|
Всех приветствую! Достаточно долго собирался духом написать подробный отчет об автопутешествии на Кавказ в июне 2024 года. Краткие зарисовки удалось из себя породить в отзыве на нашего коня — Паджеро 4 2013 года, поэтому не буду распыляться на технические особенности этого автомобиля. Их можно почитать по ссылке. Здесь же сосредоточусь на путешествующей части нашей поездки, поэтому погнали!
Осмысление
Это уже вторая поездка на Кавказ. В первый раз забраться в эти края нам удалось в июне 2019 года, когда спутником была наша первая машина — Лада Калина. Белый универсальчик отвез нас по маршруту Пятигорск — Домбай — Азау (Эльбрус) — Нальчик — Грозный — Сулакский каньон — Махачкала — Дербент — Эгикал — Владикавказ — Пятигорск. До Пятигорска и обратно: Трасса М4. Ох, без всяких сомнений этот маршрут достоин отдельного описания…
Поскольку весь маршрут 2019 был осуществлен за неделю, можно представить, что погруженность в процесс была далека от идеала. Это было, скорее, знакомство с тем, что такое ГОРЫ. Очень важным результатом этой поездки было семечко, которое село в голову и проросло в желание обязательно посетить этот регион еще раз, на этот раз менее суетно и сосредоточенно на чем-то конкретном, ведь каждый из посещенных нами участков это целый мир, который можно изучать всю жизнь. Команда наша была из трех человек: я, моя супруга и моя мама.
Вернуться к этой идее удалось лишь спустя 5 лет. Перерыв был обусловлен ковидом и рождением в 2020 году нашей дочери — Елизаветы Георгиевны. Поэтому новой команде предстояло стать из 4 человек. Наличие в экипаже трехлетнего ребенка безусловно потребовало учета этого при планировании маршрута. Но об этом чуть позже.
Из всех мест поездки 2019 года был выбран самый красивый (как нам казалось) участок путешествия — это Приэльбрусье. Кабардино-Балкария. Благодаря длительному изучению автопутешествий на Дром.ру и гугл панорам, были определены ключевые точки путешествия, обязательные к посещению, это:
Как обычно, в таких путешествиях я оставляю много пространства для внезапности. Контрольные точки никогда не являются чек-листом, после выполнения которого заканчивается путешествия. Это, скорее, внешние границы маршрута, внутри которого обязательно надо оставлять место для чудес, которые могут встретиться по пути — это происходит всегда. Удаленно спланировать всё все равно не получится, да и не нужно.
График
Итак, осмыслив то, что мы точно хотим увидеть, пришло время планировать логистику и места ночевок. Имея опыт дальних путешествий на автомобиле, было решено избавить маленького кренделя Елизавету от длительного путешествия по трассе М4. Были разные варианты — отправить Пыжа автовозом, например, но было в итоге принято решение отправить женскую часть нашего экипажа на самолете в Минводы налегке, а самому с имуществом поехать на Паджерике. С учетом располагаемого времени дата выезда из Москвы была назначена на 8 июня, вылета из Москвы самолета S7 — 9 июня. В 15 часов 9 июня я должен забрать любимых женщин в аэропорту и отвезти сразу в горы, где все как следует отдохнут, восстановятся, и 10 июня мы поедем в первую часть нашего приключения. В итоге после обсуждений мероприятий был составлен следующий исходный график автопутешествия:
Дата | Откуда | Куда |
8 июня 2024 | Москва | До куда хватит сил |
9 июня | Откуда хватило сил | Аэропорт Минводы |
9 июня | Аэропорт Минводы | Гостевой дом с Альпаками 43.700575, 42.661218 |
10 июня | Отель с Альпаками | Джилы-Су |
10 июня | Джилы-Су | Плато Канжол |
10 июня | Плато Канжол | Поляна Чегет |
11 июня | Поляна Чегет | Перевал Актопрак |
11 июня | Перевал Актопрак | Озеро Гижгит |
12 июня | Поляна Чегет | Гора Эльбрус |
13 июня | Поляна Чегет | Кисловодск |
14 июня | Кисловодск | Аэропорт Минводы |
14 июня | Аэропорт Минводы | До куда хватит сил |
15 июня | Откуда хватило сил | Москва |
Это первоначальный график, как он был в голове на момент старта. Как я уже писал выше, он был составлен для целей определения дней посещения ключевых мест: не точный маршрут, а по факту как получится. Последние два дня (13 и 14 июня) вообще никак точно не были запланированы — решили оставить эти дни на волю души. На том и порешили.
