теплого одеяла.

И вот, первый по маршруту следования — Иверский мужской монастырь, который расположен на территории Новгородской области, в 10 км от г. Валдая.

Сами того не зная, мы попали в день празднования Иверской иконы Божией Матери. Поэтому в храм было не зайти, сотни паломников все шли и шли… Послушав у входа в церковь пение сводного хора, вдохнув запах ладана, и немного мысленно приобщившись к богослужению, я пошла фотографировать виды монастыря (прости меня, Господи!).

На какое-то время мне стало немного жаль, что я здесь в статусе туриста, а не паломника. Ведь за всё время существования в России ни от одной из чтимых икон Божией Матери не было столько чудесных исцелений, сколько совершалось их от Иверской иконы. А ведь помолиться за здоровье близких и родных людей — первое дело в святом месте!

Посреди монастыря растёт огромный старый дуб.

Интересно наблюдать, как к нему подходят паломники, молятся, прикладываются, трутся, обнимаются. Может, этот дуб обладает какой-то особенной целительной силой? Судя по иконе Божией Матери, которая на нем висит, наверное. А может, просто почитаемое место, ведь дубу этому не одна сотня лет. Смотрит он с высоты своего векового возраста на нас и, наверное, удивляется тому, как мы безоговорочно верим в чудеса.

Но наш путь далек, и мы решили немного подкрепиться. Недалеко, в лесу, нашли придорожное кафе, пообедали вкусным шашлыком и ухой из свежей рыбы и поехали дальше. Дорога, вернее ее качество, редко была хорошей, а иногда не радовала вовсе. По таким колдобинам мне еще ездить не приходилось. На своей «масе» (Hyundai Getz) я бы здесь никогда не проехала, но хорошо, что есть большой друг SUZUKI (Grand Vitara), которому такие дороги по зубам, то есть «по колёсам».

Следующий по маршруту — Тихвинский мужской монастырь, древняя и знаменитая обитель России, основанный еще во времена Ивана Грозного.

Здесь находится еще одна святыня — чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. Сам монастырь нуждается в реставрации, хотя архитектура очень красивая и необычная.

Одна звонница из пяти колоколен чего стоит! Красота!

Душа у меня на разрыв — с одной стороны хочется на службе постоять и к святыне приложиться (я ведь православная все-таки!), а с другой — новый фотоаппарат (такое долгожданное и желанное приобретение) так и зовет к творчеству и познанию!

Побеждает любознательность (грешна, каюсь), и я иду гулять по территории монастыря и творить (ну или пытаться это сделать).

Спасибо Олегу, за которым я ходила хвостиком, за его дельные советы по фотомастерству. К концу поездки я практически стала профессиональным фотографом. На территории монастыря очень тихо и спокойно… Так и просидела бы на лавочке под рябиной, любуясь видами вокруг.

Но! Мы только в начале пути! Хотя день уже близится к вечеру. Держим курс на Новую Ладогу, где решили остановиться на ночлег. К нашим услугам — турбаза «Ладога» на берегу реки Волхов, уютные 2-х местные номера со всеми удобствами и телевизором, современные кровати и приятно пахнущее постельное белье!

Но более всего впечатлили катера, аккуратно припаркованные у берега,

вертолетная площадка для гостей

и пристань, с которой открывался живописный вид на реку.

Здесь мы и решили поужинать под легкий речной бриз вкусной копченой рыбкой, купленной на местном рынке, в сопровождении горячительного напитка под названием «текила» (спасибо запасливому Олегу и Славе (ВЕКША), знающему нужные торговые ряды на рынке).

В общем, вечер удался! Как и весь день в целом!

День второй

Я проснулась от монотонного шума за окном. Выглянула — так и есть! Хмурое серое утро и мелкий противный дождь. Мелькнула мысль — все пропало! Куда поедешь в такую погоду? Грязь месить? Но… движение — это жизнь!

Позавтракав в кафе при гостинице,

все еще надеясь, что дождь прекратится, мы двинулись в путь.

Увы! Дождь сопутствовал нам весь день, временами затихая и начинаясь вновь. Но это никак не могло испортить впечатления от тех мест, которые мы посетили.

Слава (ВЕКША) не давал расслабиться — все четко по плану!

В начале — Староладожская крепость.

Расположена она в селе Старая Ладога на Ладожском мысу при впадении реки Ладожки в реку Волхов. Первая была построена еще во времена Вещего Олега, на рубеже IX-X веков. Эта третья по счету, отреставрированная в XX веке. Дух захватило, как только ее увидела. Не только от величия — от ощущения старины, которой веяло от каждого камня, заложенного в стенах. В одной из башен крепости открыт краеведческий музей, который состоит из нескольких залов и экспозиций. Зашли внутрь и словно перенеслись в другое время.

Интерьер музея подобран так грамотно, что возникает ощущения реальности быта рыцарей и воинов тех лет. Приглушенное освещение только подчеркивает эти ощущения.

Интересный факт — в 1703 году Петр I основал Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив ее статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам в приказном порядке повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. Вот такой был царь!

Ну а мы решили, раз уж приехали, осмотреть все, что возможно. Следующий по списку — археологический музей-заповедник.

Великая наука — археология! Преклоняюсь перед людьми, которые, перерыв километры земли вдоль и поперек, находят отголоски прошлых веков! Все для того, чтобы мы в красивом зале под стеклом увидели прогресс нашей цивилизации! Вернее то, с чего все начиналось. Впечатляет, правда!

Совсем недалеко от крепости — курган, расположенный на берегу реки Волхов, по преданию — место гибели Вещего Олега.

Начали делать фотки из машины, но дождь прекратился, погода снизошла и подарила нам возможность не только запечатлеть его на фото, но и забраться на самый верх. Считается, что именно здесь великий князь умер от укуса змеи в 912 году. Но нас это не остановило! Удивил Олег (не Вещий — наш :))), неожиданно возникший на вершине холма.

