|
Конечно, жители центральной части России в основной массе не путешествуют на дальние расстояния так, как это делают за Уралом. Всегда, читая отчёты о путешествиях, задавался вопросом, почему? Быть может, ритм жизни у нас другой? А может, просто мы настолько погрязли в своих делах и заботах, бесконечном зарабатывании средств, которых почему-то всегда не хватает? Скорее второе, мы пытаемся вытащить из жизни всё самое ценное и меряем эту ценность в денежном эквиваленте. Познавшим жизнь доподлинно известно, что количеством денежных знаков всё не измерить, потому что есть вечные ценности, курс которых не колеблется в зависимости от инфляции, курса доллара, и объёмов экспорта нефти. Я говорю о семье, взаимопомощи, духе путешествий и ещё о огромном количестве всего, что делает из нас людей.
Извините за лирическое отступление. Я не великий путешественник, по жизни много где был, но назвать эти путешествия грандиозными и длинными не могу. Наличие ребёнка шести лет от роду накладывает определённые ограничения в передвижении. Да, раньше, в совсем молодые годы, помню, когда я получил права и купил первую машину, это был как раз тот момент, когда родители меня потеряли. Уехав утром из дома, я вечером мог позвонить родителям и сказать, чтобы не беспокоились, я в Ростове-на-Дону и со мной всё в порядке.
Помню, как во время сессии в институте, после первого экзамена мы скидывались вчетвером и ехали на море на 3-4 дня на машине, в Новороссийск, а потом ко второму экзамену возвращались, сдавали экзамен и снова сматывались. Много в те времена было искатано, многое я повидал, но, к сожалению, в электронном виде фотографий не сохранилось. А потом настал период взросления, семья, потом сын, и как только сын начал подрастать, моя неутолимая жажда к путешествиям начала просыпаться и овладевать мной с новой силой. Пусть они поначалу были совсем короткие, ровно настолько, чтобы ребёнку не доставлять дискомфорт. Но тем не менее, по мере взросления подрастающего поколения, длинна путешествий увеличивается.
Ну а данный рассказ, наверное, всё же о обычной поездке, тем не менее, возможно, он будет кому-то полезен.
Выдалось немного свободного времени, вернее, просто однажды в 2012 году, где-то в середине лета я плюнул на не заканчивающуюся никогда работу, сел в машину и поехал домой. Зашёл, сказал жене — собираемся и едем к нам в деревню (Мстёра), а оттуда в Нижний.
Выезжали рано утром, маршрут был намечен, вбит в ноут и представлял из себя наиболее интересные места по пути нашего следования. Итак: Тула— Коломна — Суздаль — Владимир — Мстёра — Нижний Новгород — Муром — Гусь Хрустальный — Рязань — Тула.
Сказано — сделано, проехав в Тульской области Венёв Монастырь (там бывали много раз, и останавливаться не было смысла) тихо шурша колёсами Lexus RX300 вышел на оперативный простор трассы М-4 (Москва — Дон), проехав реку Ока, свернули в Ступино.
Ступино, обычный подмосковный город, ничего хорошего и ничего плохого о нём сказать нельзя.
Далее, у нас на пути Коломна, асфальт хороший, встречных и попутных машин мало, поэтому, не заметив, долетаем до первого места нашей остановки. Коломна мне очень нравится, несмотря на то, что это Подмосковье, жизнь в городе в меру спокойная, люди приветливые, город красивый. Особенно хорош Коломенский кремль, это на самом деле величественное строение на Руси! Каждый раз, проезжая Коломну, я не могу не заехать в кремль, и уже кажется, что изведан там каждый сантиметр, но всё равно, что-то тянет туда. Настоятельно рекомендую посетить Коломну, милый город с замечательной архитектурой. Мне очень нравится!
