|
И вновь всем доброго времени суток!
С момента нашей с мужем первой пробной вылазки в места не сильно отдаленные, а именно в Приморск—Выборг—Приозерск, прошло не так много времени, но мысли о новом путешествии и грядущем отпуске уже будоражили воображение. Изначально планировался маршрут в прямо противоположном направлении, но из-за ряда обстоятельств было принято решение, что в этот раз отправимся к теплым морям, а Север нас еще немножко подождет.
Настал долгожданный пятничный вечер — здравствуй, отпуск! Вещи заблаговременно сложены в багажник, маршруты намечены, карты закачены, права, паспорта — всё, как обычно… Вечер пятницы плавно перешел в ночь: спать, вроде, и надо, но из-за чувства предстоящих приключений организм спать наотрез отказывался…
…будильник! О, значит, мы-таки смогли уснуть. 4-5 часов сна перед дальней дорогой очень даже ничего, бывает и меньше. Чай-кофе, финальные сборы по мелочи (документы, ключи, телефоны), отправления сообщений родственникам, что «Выезжаем!».
Покатили!
Суббота, 6 утра, южная часть МКАДа идет довольно плотно, поворот на М-4. «Дон». Приближаются платные участки, к ним умеренные очереди (постояли минут 5). С нашей стороны приближается заправка «Лукойл», в принципе, полбака есть, но зачем-то решаем заправиться. Поворачиваем по указателю, а там…
Простояли в этой очереди почти час, на все колонки и такое количество машин одна (!!!) кассирша. Чтоб не терять время совсем даром, в этой пробке решили и позавтракать. Хвост только за нами накопился машин в пять-шесть… Забегая вперед, скажу, что и на других заправках «Лукойла» был аншлаг, но очереди двигались живее, а, когда мы возвращались домой, машин в сторону Москвы было немного, одна-две на колонку, хотя «в область» сохранялась прежняя ситуация. Как так вышло? Снова «всё для людей» и нежелание оборудовать хотя бы одно дополнительное место для кассирши с небольшой зарплатой при несопоставимом с ней увеличении доходов от выручки? Пока ехали с такими рассуждениями, приблизился второй участок оплаты. Ползли. Затем и вовсе встали. Сначала не поняли причину, но скоро увидели, что впереди стоящие машины перестраиваются в соседние ряды. Картина прояснилась: мелкое, обидное ДТП — кто-то «боднул» впередистоящего. Миновав пункт сбора дани, движемся дальше, машина так и просит 120-130 км/ч, но пока нельзя, новые ограничения еще не ввели, хотя разговоры об этом ведутся вовсю. Ну и ладно, зато плавно и комфортно едем.
На указателях замелькал Воронеж. Во времена, когда я училась в школе, и мы с родителями путешествовали в теплые края, этот город запомнился своими дождями. Один раз ливень с градом были такими, что вынудили водителей пережидать их на обочине. В этом плане погода снова «не подвела»: сначала мелкий, а потом и весьма ощутимый неприятный дождь стал диктовать свои условия водителям. Скорость упала — видимость заметно ухудшилась. В дополнение к этому, пробки, вызванные ремонтом дорог и вытекающим из этого сужением полос, прям-таки «одна за всех и все…» и все туда. Потеряли часа три. В городе идет полным ходом строительство одной развязки, которая в навигаторах была уже как сданная дорога, из-за этого чуть поплутали до ближайшего перекрестка и ушли после разворота на нём в нужном направлении.
Выехали из Воронежа, морально стало легче: еще немного и граница, ее пересечь, а там и гостиница не за горами. Несомненно, понятие «немного» у каждого своё, но нам именно так казалось.
Через некоторое время снова встали, в этот раз на железнодорожном переезде рядом с городом Лиски. Тут произошел небольшой случай, приподнявший настроение. Перед нами стоял кто-то на 9-ке с местными номерами. Ждали весьма долго, водителем оказался парень, который вышел и стал протирать окна и зеркала своей машины. «Ну, — думаю, — и нам тоже не помешало бы придать машинке более чистый вид, выйду, заодно и ноги разомну». Не успела начать протирать зеркало, как парень, увидев это, спросил:
— Что, дурной пример заразителен?
