|
Путешествие началось 27 июля 2009 года. Старт из Новосибирска.
Три экипажа:
Выехали рано утром и к обеду прибыли на место первой стоянки недалеко от посёлка Черемшанка на берегу Катуни. Это примерно 40 км после Маймы.
Довольно живописные места, тем более для людей, приехавших с равнины.
Здесь мы остались на пару дней, шашлык, пивко, рыбалка (мы ж никак не могли поверить людям, заявляющим, что в Катуни рыбы нет :)).
Заскучав на второй день, приняли решение ехать дальше. Третий экипаж, к сожалению, не смог составить нам компанию по семейным причинам, и мы, лишившись нашего жипа, поехали на двух вагончиках.
Довольно быстро долетели до первого и самого высокого перевала трассы М-52 — Семинского. То, что он высок, понимаешь по затяжному подъёму и падающей температуре за бортом. А вот хороших видов и живописности на этом перевале нет. Сопки, туманчик, морось и всё…
Далее по дороге понимаешь, что настоящий ГОРНЫЙ Алтай начинается только здесь. Горы становятся выше, дорога увеличивает количество поворотов на один км. Любуясь видами, незаметно долетели до следующего перевала Чике-Таман. Он виден ещё внизу и подъём на него занимает не более 20-30 минут, как мне показалось. Он ниже Семинского, но зато какой же он красивый! Виды просто обалденные. Горное солнце печёт, горный ветер освежает, на лицах людей какая-то восторженность.
Пофотались, быстренько перекусили и в путь. Спуски с перевала несколько настораживают, никогда не знаешь, что там за поворотом…
После Чике-Тамана дорога становится просто сказочной.
Если бы меня спросили, то я бы ответил, что презентации любой спортивной машины, будь то «Феррари» или «Поршик» надо проводить не в Альпах всяких, а именно здесь. Качество полотна, в принципе, на всей М-52 очень хорошее, а в этих местах трасса изобилует поворотами различной сложности. При желании и лёгкой безрассудности лучшего места для дрифта и не придумаешь. Я получал здесь истинное удовольствие от вождения. Скорость прыгала от 80 до 120.
Мы проезжали массу красивейших мест, но остановки были очень короткими, так как я очень хотел до темноты доехать до точки ночёвки на Улаганском перевале. Одно из них — это слиянии Чуи и Катуни.
Далее долетели до Акташа. Здесь пополнили провизию, заправились нормальным, но самым дорогим бензином по 25 руб. под горлышко и рванули дальше. Здесь дорога начала кончатся. Неважнецкий асфальт стал сменяться неважнецкой гравийкой.
Уже в сумерках доехали до знаменитых Красных ворот, моросил дождь, но окрылённые мыслью, что мы уже близко от горячей пищи, от бани, от конечной точки поездки, не замечали ни холода, ни дождя. Пять минут на фото и дальше…
Справа тянутся озёра, а базы всё нет. Наконец сначала справа, а потом и дальше слева, показались строения. Фу-х, ну вот мы и доехали. Считай, весь день в пути. Озеро Узункель, на его берегу стоит одноимённая база. Тут ночлег, горячая пища. Если бы было теплее, то разложили бы палатки, но погода была не из лучших. Поэтому мы взяли шестиместный домик с печкой.
Натопили печь, девчонки наварили борща, и мужиками мы рванули в баню. Без веника и наполовину электричества попарились, пообщались с местным управляющим. По его словам на наших машинах бессмысленно соваться на Кату-Ярык, там «такие» даже не ездят, а если учесть, что последние несколько дней шли дожди, то вы туда просто и не доедете. Помолясь о хорошей погоде, легли спать.
Утро встретило нас солнечно и прохладно, как никак 2 000 над уровнем. Так что жары я не ждал.
Позавтракав в местном кофе свежайшей пелядью, мы рванули в самое приключение. Спустились с Улаганского перевала, быстренько проскочили Улаган (райцентр). Вытрясли душу на гребёнке до пос. Балыктуюль. Когда на скорости 40-30 км/ч влетаешь на неё, то руль выбивает из рук и сердце кровью обливается за стойки, сверчков в панели и обвес на братовом «Филдере». По тормозам и опять 10-20-30 км/ч. А местные тем временем, смеясь, проносятся мимо нас под сотку на «Жигах».
