|
29 июля 2024 г.
Досье на автора:
Сотников Андрей — путешественник, писатель, документальный журналист.
Один из старейших авторов сайта ДРОМ. РУ
Автор книг путешествий и книг-бесед с ветеранами В О войны. А также десяти видео-фильмов путешествий и встреч с замечательными людьми.
Публикуется в местной периодике и в последнем московском патриотическом журнале «Русский дом».
Цели его поездок
Андрей Сотников — при поддержке читателей и спонсоров вот уже два десятка лет старается совершать ежегодные патриотические экспедиции (когда есть средства), цель которых — объединение стран-республик СССР в единое целое, на новых условиях.
Автор считает себя наследником тех казаков, которые во многом раздвинули Россию до таких бескрайных размеров, и автор уверен, что поодиночке мы долго не просуществуем.
Во всех странах, которые посетил автор, народ везде за то, чтоб мы опять были вместе.
Своими статьями, книгами и фильмами автор противодействует духу глобализма, который поглощает весь мир и прежде всего славянский.
Одна из причин, почему А. Сотников совершил много экспедиций — их максимальная экономность и поддержка читателей, как материальная, так и духовная.
На сайте дром.ру размещено около пятидесяти очерков путешествий автора, которые легли в основу двух книг путешествий и десяти фильмов.
Но пока автор проехал только половину бывших республик СНГ и рассказал о них правду, потому что в СМИ сегодня правды почти нет.
Отрывок из дневника:
Могу сказать почти со стопроцентной уверенностью, что, если после победы СВО, наши победители, вернувшись с полей войны, не перетрясут наше правительство и не начнутся в России кардинальные перемены, то есть возврат к традиционному прошлому и именно славянскому, то мы, последние уцелевшие патриоты, повылазим из своих щелей и пещер и пойдем опять на Москву — а правительство сейчас во всем мире одно, что в Москве, что в Киеве...
Продолжение. Часть вторая
О чем этот очерк и зачем была совершена эта экспедиция? Автор тут поднимает вопросы, которых мало касаются современные СМИ и особенно современное ТЕЛЯвидение.
Здесь вы узнаете об истинных причинах СВО и для чего его затеяли. Почему за последние 30 лет Россия теряет по миллиону в год, но о том никто не пишет и не говорит, кроме данного автора. И главное, ожидают ли нас изменения в лучшую сторону в ближайшие годы?
Напоминаю, что экспедиции автора осуществляются во многом благодаря читательской поддержке.
О готовящихся экспедициях автора этого года читайте в конце очерка.
Поездка сибирского казака Андрея Сотникова до Донбасса, с целью понять, каковы истинные причины СВО
Дневник путешествия:
Все страны граничат друг с другом,
И только Россия граничит с Богом.
(Рильке)
Со временем я из путешественника переквалифицировался в паломника. А потому, что время сейчас очень неверующее, потому, что странников, которые ходят по Руси и молятся за всех, почти не осталось — это один из ответов.
Другой — в монастырях встречаются наиболее нестандартные люди, таковых можно увидеть среди бомжей, отшельников и прочее и прочее. В городах таковых найти вообще невозможно. Главная особенность монаха в наш безумный и бездумный век, что он не смотрит вообще телевизор, не сидит в ютубе и прочее и прочее. Его мозг не обработан, то есть он живет вне социума и при этом социум его не уничтожает, хотя он в него и не вписывается и понимает многие запрещенные процессы этого социума. Например, почему вымирает Россия, Беларусь, Украина, или почему Путин уже почти 30 лет спасает Россию, но спасти так и не может…
Одним словом, заехал я в Пафнутьево-Боровский монастырь. Он знаменит тем, что здесь средневековые стены, такие же, как на Соловках, или почти такие же. И главное, здесь до недавнего времени жил старец Власий. А в наше время старцев остались единицы, он был одним из последних.
Когда-то мы семьей приезжали и хотели к нему попасть на беседу, но это оказалось нереально, когда увидели очередь из страждущих, в которой люди неделями стояли.
Сейчас я мог поклониться его могилке и памятнику и взять конфетку-утешение от батюшки, в корзинке всегда лежит угощение…
Об этом монастыре я впервые узнал, путешествуя по Крыму, и в степи встретил монаха-десантника (бывшего) из этого монастыря. И даже случайно сделал с ним один из первых своих фильмов.
Фильм этот уникален тем, что он снимался всего полтора часа. Но поднимаются в нем вопросы настолько важные, что он и сейчас живее всех живых. Хоть расслышать беседу на степном ветру не так просто.
Оптина
... В 19-м веке в Оптину пустынь ездили к старцу за советом. Так же сегодня ездили в Боровский монастырь к отцу Власию, но после его ухода сюда едут на его могилку и к ученикам его, все же известность его была велика, да и старцев в наше время мало осталось.
В Оптину сегодня едут, потому что это имя, да и куда еще страждущему человеку податься, где получить ответы на главные вопросы. Наш 21-й век это век передвижения, но по монастырям ездят все же в основном те, кто находится на начальном этапе воцерковления. По-настоящему воцерковленным старческие советы уже не особо нужны, они все, что необходимо, получают от своего духовного отца, из Писаний и от окружающих людей, потому что понимают — Господь через них им все подсказывает...
До Брянска еще 170 километров. Сегодня было сообщение, что его бомбили. В России идет война, но в телевизоре (точнее телявизоре) ее нет — там теперь бесконечные клоны Пугачевой и Галкиных ржут и танцуют, устраивая пир во время чумы.
Здесь война она совсем рядом, и мне, сибиряку, поверить в это особенно сложно.
А вообще СВО стоило начинать только ради того, чтоб убрать с экранов Пугачеву с Галкиным и прочую. Это уже много что значит.
Думал, ну зачем я сюда еду, что я тут не видел? А приехав, увидел здесь чуть не рай земной, куда съезжаются страждущие со всей России. А куда им сегодня еще ехать? Где их еще выслушают, совет дадут и на путь истинный направят?!
Первая утренняя служба в Оптиной пустыни начинается в 6 часов, потом вторая и третья утренние службы, а потому, что людей очень много приезжает.
Вот и я, так получилось, что исповедовался я в Боровске, а причастился на следующее утро уже в Оптиной — главном монастыре России.
Сказали, что отец Илиодор, последний старец Оптиной, говорил, что еще при нашей жизни увидим Антихриста, то есть мы его, может, уже давно видим по телевизору, не понимая того.
