|
|
Приветствуем всех автопутешественников и любителей активного отдыха!
По традиции, с наступлением весны всё чаще начинаешь ловить себя на мысли, что приближается лето. А лето, это, конечно же, отпуск, и жажда дальней дороги усиливается с каждым днём, дорога зовёт и манит. Начинаешь примерно прикидывать маршрут, а вот здесь мы не были, а вот сюда очень бы хотелось поехать, карты уже пестрят метками «Избранное». И этот год был не исключением.
Всё осложнялось тем, что мне пришлось поменять работу осенью прошлого года, а это значит новый коллектив, новые правила, и отпустят ли меня в отпуск летом хотя бы на две недели, да ещё и в период отпуска супруга, до последнего оставалось неясно. У супруга всё стабильно — отпуск по графику 3 недели, оставалось дело за мной. Путём разговоров и переговоров мне удалось урвать эти две недели. Счастью и ликованию не было предела.
А так как не было понимания, отпустят ли меня, маршрут не планировался раньше времени от слова совсем, дабы не сильно расстраиваться, если вдруг всё полетит к чертям. Но ещё с весны мы предвкушали повторную поездку на Алтай, так как хотелось более вдумчиво посетить его, мы поглядывали на Мурманск и Териберку (даже вступила в телеграмме в соответствующие чаты), и даже замахивались на Байкал. В один из майских вечеров обсуждения возможного маршрута старший сын обронил фразу: «А поехали в Беларусь». Мы не восприняли эту фразу всерьёз и продолжали выбирать между Алтаем и Кольским полуостровом. Но спустя какое-то время, уж не знаю, как так сошлись звёзды, в очередной раз размышляя над предстоящей (ещё даже не точной поездкой), мысли привели к тому, что на Алтае мы уже были, а в Мурманске и Териберке в начале июня ещё холодно и даже снег лежит местами (спасибо за фото и отзывы в телеграмм чате). И вот тут вдруг вспомнилась фраза сына про Беларусь. Ну а почему бы и нет, решили мы.
До отпуска оставалось 3 недели, а у нас по факту не было ни маршрута, ни конкретного списка достопримечательностей, которые мы бы хотели посетить. Не без стыда признаюсь, мои знания о Беларуси на тот момент это: Брестская крепость, Беловежская пуща, какие-то замки и аисты. Да, конечно, мне попадалось много отчётов о путешествиях в эту страну, но раз мы никогда не планировали её посетить, то как-то и не уделялось особое внимание её достопримечательностям. Всё свободное и несвободное время я посвятила поиску и прочтению отчётов на Дроме, на каких-то других ресурсах, и спустя две недели мы имеем более-менее понятную картину, что бы нам было интересно посмотреть.
Наш верный конь всё тот же Lada X-ray, 2018 г. Пробег на начало маршрута 88000 км. Заранее ничего с ней не делали, только как обычно помыли перед стартом и прикупили масло и фильтры для замены.
Экипаж тот же: Павел — пилот, Надежда — штурман (ответственный за маршрут, гостиницы и питание), сын Вадим (противоречивый, мозговыносящий, внешне взрослый, а в душе самоуверенный ребёнок со своими закидонами, одним словом, подросток 14 лет). Младший сын снова наотрез отказался ехать с нами, мол, эти безумные родители опять будут ехать весь день в машине, я лучше поеду к бабушке в деревню.
Так как нигде по маршруту ничего не бронировали, решили на всякий случай закинуть с собой палатку, спальники, стулья, плитку.
День 1. 8 июня. Екатеринбург — Михайловск — Караидель — Бирск — Дюртюли — Набережные челны — Камские поляны — Лаишево. 960 км
Старт запланирован на 4 утра, но, как обычно, долго не спалось на кураже. Будильник прозвонил в 3 часа утра, но так как водитель уснул только за полночь, проспали до 4:30. Пока попили кофе, пока перетащили вещи в машину, стартанули только в 5:30.
Построили путь в навигаторе и ранним солнечным утром по пустынным, ещё спящим улочкам мы двинулись в путь. Адреналин кипит, тараканы в голове кишат от предвкушения очередного большого путешествия. Очень удачно прошли все ремонты дорог на выезде из города. Сегодня по плану было добраться до г. Лаишево на реке Кама и, если позволит погода, заночевать на берегу Камского моря.
Первый день, когда путешествуешь на запад нашей страны, всегда добавляет нам сразу же два часа, и мы переходим на московское время, что, конечно же, нам на руку.
Около 7 часов вечера мы добрались до первой нашей точки, это смотровая площадка на Каму и Алексеевский мост. От основной дороги недалеко, и проезд доступен для легковых автомобилей. Вид шикарный, ради такого вида однозначно стоит заехать и полюбоваться (55.377919, 49.976425).
Бронировать гостиницу на ночь не стали, погода позволяет заночевать на природе. Поэтому, заскочив в магазин в Лаишево и прикупив на вечер продуктов на ужин, мы отправились на дикий пляж на Камском море. В Лаишево, проехав до конца улицу Ленина, мы выехали на окраину и покатили по глинистой дорожке с довольно большими колеями в сторону пляжа. Лишь бы ночью не пошёл дождь, думали мы, иначе застрянем тут надолго.
На пляже было несколько машин, осмотревшись, мы отъехали немного в сторону и поставили палатку. Искупались и поужинали с шикарным видом на Каму и проплывающие мимо баржи. Вот координаты: 55.393959 49.617203, вдруг кому пригодится.
День 2. 9 июня. Лаишево — Камское Устье — Саранск — п. Зубова Поляна. 703 км
Встали по будильнику в 5 утра местного времени, отлично выспались, так как по нашему уже 7 утра. Ночь прошла спокойно, было очень тепло, на наше счастье, дождя не было. Неспешно собрались и двинулись на выезд. Навигатор вдруг заглючил, никак не мог нас найти, интернет пропал. Маршрут навигатор строить отказывался, поэтому вслепую, глядя на карту, добрались до центрального пляжа в Лаишево. Припарковались на пустой парковке и пошли прогуляться.
На улице 7 утра, а солнце уже знатно припекает. Кроме нас на набережной была ещё небольшая группа женщин в возрасте, с инструктором. Видимо, у них с утра пораньше проводились какие-то физзанятия. Но и они вскоре скрутили свои коврики и разошлись.
Кама спокойная, широченная, противоположного берега не видно, действительно, море. Пляж обустроен, песочек, лежаки, детская площадка, фудкорт. Но в 7 утра, конечно же, ещё ничего не работало. Если не знать, что это Кама, можно запросто ощутить себя на Черноморском побережье.
Сам городок нам тоже очень понравился, уютный, чистый, чувствуется какая-то курортная атмосфера.
Ну, а нам пора ехать дальше. Совсем рядом с городом находится ещё одна достопримечательность — «Семрук», которая представляет собой декорации сибирского посёлка 1930-х годов, оставленные после съёмок сериала «Зулейха открывает глаза». Уж не знаю, как так получилось, но я про это место просто забыла, а вспомнила, когда уехали уже очень далеко. Ну что ж, будет повод вернуться сюда ещё раз.
Следующая наша точка это слияние Камы и Волги, а именно смотровая площадка, которая находится на горе Лобач у посёлка Камское Устье. Ехать примерно 130 км, часть дороги идёт по новой платной трассе М-12. Можно, конечно, и по бесплатной трассе, но это крюк в 50 км через Казань. Едем по платной, никаких терминалов нет, оплата производится по факту, через сайт «Автодора». Дорога отличного качества, пересекли по ней Волгу. На следующий день зашли на сайт и оплатили примерно за 70 км что-то около 380 рублей.
Добрались до смотровой, последние несколько километров ведут через поля. Оставили машину и пешочком через лесок вышли к стеле «Кама-Волга» (55.200014, 49.299209).
Вид просто шикарный, безграничная гладь слияния двух великих рек нашей страны. Обязательно рекомендуем к посещению. Насладившись видами, вернулись к машине, тут же и пообедали своими запасами. На улице жарища, спешим в машину, включаем кондиционер и мчим дальше.
