|
Маршрут разрабатывался как второй (!) запасной. Изначально, под давлением активной агитации Андрея (моего друга), был выбран вариант поездки с ним, на его машине в Молдавию. При этом Оля (моя жена) должна была ехать одна отдыхать в С.Петербург. Билет купили, Никиту (мой сын, 15 лет) убедили, что две недели трястись в машине будет интересно (ведь будем проезжать море!), морально и физически подготовились. Первый запасной вариант отпуска был рассчитан как маршрут по Горному Алтаю с заездом к различным достопримечательностям, ну а Северный Байкал оставался желанной точкой уже много и много лет. Было даже как-то стыдно: прожил 45 лет у Байкала, а на Севере озера не побывал. Ни на корабле, ни по «железке», а тем более на авто. И вот, так уж сложились «звёзды», что проект с Молдавией «накрылся», а на Алтай жена не захотела (типа мошка и змеи) — путь на Байкал оказался открыт. Неделя сборов и в добрый путь!
Маршрут не представлялся сложным. Прочитав отчёты в инете, понял, что на моей машине бояться тех дорог не стоит, единственно постарался минимизировать количество ночёвок по пути в тайге. Хотя неизвестно, чего нужно более опасаться — людей или медведей.
1 августа
В первый день отпуска, утром, выспавшись и не торопясь (!) загрузили машину. Взяли всё, что хотелось — вплоть до велосипеда и 25 кг круп (Но ноутбук брать не стали — как ни просил Никита). Заполнили багажник сверху, багажник в машине. И всё равно, для троих места оставалось предостаточно. Опять же, не торопясь, заехали в магазин да покатили в сторону Кемерово. По нашему мудрому расчёту, в первый день поездки решили не напрягаться и не «наматывать спидометр», а провести в дороге полдня и переночевать у родственников в Кемерово. Пробег — 270 км.
Город уже достаточно знакомый. Прогулялись. Поставили машину на стоянку под тентом, чтобы не мозолила глаза куча вещей на крыше, съездили на реку Томь. Илья (двоюродный брат) показал, где он регулярно рыбачит после работы. Буквально в нескольких километрах от города. Рассказывает, что однажды встретил на берегу ребят с металлоискателем, поинтересовался, что ищут. «У тебя своя рыбалка, а у нас своя», — ответили те. После выходных народ много чего теряет. И золотые украшения бывают. Найденная золотая цепочка, серёжка повыгоднее рыбки будут. Хотя, говорят, ничего древнего не находили.
2 августа
Второй день поездки был уже более «деловой». Встали пораньше, вышли к стоянке и сразу рванули из города. Задача была проехать как можно дальше. Немного мешали этому дороги в Ачинске и Канске. Особенно в Канске. Решили сократить — поехали через город, а там… Видно, война была. Даже жалко работяг-шахтёров. В таком убитом городке живут. Неужели не заслужили лучшее?
Как сюрприз — позолоченный памятник Ленину. Буквально вчера Илья показывал фото в компьютере: золотой Ленин на фоне алтайских гор. Гадал, коллаж это или нет. Коллаж! Вот где этот золотой Ленин. В Канске!
Сегодня убедились все: СВ-рация в машине — это здорово. Даже Оля подтвердила. Настроившись на канал дальнобойщиков (15 АМ), ехали как единым коллективом. И не особо заботила «русская народная речь» водил на матах. Ведь она без злобы. А полезного много: где какие препятствия на дороге, где ДПС в засаде («машинка работает»). Несколько раз в пути поговорили лично: водители узнавали про наш тюнингованный «Патриот», затем пообщались с ребятами-джиперами. А сегодня вечером, ехав в полной темноте за Канском, узнали, где нормальная стоянка для ночёвки. На ней и ночевали (в Нижних Ингашах). Как обычно в дороге спали втроём в УАЗе на надувном матрасике, убрав все мешающие вещи на крышу и под машину. Перед этим недорого поужинали в кафе. Пробег — 850 км.