— Почему дурной, очень даже хороший!
Немного разговорились, спросил, не в Крым ли мы, угадал. И сообщил, что впереди будет яр с плохой дорогой. Если бы не этот человек, ползли бы мы по яру меж канавами долго, но он держал скорость около 60-70 км/ч и вовремя показывал поворотниками, в какую сторону предстоит свернуть, сразу видно, что не первый раз там проезжает. Если Вы это читаете — повторно говорим «спасибо!», хотя на развилке, где было «вам — направо, нам — налево», мы прощально с благодарностью чуть бибикнули.
А дальше хочется сказать спасибо форумчанам, в отчетах которых мы узнали о заправке «Роснефть-подсолнух» с неплохим бензином, располагающейся за Россошью. Там и заправились, т.к. дальше заправки мелкие и доверия не вызывающие вплоть до некоторых городов Украины.
Вечереет. По московскому времени примерно половина 8-го. Добрались к границе. У приветливой девушки рядом с пограничным шлагбаумом приобретаем грин-карту на 2 недели и начинаем покидать нашу территорию за поселком Новобелая. На всё про всё ушло где-то полчаса, шустро сработали что наши, что украинские пограничники и таможенники. При выезде из нашей страны на таможне попросили открыть двери, бардачок и багажник машины (на обратном пути еще приоткрыть два чемодана), на стороне встречающей не смотрели вообще ничего.
Мы на Украине! Не верится. Первый раз своим ходом пересекли границу. Радуемся, едем не спеша, смотря по сторонам, а в особенности в одну сторону — на дорогу. Здесь впервые вспомнили с юмором наших друзей, которые отправились в Крым недели на полторы раньше, и в сообщении на наш вопрос о прохождении границы и состоянию дорог кратко ответили «граница нормально, дороги отличные». Решили, что последнее слово они забыли поставить в кавычки. Узковатая дорога по одной полосе темного, в меру старого асфальта в каждую сторону с периодически попадающимися глубокими дырами, разметка отсутствует, осветительные столбы и подавно — вместо них какие-то нависающие на дорогу заросли небольших деревьев. Всё бы ничего, но глаза за день подустали, сумерки, асфальт темный, от деревьев дополнительная темень, скорость несколько снизилась, но внимание возросло, смотрим в четыре глаза. В отдалении виднеются небольшие поселки на фоне белых каменистых гор (скорее, даже, холмов), местность ничем не примечательна, всё похоже на наши деревушки.
Скоро совсем стемнело, мы подобрались к Старобельску, где была запланирована ночевка в гостинице. Снова начал накрапывать дождик, затем и вовсе разыгралась гроза, да с такими молниями, что можно было ехать почти как днем. Свет от молний иногда неплохо помогал: по местным ПДД не обязательно ездить в светлое время суток с включенным светом фар, но некоторые индивидуумы умудрялись так ездить и ночью, а во время такой «подсветки» их было проще заметить.
Вообще, мне кажется, следует отметить отдельным пунктом правила хорошего тона (и чаще их отсутствие) у попадавшихся нам местных водителей. Акцент именно на «попадавшихся нам», т.к. очень надеемся, что подавляющее большинство водителей Украины более воспитанно и вежливо, а лишь нам так «повезло». Самая большая проблема была у водителей, которых встречали, это неумение/нежелание говорить аварийкой «спасибо», а также (для водителей большегрузов) показ поворотником возможности обгона. Безусловно, встречались те, кто это делал, но они скорее были приятным исключением. При езде в темное время суток фары переключали с дальнего света на ближний примерно половина водителей из встретившихся. Не буду спорить, что иногда рука устает щелкать свет туда-сюда на протяжении часа и более при движении по трассе, но разве безопасность того не стоит? Днем, конечно, тоже машину лучше видно, когда она едет хотя бы с «габаритами», но, как говорится, нечего тут лезть со своим самоваром. Зато было легко отличать, местный едет навстречу или кто-то наш: наши-то все шли с включенным светом…
Но я отвлеклась. Старобельск. Под ливень приехали в город, легко нашли гостиницу (напротив нее здание почты), захватили минимальный набор необходимого с собой и заселились в номер, предварительно забронированный до начала поездки. На наш неприхотливый взгляд, гостиница, чтобы перекантоваться и продолжать путь посвежевшими и отдохнувшими, оказалась очень даже подходящей.
