|
|
Продолжаю рассказ о далёком и богатым на события 1995 годе.
В апреле по сложившейся доброй традиции слетали на Северный полюс. В июле совершили увлекательный прыжок на Восточную вершину Эльбруса.
Что бы ещё такое учинить, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы? И тут нам на помощь пришёл Виктор Степанович Черномырдин, подписав вот этот документ.
Ну, что ж, дело хорошее. Черномырдин сказал: «Надо!» Бывшие комсомольцы ответили: «Есть!»
Итак, согласно данному распоряжению правительства в октябре 1995 — феврале 1996 года должна состояться первая российская лыжная экспедиция «Антарктида и человек». Инициатива проведения экспедиции принадлежит экспедиционному центру «Арктика» под руководством Владимира Чукова, школе путешествий Фёдора Конюхова и Ассоциации полярников под руководством Артура Чилингарова.
Участники экспедиции:
1) Группа «Арктика» в составе 5 лыжников под руководством Владимира Чукова и базовый радист. Базовый радист — это человек, который во время движения лыжной группы сидит где-то в палатке или доме, то есть, на базе в обнимку с радиостанцией и осуществляет связь между группой на маршруте и остальным миром.
Цель — автономный переход от края шельфового ледника моря Уэдделла через Южный полюс до американской станции Мак-Мёрдо на побережье моря Росса. То есть полное пересечение континента без поддержки извне. Старт в начале ноября, финиш в начале февраля.
2) Женская команда «Метелица» в составе 9 лыжниц и одна базовая радистка. Руководитель и организатор команды Валентина Кузнецова.
Цель — лыжный переход от Пэтриот Хиллз до Южного полюса. Старт в начале ноября, финиш в первой половине января. Пэтриот Хиллз — это местность в Антарктиде на 80° южной широты. Переход не автономный. По маршруту движения команды планировалась одна заброска продовольствия самолётом.
3) Путешественник-одиночка Фёдор Конюхов. Цель — взойти на высшую точку Антарктиды гору Винсон (5140 м). Спустившись с горы, дойти на лыжах до Южного полюса. Старт в начале ноября, финиш в начале января. По маршруту движения планировалась одна заброска продовольствия самолётом.
Вот такой общий незамысловатый план. Ниже речь о том, что и как из этого получилось.
Так как распоряжение о проведение экспедиции подписал не какой-то дядя, а целый Председатель правительства РФ, то всё должно быть солидно. Приказом Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму (ГКФТ) №223 от 16.08.95 г. был создан организационный комитет экспедиции. Главой оргкомитета назначен заместитель Председателя Государственной Думы РФ, президент Ассоциации полярников, Герой Советского Союза Артур Чилингаров. В состав оргкомитета вошли руководители лыжных команд «Арктика» и «Метелица» Владимир Чуков, Валентина Кузнецова, а также Фёдор Конюхов. Для солидности были добавлены Председатель ГКФТ и спарринг партнёр Ельцина по теннису Шамиль Тарпищев, замминистра МЧС Валерий Востротин, президент Ассоциации путешественников, ведущий телепрограммы «Клуб кинопутешественников» Юрий Сенкевич.
Доставку в Антарктиду и вывоз из Антарктиды разного рода туристов, альпинистов, авантюристов и путешественников в то время осуществляла компания «Adventure Network International» (ANI). Офис антарктического отдела компании находился в городе Пунта Аренас на юге Чили. Однако высокая стоимость услуг ANI была далеко не всем по карману. Владимир Чуков в поисках менее затратного способа попасть на шестой континент, обратился за помощью к Сергею Инсарову как к человеку, имеющему опыт организации международных парашютных экспедиций на Северный полюс. Сергей предложил использовать старый проверенный способ полётов в Арктике и Антарктике — самолёт ИЛ-14. Такой самолёт в отличном техническом состоянии, недавно восстановленный энтузиастами Федерации любителей авиации, стоял на аэродроме Тушино и был готов, как встарь, выполнить любое задание партии и правительства. Экипаж тоже был готов рискнуть здоровьем и слетать в Антарктиду. Таким образом, у Экспедиционного Центра «Арктика» появилась группа авиационного обеспечения, самолёт ИЛ-14 и его экипаж.
