|
Один «великий» человек неожиданно для себя одним росчерком пера решил сделать коренного дальневосточника сибиряком. «Существенные изменения условий труда» — место моей работы меняется, и я должен (по весомым обстоятельствам) оставить всё и уехать в один из сибирских городков… печально…
В свете этих событий свой отпуск перед переездом очень хотелось провести интересно и запоминающееся, и обязательно за рулем, и обязательно далеко. Раздумывая над тем, куда податься, я вспомнил, что примерно год назад на Drom.ru читал отчет о поездке на приморские водопады, и вопрос о том, куда поехать, был снят — еду на водопад, на Амгинский водопад, который в народе прозвали «Черный шаман».
Задолго до поездки начался процесс изучения маршрутов, возможных сложностей на дороге, сбор необходимого инвентаря. Еще одну проблему — с кем ехать, решил быстро: «штурманом» и «бортовым самописцем» был назначен Костя, мой дядька.
День первый, стартовый
За день до отъезда мой верный конь Toyota Sprinter Carib был загружен всем необходимым: палатка, спальники, запас провианта, лебедка, кувалда, лопата, покрышка, камера, канистра и еще много всего, и 25 августа в 08:30 полные оптимизма и хорошего настроения мы двинулись из Хабаровска навстречу неизвестностям. Казалось, что нам ничто не сможет помешать дойти до цели, даже федеральная трасса М-60!
Много сказано об этой трассе, а особенно про участок Хабаровского края. ЭТО язык не поворачивается назвать федеральной дорогой, а цензурных слов описать состояние подобрать очень и очень сложно. Ну да ладно… Особо не торопясь, за пять часов докатились до Дальнереченска — здесь первая плановая дозаправка, проехали чуть дальше своротки на п. Рощино и заправились на «какой-то» заправке, вернулись на развилку и полетели в п. Рощино. Каково же было наше удивление, когда дорога до этого поселка, длинною 100 км, оказалась по состоянию во сто крат лучше М-60! Только из-за частых поворотов приходилось сбавлять скорость, и в одном месте есть небольшой объезд вечно строящегося моста. На подъезде к п. Рощино неожиданно кончился асфальт, хотя в самом населенном пункте он есть. Перед п. Рощино населенный пункт Богуславец — там заправка НК «Альянс», задумались о вечном и её благополучно пролетели. Проехали населенку и двинулись в направлении с. Мельниное, дальше никто из нас дороги не знал. Проехав 7 км, делаем вынужденную остановку — стравливаем давление в шинах, ибо на накачанных по нормативу ехать по гравийке очень неприятно.
Асфальт закончился, стравливаю давление в шинах.
Стравив давление, двинулись было дальше, но внезапно вспомнили, что в Рощино не заправились и не залили канистру — возвращаемся исправлять эту ошибку. Едем дальше. По пути периодически попадаются небольшие реки и ручьи, они то слева, то справа, то под нами.
Ближе к с. Мельничное дорогу перегородил ручей, глубина небольшая — спокойно его переезжаем.
Неспешно двигаемся к с. Мельничное, скорость небольшая, 40–50 км/ч, сказывается жесткая подвеска моего «кариба» из-за усиленных пружин, да и сама дорога не дает расслабляться своими поворотами и спуск-подъемами. Конечно, люди скажут, что ехать можно и быстрее, дескать, вон, экипаж Drom.ru по трассе «Лена» летел и 90 км/ч, но, сколько они колес сменили пока доехали? А мне спешить некуда, резину латать или бортировать не хочется, вот и еду не спеша, как говорится, тише едешь — дальше будешь. Едем, уже дело к вечеру, и пора бы уже задуматься о месте ночевки, как неожиданно подъехали к с. Мельничное, странно, вроде следили по карте, где едем, а тут вот оно.
После села мост через р. Большая Уссурка, уже прохладно и над рекой стелется туман, красиво…
Вечерний туман на р. Большая Уссурка.
Остановились на ночевку немного дальше, возле моста через небольшой ручей, на газовой плитке вскипятили воды и наскоро поужинали лапшой. Все, спать.