В Оптиной я стал свидетелем любопытной сцены. У них тут все в цветах и все очень красиво, как в раю. Около главного храма идет живописная дорожка, по которой шли два монаха средних лет. У меня есть живописная картина на дощечке, почти икона, где изображена примерно такая же сцена. Эту картинку лет 25 назад мы купили именно в Оптиной. Ну-ка, думаю, послушаю, о чем говорят эти монахи? А они, оказывается, обсуждали вчерашний футбольный матч. А почему нет, они что, не люди и ничто человеческое им несвойственно, почему мы им уже крылышки при жизни пририсовываем? Они не херувимы и хотят такими же людьми оставаться, как и все мы, и жизни земной радоваться.
Да, хоть это место и максимально приближено к раю, но живут здесь такие же люди.
А вообще, в Оптине чудеса на каждом шагу. У главных ворот лежит рыжий кот. Сказали, что он всегда тут лежит, это его законное место, это его работа, его портал, за который только он отвечает. Есть тут и собаки, которые ходят вместе со всеми в крестные ходы, сегодня одна собака тоже с нами крестный ход прошла. А в ютубе есть ролик об оптинском монахе, с которым даже коты обходят крестный ход.
Пасхальная странница Вероника
В Оптине я встретился со странствующей монахиней Вероникой Ч. Она тоже из Минска, как и моя супруга. Она долгое время занималась йогой (как и моя супруга), теперь уже несколько месяцев живет в Оптине. Собственности у нее нет, если кто ей что-то дает, она помогает неимущим. Ее Господь всегда прокормит.
В жизни своей она много страдала — прошла детдом, рано потеряла родителей. Она уже жила в аду, но при жизни смогла подняться и прикоснуться к раю — это все сложно передать словами. Но общение с нею сегодня это как прикосновение к свету. Таких людей, на самом деле, мы очень мало встречаем в жизни.
Как я с нею познакомился? Можно сказать, что ради этой встречи и ехал в Оптину. Она ходила вокруг моего автомобиля, обклеенного фотографиями мест, которые я объехал за свою жизнь. А так как я тоже прежде всего паломник, мои поездки не могли ее не заинтересовать.
Из разговора с монахиней Вероникой:
Четыре года назад у меня состоялся развод с прекрасным человеком Юрой, который остался в йоге, которой мы с ним занимались — сейчас современный мир очень активно занимается йогой. Поэтому мой муж после моего воцерковления не смог медитировать. Он так и сказал, что моя молитва и иконы ему мешают. И мы приняли решение развестись, хотя я хотела сохранить брак, молиться за него и продолжать ждать, верить в то, что он уверует, что Христос истинный Бог.
Йога она тоже очень похожа на христианство, там покой ума, тишина..., просто дьявол хитер, и он смешивает правду с ложью. Люди покупаются на это, а потом, когда они через скорби и болезни приходят ко Христу, то могут различить одно от другого.
Я тоже, несмотря на то, что около четырех лет продолжала заниматься медитацией, чувствовала, что что-то не то, мой поиск Бога продолжался. И когда я оказалась в Виннице пять с половиной лет назад на Рождество Христово в храме, мне просто сердце Господь открыл, и я поняла, что истина здесь. После этого я стала изучать, что же такое йога, прочла небольшую книгу Лазаря Абашидзе «Восточные культы», читала Паисия Святогорца, Софрония Сахарова, который тоже много лет медитировал, и я смогла понять, почему же мое сердце почувствовало, что это не то, это не конец, это не истина.
Муж мой остался в йоге, но думаю, что то семя, которое я заронила тогда, воцерковившись, оно попало в добрую почву, мои молитвы, молитвы его мамы, думаю, они сделают свое доброе дело, просто вопрос как, где и когда. Я крепко верую, что мой муж обратится ко Христу, потому что много факторов, которые говорят, что он повредился, не стал здоровее благодаря йоге, а, наоборот, повредился психически.
Об Украине
Об Украине я много не скажу, хотя часто о ней думаю — я не историк, я странница.
И что я тут хотела сказать. Да, Украина она более верующая, там в храмы ходит гораздо больше людей, особенно на Западной Украине. Но просто верить в Бога это одно, а соблюдать евангельские заповеди в действии — это совсем другое. Православие и христианство — это всегда делание, это не сидеть и говорить, как я вас люблю. Русские в храм меньше ходят, но они более верующие, чем украинцы, у нас корни и традиции выполняют свою роль.
…Все, что не служит Христу и не пытается жить по заповедям Божиим, — это все служит сатане. Даже если я на вас сейчас начну ругаться, я уже впаду в грех гнева — и буду служить сатане.
Сама я странников в жизни много встречала, но глубоко разговаривала только с одним — Михаилом Н. Если вы будете в Минске в Свято-Елизаветинском монастыре и увидите плотно одетого мужчину лет пятидесяти, это он. Он построил себе какую-то лачугу недалеко от монастыря и там живет. Сам он военный на покое.
Для меня жизнь Христос, смерть приобретение
Когда-то в 24 года я, будучи в алкоголе, в курении, в игромании, пивной бутылкой резала себе вены. Я была в аду уже при этой жизни, потому я теперь и стала пасхальной странницей, что я теперь живу в монастырях в раю.
Там в Царстве Божьем свет, любовь и благодать, там неизреченная благодать. Я это читала у наших оптинских старцев. Я, когда это прочитала и поняла, как там в раю прекрасно, я поняла, что те страдания, которые у меня в жизни были, начиная с детдома, насилия воспитателей, насилия в школе, насилия в жизни от разных людей. Я сама тоже других насиловала, я сейчас говорю больше о психическом насилии в основном. Хлебнув этого горя в жизни, я знаю, что там, в раю, всего этого не будет. Там будет счастье для тех, кто тут служит Господу.
У нас здесь в Оптине есть могилка, на ней начертана известная фраза из Священного писания: «Для меня жизнь Христос, смерть приобретение». Глубоко воцерковленные люди не боятся смерти, а ждут ее. А тот, кто еще сильно привязан к плотскому, он хочет есть, пить, извините, сношаться, ездить, что-то приобретать... Это все естественно, но чем ближе к Богу, тем это будет вам неинтереснее. Поговорите с любым монахом, они так же вам скажут, что они желают встречи с Господом. Это не какое-то активное насилие над собой, над своей жизнью, это не самоубийство, это совершенно разные процессы внутри.
Если раньше в реинкарнации я думала, Господи, как я не хочу перерождаться в эту юдоль скорби. То сейчас я знаю, что мы один раз рождаемся, мы отойдем ко Господу, и я верю, что за все те страдания и мучения, которые у меня уже были в этой жизни, сейчас я все эти привязанности оставила. Я живу и стремлюсь к Господу, несмотря на мои грехи, и я верю в свою надежду, а мы все живем надеждой, что я соединюсь с Богом, — я просто спокойно этого времени жду.