Тут уже и я не удержалась, и по мокрой траве и глине, по крутому склону (рядом был пологий, но женщины не ищут легких путей ))) забралась наверх.

О, какой это был вид! Несмотря на то, что высота кургана всего около 11 метров, мне казалось, что я птица! Взмахну руками, как крыльями и полечу над обрывом, лесом, куполами церквей, плавно повторяя изгиб реки… Какой покой! Какая тишина!

Слава (ВЕКША) и Леся, наблюдавшие мой мысленный полет над землей, тоже не удержались от соблазна, и скоро мы все вчетвером красовались на вершине холма, любуясь красотами земли русской.

Говорят, что ученые-археологи обнаружили под курганом подземный ход, который соединяется с системой катакомб, но эти места еще не изучены. А самый любопытный факт, как утверждают исследователи в области сверхслабых полей, — курган обладает целебными свойствами и помогает освободиться от лишних психологических привязок.

Ну что ж, проверим… Кто от каких привязок освободится после посещения столь загадочного места.

Подпитавшись энергетикой наших предков, едем дальше.

Введено-Оятский женский монастырь — входит в число монастырей, основанных учениками преподобного Александра Свирского.

Здесь же, в часовне, находятся гробницы преподобных Сергия и Варвары, родителей великого святого. Монастырь еще известен своим целебным минеральным источником, вода которого необычная на вкус, потому что содержит много солей и железа, а также небольшое количество радия и радона.

Хорошее место, красивое, но… ровное, без отклика в душе. Почему? Не знаю… Видимо, не смогла проникнуться святостью этого места или, может, еще не доросла умом, чтобы понять. Даже стоя у купальни долго не могла решиться омыться святой водой (обычно данное действо у меня сомнений не вызывает).

В общем, не сложилось что-то, не щелкнуло, не совпало…

Другое дело — Покрово-Тервенический женский монастырь, где наспех сделав несколько фоток, сразу почувствовала желание зайти в храм.

Едва переступив порог, я поняла — меня здесь ждали! Насельница монастыря мило мне улыбнулась, и, узнав, что я здесь впервые, вкратце рассказала о главной святыне монастыря — Тервенической иконе Божией Матери и освященном серебряном венчике, который по старой русской традиции был изготовлен в благодарность Богородице почитателями Ее Образа. Он находится рядом с иконой и во время молитвы его можно одеть на голову или подержать над головой. Обладает такой же благодатью, как и икона. В пустом храме, рядом со святынями, я наконец-то порадовала свою душу общением с Всевышними силами. Неудивительно, что ушла я оттуда нескоро. Но на этом радость для души не закончилась. Здесь была не просто купальня, а целое святое озеро, где мы и окунулись нагишом, и поплавали в свое удовольствие.

Уезжать не хотелось…

Там же посетили пещерный храм, в полумраке которого святые иконы, казалось, обладают еще большей силой. Сейчас там ведутся реставрационные работы. Надеюсь, что к следующему приезду, он будет полностью восстановлен. В том, что я еще сюда вернусь, сомнений не возникало — душа отдохнула и возрадовалась, как будто у друзей в гостях побывала.

Но дело к вечеру, пора было думать о ночлеге и, наконец-то о еде!

Поэтому следующий пункт назначения на сегодняшний день — поселок Свирское.

Дождь все-таки нас догнал и просто стеной обрушился, как только мы вошли в гостиницу «Старая Слобода». Но нас уже было не испугать! Вкусный ужин с остатками текилы + прогулка к озеру после дождя = отличный рецепт крепкого и здорового сна! Тем более, когда вокруг такой волшебный лес и просто кристально-чистый воздух!

День третий

Утро хмурое, после дождя… Да-а-а… Не южный берег Крыма…  Но, выйдя на улицу, воспряла духом — тепло, свежо и тихо!

Сегодня мы во власти Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.

Лично меня это место тронуло до слез (в прямом смысле)… Пока фотографировала и гуляла по территории монастыря, по щекам непроизвольно текли слезы. Что это? Не знаю… Говорят, так очищается душа. Я рада, если это действительно так.

Пейзажи вокруг монастыря просто завораживали своей красотой, покоем и тишиной.

На противоположном берегу Рощинского озера виднеется действующий скит.

В храме св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи находится рака с мощами преподобного чудотворца Александра Свирского, которая обладает исцеляющими и чудотворными свойствами. Конечно для того, кто в это верит. Я верю, поэтому с каким-то внутренним благоговением прикоснулась к святыне, молясь о здоровье своих близких.

Душа отдохнула, пришло время порадовать тело!

Погода стояла солнечная, и мы решили прогуляться по лесу, где я набиралась опыта фотографа. Проходя мимо одного из домов, мы увидели целую выставку каких-то странных сказочных персонажей. Яркие, красивые, а из чего сделаны — непонятно…

А вот и хозяйка дома! Познакомились, расспросили, что это за творчество такое? Оказалось, их семья так развлекается в свободное время — дарит старым вещам вторую жизнь. Все идет в ход: тазы, ведра, горшки из-под цветов, вещи домочадцев, футбольные мячи и всякая прочая утварь. Все это бережно и с любовью превращают в красивые и смешные персонажи сказок, которые стоят у дома, на всеобщем обозрении, на радость проходящих мимо людей! Мы сделали фотографии, пожелали хозяйке творческих успехов, и пошли гулять дальше.

После прогулки дружно отправились в баньку. Правда, банщик был пьян (сволочь!) и вообще поздно вспомнил о том, что баню надо топить. Но, соблюдая традиции путешествия, от плохо протопленной парилки отказываться не стали (она со временем хорошо прогрелась). Уж очень хотелось попариться с веничком, да еще и в бочку с ледяной водой окунуться. За нашу лояльность к непутевому сотруднику, администрация гостиницы сделала хорошую скидку при оплате.

Пропаренное вениками тело отблагодарило меня крепким сном.

День четвертый

Утром еще раз сходила в монастырь — когда еще побываю в таком месте силы… Людей в храме почти не было и кажется, что все святые слышат только тебя. Еще несколько фоток на память, последний взгляд на озеро и — в путь!