День 1. Марш-бросок на юг
Заранее проведя плановое ТО по пробегу нашему пыжаке, заменив задний кардан и купив новую запаску, ранним утром в 4 утра 8 июня я двинулся в путь (детально о подготовке автомобиля можно почитать в моем отзыве на Паджеро). Изначально не было конкретной цели добраться до какого-то точного места, но, помня о поездке 2019 года, я знал, что это будет дорога где-то после Тихорецка (тогда в 2019 году это был Невинномысск). Всё зависело от моей силы духа и желания ехать «до талого». Желания такого не было, поскольку в Минводах надо быть лишь в 15 часов следующего дня и топить на машине до глубокой ночи задачу я не ставил.
Пустая утренняя дорога: Москва, Звенигородское шоссе
Езда в одиночку успокаивает и приносит много интересных мыслей
На АЗС останавливался по велению души, но по факту получалось, что где-то раз в 200-300 километров. Вообще, самый длинный участок без остановок за все путешествие составлял 3 часа 11 минут. В навигаторе ставил следующей точкой следующую АЗС в этом диапазоне километров, что позволяло мне оценить оставшийся путь до ближайшего отдыха. Все водители знают, что заправляться лучше на одной и той же сети АЗС, это выгодно, в моем случае это Лукойл. Не лучше и не хуже других, просто в моем случае это так.
На М4 стали появляться шевроны, обозначающие допустимую дистанцию до впередиидущей машины — удобно. Такие я видел лишь в заграницах: Кипр, Крит и прочие Европы. По дороге выбрал скоростной режим 105 км/ч — вполне комфортная скорость как для автомобиля, так и для меня. В конце концов, время прибытия по факту больше зависит от длительности остановок на отдых, чем от скорости, так что проблем такой режим точно не доставлял.
Порадовали объездная Ростова и деревни Лосево — знатные места стационарных пробок.
Закат встречал уже на Лукойле возле станицы Кущевская.
Примерно через 20 минут после Кущевской одометр поездки показал 1234,5 километров
Долго ли коротко ли, но после поворота платной трассы на Краснодар дорога становится окончательно ночной, да еще и двухполосной. Усталость долгой поездки начала давать о себе знать, и пришло время подумать о ночлеге. Погуглив доступные варианты более-менее приличных гостиниц (я хотел хорошо выспаться, хостелы пусть ждут других гостей), я определил точкой маршрута город Армавир, и в районе 11 вечера успешно заселился в гостиницу «Villa Club» на улице Урицкого (координаты 44.992528, 41.136266).
Частный сектор Армавира на карте выглядит довольно масштабно
Поскольку путешествие начинает приобретать вертикальный характер, я решил на бортовике Пыжа мониторить не запас хода, а высоту над уровнем моря, благо автомобиль оснащен нужным оборудованием. В горах запас хода вещь весьма условная, а вот знать, как высоко мы забрались, всегда интересно.
Пробег за день: 1410 км с учетом заезда в Новочеркасск покушать. За рулем: 15 часов 59 минут.
День 2. В горы!
9 июня началось неспешно. Поскольку чистого времени езды до аэропорта Минводы 2 с небольшим часа, я решил сначала вымыть машину, чтобы встречать любимых женщин с минимальным количеством последствий дальнего путешествия.
В поездке по Ставрополью высота начала расти.
К аэропорту удалось приехать минута в минуту с прилетом самолета. В зале ожидания я провел минут 5 от силы, и после радостных обнимашек приключение началось!
Путь до селения Мушт, где располагался гостевой дом с альпаками, составил 83 километра, доехали без приключений. Заправились максимально близко к въезду в ущелье по дороге на Джилы-Су (это перед Кисловодском). Канистры с бензином у нас не было, кстати, маршруты не предполагали очень уж длинных перегонов. Заправиться в следующий раз надлежало уже через несколько дней в Баксанском ущелье, благо заправок там множество.
Не обошлось без кавказского вайба со стадами копытных на дороге
От такой дороги очень быстро устаешь. Это стало одним из факторов, который пришлось учитывать. Серпантин требует к себе внимания даже при хорошем асфальте.