Лукашенко — спаситель Беларуси
Есть люди внешне церковные, а внутри они очень сильно нарушают евангельские заповеди, а есть такие, которые и в церковь особо не ходят, а ведут себя по-евангельски — Лукашенко из таких.
Вообще-то, я не историк, я странник и поэт. Но я считаю, что Лукашенко не плохой президент, несмотря на какие-то огрехи, которые есть у каждого человека. А править страной это, действительно, не котлеты жарить и не ошибиться там невозможно. В целом Лукашенко делает очень много блага, он живет для народа, и я считаю, что за 25 лет он сделал больше добра, чем зла.
Вы можете зайти на телеграм-канал Вероники Чарковской — где она размещает в том числе свои стихотворения.
Хотел выехать из Оптиной, но в пяти километрах у краеведческого музея увидел огромный плакат о проходящей там выставке — думал, это царская семья, потому и зашел. Оказалось, это К. Р. — Константин Романов, известный поэт, племянник Николая II, который тут имел дачу и у него было тоже много детей. Получается, что тогда и правители имели по многу детей, и их родственники, и народ был многодетным, правители были как образец для подражания для народа. Теперь ни у правителей, ни у народа нет детей, и Россия вымирает, пока мы спорим. Романовы были все немцами до мозга костей, жен брали только иностранок, а дети их воспитывались здесь, и они все защищали интересы России. А нынешние правители имеют русских жен, сами вроде бы русские, но дети их воспитываются на Западе и капиталы и недвижимость они там держат...
Да, правда — образец для подражания. Когда Путин развелся и взял помоложе, многие из его окружения тоже развелись, про наших теле-шоуменов я даже не говорю...
Да, век назад все наши государи были в основном немецкой крови, но и сегодня то же самое. В нашей области на руководящих должностях чаще всего немецкие фамилии — губернатор, мэр и т.д. И чтоб продвинуться по служебной лестнице, надо быть лучше всего не русским. И это не только сегодня так — Денис Давыдов в середине позапрошлого века написал письмо на величайшее имя, где просил у царя разрешения сменить фамилию на немецкую, потому что немцу в России проще продвигаться по служебной лестнице. Так же и я, наверно, сменю свою фамилию, на девичью фамилию мамы, ибо та с Западной Украины, которая была Австро-Венгрией, и фамилия у нее соответствующая. Так что, если в нашей политике ничего серьезно не сменится, мне придется именоваться иначе, чтоб спонсоры легче давали средства на экспедиции, потому что все мои экспедиции на укрепление России направлены, а спонсоры, то есть богатые, в большинстве своем не очень русские люди. Но среди них тоже есть русские по духу, а не по крови...
В Оптиной посетил знаменитый домик, где когда-то жил старец Амвросий Оптинский, которого посещал и Достоевский, и философ Владимир Соловьев, и много кто из государей. Спросил у смотрителя домика, кто из наших новых правителей посещал Оптину за последние сто лет, ответил — только Медведев и полководец Георгий Жуков.
Разве это не есть доказательство, почему последние сто лет в России все так хреново?!
Рославль
Где бы ни остановился, благодаря наклейкам на автомобиле ко мне подходят наиболее пассионарные члены нашего общества, неуспокоенные, кому интересно жить и что-то менять в этом мире.
В Рославле, небольшом городке Смоленской области, куда я заехал переночевать во дворе меж двух пятиэтажек (я вырос в такой же пятиэтажке, как и большинство нынешних 40- 50-летних жителей СССР, которые теперь и тащат Россию далее вперед и в светлое будущее, сменив на этом поприще 70-80 летних). Здесь утром ко мне подошел молодой человек, компьютерщик. Сказал, что он тоже на своем дизельке в Якутию хочет съездить.
Спросил у него, прилетают ли к ним квадрокоптеры, ведь граница совсем рядом. Он ответил: Да, был случай, около Смоленска подорвали, так что и у них было слышно. А так, чаще всякие черные копатели подрываются. Недавно, сказал, двое полубомжей на немецком фугасе подорвались, одного сильно покалечило. Получается, что оружие и прочие орудия убийства в земле дольше людей живут. Я три года делаю книги с последними ветеранами В О войны, причем с самым молодыми из них, каковым уже было 97 лет и более, только и их уже почти не осталось. А снаряды с их войны еще живут и действуют, долетает эхо войны до нас. Вот и на Украине теперь все будет опять нашпиговано оружием. Впрочем, и в Чечне страшная война не так давно была, а как она сейчас процветает, как она забурлила после этого. Из захудалой провинции превратилась в один из центров мира. А столица ее, Грозный, уподобилась европейской столице.
Еще компьютерщик сказал, что у него сосед находится в экспедиции поисково-спасательного отряда. Потому что у них тут вся земля нашпигована артефактами той войны, которую нам уже пора забыть, потому что следующая уже не за горами...
И в самом деле, это путь на Москву. Здесь вся земля усеяна героями-защитниками земли русской и во Вторую мировую, и в наполеоновскую войну, и во все остальные.
Беларусь
На границе с Беларусью пришлось взять зеленую карту. Не знаю зачем, если мы практически одно государство (война нас еще больше сблизила). У меня жена из Беларуси, но как-то это дико подумать, что она из другого государства.
Поговорил с белорусским дальнобойщиком, спросил у него о качестве дорог. Говорит, раньше в Беларуси лучше были, чем у вас, теперь в России намного качественнее дороги стали... Но это только федеральные. Посмотрел бы он, какие у нас в Томске встречаются дороги. Или к нам в село Петухово, дорогу 3 последние километра так и не проложили. Кто-то украл. В документах она, наверно, значится построенной. Новый губернатор обещал, посмотрим, не хочется верить, что задача политиков только обещать.
При въезде в Беларусь висит транспарант: «Хвала рукам, что пахнут хлебом». Что плохого в таких словах? Насколько это лучше голых теток. У нас около дома трусы висели лет пятнадцать, дети на этом плакате «воспитаны были». Какое воздействие на них это оказало, насколько было б лучше, если бы висел такой плакат, как было в нашем советском детстве.
