|
Ну вот и съездили мы еще в одно красивейшее местечко на просторах нашей родины. Итак, в этом отчете пойдет рассказ о внедорожном путешествии на «Х-Крым Трофи 2013».
Значит, дело было то ли в конце зимы, то ли в начале весны, когда я точно решил, что надо ехать, хотя идея поехать была еще в 2012 году, но по ряду причин не получилось тогда съездить. И вот стартовые взносы оплачены, команда нашлась очень быстро, поскольку планировали ехать по легкому, туристическому (зеленому) маршруту без особого фанатизма, поехали в составе: я, моя девушка, мой боевой штурман Валентин с женой.
Началась подготовка машины. Диагностика моей, слегка подготовленной Suzuki Grand Vitara на СТО не выявила ничего серьезного, разве что заменил передний мост на чугунный в замен своего силуминового дважды поваренного, чтобы спокойнее себя чувствовать в горах. Были закуплены кое-какие запчасти про всяк случай. Маршрут предполагался девятидневный, но не полной автономки, а с заездами в села и города, поэтому на запасах еды сильно не заморачивались. И вот день выезда, точнее вечер. Больше всего смущал объем багажника в машине, а вещей все-таки собралось прилично, по итогу загрузили все, что влезло, потом впихнули все, что не влезло, а потом переложили все это, и утрамбовали все остальное, короче, в детстве я хорошо в тетрис играл, так что проблем это не доставило. Плюс за пару дней до выезда я соорудил полку в багажнике, что также помогало впихнуть невпихуемое.
И вот стартуем из Харькова около 23 часов и двигаем в сторону солнечного Крыма. Дорога туда ничем не примечательна, трасса, она и есть трасса. Разве что во время одной из остановок открыл багажник и на меня выпала трехлитровая бутылка с лимонадом, ударилась об землю и облила меня полностью, ну переоделся и двинули дальше :).
Проехали около 500 км...
Остановились на заправке за Мелитополем, это у меня как традиция стала, когда еду в Крым, всегда там заправляюсь, да и хот-доги там вкусные продают. А тем временем уже солнышко вставало.
И вот еще пару часов дороги и степной пейзаж северной части Крыма начинает потихоньку сменяться горами. Первые горы нашим экипажем были восприняты восторженно, и решено было сделать символические фотки:
Ну и слегка заблудившись, таки выходим на точку первого базового лагеря неподалеку от г. Судака. Поскольку мы приехали на два дня раньше, чтобы покупаться и позагорать, то участников еще было негусто. Да и место базового лагеря не очень понравилось, камни и плохой заход в море. Поэтому проехали по пляжу метров 500 и начали организовывать свою стоянку на песочке. Прибрали мусор и расположились:
Недалеко от нас расположились харьковчане и чуть дальше, возле большой дохлой рыбы, литовцы. Ну, а мы принялись готовить еду:
В воде было огромное количество медуз, но это абсолютно никого не смущало, все купались и, естественно, посгорали в первый день :).
И вот ближе к вечеру проезжает по пляжу блестящий Land Rover Discovery с питерскими номерами, ну там слово за слово, познакомились с ребятами, они тоже приехали посмотреть горный Крым, ну и остановились рядом с нами. Вечерком конечно по 50 грамм за доездинг, потом еще по 50, в общем, очень весело было шашлычок под коньячок.
Ну и разбрелись спать. Следующий день у нас тоже был посвящен ничегонеделанью. И только вечером сходили на брифинг, нам объяснили, как следует себя вести в экспедиции, выдали трек на первый день и точки с роадбуком.
Поскольку амбиций разложить машину на желтом треке у нас не было, мы решили ехать с питерцами вместе по зеленой. Но не все и не всегда идет по плану, так и в этот раз. Когда мы утром, уже упаковав все вещи, стали выезжать с пляжа, Ленд Ровер немного закопался в песке, и при попытках выехать услышали такое грустное «хрусь» и передние колеса перестали крутиться :(.