Ещё сегодня случайно заехали на Святой источник Николая Чудотворца. Просто увидели в навигаторе появившийся значок «родник». Решили заехать. От трассы совсем недалеко, грунтовая дорожка ведёт на гору. Очень тихое и уютное место, никого нет, висят иконы, можно положить пожертвования. На столе лежит журнал, куда можно написать просьбу о молитве, есть купель. Мы люди некрещенные, в церковь не ходим, посидели немного, умылись, попили воды. Вода холодная, чистая и вкусная. (54.389168 47.070277)

(внутри не фотографировали, поэтому фото из интернета)
В такую жару, хоть и едем с кондиционером, но очень хочется охладиться и где-нибудь искупаться. Смотрим по сторонам в надежде найти какой-нибудь пляж. Но речки все какие-то крохотные. Смотрю на карте, впереди р. Сура и посёлок Сурское, где на карте обозначен центральный пляж. Едем туда. Проехали посёлок насквозь, пробрались через лесок к реке, дальше дорогу преграждает брошенное бревно. Машины стоят в лесочке, мы тоже припарковались и пошли посмотреть. Пляж, конечно, это громко сказано, вроде бы даже и переодевалка есть, но всё раскопано-перекопано. Много молодёжи купается, ребятишек. Наш подросток осмотрел это дело и вынес вердикт, что он здесь купаться не будет. Дело хозяйское, снова падаем в машину и выезжаем из посёлка в сторону трассы. С другой стороны трассы, около села Чернёново тоже обозначен пляж. Решили проехать туда, проехали село и свернули в поле. Пляж тоже, конечно, одно название. Заход в воду глинистый, но искать что-то ещё не хотелось, народ есть, но не в таком количестве, как на том пляже. Поэтому переодеваемся и идём купаться. Вода мутная, течение довольно сильное, но люди купаются. Мы тоже искупались, охладились (54.438845 46.717220). Фото не делали.
Сегодня решено ночевать в гостинице. Как и в предыдущих путешествиях гостиницы, кафе и столовые выбирали по рейтингу и отзывам посетителей. Рассчитав примерно, сколько мы сегодня ещё сможем проехать и где можем очутиться, начинаю обзванивать гостиницы. Сегодня въехали в республику Мордовия.
Выбор пал на гостиницу «Храпуля» в посёлке Зубова Поляна. По факту, при созвоне это оказалась не гостиница, а посуточная аренда квартир. Нам предложили однокомнатную квартиру за 2500 руб., мы согласились. Квартира оказалась неплохой, всё чисто, есть всё для комфортного проживания, заселяемся. Вечером прогулялись до ближайшего «Магнита». Немного непривычно и жутковато было в первый раз увидеть такие надписи. Но в современных реалиях это необходимость.
День 3. 10 июня. п. Зубова Поляна — Усадьба фон Дервиза в селе Кирицы — Рязань — Коломна — Серпухов — Малоярославец — гостиница «205 км» д. Колыхманово. 600 км
Проснулись в 5 утра, интернет не работает ни у кого из троих. Вайфай тоже в квартире не работал. Пока завтракали и собирали вещи, ситуация не изменилась. Навигатор маршрут не строит, нас не видит. Ну, думаем, сейчас достанем наш старый добрый атлас, который катается с нами в машине аж с 2009 года и потихонечку будем ехать, ориентируясь на него. Позвонили хозяину квартиры, передали ключи и в направлении «на Москву» выдвинулись навстречу новому дню.
И вскоре пришла такая смс.
Тут мы поняли, что к чему. Интернет сразу же появился, мы построили маршрут и смело погнали дальше.
Следующей нашей точкой на карте была Усадьба фон Дервиза в селе Кирицы Рязанской области. Год постройки усадьбы 1889 год. Усадьба построена по заказу Сергея Павловича фон Дервиза,происходившего из семьи обрусевших немцев, предпринимателя, сына строителя железных дорог Павла Григорьевича фон Дервиза. В 1905 году он продал все российские имения и перебрался во Францию. А после революции 1917 года усадьба перешла в статус государственного имущества и в ней расположили сельскохозяйственное училище, а после 1938 года детский санаторий.
Согласно данным из интернета усадьба занимала площадь около 100 га. Когда-то на территории усадьбы располагались: главный дом, конный двор, церковь, пруды, парк, каменные мосты через гроты, розарий. В настоящее время вход на территорию усадьбы, к сожалению, не возможен. Здесь сейчас находится санаторий для детей больных туберкулёзом. Простые туристы могут лишь полюбоваться сказочным дворцом с дороги, но, если иметь в запасе достаточно времени, говорят, можно побродить по близлежащему лесу и найти руины въездных ворот и старинных мостов.
Очень жаль, что такой памятник архитектуры закрыт для туристов. Конечно, детишек нужно лечить, в наше время пора бы уже построить для этого современный санаторий, а в такой дворец экскурсии водить.
В Беларусь решили заезжать через Рославль. Москву объехали через Коломну и Серпухов. Очень не понравилась дорога, чем ближе к Москве, тем плотнее движение. Дорога узкая, много светофоров, плотный поток в обе стороны.
Ещё с утра решили, что переночуем перед границей, а утром уже с новыми силами будем заезжать в Беларусь. Поэтому ещё до обеда забронировали номер в гостинице «205 км» в д. Колыхманово на Варшавском шоссе. Добрались до гостиницы рано, в 16:00. Были мысли прокатиться до Музея стрелкового оружия и военной техники Союз в г. Юхнов, но он работает только до 18 часов, поэтому решили заселяться и отдыхать.
Гостиница неплохая, в номере чисто, можно было бы смело рекомендовать, но, когда мы звонили, чтобы забронировать номер, нам не сказали, что у них нет горячей воды уже 3 дня. Нас поставили перед фактом, когда мы приехали и уверяли, что к вечеру горячая вода точно будет, так как приехали ремонтники и скоро всё починят. За двухкомнатный номер мы отдали 3500 р., но горячей воды мы, естественно, не дождались. Кафе внизу работало, но из меню они смогли нам предложить только сварить пельмени. Вайфай очень слабый, его практически нет, поэтому рекомендовать не будем.
День 4. 11 июня. Гостиница «205км» — Рославль — граница — г. Кричев — г. Могилёв «Усадьба на Юбилейном» 386 км
Выехали из гостиницы в 6 утра. На улице довольно прохладно и пасмурно. В бодром настроении помчали в сторону границы. Перед границей заехали позавтракать в кафе «У Семёныча» и на последней Газпромовской заправке заправились до полного бака, так как в Беларуси бензин дороже, чем у нас. Погода всё также не радует, всё небо заволокло тучами, но хотя бы дождя не было.
Перед границей появилось очень много киосков с автострахованием с надписями: «Гринкарта», «Синяя карта». Что такое синяя карта, если честно, мы не знали, поэтому несколько таких проехали мимо. Только потом мужчина, который оформлял нам страховку объяснил, что сейчас для россиян, въезжающих на территорию Беларуси, оформляется не зелёная карта, а синяя. Выдача «синей карты» началась с июля прошлого года и действует она только на территории республики Беларусь. Страховка сроком на две недели обошлась нам в 1020 рублей.
К полудню мы подъехали к пограничному пункту пропуска «Дубовичка». Перед нами была всего одна машина. Пограничник попросил предъявить паспорта и всё. Никакого осмотра машины, мы даже из неё не выходили. Буквально две минуты и мы въехали в республику Беларусь.
Вскоре после пересечения границы, въездной знак «Беларусь», ну грех не отметиться.
Итак, мы в другой стране. Сегодня нам в первую очередь нужно решить две задачи: поменять наличные деньги на белорусские рубли и приобрести местную сим карту. Навигатор пока ведёт исправно и строит маршрут, но уже включился роуминг. Ещё дома я поставила точки на карте в близлежащих населённых пунктах, где есть Беларусбанк и операторы связи.
Заехали в город Кричев. В отделении Беларусбанка мы обменяли 35 тыс. руб. на белорусские рубли. Дальше строим маршрут до близлежащего оператора связи Laif. Припарковались где-то во дворах, куда привёл нас навигатор, наверное, полчаса потратили на блуждание в поисках оператора связи. В итоге приобрели одну местную сим карту с безлимитным интернетом и отправились в г. Могилёв.
По пути догнали такое чудо. У нас в России может тоже такие есть, но мы ни разу не видели. Гонит по трассе очень бодро. Мы решили, что это какая-то сельхозтехника.
Заранее жильё не бронировали, поэтому на подъезде к городу, как только появилась уверенная связь, начали искать гостиницу. Я просто открыла карту, выбрала «гостиница» и начала обзванивать их, даже не глядя на фото, а только ориентируясь на оценку в рейтинге. Хозяйка «Усадьбы на Юбилейном» сказала, что у них не гостиница, а дом и предложила нам номер за 150 бел. руб. ( 4000 руб. нашими). Ну дом, так дом решили мы и поехали искать нужный адрес.
Когда мы его нашли, мы, конечно, обалдели все. Мы-то представили себе небольшой домик, а это оказался огромный коттедж. Снова созвонились с хозяйкой, она заселила нас дистанционно и сказала, что мы можем выбрать любые два номера и сказала, что подселять к нам никого не будет. В итоге в нашем распоряжении оказался огромный трёхэтажный коттедж, с большущей кухней-столовой, гостиной и огромной игровой комнатой с бильярдом и настольным теннисом на первом этаже, плюс ко всему прекрасный двор с мангальной зоной. Мы, обалдевшие, наглеть не стали и выбрали себе только один номер на втором этаже. В каждом номере есть душ и туалет. В нашем личном рейтинге снимаемого жилья в путешествиях этот дом и безусловно хозяева уверенно занял лидирующую позицию.