В Беларуси прославляется и ценится человек труда. И это хорошо, это не пустые слова. Сегодня в олигархической России этого и близко нет, тут человек труда не нужен и его интересы никто не защищает. Может, после окончания СВО опять появятся такие транспаранты и в России. Могу сказать почти со стопроцентной уверенностью, что, если после победы СВО, наши победители, вернувшись с полей войны, не перетрясут наше правительство и не начнутся в России кардинальные перемены, то есть возврат к традиционному прошлому и именно славянскому, то мы, последние уцелевшие патриоты, повылазим из своих щелей и пещер и пойдем опять на Москву — а правительство сейчас во всем мире одно, что в Москве, что в Киеве...
В первой белорусской деревне сразу увидел огромное стадо, причем в небольшой деревне. И кони ходят, кони в Беларуси вообще часто встречаются. В России коней почти не осталось. Как бы не был бензин дорог, но ни у кого и в мыслях нет, что надо опять на коня пересаживаться. Что-то все же у нас у всех с головой случилось в последние десятилетия, мы малость свихнулись. Голову нам менять надо, похоже, ковид, война и все, что за нею последует, нам ее на место поставит.
А в подсознании у нас это все осталось, опять же, только в подсознании. Мой сын, когда был маленький, о лошадке мечтал. А пару дней назад в нашей деревне Петухово я разговорился с местным фермером, у которого три коровы и десяток бычков, так вот он сказал, что тоже о коне мечтает. А это мечты уже более приближенные к реальности. Но только сегодня, на все село наше, а это 500 жителей, нет ни одного коня.
В этом поселке очередь стоит около продуктового магазина, ждут, когда после перерыва откроется. Ну, где вы за последние тридцать лет в капиталистической России перерыв в магазинах видели? У нас в переформатированной Руси давно не заботятся о маленьком человеке и из тружеников, напротив, рабов делают, все соки из него выжимая. У нас соседка в супермаркете кассиром работает, пашет чуть не круглосуточно, приходит заполночь, чтоб прокормить себя и сына подростка. И вы скажете, что это не рабство?...
Нет, я не хвалю и не ругаю Беларусь, только описываю увиденное. Тут тоже не все хорошо. Стараюсь только замечать то, что мы можем у них перенять, ведь белорусы такие же русские люди, только со своими западными тараканами.
Звинчатка. Генеральский храм
Одно из первых белорусских сел, в которое въехал. Тут Василий Федорович Чемисов, генерал из Москвы, который тут решил построить огромную деревянную церковь Василия Великого.
К сожалению, прихожан у них нет. Хотя больше сотни домов.
Разговаривал я с матушкой, сам батюшка ремонтировал крышу храма, потом и он спустится. У генерала племянник рано умер, и он в его честь поставил и назвал этот храм. Буду в Москве, попробую найти этого генерала. Не так у нас много генералов, которые храмы строят.
Священник сказал, что первоначально на службах было много бабушек, но после ковида и их не стало. В ковид в Беларуси очень много людей ушло и не только бабушек, но и молодых с ослабленным иммунитетом. Я своим неразумным разумом почему-то думаю, что этот ковид был создан, чтоб наши страны в первую очередь ослабить. Переписывался с бывшим товарищем, живущим теперь в США, он писал, что почти никто не болел, один заразился, да и тот из России приехал.
У нас же пишут совсем о другом.
Сам священник родом из-под Бреста. Говорит, на Западе Беларуси верующих гораздо больше. В воскресенье там никто не работает, все в храм идут, если кто не пришел, значит заболел.
Его бабушка окончила только четыре класса, но знала очень много молитв. Один день к ним приходил в школу ксендз, другой — православный священник.
На Западе Беларуси хоть и много верующих, но это еще не показатель, это внешнее проявление — на Востоке вера более глубинная, истинная, хоть внешне она и меньше проявляется. И вообще, скажу я вам, чем далее едешь на Восток, тем люди более душевные и менее материальные. Более всего мне понравились жители Сахалина — а это край русской земли, далее только океан.
У генерала была здесь своя пилорама, почему он и построил такой огромный храм. А рядом с храмом туалет, который я сначала принял за часовню. Построить-то построили, но людей все одно нет. Летом только креститься приезжают городские. И на большие праздники совершаются службы раз в месяц.
В Беларуси водители тут ведут себя более опасливо. И вообще, чем дальше в Европу едешь, тем там более опасливые, несвободные водители. Ведь они не потому, например, уступают пешеходу, что они его реально уважают, или что более воспитаны, просто там огромные штрафы за нарушение. В Западной Европе они еще больше.
Зашел в Беларуси в уцененный магазин «Фикс прайс». Все те же самые товары, что у нас в Томске. Но с ценами полная непонятка. До того зашел в обменник, мне дали на нашу тысячу — 32 беларусских рубля. И это правильно. Потому что мне эти наши нули тоже надоели. Мы, советские дети, были воспитаны, что коробка спичек стоила 1 копейку, а теперь она стоит почти 5 рублей. В СССР инфляции как таковой не было вообще, а это многое значит.
У беларусов нет времени на туристов и путешественников, они всегда чем-то заняты, пашут чуть не круглосуточно, им надо деньги зарабатывать. В России в каждом продуктовом супермаркете есть белорусские продукты. Белорусов всего 9 миллионов, а нас 130. И при этом они нас и тракторами, и продуктами, и еще много чем снабжают. Особенно сегодня, когда Запад санкциями обложил, точнее, не обложил, а воскресил. Что это за санкции? Простой народ как жил, не зная их, так и живет. Ну, был у нас в городе Макдоналдс, так вместо него там теперь другой ресторан некачественной иностранной еды, состав ее совсем не изменился. Уверен, даже те же самые покупатели его посещают. Иногда забегаю в туалет, извините, но ни для чего другого он не пригоден.
Санкции коснулись более Пугачевой с Галкиным, с приходом санкций их след простыл, и власть эта стала уходить.
Я вам так скажу, для русского чем больше санкций, тем ему лучше жить. Это нелогично, но наша русская жизнь она вся нелогичная, потому и им непонятная.
Опять вспоминается разговор с тем петуховским фермером, который ко мне подошел по душам поговорить. Не поверишь, сказал он, мне 40 лет, а я в больнице ни разу не был. А потому, что у него все свое. А не отравленных куриц из магазинов он ест... Каковых приходится несчастным горожанам глотать почти каждый день — а ведь их даже есть нельзя, я утверждать не буду, это можете при желании сами проверить, но один врач мне сказал по секрету, что молодые люди, которые их часто едят перед зачатием, не могут забеременеть.
И вообще, я вам так скажу, если вы не хотите болеть и потом всю жизнь на лекарства, как можно меньше заходите в супермаркеты, потому что там можно брать только известную и проверенную еду. Не случайно почти в каждом супермаркете теперь есть и аптека — травишь себя этим, сразу и лечись...