Прощаемся с Коломной, нужно успеть в Суздаль. Выезжаем. Едем по А-108. Это, я скажу вам, испытание! Водителя, машины, особенно нервов. Ещё года четыре назад А-108, она же третья бетонка (если мне не изменяет память), была прекрасным вариантом для объезда Москвы. Теперь кажется, что этим вариантом решили воспользоваться абсолютно все. Грузовиков на А-108 огромное количество, дорога сама по себе узкая, и легковые машины висят на хвостах фур, в ожидании малейшей возможности для обгона. Средняя скорость движения по А-108 не превысит 40 км/ч. И это в самом лучшем случае. Разогнавшись до сотни, через минуту уткнёшься в чадящий в подъём КамАЗ. И долго и упорно будешь сидеть за ним в ожидании прерывистой, которую почему-то совсем мало рисуют на А-108. Ну, а в худшем случае? — спросите вы — а в худшем можно знатно постоять, километров так 30-40, в пробочке, которая по обыкновению начинается от славного града Воскресенск и тянется через родину самых известных автобусов в России — Ликино Дулево, вплоть до самой трассы Москва—Нижний Новгород. Спустя пару часов, после того как встали в пробку в Воскресенске, поворачиваем на Нижний, и… трасса М-5 то же стоит! Причём прикол весь в том, что трасса Москва—Нижний Новгород стоит от Москвы и до Владимира. Нет, не то чтобы совсем глухо, с легким переменным успехом можно разогнаться до 50-60 км/ч, но не более чем на полминуты, потом снова встаёшь в пробку, через 10-20 минут снова рывок почти до сотни, а через полминуты снова остановка. Виной тому, наверное, всё же правительство, или те, кто принимает решение о установке светофоров на федеральной трассе!
Ну это же бред! Во-первых бред, то, что трасса проходит через населённые пункты, которых очень много на пути следования, а не в стороне от них, во-вторых, в каждом населённом пункте, в каждой маленькой деревеньке установлен светофор, который останавливает движение на федеральной трассе, чтобы пешеход, который переходит эту трассу максимум раз в час, перешёл на другую сторону деревни. Ну что за глупость? Неужели нельзя было хотя бы надземные переходы сделать? Пусть 60 км/ч в населённом пункте, но всё же ехать, а не стоять на светофоре.
На улице температура переваливала за 30 градусов тепла, и постоянная пробка, растянувшаяся более чем на 80 км, превратилась в ад! Я был взбешён, устал от постоянного дёрганья: газ — тормоз, газ — тормоз. Самое неприятное впечатление осталось от этого участка. Итого, от Воскресенска по А-108, до города Суздаль не более 220 км, мы преодолели за рекордное время — 8 часов 30 минут! Не смешно. Совсем.
Суздаль. Ну это наглухо туристический город. Всё для туристов, нет практически производств, всё местное население занято зарабатыванием денежных средств за счёт туризма. Нет, в этом нет ничего плохого, просто перебор получается, город живёт, потому что есть к нему интерес. Не будет интереса, не будет города. Надеюсь, конечно, что такого не случится, Суздаль прекрасен своей архитектурой. Сюда нужно приезжать отдельно, а не наскоком, как я. Нужно поселиться в гостиницу, купить путеводитель, медовуху, зарядить фотоаппарат и гулять пешком по городу. Причём двух дней, пожалуй, и не хватит, чтобы всё увидеть.
В городе вы не попадёте в ямы, не потому что их нет, потому что заботливые жители их обозначают вот таким образом. Едешь по городу, и, во-первых, стыдно, потому что иностранные туристы с восторженными возгласами фотографируют эти ямы, обведённые краской, а, во-вторых, в глазах пестрит от белых кружков вокруг ям. Лавируешь так по улицам, беззаботно объезжая ямы, привыкаешь к тому, что они обозначены, и в один прекрасный момент получаешь некислый удар в душу машины, значит, эту яму не обозначили, или краска стёрлась…
Нет желания расписывать, сколько колоколов, как часто звонят, какое здание для чего построено, и прочее. Просто выкладываю фотографии, а уж если кто и не знает, что на них изображено, мой вам совет: прокатитесь в Суздаль, это нужно сделать, ни на секунду не пожалеете.
Лоскутная лавка, цены космические!!! Я бы даже сказал, межгалактические :).
Как я понимаю, свадьба в Владимире не считается крутой без поездки в Суздаль для прогулок и катания в каретах. Ну или бричках, или повозках…., точно не знаю, как они называются.