Пробег за минувший день составил порядка 850 км. А сегодня предстояло пройти вполовину меньше. Никто никуда не спешил, выспались и часов в 9 отправились покорять вторую часть нашего пути. Не очень далеко отъехав от Старобельска, вспомнили слова друзей о дорогах второй раз. Впоследствии вспоминали еще раз и еще…
В районе Лисичанска с дорогами местами тоже беда (их мы запечатлели на фотоаппарат, когда уже возвращались этой дорогой из путешествия):
Маршрут до города, который ошибочно, но упорно ассоциируется у меня с известными многим Братьями Пилотами — Шефом и Коллегой, проходил через Донецк, где нами был замечен обновленный железнодорожный вокзал, ставший похожим темными зеркальными стеклами-стенами на комплекс Москва-сити. Как выяснилось, его обновили в 2012 году к футбольному чемпионату, проводившемуся в Украине. Город проскочили на зеленый свет и сфотографировать вокзал, к сожалению, не успели. (А Шеф и Коллега на самом деле действовали в Бердичеве.)
Любознательные ушастые-хвостатые создания окрестностях Донецка
Между тем, едем уже весьма долго, и не мешало бы подыскать заправку, чтобы, в случае неудачи, слегка разбавить хороший бензин, а не лить в почти пустой бак что попало. Одной из ближайших заправок оказалась местная сеть Parallel.ua, где заправлялось несколько машин. Решили опробовать. Машинка была довольна. В дальнейшем заправлялись в сети этих заправок и более известного бренда Shell (Лукойл попадался редко и, как правило, тогда, когда бак был почти полон). Очень много липовых АЗС, косящих под привычные нам, скажем, Лукойл и ТНК. Будьте внимательны! Название «Лукойл» изменено на похожее, цвета заправочной станции стандартные бело-красные. С ТНК поступают оригинальнее: стенд с ценами установлен ТНК-шный, однако первая буква выбита, и получается безымянная «Нефтяная Компания». Специально смотрели по навигаторам, когда увидели первый раз, не случайно ли выбита буква, но никаких настоящих АЗС ТНК поблизости навигаторы не выдавали — значит, липовые!
Но что говорить о дорогах и заправках, когда на горизонте мо-о-оре-е-е!
Бердянск! Скорее ставить машину на стоянку, брать вещи, оформляться в гостинице (одноименной городу) и бегом к морю отдыхать.
Пока мы принимаем солнечные и морские ванны, позволю себе отступление и расскажу, почему выбор пал на Бердянск. И на Коктебель. Когда маршрут поездки был в стадии разработки, в основу была положена идея о пребывании в нескольких местах. Для нас оптимально было совершить две больших стоянки: не слишком много времени отведется дороге, и при этом — определенное разнообразие, будет время для отдыха. Далее задумались о выборе этих двух точек маршрута. Муж давно хотел когда-нибудь снова посетить Бердянск и окрестности, вспомнить, где бывал в детстве, а я хотела просто на теплое море. Тут-то картина и начала складываться: первая (и более близкая) точка на пути — Бердянск, а вторая… Вторая была выбрана на основании пусть и многолетних, но очень добрых воспоминаний родственников о Крыме, в частности — Коктебеле. Вот и разнообразие — два моря за две недели. Но т.к. Бердянск всё же город, а хотелось побыть от них подальше, то ему мы отвели два полных дня посещения, а всё остальное время решили отдать Коктебелю, о чем и не пожалели.