Мотоциклист мимо проехал, утепленный капитально, как космонавт. Все же уже осень. Он не просто в телогрейке, у него под этой телогрейкой еще, наверно, две телогрейки. Ну и в каске.
На мотоцикле без каски нельзя, об асфальт голова как яйцо сразу раскалывается. Это вам любой опытный мотоциклист скажет.
И еще, почему беларусы не такие злые, как мы с вами, потому что они при нашем капитализме безумном и бездумном не жили. У них капитализм с более человеческим лицом, с социалистическим. Вот, например, платные дороги оплачивает здесь не народ, а богатые. Если едет фура, у нее считывается с карты, народ это все не очень беспокоит. Народ на фурах не ездит.
Не китайцев надо бояться, а самих себя
Въехал в Мстиславль. Никогда ранее здесь не был. Понравилось его название. Городок небольшой, старинный, сохранилось огромное количество храмов. Для «коммунистической» Беларуси это несколько удивительно.
У меня тут произошла важная встреча, как будто кто ее специально запланировал. Я постоянно говорю, моя задача не искать собеседников, они сами меня находят.
Вот и здесь, я стоял на перекрестке в центре Мстиславля, не зная, что делать дальше. Недалеко от меня так же стоял у храма священник лет пятидесяти с небольшим, хотя у священства возраст сильно затормаживается. Он никуда не уходил, как будто чего-то ждал, меня, наверно, ждал. Хотя о моем существовании он тогда и не подозревал... И я к нему подошел. Оказалось, это настоятель этого храма. У них не столько храм, сколько реабилитационный центр, ибо в Беларуси сегодня из храмов делают социально-полезные заведения. К сожалению, это общая политика для Запада, не столько верить и молиться, сколько добрые дела творить. Вера оскудевает, хоть дела остаются.
По нашей беседе с ним можно понять, о чем думают сегодня беларусы, что их волнует и какими вопросами они живут. Беседа оказалась настолько важной, что подумываю на ее основе сделать очередной фильм.
Из беседы с отцом Н.
Территория сегодняшней Беларуси, это территория исконной Руси. Мы никуда не двигались, ни на Запад, ни на Восток. С древности тут как славяне жили, мы тут так и живем. Русский народ, великороссы они распространялись в Сибирь, Среднюю Азию, на Кавказ, мы — нет.
Поэтому и менталитет у нас такой сформировался, белорусы очень спокойный народ, но упертый, свое не отдадим.
Важно, что у нас в 90-е не было такого беспредела, как в России. У нас нет олигархата. Крупные, все государствообразующие предприятия у нас остались за государством. У нас более китайский вариант экономики, можно иметь свою собственность, но крупную нет, как на Украине или в России — Коломойских, Ротенбергов, Ковальчуков, Абрамовичей... у нас нет.
И еще, Беларусь она рассчитывает на собственные силы, она не пускает к себе мигрантов, у нас нет приезжих со Средней Азии. Китайцы под Минском построили свои заводы, и они там работают, мы их не видим. Но у нас такого нет, чтоб дворник был другой национальности. У нас белорус он и дворник, и строитель, и шофер. Даже на неквалифицированной работе трудятся тоже беларусы.
Сам Лукашенко не олигарх, он президент. У олигарха в собственности заводы, у Лукашенко собственности нет, у нас все это государству принадлежит. Да, он ими управляет как президент, он может назначить директора завода, но он их не владелец, он живет на государственный счет, поэтому ни яхт, ничего такого у него нет. Поэтому он заботится о народе реально, потому что пока он у власти, он это все имеет.
У нас нет оттока капитала из Беларуси. У вас из России они за границей дворцы себе строят, и любовницам, и женам, и детям...
У Лукашенко все дети учились в беларусских школах и университетах, никто на Западе не учился.
Польша она очень верующая, там по воскресеньям тоже все в храмах. Они даже запретили на государственном уровне аборты. Феминистки поднялись, сначала устраивали пикеты, но их полиция усмирила, потому что сам народ это поддержал. И все успокоилось. Убивать грех, написано в заповеди — не убий. Как это можно ребенка убить? Аборты это тот же самый фашизм. Ты за кого-то решаешь, будет он жить или нет. Как это можно своего ребенка убить? Котенка и того жалко.
В России правит олигархический капитализм, мафия, а им население не нужно, поэтому вы по миллиону в год теряете и что бы ни обещали, лучше не будет. У нас ненамного лучше. Что-то лучше, что-то хуже, но по большому счету, у нас то же самое.
А все потому, что ни у вас, ни у нас не запрещаются аборты. Патриарх Кирилл ходил в Думу и пытался что-то сделать, ему отказали. Это уже в головах у людей сидит, мы хотели отговаривать женщин от абортов.
Грех неверия поразил людей, все в гордыне, надеются только на себя, а не на Бога.
У нас в Мстиславском районе 18000 населения, до войны было 70 тысяч, а в царское время — 105 тысяч. И куда мы идем? Центральная Россия, Беларусь — они просто вымирают.
Да, Беларусь в войну сильно пострадала, но, когда я в школе учился в советское время, нам говорили, что Беларусь достигла 10 млн. населения, то есть сколько было до войны, а теперь опять 9 млн., и уменьшение идет без всякой войны.
Судить власти, конечно, нельзя, но власти теперь явно безбожные. Путин когда развелся, в его окружении многие тоже сразу развелись — Песков, Сеченов..., взяли себе помоложе. Ничего хорошего это не дало.
Коммунизм он вырождается в монархию, как в Северной Корее, где сейчас у власти внук Ким Ир Сена? У нас Лукашенко готовит своего сына. Путину не повезло, у него от официальной жены только дочери. Неофициальных детей монарх может иметь сколько угодно, но наследовать престол может только законный сын. Посмотрим, что они дальше придумают.
Китай, он, конечно, заберёт Сибирь. О том говорит книга пророка Иезекииля, глава семнадцатая, кажется. И Господь сказал: Я на тебя нашлю Гога князя Роша, Мошеха и Тувала. Но это все будет только перед Армагеддоном, перед последней битвой. Рош — это Россия, Мошех — Москва. Тувал — Тува (Сибирь). Господь против этого народа Гога (Китая), который является князем Московии-России и Сибири, — всё понятно тут.
Но нам не китайцев надо бояться, не они нас вырежут, мы сами себя вырежем. В Беларуси 25% беременностей заканчивается абортами, в России больше, на Украине ещё больше. Разве Господь это терпеть дальше может.