3 августа
Задача дня — Братск. К родственникам. Особого смысла гнать не было, всё равно будем ночевать в нормальных условиях. Немного «обижало» то, что выписываем петлю — на юг до Тулуна, затем вновь на север — до Братска. Но что делать, ехать напрямую с Тайшета очень рискованно. Ничего хорошего, судя по ответам на форумах, эта дорога не предвещала. Да и на этом маршруте не вся дорога была гладкой. Ещё километров 30-40 оставалось вечно строящейся гравийки, которая сменялась отличным асфальтом. Хорошую дорогу я ждал до Братска. Ездил по ней не раз и помнил о 4 полосах. Зря… Постепенно она разрушилась. И никто особо не позаботился о её восстановлении. Поэтому достаточно рано приехать в Братск не удалось, хотя и не особо поздно. Пробег — 667 км.
Родственники ждали. Коля (муж двоюродной сестры) пообещал нас встретить и сопроводить до дома на своей машине. Мы стояли на заправке, вертели головой — искали старенькую «четвёрку». А он вдруг подъезжает на новенькой «Шеви-ниве»! Долго понять не могли, откуда он её взял. «Откуда, откуда — купил!». Несколько дней назад… Ну поздравляем тогда!
Быстренько поужинав и помывшись у них дома, забрали всех, и уже в сумерках поехали на дачу, благо, она недалеко — километров 20, на другой стороне Ангары.
Хозяева показали свои владения, припарковали наш «корабль» и пригласили за большой стол под ещё большей берёзой на свежем воздухе.
Полночи пролетело незаметно. Тепло, уютно, красиво. Даже комаров нет. Кто мог — выпивал, кто не мог (Коле ехать обратно) — тихо завидовал. Кто не пил вообще (дети и я) — просто ел. Просидели, проболтали, а утром осознали, что нет смысла спешить, можно остаться ещё на один денёк. А Оля почувствовала, что не просто можно, а нужно…
4 августа
Выходной день для нас. Коля и Катя (двоюродная сестра) взялись покатать нас на своём новом «Шевике» и показать окрестности Энергетика (район Братска). Саму ГЭС вблизи рассмотреть не удалось — в теме борьбы с терроризмом все подступы к обзорным площадкам оказались закрытыми. Пришлось сыну основы гидроэнергетики рассказывать «на пальцах». Зато Коля вовсю нахвастался красотами Ангары: где он отдыхает, где рыбачит, где работал, пока рыбозавод не сожгли. (Интересно, кому «перешёл дорогу» Рыбозавод?)
Сходили на громадный пляж залива. Но из-за прохладной погоды воспользоваться в полной мерой им не удалось. Даже искупаться не захотелось. Удивили брошенные капитальные здания детского лагеря (?) у пляжа. Такое козырное место и никому не нужно?! В Новосибирске из-за такого, наверное, поубивали друг друга бы.
На ужин вновь сварганили стол под берёзкой, но уже без алкоголя. Как Коля ни агитировал (ему-то сегодня уже было можно, он оставался ночевать на даче), никто его не смог поддержать.
Вечером прибежал взволнованный сосед по даче. Ему показалось, что на зелёном «Патриоте» за ним приехал начальник. Удивлялся, как тот его нашёл. Рассказал, как ремонтирует тот «Патриот». Поболтали. Пытался прочитать надпись на боку нашей машины «Hoboy Rock» как КАНСК. Интересно, как это? (Другой вариант, что предлагали по дороге — ХАБАРОВСК). А напоследок пригласил помыться в своей баньке. Чем мы все и воспользовались.