Каким мы увидели Бердянск? Весьма уютный простой город умеренных размеров, люди — разные, как и везде. Запомнился постоянный ветер на улицах.
«Бычок-кормилец» собирает огромные очереди желающих посидеть на его хвосте
Но что-то в нем есть такое, чем он приманивает людей из разных стран мира, хоть и кажется простым на первый взгляд: кроме жителей городов Украины и наших соотечественников, были замечены представители дальних стран. Когда возвращались с моря, видели у площади фургончик с номерами из Евросоюза. Присмотрелись внимательнее — Ирландия!
А с одним из представителей дальнего зарубежья удалось обменяться парой фраз в лифте гостиницы. Запримечен этот человек в летах был в кафе на первом этаже во время нашего ужина, сидел с ноутбуком, что-то стучал по клавиатуре. И первая мысль, когда его увидели — издалека, что-то неуловимое его выдавало. Он засиделся в своих мыслях, мы — со своими разговорами, кафе закрывалось на ночь, и нас троих попросили расходиться по номерам. Поднимались вместе в лифте, где и узнали, что этот мужчина из… Сан-Франциско! Хотелось, конечно, поговорить с ним побольше, расспросить, что привело его именно в этот город, но двери лифта открылись, и он вышел раньше, чем мы успели еще что-то произнести, сказав с улыбкой на прощание: «Goodnight!» Что ж, и вправду пора «гуднайт», ведь завтра — в Крым.
Дорога до Крыма (да и в нём самом) была во многом лучше той, по которой мы ехали пару дней назад, хотя это вовсе не означало, что можно было ослабить внимание на качество дорожного покрытия, — ямы, перекосы, внезапно снятый асфальт (без предупреждающих знаков) иногда попадались. Поэтому — бдительность превыше всего! На трассе Е105 в Херсонской области первый раз увидели засаду ДАИ в кустах, поймавших спешащего на отдых представителя 197-го региона, который незадолго до этого обогнал и нас. Кстати, мы руководствовались правилом «тише едешь — дальше будешь», и за всё пребывание на территории Украины ни разу не были остановлены сотрудниками ДАИ.
До Крыма осталось чуть-чуть, но какая-то белая пустыня виднеется в сторону от дороги. Как мы могли пропустить это место? Ненадолго останавливаемся, смотрим. Несколько машин тоже остановились, люди отдыхают, смотрят на необычный пейзаж и что-то собирают… Соль!
Это — Сиваш. Другие названия: Гнилое море, Сивашское озеро. Уже по возвращению домой нашли информацию в интернете:
Сиваш — «мелководная система, состоящая из небольших заливов в Азовском море, между Арабаткой и берегами полуострова Крым. Благодаря подвижному и мягкому грунту Азовского моря, этот залив, который в прошлом был глубоким, постепенно засорялся наносами. В результате под воздействием морских прибоев была нагромождена масса отмелей и кос, которые теперь называют пересыпями.
…воды в Сиваше очень мало. Самая большая глубина, которую здесь пока можно встретить — три метра, а средняя равняется 70 сантиметров.
Сама система лимана Сиваш являет собой переплетение между собой в нечто одно суши и воды. Здесь есть и маленькие островки, и полуострова, и мысы. Все эти чудеса природы переплетаются с солнечно желтыми плесами, проливами и разной величины заливами. Система затоки Сиваш занимает более десяти тысяч квадратных километров, а на долю воды приходится более четверти площади».
Посмотрели, размялись и дальше в путь. Хотелось, конечно, устроить небольшую фотосессию, но ее решили оставить на обратную дорогу, заранее выделив на это время.
Не успели сесть в машину и проехать совсем немного, как снова остановка: стела Крым!
Без приключений добрались до Коктебеля, который встретил нас аркой с забавной надписью. Приношу извинения за качество — снято из машины через стекло на ходу:
Правда, за пару дней до нашего отъезда буквы начали демонтировать. В результате, покидали мы уже не Страну Коньяков, а Страну Коктебель.
