|
Откровенно говоря, раньше даже не верилось, что это возможно: взять напрокат машину и поездить по дорогам Кореи. Во-первых, потому что заграница, а во-вторых, (стыдно признаться), потому что по-корейски, кроме «здравствуйте» и «спасибо», — вообще ни слова. Но оказалось, что всё не так уж сложно.
Прежде всего, необходимо заранее получить международное водительское удостоверение (выдаётся в ГИБДД). Обычное национальное удостоверение не подойдёт (ни пластиковое, ни картонное ламинированное). Ещё надо иметь заграничный паспорт (что, собственно, неудивительно). Вот и всё.
Для начала пытаемся провести «рекогносцировку» и выяснить, что там вообще творится на корейских дорогах. В рунете информации катастрофически мало. Нашлась только статья с не очень оптимистичным заголовком «Вождение в Корее? Это круто!», после прочтения которой что-то наш оптимизм слегка поубавился, хотя по многим вопросам статья довольно спорная.
Что ж, делать нечего, билеты куплены, — надо лететь.
Вылетаем из солнечного Владивостока. Наша первая остановка — не менее солнечный Пусан:
Пусан — это в основном портовые терминалы, небоскрёбы, хайвеи и прочие плоды цивилизации. Хотя, природа, парки, море и пляжи там тоже есть.
Мы здесь по делам. Передвигаемся в основном на такси, и брать прокатный автомобиль пока особо не было желания. К тому же, тут особо и ездить-то некуда: трафик жёсткий, в час-пик сплошные пробки, парковаться в центре вообще негде (все доступные тротуары заставлены машинами в два ряда). Но зато есть время немного изучить местный стиль вождения.
Как ездят в Корее?
Очень заметно, что за последние несколько лет корейцы стали ездить аккуратнее. Они чем-то похожи на нас: помнится, лет 8-10 назад в Корее был просто зверский трафик, пробки начинались уже в 6 (!) часов утра, эти бешеные ускорения, хаотичные перестроения, постоянные попытки залезть первым в любой свободный просвет, — жуть! Но, похоже, цивилизация делает своё дело: люди становятся добрее и спокойнее. Хотя машин и сейчас не мало, особенно в час-пик, и ездят не медленно (на хайвеях обычно 120 км/ч), но как-то всё приличнее выглядит. Самые резвые водители, как и везде, конечно, таксисты. Но даже если таксисту надо перестроиться в плотном потоке через четыре полосы из крайней левой в крайнюю правую, делается это очень быстро и аккуратно. При этом задние водители (так же, как и у нас) нервно реагируют недовольными гудками. Но даже при таком плотном движении за всё время нашего пребывания не было замечено ни одной серьёзной аварии.
Нарушают ли в Корее правила дорожного движения?
Замечены были довольно часто: пересечение сплошной линии разметки и проезд на красный (!) сигнал светофора. Зачем они это делают, и как умудряются при этом не биться, — так и осталось загадкой. Для себя решили: делать «как все» нам рановато, — для начала надо привыкнуть к местному стилю, «вжиться в образ», стать хотя бы немножко «корейцами».
На чем ездят в Корее?
Большинство машин, конечно, корейские (на 95%). Но попадаются и европейские (BMW, Mercedes), японские (несколько раз попался седан Honda Civic Hybrid с левым рулём) и однажды (не поверите!) был замечен даже праворульный Nissan Cube!
Какие дороги в Корее?
Просто хорошие. Какими они и должны быть. Есть два типа дорог: Speedway (скоростные хайвеи) и обычные. Например, из Пусана в сторону Сеула идёт скоростной хайвей No.1 (по 3-4 полосы в каждом направлении, светофоров нет, перекрёстков нет, встречные потоки разделены зоной безопасности). Проезд по хайвею платный. Но если хочешь бесплатно, пожалуйста, — езжай параллельно этому хайвею по обычной городской дороге, которая по качеству ничем не хуже, только со светофорами и с ограничением скорости до 80 км/ч. Особенно запомнилось, что качество и оборудование дорог абсолютно не зависит от того, в городе ли эта дорога, между городами, или в деревне, — везде хорошее покрытие, бордюры, свежая разметка, работающие светофоры.
Встречается ли на дороге полиция?
Да, пару раз попадалась. Причём, не поверите, оба раза полицейская машина ехала с мигалками (!), но не гудела, никого по встречке не обгоняла, стояла в очереди на оплату проезда перед хайвеем и даже на красном светофоре стояла вместе со всеми! Ужас! :)
Ну, что ж, разведка проведена, — можно выдвигаться к цели нашего путешествия. Всего 50 минут полёта от Пусана, — и мы на месте.