За первый день проехали 589 километров.
День второй, дорожный
Подъем в 06:30. Пытаемся встать, умываемся, варим воду, пьем кофе с бутербродами и двигаемся дальше. Опять гравийка, подъемы, спуски, мосты через реки…
Судя по приборам — река Колумбе.
… и перевал. Перевал с большой буквы, ибо переваливать надо было через великий Сихотэ-Алинь. Мой навигатор на верхней точке перевала показал высоту 846 метров над уровнем моря — впечатляет. На перевале мы были в 09:50, и уже на спуске пошел дождь, сначала мелкая морось, потом все увереннее.
В 11:50 проехали мост через очередную речушку, а после неё — очень небольшой участок асфальта, потом еще кусок асфальта но побольше, потом еще… и его стало везде. Относительно шустро дотопали до развилки п. Пластун — п.Терней. Везде асфальт — здорово. Берем курс на п. Терней. Прошли перевал Малиновый, интересно то, что участок перевала без асфальта, а сам перевал неинтересный: пять минут вверх, десять минут вниз.
Перевал Малиновый, без асфальта
Примерно в 13:00 докатились до развилки п. Малая Кема — п. Терней, рядом заправка НК «Альянс», здесь заливаем 95-ый в бак, и топаем в сам п. Терней. Решили ехать через поселок, хотя есть и объездная дорога, но она нам показалась хуже по состоянию, да и интересно все же…
Въехали в п. Терней
Проскочили Терней довольно быстро и направили свои бренные тела в сторону п. Амгу, дальней точки нашего маршрута. На выезде из поселка попрощались с асфальтом, дальше его не будет, дальше грунтовки, гравийки и скальник.
Время уже обеденное, но для перекуса решили не останавливаться, ибо дорога дальняя, а половина дня уже прошло, потому штурман был переквалифицирован в шеф-повара. А тем временем за окном пролетали удивительной красоты пейзажи, жаль что все же фотоаппаратом не получается в полной мере передать всю обстановку.
В 14:30 подошли к перевалу Березовый. На высшей точке перевала навигатор показал высоту 480 м н/м, на перевал ушло примерно минут 15, а казалось, что время застыло. Не успели отойти от одного, как уже подкатились к следующему перевалу, Таежному. У подножия перевала сделали вынужденную техническую остановку. Дело в том, что уже довольно долгое время нам не давал заснуть в машине пронзительный свист колодок. Ехать так невыносимо — решили заглянуть, чего же там так поёт.
Осмотр колодок и тормозных дисков.
Первичный осмотр выявил неравномерную выработку поверхности тормозного диска. Судя по волнам, на нем когда-то между колодкой и диском попал то ли камень, то ли еще что-то. Надо проточить диск, но вот где? Ну да ладно, собрали все обратно, и двинули на перевал. На вершине перевала по навигатору 700 м н/м, и там же, на вершине, развилка п. Амгу — п. Малая Кема. Отлично, нам налево.
После поворота качество дороги особо не изменилось, только пыли больше стало, так как дорога уже подсохла после дождей. Я спокойно рулил, а Костя, штурман, внимательно следил по карте, чтобы мы не проскочили её… его «голубую мечту», пятой категории сложности, реку Кема. Костя в прошлом водник (если они бывают «в прошлом»), потому с таким трепетом ожидал встречи с этой могущественной рекой, и дождался. Возле дороги небольшой карман, паркуюсь, но двигателя я уже не слышу — шум воды заглушает всё. Бежим смотреть на Кему.
Костя и Кема, вот и встретились.
Река пробила себе путь через скалы.
Вдоволь насмотревшись, нафотографировавшись, испив воды Кемской, двинули в путь. Дальше все те же великолепные пейзажи, стремительные реки и журчащие ручейки, и Кема, длительное время сопровождавшая нас, то с одной стороны дороги, то с другой.