Немного об отдыхе непосредственно в Коктебеле. Небольшой поселок, расположенный в бухте и окруженный небольшими живописными горами. Больше всего жизни в нем можете почувствовать вечером, идя по освещенной фонарями набережной в шуме людей и доносящихся звуках музыки из многочисленных ресторанов и кафе. Но стоит спуститься от набережной на каменистый пляж — как суета исчезает, остается где-то за спиной, и можно сидеть, мечтать, смотреть на море... В общем, отдыхать.
Спокойный отдых — несомненно, хорошо. Но, с нашей точки зрения, — в разумных количествах. Поэтому на месте нам особо не сиделось, и мы принялись выполнять наш план «Перехват».
План:
1) Посетить Генуэзскую крепость в Судаке;
2) Пройти тропами Карадагского заповедника;
3) Проскакать верхом по лесам и горам Крыма;
4) Погулять по Ханскому дворцу в Бахчисарае;
5) Побывать в Севастополе, в частности, посмотреть Херсонес;
6) Полюбоваться на «Ласточкино гнездо» в Гаспре;
7) Осмотреть дом-музей М.Волошина.
Забегая вперед, скажу, что все пункты были выполнены, объявлю «рекламную паузу» и предоставлю слово фотографиям с краткими информативными (и не очень) сводками.
Генуэзская крепость
Крепость располагается в Судаке, до которого от Коктебели всего 30 км. До города добрались быстро, а чтобы попасть в крепость пришлось подождать: в новостях по Крыму было объявлено штормовое предупреждение и локальные грозы, под одну из них мы и попали.
Переждав в машине непогоду, отправились к крепости. Из-за прошедшей грозы температура чуть снизилась, появился бодрящий ветер, а в небе летали темные тучи — всё это словно подчеркивало былую мощь и величие Генуэзской крепости, хотя и сейчас она выглядит не менее внушительно.
«Генуэзская крепость — крепость в городе Судаке (Крым, Украина), построенная генуэзцами в период с 1371 по 1469 годы, как опорный пункт своей колонии Солдайя (итал. Soldaia).
Крепость располагается на Крепостной горе (высота 157 м), которая также именуется Дженевез-Кая (крымскотат. Cenevez Qaya — «генуэзская скала»). По своему происхождению гора является древним окаменевшим коралловым рифом и представляет собой пологий с севера и обрывистый с юга конусообразный массив, который вдается в Судакскую бухту Чёрного моря мысом Кыз-Кулле-Бурун (крымскотат. Qız Qulle Burun — «мыс девичьей башни»). Площадь крепости почти 30 гектаров.
По легенде, записанной в позднем источнике «Судакском синаксаре», крепость была построена в 212 году аланами, однако никаких археологических подтверждений этой дате до сегодняшнего дня не обнаружено. В связи с этим многие ученые датируют её возведение концом VII века и связывают его с хазарами или византийцами. Крепостью, кроме хазар, византийцев и генуэзцев, владели также половцы (XI—XIII вв.), золотоордынцы (XIII—XIV вв.) и турки (XV—XVIII вв)».