Постепенно нарисовался следующий план проведения первой российской трансантарктической экспедиции.
Федор Конюхов, который не испытывал больших финансовых трудностей и которому до похода к Южному полюсу нужно акклиматизироваться в горах, а затем взойти на массив Винсон, улетает в Пунта-Аренас и пользуется услугами компании ANI. (Первый раз я пришёл в Думу в конце сентября. Помощник Чилингарова Юрий Бурлаков познакомил меня с Фёдором Конюховым. Посидели втроём, поговорили. Один из первоначальных планов был отправить меня вместе с ним в начале октября в Пунта-Аренас, где я должен был войти в доверие к «Adventure Network International» и проработать вопрос отправки лыжников в Антарктиду по минимально возможной цене. Однако этот вариант отменили, и Фёдор улетел один).
Самолёт ИЛ-14 с группой обеспечения и экспедиционным грузом на борту летит из Москвы в Буэнос-Айрес. Все остальные участники летят туда же регулярным рейсом «Аэрофлота». Сначала группа «Арктика», через неделю «Метелица».
В Буэнос-Айресе ИЛ-14 берёт на борт группу «Арктика» и высаживает её на шельфовом леднике моря Уэдделла на аргентинской станции Генерал Бельграно-2, откуда группа начинает свой поход через Южный полюс до американской станции Мак-Мёрдо на побережье моря Росса. Изначально высадить лыжников планировали посадочным способом. Оказалось, что на станции Генерал Бельграно-2 нет взлётно-посадочной полосы. Станция находится на побережье и снабжается с ледокола автотракторной техникой и/или вертолётом. «Не беда, — решили мы, — десантируем и груз, и людей. Так красиво не начиналась ещё ни одна антарктическая экспедиция». Из всей группы Чукова с парашютом прыгал только сам Чуков в 1992 году на Северный полюс. «Не беда, — решили мы, — остальным всё расскажем, покажем, научим, заставим». Мужики были согласны рискнуть.
Группа «Метелица» самостоятельно добирается до самого южного города Земли Ушуайя на острове Огненная Земля, откуда ИЛ-14 перевозит её вглубь Антарктиды на Пэтриот Хиллз. С Пэтриот Хиллз женщины стартуют к Южному полюсу.
Базу экспедиции, где будут находиться базовый радист «Арктики» и базовая радистка «Метелицы», планировалось развернуть на Пэтриот Хиллз.
Самолёт, экипаж и группа обеспечения должны были вернуться в Ушуайю и на протяжении работы экспедиции несколько раз вылетать в Антарктиду.
Примерно в середине декабря нужно было слетать ближе к Южному полюсу, чтобы сбросить продовольствие и топливо Конюхову и «Метелице».
После нового года забрать Конюхова и «Метелицу» с Южного полюса. В конце января — начале февраля забрать «Арктику» из Мак-Мёрдо. Доставить всех в Ушуайю, откуда лыжники вернутся в Москву регулярными рейсами, а ИЛ-14 с группой обеспечения и остатками экспедиционного груза полетит своим ходом.
Во время полёта на Южный полюс Сергей Инсаров и я планировали покинуть самолёт над точкой полюса и стать первыми людьми, прыгнувшими с парашютом и на Северный, и на Южный полюс.
Вроде бы всё чётко и относительно просто, но были нюансы.
Практическую подготовку мы — группа авиационного обеспечения — начали в начале октября. Разместились в Госдуме в приёмной Чилингарова. Приёмная большая, мебель комфортная, есть оргтехника, телефонная и факсимильная связь (электрической почты у нас ещё не было), курьерская служба, дешёвая думская столовая («осетрина опущенная» всего за три рубля).
Во-первых, самолёт нужно было основательно подготовить. Кое-что прикупить, кое-что заменить. Сделано бортинженером и бортмехаником. Профинансировано Чуковым.
Во-вторых, всем причастным к перелёту получить визы. Безвизового режима тогда не было. Анкеты, фотографии, походы по посольствам, консульские сборы. Сделано.