Даже Василий Иваныч и Анка пулемётчица приезжали…
Мы тоже не удержались и решили прокатиться.
Ну да ладно, пора ехать в Мстёру. По пути заехали в славный град Владимир, то ли от переизбытка просмотренных памятников архитектуры, то ли из-за общей усталости, усиленной многократно простоем в пробке, но Владимир не произвёл никакого впечатления. Обычный город, в меру красивый, в меру спокойный, в меру ухоженный, короче, всё в нём в меру, и асфальтовое покрытие кстати то же в меру.
Приехали в Мстёру, легли спать, у нас там дом возле реки, на утро была расписана развлекательная программа.
Погода на следующий день нахмурилась. Может, и к лучшему, хоть немного можно остыть от жары. Как следствие, фотографии не столь красочны. Мы пошли гулять, первое, что очень явно бросается в глаза, бабульки, рассекающие на мопедах. Многие бабушки живут в глухих деревнях, в которых нет магазинов. Сыновья или дочери, перебравшиеся ближе к цивилизации, покупают им мопеды. Смотаться на станцию, или же в магазин в ближайший райцентр на мопеде для бабушки милое дело. Носятся некоторые из них порой не хило.
Думаешь, ну что тут, всего 500 км от Тулы, а жизнь совсем другая, акцент сильный, Окают все. Но тем не менее очень интересно, велика и разнообразна Россия.
Болота в тех краях сильны :). Это я вам как трофист заявляю. Тут можно на внедорожнике или квадроцикле знатно посидеть!
Да, и такое бывает, ехал человек вечером с работы, устал сильно, прилёг отдохнуть, да и заснул. Утром проснётся, домой доедет. Главное, что мопед припарковал грамотно, никому не мешает он, спит себе в сторонке. Это колоритный персонаж, он один из многих таких же персонажей, которые я встречал в Мстёре. Вот представьте себе, река Мстёрка, очень чистая и спокойная, любо-дорого посмотреть, завораживает. Стоишь на берегу, любуешься. И вдруг, идёт толпа мужиков, работяги, с фабрики домой. День был тяжёлый, трудовой, поэтому они подходят к реке, достают пузырик самогонки, сало и чёрный хлебушек, присаживаются, выпивают, закусывают, а потом достают мыло и шампунь, и идут мыться в реку!!! Это быт, который я видел только в фильме, стоял и наблюдал, открыв рот от удивления. Здесь рыбу можно ловить! И она ловится! Тот, кто живёт в центре России, поймёт, как можно часами стоять на загаженном пруду с супер-удочкой, с наживкой за бешенные деньги и не поймать вообще ничего! А тут, сломал палку, привязал к краю леску, нашёл ржавый крючок, привязал его, и в течение часа наловил ведро карасей и плотвы на ужин, на обычный чёрный хлеб, без ванили и прочих ароматных добавок. Я балдел, отдыхал душой и телом. Это наверное те края, в которых всё очень зелёное, деревья большие, рыба в реке крупная, козье молоко настоящее, и выпечка в монастыре, что по соседству такая вкусная, что можно съесть тонну! Не помните? Это же из нашего детства.
Выезжаем в Нижний, по пути нужно заехать в районный центр Вязники.
Ничего особенного не скажу, просто заехали, чтобы купить еды в дорогу. Меж тем, город вполне нормальный и славится своими героями.
От Вязников до Нижнего примерно 110 км. Едется по этой дороге приятно, покрытие отличное, работников ГИБДД нет, камер тоже практически нет, машин немного, в общем, одно удовольствие. «Лексус» плавно покачивается на пневмоподвеске, картинки за окном пробегают быстро.
Первое, что бросается в глаза при въезде в Нижний, впрочем как и при въезде в Владимир, Иваново, Кострому, Ярославль и все города на северо-востоке от центральной части России, это отсутствие многокилометровых коттеджных посёлков перед въездом в сам город. В Туле я настолько привык к этому, считал, что так везде, по всей стране, сначала посёлки перед городом, километров так на 5-10, а потом начинаются высотки, вместе со знаком начала населённого пункта. Нижний Новгород начинается прямо с города. Прям с промзоны или высотных домов. Интересно.