Карадагский заповедник
Экскурсия по Карадагу состояла из двух частей: морской и пешеходной. Сначала на катере обошли по морю территорию заповедника, любуясь красотами Крыма, в том числе одним из его символов — Золотыми воротами. Причалили и отправились на небольшую лекцию в музей при заповеднике. Лекция хоть и небольшая, но познавательная. После началось самое интересное — нас разделили на группы человек по 8-10 и в сопровождении сотрудника заповедника (а по совместительству — гида) отправились в семикилометровый маршрут по горам. На подъем и спуск с периодическими остановками для отдыха наша группа затратила около 5-6 часов. Вернулись в Коктебель к вечеру без сил, но с улыбками на лицах, а перед глазами вставали, сменяя друг друга, увиденные панорамы моря, гор, холмов, снова гор, снова моря…
«Карадаг — уникальный геологический объект, единственный в Европе древний потухший вулкан, сохранивший до настоящего времени следы, как самого процесса извержения, так и последующих процессов выветривания
В 1979 г. на базе Карадагской биологической станции (с 1963 г. — Карадагский филиал Института биологии южных морей АН УССР) был создан Карадагский заповедник. Он расположен в юго-восточной части Крыма вблизи г. Феодосии между поселками
Коктебель, Щебетовка и Курортное и занимает горную группу Карадаг (наивысшая точка — г. Святая, 576 м над уровнем моря). Площадь заповедника — 2874,2 га, в том числе 809,1 га — акватория Черного моря. Территория заповедника была зоной активной вулканической деятельности в юрский период — 120-150 млн лет назад. Рядом с вулканическими образованиями (хребты Карагач, Хоба-Тепе, Магнитный, Кок-Кая, г. Святая) соседствуют остатки древних рифовых массивов (хребет Сюрю-Кая, г. Балалы-Кая, г. Легенер). Визитной карточкой Карадага является скала-остров Золотые ворота».
Верхом по Крыму
«Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним…» Почти так оно и вышло, даже олень присутствовал. Точнее — олененок: работники конюшни подобрали его больным в лесу и выходили. Порадовались лишний раз не только природе и прекрасным животным, но и добрым людским качествам.
Первая половина плана была выполнена, оставалась вторая и дом-музей, который решено было оставить на последний день пребывания в Коктебели, т.к. до него можно было дойти пешком от отеля за 15 минут. Но самочувствие часто вносит свои коррективы: из-за потерянного по этой причине времени (пара суток) решено было постараться уместить Бахчисарай, Севастополь и Гаспру в один день. А это 400 с небольшим километров одних только дорог… Сказано — сделано! Да еще и с дополнительным заездом в магазин от завода местных вин по просьбе родственников.
Бахчисарай, Ханский дворец
Первая точка на нашем сегодняшнем маршруте. Как хорошо гулять в прохладной тени деревьев по красивому дворцу, утопающему в розах и зелени!
«Ханский дворец в Бахчисарае (крымскотат. Han Saray, Бахчисарайский дворец) — бывшая резиденция крымских ханов. Памятник истории и культуры общемирового значения, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Территория дворцового комплекса занимает 4,3 гектара. Ранее площадь дворцового комплекса составляла 18 гектаров.
Строительство дворца началось в начале XVI века во время правления хана Сахиба I Герая. Вместе со строительством дворца началось строительство самого Бахчисарая.
Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI—XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымскотатарского языка как «дворец-сад» (bağça — сад, saray — дворец). Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками».
Севастополь, Херсонес
«Херсонес Тавриический, или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος — ἡ χερσόνησος: «полуостров»; в византийское время — Херсон, в Генуэзский период — Сарсона, в русских летописях — Корсунь) — полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. В 2013 году внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО».
По Севастополю пришлось немного поплутать: навигатор по запросу «Владимирский собор» вывел нас сначала хоть и к Владимирскому собору, но не тому, к которому хотели попасть (как поняли позже — их два: один в самом Севастополе и другой в Херсонесе). Решили узнать дорогу у приветливой женщины с ребенком. На наш вопрос «как попасть в Херсонес, к Владимирскому собору», сначала ответила, что «пешком туда далеко». Но мы-то не пешком будем туда добираться, о чем ей и сообщаем соответствующей фразой «нам не пешком». В ответ услышали, что на автобусах туда ближе, но идут они огородами, много петляют, с пересадкой нужно, номера она не знает и помочь не может. Когда мы поняли, что не договорили прошлую фразу до конца, и произнесли «мы не пешком, мы на машине», женщина вовсе изумилась и удивленно развела руками. Все на солнце перегрелись, наверно. Вернулись в машину. Почему она не смогла показать общее направление, сказав «вам туда» и махнув рукой в определенную сторону?.. А, ведь и сами не спросили!