И вот, наконец-то!

Здравствуй, моя мечта! Добро пожаловать в Карелию!

Пересекаем границу и сразу за окном меняется пейзаж. На мой взгляд, у Карелии три составляющих — лес, который тянется бесконечной зеленой грядой сосен, елей и берез; озера необычайной красоты, расстилающиеся до самого горизонта и дорога. А между всем этим редко встречаются маленькие деревушки с не очень ухоженными деревянными домиками, с чисто символическими заборами и дровницами во дворах.

Ах, да! Еще есть чистый воздух и бескрайнее синее небо с густыми белыми облаками!

Мы ехали по Мурманской трассе, успевая созерцать, восхищаться и фотографировать (трасса, кстати, в отличном состоянии). Как говорится — посмотрите налево, посмотрите направо!

Впереди у нас Важеозерский мужской монастырь, который находится в Олонецком районе Карелии, в селе с непонятным названием Интерпоселок. Нас здесь не ждали — центральные ворота закрыты, вокруг — никого. Но нормальные герои всегда идут в обход, что мы и сделали. Приоткрыв щеколду на боковых воротах, мы зашли на территорию и прямиком направились к купальне. Но как пройти равнодушно мимо храмов, похожих на сказочные домики? Аккуратные, резные и разноцветные — как игрушечные стоят среди деревьев. Красота!

Но настоящая красота была впереди — неподвижной, огромной, зеркально-застывшей каплей среди леса раскинулось Вяжское озеро, на берегу которого мы увидели купальню. Казалось, время остановилось, такая была тишина и покой.

Все сочные краски лета, которые есть у природы, она подарила этому озеру на радость людям. Гармония, благодать и умиротворение… Большим соблазном было не просто окунуться в купальне, но и поплавать хоть немного в озере.

Но, увы! Всевидящее око монаха сразу отреагировало на наш произвол, поэтому заплыв не состоялся. Но в купальне окунулись с удовольствием и с верой в душе. Свежесть после купания придала нам сил, и мы отправились дальше. А монахи пошли отмаливать наши грехи.

По пути следования «нарисовалось» еще одно, ранее не запланированное, но не менее интересное место, которое мы решили посетить — Марциальные воды, единственный в России поселок со статусом «курортное сельское поселение», который в 1719 году основал Петр I на базе минеральных источников.

Там же, по его чертежам построена небольшая церковь апостола Петра, которую он посещал при каждом своем визите.

Поселок является действующим бальнеологическим и грязевым курортом, а лечебная вода имеет вкус железа разной концентрации. Мы сняли пробу — так себе, на любителя, ржавчиной отдает.

Там же находится одноименный музей, посвященный истории создания поселка.

Накупив сувениров, едем дальше.

Дорога повторяет изгиб береговой линии озер, и за каждым поворотом открывается пейзаж лучше предыдущего. И вдруг, одновременно у всех захватило дух — стоп, машина, задний ход! Это ведь то, что мы искали! Справа по борту, где-то очень далеко внизу прямо перед нами раскинулся каньон Гирвас, самый древний (около 2 млн. лет) кратер вулкана в Карелии.

Вот скажите, чем может быть интересна груда камней, разбросанная вдоль обрыва с почти высушенным руслом реки? А ведь глаз невозможно оторвать от этой удивительной красоты! Когда-то здесь был водопад, превосходивший размерами Кивач, но его осушили при строительстве ГЭС.

Особое удовольствие Олегу и Славе (ВЕКША) доставило лазание по скалам и камням на другую сторону каньона. Ну а мы с Лесей их с удовольствием фотографировали.

Далее — держим путь к водопаду Кивач!

Оказалось, это не просто водопад, это целый заповедник площадью более 10 тыс. га, а еще музей природы и дендрарий. О его возникновении рассказывают красивую легенду:

«Две реки-сестры, Суна и Шуя, не хотели расставаться друг с другом и протекали рядом. Но в один момент Суна уступила сестре свое удобное русло и прилегла отдохнуть. После пробуждения, она с удивлением увидела, что Шуя утекла очень далеко, и пустилась вдогонку, снося все на своем пути. В месте, где Суна пробила скалы, и возник водопад Кивач».

Красиво, правда?

Название водопада происходит от финского «kiivas», что означает «мощный, стремительный». С высоты около 11 метров, с нескольких уступов падает вода и несет свои бурлящие потоки в спокойную и широкую реку. Это второй по величине равнинный водопад Европы (после Рейнского). Живописный вид вокруг настолько завораживает, что не хочется уезжать.

Но нас ждет столица этой славной республики — город Петрозаводск и ужин в уютном бистро «Дежавю». Быстро, вкусно и недорого. На ночлег прибыли в мини-гостиницу «Коттедж».

Доброжелательная хозяйка по имени Надежда встретила нас и разместила с комфортом в отличных номерах, а вечерком мы все вместе душевно посидели под коньячок, мечтая о планах на будущее. Разошлись за полночь.

День пятый

С утра дождь, и небо затянуло тучами… Может это к счастью? Надо же найти какое-то оправдание этой погоде!

Сегодня у нас с Олегом запланирована поездка на остров Кижи, всемирно известный архитектурный ансамбль деревянного зодчества, расположенный в Онежском озере. Как раз это озеро нас сегодня и не радует — штормит, как море! Но билеты уже куплены, и все сомнения уходят прочь. Надеемся на то, что на острове может быть совсем другая погода, ведь до него почти 70 км. Время до отъезда решили провести с пользой и посмотреть местные достопримечательности. Как говорится, Google и рекомендации местного населения нам в помощь!

После вкусного завтрака с домашними блинами, мы отправились на «Рижское взморье». Именно так назвала хозяйка гостиницы этот прибрежный район Сайнаволок в пригороде Петрозаводска.