После этого священник набрал в Яндексе «карту абортов Европы». Красным на ней обозначена Украина, а самая бордовая — это Донбасс. Всё, больше нечего объяснять, почему там война. Это карта 2012 года, довоенная. Россия тоже красная, но самая багровая — это Донбасс. Германия и Польша — синие и зелёные, там меньше.
Судьбы мира решаются не в кабинетах политиков, — продолжил отец Н, — а в кельях монашеских. Если они молятся, то в стране всё хорошо. А если такое состояние монашества и священничества, как сейчас, то ничего хорошего ожидать не приходится.
У нас один академик рассказывал, он ездил к другу в Америку, там в воскресенье все города пустеют, все идут в храмы — баптисты в свои, православные в свои, протестанты в свои. И поэтому у них другие настроения, людей интересуют вопросы вечной жизни, куда они попадут после смерти... В Америке живет два миллиона православных, причем практикующих, которые исповедуются, причащаются. У нас в воскресенье идут на рынок, на работу, в гости или телевизор смотрят, в храмы идут единицы.
Первый гей-парад в истории Украины
Летом в 2013 году мы с сыном поехали в Киев с группой паломников на микроавтобусе (я тогда еще не был священником). На подъезде к городу движение перекрыли полицейские. Мы вышли, спрашиваем: Что случилось? Говорят: Гей-парад проводят, первый в истории Украины. Полиция никого не пускала.
Я тогда сказал: ну, все ясно, ничего хорошего с этой страной не будет. И в тот же 2013 год зимой у них случился Майдан. Потом уже известные события 2014 года, и в итоге мы имеем то, что имеем. Потому что допустили гей-парад и все молчали — молчало священство, молчал митрополит, молчали монахи и молчали миряне... Всем было хорошо, потому что Янукович свой человек, ему Запад сказал провести, и он провёл...
Лукашенко никогда не проведет гей-парад, потому что он о народе заботится, а не о собственном кармане, как эти все Зеленские, Порошенко и прочие. Лукашенко за белорусов, он и во время вируса говорил, не надо маски надевать, не надо заводы закрывать. У нас ничего не закрывалось, ни заводов, ни школ, ни храмов и люди могли спокойно ходить по улицам. Поэтому и истерии никакой не было. И по прививкам он тоже сказал: кто хочет пусть делает, кто хочет, не делает. Я сам, сказал, делать не буду. Сами решайте. И это при том, что он не очень воцерковленный человек...
У людей уже изменилось сознание, никогда такого не было в Беларуси — теперь женщина если рожает, ей в течение трёх лет платят деньги, и хорошие. У меня дочь родила, ей дали больше 100000, если на русские перевести, и потом ещё в течение 3 лет можно не работать и по 20000 ежемесячно выплачивали. Никогда такого не было, чтобы за ребенка столько денег давали. Через 3 года потом следующего можешь рожать, только не хотят...
Соловьёв зомбирует людей как никто
Сейчас реально зомбируют людей и прежде всего через телевизоры. Как-то еду с одной женщиной. Она вдруг начала ругать украинцев: такие-сякие, их надо уничтожить, всех вырезать, атомную бомбу на них сбросить. Спрашиваю: откуда вы таких идей набрались, украинцы же тоже люди, но заблудшие, их надо привести к покаянию. СВО ведь не для того начали, чтобы украинцев уничтожить, а чтобы их денацифицировать. «Что вы смотрите?» — спрашиваю. «Соловьёва», — отвечает. Ну, тогда всё понятно. Соловьёв как никто зомбирует сегодня людей...
---
Переночевав при храме в реабилитационном центре, утром еду на Минск...
К вечеру остановился на окраине Минска. Как стемнело, надо мной стали пролетать косяки гусей-лебедей и всяких уток, летящих на юг. Большой город они перелетают почему-то вечером и ночью.
В минском метро свои правила торговли. Все же здесь какой ни есть, а социализм, это мы, россияне, за тридцать лет оголтелого капитализма уже забыли, что такое, когда большие заботятся о маленьких, забыли, что такое человеческие отношения между людьми.
В переходах метро женщины на полу расстилают свои товары. Как только появляется мент, сразу всё сворачивают и ждут, пока он пройдет. Он их видит, все понимает, но не трогает. Как в игру играют, правила которой нарушать нельзя. То есть ты должна понимать, что делаешь что-то не то и прятаться. Когда у нас была милиция, мы ее тоже более уважали, капитализм, к сожалению, испортил и милицию, превратив ее в полицию, которая отчасти слилась с криминалом. А полицаев наши деды в В О войну расстреливали на месте.
Бородатая Россия
В Беларуси, надо сказать, почти нет бородатых мужчин. В России же кто-то совсем недавно ввел моду на бороды. Нет, я не против, от сотворения мира и вплоть до середины ХХ века все славянские мужчины носили бороды, пока не пришла эмансипация, цивилизация и глобализация, которые вытеснили наши традиции. Ведь если борода зачем-то растет, значит, это для чего-то нужно. Должны мужчины хоть чем-то отличаться от женщин, как говорят староверы. Кроме того, борода — это еще связано с духовностью.
На Западе даже священники и прочие ксендзы безбородые, там и папа Римский с оскобленным лицом. А ведь известно, что и Христос носил бороду, но западный человек это все забыл.
Минск
Еду по Партизанскому проспекту, это один из главным минских проспектов. Партизаны очень много сделали для Беларуси. Как мне рассказывал один ветеран, Минск практически только партизаны и танкисты освобождали. Кстати, Сталин своим преемником хотел сделать белорусского главного партизана. Только того расстреляли, как и всех трех сталинсих преемников. А потом еще и расстреляли сталинскую память. У меня часто спрашивают — нынешний президент он продолжатель дела Сталина, то есть он за Россию?.. Ответ на это очень прост. Стоит только задуматься, реабилитировали в путинской России имя Сталина, который сделал для России, наверно, больше, чем все цари, вместе взятые...
В Минске когда-то делали знаменитые мотоциклы Минск. Из всех советских мотоциклов, а производилось их в СССР много, может быть, раза в два меньше, чем автомобилей, — теперь мотоцикл Минск на сельских дорогах встречается чаще других, а это есть лучший показатель его качества.
Зашел в мотомагазин рядом с заводом. Продавец сказал, что это не завод, а труп завода. Потому что они ничего не производят своего, все китайское. Зашел рядом в фирменный магазин от завода, где продаются мотоциклы Минск, здесь увидел две дюжины мотоциклов Минск, в том числе и точную копию моего мотоцикла и на нем красуется надпись Минск. На самом деле это Альфа, один из самых качественных и недорогих китайских мотоциклов.