Достав бумажные карты и сориентировавшись, отправились к искомой точке. На организованной парковке недалеко около руин древнего города останавливаемся. Эту парковку и, в особенности, работающего на ней паренька, долго будем вспоминать: давно столько не смеялись. Увидев, что мы выбрали свободное место между машинами, паренёк радостно восклицает: «Щас я вас запаркую!» «Хорошо, паркуй!» — подумала я. И паренёк начинает то активно показывать руками, чтоб проезжала, то стоит как вкопанный, причем иногда вне зоны моей видимости. Сообразив, что на него можно особо не ориентироваться, т.к. жестикулирует он весьма своеобразно, очень медленно и осторожно (спешить нам некуда, город незнакомый, да и страна-то другая) ставлю машину между двух автомобилей. Выходим из машины, он дает нам чек-квитанцию и с удивлением в голосе произносит: «Девушка, Вы что, ездить учитесь?!» На такое даже не нашлись сначала, что ответить, он уже исчез, а нас разобрал смех. За рулём с 18 лет, уехать за тысячу километров от дома, в другую страну, и услышать такое! Может, не обратил внимания на номера? Однако, как говорится, «делу — время, потехе — час», а время-то поджимает. Скорее проходим ворота на территорию комплекса, они — словно машина времени. Прошлые века. 500-е, 300-е года до нашей эры. Пусть сейчас город и разрушен, но его величие, самобытность и сила чувствуются до сих пор.
Хотелось там остаться, неспешно побродить, но впереди ждет горная дорога и «Ласточкино гнездо». Если удастся, то обязательно навестим Севастополь с более основательным визитом!
Гаспра, «Ласточкино гнездо»
Сумерки. Гаспра. Двигаемся по узкому Севастопольскому шоссе между небольших домиков, пешеходов и припаркованных автомобилей. После очередного поворота «Гнездо» появляется на горизонте. Останавливаемся. Идти до него по лестницам вниз нет времени, а подниматься не будет сил. Но с другой стороны — там внутри просто ресторан, а ужинать в нем мы не планировали, так что совсем не жалеем, что внутрь не попали. Любуемся со стороны и фотографируем «Ласточкино гнездо» на память. В кадр случайно попал неизвестный спортсмен.
Первое деревянное строение на этом месте было возведено для отставного русского генерала после русско-турецкой войны 1877—1878, его можно увидеть на полотнах известных художников-маринистов: И. К. Айвазовского, Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбова, а также на фотографиях того времени. Вторым хозяином этой удивительной дачи стал придворный врач А. К. Тобин. После его смерти домиком некоторое время владела вдова, которая продала участок московской купчихе Рахманиной. Она снесла старое здание, и в скором времени появился деревянный замок, названный ею «Ласточкино гнездо».
Свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря нефтяному промышленнику барону Штейнгелю, который любил отдыхать в Крыму. Штейнгель приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна. Проект нового дома был заказан инженеру и скульптору Леониду Шервуду, сыну архитектора Владимира Шервуда, автора Исторического музея на Красной площади в Москве.
Домой из этого маленького путешествия вернулись к полуночи, уставшие, но очень довольные.
Незаметно наступил последний день нашего пребывания в Коктебеле. Как и хотели — посетили дом-музей М.Волошина. Попали на экскурсию, которую с интересом послушали, посмотрели картины, фотографии, интерьер дома, частично созданный самим Волошиным.
Отмечу одну картину, понравившуюся мне. Вроде, она обычная во многом: на холсте изображен залив, горы и дом М.Волошина, какими они были несколько десятков лет назад. Природа, дом, что здесь особенного? Казалось бы, ничего. Но вот только берег на картине песчаный, а сейчас — каменистый. Дом стоит одиноко, никого нет, а сейчас — вокруг большой поселок. Да и дом раньше был домом, в нем жили люди. А сейчас? Сейчас музей… Многое изменилось, по прошествии лет можно долго философствовать на эти вечные темы. Но что задумывал передать зрителю художник, когда лишь начал создавать картину? Радость от созерцания? Умиротворение? Задумывался ли он о том, какими вопросами будут задаваться люди, смотря на нее через много лет? Многие ответы лежат на поверхности, но мы порой не замечаем их и пытаемся заглянуть глубже, чем требуется, сильнее запутывая себя… Пора завязывать с лирикой, но картина действительно хорошая.