После Балыктуюля дорога кончилась. Точнее «дорога» там была, но явно для джипарей, ибо я по ней мог проехать, но очень недолго и недалеко…, а ехать нам по ней 40 км надо, однако. Ну да где наша не пропадала… рванули. Встречные и обгонявшие джипы загадочно лыбились, глядя на нас. Земляк на «Ниве» сказал, что мы, может, и доедем до перевала… хотя есть там пара мест, где может и не доедете… Но подняться точно не сможете…
Под конец этих 40 км я очень хотел, чтоб это кончилось. Развернуться назад мне не давала только мысль, что обратно уже дольше, чем туда. И вот впереди что-то показалось. УРА-А! Это он, усталость как рукой сняло.
Мы приехали. Вышли из машины, и у нас дух захватило от увиденного. Чувство нереальности пришло. В городе теряешь ощущение размеров. Долина, ущелье — зрелище грандиозное!
Покурив минут 30, решаемся на спуск. Вначале всё легко и спокойно. Даже пытаюсь найти место на дороге, где бы «Филдер» мог застрять, и не нахожу.
Посерёдке остановились в кармане, остудить тормоза и пропустить поднимающихся. Среди них почему-то не было ни одной машины с клиренсом менее 25 см. Наконец конец спуска и, по слухам, самый сложный участок в 200-х метрах перед концом спуска. Н-да. Нехило так разрыто тут. Проползти, конечно, можно, но напрягают, во первых, почти отвес справа, а ведь до него примерно метр, и, во вторых, то, что при торможении на этих «ямках», хотя колёса и не крутились, машинка потихоньку, но ехала. Поэтому на грани блокировки проползаю эту засаду, пару раз вывесив в воздух то правое, то левое заднее литьё.
Как не крути, но «Колда» повыше «Филдера», поэтому брат слегка бился днищем, а я нет. За всю поездку раза три звонко шоркал глушаком-трубой под задней балкой. Спустились. От колёс воняло настораживающее. Диски не синие, ну да ладно.
Через 15 минут мы были на базе «Эзен». Расположились на берегу реки Чулышман и начали употреблять чистейший воздух, шикарнейшие виды, радость от пройденного пути, водочку и шашлычок.
Утром, как огурчики, на рыбалку за хариусом.
Чтоб дойти до хорошего места на реке, надо пройти вброд через три протоки. Одна совсем смешная, а вот две других примерно по пояс. При возвращении течение смыло один мой тапок, так что в следующие дни на рыбалку я ходил в слегка забавном виде.
Три дня пролетели, как один, и пора возвращаться.
Наскоро позавтракав, выдвинулись. Подъехали к перевалу. Женщин и детей пешком отправили наверх, а сами пошли на разведку. Плохой участок днём ранее оказывается отремонтировали. Ямы засыпали, но камни крупные остались торчать из земли. Окрылённый увиденным, брат побежал седлать свой «Филдер». Я ждал его у этого участка. Набрав разгон «Королка» долетела до этого места и зашлифовала. Чуть спустив машину и подложив ей камни под зад, чтоб не откатила, делаем вторую попытку. Я с племяшкой пытаюсь толкать. Камни летят из-под колёс, дым резины, а машина не шевелится. Ну вот и всё — понесли деньги «Газику». Внизу за 1 000 рубликов алтаец на 66-м протаскивает бедолаг через самый сложный участок. Подорожало, однако, в два раза по сравнению с прошлым годом. Деваться некуда и брат сел на «галстук».
Я тем временем, чтоб их не ждать, прыгаю на свой 4-везде и, як орол сизокрылый, почти ни разу не буксонув, проезжаю всё это безобразие. Встречаю брата. Оказывается, ГАЗик его за 1 000 протащил на десять метров выше того участка, на котором он шлифовал. «Дальше сам езжай» — сказал коммерсант. Я рванул вперёд, подобрал измученных девчонок и вылез наверх.
Прощай Кату-Ярык. Прощай Чулышман. Я обязательно вернусь.
Обратная дорога прошла быстрее. Пробег в 12 часов и мы снова на первой стоянке. Переночевали там и домой.
Итого: 1 840 км от Новосибирска.
На бензин потрачено около 4 000 руб.
Расход вышел около 8,5 литров.
Потерь не было. Машина показала себя прекрасно. Очень комфортна в дальних поездках. Очень хороший багажник — влезло всё. Очень надёжна. По возвращению сменил масло и всё. Машина такая же, как и до поездки.