В-третьих, специальные люди должны проложить маршрут перелёта с получением всех разрешений на взлёт/посадку и аэронавигационное обслуживание. Сделано. Профинансировано Чуковым.
Маршрут получился следующим: Москва — Братислава — Париж — Барселона — Фуэртевентура (о. Тенерифе, Канарские острова) — Прайя (Кабо Верде) — Ресифи (Бразилия) — Рио-де-Жанейро — Буэнос-Айрес — Байя Бланка — Комодоро Ривадавия — Ушуайя.
В-четвёртых, по маршруту перелёта необходимо обеспечить наличие нужного авиационного бензина. ИЛ-14 летает на бензине марки 100/130 спецификация MIL-G-5572. Так как поршневых авиадвигателей осталось мало, то и данный авиабензин не очень распространён.
В-пятых, советскому человеку за коварным рубежом нужно обеспечить дипломатическую поддержку. Для этого мы писали письма на имя тогдашнего министра иностранных дел Андрея Козырева, Чилингаров подписывал, специальный курьер в тот же час доставлял письмо в МИД.
Министр Козырев брал под козырёк и рассылал послам соответствующие указания. С послами РФ в Аргентине, Бразилии и Кабо Верде неоднократно общались по телефону. Товарищи послы были рады помочь, однако сокрушались, что решение вопросов с бензином и транзитным пролётом самолёта несколько нарушает размеренный ритм их тихой дипломатической службы.
В Аргентине бензин нашли. Вопрос с пролётом над Бразилией решили. Из Кабо Верде сообщили, что такового бензина на островах Зелёного Мыса нет. Но разведка доложила точно: есть 10 тонн в личном резерве президента Кабо Верде. Написали письмо в посольство Кабо Верде в Москве. Посольство располагалось в трёхкомнатной квартире в Крылатском. Съездили туда с Виталием Фалиным. Посидели, погутарили с поверенным в делах. Обещал помочь. Заодно озадачили и нашего посла в Кабо Верде не только со стороны Козырева, но и от имени Чилингарова. Вопрос решился. Президент бензин уступил.
В-шестых, для посадки и взлёта на Южном полюсе необходимо лыжное шасси. В последний момент лыжи для ИЛ-14 обнаружились в закрытом контейнере где-то в недрах института Арктики и Антарктики в Ленинграде. Решили отправить их морем в Ушуайю. Месяца за полтора-два дойдут, а раньше они и не нужны.
На Южном полюсе находится американская станция Амундсен-Скотт. Получить разрешение воспользоваться американской взлётно-посадочной полосой с нижины нашего положения мы не могли. Этот вопрос должен был решить Чилингаров.
В ходе подготовки экспедиции изрядно помотались по Москве, слетали в Хатангу за арктическими палатками КАПШ, которыми мы активно пользовались во время парашютных экспедиций на Северный полюс.
Был и официоз: приём в Кремле у друга, советника и помощника Президента Ельцина Льва Суханова. Приём у Председателя Госдумы Ивана Рыбкина. Речи, напутствия, обещания. С одной стороны — клятвы помочь, с другой — не посрамить. На приёмах присутствовали банкиры, коих высокие чиновники напрягали на спонсорство экспедиции. Банкиры, судя по всему, немного чехлились.
После аудиенции в Кремле. Слева-направо: Виталий Фалин, автор, Сергей Инсаров.
В конце октября казалось, что всё готово и всё состоится. Самолёт перелетел из Тушино в Шереметьево-2. Экспедиционный груз группы «Арктика» доставлен туда же на грузовиках. Всё, что необходимо для жизнеобеспечения на длинном маршруте и дорого, как золото, было аккуратно упаковано, уложено, сколото. Каждое место груза пропустили через сканер. Таможня дала добро. Самолёт загружен. Вылет назначен на первое ноября.
Тридцать первого октября курьер принёс пренеприятнейшее известие. Департамент воздушного транспорта запретил вылет самолёта ИЛ-14 в Антарктиду. Finita la comedia. Смысл запрета состоял в том, что эксплуатация данного самолёта в Антарктиде представляет неоправданный риск. В Европу и Южную Америку лететь можно, а в Антарктиду нельзя. На подготовку самолёта и полёта уже было потрачено более 10 тысяч долларов.