Красиво, но… немного грустно. Укрываясь от дождя под зонтиком и любуясь озером, я почему-то вспомнила солнечный Крым, пляж, ласковое Черное море…

Да-а-а… где то море? Просто очень купаться хочется… Лето ведь на дворе. Ну, что поделать, русский север — это тебе не Крым! Поэтому грусть-тоску  подальше и поглубже! Сделали фотки, подышали свежим воздухом и снова в путь!

Кафедральный собор Александра Невского еще одна достопримечательность города. Красивый, с колоннами, в классическом архитектурном стиле.

Нам опять повезло, мы приехали в медовый спас — в храме яблоку негде упасть. Погуляли в сквере, где установлен памятник этому великому защитнику Руси, и поехали на причал.

Проводы были недолгими. И вот мы уже на борту комфортабельного теплохода с подводными крыльями под названием «Метеор».

Чувствуешь себя, как в салоне самолета! Только летишь не по небу, а по воде, подскакивая на волнах, как на лежачих полицейских. «Метеор» набрал скорость, и уже через 1 час 15 минут мы были на острове.

Еще жива была мечта, что погода все-таки изменится. Но, увы… Хорошо, что в последний момент запаслись дождевиками.

Как только я ступила на землю острова, меня постигло разочарование РАЗ — разрядился аккумулятор у фотоаппарата! Настроение испорчено до слез! Вдобавок пошел дождь, мелкий и противный. Напялив на себя дождевик дурацкого, розового цвета (разочарование ДВА), я смирилась с судьбой, и пошла внимать экскурсоводу, который не очень внятно (разочарование ТРИ) рассказывал историю этого заповедника.

Ну не мой сегодня день, что поделать?

Но очарование этого волшебного острова перекрыло все мои разочарования, и уже через несколько минут я впитывала в себя красоту и уникальность деревянных храмов и церквей, часовен и крестьянских усадьб.

В настоящее время идет реставрация Преображенской церкви, самой величественной из всего архитектурного ансамбля.

Восстанавливают ее на глазах у всего мира, по уникальной технологии замены бревен снизу вверх, в результате чего не очень-то и заметно, что идет реставрация.

Еще мне очень понравилась удачная идея, которую придумал и реализовал музей — воссоздать в крестьянских домах особенности быта коренных народов края — карелов, вепсов и русских.

Внутри огромного двухэтажного дома восстановлен интерьер горницы, сидят девушки и занимаются рукоделием, кто крестиком вышивает, кто ткет, кто пряжу прядет, накручивая ниточку на веретено.

И плавно течет их речь, как музыка, в которой вся жизнь. Как приучали к хозяйству с малых лет — лен толочь, чесать, прясть, а потом еще и ткать на станке. А после этого обшивать своих детей и мужа, радовать их новыми сорочками и портками. А еще о себе, любимой, не забывать — украшения себе делать из жемчуга да бисера, и серьги, и бусы на шею! И чем большего размера серьги в ушах — тем богаче семья, в которой девушка растет. Придет потом парень в дом, глянет на такую скромницу и умелицу, да и возьмет себе в жены.

Сидели мы на лавках и слушали, как завороженные… Как в сказке побывали!

Да и остальное все было нереальным каким-то: и банька «по-черному», поставленная на берегу озера, и амбары, и косой плетень…

А еще мужик с бородой, который небольшим топориком, сидя на завалинке, такие чудеса с деревом творил — глаз не оторвать!

Пока гуляли по острову, из колокольни раздался перезвон колоколов, это местный звонарь показывал свое искусство. Говорят, иногда здесь проводят фестиваль колокольных звонов, в котором принимают участие лучшие звонари России. Представляю, как разносится этот звон по воде на многие километры и радует народ по всей округе!

Так и пролетели незаметно три часа экскурсии по острову.

Грусть, как ветром сдуло, осталось только восхищение теми неизвестными народными умельцами, которые когда-то, без чертежей и особых знаний архитектуры, одними топорами, но с огромной любовью, создали на века такую неземную красоту!

На обратном пути мы с Олегом делились впечатлениями, смотрели сделанные им фотки и мысленно еще и еще раз возвращались на этот сказочный остров.

На причале нас уже ждали. Целый день пробыв на свежем воздухе, мы страшно проголодались и направились в уже полюбившееся нам кафе «Дежавю», где порадовали свои желудки вкусной едой.

Слава (ВЕКША) и Леся в наше отсутствие время даром не теряли, подремонтировали немного свою «ласточку», которая пострадала после стольких километров не очень качественных дорог.

Еще одна ночь прошла в Петрозаводске, где я спала, как младенец.

День шестой

Я проснулась по будильнику, так как надо было рано выезжать. Выглянула в окно — Бог мой, неужели солнце? Может, сегодня получится искупаться хоть в каком-нибудь озере? Ведь их здесь тысячи, а мне хватило бы всего одного!

После вкусного завтрака направляемся на север, в Медвежьегорск, в поисках оборонительных сооружений времен советско-финской войны.

Медвежьегорск напомнил мне сибирскую деревеньку — такие же простые дома, такие же открытые люди. У магазина спросили местного жителя, как нам проехать — ключом от своей машины на мокрой земле он нарисовал целую карту (вы такое в Москве видели? Я — нет).

И потом еще заботливо подмигнул поворотником в месте нужного нам поворота. Правда, мы все равно заблудились и еще не раз спрашивали у местного населения, где же они, эти оборонительные сооружения? Вернее то, что от них сохранилось до наших времен.

Поиск усложнялся отсутствием карт передвижения и схем расположения. Но, кто ищет, тот всегда находит. Первую пещеру нашли быстро. Дорога к ней шла по крутому высокому склону озера (ехать по мокрой от дождя земле было реально страшно, но Слава — молодец!). Пещера оказалась большой, из нескольких комнат.

Рядом - вентиляционное отверстие в виде круга.

Чуть проехав дальше, наткнулись еще на несколько укрытий

и на огневой дот, с которого во время войны защищали город со стороны озера.