Еду по городу и понимаю, что чего-то не хватает, чего? Вспомнил, гламура! Привык к Москве, Туле…., едешь, кругом реклама, вывески с именитыми брендами, автосалоны, супермаркеты, ночью иллюминация, с помощью которой город сжирает дикое количество электроэнергии. А тут всё не так, город большой, правильный, и в нём нет ни пафоса, ни гламура, всё чётко, ровно, параллельно, перпендикулярно, всё, что должно быть круглым, — круглое, всё, что должно быть квадратным, — квадратное.
Улицы очень широкие, развязки умно расположенные светофоры просто прелесть! Огромный контраст по сравнению с Тулой, где даже на проспектах кажется, что дома на тебя давят и вот-вот завалятся и придавят. В Нижнем нет тесноты, всё спокойно, размеренно и очень много места.
Припарковавшись, пожалуй, на самой узкой улочке, пошли гулять. Цель-то одна — слияние рек.
Это что-то типа местного арбата. Вполне так уютненько, красиво, чисто.
А вот и сам кремль. Экспозиция музея военной техники на реконструкции, думаю, что в этом году уже там всё замечательно и красиво. Тем не менее, даже в таком виде ребёнку раздолье.
Интересно было бы знать имя этого человека — светлая голова, который всё правительство Нижнего Новгорода определил внутри кремля. В ноги поклониться бы такому человеку! Умница! Правительство не мешает людям, не гоняет по городу с мигалками, не перекрывает дороги создавая пробки, гоняя из министерства в министерство просто для того, чтобы потрындеть. Всё в одном месте, сокращается расстояние — увеличивается скорость работы и производительность. И по Нижнему Новгороду это заметно, более благоприятный город для проживания людей в нашей стране трудно представить. Всё под рукой, всё чисто, всё красиво. Тут правительство точно правит, работает.
Слияние трёх рек, Клязьмы, Оки и Волги, завораживает. На это можно смотреть часами, настолько всё величественно, сидя на берегу, чувствуешь себя песчинкой, одной из тех, что на пляже, там внизу, под ногами.
Кругом прогулочные катера, сухогрузы, баржи, речные трамваи… Вдоль берегов портовые краны, склады… Солнце ярко светит, вокруг зелень, жара, вода блестит, этот город прекрасен!
Войны в Нижнем в общем-то и не было, возможно, поэтому и так сильна историческая часть России на северо-востоке нашей страны. Но тем не менее, солдаты, ушедшие на фронт из Нижнего, отчаянно бились на фронтах нашей родины. Много героев выходцев из Нижнего. Да о чём мы говорим? Все воевали за родину свою, и неважно кто был из какого города. Страна на всех одна.
Памятник Валерию Чкалову. По официальной версии он поправляет крагу, по неофициальной показывает неприличный жест рукой правительству СССР, были у него в те времена с правительством разночтения, не буду вдаваться в подробности. Личность легендарная.
Не перестаю радоваться красоте города. Мне определённо очень нравится, да и семья в восторге.
Нижний Новгород настолько понравился, что это сложно передать словами, высотные дома на берегу реки это что то с чем то, представьте себе, вы выходите из подъезда и идёте на пляж!!! У вас рядом с домом есть пляж!!!! Супер!
Как бы там ни было, рано или поздно приходится возвращаться на родину, в моём случае это город Тула. Да, Нижний красив, величественен, удобен, свободен, но живу я в другом городе. Я обязательно вернусь в Нижний, тем более что от моего дома в деревне до него рукой подать. Ещё много чего не увидел в этом городе, хотя и исколесил весь вдоль и поперёк, много чего не попробовал, хотя старался. Мне он определённо приглянулся :). Кстати, навигатор в Нижнем мне не был нужен, лично для меня город понятен, и логичен, всегда приезжал именно туда куда хотел, без единой ошибки.