5 августа
Вновь день для героического броска. В меру отдохнувшие, покатили в сторону Усть-Кута, вдоль БАМа. Для меня эта дорога была незнакома, поэтому немного волновала, но и завораживала. Гравийка сменялась асфальтом, асфальт сменялся гравийкой. До Усть-Кута, мне показалось, асфальта было больше. Я ожидал худшую дорогу. По гравийке не гнал, берёг подвеску и багаж на крыше, ехал на третьей скорости, км 50 в час. Меня постоянно обгоняли «пузотёрки». Ну кроссоверы — куда ни шло, в них трясёт меньше. А эти! Видно местным так надоедает ехать по грейдеру, что и подвески не жалко — лишь бы быстрее добраться.
По пути фотографировали красивые реки. Киренгу, Витим, Лену, конечно — по мосту Усть-Кута. Мощная река, баржи, корабли. Проехали до вечера 460 км. Но как бы ни «не хотелось» ночевать в тайге нужно было. Долго выбирали место: так что б с дороги не видно было, и не в глуши, и чтоб удобное, и желательно с рекой. В итоге ночевали прямо под автомобильным мостом через реку. А что? Я спал нормально…
6 августа
Первый раз (но не последний) пожалел, что не взял с собою снасти. Рыба стояла практически рядом с нами, в ямке под мостом. И ждала кого-то (а скорее не ждала). Да Бог с нею! Едем дальше. При дневном свете как-то спокойнее, даже в тайге.
По дороге встречаются полуразрушенные БАМовские посёлки, даже небольшие городки, пятиэтажки с разбитыми окнами. Брошенные.
Страшно и жалко — сколько было затрачено сил, столько надежд, но видно жить здесь стало совсем невмоготу. Хотя железная дорога в идеальном состоянии. Постоянно на ней возится трудовой народ. Видно, что БАМ здесь остаётся основным кормильцем. Чего не скажешь об автомобильной дороге. Через некоторое время она испортилась окончательно. Километровые столбики пропали. А УАЗик уже с трудом выжимал 25 км/ч, переваливаясь на 2-й скорости с ямки на ямку. Кульминацией дороги оказался участок перевала Байкальского хребта Дабан. Не то чтобы он был высокий, а то что грейдера он не видел со времён строительства БАМа.
Поездам повезло больше — они проходят хребет в тоннеле (который защищают с дотами, собаками, колючей проволокой), но по прогнившим шпалам на вершине горы и бетонным столбам понятно, что это было не всегда. Ходили поезда и «по верху», как машины.
Хотя «наших» перевалом не испугать. Ползают через него и «пузатёрки» и гружёные фуры. С трудом и матами, но ползают.
Позабавили мосты и мостики.
Позабавили мосты и мостики. В основном с деревянным покрытием. Проезд в одну сторону. Все разной грузоподъёмности: есть и по 20 т, есть и по 6. Что не мешает ехать по ним большегрузам.
Очень много на всём пути БАМа мемориалов строителям дороги. Вездеход, самосвал, буквы М (метростроители), другие фигуры и памятники. Есть с чем сфотаться.
Ждал описанный в отчётах брод в начале перевала. Разлива не боялся — шноркель и лебёдка есть. Оказалось, вообще волноваться нечему. Легковушки больше опасаются камней, чем воды в броде.
Т.к. скорость была небольшая, да и цель сегодняшнего дня — источники не так далеко, проехали немного — 218 км. Прогулялись по турбазам «Солнечного» (Гоуджекит). Оля никак не хотела ночевать в машине и нашла не особо дорогой домик на турбазе. 1600 руб. на троих в сутки: размещение, завтрак и неограниченное купание в бассейне с горячей минеральной водой.
Подъезд к домику преграждала пара легковушек, небрежно поставленных работавшими поблизости строителями. Строители оказались очень негостеприимные, хамовитые, чуть не дошло до конфликта. Первое впечатление о местных оказалось подпорченным…
Разместившись, поужинав, пошли мыться в душ. Долго смеялись из-за необычной воды. Скользкая, словно масло, с запахом. Голову споласкиваешь, а всё кажется, что мыло не смывается. Та же вода была и купальнях. В одной погорячее, в другой прохладней. Очень приятно барахтаться в таком бассейне, особенно, когда на улице холодно. Купальня огорожена только пластиковым заборчиком, из-за которого виднеются горы, деревья, а над головой голубое небо. Красота! Накупались так, что качало.