Остров Чеджу
Остров оказался не таким уж и маленьким (около 60 х 30 км) и весь исчерчен дорогами вдоль и поперёк. Мы здесь в первый раз, поэтому, чтобы не заблудиться, в первый день добираемся из аэропорта до гостиницы на такси. По пути изучаем маршрут и особенности дорожного движения. Порадовало, что дороги, разметка и светофоры здесь абсолютно такие же, как и в Пусане, только машин намного меньше.
На второй день приезжаем в аэропорт, чтобы взять машину напрокат. Вероятно, можно было бы взять прокатную машину и не в аэропорту, и, возможно, это вышло бы чуть дешевле, но, во-первых, в аэропорту проще договориться (здесь персонал даже сносно говорит по-английски, в отличие от всего остального острова), и, во-вторых, проще потом возвращаться: приехал в аэропорт, уже с чемоданами, сдал машину, — и лети.
Стойки всех прокатных фирм абсолютно одинаковы и расположены у выхода из аэропорта в зале прилёта (GATE 2):
Фирму особо выбирать не пришлось, — подошли к первой стойке, где было свободно. Название фирмы даже не запомнилось, — написано было что-то по-корейски. Предложили нам трехлетнюю Hyundai Sonata NF, других у них вообще не было. Говорят, что в купальный сезон (в июле-августе) толпы корейских туристов забивают все гостиницы и расхватывают все прокатные машины (тогда приходится даже бронировать авто заранее), так что нам ещё повезло. Стоимость аренды со страховкой получилась 96 000 Вон (около 80$) в день.
Машина, как машина, — ни прибавить, ни отнять: автоматическая коробка, супер-салон, климат-контроль, кожа (хотя зачем нам эта кожа?)…
На спидометре больше 100 тысяч, — неплохо у них тут в прокате гоняют:
Откровенно говоря, от корейских машин мы никогда в восторге не были. Но, как говорится, «прокатному» коню в зубы не смотрят, — берём, что есть.
Сюрпризом оказалось то, что машина заправлялась газом! Правда, никаких неудобств это особо не доставляло: динамика неплохая, на заправках разбираться со шлангом не приходилось (всё делали заправщики), газом если и попахивало, то только непосредственно на заправке. А в остальном — никакой разницы с обычной бензиновой машиной. Расход — около 10 л на 100 км (с работающим кондиционером). Стоимость газа 1 000 Вон (примерно 0,83$) за 1 л.
Самый полезный девайс, который оказался в машине — GPS-навигатор. Несмотря на то, что всё меню было по-корейски и мы не могли использовать его возможности на все 100% (например, проложить маршрут до конечной точки было вообще нереально), но кучу полезных вещей он обеспечивал нам исправно:
Но ещё более полезным дополнением к нашей навигационной системе был ещё один элемент — штурман в комплекте с картами, путеводителями и рекламными буклетами. Бесплатные карты и путеводители лучше взять сразу в аэропорту в Informational Tourist Centre. Ещё одна тонкость: здесь так быстро всё изменяется, что даже карты не успевают перепечатывать. Если вам достались от друзей-путешественников старые карты Чеджу 3-5-летней давности, делайте поправку на то, что с тех пор всё поменялось: появилось много новых дорог, и даже нумерация дорог сейчас совсем другая.
Да-а-а, давненько не приходилось гонять на леворульных тачках…
Особых трудностей перехода с праворульного на леворульное управление не возникло, если не считать небольшую проблему с неожиданным включением дворников вместо поворотников J. Через 10-15 минут прошло.
Ура! Едем по улицам главного города Чеджу (Jeju-si). Городок небольшой, но все атрибуты городской жизни присутствуют: 10-этажные билдинги, неоновые вывески, широкие дороги, чувствительный трафик в час-пик. Глухих пробок нет, но движение даже по 4-полосным направлениям достаточно напряжённое. На острове есть ещё один городок, на юге, — Согвипхо (Seogwipo-si). Он поменьше, и трафик там не такой плотный. На остальных же дорогах по всему острову движение вообще свободное (по сравнению с Владивостоком). Такое впечатление, что дороги сделаны здесь с большим «запасом», на случай бурного развития острова или на случай резкого увеличения количества туристов в хай-сезон.
Типичная дорога между населёнными пунктами:
Это обычная дорога, не хайвэй (по хайвеям на острове ездить просто некуда, поэтому их здесь вообще нет): хорошее покрытие, свежая разметка, слева над дорогой висит полицейская камера-радар (та, о приближении к которой всегда предупреждает девушка из GPS-навигатора :)).
А это дорога через заповедный лес (такое же хорошее покрытие, та же свежая разметка):
На крутых лесных поворотах установлены выпуклые зеркала, чтоб можно было «подсматривать из-за угла»:
Каждая дорога имеет свой собственный номер:
Номер дороги фиксируется в GPS-навигаторе, на всех картах-путеводителях и периодически появляется на табличках на самой дороге. Заблудиться практически невозможно.