Вечером нас всех собрал Чилингаров. Сначала отматерил за излишний авантюризм с десантированием и намерением лететь без лыжного шасси. (Хотя лыжи теоретически были). Мама Валя Кузнецова начальница «Метелицы» сидела рядом с Чилингаровым и широко улыбалась, когда Артур Николаевич в стенах парламента употреблял в наш адрес наиболее непарламентские слова и выражения. Заодно Чилингаров прошёлся по нашим спортивно-приключенческим мероприятиям на Северном полюсе: «С парашютами прыгаете, конкурсы устраиваете, в футбол играете. В балаган превратили! Мы героев там зарабатывали, а вы шашлыки жарите, водку пьянствуете». (Через полтора года в апреле 1997-го мы полетим на Северный полюс вместе с Чилингаровым. Увидев, как на ледовом аэродроме в снегу весело играют дети в возрасте 10-12 лет, Артур Николаевич с грустью скажет: «Ну, вот полюс уже и в детский сад превратили». А через пару лет Чилингаров тоже приземлится на Северный полюс под куполом парашюта. Прыгал пассажиром тандема в паре с Сергеем Инсаровым. Прогресс не остановить).
Остались два способа забросить «Арктику» в Антарктиду. 1) Идти на поклон к «Adventure Network International». Способ надёжный, но очень дорогой.
2) Переговорить с руководством правительственных органов Чили и Аргентины, отвечающих за снабжение своих научных станций в Антарктиде. Авось, найдётся местечко на ихнем ледоколе или самолёте за долю малую.
Сначала надо испробовать второй способ. За снабжение своих научных антарктических станций в Чили и Аргентине отвечают тамошние военно-воздушные силы в координации с их научными институтами Антарктики. Значит, нужно связаться с командующими ВВС обеих стран и выяснить их позицию и возможности по доставке группы российских лыжников в чилийскую или аргентинскую Антарктиду. Именно так: в чилийскую или аргентинскую Антарктиду.
Это интересно. Когда вы приедете в Аргентину и/или Чили, что довольно просто, ибо виза не нужна, обязательно обратите внимание на то, как выглядит политическая карта мира с точки зрения этих стран. На карте, напечатанной в Аргентине, вы легко заметите, что заметный кусок якобы ничейной Антарктиды окрашен в тот же цвет, что и материковая Аргентина. Это Antartida argentina (Антартида архентина), то есть, исконно аргентинские вотчины на шестом континенте.
На карте, напечатанной в Чили, вы легко заметите, что заметный кусок якобы ничейной Антарктиды окрашен в тот же цвет, что и материковая Чили. Это Antartida chilena (Антартида чилена), то есть, исконно чилийские вотчины на шестом континенте. Причём, Антартида архентина и Антартида чилена примерно на две трети совпадают, отчего обе страны имеют претензии друг к другу.
День первое ноября прошёл в разгрузке самолёта. Утром второго ноября Чилингаров передал мне бумагу (жаль, не сохранил) с именами, воинскими званиями и телефонами командующих ВВС Чили и Аргентины: «Позвони, узнай, чем могут помочь». О’кей. В Аргентине и Чили ещё ночь. До вечера собирал в кучку весь свой испанский. По-аглицки я говорю довольно свободно, а по-гишпански мог лишь более-менее нормально объясняться и последние десять лет делал это крайне редко. Написал и выучил наизусть свою вступительную речь и вопросы, которые нужно чётко и ясно, как офицер офицерам, задать командующим ВВС.
Сначала набрал номер главного чилийского лётчика.
— Hola?
— Buenos dias, senor! Меня зовут Мигель. Я звоню Вам из парламента Российской Федерации.
— Из парламента России?! Очень интересно. Продолжайте.
С чувством, с толком и с расстановкой я рассказал о распоряжении правительства, о планируемой экспедиции, о патронаже Президента Ельцина, о трудностях с попаданием в Антарктиду. Далее поинтересовался, нет ли у чилийской стороны возможности доставить в Антарктиду по воздуху или морем группу из шести человек вместе с их экспедиционной поклажей. Разговор шёл только про «Арктику».