Дорога до Владимирской области не заняла много времени, проехав Вязники, свернул налево на Муром. Ну, думаю, посмотрю я на родину Ильи Муромца, да и сыну после просмотра мультиков о богатырях Муром был особенно интересен. И чем больше по приближению к этому городу подогревался наш интерес, тем сильнее было разочарование от увиденного. В Муроме конечно много кафе, ресторанов, магазинов, палаток и прочего которые во всю пользуются славой раскрученного бренда Ильи Муромца, но чего-то такого из ряда вон, я не заметил. Разве что мост через Оку красивый, ну и всё…
Далее на нашем пути Гусь Хрустальный. Помню в давние времена, когда ещё завод пива в Туле под названием Арсенальное, не являлся по факту Балтикой, и назывался совсем по-другому, мне удалось покататься по России, подрабатывая на каникулах во время учёбы в институте водителем на «Газели». И однажды в Курской области, я с ума сходил от жары, а недалеко от трассы была речка. Свернул туда искупаться и повстречался с дальнобойщиком, кабина его машины была вся обклеена этикетками от пива, он хвалился тем, что попробовал всё пиво в нашей России. И угостил меня парой бутылок пива «Гусь Хрустальный».
Приехав домой, пиво охладил в морозилке и выпил :). Вкусное, мне понравилось, не смотря на то что вода была реально с привкусом хрусталя, прям скрипела на зубах. Вот и в этот раз я мчал в Гусь Хрустальный за воспоминаниями вкуса того самого пива. Разочарование было величайшим, нет пива, как такового, так и нет магазинов, работающих после 8-ми вечера. Нашёл что-то типа супермаркета, винный отдел которого был завален пивом «Балтика», «Арсенальное», «Хольстен» и прочим, было любое, на любой вкус, но только не было пива со вкусом моего 19-ти летия. В Гусе Хрустальном, не было пива «Гусь Хрустальный»…
Тоска меня накрыла волной, но впереди была Рязань, и тогда я ещё не знал, что это снова будет разочарование.
То ли Нижний меня так зацепил, вместе с Суздалью и нетронутой природой Мстёры, то ли на самом деле город Рязань очень грязный. В том же году ездил в Рязань ещё три раза, и всегда удивлялся, ну почему? Почему в городе не убираются? Ну как же губернатор должен ненавидеть свой город и людей, которые там живут, что вдоль дороги, все газоны усыпаны мусором, по городу ветер гоняет пустые пакеты, пачки от сигарет, кругом окурки….
Центр Рязани, впрочем как и весь город, исторического значения не имеют, есть какие-то музеи, земляной вал… Война и время ничего не пощадили. Жаль, город неплохой, даже красивый, наверное, если прибраться в нём, но изюминки с исторической частью города явно не хватает.
И да, ещё забыл добавить, нещадно вырубают национальный парк Мещера, кошмар… Величественные сосновые леса, полные комаров, грибов и всякой живности, вдруг внезапно обрываются, и ты насчитываешь километр за километром поля пеньков и остатков леса, которые вытаскивают на место погрузки трактора и грузят на лесовозы, которые в свою очередь везут копны леса в сторону Рязани, и даже чад от неотрегулированного дизеля не может заслонить запах сосны от смолы, стекающей по брёвнам.
Вот в таких смешанных чувствах я вернулся домой, было уже темно, сон валил с ног, осмысливал происходящее только утром.
Несмотря на негатив, в той или иной мере проявляющийся за время поездки, начиная с пробок в Московской области и заканчивая неоправданными надеждами покупки пива из города хрусталя :), мне всё понравилось. Дух путешествия возвращается в семью, а с ним и праздник для меня.
Сколько я проехал километров? Да кто ж знает, наверное около 1 500, сколько денег потратил — тут вообще сугубо лично, каждый тратит именно столько, сколько способен потратить или сколько желает. Не важно всё это, куда важнее то, сколько получено удовольствия — масса.
Трасса, автомобиль, города, дороги и направления, новые люди, знакомства, достопримечательности, да и трудности путешествий, это всё и есть смысл жизни для человека, кровь которого раз и навсегда отравлена бензином и заражена воздухом свободы.
Спасибо огромное всем тем, кто прочитал сей невеликий опус, искренне надеюсь, что вам понравилось.