|
Полезная и актуальная информация для автопутешественников
Про Абхазию ходит много толков, в основном — негативные, местами — радужные. Чтобы развеять все мифы, я решился с мамой сгонять в эту закрытую страну на автомобиле. В этом случае вышло больше впечатлений, причина тому — свобода передвижения. Закупившись путевкой в пансионат «Сосновая роща» (Пицунда), я стал готовить Тииду к далекой поездке, да заодно настраивать мою пожилую маму на незабываемые 1700 км пути, в итоге оказавшиеся для нее пыткой.
Подготовка
При этом слове у меня всегда возникает ассоциация с длительным процессом. На деле выходит иначе. Моя Nissan Tiida Axis недавно в России, вроде бы все работает исправно. Жидкость в коробке заменена, ремень генератора и колодки передние тоже. Недавно слил старое и залил новое моторное масло. Подвеска в свежей кондиции (кондиционер, кстати тоже, дует холодом). Шины Bridgestone B250 R16/195/60 японского производства (а главное — не экспортные) в порядке. Тормозная жидкость свежая.
Итак, вот что я захватил с собой в дорогу:
Поехали.
Путь
Отправляясь на четырех легковых колесах в путешествие, первым делом задумываешься о качестве асфальта. Владельцам кроссоверов и джипов волноваться не приходится. Моя Nissan Tiida Axis с амортизаторами Autech настроен для езды по дорогам Японии и для умеренно разбитых наших. Пришлось на свой страх и риск готовиться в путь. Однако мне очень хотелось вывезти машину и наши тела за пределы столицы, по которой свободно и быстро ездить невозможно, и мы поехали.
Трасса М-4 «Дон» мне хорошо знакома за десять лет эпизодических путешествий, сложностей не было. Последний раз я ездил в Сочи в августе 2009 года, дорогу тогда усердно ремонтировали в Тульской области. За целый год я не заметил больших изменений. Ям, дыр и прочих дефектов мало, но они «компенсируются» буграми и внезапными гаишниками. Установленная на Tiida Axis резина 195-60-R16 отлично справилась с колеей трассы и крутыми горными поворотами после Джугбы.
По всей трассе М-4 раскидано немало АЗС, в большинстве случаев — это «Лукойл», в меньшинстве — «ТНК». Для японской «Тииды» подходит как 92-й, так и 95-й бензин. Я заливаю «Экто-95», глобальной разницы в принципе нет, но рекламные фразы, типа «мойки двигателя» греют душу. На заправках мы стояли на перекуре по 30 минут, некоторые водители остаются покимарить. Для этой цели имеются и спецстоянки, даже мотели, главное знать места.
Гаишники
Ох, люблю я эту тему! Дежавю я испытал на новой развилке трассы М-4 «Дон», спустя 200 км от МКАД. Тут на свежеиспеченной дороге разместилась «бригада» по выколачиванию денег. Действующие лица все те же: старые и знакомые, что и в прошлом году. Только в этот раз я нарушил скорость на 21 км/час, а не на 60. Отнекиваться, спорить, доказывать — бессмысленно, против гаишной видеокамеры на столбе мало аргументов. Виртуозный сотрудник ДПС в рекордные сроки начеркал мне протокол. Вы же знаете, обычно эта процедура растягивается так, что можно уснуть. Но здесь медлить ни в коем случае нельзя: гонщиков-моквичей много, а времени мало. Кому — протокол, а от кого — наличные. Кульминация всегда одна и та же: приятно всем, вернее — спокойнее. Как может быть приятным буквально дарить дпснику 5 000 рублей? Забрав права обратно, водитель спокойно едет дальше, проклиная «заботливость» ГАИ. Короче говоря, на данном участке работа кипит вовсю, без перерывов на обед и туалет. А написавшему мне оперативно протокол гаишнику в пору дать от начальства награду, как лучшему стенографисту.
Дальше через км 30 под эстакадой над М-4 приютились еще одни охотники за водителями. И тоже с камерой. Тормозят за те же «более 20 км/час». В этом акте мне удалось «охмурить» сотрудника ГАИ описанием своей машины. Тот в качестве комплимента написал штраф в 300 рублей и отпустил с Богом.
Дальше я нарвался на ГАИ уже в Ростовской области. Там широкая с иголочки трасса, грех на ней как следует не дать редлайна. В кромешной тьме я держал 170 км/час, резко появляются фонарные столбы, сбрасываю скорость до 150, машет полосатая палка. Нарушил я скоростной режим, что ни говори. По показанию камеры — 151 км/час. «Выпишем времянку», — припугнул гаишник с ярко-выраженным местным акцентом. «Нееее,— промычал я, — оплатить бы штраф на месте, начальник». Торги начались с 10 тысячей рублей, окончились на 4 тысячах. Но все равно обидно, блин. Деньги были отложены на дорожные расходы, но никак на гаишные…
Встречи с гайцами закончились на стационарном посту перед Ростовским мостом. Ничего страшного, просто документы проверить. Шутя, предложил им сдать анализ на наркотики, отказались. Спасибо! Больше гаишники не тормозили Tiida Axis до самого конца путешествия.