Благодаря проезжавшим мимо нашим харьковским ребятам на «Патрулях», его вытянули с пляжа. Диагноз был неутешительный: сломалась передняя граната.
Полуось была извлечена. А дырка в корпусе редуктора заткнута пластиковой бутылкой. Позвонили в официальный сервис в Симферополе, так как других мест для поиска не придумали, там сказали, что в наличии нет и под заказ только через две недели. Настроение у всех подупало. Но потом вроде как нашли б/у полуось в Киеве на разборке и пообещали дня через три привезти. Решили, что мы едем дальше, а Дима с Игорем на заднем приводе в Симферополь и там будут ждать запчасти, и на пятый день, когда у нас по графику день отдыха, приедут назад с новой полуосью.
С горем пополам мы стартовали на первые точки с красивыми видами:
Затем решили поехать в Кизилташский монастырь. Доезд по асфальту. Подъехали к горе и потопали по тропинке вверх... Топали, топали... Топали, топали... И вот увидели вдалеке монастырь, посмотрели, что до него топать еще столько же, если не больше, подумали: «А че мы там не видели?», сфоткали его издалека и потопали назад. Да и как-то не привлекал нас монастырь, из которого монахи вещали что-то в рупор. По дороге открылся вид на какие-то грустные танки:
Затем поехали посмотреть заброшенные шахты ядерных ракет. В голове сразу вспоминаются кадры из известного фильма:
Может бахнем? — Обязательно бахнем! И не раз. Весь мир в труху! Но потом…
Ну и тронулись дальше. По дороге заехали на парочку родников, везде очереди и вода еле течет, но на одном нас мужичок пропустил перед собой, за что ему огромное спасибище!
И поехали дальше по треку на видовые точки, откуда стартуют парапланеристы, дельтапланеристы и прочие неристы. Сверху хребта открывается красивый вид на долину с озерцами.
И поехали по хребту дальше. На очередной видовой точке догнали пару наших харьковских экипажей, запечатлели все на фото:
И дальше в сторону лагеря. Приехали мы довольно рано и было решено съездить еще в какой-то монастырь неподалеку.
И вот, значит, поднимаемся мы по серпантину вверх, как тут замечаем слева между деревьев что-то знакомое... О! Это же наши харьковские экипажи, которые пошли по желтому треку. Первым шел Nissan Patrol и аккуратно прилег на бок. Естественно, все остановились помочь.
Путем хитрого переплетения блоков, шаклов и тросов начали его ставить на место, но кевлар на лебедке не выдержал и порвался, машина опять завалилась на бок, на этот раз примяв стойку и крышу. В итоге спустя еще какое-то время, прибегнув к помощи сторонних лебедок машину таки удалось поставить на колеса.
В это время звонят ребята из Land Rover-а, как оказалось, они отъехали немного от г. Судака и машина отказалась двигаться полностью. Звонки оргам толку не принесли, сказали, что помочь ничем не могут. А им надо было добраться до лагеря сегодня, а завтра утром на эвакуатор и в Симферополь на сервис. В общем на монастырь забили и рванули в сторону Судака. Встретились, зацепили трос и потащили их в лагерь. Скажу вам, еще то удовольствие — тащить груженный по самое не могу Land Rover перегруженной Suzuki через горные перевалы. Машины немного из разных весовых категорий. На один крутой и затяжной подъем еле на первой затянул, но все добрались до лагеря, а это главное :).
Далее были вечерний брифинг, а потом посиделки и разговоры до глубокой ночи и десятилитровый бочонок «Солнечой долины». Набрались немного впечатлений в первый день...
Утром организаторы опять отказались дотащить Land Rover в село до трассы, хотя это всего километра два от лагеря, мотивируя тем, что в лагере полно машин участников, чтобы попросили кого-то, а то им некогда... Ну да ладно, конечно, никто из участников не откажет в помощи, попросили литовцев на «Гелике». Пожелав Ленд Роверу скорейшего реанимирования, мы двинулись по треку, предварительно заехав на вкуснейший источник, находящийся на территории церквушки, и пополнили запасы питьевой воды, но, проехав несколько километров, уперлись в перекрытую дорогу военными. Пришлось ехать в объезд. У них там какие-то стрельбы.