Как можно заметить, погода на улице хмурая. Стали посещать мысли о корректировке маршрута, но эту мысль оставили на потом. Заселившись в гостевой дом, поужинали тем, что послало местное кафе (без выбора, но вкусно). На улице уже уверенно шел дождь…
Пробег за день: 279 км. За рулем: 5 часов 2 минуты.
День 3. Самый утомительный
Как можно заметить, погода на улице сырая и облачная.
Изначальный маршрут был запланирован длиной 310 километров и 5,5 часов в дороге (это по навигатору). Предполагалось проехать всю дорогу до Эльбруса, вернуться, уехать на плато Канжол и оттуда уже выехать на поляну Чегет. Глядя на облака в горах, стало понятно — Эльбрус мы не увидим, ехать на дорогу Джилы-Су бессмысленно. По крайней мере, в этот момент времени. К тому же езда по серпантинам и горам довольно сильно выматывает, поэтому мы решили поехать сразу в сторону плато Канжол. Сам Мушт находится в ущелье, поэтому сначала предстояло подняться на перевал, откуда дорога уходит на грунтовки в сторону Кичмалки.
Начало пути по грунтовкам недалеко от кавказской горной обсерватории
Дорога нормальная, но пролегает по нижнему краю облаков
После Кичмалки до Каменномостского идет асфальтированная дорога, по которой можно доехать на столбовую трассу Пятигорск-Баксан, но нам туда не надо. Из Каменномостского грунтовка ведет на юг, на которой достаточно крутые каменистые подъемы и довольно узко.
Облачность тем не менее никуда не рассеялась, от трясучки пассажиры устали, и мы решили сделать остановку на подольше на перекрестке вот с этими координатами: 43.616521, 42.982035.
Развилка. Мы приехали справа — там Каменномостское. Прямо вперед, на запад — дорога на плато Канжол, назад дорога в Кёнделен и Баксанское ущелье. Налево в облаках дороги нет — там обрыв в Тызыльское ущелье
Погуляв, пообедав (фото сделано в 12:26) и крепко подумав, мы решили, что путь до плато Канжол хоть и составляет всего час… Во-первых, это час туда и час обратно (в то же место, где мы стоим), плюс время на месте. Во-вторых (наверное, это все же во-первых), эта поездка просто не имеет смысла по причине глухой низкой облачности. Смысл посещения плато — виды на красоты Эльбруса, которые наглухо закрыты «ватой». Поэтому, решили поехать в Чегет, по пути делая остановки, где красиво (напоминаю, с нами дочь 3 года). Ничуть не огорчившись подобному развитию событий, мы поехали в сторону Баксанского ущелья, одновременно наслаждаясь видами прекрасного Приэльбрусья.
Показать красоту мира своему ребенку — бесценно
Спустя какое-то время (полтора часа с перекрестка) мы добрались до каньона, который на карте обозначен как «Тызыльское ущелье». Вообще, само ущелье идет параллельно всей дороге, но конкретная точка с таким названием находится тут. Координаты 43.589997, 43.120051.
Невероятной масштабности место:
Паджерик в кадре для размерности этого места
К этому моменту детеныш уже вовсю спит, а значит, пора ехать. До места ночевки еще 2 часа езды.
После целого дня трясучки эмоции от выезда на асфальт сродни сцене про «Идеально ровный пол» из «Рик и Морти». Погуглите)
Остановились мы на поляне Чегет, где у нас был забронирован целый домик на несколько оставшихся дней путешествия. Заранее погуглив высоту этого места, обрадовался, что погрешность высотомера Паджерика составила всего 50 метров (одно деление).
Фотография выше на самом деле крайне информативна. 16:01 — время прибытия. На улице не жарко, всего 13 градусов, а график высот за последние 4 часа как летопись поездки:
Самый левый спуск на графике — это спуск к Кичмалке. Ровный участок: Кичмалка-Каменномостское. Затем резкий подъем наверх — на юг от Каменномостского, там, действительно, крутые перевалы. Верхняя точка — это развилка выше. Затем пологое снижение до Баксанского ущелья, где мы останавливались на смотровой Тызыльского ущелья. Затем пологий и длинный подъем по Баксанскому ущелью на поляну Чегет. Из этого можно сделать вывод, что на развилке мы были 3 часа назад (по времени работы двигателя). На дворе 16 часов. Можно представить, когда бы мы приехали сюда, если бы решили еще посетить Джилы-Су и плато Канжол. В итоге принятые решения были весьма правильными. Усталые и довольные: впереди оставалось самое приятное для четырех уставших организмов — найти продукты и приготовить ужин) Что и было сделано. В Терсколе было куплено мясо, добыт уголь, это значит — еде быть!