7 августа
Кроме купания и достаточно дорогого питания, на турбазе делать особо нечего. Возможно, зимой организуют лыжный спуск. А летом только пассивное созерцание. Релакс. Поэтому после обеда мы двинули по финишной прямой. В 30 км — Северобайкальск. Небольшой, современный городишко (30 тыс. чел). Довольно чистенький. Но работы, кроме железной дороги, почти нет.
На побережье Байкала заметили ряды разноцветных 2-3 этажных домиков, построенных вплотную друг с другом. Я подумал: «как в Голландии» (хотя, там и не был). Подъехав поближе, разглядели, что 1 этаж — это гараж. Но не просто гараж. Местный мужичок с энтузиазмом показал свой домик. Нижний этаж открывается на одну сторону как гараж, а на другую — как пирс для лодки — на Байкал! Как здорово! Впечатление о местных улучшилось…
Не став сегодня колесить по городу, мы сразу повернули на юг и проехали 27 км до известного места отдыха Слюдянского озера.
Пытались найти его с навигатором, но стоящий громадный плакат недвусмысленно указывал на поворот к озеру. Через 50 м стало понятно почему. Дорогу преграждал шлагбаум с охранником. По 100 руб. с человека. Ну, думаю, по-божески, да и порядка должно быть больше. «В день» — последовало продолжение фразы охранника. Умножив 300 на предполагаемые 2 недели отдыха, мне «по-божески» уже не показалось. Ладно, решили пока заплатить за сутки, потом — будет видно (и правильно сделали). Территорию вокруг уютного озера огородил местный чиновник. Конечно, что-то сделано: баки для мусора, деревянные туалеты, столики. На пляже проводят дискотеки. Но глубоко сомневаюсь, что оплата справедливая, а ещё больше, что все местные её платят.
Озеро понравилось сразу. Окружённое горами и тайгой, более 2 км в диаметре, почти круглое, соединённое ещё с озерцами и выходящее к побережью Байкала. От Байкала отделяет каменная коса, через которую просачивается вода. Вода в озере гораздо теплее байкальской, но такая же чистая. Четверть побережья озерца — песчаный пляж, ещё 2/4 — более высокий берег и ¼ - травянистый заболоченный, где уже никто не стоит с отдыхом.
Проехавшись вдоль берега и осмотрев все возможные свободные места, встретили большой интерес к нашей машине. Даже приветствие девчонок «Ура, Новосибирск!» (Приветствие, наверное, было больше адресовано Никите).
Выбрали, конечно, самое лучшее место. На песочке, с кедрами вокруг. Разложились, поставили палатку, искупались и возрадовались жизни.
У бывшего местного (соседа по берегу) узнал, что: 1) воду можно спокойно брать и кипятить из этого озера; 2) бояться краж особо не стоит; 3) ближайший магазин в 15 км в селе Байкальское; 4) лучше отдыхать здесь, чем на побережье Байкала, что в 2-х км, там прохладнее, мошка, да и вода холодная; 5) шлагбаум с кассиром появился недавно, многие недовольны, но есть объездная дорога. И что он когда-нибудь застрелит охранника и сломает этот шлагбаум.
8 августа
Мой очередной День рождения, который по традиции отмечаю вдали от дома. По принципу: постучится в дверь старость (или смерть, на выбор), а меня дома нет… О праздничном столе, подарках не подумали. Ну да ладно. Подарком было то, что приехал мой друг Андрей из Ангарска на кроссовере «Мицубиси» с племянником — Ваней.