Поехали через Старый Крым, где встретили эвакуатор, затягивающий наших друзей. Сделали памятное фото:
Проехали опять красивые видовые точки, живописная дорога идет по краю обрыва, опять встретили парапланеристов.
Свернули в лес, ну лес себе и лес... Красивый... Пару часов тряски по камням и прыгания по колеям и наконец-то лес закончился. И двинули на Белую Скалу.
Ну и Drom.ru же автомобильный сайт, поэтому небольшая фотосессия Suzuki:
Дальше были живописные скалы, и через пару часов тряски мы таки доехали в базовый лагерь. Дорогу до места стоянки чуток размыло, поэтому пришлось становиться не в запланированном месте, но в тесноте, да не в обиде :).
Так подошел к концу второй день экспедиции. На вечернем брифинге нам пообещали на завтра веселый день. Кстати, с желтого маршрута машины вернулись только утром, у них рубилово было знатное!
Утром ранний подъем, решили посмотреть каньон Кучук-Карасу, он входит в пятерку красивейших каньонов Крыма, действительно очень красивое место. Форсировали пару бродиков и прогулялись пешком, туда возят туристов, но сейчас после дождей дорогу размыло и мы гуляли там в гордом одиночестве.
Побродили там и поехали по треку, впереди было засадное место, как предупреждали орги. На самом деле нормальная грязевая дорожка и, вероятно, мы бы прошли ее своим ходом, но поскольку машины была груженная и я старался, чтобы сильно вещи и люди не летали по салону, то, конечно, же мы засели пару раз, три раза залебедились, ну и выпачкались немного :).
Далее у нас был очень и очень живописный каменистый подъем по плато на гору к метеостанции на место ночевки. По пути остановились, насобирали земляники.
Заехали на родник, и каково было наше удивление, когда на подъезде к роднику мы увидели девочку, стирающую там свои носки! Хотя она удивилась не меньше нас :). Поговорили с ней, оказывается, она ушла подальше от своей группы и живет одна в горах уже несколько дней... Показали ей по карте в какую сторону ей идти, набрали водички и попрыгали по камням в лагерь.
Лагерь был просто в потрясающем месте, красивейший вид вокруг с высоты более 1 000 метров, все спали как младенцы.
Утром быстрый подъем и завтрак, решили поехать на южные обрывы Караби, очень красивый вид на Южный берег Крыма от Ялты до Феодосии. Фотографии не способны передать даже долю той красоты. Ну и конечно, «Витара» на фоне красоты :).
Нас ожидал очень веселый спуск вниз по камням, грязи и прочему бездорожью, тут на на спуске я подмял защиту, немного пороги и защиту бака, разок даже сели раму. Фоткать особо нечего было, грязь себе, ну и грязь...
Уже внизу встретили группу харьковчан, собравшихся вокруг Toyota 4Runner, что-то там у него открутилось от тряски.
Поехали на водопад Джур-джур, повеселили народ, спускаясь по крутой улочке, и поднялись наверх, куда людишек доставляют местные предприниматели на «уазиках». Водопад сам по себе красивый, тем более после обильных дождей в горах он был очень полноводный, но все из нас там были, да и очень много туристов там ошивается, в общем все как в обычных туристических местах, да еще и вход платный, а мы, как только дошли до водопада, пошел сильный дождь, вымокли мы до трусов и мокрые пошли назад :).
Дальше наш путь лежал на гору Демержди, по дороге заехали перекусить в Солнечногорске, но в связи с обильными дождями орги по рации передали, что зеленый маршрут не поедет туда, ну и решено было ехать в лагерь. И, как оказалось, это была очень удачная идея, мы приехали в лагерь первыми и выбрали самое крутое место для стоянки, тем более у нас на завтра была по распорядку дневка, что не могло не радовать :).