Граница Россия — Абхазия
Перед поездкой облазил весь интернет, начитался много страхов. Чтобы проехать в Абхазию, надо пересечь границу. В летний период эта процедура занимает до 12 часов (!). К счастью, нам повезло, видимо, из-за не летнего сезона. Добравшись после Адлера до реки Псоу, где проложен мост до Абхазии, мы простояли около 2 часов.
Первый шаг: после въезда за шлагбаум выдают бумажку-лист, в которую вы собственноручно вписываете ФИО, номер авто и дату прибытия.
Второй шаг: авто бегло осматривает-досматривает пограничник. Заглядывает под капот, вчитываясь в номер кузова. Дальше — «обыск» на предмет наличия запрещенных предметов. Базуки у нас не было, разве что кухонный нож, заблаговременно спрятанный в подлокотник (не забуду случай, когда вылетал самолетом из аэропорта Ростова-на-Дону, где нас задержали на час из-за кухонного ножа).
Третий шаг: спускаемся направо с горки на еще один контрольный пункт. Здесь надо выйти из авто, открыть снова капот, высадить пассажиров. Контроллер выписывает новую бумагу, проверяет номер кузова. У пассажиров и водителей проверяют паспорта. Ставим отметку на ту бумажку, едем на последний контрольный пункт.
Четвертый шаг: еще один шлагбаум. Тут надо подойти к окну, получить лист временного пребывания. Туда вписывают ваши и автомобильные данные. В бумажке указан срок нахождения в Абхазии — 1 месяц. Платите 150 рублей, двигаетесь в окно справа. Там приезжим, особенно москвичам, впаривают автостраховки по вполне столичной цене — 500 рублей. И неважно, какой срок действия 3 дня или 1 месяц, цена не меняется. Вы спросите, а зачем покупать страховку, если у вас есть как минимум ОСАГО? Потому что на территории Абхазии ОСАГО не работает. Странно и непонятно: почему-то в Абхазии наши водительские права действуют, а наши страховки не работают?
Абхазия
Попали в Абхазию неудачно, в 9 вечера, и в жуткий ливень. Выезд с поста таможни напоминает минное поле: дорога зияет дырами, как будто после Мамаева побоища. Зато потом мы очутились на ровном асфальте. Только не видать дальше света фар Tiida Axis абсолютно ничего, темень сплошная — фонари забыли поставить. Сразу мыслю вслух про экономию электричества в Абхазии. Экономят на психическом здоровье туристов, блин! Хорошо хоть полотно (дорожное) освещается фарами. Чувство потерянности добавляют указатели, вернее их отсутствие. А где дома, люди? Глаза видят в потемках только лишь густой лес, а уши чувствуют шум дождя. Скорость по абхазской основной трассе — почти везде 70 км/час, мы же едем (семеним) как верблюды, потому что мешает ясно видеть проливной дождь. Страху нагоняют местные водители-камикадзе, бесстрашно вылетающие на встречку перед крутым поворотом в горы. Серпантина здесь, конечно, меньше, чем в сочинских горах, но все равно дорога идет вдоль гор.
Ура! А вот и первые признаки цивилизации. Вижу табличку с затертой надписью «Гагра», на пути мелькают величественные дома отдыха, пансионаты, отели, местами горит свет в домах. Даже как-то теплее стало!
Но, ненадолго. Через несколько километров жизнь кончается глушью. Круговое движение, мост… Куда нам ехать? Ничего удивительного в том, что указателя на Пицунду нет. Тыкаясь во тьме кромешной, еле-еле выкатываемся на нужный путь. И снова черная ночь, не видно ни зги, бедная мама чуть ли не плачет! Страшно и мне, заварившему всю эту поездку. От эмоций голова кругом, может домой обратно?... Едем еще километров 20, вроде уже должна быть Пицунда, и где-то рядом — пансионат «Сосновая Роща». Даже есть информационный щит со стрелкой направо! Хорошо, едем направо. Попадаем на перекресток. Ну а здесь куда? Логика подсказывает ехать по главной, то есть, прямо. Ползем как черепахи, объезжая ямы. Попадаем на некую площадь с десятками домов. А теперь куда? Мы все равно заблудились в трех соснах. Вокруг нас много домов, обычных и квартирных. Только они брошенные, с черными окнами… Да где же этот гребаный пансионат?! С этим вопросом обращаемся к неизвестно откуда взявшемуся водителю на «Мерседесе- Спринтер». Добрый человек проводил нас по разбитой дороге прямо до ворот пансионата. Спасибо! Tiida Axis, неужели мы приехали?
Стоянка на территории пансионата.
Впечатления от Абхазии
Теперь несколько впечатлительных строк.
Во-первых, начну с транспортного вопроса.