Беларусы и здесь впереди всех, они понимают, что в современной реальности невозможно производить свое, оно будет неконкурентно. Но название они сохранили. Наши названия всех этих Ижей, Восходов умерли. Молодое поколение о них не знает. Оно даже про Уралы почти забыло. Завтра, когда действительность изменится и можно будет производить свое, мотоцикл Минск опять будет впереди всех.
В Беларуси нет не только бород, здесь нет и наколок, и рисунков на теле, как у нас. В России кто-то запустил эту моду буквально в последние лет пять. Теперь, если видишь какую-нибудь яркую рекламу, там почти всегда присутствует наколка или рисунок на теле.
Большинство продавцов теперь тоже с наколками, вероятно, они таких специально принимают.
Иногда какого-нибудь сильно обколотого продавца спрашиваю, сколько лет он или она отсидели. Не для того, чтоб оскорбить, а чтоб человек немного задумался... Потому что во всем мире наколки это зековская мода и это язычество чистой воды, но теперь в России это запустили и никто этому не противостоит, и церковь тоже молчит. Те, кто за этим стоит, они борются тем самым с православием, с его остатками на Руси. Беларусь, к счастью, как всегда, и здесь сохранила чистоту и индивидуальность.
Понятно, что в Беларуси нет и азиатов. Их просто тут исключили как класс. Сюда стоит ехать только для того, чтоб от них отдохнуть. Я не против, пусть живут, просто я в каком-то смысле писатель, и моя задача заглядывать в будущее, и я вижу, что сейчас запущена программа вытеснения русских из самой России и в том числе с их помощью. Если теперь русский рожает в среднем 1-3 ребенка, то киргиз 5-7, и понятно, что через 100 лет русских останется меньшинство. И что бы в путинской России ни делали, чтоб «улучшить» положение, улучшения не случается — потому что при нынешнем капитализме Русь может только умирать. И чем дольше у нас будет капитализм, тем только будет хуже.
Беларусь это тоже Россия, но более правильная и исконная. Потому что здесь жили наши предки изначально. Потому и неудивительно, что здесь нигде нет мусора, в том числе и в местах, где часто останавливаются автомобилисты, у нас это самые грязные места. А потому, что здесь везде есть хозяин. Сейчас остановился в таком месте, тут табличка висит — видеонаблюдение, не сорить, штраф. Есть здесь реальное видеонаблюдение или нет, это не так важно, главное, что тут есть хозяин, который отвечает за это место, у кого душа за него болит. И потому тут чисто.
Экзотический Фунтик
Давно я мечтал ездить на экзотичной машине. Здесь, на Западе России, моя Тойота Фанкарго никому не была известна, так что на нее засматриваются, а в Сибири это одна из самых распространенных японок — объемная, непривередливая и почти микроавтобус, почему я и перевожу в ней мотоцикл. Но в этот раз впервые решил ехать без него. Старая она, конечно, но зато едет, и на такие большие расстояния, а это главное. Правда из последних сил уже едет, и масло кушать стала, и дверь одна не открывается, и подвеска под замену. Но пока служит на благо своего нового Отечества.
Уникальность Фунтика, что в нем много места в салоне и могу спать без проблем, вытягиваясь в полный рост, а не скручиваясь калачиком, как раньше, когда перевозил в ней мотоцикл...
В Беларуси очень много социальной рекламы, здесь батька все же очень заботится о народе. В России она только в последний год начала появляться и то, в основном под СВО, остальной все еще очень мало. Понравилась здесь одна надпись: «Жизнь — это не кино» и нарисован МЧСник, который спасает из горящего дома человека-паука. Картинка нежизненная, но с большим подтекстом, в ней, как и везде здесь, ответ Западу, который уже 30 лет пытается подмять Беларусь, но так и не смог, а теперь плюнул на нее и занялся сразу непосредственно Россией, которую уже почти подмял. Во всяком случае все СМИ, все финансы, почти вся православная верхушка уже не наши... Но жить в России во все времена можно и даже нужно.
В Минске встретился с родственниками жены и далее возвращаюсь на Россию.
Теперь еду вдоль украинской границы, причем до Украины здесь иногда километров 15. Моя задача понять и почувствовать, что есть нынешнее СВО и ожидает ли нас в будущем большая война, каковой все нас теперь пугают.
Тут все тихо-мирно, люди живут как жили, только многие уехали. Еще постоянные блокпосты проезжаю, а сейчас около дороги видел окопы... Все в ожидании вероятной большой войны — это в том случае, если она будет продвигаться на Россию, на Украину-то точно будет, ее всю надо демилитаризовывать, сам украинский народ это ждет давно, но мы пока не решаемся, да и как можно выжигать свой же собственный народ, хоть и одурманенный...
Сегодня проехал некие Клинцы и Новозыбков — от них 22 км до Украины.
На Воронеж — непрекратимая канонада
Еду теперь на юг, то есть на Воронеж, где мне посоветовали посетить одного из нынешних старцев — отца Геннадия Заридзе.
На Воронеж идет дорога по границе с Украиной, очень удобно, только не совсем безопасно, все же война совсем рядом. Но идет позиционная война и бомбят большие скопления людей, я же один на дороге.
Событий особых нет. Дорога очень пустынна, жилья практически нет. Русский человек и так не очень любит селиться на границе, а тут еще и война гражданская идет, запущенная врагами нашими...
Обратил внимание на странный, непонятный звук — со стороны Украины постоянно слышится то ли непрекратимый гром, то ли канонада, но все это не прекращается ни на миг! Прислушивался, прислушивался, так и не понял, что это такое. Решил у местных спросить. Подошел к двум мужчинам, которые копошились у барака. Те сказали, что вообще-то война идет, потому и звук такой... А мое сознание отказывалось это принимать, что вот эта канонада, которая не прерывается ни днем, ни ночью, как они сказали, это не природное явление, а люди друг друга убивают, — причем люди в основном одной нации.
Самое удивительное, как в тех условиях можно выжить, потому что это не звук отдельной автоматной очереди, а артиллерия, и все это ни на секунду не прерывается. И как там можно выжить и, главное, остаться человеком???
А почему война? А потому что телевизор насмотрелись, потому что Бога заменили телевизором. А в телевизоре сейчас что? Там нет войны, вы откройте газеты времен Великой Отечественной, если б там написали о светской вечеринке полуголой элиты с нетрадиционными наклонностями, то еще до выхода этой газеты, все они были б в лагерях. И это правильно. А потому, что если война, то народ должен думать о войне и мобилизовать все силы на победе.