Продуктовые магазины в Терсколе достаточно убогие, что удивительно. Порой на продуктах нет ценников, да и выбирать особо нечего.
Кстати, к этому моменту мы еще не заправлялись. Решение было осознанным, поскольку на следующий день была запланирована поездка на перевал Актопрак и заправить пыжа топливом было решено не на пути в Чегет, а обратно, чтобы к моменту съезда с цивилизации в баке было больше бензина (потому что съезд сразу за АЗС). Но это история дня следующего, а пока время отдохнуть и подышать горным воздухом. Длинный день.
Пробег за день: 163 км. За рулем: 5 часов 35 минут.
День 4. Потрогать небо
Доброе утро!
В 2019 году мы посетили канатку на Эльбрусе и, проезжая обратно мимо поворота на Чегет, дали себе слово посетить эту гору обязательно. В следующий раз. И этот день настал. Проведя разведку, накануне вечером было решено поехать на канатку Чегет сразу с открытия. Раз уж наш домик находится прямо рядом со входом — грех не пойти туда. В итоге, заняв очередь (точнее очередь за нами — мы были первые), стали ждать открытия канатки. Пыж остался отдыхать возле домика.
Вечером того же дня почитал про отчаянных людей, которые в 1998 году по этому леднику спускались на лыжах. Издалека он кажется ровной лыжной трассой, на самом же деле ледник представляет собой огромное нагромождение льда с трещинами, готовое оторваться вниз в любую секунду. Созерцать эти горы можно вечно. На такой высоте физически чувствуешь массив воздуха: пространство, объем и величие этих гор.
Вдоволь насладились созерцанием Баксанского ущелья и окружающих гор, настал час поехать в один из самых желанных пунктов нашего путешествия — перевал Актопрак. Перевал соединяет два ущелья: Баксанское и Чегемское. Выехали в 12 часов.
Перевал сам по себе небольшой длины — 22 километра. Подъем высоты 920 метров, спуск 790 метров. Доминирует над перевалом красавица-гора Лха. Перевал исторически имел большое значение как для торговых, так и для военных целей, но в настоящее время на всем протяжении перевала на нем нет населенных пунктов.
Первый участок пути от Былыма вдоль реки до первого крутого поворота налево представляет собой достаточно типичный сельско-горный пейзаж, откровение настигает сразу после поворота, потому что ты видишь — ГОРУ. Огромная стена нависает над ущельем — полный восторг.
Скала «Арка» — одна из достопримечательностей перевала.
Дорога на перевал, если смотреть на эту фотографию, ведет справа налево. Вид назад — скала Арка. Далее на перевал ведет достаточно крутой серпантин, и, если говорить о проходимости этого перевала, то на этом крутом повороте в гору на нем застрал Ларгус. Дорога (как видно) достаточно мокрая и глинистая местами, поэтому переднеприводный шоссейный фургончик просто не смог туда забраться. На самом деле ему повезло, что он бросил эту затею и вернулся назад, ведь самое интересное было впереди)
А пока, сразу за неосиленным Ларгусом поворотом, она:
Непросто путем фотографий передать энергетику этого места, но я попробую.
То же место, вид по левому борту от движения машины
На вершине перевала нас встретил ОН.
На фото практически вершина перевала, высота здесь примерно 2300 метров. Ослик оказался тем еще бычарой. Пошел прямо на пыжа: не быстро, но крайне уверенно. Пришлось сдавать назад и объезжать опасного жителя. Нам повезло проехать. Кто знает, кому повезло меньше?
Какая-то недосказанность, правда? Где фотографии с вершины перевала, почему этот рассказ заканчивается ослом? Всё просто. На вершине мне едва-едва удалось сделать несколько кадров. Одну фотографию оставлю здесь.