Ехал через Качуг, Жигалово, т.е. по той дороге, по которой мы собирались обратно. Добрался до нас вообще никакой. 850 км, большую часть по гравийке. Ночевали в дороге, сидя в машине, в тайге. Сил на разговоры уже не было.
Правда, попал к нам на озеро не сразу. Опять же, по традиции, урулил в другую сторону — на север, за Нижнеангарск. Там искал 27-й километр. Смех и грех!
Пока Андрей колесил вдоль Байкала, я проехался по округе на велике, нашёл объездную поста дорогу, выехал к Байкалу, присмотрел дрова.
К вечеру, уже с пацанами съездили — загрузили целый верхний багажник сушняком, который хватило до конца отдыха на ежевечерние костры.
9 августа
Пассивный отдых не для нас. Правда, Оля это не поддерживает. Поэтому она остаётся караулить лагерь, т.е. загорать на берегу. А мужская часть отправляется в горы.
В ближайших горах остались слюдяные штольни, где долгое время вручную добывали слюду. В том числе и заключённые ГУЛАГа. Кусочки слюды повсюду. Входы в штольни оказались взорванные. Видно, много ребятишек туда пролезали. Но тропинки протоптаны и обозначены указателями на русском и английском (писали давно, порой, уже не видно).
С середины горы открывается замечательный вид на наше место отдыха — Слюдяное озеро.
По пути собрали грибы для супа (не так много, дождей давно не было). Ну а в лагере: купание, велосипед, обед, костёр, разговоры на все темы, лодка.
Начал конкретно жалеть, что не взял снасти, спиннинг. Хотя я не любитель рыбалки, покушать рыбку люблю. Несмотря на обилие отдыхающих, рыбы в озере полно. Соседи регулярно вытаскивали огромных щук. Я даже не видел никогда таких. Просто крокодилы! Есть и окуньки, сороги. А мы у Байкала сидели без рыбы…
10 августа
Пассивный отдых не для нас (повторюсь). Оля на этот раз поддержала, в лагере остаются пацаны: Никита и Ваня, а мы втроём едем на «Мицубиси» в село Байкальское. Благо, оно рядом. Село приятное, живое. Как мы ни искали рыбаков и рыбу, не удалось найти. Говорят, некогда, на покосе.
Сходили на священную гору (мыс Лударь). Древнее место силы. Сейчас на ней вышка сотовой связи. Идолы меняются…
По тропинке нашли большие резные фигуры.
Видно, что и сюда люди приезжают отдыхать. Набрав обычный магазинный ассортимент вернулись в лагерь. Народу вокруг прибавилось. Даже очень. Суббота. У местных Слюдяное озеро, наверное, как для жителей Ангарска — водохранилище. Как выходной — туда. Со всеми вытекающими последствиями. Шумом, множественной музыкой, пьянками, разборками. В общем, в субботу лучше оттуда уезжать…
11 августа
Вновь не сидится на месте. И опять Оля на страже стоянки (ружьё в палатке), а мы с Андреем и ребята едем познавать ближайшие города. Под официальным предлогом «заправиться» на «несколько часиков». Но, как чаще выходит, от темна до темна.
В Северобайкальске начали искать заправку «с хорошим бензином». Спросили у местного мужика на дороге и зацепились…Проехали с ним к его дому, он нас пригласил всех четверых. Показал весь дом, как его построил: от бани до зимнего сада. Накормил сушёной рыбой, показал фотографии, надавал на дорогу помидор и огурцов. У Леонида (так его зовут) дочь, оказывается, живёт в Ангарске, а жена уехала лечиться в Иркутск. Выпить с нами не удалось, но поболтали вдоволь, дали свои визитки и еле уехали. Хотел нам ещё и баню стопить! Вот истинное сибирское гостеприимство!
Заправившись, поехали в Нижнеангарск поглазеть, пофотографировать.
За Северобайкальском большая красивая база МЧС с пристанью. Вдоль асфальта — нитка БАМа с тоннелями. БАМ построен однопутным, с разъездами, но сразу делалась насыпь для второго пути. Молодцы. Сейчас идут разговоры, что будут его (второй путь) строить. Не такими ударными темпами, как тогда, но всё же.