… там такое чудо есть, что не можно глаз отвесть…
Прекрасные виды из окна «кариба» омрачало только сменяющееся качество дороги — она то более-менее, то засыпана скальником, и двигаться приходилось крайне осторожно и даже медленно в целях сохранения резины и своих зубов. Таким темпом мы не заметили как добрались до довольно серьезной развилки, по качеству дорог непонятно, в какую сторону ехать, но протянув немного вперед все стало на свои места — нам прямо, об этом вещали сразу два указателя.
Недолго после этого указателя мы наслаждались мерзкой дорогой. Ибо в определенный момент она стала архи отвратительной. Не знаю, как у местного населения называется этот зигзаг на перевале, но даже на карте он нарисован довольно неровно, мы его нарекли «тещин язык».
Назвали этот участок «тещин язык».
Когда «туда» поехали — мне пришлось проверить давление в шинах — не надо ли еще стравиться, нет — и так на минимуме. По нашим размышлениям, некий умный человек, или даже их было несколько, в благих целях расширения дороги в этом месте, бульдозером скребанул кусок скалы и то, что отвалилось — разметал по дороге. Ехать невозможно, острые крупные валуны так и норовили поранить нашу мягкую зимнюю резину. В одном месте, даже на карте видно, дорога раздваивается, более длинный путь — вероятно белее пологий, но там мы обнаружили следы того же деятеля, потому пошли по короткому — там он не работал. А короткий путь — довольно крутой, но без острого свежего скальника. Останавливаться ради фотографии на этом спецучастке не хотелось. Тем более, что день заканчивался, а цели мы не достигли — очень хотелось заночевать на термальных источниках. И через некоторое время — первый указатель «Теплый ключ» (их было два).
Свернули, поискали, поплутали, но «диких» источников не нашли, а только платную водолечебницу, а так как темнота после плутаний наступала на пятки, то встали на ночь недалеко от платной водолечебницы, на берегу реки Амгу. Темнеет, кстати, довольно быстро, вроде светло, а потом раз — и все, темно.
Наскоро поужинали, кстати, ели мы не лапшу, а потратили несколько времени и сварили рожки, и консерва рыбная для пикантности… И под приятную прохладу с реки завалились в машину спать.
За второй день было пройдено всего 375 км, наверно, немного, но мы не спешим…
День третий, событийный
Проснулись с боевым настроем, выпили по чашечке свежеразведенной пыли бразильских дорог, в народе именуемой «кофе», и осмотрелись, где мы ночевали. Чистейшие воды горной реки, огромные камни, ласково омываемые водой, и дерево падшее… Красота…
В планах на этот день было доехать до п.Амгу, искупаться в море, найти токаря, чтобы проточить тормозные диски, все же найти источники, и, наконец, добраться до водопада. Погнали…
В 09:50 мы были уже в поселке, на заправке. Когда я заправлял «кариба», мое сердце обливалось кровью — я первый раз за всю поездку лил 92-ой бензин, и первый раз в жизни видел такую цену. Повторю слова автора прошлогоднего отчета о поездке сюда же: «Бензин наверно с платиновой стружкой», только добавлю, что видать еще и лунного камня крошеного добавляют, для появления реактивной тяги. Один литр 92-ого бензина в поселке Амгу стоит 38 рублей 15 копеек. Я удивлен.
Там же, на заправке, в ходе разговора с местным жителем на предмет проточки тормозных дисков, понял, что чего-либо похожего на автосервис тут нет, хотя есть какой-то токарь в портовой мастерской. Но. Этот токарь вызвал некое опасение, так как, по словам местного жителя, он не пьет. Как? Токарь и не пьет? Как ему доверять после этого? Это, конечно, шутка, про доверие к непьющему токарю, но почему-то мы не поехали его искать, а полетели на море, исполненные счастья. Глупцы. Первая попытка намочить ноги морской водой — и я понял, что все, дальше я не пойду, согласился еще раз войти в ледяные воды только ради фотографии.
Костя же, ради своей мамы и моей бабушки, вошел в воду поглубже и подольше — чтобы набрать морской воды для полоскания горла — говорят, очень полезно.