Тяжелые свинцовые тучи и тёмный характер снимка не зря. Практически через 15 секунд после этого кадра начался такой жуткий ливень, что дворники машины не справлялись. Пришлось остановиться и просто ждать, пока дождь утихнет хоть чуть-чуть. После этого можно было ехать. Аккуратно. Не спеша. Ведь впереди крутой серпантин, дорога по которому больше напоминала горную речку. На первой передаче, с опаской нажимая на тормоз. Мы же помним? Там глина. А теперь еще и реки воды. Чуть ниже, уже практически на выезде с перевала дождик выглядел примерно так:
По сравнению с вершиной перевала тут дождя почти нет
Ларгусу повезло, что он не поехал дальше. Путь представлял собой практически глиняную жижу. Надо ли говорить, что ехать перевал насквозь до Чегемского ущелья мы не стали. Зато остались мысли подумать о том, как сложить дни дальше. Но это позже, а пока, если читатель заметил карту выше, то рядом с выездом с перевала Актопрак находится озеро Гижгит. Туда мы и направились после съезда на основную трассу ущелья.
Дорога туда плохая. Очень плохая. Плохота дороги заключается в огромных ямах, которые вместе похожи на кочки. Там негде застрять или пробить подвеску ударами, но машину на таких волнах сильно раскачивает. Приоритетом является геометрическая проходимость, на них вполне можно оставить бампера какого-нибудь Соляриса.
Обратный путь от озера Гижгит. Не нашел названия этого ущелья, но оно завораживает своей темнотой. Кажется, что в нем можно потеряться, просто долго разглядывая его. Настолько оно огромно и негостеприимно
Меж тем, на часах было 15:28, путь до поляны Чегет составляет примерно час, значит пора назад. Вечер решили провести за уютным домашним общением и посещением мимо протекающей реки Баксан.
На вечернем чаепитии была предложена идея. Раз у нас день «послезавтра» никак особо не размечен и основной его целью является добраться до Кисловодска, маршрут имеет смысл проложить снова через перевал Актопрак. Уж очень велика была недосказанность от посещения, слишком красивы эти места, чтобы просто оставить их там без нашего внимания. Поэтому решено было через день добираться до Кисловодска через перевал Актопрак и Чегемское ущелье вместо того, чтобы тупо пилить в Баксан по асфальту. Да, это дольше на пару-тройку часов, зато мы сможем посмотреть Чегемские водопады (шалман еще тот), и в принципе покататься по новому ущелью. У погоды появилась закономерность: утром солнце, после обеда дождь. И этой закономерностью мы решили воспользоваться. На том и легли спать.
Пробег за день: 136 км. За рулем: 4 часа 14 минут.
День 5. Эльбрус
На утро следующего дня поехали на поляну Азау. С момента 2019 года туда пришла цивилизация. Построили большую парковку и шаттлы (автобусы), которые возят на подъемники людей.
Эльбрус прекрасен. Настолько, что у меня даже не хватает энергии, чтобы описать эти ощущения от пребывания на высоте. Мы здесь второй раз, сейчас наша основная цель была — показать Большую Гору Елизавете.
На горе мы провели почти 4 часа.
Сложно передать красоту настоящих гор. Их надо просто видеть.
Вернувшись на базу, стали думать, что делать дальше.
«Следуй за мечтой», — сказала нам кружка
И мы поехали по дороге в сторону Верхнего Баксана.
Пока не доехали до фуникулера.
Уникальное сооружение — автомобильный подъемник. Табличка возле него гласит, что стоять на платформе запрещено, идти можно только пешком по лестнице. Достаточно утомительно, скажу я вам, я прошел примерно половину. Вернуться меня заставил начинающийся дождь. Точнее даже не он, а то, что ключи от машины были у меня в кармане, интернета для того, чтобы поюзать сигналку и открыть машину тоже нет, блютус настроен у меня. И я понял, что под дождь попаду не только я, но и вся семья.
На обратном пути решили заехать к реке Баксан. Остановив машину возле дороги, я пошел пешком к реке выяснить, можно ли туда проехать на машине. Вернувшись обратно Пыж сам мне сказал — «не надо», потому что на приборке мигал значок раздатки. Перезапуск двигателя сбросил ошибку, и больше с тех пор подобная не появлялась никогда. Но я понял — ехать туда точно не стоит. Если Пыжак не хочет — и правда не следует. Тем не менее, мы отлично провели время, гуляя по каменистым берегам Баксана почти целый час.
Вечером, оставив Елизавету со своей бабушкой, прогулялись по окрестностям поляны Чегет. Было уже достаточно темно, а главное — безлюдно. Фото без лишних комментариев:
Поизучав окрестности и купив всем по мороженке, довольные успешным днем завалились спать. Завтра начинается дорога в сторону дома. Но путешествие не заканчивается!