Вокруг лагеря были поля лаванды, а на самой стоянке были оборудованные места для кемпинга и, как утверждал роадбук, это единственное место в Крыму, помимо Никитинского ботанического сада, где растут секвойи. Могу сказать, что секвойи там действительно растут и очень хорошо :).
Следующий день нас встретил утренним дождем, решено было поехать на пляж отдохнуть и поваляться. Так и поступили, вот только до воды на ЮБК оказалось не так просто добраться, около часа потратили на поиски пляжа, везде все огорожено чуть ли не колючей проволокой, чтобы не дай бог кто-то не залез на пляж санатория и не покупался там. На самом деле очень унылое зрелище и с каждым годом ситуация только усугубляется :(.
Встретили команду москвичей на УАЗ-ах и на подготовленной «Соболи», они тоже искали, где бы скупаться. В итоге таки нашли, где поставить машину, перелезли через забор и добрались до моря :).
Прогулялись перекусить в окрестностях Алушты, цены — космос. Люди гуляют по набережной... Посмотрели на все это унылое зрелище и поехали назад в горы.
А там совсем другой мир, целые поля цветущей лаванды и чистейший горный воздух...
А тем временем, вспомним про наш Ленд Ведровер, парни написали, что приехала полуось, но не та, что нужно, в итоге им собрали из трех полуосей одну и они стартовали к нам, и спустя какой-то час они уже были вновь с нами в боевом настроении!
Пока мы бороздили просторы гор, они побывали в Севастополе, Балаклаве ну и еще где-то...
Завтра у нас лежал путь через заповедник, орги переписали всех пассажиров и поделили автомобили на несколько групп, там режимная территория и все строго. Ну и после недолгих посиделок улеглись спать.
Утро нас встретило опять дождем, спуск в деревню был не длинным, но попадались коварные глиняные участки, мне было весело на АТ-шной резине, а Ленд Роверу на шоссейке вдвойне веселее, на одном из спусков чуть не обняли дерево. Ну тем не менее спустились без потерь.
Спустились в деревушку и оттуда по асфальту к воротам заповедника. Настроили рации на одну волну, чтобы слушать гида. Проехали КПП заповедника, действительно с виду как режимное учреждение. Сотрудник заповедника ведет увлекательный рассказ про заповедник. А тем временем мы подъехали к лососевой ферме. Все очень красиво, чистенько и вообще прикольно.
Дальше поехали в действующий монастырь на территории заповедника, уютное местечко, но все равно наличие туристов, хоть и не в больших количествах, делают его не таким привлекательным.
Ну и дальше поехали на несколько видовых точек, комментировать особо нечего, все безумно красиво! Просто оцените фото:
В общем очень быстро нас провели по заповеднику, все везде бегом, но уж лучше так, чем никак :).
Далее решили поехать в сторону Симеиза на пляж подсушить промокшие после дождя вещи, на побережье, как обычно, +30 градусов, а в горах пасмурно и постоянно срывается дождь.
Выехали на трассу, решили остановиться и придать правильную форму колесу Дискача после утреннего спуска. Кусок пластика, оторванный от Дискавери, не смог помочь, затем и мультитул Leatherman оказался бессилен против отечественной глины, поэтому прибегли к помощи старого советского напильника. Вот он то и спас колесо от дисбаланса :).
Покружились в окрестностях Симеиза в поисках подъезда к пляжу. Все перегорожено заборами, плюс каждый уважающий себя житель ставит либо шлагбаум, либо натягивает трос на подъезде к морю. Короче, все печально. Купили перекус в Симеизе и поехали в Голубой Залив, там еще остались остатки диких пляжей. Бросили машины наверху и пошли купаться.
Затарились шашлыками и поехали в очередной лагерь, сегодня мы ночуем на Ай-Петри (1250 м).
Лагерь располагался в живописной сосновой посадке, с панорамным видом на Ялту. На самой горе Ай-Петри все очень коммерциализировано, для нас ничего интересного, бодяжное вино и шашлыки, куча кафешек. Хорошо, хоть еще не сезон и туристов не так много.
