К этому путешествию я готовился около года. Шаманил машину (в этом году больше косметически), готовил фототехнику (моторизованную рельсу, аккумуляторы) и маршрут. В прошлом путешествии два года назад мне с избытком хватило пустынь. Хотелось куда-то в горы, чтобы в перспективе поснимать метеорный поток Персеиды в ночь с 12-13 августа. Хархираа — близко, и достаточно высоко. Начал искать инфу.
Маршрут: Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Улан-Батор — Владивосток
Вообще, идея ехать именно во Владик зародилась у меня в голове еще незадолго до эпичной поездки в Таджикистан в 2017 году. Но раньше времени я старался об этом особо не думать.
Ведь было непонятно, получится ли вообще вывезти хотя бы Среднеазиатское путешествие при не сильно большом опыте дальних поездок и не очень новой машине. Но в итоге все получилось. Не без приключений, конечно, но за ними мы, в принципе, и поехали. Само собой, впечатлений была масса, и по возвращении домой стало понятно, что и Владик в принципе реален.
После недолгих раздумий целью на май 2019 года была единогласно выбрана Монголия. Маршрут на первый взгляд простой: Новосибирск — Иркутск — Улан-Удэ — Улан-Батор (обратный — той же дорогой). Но подготовка заняла достаточно много сил и времени.
Монголия — страна, в которой вожделеют побывать тысячи туристов со всей земли. Монголия — это своеобразная Мекка в мире путешественников. Чем же она так привлекает и почему мы туда поехали?
До прошлого лета я так же, возможно, как и вы, искренне не понимал, что там делать и зачем мне нужны монгольские степи, когда у меня совсем под боком есть казахстанские. Безусловно, я понимал и тогда, что степи могут быть очень разнообразными и непохожими друг на друга. Разная растительность, климат, почвы, ландшафт — всё это определяет внешний вид локации и ваше восприятие.
Мысль посетить Монголию, а именно места боёв в районе реки Халхин-гол, зрела давно в связи с тем, что мой дед принимал в них участие, за что был награжден монгольской медалью. Окончательно мысль сформировалась к апрелю 2019 года, и только тогда началась более-менее осознанная подготовка к путешествию в виде поиска информации в интернете о местах и особенностях пересечения границы на автомобиле, предполагаемых местах ночёвок, фиксирования координат «целей», скачивания оффлайн-карт и т.д. и т.п. Ехать решили вдвоем с двоюродным братом на моём Сузуки Эскудо.
Почему именно вокруг озера Хубсугул?
Год назад мы уже были в Монголии, прошли вдоль восточного берега Хубсугула. Суровая природа и чистейшее озеро пленили наши сердца. К тому же остался неразгаданным западный берег, где, говорят, нет дорог, много бродов и перевалы.
Значит, мы обязательно должны там оказаться!
В обездвиженном УАЗике, аккурат в самом центре Монголии, я сидел и лихорадочно размышлял: «Что произошло?» Нет, неприятного волнения по поводу открывшейся перспективы остаться без помощи, связи, вне дороги и цивилизации, в трёх тысячах километрах от дома, не было. Вернее, оно ещё не успело прийти… Минуты потянулись медленно, как слизь улитки... С заднего сиденья охнула жена: «Я этого и боялась»…
Итак, речь пойдет об экспедиции из Владивостока в Монголию и обратно.
Мысль о таком путешествии, как это водится, возникла почти случайно. Поводом послужило общение с друзьями-мотоциклистами из Ангарска, которые своим ходом приехали в Приморье летом 2018 г. Вот так, на мотофесте «Навстречу ветрам» в Шкотово, на берегу моря, за рюмкой чая завели разговор о том, что в 2019 г. 8-9 июня в Монголии пройдет V, юбилейный, мотофестиваль «Степной ветер». Мои ангарские друзья там уже были ранее и достаточно тепло отозвались об организации этого мероприятия. Решили — поедем. Желание усилилось последующим зимне-весенним мототоксикозом и жаждой новых ярких впечатлений. С весны началась подготовка. Прежде всего, это касается подготовки мотоциклов и проработки маршрута. Последнее не было трудным, т.к. я неоднократно (а точнее 7 раз на автомобиле и один раз на мотоцикле) уже проезжал по маршруту Владивосток — Иркутск и обратно. Поэтому детально уже был прописан маршрут с мотелями и заправками с учетом расстояний и координат. Важно было определиться с расстояниями посуточного пробега, заправками и ночевками в мотелях. Принципиально — днем едем, ночью спим. Дело в том, что автопутешествие позволяет свободно пройти в сутки 1000 км и ночевать в машине, когда на мотоцикле проехать такое расстояние можно, но гораздо тяжелее, а ночевать в палатке на трассе — то еще удовольствие. Тем не менее, палатки и прочие принадлежности для ночевки все же решили с собой взять.
Однако звезды сложились так, что я еще раз прошел восточным берегом в 2017 г., на этот раз сделав полный круг вокруг Хубсугула. Отец купил 80-ку, и мы поехали пробовать ее с командой опытных джиперов-трофистов из Trophy Club Baikal. То путешествие всколыхнуло во мне забытые чувства от управления джипом на бездорожье, как итог по возвращении была найдена и куплена 80-ка, на странице которой уважаемый читатель сейчас и находится… И вот, в 2019 году мы сподобились наконец на почти полный круг по Монголии (без «читинской» части). На этот раз, в качестве эксперимента, я попробую уйти от сухого, хронометрического описания маршрута и путешествия и больше описать впечатления и наблюдения. Посмотрим, насколько это получится.