Не загадывая специально, мы оказались в доме первого августа — годовщине открытия музея. Рядом в саду уже расставлялись стулья, устанавливалась аппаратура. Зрители начали подтягиваться, хотя до начала действа было два часа. Кто будет выступать на торжественном вечере? Посетить бы его, но, увы, время...
Памятник М.Волошину на набережной Коктебеля
«Дом-музей Максимилиана Волошина — музей в Коктебеле, открытый 1 августа 1984 года в бывшем доме русского поэта и художника Максимилиана Волошина.
Дом строился в 1903—1913 годах Волошиным и его матерью, Еленой Оттобальдовной Волошиной. Дом Поэта стал местом паломничества творческой интеллигенции. Сюда в гости к Волошину приезжали поэты, писатели, деятели культуры — О. Мандельштам, А. Белый, М. Горький, В. Брюсов, А. Толстой, М. Булгаков, В.Вересаев, А. Грин, С. Эфрон, М. Цветаева, Н. Гумилёв, С. Парнок, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский, Н. Чуковский, К. Петров-Водкин, Г. Нейгауз.
До 1976 года в этом доме проживала вдова Максимилиана — М.С. Волошина. Её самоотверженный труд, её гражданское мужество (особенно в годы Великой Отечественной войны и оккупации Крыма в 1941—1944 годах) сохранили всё, что окружало поэта при жизни. Она сохранила мемориальную обстановку комнат, библиотеку, архив».
Вечерело. Прогулялись по поселку и подошли к морю попрощаться до новых встреч. Море слегка штормило, в воде у берега появилось много водорослей, медуз. Окинули взглядом ставшие уже привычными пейзажи и отправились собираться в дорогу — подъем предстоял ранний.
Возвращались не спеша, без особых приключений. В первый день пути к дому устроили, как и хотели, небольшую фотосессию на соленом берегу Сиваша.
Выбранные дороги пролегали теперь чуть севернее, чем когда мы ехали через Бердянск, качество их было лучше. Проезжали через Мелитополь, Запорожье, Павлоград, а затем по ставшим знакомыми Артемовску и Лисичанску. До гостиницы в Старобельске успели добраться к наступлению сумерек.
Рассвет. Последний раз на территории Украины заправляемся на «Параллели» где-то между Старобельском и границей. Наблюдаем за очаровательной собачьей семьей.
Утром подъехали к границе, пришлось немного подождать: перед нами было две машины, но навстречу проходил контроль большой туристический автобус, и практически все сотрудники таможни и пограничники были заняты работой с его пассажирами. Документы, осмотр, документы… и мы на родной стороне! Ура! Ощущение, что уже дома. Но впереди ждут около 800 километров. На обед остановились у магазина недалеко от ж/д переезда в городе Лиски. Порадовало, что тот яр, по которому ехали две недели назад, и прилегающие дороги сейчас уже ремонтируют. Двигаемся дальше. Воронеж. Традиционно попадаем в сильный ливень, чему даже не удивляемся, хотя вокруг солнечная летняя погода.
…едем. Москва не за горами. В субботний вечер мост через Оку встречает нас большой пробкой, вызванной ремонтом и ДТП. Еще немного, еще чуть-чуть! Прибыли!
Первое большое путешествие на машине подошло к концу. Майскую поездку «выходного дня» до Выборга в расчет не берем, пробег там был меньше, да и ограничились одной нашей страной. Начало положено! Надеемся, что в обозримом будущем удастся совершить как минимум одно увлекательное путешествие.
Всем спасибо за внимание, отличных дорог и чудесного настроения!
П.С.: А хорошие дороги на Украине всё же есть.