Нижнеангарск — симпатичный, чистый посёлок с маленькими домами, асфальтированными улицами и чудесной природой вокруг. Проехали по длинной насыпи на самую северную часть озера, где стоит обелиск в виде компаса и стелы, откуда начинается песчаный остров Ярки. Хотелось бы и туда попасть, но нужна лодка, желательно с мотором.
В поездке разгулялся аппетит, стало понятно, что до лагеря терпеть трудно и решено, что поедим в кафе. А лучше, в позной. Бурятия же. В первой попавшейся позной нам ответили: «Закрыто! Ведь сегодня день строителя!». Несколько минут я стоял, пытаясь логически осмыслить эту фразу, но не сумел. Видно, хозяин кафе — строитель…
Во втором кафе позы обещали, но не раньше, чем через 40 (!) минут. Ладно, решили пока ещё покататься по посёлку. Приехали через час, а они ещё не готовы. Потом принесли…но опять недоваренные (на свечке их варят, что ли). В итоге мы на обед потратили пару часов!
Вернулись — уже смеркалось. Оля, пробывши весь день одна в окружении пьяных аборигенов, была очень недовольна.
12 августа
День относительно спокойного отдыха. Купание, загорание, поездки на велосипеде, на лодке, общение. Народ существенно схлынул, стало приятно тихо.
Особо хочется отметить небольшую турбазу, что располагалась рядом, на берегу. Скорее экологический палаточный городок. Каждое утро начиналось на ней (и у нас тоже) с полузабытых советских песен про БАМ. Романтика, патриотизм, ностальгия. Прям как в детстве побывали, когда каждое утро по «Маяку» шла музыкальная программа для строителей БАМа.
«Веселей ребята, выпало нам
Строить путь железный, а короче — БАМ!»
Дюха совершил сегодня спортивный подвиг — переплыл озеро. Чуть не сдох. Ваня для безопасности сопровождал его на лодке. Затем мы с Никитой туда сплавали, но на лодке. Тоже устали. Привезли с собой несколько грибов и рой мошки.
Вчера местные, сидя за столом с водкой и косясь на наши машины с номерами других областей, пили за то, чтобы дорогу к ним никогда не построили (!) Дескать приезжают всякие и гадят. Я и раньше подобное слышал: на Киренге (посёлок Карам), Ольхоне. Но сейчас этот момент меня зацепил — не могу дать односложного ответа. Оля заочно отвечает им, что сами и без нас всё засерут (мы, кстати, и свой и чужой мусор увозим). Друг, как предприниматель, настаивает, что всё должно быть открыто, давать прибыль, а дороги быть везде отличные. Я всегда возражал ему — должны быть заповедники, охраняемые зоны, национальные парки со строгим режимом и просто леса без людей. Сейчас не знаю. И на природе быть очень хочется, и чтоб она была нетронутой…
13 августа
Свободное время у гостей истекло. Засобирались домой. Ждать нас не захотели — слишком медленно мы едем (!). Уехали (по объездной шлагбаума дороге) на источники Гоуджекит. Там ночевали, а затем без ночёвки уже — до Ангарска.
А у нас задул сильный ветер. Пришлось убрать навес, москитный шатёр. Но, к счастью, погода не испортилась, а стало ещё солнечнее и теплее! Зато сходили на Байкал — фотографировали маленький шторм.
На побережье Байкала очень много красивых и удобных мест. С лесом, песочком. Но пока эти места не перегружены туристами, просто удивительно, что свободны.
14 августа
Настала пора заняться физическими нагрузками. Скатался до обеда на велосипеде по асфальтовой дороге до села Байкальское и обратно. Не менее 30 км. Замечательно! Машин мало, а воздух, вид, погода, дорога — всё благоприятствует.