Заселились, осмотрелись, сходили в близлежащий магазин. Дождались хозяйку, очень приятная женщина, немного поболтали, она посоветовала, что нам, туристам, посмотреть в их городе. Оплатили проживание наличкой, попрощались и на машине отправились в центр города погулять.
Весь день было пасмурно, а к вечеру погода окончательно испортилась. Временами накрапывал небольшой дождь. Только когда начали отваливаться ноги, мы вернулись в наш временный дом.
Купили беларусского пива и остаток вечера провели за игрой в бильярд и настольный теннис.
День 5. 12 июня. Могилёв — Минск — Агроусадьба «Калинка 2». 552 км. Самый бестолковый день
Так как вчера легли поздно, решили, что не будем торопиться с утра, а поспим подольше. Выехали только в 10 часов. Позвонили хозяйке, она ехать к нам отказалась, мы закрыли коттедж, спрятали ключ в условленное место и отправились в сторону Минска.
До Минска около 200 км, выехали на платную дорогу. Для нас, россиян, все платные дороги Беларуси бесплатные, что, конечно же, очень приятно.
На трассе почти нет никаких кафе. Поэтому сворачиваем с трассы в город Березино и едем в столовую (улица Зелёная 53,829669 28,966687). Не сразу разобрались, где она находится, так как никаких вывесок нет, которые бы бросались в глаза. Как оказалось, это столовая какого-то государственного предприятия. Навигатор привёл правильно. Припарковались и пошли на поиски. Очень понравилась еда, порции большие, всё очень вкусно, цены низкие. За полноценный обед на троих мы отдали 25 бел. руб. (примерно 675 рублей). Приятно удивлённые, вывалились из-за стола. Единственный минус, нет туалета для сторонних посетителей, ну либо мы не нашли. Мы спросили у женщины, выйдя из столовой, которая пробегала мимо по коридору, она нам ответила: «Ну сходите на втором этаже». Мы идём по длинному коридору второго этажа какого-то управления, где на дверях написано: «Бухгалтерия», «Главный инженер», «Юрист», «Главный агроном», «Приёмная директора», и тут мы такие туристы в шортах в поисках туалета. Было неловко, конечно.
До Минска добрались к 14:00. По плану было найти квартиру или гостиницу в Минске на два дня. Решили действовать по старой схеме, как только появилась устойчивая связь, начала обзванивать гостиницы и квартиры посуточно. Около двух часов мне понадобилось, чтобы обзвонить 42 номера, но везде всё было занято на ближайшие 4 дня. Шокированные, уставшие, нервные, мы решили ехать в сторону Бреста. Оставим Минск на потом. По пути так же звоню в Брест, тоже до понедельника всё забронировано. Мы не учли тот факт, что у россиян начались четырёхдневные выходные и многие рванули на праздники, кто проживает недалеко от границы. Даже все придорожные гостиницы были заняты. И тут нахожу подходящий вариант в небольшом городке Мир, пока пытаюсь забронировать, он просто за одну минуту улетел из-под носа.
Попутно смотрю кемпинги, на всякий случай, если не удастся найти жильё у нас есть с собой палатка. Но в палатке ночевать не хочется, на улице пасмурно, прохладно, сильный ветер и временами накрапывает дождь. Так же по картам нахожу агроусадьбу «Калинка 2», что в 45 км от Бреста, по отзывам вроде как там есть номера в доме и места под палатки. Звоню, мужчина ответил, что номера свободные есть, 150 б.р. (4000 руб.), также есть места под палатки, бронируем номер и едем туда.
Уже хочется поужинать, но по пути следования все нормальные кафе и столовые уже закрыты. Проезжаем город Пружаны, тоже только одни кофейни и быстрое питание, всё остальное уже закрыто. Делать нечего, заезжаем в кафе «Шавуха XL». Поужинали шавухой и едем дальше. Тут же в Пружанах заехали в магазин «Монеточка», купили что-то перекусить на вечер.
Уже в 10 вечера мы добрались до нашего забронированного жилья. Решили, что раз такая напряжёнка с жильём на праздники, согласовали с хозяином и оплатили за два дня проживания. Отсюда удобно посетить Брест и Беловежскую пущу. Номер двухкомнатный, душ и туалет в номере, удобные кровати, чистое постельное. Больше в номере ничего нет, есть общая кухня с холодильником, плитой и микроволновкой. Вайфай вроде как есть, но он очень слабый. В ванной комнате уборка явно не проводилась очень давно, вода горячая есть, но очень слабый напор. Территория у дома понравилась, есть выход к речке, мангальная зона, если есть запас времени, то можно посидеть с удочкой, пожарить шашлык. Даже не знаю, рекомендовать или нет, какое-то разностороннее мнение сложилось.
Вечером помылись и без задних ног рухнули спать. Какой-то бестолковый день получился, ничего не посмотрели, никуда не попали, все планы рухнули, все понервничали. Ну и такое тоже бывает, когда ничего не бронируешь и не продумываешь заранее.
День 6. 13 июня. «Калинка 2» — Беловежская пуща — Брест — «Калинка 2». 128 км
Выехали в 9:30. На улице всё ещё пасмурно, но довольно тепло. К 10 утра мы подъехали на парковку около национального парка «Беловежская пуща». Машин уже достаточно много. Внутри около касс очень много народа. Много разных терминалов, информационных и самообслуживания, по прокату инвентаря. Очень долго разбирались, куда нам нужно сунуться. Чтобы получить информацию у кассира и приобрести билеты, нужно тоже взять талон и ждать свою очередь. Кассир нам всё доходчиво объяснила, что есть просто входной билет в пущу без посещения вольеров и музея, можно посетить только вольеры с животными, можно только музей природы, а можно и то и то. И в музей, и в вольеры билет стоит по 10 б. р. взрослый, детский 7 б. р. Мы решили, что хотим посетить оба объекта, а потом уже вернуться к кассам и арендовать велосипеды или самокаты.
За входные билеты к вольерам и в музей отдали 54 б. р. (примерно 1500 руб. нашими). Уже на территории зашли в кафе «Сосны», так как дома не позавтракали. По интерьеру больше напоминает столовую, а по ценам явно выше столовой. Всё было вполне съедобно, но не прям чтоб захотелось вернуться.
В первую очередь отправились к вольерам. Территория очень большая, вольеры для животных огромные. Не понравилось только, как содержаться медведи, прям жалко их стало. Ну и лиса бедняга, явно больная. Видели кабанов, зубров, оленей, волков, лошадей. Активно шли к людям только кабаны и лошади.
Зубры и олени кучковались в центре вольера, поэтому понаблюдали издалека.
Волчица таскала своего волчонка по вольеру кругами. Только при нас она десяток раз пробежала по одной и той же траектории. Бедный волчонок, как игрушка, болтался у неё в пасти.
Обошли все вольеры по кругу. Приличная прогулка по расстоянию получилась. Затем вернулись к музею природы.
Вот музей очень понравился, шикарный. Всё продумано до мелочей, отличные экспозиции, отражающие животный и природный мир.
После музея вернулись обратно ко входу, отстояли приличную очередь у аренды инвентаря.
Взяли в прокат три электросамоката на два часа и погнали по асфальтированным дорожкам по шикарному лесу. За прокат отдали 105 б. р. (примерно 2800 руб. нашими).
Съезжали и на грунтовки.
Доехали до Царской поляны, до озера Лядское и дуба Патриарх.
Дороги отличные, но узкие, а по ним периодически едут большие экскурсионные автобусы. Поэтому приходилось местами съезжать в кусты, чтобы пропустить их. В два часа мы точно не укладывались, поэтому решили кататься, пока не сядут батареи, если что, доплатим.
Так и получилось, у сына начала садиться батарея, поэтому поспешили в обратную сторону. Катались 2 часа 40 минут, но ребята, которые принимали самокаты, ничего не сказали и не отправили нас доплачивать.
Вышли из Беловежской пущи около 16:00, зашли в кафе, перекусили хотдогами. Домой ехать совсем не хотелось, времени мало, и мы решили съездить в Брест в музей железнодорожной техники, это основная достопримечательность для нашего будущего машиниста. Ехать всего 58 км. Думали сегодня побродить по музею, а завтра посетить Брестскую крепость и вечером погулять по городу и посмотреть на знаменитого фонарщика.