Пробег за день: 64 километра. За рулем: 1 час 45 минут.
День 6: Дорога
Утром без особой суеты и спешки поехали в сторону Кисловодска. На тот момент это была последняя контрольная точка нашего путешествия, где была забронирована гостиница, и на следующий день предстоял кому вылет в Домодедово, а кому дорога на М-4 «Дон». Ранее, как было уже отмечено, было принято решение поехать в Кисловодск снова через перевал Актопрак, дабы поставить точку в его созерцании и посмотреть соседнее ущелье. Пока же нам предстояло попрощаться с Баксанским ущельем и поехать на перевал. Немного жаль было покидать красивейшую дорогу вдоль Баксана, но у всего есть конец, поэтому оставлю здесь фотографии из 2019 года, которые сделаны примерно в том же месте, где находится съезд в сторону перевала Актопрак:
При въезде на перевал добыли немного мёда на местной пасеке:
В этот раз на перевале удалось сделать как по мне самые красивые фотографии из всего путешествия. Возможно, здесь сказывается ощущение того, что мы покидаем горы (так нам казалось), и хотелось впитать в себя всю их красоту и величие.
Эта далёкая гора в центре кадра видна на фотографии паджерика с озера Гижгит выше по тексту
Видимо, высшие силы этих гор не хотели нас отпускать с этого перевала просто так и им понравилось нас испытывать: решимся ли на этот раз мы поехать дальше? И применили проверенный метод: дождь. Такой же беспросветный: стеной, с грязью, от души. К окончанию поливалки выглядело это примерно так:
Спуск с перевала Актопрак к Чегемскому ущелью
Времени на часах к этому моменту было уже около 12 часов. Чегемское ущелье изначально не было целью нашего путешествия, до конечной точки все же ехать было довольно далеко, поэтому проехали мы его насквозь, остановившись лишь возле Чегемских водопадов в 12:18. Место оказалось довольно унылым: представляет собой шалман с нелепой торговлей чем попало, а поэтому фотографировать (да еще в пасмурную погоду) не было никакого желания. К тому же сказалась накопившаяся усталость и понимание, что дорога предстоит еще дальняя.
Когда проезжали по трассе мимо Баксанского ущелья, в душу поселилась грусть. Ведь они там — горы. Там красавец Эльбрус, там ВСЁ… Неужели всё? Мы так и уедем домой, не увидев его еще раз, ведь он сейчас так близко, а будет так далеко… И решение пришло само. Кисловодск нам не нужен. Суета курортного муравейника легко может быть принесена в жертву горам, а, значит, было принято решение на следующий день снова поехать по дороге в сторону Джилы-Су, снова мимо селения Мушт — дальше на юг. Сколько хватит времени, чтобы вернуться в Минводы к 4 часам на самолет. Эта позитивная мысль перевернула всё.
Казалось, рутинная дорога по асфальтированным трассам средь фур не могла уже преподнести ярких моментов этого дня, однако ж — это не так. Поужинали в Железноводске в ресторане «Форест», что рядом с парком миниатюр и поехали дальше. От Железноводска в сторону Кисловодска ведет четырехполосная дорога, на которой местные и не очень местные ребята любят погонять и один лихой БМВ Х7 умудрился на опережении швырнуть из-под колес камень аккурат в левый нижний угол лобового стекла — трещина!
Настроение было испорчено, хотя, как потом оказалось — зря. Получать впечатления от поездки это никак не помешало, да и замена лобового стекла на паджерике оказалось делом одного часа и обошлось в 17 тысяч рублей, но это было потом. В июле. Пока же нам предстояло отдохнуть от дальней дороги и настроиться на горы. Снова. Невероятно приятное ощущение — знать, что ты снова поедешь туда, откуда начал)
Пробег за день: 254 километра. За рулем: 5 часов 17 минут.
День 7: Вверх и снова вниз
Выехали в 8:18. Дорога Кисловодск — Джилы-Су. Да… Кто о ней только не писал. Где-то прочитал, что эта дорога является самой красивой в России. Не берусь делать таких выводов, ведь для этого надо для начала проехать все самые красивые дороги, чтобы вынести вердикт. Да и красота, она в первую очередь внутри и какая-нибудь деревенская дорога из дальнего детства может оказаться самой волнительной и прекрасной на свете. И, тем не менее, могу с уверенностью сказать, что эта дорога заняла надежное место где-то внутри, где хранятся воспоминания о красотах этого мира и куда хочется возвращаться еще и еще.