Вторую пещеру так и не нашли, хотя Олег обошел все ближайшее побережье. И как же было обидно, когда в краеведческом музее,

куда заехали чуть позже, выяснилось, что мы были в двух шагах от нее, но не нашли , так как она была забаррикадирована. В музее познакомились с директором, который и рассказал нам в подробностях о расположении пещер.

Решили в следующий раз искать их с его помощью. Чем не повод вернуться в эти края?

Пока искали пещеры, встретились с финнами, которых тоже интересовало прошлое их предков. Пообщались как могли (потому что с английским у меня до сих пор проблемы), сделали фото на память и разошлись, мило улыбаясь.

По дороге на турбазу заехали в церковь Святителя Николая, которая находится в с. Повенец. Возвели ее в 2004 г. в память о строителях Беломорско-Балтийского канала.

И тут же делаем еще один исторический фотокадр — первый шлюз этого самого канала.

Путь лежит на турбазу «КорелОнего», где нас ждал по предварительной договоренности уютный деревянный домик на берегу Онежского озера. Едем с расчетом на следующий день поехать на мыс Бесов нос, смотреть онежские петроглифы. Описание отдыха на этой турбазе в интернете выглядело очень романтично и привлекательно. Нас встретил проводник, и мы еще долго ехали за ним по лесу, который становился все гуще и гуще , а дорога — все уже и уже… Было такое чувство, что обратно выехать без посторонней помощи мы уже не сможем, такой глухой и дремучий лес нас окружал. Но радовал воздух, который был просто сказочным…

По факту дом оказался без удобств и горячей воды, на самом берегу озера. Магазин с продуктами и интернет отсутствовали за ненадобностью, так как домики эти были рассчитаны на охотников и рыбаков. Озеро штормило, поднялся ветер и пошел дождь. Темнело… Вариантов, что мы с утра сможем сплавиться по озеру на мыс Бесов нос, становилось все меньше. Поэтому оставаться в этой глуши смысла не было и мы, взвесив все за и против, направились в ближайший городок Пудож в поисках гостиницы.

Но оказалось — мест нет! Любопытные, путешествующие финны оккупировали все (целых две!) гостиницы города. Начали звонить по номерам объявлений, вывешенных у дороги, и — о, чудо! В 20 км от Пудожа, в поселке Каршево нас ждала новая, уютная, только что построенная мини-гостиница на 7 номеров со всеми радостями жизни.

Приветливая девушка-администратор встретила нас, как родных! Счастливые и довольные собой, мы решили это дело отметить коньячком с лимончиком и остатками московской колбасы, которая путешествовала с нами в сумке-холодильнике уже несколько дней.

День удался!

День седьмой

Погода по-прежнему не радует. Дождя нет, но небо пасмурное и ветер. Что он может нагнать на нашу голову — одной природе известно.

Завтрак вкусный, настоящий, из домашних продуктов — сырники, сметана, хлеб с маслом и чай.

Мнения по поводу поездки на Бесов нос разделились ровно 50 х 50. Одна половина очень хочет посмотреть петроглифы и оптимистично смотрит в будущее, а вторая (не будем показывать пальцем!) опасается намокнуть во время экскурсии под дождем и предлагает не терять время на этого Беса и двинуться дальше по маршруту. Так как нет пятого участника, чтобы принять сторону большинства, мы в нерешительности собираем вещи, еще не зная куда.

Пятым оказался Антон, наш проводник на мыс, с которым о поездке договорились еще с вечера. Настоящий «лесной» человек, большой, грубоватый и простой, он прибыл в назначенный час и быстро расставил все точки над i — просто велел нам одеться потеплее, так как выезжаем через пять минут.

Мы быстро вскрыли все свои рюкзаки и напялили на себя все, что можно.

План был такой — по реке идем до озера, а там лесом 2 км до мыса Бесов нос (так как озеро до сих пор неспокойно).

Сплав по реке до озера предполагалось проводить на деревянной открытой лодке, от одной этой мысли волосы от страха шевелились на голове. Но на деле все оказалось намного проще и безопаснее. Лодка оказалась деревянной, моторной и называлась ладьей «Черная жемчужина» (правда, почему-то под пиратским флагом), в нее спокойно могли поместиться 15-20 человек.

Дорога до озера заняла около часа, который мы провели, рассказывая друг другу байки и разные истории из жизни, параллельно делая фото и снимая на видео завораживающую природу вокруг.

По прибытии Антон передал нашу компанию другому проводнику, Алексею, с которым мы продолжили путь.

Шли недолго, вначале через лес,

потом по берегу озера, которое все больше мне напоминало море — такие красивые на нем были волны.

Потом опять через лес. Поваленные деревья, грустные свидетели урагана 2010 года, который принес в этот лес существенные разрушения, встречались нам по всему маршруту.

Но красиво цветущий вереск и ягоды брусники сглаживали это гнетущее впечатление и радовали глаз.

И вот, наконец-то,  мыс Бесов нос, выступающий в море пологими скалами.

После дождя они мокрые и небезопасные, о чем нас предупреждает Алексей. С интересом рассматриваем наскальные рисунки первобытных людей и слушаем рассказ проводника. Удивительно, как за столько лет (около 6 тысяч ), эти художества древних мастеров не отшлифовала вода, которая и камень точит.

С погодой нам не повезло, а жаль!

Говорят, что лучше всего выбитые в камне фигуры видны, когда их освещают косые лучи восходящего или заходящего солнца. Сегодня пасмурно, но, тем не менее, хорошо видна знаменитая "триада"— это "бес" (распластанная фигура, похожая на человека), сом (налим) и выдра (ящерица).

Еще отчетливо видны фигурки лебедей, животных, рыб, людей и какие-то непонятные знаки.

Меня особенно поразил «бес» — огромный, двухметровый, загадочный! Казалось, он только вышел из воды или собирался в нее погрузиться.