Уже практически на подъезде к музею, остановились на светофоре. А я всегда в боковое зеркало мониторю ситуацию сзади. И вдруг я вижу, что на нас сзади с горочки несётся газель и останавливаться явно не собирается. В последний момент я вижу, как он начинает выворачивать вправо, я только успеваю вскрикнуть «бл...», как нам прилетает удар сзади. Приехали, что называется. Вышли, осмотрели масштаб трагедии. Хорошо, что он успел отвернуть вправо, так бы было ещё печальнее. Обидно, неприятно, но дело уже сделано, нужно взять себя в руки.
Пока ждали ГАИ, пока оформляли ДТП, прошло два с половиной часа. Настроение, естественно, на нуле, как же так, вот так в чужой стране, ничего не нарушили и получили под зад. Брест встретил нас войной. Сегодня вечер пятницы (причём пятница 13-е), в выходные страховая компания не работает, нужно ждать понедельника.
С изрядно подпорченным настроением, решаем, что делать дальше. Музей, естественно, закрылся, ну тогда поедем и погуляем в центре и посмотрим на знаменитого фонарщика Бреста. Припарковались на парковке около ЦУМа и пошли гулять. На пешеходной улице очень много народа, уличные музыканты, приятная музыка, кофейни, кафешки.
Согласно часам, на которых указывается время, когда должен появиться фонарщик, у нас ещё есть немного времени прогуляться.
К 21:30 мы поспешили к месту, где начнётся действо зажжения фонарей, а именно небольшой памятник с летучей мышью, которая держит в лапках фонарь. Вокруг уже собралась огромная толпа туристов.
Ровно в 21:30 заиграла приятная музыка и появился фонарщик с лестницей на плече. Толпа людей взвыла от восторга. Бедный фонарщик, ему не дают прохода, все стремятся сфотографироваться с ним, обнимают, кучи рук тянутся к нему, чтобы потереть пуговицы на его кителе (якобы это принесёт удачу). И ладно бы дети и женщины, так взрослые, бородатые мужики, вдвое больше него пробивают себе дорогу к нему, трут ему пуговицы. Но он очень стойко и спокойно переносит это, очень приятный человек, а как чинно и важно он по лестнице поднимается к каждому фонарю, зажигает его и позирует желающим сделать красивые фото.
Люди обступают ещё незажженные фонари, занимая место, чтобы сделать удачные фото. Очень красивое зрелище, нам понравилось, не зря фонарщика считают визитной карточкой Бреста. Мы снимали в основном видео, поэтому фото не совсем удачные.
Как гласит интернет, фонарщик ни разу за 16 лет не брал отпуск, выходной и даже больничный, и в любую погоду он каждый день приходит и зажигает фонари.
Ещё бросилось в глаза, что очень много туристов китайцев и корейцев.
Мы не стали дожидаться, когда фонарщик зажжёт все фонари, об этом сообщает всё та же летучая мышь. В её лапах зажигается фонарь.
Ну а мы зашли в пиццерию, заказали пиццу с собой на вечер, попили кофе и отправились к машине. Домой вернулись уже в 23:30. Всё ещё расстроенные сегодняшней аварией, завалились спать.
День 7. 14 июня. Агроусадьба «Калинка «2» — г. Брест ( Брестская крепость, Музей железнодорожной техники) — дворец Пусловских — Ружанский дворец Сапегов — г. Слоним. 260 км
Выехали в 9 утра, попрощались с хозяином и построили маршрут в Брестскую крепость. Сегодня жара с самого утра.
Вчерашняя головная боль в виде аварии, конечно же, не давала нам покоя. Загуглили адреса нужной нам страховой в Бресте, одна работает в субботу, едем туда. Но в выходные работает только офис, где оформляют страховые полисы. Женщина, конечно же, не смогла нам ничем помочь и сказала, что у них запись на ближайший осмотр автомобиля только на среду, но обнадёжила нас, что мы можем обратиться в их страховую и в любом другом городе. У нас нет столько времени ждать, и задерживаться в Бресте ещё как минимум на пять дней мы никак не планировали.
Едем в крепость. Еле нашли место на парковке. Вообще, изначально планировали, что мы должны посетить Брестскую крепость обязательно с экскурсией. Но так как опять же мы ничего и нигде не бронировали заранее, понадеялись, что мы сможем присоединиться к ближайшей экскурсии. Но, найдя павильон с экскурсиями, увидели на дверях: «Не работает, по техническим причинам». Расстроились, конечно, не сказать как. Даже наш подросток приуныл, хотя он терпеть не может экскурсии. Но делать нечего, пошли так. Очень много на парковке туристических автобусов, подъезжают один за другим. Везде организованные группы с гидом, естественно, можно было бы попроситься присоединиться к ним, но мы не стали. Каких знаний у меня хватило (по фильмам, док. фильмам, книгам) поделилась со своими.
Вход на территорию свободный, попасть может любой желающий. При входе в мемориал звучит запись, оповещающая о начале войны. Мурашки по всему телу. Место, которое обязательно нужно посетить, побывав в Беларуси. Конечно, сюда нужно отправляться либо с огромными знаниями истории, либо с хорошим экскурсоводом.
Около скульптуры «Мужество» школьники стоят в почётном карауле.
Огромный мемориал, памятник мужеству людей, которые приняли на себя первый удар фашистской Германии.
Около трёх часов мы бродили по крепости, это, конечно, очень мало для такой огромной территории, многого не увидели, только когда жара совсем стала для нас невыносимой, мы спешно ретировались в машину. Включили кондиционер и начали строить маршрут дальше.
Брестская крепость оставила у нас неоднозначное впечатление. С одной стороны, огромная, ухоженная территория с великой историей, с замечательными памятниками, военной техникой, но, с другой стороны, как-то намного сильнее на нас произвёл впечатление мемориал нашей Родины-матери в Волгограде, когда мы увидели его в первый раз. Как-то более монументально что-ли, как-то более пробирает до мурашек.
Мы едем дальше, впереди у нас музей железнодорожной техники, основная точка для посещения для нашего ребёнка. А это на другой стороне улицы, совсем рядом, нам нужно только чуть-чуть переехать.
Точно не помню, сколько отдали за входные билеты, но совсем не дорого. Вначале зашли в небольшое кафе на территории, купили мороженое. Затем посетили небольшой закрытый павильон с множеством экспонатов, а самое главное с макетом действующей железной дороги со станцией, семафорами, тоннелями. Зависли надолго, ходили по кругу и наблюдали за поездами.
Сам музей под открытым небом не очень большой, если сравнивать с музеем в Новосибирске, который мы посетили в прошлом году, меньше раза в три. Но экспонаты поездов в гораздо лучшем состоянии, все покрашены и почти на каждый можно подняться, многие вообще открыты. Тут-то ребёнок оторвался от души, облазил всё, что было возможно.
Пока сидели на скамеечке и ждали нашего будущего железнодорожника, забронировали квартиру в г. Слоним, что по пути в г. Гродно. Бронировали квартиры на Суточно.ру, и мягко сказать, не очень развит этот ресурс в Беларуси. Очень мало вариантов жилья.
Выезжаем из Бреста и строим маршрут на следующую точку нашего посещения — дворец Пусловских. Навигатор привёл нас наверх на небольшую парковку справа от дворца. Очень много машин припарковано внизу на дороге, можно остановиться там и подняться наверх пешком.
Дворец построен в 1830 году, всю историю от основания роскошной резиденции рода Пусловских до полного запустения и разрушения можно найти в интернете. А если очень кратко, ансамбль вмещал в себя дворец, огромный парк с оранжереями, конюшню, часовню, домики для прислуги, фонтаны, скульптуры. Во дворце было 132 комнаты, каждая имела своё собственное назначение. Но, как правило, находится в роду человек, который способен проиграть в карты такое наследство, и замок позже не раз менял владельцев. В первую мировую войну богатейшие коллекции дворца были разграблены и вывезены за границу, а во вторую мировую войну замок сожгли партизаны, не хотели, чтобы он достался врагу, от замка тогда остались лишь стены, пожар бушевал 10 дней. Реставрация началась лишь в 2008 году.
На сегодняшний день дворец уже функционирует, внешние работы закончены, вокруг разбит сад с фонтанами и статуями. Проводятся ли какие-то работы внутри не знаю, но для посетителей уже доступны несколько залов. Мы опоздали зайти внутрь. Музей работает до 18:00, пошли узнать, пустят ли нас, так как на часах уже 17:45, но семейная пара, вышедшая из дверей, сказала нам, что билеты уже не продают. Поэтому мы просто погуляли снаружи. Сад ещё совсем молодой, вот когда подрастут кустарники и деревья, зацветут розы, будет вообще шикарно, но и сейчас очень красиво. Во дворце также есть небольшая гостиница и ресторан.
Далее отправились к следующей точке — Ружанский дворец Сапегов. Приехали уже вечером, конечно же, ничего уже не работает. Но вход на территорию открыт. Дворец отреставрирован пока лишь частично, но работы ведутся. В музей тоже, естественно, не попали. Заехали посмотреть, так сказать, для галочки, раз уж едем мимо. Центральный вход уже в очень прекрасном состоянии.