В наше время путешествовать стало очень легко… Достаточно открыть карты, вбить в поиск «Смотровая площадка», и перечень объектов для посещения будет тебе открыт. Первая точка нашей остановки в районе 9 утра 14 июня оказалась в том же самом месте, где начинался наш поход в горы: возле кавказской горной обсерватории. Там, где мы уезжали в туман несколько дней назад. На этот раз погода нас порадовала, а, самое главное, Эльбрус был в настроении и разрешил нам посмотреть на свои бока. А, быть может, сам захотел на нас немного посмотреть) Я склоняюсь ко второму варианту, поскольку в дальнейшем он, видимо, устал от нашего внимания и ушел на дневной сон спать в облака. Прямо как ребёнок.
Серпантин вниз — к селению Мушт
Кавказская горная обсерватория
Пишу эти строки и осознаю, каким же длинным оказался этот день… Дорога оказалась весьма утомительной. Представляет собой постоянно чередующиеся подъемы и спуски. Если с подъемами все понятно, мотор урчит и тянет, то на спусках машина норовит разогнаться ну очень неуправляемо. С учетом того, что состояние тормозных дисков было «еще походят» (заменили их лишь в августе через 2 месяца) тормозить двигателем с АКПП пришлось, переключая коробку в ручной режим и выбирая первую/вторую передачи. Чаще первую, при этом скорость была около 30 километров в час. А спуски затяжные. Порой очень.
Автор в естественной среде обитания
Бесконечная красота гор. Самым печальным в этой поездке было осознание того, как много интересного ждет впереди и как мало нам отведено времени на это приключение. А ведь впереди прекрасные пешие маршруты к водопадам, к «Немецкому аэродрому», к подножию Эльбруса, местам, где можно провести не один день, предаваясь переменчивости местной погоды, радуясь красотам как ребенок… И все же мы понимали, что доехать до конца этой дороги не получится…
Вершина очередного перевала, и конечная точка нашего маршрута
Забравшись на очередной перевал и отметив это место на карте маячком «Мы тут были», решили предаться неспешному созерцанию гор, чтобы запомнить их такими, какие они есть, с пониманием и осознанием: Мы тут были…. 43.540325, 42.563806
Почти как в портале у Рика в мультфильме «Рик и Морти»
На часах было половина двенадцатого. Понимая, что до конечной точки как минимум еще один спуск и подъем, а, значит и обратно тоже плюс столько же, решили ехать назад. Остановиться на этом месте и не испытывать волю Большой Горы, которая то и дело давала нам предупреждения в виде проливных дождей как раз там, где мы только что были… Вылет в 16:00.
А приключения на этом не закончились) Обратная дорога в Кисловодск ничем примечательным не обозначила себя (кроме проливных дождей). В самом Кисловодске профиль нашего маршрута за последние несколько часов был такой:
...Вверх и вниз. И снова вверх, и так постоянно. Меж тем дорога до Кисловодска заняла почти два часа: сказывается необходимость тормозить двигателем на затяжных спусках. Температура +29, и это только начало…
Дальнейшая часть дня была ознаменована техническими трудностями. Вернее сказать, переживаниями, поскольку впервые за время владения этим автомобилем я увидел, как температура двигателя ползет вверх. Произошло это во время пробки перед шлагбаумом в аэропорту Минвод. На градуснике тогда было что-то вроде +38. Умом я понимал, что это ненормально и, возможно, является предвестником какой-то нездоровой ситуации, ведь мне было известно, что паджерики прекрасно катаются по Эмиратам, где жара +45 и проблем это не доставляет. А мне известно КАК это жарко на самом деле, а тут… Как так? Твёрдо решил записаться на сервис утром сразу на послезавтра (предстояло ехать еще завтрашний день). Ох, если бы я знал, почему так происходит) Хорошо, что не знал. Знания множат скорбь, как говорится…
Ситуация с перегревом, как оказалось, проявляется в ситуации, когда машина едет медленно или стоит в пробках. С учетом того, что на улице стояла жара, а дорога местами была бордовая, поездка Тихорецка стоила мне немалого количества нервных клеток и поглядываний на стрелку термометра автомобиля. А еще эта усталость… Из аэропорта выехал в 14:56.