Костя набирает морскую воду, стиснув зубы.
После водных процедур мы еще долго отогревали свои задние конечности. Но ощущение того, что мы таки были на море и в море, грело наши души.
Некоторую часть плана мы выполнили, и под печальное пение тормозных колодок отправились на поиски целебного источника. Вскоре заветный поворот был найден, он оказался на расстоянии 5,3 км от первого указателя на водолечебницу «Теплый ключ» (если двигаться в Амгу).
Подъехав к источникам, получили ценные указания местных обитателей и самолекарей о влиянии целебной воды на человеческие организмы. Оказывается, при проблемах с сердечно-сосудистой системой в этих водах длительное нахождение пагубно — резко поднимается давление. Умудренные коллективным разумом, мы отправились омывать свои тела.
Принимаю термально-радоновые ванны.
Немного поправив здоровье, выбрались на свежий воздух, выпили кофе из термоса и двинули дальше — уже на поиски водопада.
На пути к повороту на водопад нам предстояло еще раз пройти перевал, названный нами «тещин язык». Опять пошли по кратчайшему пути — теперь это был крутой подъем. Залезли наверх — и машина захотела передохнуть: загорелись почти все датчики, в том числе и датчик «повышенной температуры выхлопных газов», чуть было не закипели.
Немного остыв, пошли дальше искать поворот, благо у меня были gps-координаты, данные пользователем drom.ru xtazy. Не доезжая до заветного поворота примерно 3 километра, у «кариба» загорелась лампочка ручника, проверил — ручник на месте, значит, нет тормозной жидкости — остановились и долили. Нашли поворот, свернули и на небольшом пригорке остановились собраться с мыслями… Машина на бугре, а мы присели чуть ниже в тенек, и мой взор случайно пал на внутреннюю сторону переднего левого колеса.
— Костя, мы лужи проезжали?
— Нет.
— А что тогда колесо мокрое с внутренней стороны?
Дальше последовала легкая нецензурная брань и разные догадки, например — выдавило манжету. Встали в тенек для досмотра и устранения неисправности.
Устранение течи тормозной жидкости.
Осмотр показал, что дикий пушной зверек «писец» к нам еще не пришел. Все было проще, чем мы себе на придумывали — от тряски ослаб болт, крепящий тормозной шланг, его затянули и течь устранилась. Еще потеряли немного времени на попытку проточить тормозной диск, вроде получилось — но жалостливые пения пропали ненадолго. Почему шланг потек именно сейчас? Может машина не хочет «туда» ехать? Мы об этом не думали, мы уже гнали «кариба» на встречу сложностям и неожиданностям. А они не заставили себя ждать. Первый ручей прошли, даже не выходя из машины, неглубокий, но с крутыми входами и выходами, но они с твердым и несыпучим покрытием. Второй ручей долго осматривали, тоже глубина небольшая, но вот входы и выходы довольно крутые и сыпучие.
Второй ручей прошли, прошли небольшой участок грязи, и подошли к третьему ручью. Третий был сложнее — крутой сыпучий спуск на входе и большое бревно на выходе. Да, именно, на выходе лежит бревно, для нашего коня высоковато. Но ведь не зря мы везли из самого Хабаровска два обрезка доски! Соорудили сходни из досок и камней, и более-менее нормально вышли из ручья. Радостные, что все нам по плечу, летим дальше. А дальше… грязь. Большая грязь. Для моего кариба — очень большая грязь. Выходим осматриваться.
Первичный, вторичный и последующие осмотры грязевого участка показали, что самостоятельно мы не пройдем, и даже замечательная ручная лебедка и метры троса нам не особо помогут пройти эту грязь при дневном свете, время уже 18:00, однако. Гонимые световым днем, и сообщениями встречных джипперов о приближающемся чудо-юдо-тайфуне, мы решили не рисковать. Да, можно было вернуться к «третьему» ручью, там, на полянке можно оставить машину, но сегодня идти пешком уже поздно, а завтра обещают тайфун, и высока вероятность подъема уровня воды в ручьях, тогда мы не выберемся еще длительное время. Все, решено, разворачиваемся. Обидно. Да ладно. Честно говоря, я еще перед поездкой немного сомневался, что смогу доехать, на то были свидетельские показания разных отчетов, но хотелось же попробовать. Попробовал — не получилось. Попробую еще раз, но позже.