Дворец заложен в 17 веке как оборонительный замок, а позже светский дворец, пережил также эпоху расцвета, упадка, конфискаций, пожаров в годы войны. Сейчас находится на реставрации. Восточный корпус уже внешне полностью восстановлен. Очень радует, что работы по восстановлению таких архитектурных объектов ведутся, ведь это же целая эпоха, история.
Совсем чуть-чуть прогулялись по территории, на большее у нас уже времени нет, нужно ехать и заселяться в квартиру.
Тут же созвонились с хозяином, но нас ждал неприятный сюрприз, что квартира, которую мы бронировали, уже сдана и нас готовы заселить в другую. Не любим мы такие сюрпризы, но нам уже деваться некуда, уже поздно и искать что-то ещё ох как не хочется. Ладно, скрепя зубами, едем по адресу, который нам скинул хозяин. Встретились, посмотрели квартиру. Квартира трёхкомнатная, неплохая, вроде всё прилично, чисто, заселяемся. Стоимость квартиры 2900 руб.(нашими). Вечером прогулялись до ближайшего магазина «Евроопт», прикупили еды на вечер, помылись и спать.
День 8. 15 июня. г. Слоним — Туристический узкоколейный маршрут «Заповедный путь» — г. Гродно. 180 км
Отлично выспались, не спеша собрались, выехали уже в 10 утра. До ближайшей сегодняшней точки к посещению у нас примерно 127 км. Случайно, когда планировала маршрут, на картах попалась такая точка — туристический узкоколейный маршрут «Заповедный путь». То есть это узкоколейная железная дорога, где тебя везут с экскурсией на дрезине по заказнику «Озёры». Спросила своих, будет ли нам это интересно, естественно, наш подросток ответил положительно, всё, что связано с ж.д., ему интересно.
Так же в отзывах нашла время отправления дрезины. Это 11, 14 и 16 часов. На 11 часов мы не успеваем, естественно, а вот на 14:00 вполне. Приехали к месту, которое у нас отмечено на картах, к 12:30. Это за населённым пунктом, просто точка где-то в лесу на дороге. Стоят 5-6 машин припаркованные на полянке и все местные, никакого павильона или киоска с информацией о часах работы и продажей билетов. Вокруг вообще ничего нет, только рельсы узкоколейки, которые уходят куда-то в лес, ну ещё и гараж для дрезины.
Ладно, думаем, пока пообедаем своими припасами, подождём, а там видно будет. Вскоре ещё подъехала машина, тоже местные, пообщались, они тоже не знают, где купить билеты. Они постояли-постояли и уехали. Приехали снова немного погодя, съездили до близлежащего населённого пункта, тоже ничего не нашли.
Мы пообедали, погуляли вокруг и вдруг слышим примерно в 13:30 приближающийся звук дрезины. Подъехала дрезина с кучей людей, все начали разбредаться по машинам, а мы поспешили к экскурсоводу, чтобы узнать хоть какую-то информацию.
Далее следовал такой диалог:
— Вы у нас на 14:00?
— Ну да, хотелось бы. Мы только приехали.
— Отлично, сейчас пойдём и зарегистрируемся в журнале.
Подходим к их машине, девушка достаёт журнал и листок с каким-то списком.
— Вы у нас кто?
И надеется найти нас в этом списке.
— Так мы просто приехали, мы не знали, что надо где-то записываться.
— Ой, ребята, так нельзя. У нас только по записи. А как вы нас нашли? Откуда узнали?
— Так мы туристы из России, нашли вас на карте, приехали, а ничего не понятно, как и где покупать билеты.
— А у нас вся информация есть в инстаграмм.
— Так мы же из России, мы не пользуемся инстаграммом, он у нас запрещён. Как же быть? Совсем никак к вам не попасть на экскурсию?
— Ой, а у нас полная запись на сегодня, и вообще у нас до конца сентября все места расписаны. Что же с вами делать?
Экскурсовод очень милая девушка, прям сопереживала, что такая ситуация возникла. Тут же с нами присутствовал машинист дрезины. Завязался разговор, экскурсии эти организованы не частным лицом, а именно заказником, о том, как государство относится и поддерживает их деятельность, о том, как они пытаются выбить хотя бы ещё один дополнительный вагончик, но всё без толку. Девушка сказала нам, что ничего обещать нам не может, но вдруг кто-то не приедет на экскурсию или будет много детишек, которые занимают меньше места, тогда они попробуют нас взять.
А народ тем временем всё подъезжает, отмечается в журнале, оплачивает и занимает места на маленьких вагончиках. А их, на минуточку, всего три. Мы ждали, ждали, наш ребёнок уже нервничает, что нафиг надо, даже если нас возьмут, будем ехать как селёдки в бочке, поехали уже дальше.
Ближе к 14:00 муж пошёл узнать, ждать нам или уже отправляться восвояси. Думали, может, хотя бы одного или двоих возьмут, на что машинист с экскурсоводом ответили, что они рассчитывают на нас троих, что детишек очень много, места хватит и на нас. И в 14:00 нам махнули, чтобы мы шли к ним. Экскурсия не дешёвая, 50 б. р. с человека. Отдали за троих 150 б. р. (примерно 4000 руб. нашими). Даже экскурсовод и машинист сказали, что это довольно дорого для беларусов, но всё равно у них всё забронировано до осени.
Девушка экскурсовод нас записала в ту же тетрадь. Взяла деньги и говорит:
— Сейчас подождите, я вам чек дам.
— Да нам он в принципе и не нужен (мягко намекая, что мы не против, если мы пройдём мимо кассы).
— Ой, нет, так нельзя. У нас с этим очень строго, мы на это не пойдём. Только всё официально.
На немой вопрос:
— Не дай бог, кто-то увидит и сообщит. Нет, нет. Вот чек, пожалуйста, и в журнале распишитесь.
Ну, нам-то в принципе не принципиально, официально или нет. Оплатили, расписались, получили чек и заняли последние места на последнем вагончике, даже один аудиогид нам нашли, отдали его сыну и покатили. Трогаемся и мчим на старенькой дрезине по особо охраняемой природной территории в республиканском заказнике «Озёры». Протяженность маршрута около 20 км туда-обратно.
Маршрут пролегает через лес, через озеро по мосту, поля и болота. На маршруте, если правильно помню, четыре остановки, где дрезина останавливается и экскурсовод рассказывает о флоре и фауне заказника. Во время движения тоже постоянно что-то рассказывает о проезжаемых местах. Нас, уральцев, где полно озёр, болот, лесов и полей, ландшафтом не удивишь. Основной топ это прокатиться по узкоколейке на дрезине, да и то ради ребёнка.
А вот экскурсовод выше всех похвал, очень много и интересно рассказывает. Очень много историй рассказала про зубров, которых в период их вымирания пытались скрестить с коровами, чтобы как-то сохранить популяцию, но ничего из этого не вышло, коровы просто погибали во время родов, не могли разродиться такими крупными плодами. И что сейчас завезённых европейских зубров развелось очень много и они ночами выходят на поля и тем самым губят посевы. Выходят в деревни после заката, портят огороды, не помню название населённого пункта, возле которого их стада практически каждый день можно наблюдать перед рассветом, а когда наступает день, они снова уходят в лес, прячась от солнца. Местные жители жалуются, и что велика вероятность, что когда-то, возможно, на них снова откроют охоту. Не знаю, насколько это правда, но так поведала нам экскурсовод и ещё очень много всего интересного.
Экскурсия длится около двух с половиной часов. Вернулись в 16:30, поблагодарили экскурсовода и машиниста, попрощались и поехали дальше.
Ну что сказать, если у вас есть лишние 50 б. р. на человека, то однозначно стоит посетить. Ещё раз повторюсь, для нас леса, поля и болота обычное дело, а вот проехать это всё на трясучей дрезине с аудиогидом и прекрасным экскурсоводом — это уже другое. В общем, не пожалели, хоть и дорого, но очень информативно, а главное ребёнок доволен, что прокатился по узкоколейке на дрезине, ради него это всё и затевалось.
На сегодня забронировали двухкомнатную квартиру в Гродно. Добрались и заселились уже в 17:30. Отдали за квартиру 2600 руб. (нашими). Занесли вещи, осмотрелись, переоделись и уехали на машине в центр погулять.
Прогулялись по пешеходной улице Советской, приятная атмосфера, много уличных музыкантов, здесь же зашли поужинать в кафе. После ужина дошли до костёла св. Франтишка Ксаверия. Конечно же, зашли внутрь.
Мимо драмтеатра прогулялись до набережной реки Неман.
По набережной прошли до Старого замка и поднялись по лестнице до Каланчи.