Возвращаясь к озеру, догнал табун лошадей. Штук 15 — идут по автомобильной трассе без пастуха. Идут, дорогу «минируют». Попытался обогнать, прибавляют ход. Я нажимаю, и они. Испугались колёсное чудище в очках, скачут. А я боюсь — затопчут. Только через несколько километров, выждав момент, с горы, на максимальной скорости обошёл их.
День был очень жарким, но к вечеру прилетела мошка (впервые за эти дни), а ночью конкретно похолодало.
15 августа
Вчера вечером начали было собираться в дорогу, но как-то неуверенно. А утром, увидев голубое небо, вообще передумали, решили пожить ещё денёчек. Но не более, т.к. надвигалась опять Суббота!
Вновь прокатился на велике до села, даже заехал ещё на одно озеро. Озеро не такое живописное, меньше по размерам. Скорее для рыбалки, чем отдыха. Но дом-турбаза стоит.
Вечером, напоследок, удалось поесть рыбки. Угостили соседи, что приехали на «четвёрке» из Татарстана. Мужик рыбачил каждый день и презентовал нам запечённых сорожек и окуньков. Спасибо им.
Ночью «зажигала» турбаза. Видно и у них было закрытие сезона.
16 августа
Ну вот и всё. Пора в обратный путь. Можно было бы ещё пожить, но запланировали и обещали маме заехать проведать и помочь на даче в Сосновом Бору. Поэтому загрузились и двинули. Но не по прямой. Мы-то с Никитой уже поглазели на соседние городки, а Оля ещё их не видела. А посмотреть было на что, поэтому состоялась очередная экскурсия. Вначале в Северобайкальске — в храм. Никита захотел носить крестик именно с Байкала. Подобрали и купили ему крестик.
Затем — настоящая экскурсия в музей БАМа, с рассказом экскурсовода. Узнали много нового про дорогу, или вспомнили давно забытое. Хотя бы то, что при строительстве не использовали зэков. Только избранных комсомольцев. Каждую станцию делали национальные бригады в национальных же стилях. Строили БАМ с 1974 г 9 лет, но проектировать начинали ещё при царе. Что самый длинный (16 км) Северомуйский тоннель делали с большим трудом 30 лет! Рядом проходит ещё и технологический тоннель, а сам он закрывается герметичными воротами. И т.д.
Оля купила магнитики города для кого-то и мы поехали дальше, к Нижнеангарску.
В этом селе нашли Рыбозавод, купили копчёного омуля и, наконец-то, наелись рыбы прямо у Стелы с компасом около Ярков.
Мы с Никитой совершили омовение в Байкале — по мелкой воде отошли метров на 50. Дно песчаное, вода достаточно тёплая. Лучшее место для отдыха детей.
Заправились, и по знакомой дороге уехали на турбазу к источникам.
На этот раз ночевали в комфортабельном номере с телевизором, холодильником, санузлом за такие же деньги. И, конечно, горячие минеральные ванны.
Умиляют местные на скоростных японских легковушках. Асфальтовой дороги у них — около 100 км, причём неровной. Но с таким энтузиазмом гоняют по ней! Бьются регулярно. Зачем нужны пузотёрки в этом районе? Пожалуй «Нива» будет лучший вариант!
17 августа
Самый «водительский» день во всей поездке.
После преодоления перевала, набрали питьевой воды из ручья, что течёт через дорогу. Пообедали в Улькане и свернули на новую для нас трассу — на Жигалово. Знали, что более 300 км не будет на ней жилья, еды, бензина и прочих радостей цивилизации. Вначале была очень хорошая гравийка. Затем пошла плохая. Перед дорогой Андрей звонил, говорил, что участок плохой дороги километров 25. Но прошло и 25 и 35 и 55, а она не улучшалась. Позже поняли, что, оказывается, 25 км — очень плохой гравийки! Не грязь, но ямы. А скорость всё равно никакая. Время шло, мы ехали, тряслись. Встречных — очень мало, а вокруг — страшная тайга. Часто выгоревшая. Высоченные погибающие ели. На мои предложения заночевать, Оля категорически требовала ехать дальше, до деревень. В итоге мы проехали данный участок уже к ночи. Не завидую тем, кто ездит по нему постоянно, особенно зимой. Кто поможет в случае чего?