Давно я не видел удивительное чувство такта на дорогах. Оно у абхазов присутствует стопроцентно, в отличие от армянин в Сочи. Здесь мне ни разу не сигналили, не махали руками, а лишь с интересом заглядывались на «Тииду-Аксис». В Сочи же какие-то нервные водители, в основном, на «Жигулях». Пребываете вы себе мирно в пробке, а вам сзади «биииип». Причем аналогичное поведение было и когда мы ездили в Сочи на «Freelander». Я так понимаю, марка и модель существенной роли не играют, чего не скажешь о подмосковных-московских госномерах. Они-то и задевают психику армянинов.
АЗС фирменных нет. По крайней мере, от границы до Пицунды (говорят, в Сухум — настоящая цивилизация). Как уверяют местные водители, топливо неплохого качества, потому что абхазские АЗС закупают лукойловский продукт.
Что не понравилось в транспортом плане?
Как я писал выше, нет элементарной ориентации в пространстве этого замечательного курорта. Указателям лет по 40, шрифт затерся и потускнел, неужели так дорого обновить?
Местные жалуются на отсутствие нормальных автосервисов. Ремонтируют машины как попало и без гарантии. С запчастями на иномарки тоже не айс. В наличии мало что есть.
По словам президента Абхазии в его стране слишком много угнанных авто. Неужели он об этом узнал только сейчас? Проблеме этой не пять лет. И решать ее надо комплексно. А пока бизнес процветает. Говорят, в Абхазии можно купить угнанный «BMW X5» за 500 тысяч рублей. Заманчиво.
Неудобно перемещаться на общественном транспорте. Хотите попасть в Гагру? От нашего пансионата ходила маршрутка 1 раз и только в 10 утра! За 100 рублей в 1 сторону. А пешком до дороги идти 30 минут. Так что мы не зря приехали в Пицунду на своей машине.
Во-вторых, отзывы о чистейшем море и пляжах, подтвердились. По крайней мере, в Пицунде у пансионатов «Сосновая Роща» и «Кудры». Пляж из мелкой гальки серого цвета может и не так колоритен, но все-таки куда более гигиеничен, чем на Сочинском побережье. В море не плавают носки, презервативы, и прочая гадость. Кто-то говорил, что от речки Бзыбь, впадающей в море, холодно купаться. Все наоборот: вода теплая! Бывала холодная, но не пронизывающая до костей, как в Охотском море.
В-третьих, мы отдыхали вдали (2-3 км) от основной трассы, которая традиционно для Краснодарского края тянется вдоль курортной зоны. В полной мере ощутили настоящий горный воздух, подпитываемый уникальной густой растительностью. Кислород настолько пьянящий, что не хватило и двух недель для акклиматизации, то и дело кружилась голова.
В-четвертых, касаемо сервиса пансионата «Сосновая роща». Удивило наличие интернета! Не модемного, а полноценного кабельного. Есть тренажерный зал, прокат пляжной утвари. Питание по системе «шведский стол», три раза. В принципе вкусное, только не понравилось однообразие, а главное — приготовление пищи. То картошку пережарят, то творог кислый, то суп с приправой из пакетов, то мясо дубовое (бывало, конечно, и мягкое). Соков натуральных нет, как и фруктов, типа арбузов, персиков и местных мандарин (или не сезон?) А покупать на рынке тот же арбуз…. Хм, да по таким ценам лучше сделать это в Москве! В общем, людям с гастритом лучше готовить пищу самостоятельно, где-нибудь в частном секторе, но только не в этом пансионате.
Обратно
Засиделись мы на месте. Путевка на 13 дней: устали отдыхать уже на девятый день. Соскучились по дому. Стали собираться обратно. Проверил масло в моторе — пришлось долить всего лишь пару капель. Для сравнения: в прошлом году я ездил в Лоо на LandeRover Freelander 2 (пробег машины — 12 тысяч км), заливал в конце маршрута полканистры масла. Подтянул гайки колес. Глянул на капот — пара сколов новых сколов! Видимо, когда ехали в горах во время ливня попали в капот камни, лежащие на дороге. Для лично спокойствия залепил прозрачным скотчем часть капота. Со двора пансионата мы выехали в 11 утра. В солнечное утро, конечно же, гораздо приятнее ехать по Абхазии. Видны могучие горные склоны, обильная растительность. На дорогах мешаются вездесущие коровы с бычками. И куда смотрят беспечные хозяева? Перед границей увидел строящийся автосалон «Toyota». На границе мы простояли с 11:30 до 14:30. Скучать нам не дали джамшуды без авто, желавшие во что бы то ни стало попасть в Россию.
В целом путь домой выдался куда более спокойным. Гаишники останавливали пару раз за превышение, но после моего раскаяния — отпускали с миром. Больше всего вымотал отрезок от Ростова до Москвы, заботливо усеянный знаками «Неровности». И длился данный маршрут 1 000 км. «Тииду» трясло нещадно, как и мою маму. В таком ритме толком не поспишь, а только вывернешься наизнанку.
Вывод: путешествуйте с остановками в мотелях. Не берите на борт пожилых людей, им спокойнее и комфортнее будет в поезде или самолете, но только не в машине.
Александр Власов, QX9