Утром я проснулся первый, палатка чуток подмокла от ливня. В эту дождливую ночь даже мой водонепроницаемый телефон чуток подмок, видимо, не до конца закрыл разъем и появилась испарина на камере, но днем просох и все норм :). Спуск с горы предполагался по бездорожью, я бы может туда и сунулся, но проанализировав вчерашний спуск на Дискавери, решили ехать по асфальтовому серпантину, так, как и поднимались.
Решено было ехать к Форосу в поисках пляжа, чтобы высушиться. Но, как и раньше, все подъезды к морю перекрыты, нам это уже порядком надоело, поэтому забили на эту затею, заехали в Форос перекусить и двинулись дальше по треку. Форос — обычный унылый курортный городишко.
Дальше по треку решили заехать на водопад Козырек, красивый водопад, и совсем не было туристов, нам очень понравилось :).
По дороге к очередному гроту заехали на заброшенные сады с черешней, вкуснятина :).
Ну и фотки самого грота, спускаться туда не стали, после дождя скользкие камни, да и затруднительный спуск туда.
Следующим по маршруту у нас должен был быть пещерный монастырь, до монастыря поднялись по прикольной каменистой дорожке, но пошел дождь и спускаться туда не стали, пофоткали сверху.
Ну и, конечно, фото Диско :).
Наши девчонки очень хотели посетить пещерные города, и мы двинулись на Эски-Кермен и Кыз-Куле, думаю, информации по этим объектам полно в интернете. Мы им уделили пару часов пеших прогулок. Вообще, конечно, впечатляет, как в отсутствие нормальных орудий труда можно было столько выдолбить в скалах. У них там и скромные однушки, и есть всякие мажорные хаты, типа, пентхаусы с панорамным видом на горы долины.
Короче, налазились там и поехали дальше по треку. После дождей с виду не представляющая трудностей грунтовая дорожка для шоссейной резины доставила массу проблем, я шел довольно уверенно, а вот Диско на первом же уклоне слетел в промоину. Пришлось расчехлять лебедку и спасть легенду британского автопрома.
Немного подумав, прикинули, что такими темпами мы будем двигаться очень долго и решили поехать в объезд трека по асфальту.
Встретили хрюшек, но самая главная начала на нас подозрительно хрюкать, поэтому оставили их в покое :).
И двинулись в лагерь :).
Лагерь находился в красивом месте, недалеко от Мангупа. Большинство вещей не успели высохнуть, поэтому девчонок уложили спать в сухой Ленд Ровер, а мы разбрелись по палаткам. Завтра должен был быть интересный день...
Утром решили сначала заехать на Мангуп посмотреть пещерные города и монастырь. Интересный каменистый подъемчик, проходимый и для кроссовера. Местные на УАЗ-ах возят туда туристов. Машины оставили в природном гроте и пошли гулять.
Девчонки заходили в монастырь, мы не стали заходить. Начали собираться тучи и решили спускаться вниз.
Далее двинулись на какую-то разрушенную крепость. Впечатления не произвела никакого. Правда, виды по сторонам красивые. Ленд Ровер не поехал, потому как тяжко ему было ехать по раскисшей грунтовке, а мы зря потратили час времени на тряску по камням.
А вот по такой дорожке поднимались:
Дальше двинулись по асфальту на Бахчисарай, очень хотелось посмотреть на фонтан, про который писал Александр Сергеевич. Нашли по указателям Ханский Дворец, все-таки красиво там, хотя фонтан так и не посмотрели, но зато поели вкусных чебуреков напротив дворца (всем рекомендую), окунувшись в эпоху СССР, ремонт там, видимо, был последний раз еще при Брежневе и там, кстати, есть реплика фонтана :).
Приятная женщина является сразу и меню, и официанткой, и поваром, и, короче, всем, кем только можно :).