Типичный перекрёсток:
Что понравилось
С каждой стороны перекрёстка — по два или три светофора, висящих над (!) дорогой. Не заметить сигнал светофора невозможно.
У каждого светофора кроме трех основных сигналов имеются одна или две дополнительные секции-стрелки для поворачивающих направо или налево. И на каждое направление выделяется отдельное время для беспрепятственного движения (если у тебя «зелёный», то можешь двигаться без боязни, что кто-то тоже двигается на свой «зелёный» и метит в твой правый бок). У пешеходов тоже свой «зелёный», и тоже не пересекающийся с «зелёными» других направлений.
Что не понравилось
После «зелёного» сразу без всяких предупреждений загорается «красный». Поэтому иногда приходится выезжать на перекрёсток и проезжать его на «красный». В качестве «компенсации» такого странного поведения светофоров те, кто начинают движение на «зелёный» с перпендикулярного направления, никогда резко не стартуют, а начинают движение медленно, убедившись, что все «перпендикулярные» уже проехали или остановились.
Что удивило
На всех перекрёстках по всем направлениям имеются пешеходные переходы. Но стоит чуть-чуть отъехать от города, — пешеходы куда-то вообще исчезают. Такое впечатление, что за городом пешком вообще никто не ходит, все передвигаются исключительно на машинах или автобусах.
Иногда на дорогах встречаются вот такие экзотические транспортные средства (то ли трактор, то ли плуг?), причём, это не в деревне, а на центральных улицах города!
Довольно неожиданной оказалась языковая проблема. Мы предполагали, что на туристическом острове английский язык должен быть в почёте, но оказалось, что основной поток туристов на Чеджу — это сами корейцы. Даже в ресторанах часто было проблематично что-то заказать, если в меню не было картинок блюд, в которые можно ткнуть пальцем. Да и сами рестораны по вывескам определить было не очень просто. Вот, например, типичное украшение фасада здания у дороги (из понятных символов — только цифры номера телефона):
Несмотря на обилие хороших дорог, местные власти не останавливаются на достигнутом: кое-где ещё ведутся интенсивные дорожно-строительные работы (кстати, ни пыли, ни грязи):
Вообще, строить дороги на Чеджу, вероятно, — одно удовольствие: никаких зыбучих песков и болот, да и взрывать скалы тоже нет необходимости, — обычный экскаватор справляется. Весь остров состоит в основном из застывшей пемзы — продукта извержения потухшего вулкана.
Даже пляжи тут выглядят весьма специфично: тёмно-серые застывшие потоки пемзы, спускающиеся с берега прямо в море, и немного белого песка между ними:
Официально купальный сезон здесь начинается 1 июля и заканчивается 31 августа. В остальное время послушные корейские граждане не купаются, а только ходят по воде босиком.
Иногда попадаются пляжи с рыже-коричневой пемзой, измельчённой в крупный песок — ходишь по такому песку («хрусть-хрусть…») и кажется, что под ногами вся таблица Менделеева:
Кратеры потухших вулканов здесь повсюду. Самый большой, конечно, — это Халласан (Hallasan) (1 950 м, самая высокая точка в Корее), но туда нам забраться не удалось. Зато удалось залезть на вершину вулкана Ильчхульбон (Seongsan Sunrise Peak / Пик Восхода Солнца), на самой восточной точке острова:
Для туристов тут даже дорожка выложена: с лавочками для отдыха, с магазинчиками и даже с туалетами (!). Но не подумайте, что до самой вершины она такая ровная, — на последних метрах подъёма дорожка превращается в лестницу с крутизной в 40-50 градусов!