Каждый день, ровно в 12 часов, трубач выходит на балкон башни и играет какое-то музыкальное произведение, оповещая город, что «Всё спокойно», а ещё здесь же на фреске, если внимательно присмотреться, можно найти Мона Лизу в форме, вот так позабавился художник. Мы как-то быстро проскочили мимо, уже когда остановилась сделать фото с другого ракурса, увидела, что фреска осталась позади. Возвращаться не стали.
Так как мы уехали раньше, не дождавшись трубача в Могилёве на городской ратуше, думали, хоть в Гродно застанем трубача завтра. А пока, вдоволь нагулявшись, вернулись к машине и поехали в наш временный дом.
День 9. 16 июня. Гродно (страховая, осмотр) — Мирский замок — гостевой дом пгт Мир. 220 км
Встали в 8 утра, пока пили кофе, первым делом начали гуглить, где есть ближайшие отделения нужной страховой, сегодня как раз понедельник, надо уже как-то расквитаться с этой головной болью в виде аварии. В Гродно их несколько, и как всегда, конечно же, никто с утра ни в одном отделении нам не захотел ответить на телефонный звонок.
Поэтому выселяемся, созвонились с хозяином, бросили ключ в почтовый ящик и строим маршрут до ближайшего отделения страховой. На улице жара с самого утра. И, конечно же, мы приехали опять не по адресу, здесь оформляют только страховые полисы, девушка нам назвала нужный адрес, перестраиваем маршрут и едем туда.
Приехали по нужному адресу, немного посидели в очереди. Приятная девушка сразу же обнадёжила нас, что осмотр состоится сегодня. Очень долго оформляли все документы, она часто ходила за консультацией к начальнику, интересовались, когда мы собираемся покинуть их страну. Какое-то время мы выясняли свои реквизиты банковской карты, куда нам могут перечислить деньги, так как не со всеми российскими банками они работают. Около двух часов мы провели в отделении страховой, причём они очень удивлялись, как так, что нам в Бресте обозначили ближайший осмотр только через пять дней. Затем нам дали телефон мастера, который будет осматривать машину, назвали адрес, куда ехать.
Ну, хорошо хоть не через неделю, подумали мы, а сегодня. Радостные, едем в сервис. Прибыли на место осмотра, созвонились с мастером, ещё около часа ждали, пока он освободится, пока произвели осмотр, пока оформили все документы, время уже далеко за полдень. И в Гродно мы, к сожалению, не смогли посмотреть на трубача. Ну ладно, видимо, не судьба.
В итоге потеряли полдня на решение нашей аварийной проблемы, облегчённо выдохнув, пообедали в столовой какого-то колледжа и отправились к Мирскому замку. Забегая вперёд, скажу, что выплата от страховой пришла, как и обещали, в течение двух недель, представитель страховой связался с мужем в телеграме, чтобы узнать, получил ли он деньги.
Мирский замок заложен ещё в 16 веке магнатом Юрием Ильиничем. С 1568 года замком владели Радзивиллы (до 1828), потом Витгенштейны (до 1891). Последними владельцами замка были князья Святополк-Мирские (до 1939), после чего с приходом советской власти он стал государственной собственностью.
Мирский замок произвёл на нас очень приятное впечатление. В какой-то момент над замком начали кружить огромные стаи воронья, своим карканьем создавая ещё более антуражную атмосферу. Так как до закрытия у нас оставалось всего полтора часа, мы в первую очередь поспешили внутрь. За входные билеты отдали 50 б.р. (20 взрослый и 10 школьник), нашими примерно 1400 рублей. На последнюю экскурсию мы, естественно, уже опоздали.
Экспозиция внутри замка тоже очень понравилась, множество экспонатов, у каждого есть таблички с описанием. Можно подняться на башню и спуститься в тюрьму (ну, как в тюрьму, в крошечное помещение, куда помещали узников). Но нужно быть очень осторожными на крутых лестницах, где практически невозможно разойтись двум людям одновременно, узкие проходы, высокие ступени.
Затем мы осмотрели внутренний двор и побродили по территории вокруг замка.
На сегодня мы забронировали номер в гостевом доме неподалёку от замка. Цена номера в наших 2600 руб. В доме три номера, общая кухня и туалет с душем. Во дворе прекрасная мангальная зона. Хозяин здесь же содержит небольшой частный музей, вход для всех, не только для постояльцев. Мы не ходили, но в отзывах стоит оценка «отлично».
Мы заселились, прогулялись до магазина. Вечером в соседний номер заселилась ещё пара из России. Вначале хотели сделать шашлык, но потом передумали, просто посидели во дворе за кружечкой местного пива, а как начало темнеть, отправились уже пешком посмотреть на ночной замок.
Зашли в кафе «Мирум», что напротив замка. Кроме нас и котейки, вольготно расположившегося на подушке за столиком, посетителей больше никого не было.
Так как кухня уже не работала, только бар, посидели немного и пошли гулять вокруг ночного замка.
Зашли во внутренний двор, благо он открыт. В замке есть гостиница, сколько стоит переночевать здесь, не узнавали. Народ есть, несмотря на позднее время, гуляют как во дворе, так и вокруг замка.
День 10. 17 июня. пгт Мир — Несвижский замок — пгт Мир. 70 км
С утра особо никуда не торопились, сегодня по плану посетить только Несвижский замок и где-то нужно найти автосервис, чтобы поменять масло и фильтры, которые куплены ещё в Екатеринбурге.
Ехать до Несвижа всего 35 км. Погода начала хмуриться, но хотя бы дождя нет.
Несвижский замок заложен в 16 веке князем богатейшего рода Радзивиллов Н.Х. Радзивиллом Сироткой. История замка очень богата, от строительства и расцвета, от упадка и возрождения, от разграбления и реставраций, а также историю рода Радзивиллов можно найти в интернете. Не буду сюда копировать Википедию.
В первую очередь снова отправились внутрь. Отдали за входные билеты 45 б.р. (нашими примерно 1260 руб.). Как же всё-таки там красиво, шикарные экспозиции, с удовольствием прогулялись по всем залам замка, насладились красотой и убранством. Очень много экскурсионных групп, мы экскурсию не брали, поэтому двигались в своём темпе.
Затем также погуляли по внутреннему двору, немного портил впечатление вид строительства, проводившегося во внутреннем дворе. Рабочие устанавливали какую-то сцену.
Вокруг замка не менее прекрасный парк, здесь мы разделились. Парни взяли в аренду злектросамокаты, а я с фотоаппаратом пешком вокруг замка, наслаждаясь красотой.
И Мирский замок и Несвижский замок нам очень понравились, мы остались очень довольны. При посещении Беларуси очень рекомендуем посетить. Кстати, оба замка занесены в список Всемирного наследия Юнеско.
Перед поездкой, когда изучала информацию о местах, которые нам предстоит посетить, где-то попалась информация, что в одном из костёлов в подвальном помещении находится усыпальница рода Радзивиллов. И вот сейчас, посещая второй день замки рода Радзивиллов, в голове всплыл этот факт. Пока сидела на скамейке в парке, полезла в интернет узнать поподробнее. Древняя крипта рода Радзивиллов, оказывается, находится здесь же в Несвиже в подземельях Фарного костёла Божьего тела. А костёл-то, оказывается, вот он, совсем рядом.
Когда приехали мои мужчины, поинтересовалась у них, пойдём или нет смотреть усыпальницу. Ответ утвердительный, поэтому сдаём самокаты. От замка до костёла идти пешком буквально метров 500, прошли по мосту через замковый пруд.
Зашли внутрь, в одной из частей костёла проводятся реставрационные работы, слева от входа у стены нашли лестницу, ведущую вниз в усыпальницу. Вход перегорожен лентой и рядом стоит ящик для пожертвований. Вход только для тех, кто бросит туда денежку. Минимальная сумма для пожертвования: взрослый 5, а детский 2 б.р. (примерно 140 и 56 руб. нашими). Полезла в кошелёк, а у нас только бумажки остались по 100 и 200 руб. Как-то не захотелось жертвовать ста рублями, но видим, что ребёнок настроен на посещение. Пришлось выйти и сходить до ближайшего магазина и разменять деньги.
Вернулись обратно, опустили свои пожертвования в ящик, женщина открыла нам ленточку и показала, где включить свет. Мы спустились вниз.
Как гласит интернет: Разрешение на создание усыпальницы Николай Христофор Радзивилл по прозвищу Сиротка получал лично у Папы Римского, поскольку по христианскому обычаю тех времён хоронить покойных можно было только в земле. Первым, кто был похоронен в крипте, стал сам Сиротка — в 1616 году. Самые древние погребения расположены ближе ко входу, более поздние погребения (19-20 веков) в тупиковых комнатах склепа.