Заехали в супермаркет, пополнили запасы шашлыков, сегодня у нас последняя ночевка в Крыму, завтра вечером финиш, и мы сразу стартуем на Харьков. Ну, а пока доезд до лагеря выдался очень веселым, сначала, сбившись с трека, решили не возвращаться назад в город, а пройти немного по желтому треку, на один из подъемов Дискавери никак не мог забраться, пока не отключили всю помогающую электронику! И, — О ЧУДО, — он поехал! Спуск по грунтовке тоже был прикольный, даже владельцы «Патрулей» на 35'' колесах оценили, Дискавери чуть не лег на бок.
Ну, а сам лагерь находился у подножья горы с большой пещерой, в общем очень красивое место, орги очень постарались с местами ночевок, реально все стоянки были обалденные!
На последний день у нас был назначен перегон порядка 200 км на Тарханкутский полуостров. На совете решили ехать сразу туда, с заездами на пару точек и в Евпаторию. Недолгие сборы утром, заезд на заправку и в путь. Пейзажи вокруг резко изменились, мы въехали в степной Крым, он другой...
По пути решили заехать на заброшенный аэродром, но, как оказалось, не очень-то он и заброшенный, взлетная полоса явно ухожена, да и радары крутились. И вояки на нас в бинокли любовались :).
Покатались по полосе, заехали на тренировочную полосу для взлета и посадки на авианосец, вроде как три в мире всего таких полос, она даже качку имитирует!
И поехали по западному побережью Крыма в сторону Евпатории мимо всяких лиманов, сивашей с лечебными грязями.
Евпатория приятно удивила, оказался уютный городишко. Прогулялись, перекусили и дальше в путь!
Дальше вдоль побережья трек наз завел на заброшенную авиабазу «Мирный». Все уже разворовано и разграблено.
Проехали ветряные электростанции. Здесь на розе ветров их огромное количество, а масштабы некоторых завораживают дух. Я смотрел снизу на эту крутящуюся штуковину с открытым ртом :).
Заехали в Новоозерное пополнить запасы вина и съесть мороженку. В городе так и витает запах СССР:
Трек лежал вокруг оз. Донузлав, решили поехать посмотреть, что там и как...
Пыльные грунтовки с внезапно выбегающими на дорогу камнями, множество военных баз неизвестного назначения и красивые виды... Но так как дело было уже к вечеру, решено было ехать до асфальта и по асфальту лететь в финишный лагерь. Так и сделали. Лагерь расположился на песчаной косе возле пролива в Донузлав. Сильный ветер делает эту косу не очень дружелюбной, поэтому людей мало. Тем не менее весь берег загажен мусором, принесенным с моря.
Покупались и пару часов отдохнули, затем был финальный брифинг с награждением участников.
Солнце садилось за горизонт, а нам надо было двигать на Харьков, завтра утром некоторым на работу... Дима с Игорем на Ленд Ровере остались еще на ночь, а утром им ехать 2 500 км до Санкт-Петербурга. Распрощались, и мы уехали.
Около семи утра мы уже были в родном Харькове.
Ну и немного статистики
Пройдено около 2 750 км, из них около 1 200 в рамках экспедиции. Сожжено 297 литров 95-го бензина. Расход составил 10,8 л/100 км, что, учитывая бесконечно-серпантинный маршрут по горному Крыму, очень даже порадовало. Наименьший расход был замечен на трассе по пути из Харькова в Крым: около 8,5 л/100 км.
Наибольший расход, когда тянули Ленд Ровер, — около 16 л/100 км.
Suzuki Grand Vitara достойно справилась с поставленной ей задачей :).
Land Rover Discovery третьего поколения — отличная, комфортная машина для лайт-экспедиций. Приемистый дизелек с расходом около 10 литров. Только резину надо позлее. И он реально ЕДЕТ, если отключить электронику.
Наверняка, я что-то забыл дописать в отчет, да и не упомнишь всего.
Всем участникам огромный ПРИВЕТ! И спасибо за компанию!
Наша команда:
Команда Land Rover Discovery:
Всем удачи на дорогах и вне дорог!