Жаль, что современный человек не может взглянуть на загадочные рисунки глазами своих далеких предков и разгадать их смысл и содержание. Но, что бы это ни было — порождение фантазии древних людей или реальные персонажи из их жизни, все эти изображения «каменной книги» однозначно стали бессмертными для многих поколений. Люди, близкие по духу к природе, тонко чувствуют такие места и называют их «местами силы», где особенно остро ощущается какой-то эмоциональный подъем и появляется желание попросить высшие силы о чем-то своем, сокровенном. Ну, а не очень впечатлительный или скептик пройдет мимо — подумаешь, нацарапали что-то на скалах.

Я себя к таким не отношу. Место — волшебное!

Вдоволь налюбовавшись искусством древних и сделав много фотографий, мы решили вернуться обратно к реке, а остальная группа ушла дальше, на мыс Пери Нос.

У реки, в своем жилище, нас ждал Антон с заваренным чаем и своим котом по имени Бакс.

Интересным человеком оказался наш проводник — одно время жил отшельником в лесу, искал смысл жизни и свое предназначение, даже в монастырь хотел уйти. Но от своей судьбы не уйдешь. Побыв наедине с природой, понял, что смысл человеческой жизни в ее продолжении — в делах, в детях, в любви. Вернулся к людям, создал семью и начал заниматься любимым делом, то есть приобщать к природе таких как мы, детей каменных джунглей. Мы плыли на лодке и за разговорами не заметили, как добрались обратно.

Поблагодарили за все и Антона, и хозяйку гостиницы, пожелали им дальнейшего процветания и двинулись дальше, в направлении Андом-горы, которая находится на юго-восточном берегу Онежского озера, недалеко от г. Вытегра.

В официальных изданиях и путеводителях говорится, что:
«Андом-гора, этот геологический природный памятник, одно из уникальнейших мест не только земли Вытегорской, но, пожалуй, всего Онежского региона. Здесь проходит водораздел трёх бассейнов - Атлантического, Северного Ледовитого и Каспийского. Возраст пород на срезе обрыва, высота которого около 60-ти метров, достигает 360-420 млн. лет. На сегодня известно только два места на Земле, где можно наблюдать обнажения пород данного геологического периода — Андом-гора и небольшое местечко в графстве Девоншир в Англии. А красота побережья и потрясающий вид на бескрайние просторы Онежского озера просто захватывают дух!»

Ну, мы, в принципе, за этим и едем!

В районе деревни Ольково чуть было не заблудились, но вовремя развернулись возле какого-то поля. Ну, поле и поле, зеленое… ничего особенного, куда идти — не знаем. Недалеко стоит одинокий монумент под указателем «Аллея памяти».

Видим колею — значит, куда-то ведет, по ней и пошли. И, о чудо!

Перед нами с высоты крутого обрыва открылся удивительно-завораживающий вид на бескрайнее Онежское озеро и мыс, поросший еловым лесом, вдающийся в речную гладь. Официальные издания не обманули!

Пасмурное небо не дало нам возможности полюбоваться этим пейзажем в солнечных красках, но и при такой погоде вид был потрясающий.

При возможности подъехать к этому месту с берега, можно было бы наблюдать геологический разрез обнаженных в обрыве разноцветных пород — красные, бурые, желтые… Но у нас такой возможности не было, зато — нам сверху видно было все!

И это было незабываемо! Недаром это место считается самым красивом на Онежском побережье. Как хорошо, что Слава (ВЕКША) в последний момент включил его в наш маршрут. На таком эмоциональном подъеме мы сделали семейное, простите, групповое фото и, как оказалось — вовремя.

Через несколько минут влупил такой дождь, что мы еле успели собрать свою фототехнику и добежать до машины.

А оговорилась я не случайно, потому что к концу путешествия наша компания стала дружным и веселым коллективом, практически одной семьей.

Но это так, лирическое отступление.

А мы едем дальше.

Проезжая Вытегру, решили заехать в один из самых оригинальных музеев Вологодской области — музей на базе настоящей подводной лодки Б-440, максимально сохраненной в боевой укомплектованности всеми системами и механизмами и даже с манекенами членов экипажа и обустроенными каютами.

Экскурсию брать не стали, решили побродить по лодке сами в свое удовольствие.

И вот, что мы увидели. Подводная лодка представлена несколькими отсеками.

В первом — приборы управления торпедными аппаратами и рулями, торпедопогрузочное устройство и стеллажи для торпед.

Во втором — каюты и рубка гидроакустиков. Далее — главный командный пункт, перископ и штурманская рубка. В четвертом отсеке представлен быт подводников — рубка связи, каюта механика, помещение камбуза (от которого я была в шоке — так мало места отводится там для повара!). Следующие отсеки рассказывают об устройстве подводной лодки, оборудовании и экипировке.

Но самое главное — у нас была возможность через люк подняться на самый верх (кажется, это называется «капитанский мостик») и взглянуть свысока на речные просторы.

Правда, такое счастье выпало не всем… )))

Ну, что я могу сказать — есть у меня друзья, моряки-подводники, с этого дня я стала уважать их еще больше! Потому что жить месяцами в замкнутом пространстве, без солнечного света и свежего воздуха, да еще знать, как крутятся и поворачиваются все эти винтики, болтики, задвижки — это дорогого стоит!

Но день близится к вечеру, а у нас еще в планах фрески Дионисия посмотреть в Ферапонтовом монастыре. Но, увы! Или мы слишком долго ехали, или монастырь слишком рано закрыли, но — не сложилось…

Как утешение — любовались красивым закатом над озером и дышали свежим воздухом. Утешение оказалось неслабым. )))

Так как утро вечера всегда мудренее, место ночлега выбрали неподалеку на базе отдыха «Рыбацкое подворье», чтобы с утра пораньше наверстать упущенное.

В нашем распоряжении был целый двухэтажный дом, достоинства и недостатки которого мы оценили каждый по-своему.

День восьмой

Как все-таки здорово просыпаться не от будильника, а от тишины и приятного сна!