Здесь находятся 70 саркофагов, одна конопа, один ритуальный пустой саркофаг и одна урна с прахом. Последнее захоронение датируется 1936 годом, а в 2000 году в Несвиж доставили урну с прахом одного из представителей рода, который умер в Лондоне, но завещал похоронить себя на родине предков.
Конечно, во всю усыпальницу входа для посторонних нет. За стеклом, если я правильно помню, в пределах видимости я насчитала что-то около 30 саркофагов.
Один саркофаг стоит не за стеклом, не опечатан и не опломбирован, может, это и есть ритуальный саркофаг, наверное, пустой, конечно же, проверять не стали, ну его нафиг.
Кроме нас там никого не было, мы посмотрели, поизучали информацию на стендах, выключили за собой свет и поднялись обратно.
Погода начала портиться, подул очень сильный ветер. Мы вернулись к машине и поехали в столовую неподалёку, которую встретили по дороге вперёд. Тут же на парковке обзвонили ближайшие автосервисы, чтобы поменять масло. Едем в один из них, нас сразу же приняли. Пока ждали, решили, что сегодня уже ехать далеко никуда не хочется, созвонились снова с хозяином гостевого дома, где ночевали сегодня. Номер есть свободный, поэтому едем туда. Сегодня мы были единственными постояльцами в гостевом доме.
День 11. 18 июня. Пгт Мир — Музей «Линия Сталина» — Костёл святой Троицы — д. Ольховка. 313 км
В 9 утра выехали в направлении Минска. Едем в историко-культурный комплекс «Линия Сталина». По отзывам, прям шикарный музей под открытым небом.
На въезде в музей нас встретил приятный мужчина в военной форме Отечественной войны, показал, где касса, где парковка. Иду, покупаю билеты, стоимость посещения музея и парковки нам обошлась в 68 б.р. (1900 руб. нашими). Припарковались, так как с утра не позавтракали, сразу же идём в единственное работающее кафе на территории. Всё, конечно же дорого, и толком из меню ничего нет.
Перекусили и отправились по стрелочке «начало осмотра». Осмотр начинается с дотов и оборонительных сооружений. Здесь нам понравилось.
Далее выставка военной техники под открытым небом, полигон, где при наличии у вас лишних 15000 руб.(нашими) можно прокатиться на танке.
Также есть тир, где можно пострелять из различного вида оружия холостыми патронами. Ребёнок пострелял из пулемёта Максим.
Затем дошли до бронепоезда, прошлись по ангарам с военной техникой, совсем не зашло. Техники много, но создалось впечатление какой-то неухоженности, вся техника покрыта громаднейшим слоем пыли.
От музея впечатления сложились неоднозначные, вроде в начале посещения, заходя в доты, где представлены экспозиции с восковыми фигурами, думаешь, что дальше будет ещё круче, а по факту, чем дальше идёшь, тем всё более печальнее. Такое чувство, что в конце музея, где находятся ангары с военной техникой, только планируется создание каких-то площадок, а пока всё, что можно, спихали в ангары, кое-как поставили номерки на технике, некоторые экземпляры практически не видно. Поневоле сравнили его с нашим музеем УГМК в Верхней Пышме, на наш взгляд здесь ещё работать и работать.
Территория комплекса на самом деле очень большая, мы потратили наверное часа 3, чтобы обойти всё. Это при том, что мы без экскурсии. Обойдя все экспозиции, снова зашли в то же кафе, подкрепились и поехали дальше.
Отпуск неумолимо приближается к концу, очень многими точками, которые мы бы хотели посетить, приходится жертвовать. Завтра у нас по плану обязательное посещение Браславских озёр, поэтому строим маршрут к ним. Сегодня мы никак не успеем добраться, поэтому бронируем квартиру в д. Ольховка.
Почти по пути, немного съехав с трассы, заехали в Костёл Святой Троицы в Гервятах. Вокруг шикарный парк со скульптурами, кустарниками, деревьями, очень понравилось. Прогулялись вокруг костёла, зашли внутрь, ещё раз прогулялись вокруг.
Увидели какое-то хвойное дерево, у нас на Урале нет таких, а под деревом валяется несколько шишек, необычных для нас. Дай, думаю возьму, для нашего младшеклассника на поделки, подбираю и идём дальше. А сзади нас окрикивает мужчина, мы оборачиваемся, первая моя мысль, что сейчас скажет, что нельзя вот так брать шишки и погрозит пальцем.
— Здравствуйте.
— Здравствуйте.
— А вы шишки для декора собираете?
— Да, понравились, у нас таких нет.
— А вы откуда?
— Мы с Урала. Из Екатеринбурга.
— Ооо, далеко. А на чём приехали?
Мы не поняли, кто этот мужчина, говорит на русском, с сильным акцентом, очень трудно было его понимать, какой-то явно иностранный акцент, может польский, но точно не белорус. Как-то не поинтересовались, кто он и кем здесь приходится, но явно кто-то, кто имеет отношение к костёлу, так как он спросил нас, нравится ли нам здесь, посоветовал зайти внутрь и погулять по парку. Так как мы были уже внутри и прогулялись по парку, выразили ему своё восхищение, ещё немного поговорили и пошли к машине. Так и не поняли, может, нам не стоило подбирать эти шишки, может, здесь так не принято, или просто мужчина увидел иностранцев, офигевших от впечатлений и шишек в том числе, и решил подойти узнать, кто мы.
Далее едем в забронированную днём квартиру для ночлега в д. Ольховка. Проехали мимо Беларусской АЭС, она совсем рядом с дорогой.
Нашли нужный адрес сразу, но здесь почему-то нет сети совсем и созвониться с хозяйкой квартиры мы не можем. Пришлось возвращаться ближе к трассе, как только появилась сеть, созвонилась с хозяйкой квартиры, она нам выслала код от сейфа, где лежит ключ. Едем обратно, заселяемся. Стоимость трёхкомнатной квартиры 3200 рублей нашими.
День 12. 19 июня. д.Ольховка — Браславские озёра (гора Маяк) — Витебск. 415 км
Выехали сегодня в 9:30. Оставили деньги за квартиру на кухне на столе, как велела хозяйка, ключ в сейф на двери и едем дальше на Браславские озёра, а именно на гору Маяк.
Едем, болтаем, не ожидая никакого подвоха. А далеко впереди видим какое-то препятствие, видно на машине сигнальные огни.
— Что вроде опять дорожники стоят?
— Похоже на то.
Подъезжаем ближе, а это, оказывается, пограничный контроль. Естественно, нас останавливают и просят предъявить паспорта.
— Здравствуйте. Куда направляетесь?
— Здравствуйте. В Браслав.
— Пропуска есть?
— Нет.
— Значит, двигаетесь транзитом, останавливаться нигде нельзя, здесь пограничная зона. То есть, если увидели какой-то красивый костёл или ещё что-то, то едете мимо, пропуска у вас нет, вам туда нельзя. Куда дальше планируете следовать?
— В сторону России.
— Хорошо, проезжайте.
Мы, немного не ожидавшие такого поворота, едем дальше. И вскоре появляется граница с Литвой. Пограничный забор рядом с трассой. Литва, вот она, рукой подать.
На въезде в Браслав остановились пообедать в придорожном кафе. Сидим, едим, переваривая драники и информацию от пограничников. А ведь я, когда планировала маршрут, даже нигде не встретила информацию о пограничных территориях. А нам вообще без пропуска можно туда? Тут же залезла в интернет, ничего не понятно.
Ну ладно, едем, а там посмотрим. Строим маршрут на гору Маяк. Проехали Браслав, выехали за город, и нас тут же снова тормозят пограничники. Снова проверка паспортов, куда следуем и зачем. Спросили у них, можно ли нам на гору Маяк, получив утвердительный ответ, уже в полной уверенности мчим дальше. Погода тем временем всё больше начала нас расстраивать, небо всё заволокло тучами.
Припарковались на парковке и пошли наверх. Машины на парковке есть, но совсем немного.
Вначале поднялись на платную смотровую (420 руб. нашими за всех). Ветер там очень сильный. Виды вокруг просто шикарные, со смотровой открывается круговая панорама на Браславские озёра. Эх, если бы не подвела погода, было бы просто супер. Но даже в непогоду нам здесь понравилось.
Спустились со смотровой и прошли немного дальше. Кругом чистота, великолепные виды, народу практически нет. Покачались на качелях с видом на озёра. Может, конечно, из-за погоды практически никого не было. Отлично прогулялись, но доносившийся до нас гром вынудил нас закончить обозрение красот.
Вообще, изначально думала, что мы остановимся на озёрах как минимум на ночь, хоть в палатке, хоть на какой-то базе отдыха. Но погода внесла свои коррективы. Тем временем гроза неумолимо приближалась, мы поспешили на парковку.