Трещина растёт. Недалеко от Минвод
В процессе объезда пробок пришлось сделать два крюка: в Невинномысске и Кропоткине. Кто знает, возможно, эти объезды спасли мотор нашего пыжа, а может, я просто сгущаю краски.
В любом случае, выбрался из Ставропольского и Краснодарского краев я без приключений, думал я, остановившись на покушать в забегаловке под Ростовом. Осталось решить, где же я буду спать. После Ростова будто открылось второе дыхание. Ехать стало гораздо легче, жара спала, двигатель стабильно держал 96 градусов (это много, на самом деле), машин почти нет, ехать можно. Думалось, доеду спокойно до Воронежа, но здравый смысл возобладал. Логика простая — до Москвы я не доеду в любом случае. Вот просто однозначно. Спать все равно придется. Если я к Воронежу приеду под утро, выезжать придется уже где-то ближе к обеду и все равно я приеду в Москву плюс минус в одно и то же время… Но уже гораздо более уставший, поэтому решено было остановиться по дороге здесь.
Для ночлега выбрал мотель «Астонит» 48.505528, 40.337225 — между Каменск Шахтинском и Миллерово. Как раз за стоянкой для фур. Про это место могу сказать только самые положительные эпитеты. У каждого номера вход индивидуальный с улицы, машина запаркована прямо у дверей, что очень удобно в плане погрузки/выгрузки своего бренного тела и вещей, коль они есть.
Сам номер тоже выглядит очень прилично. Свежий ремонт, новая мебель.
На еду можно не рассчитывать, но в час ночи, когда была сделана эта фотография — мне этого и не требовалось.
Меж тем — открыл капот и посмотрел в расширительный бачок. Он был почти полный. Сильно выше отметки МАХ… Ладно. Спать.
Утром была надежда, что проблемы с охлаждением покинут и все будет как раньше. Машина постоит, остынет, раздуплится и все вернется на круги своя. Много думал, что могло пойти не так, почему в горах такой проблемы не было. Не понял…
Пробег за день: 842 километра. Проведено за рулем 12 часов 48 минут. Даже не верится, что начинался этот день в горах... Без лишней скромности — один из лучших дней в жизни.
День 8. Домой
Выехал в 7:30.
Обратная дорога была в размышлениях. Остановки каждые три часа, монотонность трассы М4 оставляли много времени для мыслей. С тревогой смотрел на пробки МКАДа, вспоминая историю с перегревом, и не зря. Прямо до Московской кольцевой проблема с температурой меня не тревожила. Мотор работает, машина едет, ветер дует — все хорошо. Паджерик превратился в подобие акулы — чтобы дышать ей тоже необходимо двигаться, если акула остановится — она умрёт…
Пробег за день: 940 километров. За рулём: 10 часов 25 минут.
Утром следующего дня мастера сервиса приговорили забитый радиатор и термостат. Проблема с охлаждением была побеждена…
...ровно на один год. Спустя год, в мае 2025 года проблема вернулась. Для устранения корня этой беды пришлось снимать обе ГБЦ, шлифовать, менять прокладки, маслосъемные колпачки, а заодно помпу и ремень ГРМ. Если бы я тогда знал, что проблема с охлаждением выльется в ремонт ГБЦ, наверное, я бы огорчился) Но время прошло, и такие истории оставляют лишь воспоминания о горах, эмоциях близких людей и радости путешествия.
….
На этом рассказ о путешествии стоило бы закончить, но любопытство людское вещь такая… Без небольшой статистики не получится)
За все время путешествия
Пройдено: 4 088 километров.
Сожжено паджериком 95 бензина: 605 литров.
Время за рулем: 57 часов 51 минута.
Потрачено денег на бензин: 34992 рубля и 17 копеек.
Средний расход составил 14,8 литра на 100 км.
Платные дороги: 6612 рублей 50 копеек.
Потрачено на гостиницы: 63199 рублей.
Перелет S7 Домодедово — Минводы — Домодедово для любимых женщин: 59540 рублей.
Итого логистические расходы: 164343,67.
Разбито лобовых стекол: 1.
Сделано фотографий: несчётно.
Расходы на мойку и еду не включаю, ибо мыть и кушать надо независимо от путешествий.
Хочу ли я еще на Кавказ? Конечно.
Поеду?) А есть еще варианты?...