Вернулись на трассу и легли на обратный курс, теперь едем домой. Начало смеркаться, и мы встаем на ночевку на реке Максимовка (так сказал навигатор).
Пока штурман Костя опять изображал из себя повара и готовил ужин, я отправился строить из себя рыбака. Пугал живность реки разными блеснами — ничего, пусто, видать у меня блесна не той системы, ну и ладно. Тем более что ужин уже поспел. Немного «отдохнули» и завалились спать.
За третий день накатали 91 км, практически топтались на месте.
День четвертый, спокойный
Первый и, наверное, последний раз за все наше путешествие проснулись без будильника — решили сегодня отдохнуть. Проснулись, размялись, выпили кофе и опять пошли искать рыбу в этом месте реки Максимовка. И опять неудачно, видать, все же у нас снасти не той системы. Зато сегодня мы первый раз за поездку будем обедать! Супец вышел на славу. Отдохнули и начали не спеша собираться дальше. С места ночевки выехали в 17:40. Хотели проехать немного, но не заметили, как вышли на перевал Таежный, а за ним и на Березовый. В поисках места ночевки дошли почти до Тернея, встали ночевать на реке Заболоченная. Поужинали супом, оставшимся с обеда, и упали спать. На часах было 23:59.
За четвертый день прошли 137 км.
День пятый, побег на рывок
Проснулись по будильнику, позавтракали, и опять попытались поймать рыбу в реке. Опять неудачно. Как выразился штурман, «как в унитазе». Ну да ладно, собрали свои манатки и в путь. И вовремя. Немного проехав, погода начала кардинально меняться, и причем, в худшую сторону. Поднялся ветер, сгустились тучи, начал накрапывать дождь. Проезжали развилку на п. Пластун, когда ветер уже прижимал деревья к земле. Пока на дороге асфальт — пришпорили коня. Перевал через Сихотэ-Алинь проходили под дождем и сильным ветром, а в голову лезли мысли, что сейчас творится с дорогой к водопаду. Плохая погода сглаживала печальные чувства по поводу недостигнутой цели. За перевалом погода немного нормализовалась, деревья уже не мешали ехать по дороге, и мы, не торопясь, прошли мимо села Мельничное.
Встали на ночевку на реке Перевальной около семи часов вечера, недалеко от урочища «17-ые бараки». Погода нестабильная, тучи гоняет в разные стороны, дождь то накрапывает, то прекращается. Поужинали и легли спать под шёпот ветра, надо отдохнуть, завтра федералка М-60.
За пятый день прошли 250 км.
День шестой, финальный
Уже стандартно — проснулись, выпили кофе, поехали. Хотя нет, не стандартно — наконец вылили в бак бензин из канистры. Вот теперь поехали. Дорога знакомая, едем не спеша, уже ничего особенного не видим, кроме веток и небольших деревьев на дороге — видимо и тут ветер погулял. Доезжаем до Рощино. Здесь решено было перебросить передние колеса на зад, так как они изрядно стерлись. Находим шиномонтажку, единственную работающую в среду в Рощино. Перекинули колеса и погнали дальше. А дальше уже совсем неинтересно: 100 километров хорошей асфальтовой дороги до трассы М-60, а потом 350 километров отвратительного качества федеральной трассы. В гараже в Хабаровске разгружались уже в 20:00. Все, финиш.
За шестой день прошли 500 км.
Всего пройдено 1 942 километра, сожжено 180 литров бензина, средний расход 9,2 л/100 км. В следующий раз я обязательно доеду до «Черного шамана».
Видео с поездки: https://www.youtube.com/channel/UC7D0mmixGBaJe8AG9m0YtnQ/videos