Ну что ж, ознакомительный план с республикой Беларусь подошёл к концу. У нас остался ещё один день, если бы мы решили остаться здесь с ночёвкой, но погода шепнула, что нам пора восвояси. Решили ехать в сторону России, а там ориентироваться по погоде, может, успеем ещё что-то посмотреть.
Но не тут-то было, вскоре дождь ливанул как из ведра. Едем, пытаюсь забронировать квартиру где-то по пути, но всё либо занято, либо нужно ждать подтверждение брони, а пока мы её ждём, уже проехали мимо. В итоге забронировали квартиру в Витебске в надежде, что дождь к вечеру закончится и мы сможем прогуляться по городу.
Заселяемся в Витебске в квартиру где-то часов в 7 вечера, дождь не прекращается, кое-как, перепрыгивая через лужи, напялив капюшоны, сбегали до ближайшего магазина за продуктами для ужина. Ни о какой прогулке в центр города, конечно же, уже речи не идёт. Квартира двухкомнатная, нашими деньгами отдали 3700 руб. Только когда уехала хозяйка, обнаружили, что в квартире нет горячей воды. О чём нам, конечно же, никто не сказал.
Где-то совсем рядом железная дорога, слышны гудки поездов. Наш ребятёнок, то на кухне в окно посмотрит, то в спальне в окно, уши торчком. Тут же посмотрел на карте, что вокзал-то рядом, вот он, через дорогу. И началось, что дождь почти закончился, давайте прогуляемся, хотя бы ненадолго.
Дождались, когда дождь взял небольшую передышку, вышли на улицу, пошли в сторону вокзала. Уже темнеет, взяли кофе в автомате, спустились на перрон по большому пешеходному переходу. Пока пили кофе, на радость ребёнка проехало несколько поездов.
В Витебске у меня в картах тоже были отмечены точки для посещения. В глубине души я надеялась, что, может быть, дождь сейчас закончится и мы сможем прогуляться по вечернему Витебску. Но нет, дождь не собирался прекращаться, у нас есть, конечно, с собой дождевики, но вот запасной обуви, кроме сланцев, мы с собой не брали, поэтому мы ещё немного подождали ребёнка, пока он наблюдал за железнодорожной жизнью и под дождём пошли обратно в квартиру. Вот так получилось, что в Витебске мы посмотрели только жд вокзал. Дождь лил всю ночь.
День 13. 20 июня. Витебск — граница — мемориал Советскому солдату — Ржев. 407 км
Выехали в 9 утра. Дождались хозяйку, сдали квартиру, получили залог и выдвинулись в сторону границы. Погода всё так же не радует, очень пасмурно, моросит дождь. К тому же ещё очень сильно похолодало.
Границу проходили через пункт пропуска Лобок. Здесь, в отличие от пункта пропуска «Дубовичка», нас всех попросили выйти из машины и с паспортами проследовать к будочке паспортного контроля. Проверили паспорта, машину никто не досматривал, выдали нам листочек с номером, мы вернулись в машину и на выезде передали этот клочок бумажки с номером другому пограничнику.
Всё, мы снова в России. Переключили свои телефоны на нашего оператора Теле 2. Связь хоть и слабенькая, но появилась. Держим курс на Ржев. Здесь с утра забронировали квартиру на ночь.
А пока у нас по плану посетить новый мемориал, который начали возводить всего лишь в 2018 году — мемориал советскому солдату. Заехали на парковку уже в 17:30. За окном машины всё так же пасмурно. Ещё колебались у машины, может, уже переодеться из шорт в брюки, но не стали, о чём вскоре очень сильно пожалели.
Вначале зашли в музей Победы. Вход платный. Ну, как музей, один небольшой зал, где под стеклом на полу экспозиция раскопок. На экране идёт видео строительства мемориала, на других экранах фото и письма советских солдат, погибших подо Ржевом. Звучит музыка. Я бы назвала это интерактивный зал, а не музей.
Несмотря на непогоду на мемориале много народу, много экскурсионных групп. Мы прогулялись вокруг, опять же у мемориала ведётся строительство то ли сцены какой-то, то ли ещё чего-то. Мемориал очень понравился, 25-метровая скульптура солдата и журавлей, играет негромкая музыка. Если вы едете мимо, то обязательно советуем посетить.
Ох, зря мы не переоделись, окоченели за 40 минут так, что неслись к машине, обгоняя всех пешеходов. Ночевали сегодня в Ржеве. Отличная однокомнатная квартира с бесконтактным заселением. Стоимость квартиры 2600 руб.
День 14. 21 июня. Ржев — Тверь — Кострома — г. Мантурово Костромская обл. 797 км
Выехали в 7 утра. Закинули ключ в ключницу и отзвонились хозяину. Сегодня никуда не заезжаем, просто перегон в сторону дома. Около Калязина наблюдали такую огромную тарелку в стороне леса. Загуглили, оказывается, это Калязинская радиоастрономическая обсерватория.
Обратно решили объехать Москву с севера через Тверь и Ярославль, а затем через Киров и Пермь прибыть домой. Ни разу не ездили этой дорогой. Конечно, были наслышаны о том, что там отвратительная дорога, но всё же надеялись, что ситуация со временем изменилась. Ох, как мы ошибались. Дорога вся в ямах, надо глаз да глаз. Если висят знаки «Неровная дорога» и «Ограничение скорости», то не надо их игнорировать, иначе можно оставить там не только свои колёсики. Есть участки отремонтированной дороги, но они очень непродолжительны.
Навигатор провёл нас через центр Твери. Из окна машины Тверь мне очень понравилась, захотелось побывать здесь не проездом. Ночевали в небольшом городке Мантурово. Сняли однокомнатную квартиру за 2600 руб.
День 15. 22 июня. Мантурово— Киров — с. Сива (гостиница «Добрая усадьба») 706 км
Выехали в 7 утра. Сегодня опять просто едем домой. Едем не быстро по причине плохих дорог. До дома 1200 км, решили не геройствовать, а разделить пробег на два дня. Забронировали номер в придорожной гостинице, где-то в Кировской области. Подъехали к гостинице уже в 16:00. Время ещё мало, ещё можно ехать и ехать, силы ещё есть. Да и на завтра получается, что время сдвинется сразу на два часа вперёд и домой мы приедем уже поздно вечером.
Сидя в машине на парковке ищем гостиницу дальше по пути, в итоге забронировали номер в гостинице в Пермском крае. Тут же позвонили и отменили бронь в этом отеле и едем дальше. Получается убили двух зайцев сразу: и переключились на наше местное время и расстояние до дома сократили, облегчив завтрашний день. Прибыли в с. Сива уже в 8 часов вечера по нашему времени.
А это оказалась и не гостиница совсем, а что-то типа турбазы, нас заселили в небольшой двухкомнатный домик с мини кухней. Отдали 2500 руб.
День 16. 23 июня. с. Сива — Екатеринбург. 520 км
Выехали опять в 7 утра. С утра, пока ребёнок собирался, прогулялись по территории базы, здесь есть небольшой прудик, можно посидеть с удочкой.
В Пермском крае наше мучение убитых дорог наконец-то закончилось. Очень утомительная дорога оказалась, не дай бог поехать там ещё раз, жаль, что ничего не меняется. Строятся новые платные трассы, а на поддержание старых, к сожалению, денег не хватает, это просто мучение какое-то.
Уже знакомой отличной дорогой мчим домой. В 14:00 у подъезда дома долгожданная фраза: «Вы приехали».
Итоги поездки:
Потрачено:
Прежде всего хочется отметить, что Беларусь поразила нас своей чистотой, мы хоть и снимали квартиры не в центре городов, а ближе к окраинам, везде чистота. Везде всё скошено, нет таких бурьянов, как у нас. Приехали домой, а пока нас не было, у нас крапива и лопухи почти с наш рост во дворах. Сразу же прочувствовали контраст. Очень порадовало качество дорог, даже в небольших городках и посёлках, и то, что для нас все платные дороги в Беларуси бесплатные. Единственный минус, на наш взгляд, очень мало придорожного сервиса, а именно гостиниц и кафе вдоль трасс. Конечно же, нельзя не отметить аистов, которые вольготно гуляют на полях вдоль дорог и их шикарные гнёзда на столбах.
По ценам на продукты мы не ощутили какой-то особой разницы. В магазинах, кафе и заправках расплачивались нашей картой платёжной системы «МИР», что очень удобно. Наличкой оплачивали только аренду жилья. Бензин да, у них дороже, цена на всех заправках фиксированная, 2,60 б. р. Очень понравилось, что, в отличие от наших заправок, цены на продукты и напитки у них на заправках не завышены в три раза, как у нас, а цены как в обычных магазинах.
Как обычно, немного уставшие, но очень счастливые. Отпуск удался, Беларусь нам очень понравилась. Поедем ли ещё? Если будет возможность и финансы, то обязательно поедем.
Всем приятных путешествий!