Как появились луга, река, так стали искать стоянку. Ночевали на красивом берегу р.Тутура, немного не доезжая Жигалово. Выйти на улицу без спец.защиты было невозможно — столько мошки! Сразу поставили шатёр, в нём и поужинали.
Пробег получился 403 км.
В этой поездке начал накатывать опыт Никита. Самостоятельно, с троганьем, переключением передач, преодолением спусков и подъёмов, узких мостиков, ям. Пока по гравийке, со скоростью не более 50 км/ч.
18 августа
Хит сегодняшнего дня — река Лена! Жигалово-Качуг.
Красивые, спокойные места. Дорога идёт вдоль реки, вырублена в прибрежных красных горах. Постоянно останавливались — фотографировали. Но купаться не хотелось — вода уже холодная.
В Баяндае, по многолетней традиции, в кафе поели бурятских поз. Там всегда они были вкусные и недорогие.
Очень много едет народу со стороны Малого моря — Ольхона. Вечер воскресения — возвращаются в города. Прямо-таки сумасшедший поток. Я уже отвык от таких скоростей. Но асфальт после Баяндая хороший (начался в Качуге), пришлось привыкать вновь.
Неприятно столкнулся с «родным» Иркутско-Ангарским хамством на дорогах. Как было, так и осталось. Только машин прибавилось, да некоторые дороги улучшили, а многие люди — нет. Про «Спасибо» «аварийками» так никто и не знает (в основном и некому показывать). Вспоминается разговор «дальнобойщиков» по рации на так называемом «малом Урале» — горах после Кемерово. Тогда один возмущался, как его обгоняют на легковушке: опасно, на повороте, на подъёме. А другой отвечает: «погоди, посмотришь, как в Иркутской области ездят, на перевалах в сторону Байкала!».
К вечеру, наконец, добрались до дачи в Сосновом Бору, не заезжая в Ангарск. Мама ждала: баня, стол и спать…
Пробег — 505 км.
19-23 августа
Хозяйственные дела на даче. Плюс общение, баня, отъедаловка и отсыпаловка…
24 августа
Поехали домой, в Новосибирск. Просто ехали. Как говорит Никита, «тупо». Вечером, в пос. Тины нарвался на штраф ГИБДД. Ведь знал, что стоят, видел их. Показывают скорость 87 км/ч на радаре, когда сам смотрел на спидометр — не более 65! Я и по трассе в сумерках ехал медленнее. Чёрт с ними!
Упрямо доехали по темну до той же стоянке в Ингашах. Ничего особенного в ней нет, так проще.
Проехали 768 км.
25 августа
Ехали до Кемерово. Часть пути по темноте (через сопки). Причём, только на ближнем свете, т.к. оказалась проблема с включением дальнего — начинало щёлкать реле.
Проехали 867 км. Пришлось беспокоить родственников — не дать им спать. Обменялись с Ильёй впечатлениями по поездке: мы про Север, он про Юг (Таиланд). Спать легли поздно.
26 августа
Кемерово — Новосибирск. Спокойно и чинно доехали, на том и завершили своё путешествие.
В итоге получилось:
5 622 км (с поправкой на большие колёса: спидометр плюс 10%)
703 л бензина на 20 400 руб.
Средний расход 12,7 л/км
Всего расходов — около 33 000 руб. (всего по 11 000 на человека).
Правда, не учитывал амортизацию машины. А это ещё не менее 20 тыс. руб. (тогда около 18 тыс. на человека).
Ну а главный итог — новые интересные впечатления!