И вдыхать этот «вкусный» воздух…

День с утра выдался солнечным. Наверное, для того, чтобы оставить в нашей памяти только приятные и теплые воспоминания о нашем путешествии, которое, увы, подходит к концу… Хотелось объять необъятное и успеть посмотреть еще многое в этот последний день нашего путешествия. Поэтому на скорую руку попили чая с какими-то вкусными плюшками с мясом, и двинулись в путь.

Горицкий монастырь — женский. И судьба его, как и судьба женщин, попавших в него не по своей воле, очень и очень печальна.

Немного истории.

Его основала родственница Ивана Грозного княгиня Евфросинья Старицкая, а потом же стала его узницей. В этот монастырь Грозный ссылал своих временных и законных спутниц (ох уж, эти мужчины…).
Говорят, что в этом монастыре в одной из келий с полностью заколоченными окнами находилась несостоявшаяся невеста Петра II, княжна Екатерина Долгорукая.

Разные времена пережил монастырь — и царские гонения, и царские милости.

Император Александр I подарил монастырю новые земли и гору Маура. Здесь протекала высокая духовная жизнь, царило благополучие. Имели своё хозяйство, свои стада, свои масло, молоко и сыр. А еще ледниковые погреба, огромную хлебопекарню. Даже своя пристань на реке Шексне. Монастырь утопал в цветах.

Но в 1932 году его закрыли. Всё порушили, над всем надругались. Сейчас монастырь пытаются возродить на средства местных деревенских жителей. Олигархи в этой деревне дач не имеют. Значит, будут восстанавливать ещё много-много-много лет… К сожалению…

Полюбовавшись на озеро у монастыря

и на воробьев, сидящих на проводах,

мы поехали дальше, на гору Маура.

Воистину — как прекрасен этот мир!

Оставили машину на площадке и через густой еловый лес с муравейниками по узкой тропинке вышли на большую поляну, где рядом с огромными соснами чувствуешь себя букашкой.

Еще несколько минут ходьбы через лес по широкой, идущей вверх тропе с выступающими кореньями — и мы на возвышенности, где, как в сказке, деревья передо мной расступились, и я увидела небольшую деревянную часовню с куполом.

В голове зазвучала песня — «у леса на опушке жила зима в избушке».

Но на часовне надпись, которая гласит: «Часовня во имя Преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских (чудотворцев) воздвигнута на горе Маура, откуда открылось им место, указанное Пречистой Богородицей Преподобному Кириллу…».

На маленькой звоннице висит колокол с отлитыми на нем образами Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца, в который можно позвонить, поднявшись на второй этаж.

Рядом с часовней стоит крест и лежит загадочный, огромный камень с отпечатком человеческой ступни, по народному преданию — след ноги преподобного Кирилла.

Существует поверье, что если встать босой ногой в этот след, то сбываются самые сокровенные желания (конечно, если еще что-нибудь для этого делать).

Гора Маура, вообще, полна загадок. Считается, что эта возвышенность в центре Вологодской области — мощное энергоактивное место. Многие люди отмечают необычный прилив сил от посещения этого места и созерцания окрестностей. А другие идут за помощью… Может быть, поэтому двери в часовню всегда открыты, внутри на полочках стоят иконки разного размера, а в щелях между бревнами виднеются аккуратно сложенные записочки с просьбами (а может с благодарностями) к Высшим небесным силам.

Я тоже мысленно поблагодарила Всевышнего за все, что имею в своей жизни, еще раз вдохнула кристально-чистого лесного воздуха, полюбовалась на сосны и побежала догонять своих спутников.

Ведь нас ждали фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре.

Когда подъехали к монастырю, я заметила, что утренний пейзаж красив не менее, чем вечерний. До сих пор в глазах стоит эта картина — зеленая возвышенность, сосны, озеро, голубое небо и белый монастырь. Чудо какое-то!

Но настоящее чудо было внутри, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, где в полном объеме представлены фрески великого русского иконописца Дионисия и его сыновей.

Фрески настолько невероятно и ненавязчиво красивы, что их невозможно рассматривать по фрагментам. Они окружают тебя со всех сторон нежными красками и, кажется, парят в воздухе вокруг тебя. Очень помогает вникнуть в атмосферу происходящего фильм об истории реставрации и восстановления этого культурного наследия России, который показывают перед экскурсией. Недаром фрески Ферапонтова монастыря занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и находятся под охраной государства. Тут есть что охранять. Фотографировать нам запретили, пришлось все увиденное сохранить в памяти (хотелось бы надолго).

Я осталась под большим впечатлением от работы реставраторов, которые по крупицам восстанавливали всю эту красоту. В музее рядом с храмом — документальное подтверждение всех проводимых работ, экспертиз, анализов и исследований пыли, красок, микроорганизмов и много всего другого, очень интересного. И все для того, чтобы восстановить и сохранить эту красоту для потомков! Впечатляет!

На память увожу схему росписи собора со всеми перечисленными фресками, которую подарили в музее. Мелочь, а приятно…

Далее по курсу — Кирилло-Белозерский мужской монастырь.

Уже на подъезде к городу видны величественные стены и башни самого большого Российского монастыря. Его площадь около 12 га. На этом пространстве расположен целый каменный город, почти в нетронутом виде сохранившийся со времен Московской Руси. Одних только архитектурных памятников насчитала 11 штук, а еще 12 церквей, плюс жилые и хозяйственные постройки.

Мы разбрелись по территории в поисках положительных эмоций и интересных фотокадров. Гуляя по монастырю, я подумала — как хорошо, что все это обилие средневековых построек лежит вдали от шумных городских центров и оживленных магистралей.

Правда, чувства уединения, святости и покоя, как в остальных монастырях, здесь не ощущается совсем. Все потому, что в стенах монастыря уже давно создан историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Здесь царит цивилизация, ходят толпы туристов, в основном иностранных, играет музыка, проходит медовая ярмарка.

В общем, процветает туризм. Наверное, это правильно, надо ведь городу как-то жить!

Но… Монастырская благодать и умиротворение мне больше по душе.