После двухчасового восхождения мы, наконец, на вершине; можно передохнуть и полюбоваться потрясающими видами с высоты птичьего полёта:
Но не только любителям вулканологии так повезло с островом, что-то интересное для себя здесь могут найти не только они. Например, ботаникам, однозначно, — тоже сюда. Растительный мир в местных ботанических садах просто поражает разнообразием. Вот, например, какие здесь кактусы (эти, круглые, — ну ОООчень большие!):
А вот какой-то экзотический бонсай-цветок:
А это в саду «Бонсай и Камни» (Bonsai & Stones) (некоторым бонсаям, кстати, более 100 лет!):
Камней здесь, действительно, каких только нет! Лава, вытекавшая когда-то из жерла древнего вулкана, застыла в самых причудливых формах:
Самый известный символ Чеджу — Тольхарубан (Dolharubang) (статуя каменного дедушки). Такие статуи делают из чёрной пемзы. Говорят, что раньше такие статуи служили местным жителям оберегами и их устанавливали у входа в деревню. Теперь они стоят в основном у туристических объектов. Размер такого «дедушки» может быть метра 3-4 и даже больше:
А это в фольклорном музее-деревне: вот в таких домах с соломенными крышами здесь раньше обитали местные жители. Справа можно заметить часть изгороди, изготовленной из кусков пемзы. Особенность изгороди в том, что куски пемзы никак не скреплены между собой, а просто лежат один на другом. По такой же технологии делают на Чеджу изгороди и сейчас, пемза — самый распространённый строительный материал на острове. Поначалу даже не верилось, что изгородь высотой до полутора метров может стоять без применения цемента. Но куски пемзы настолько шершавые, что цепляются друг за друга сами по себе под собственным весом, поэтому изгородь не падает и не разваливается от ветра:
Поддавшись на красивые картинки в рекламных буклетах, нырнули под воду на слегка ржавом подобии подводной лодки. Может быть, корейские туристы и в восторге от такого «чуда», но нас это особо не впечатлило, — в Амурском заливе даже в обычной маске с трубкой нырять гораздо интересней. Слегка сгладил впечатление весёлый водолаз, кормящий рыбок за бортом:
Воздушный шар испробовать не удалось, — совсем не вовремя поднялся штормовой ветер, и шар привязали к земле, чтоб не улетел:
Очень впечатлил Музей Стекла (Glass Castle). Там почти всё из стекла! Много авторских работ настоящих мастеров-стеклодувов. Цветочки из стекла, мандариновые деревья из стекла:
Тыквы из стекла:
Какие-то загадочные кусты из стекла:
В этом же Музее Стекла можно самому побыть «немножко стекольных дел мастером»: за 10 000 Вон (около 8,3$) под руководством настоящего мастера вам дадут расплавить на газовой горелке несколько разноцветных кусочков стекла и сделать из них какую-нибудь безделушку.
Картинг!
Надо признаться, мы заранее знали, что на острове есть картинг. Но мы даже не предполагали, что картинг-центров здесь настолько много. Причём некоторые из них появились совсем недавно и даже на туристических картах ещё не отмечены. Вот, например, случайно обнаружили абсолютно новый картинг-центр с абсолютно новой техникой (даже сиденья ещё в полиэтилене!):
Обогнали всех местных корейских «гонщиков», но драйва нет абсолютно, — что-то эти новые карты еле-еле тащатся. Может быть, для обкатки механики переборщили с ограничением максимальных оборотов? Поехали искать другие места. Нашли. Здесь уже карты были порезвее, хоть и не новые:
Потом объездили ещё несколько картинг-центров. Условия проката примерно у всех одинаковые: одноместный карт — 25 000 Вон (21$); двухместный карт — 35 000 Вон (29$) за 15 минут. Интересно, что двухместные карты иногда встречались с параллельным управлением (когда рулевое управление водителя и пассажира связано, и рулить могут оба), а иногда управление было только у водителя (при этом у пассажира тоже была своя баранка, но её можно было крутить в любую сторону, независимо от водителя), как вот здесь:
Ещё одна местная особенность: почти всегда рядом с картинг-центром есть прокат ATV (All-Terrain Vehicle) (по-нашему, квадроциклов) и прокат лошадей. Но лошади какие-то все спокойные, им рёв моторов нипочём, — привыкли уже, наверное:
Под занавес нашего путешествия была обнаружена мастерская, где местный корейский Кулибин сотворил какой-то чудо-аппарат. Колесо высотой почти в два метра, конечно, сильно впечатлило. Но осталось абсолютной загадкой предназначение этого монстра. Бездорожья на острове в принципе нет, везде асфальт. И куда он собрался на нём ездить?...
Итак, результат путешествия
За шесть дней наезжено по дорогам острова почти 600 км. Машина напрокат — это супер-удобно: сам себе хозяин, свободно выбираешь жильё в любой точке острова (хочешь — гостиницу, хочешь — виллу, хочешь — кондоминиум), сам себе составляешь любой маршрут на день (где хочешь, — остановился; не понравилось, — поехал дальше), не переживаешь по поводу большого количества вещей, — бросил в багажник, и нет проблем.
Движение по дорогам туристического острова, конечно, отличается от движения в густонаселённом Пусане: на Чеджу и машин меньше, и ездят спокойней, — спешить-то тут особо некуда. Но расслабляться никак нельзя, ни на загородной дороге, ни в маленькой деревушке: частенько попадаются тяжёлые самосвалы, несущиеся по каким-то своим делам, традиционно не обращая внимания на красные светофоры и на сплошную разметку.
Местные жители к иностранцам относятся очень доброжелательно и всегда стараются чем-то помочь, даже несмотря на незнание английского языка. Например, заехали однажды в какой-то придорожный автосервис, чтоб колесо подкачать, с нас даже денег за это не взяли.
Вообще, впечатлений масса, хотя нам так и не удалось объехать абсолютно все местные достопримечательности.
Но надо улетать… Так и хочется сказать: «Жди нас снова, Чеджу!»