Командующий также с чувством, толком и расстановкой ответил, что такая возможность есть, но заявку на доставку чего-либо в Антарктиду нужно подавать как минимум за год вперёд. На данный сезон все рейсы уже распланированы и утверждены. Возможности по грузоподъёмности и пассажировместимости и ледокола и самолётов использованы. Рады бы помочь, но не можем. Добро пожаловать на следующий год.
На сём мы вежливо попрощались.
Пришла пора набрать номер главного аргентинского пилота.
— Diga!
— Buenos dias, senor! Меня зовут Мигель. Я звоню Вам из парламента Российской Федерации.
— Из парламента России?! Откуда мой номер узнали?
Я хотел было ответить что-то типа: «Ясен пень из Ясенево». Однако, скорее всего, аргентинскому офицеру будет не ясно, что такое Ясенево и почему там знают номера телефонов иностранных высокопоставленных военных. Нужно будет разъяснять. А это гостайна. Поэтому ответил просто: «Из «Жёлтых Страниц». (То есть, из телефонного справочника, который можно взять и полистать в городском телефоне-автомате Буэнос-Айреса).
Мужик оценил юмор и рассмеялся: «Хорошо! Что Вы хотите?»
С чувством, с толком и с расстановкой я рассказал о распоряжении правительства, о планируемой экспедиции, о патронаже Президента Ельцина, о неудачной попытке прилететь в Антарктиду на своём самолёте. Далее поинтересовался, нет ли у аргентинской стороны возможности доставить в Антарктиду по воздуху или морем группу из шести человек вместе с их экспедиционной поклажей. Желательно на шельфовый ледник в районе аргентинской станции Генерал Бельграно-2.
Как и его чилийский коллега, командующий ответил, что заявку на доставку чего-то в Антарктиду нужно подавать как минимум за год вперёд. На данный момент нет возможности разместить дополнительный груз и пассажиров на борту ледокола, снабжающего научные станции Аргентины.
Далее разговор был примерно такой:
— А как вы планировали высадить людей на побережье или на ледник? — поинтересовался командующий. — Там нет аэродрома.
— Десантировать людей и груз на парашютах.
— Вот это да! Я давно такую мысль вынашиваю: провести учения по десантированию подразделения в районе Генерал Бельграно-2. Если у вас нет другого варианта забросить ваших людей в Антарктиду в этом году, приезжайте в Буэнос-Айрес. Попробую помочь вам. Решение разрешить вам десантироваться в районе нашей станции должны совместно принять министерства обороны и иностранных дел Аргентины, а также антарктический институт. Идею вашу поддерживаю, успех не гарантирую, но, если разрешение на десантирование получите, самолёт для десантирования дам бесплатно.
Честно говоря, вряд ли кто-то из оргкомитета ожидал ответа из Чили и из Аргентины иного, чем вежливый отказ и совет подать заявку на следующий год. А тут одобрение и поддержка. Хоть какой-то, но шанс.
Почему не хотели отложить экспедицию на следующий год? Аргументация Чукова была следующей: «Сейчас определённые деньги для экспедиции есть, но через год их не будет, а других денег не дадут. Черномырдин каждый год распоряжение о подобной экспедиции подписывать не будет. Нет господдержки, нет спонсоров».
Решили следующее. Ближайшим рейсом шестого ноября министр-администратор Виталий Фалин летит в Буэнос-Айрес решать организационные вопросы по приёму группы «Арктика». Нужен транспорт, жильё. Российское посольство ему в помощь.
Я лечу в Аргентину вместе с «Арктикой» 13 ноября. Чуков и Инсаров остаются в Москве до 20 ноября решать вопросы с финансированием. Сроки старта сдвигаются, но … такова се ля ви.
Продолжение следует. В следующей части будет больше картинок.
А пока посмотрите рекламные буклеты «Арктики» и «Метелицы» тех далёких лет и листовка Конюхова. Надеюсь, тексты на картинках читаются.