Следующий пункт назначения — Вологда, один из самых древних городов России, ровесница Москвы.

В наших планах посмотреть Вологодский Кремль и погулять в центре города.

Я почему-то представляла себе Вологду городом поменьше и попроще, с домами, «где резной палисад…». Поэтому была в полном восторге, увидев не просто Кремль, а целый Кремлевский комплекс, включающий в себя церковь, два собора, колокольню, корпуса, башни, и все это в окружении высоких крепостных стен.

В первую очередь привлекает к себе внимание Софийский собор своей сдержанной, величавой красотой и монументальностью.

Белоснежный, с серебристыми куполами, он, конечно же, является главной фигурой всего комплекса. Построен он был еще во времена Ивана Грозного по образцу и подобию московского Успенского собора, но, конечно, не является его копией. Интересна история его строительства.

Летописи свидетельствуют, что царь Иван Грозный придавал большое значение постройке собора, поэтому строителям разрешалось пользоваться «каменным запасом», который с большим трудом был заготовлен для постройки стен города и городских зданий. Кладку собора нередко вели под тщательным наблюдением самого царя — то, что успевали выстроить за день, на ночь прикрывали от холода «лубьем и другими орудиями». Когда собор был почти закончен, Грозный, согласно преданию, стал осматривать его внутри, и в это время что-то оторвалось от свода и упало на голову государю. Разгневанный царь приказал ломать храм, но позже, уступая усиленным просьбам окружающих, отменил приказ.

То ли это происшествие, то ли нападение крымского хана на Москву, случившееся в это же время, побудило царя покинуть Вологду и вернуться в столицу. С отъездом царя все начатое при нем строительство прекратилось. К тому времени Софийский собор был готов, только не имел ни отделки, ни внутреннего убранства.

Таким он и простоял долгих 17 лет, и лишь при царе Федоре Иоанновиче был достроен.

Соборная колокольня когда-то уступала нынешней по высоте и была выполнена в русском стиле. Но со временем была переделана под готический стиль и стала более величественной и высокой (78,5 метров), чем и вызывает восхищение окружающих, и мое в том числе!

Поэтому, когда решили подняться на обзорную площадку, сомнений у меня не возникло — интересно же! И я, почти легко и непринужденно, поднялась по круговой деревянной лестнице на самый верх,

но как только вышла на узкую площадку…

До этого момента я была о себе лучшего мнения … Да-а…, как оказалось, давно я не была на высоте… да и не нужна она была мне вовсе… и чего меня сюда занесло… в общем, не люблю я ее, высоту эту… (такие мысли у меня пронеслись в голове). Но, как только я подняла глаза и посмотрела вокруг — не пожалела, что пошла на этот «подвиг». Весь город — как на ладони во всем своем великолепии!

Кремлевский комплекс создавался в течении нескольких столетий, поэтому постройки сильно отличаются между собой по внешнему виду. Но это не мешает ему быть привлекательным и интересным для туристов и посетителей. Чувствуется, что это красивое и живописное место — предмет особой гордости для воложан. Не случайно именно оно выбрано у них для проведения самого важного события в жизни человека — свадьбы. В этот день пять или шесть семей отмечали свое торжество на кремлевской площади, а мы имели возможность полюбоваться на эту красоту.

Прошлись по парку и набережной … Пообедали в кафе вкусными шашлыками и не менее вкусными блинами (можно сказать «блинищами», если говорить о размере), отдохнули, попили кофе…

И снова в путь! До свиданья, Вологда!

Впереди — Ярославль!

Планировали буквально пробежаться и сделать фотки центра города, так как время на обратную дорогу оставалось все меньше, но город буквально зацепил…

Спокойный, уютный, с красивым парком, где хочется гулять по набережной и любоваться видом на Стрелку — мыс, где встречаются две реки, Волга и Которосль. В тени раскидистых деревьев слушать поющие фонтаны, обязательно загадать желание и кинуть монетку у Святой Троицы, и, может быть, даже покататься на роликах по широким парковым аллеям.

А ведь столько еще интересного и познавательного есть в этом славном городе с 1000‑летней историей!

Успенский кафедральный собор, Спасский монастырь, театр Волкова, храм Архангела Михаила, музей и многое, многое другое…

Центр города — не обычный центр, а исторический, который, как выяснилось, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. По преданию, Ярослав Мудрый заложил город в Ильин день, в честь которого была названа первая церковь города. Нынешняя церковь Ильи Пророка стоит недалеко от той, первой, древней, Ильинско-Тихоновской.

В общем, смотреть есть что, и не «набегом», а основательно, с душой! Ведь недаром Ярославль традиционно считается одним из основных городов Золотого кольца России.

А потому было принято решение приехать сюда отдельным путешествием выходного дня, чтобы насладиться всем его великолепием.

Ну, вот и все… Уже вечереет… Впереди Москва

Хорошо, что есть на свете это счастье — путь домой! Я, уставшая и отдохнувшая одновременно, довольная и счастливая от всего увиденного и пережитого, пытаюсь немного вздремнуть под шум дороги. Не получается, эмоции переполняют… Такой интересной и насыщенной событиями недели в моей жизни еще не было! И я мысленно благодарю Всевышнего! А еще этих ребят — Славу (ВЕКША), который внимательно вглядываясь в дорогу, мчит нас на своей «ласточке» домой и Олега, этот мозговой центр нашего путешествия, благодаря которому мы увидели столько всего интересного.

Ведь они исполнили мою мечту — подарили мне Карелию!

Голубое небо в озеро упало,
Облаками белыми утонуло в нем.
Рано утром солнце мир поцеловало,
И за купол храма зацепилось днем.

Облака качнутся, тишину нарушат,
Мелкой рябью ветер трепетно вздохнет.
И пейзаж с натуры мне полезет в душу,
Тихо напевая медленный фокстрот.

Лес охапкой сосен приоткроет дверцу
И дорога лентой уведет меня.
Здесь дала ты повод сердцем отогреться,