Почему это происходит, а потому что наши теперешние СМИ все не русского духа, и они пишут и говорят о чем угодно, но только не о том, что одна из главных причин этой войны это уничтожение славян как таковых. Сначала будет очищена Украина, потом наступит черед может Польши или Прибалтики. А это значит, что необъявленная война будет еще идти года два и количество славян опять будет уменьшено миллионов на десять. Потому что славяне для них — самая непокорная нация, и самая боговдохновенная. Потому и неуничтожимая, только они в то не верят и из века в век опять совершают потуги и идут на Москву.
...Так я и ехал все время по границе с Украиной. Проезжая Брянскую область, свернул в одном из небольших сел, где увидел плакат — здесь находится храм Николая Чудотворца. Дай, думаю, зайду поклонюсь защитнику всех путешественников. Так я познакомился с этой необычной семьей, которая и создала здесь этот храм. Потому что церковь — это всегда люди, а не стены. Когда-то, лет 20 назад я создал сайт «Забытые храмы России», где писал о заброшенных церквях. И я как никто знаю, что если в селе есть хоть одна семья, которой нужна церковь, даже хоть один человек, то она будет стоять. Господь ее создаст...
Встреча эта с многодетной семьей была тем более важна для меня, что уже несколько лет делаю книгу бесед с многодетными родителями. Но без постоянного финансирования книга трудно продвигается, а между тем демографическая проблема — одна из самых важных для современной России. В чем-то она даже важнее СВО, но о ней никто особо не говорит, кроме автора. Цель книги — понять почему Россия с тех пор, как стала капиталистической страной, стала неизбежно вымирать, теряя по миллиону в год. За последние 30 лет у нас потери даже большие, чем в Великой Отечественной войне.
Брянск многодетный
Не знаю, почему так повелось, то ли это у нас политика такая, то ли еще что, но в народе теперь сформировали такое мнение, что, если многодетная семья, значит, неблагополучная, пьяницы и т.д. Кто нас знает, те так не считают, но за глаза, надо сказать, все равно рукой у виска крутят. Потому что теперь «разумные» и «нормальные» рожать не должны.
Выйду за муж за тракториста и рожу пятерых детей
Муж у меня родом из этих мест, он приехал в Москву на заработки, там и познакомились, а детей начали рожать в Москве, еще будучи невоцерковленными. Мы там хорошо, благополучно жили, построили квартиру, у мужа была приличная зарплата. А потом у него сокращение, и он предложил пока пожить в деревне. Я же всегда хотела в деревню. Я когда была маленькая, мама вспоминала, что я часто говорила: когда вырасту, поеду в деревню, выйду замуж за тракториста и рожу пятерых детей. У меня почему-то всегда было нестандартное мышление, не знаю почему, может, кто из родственников за меня на том свете молился...
Когда мы сюда уезжали, я знала, что это не на год и не на два. Жалко было сдавать новую отремонтированную квартиру, а сдавать нужно, потому что ипотеку надо платить.
Когда приехали восемь лет назад, узнали, что у нас должен родиться третий ребенок, и начали обустраиваться.
А когда ехали, дали друг другу обет, если получится, открыть здесь часовню и повенчаться...
Церковь
Где теперь наша церковь располагается, в этом помещении раньше была школа. Когда мы приехали, она еще действовала. У меня в 17-м году первый мальчик должен был пойти в школу, и ее благополучно закрывают. Мы боролись за нее как могли, стояли с транспарантами, но все бесполезно. Может, поэтому они потом это здание отдали епархии.
Приехал священник, я ему говорю: вы уж не бросайте нас, люди молиться хотят. А тогда и в самом деле здесь баптизм развиваться стал, по домам ходят, людей заинтересовывают. Батюшка сказал: «Не бойтесь, хоть три человека будут приходить, мы все одно начнем служить».
Когда мы сюда приехали, дом наш, как говорится, стал полная чаша, с мужем живем душа в душу, материально все нормально. А у меня на душе такая тяжесть появилась, в один момент все обесценилось. Я не понимала, для чего мы живем, — я об этом никому не говорила, в себе все носила. Ну, родятся еще дети, для чего это все, жизнь скоротечна, мы все уйдем, — а про жизнь вечную, мне тогда было неизвестно. Я ходила в храм, была крещеная, но как все, несерьезно, 1-2 раза в год посещала церковь...
И начали мы это здание восстанавливать, потому что оно было все порушено, его и сжигали подростки, и что только не делали...
Открыли храм, и начали мы воцерковляться. Тем более, все близко, храм находится сразу за нашим огородом. Это такая милость Божья, наверно, Он услышал мое сильное желание и помог.
Потом батюшка стал приезжать. Матушка на клиросе пела, а со временем она и меня подтянула. Правда в связи с войной службы у нас только раз в месяц проходят.
...А когда я была беременна четвертым ребенком, мы повенчались.
У нас здесь из-за войны очень много жителей разъехалось. До войны здесь жили Лукомские, у них 15 детей, только они баптисты, и они тоже уехали.
Обстреливают нас постоянно. Не наше село, оно им неинтересно, а в соседнем городке вчера попали в школу. Она находится рядом с радиозаводом, возможно, потому и обстреляли. В ту школу и наши дети ходят и завтра тоже пойдут. А что делать, так и живем в условиях войны
На Украину мы не ездим, хоть до нее всего 15 километров. До 14-го года постоянно ездили за продуктами, там все дешевле и качественнее.
В моем окружении нет абортов
Не знаю почему, но к абортам у меня всегда было особое отношение. Когда я была школьницей и девочки начали встречаться с парнями, у меня в голове был такой мыслеобраз — не знаю отчего, может, за меня и в самом деле кто молился на том свете — у меня была такая картинка в голове, что если я забеременею, то я собираюсь в деревню и уезжаю, чтоб не шокировать родственников, только чтоб не убивать ребенка, не делать аборт...
По образованию я учитель английского языка, до декрета работала в школе, и до сих пор я еще не вышла из декрета.
Мало того, что наши с ним родители натворили абортов в свое время, так они еще против того, чтоб мы были многодетными, а мы хотим, нам это очень нравится.
У меня, слава Богу, абортов не было. Когда была вторая беременность, меня медики заставляли делать аборт. Там был такой случай, когда ребенок не жилец — синдром Эдвардца. В итоге она прожила только четыре дня, но факт то, что не я ее убила. Мы с мужем приняли решение не делать аборт, хотя тогда оба были невоцерковленные. Кто знает, может, если б я сделала аборт, у меня следующие дети не родились бы здоровыми. Все остальные дети были желанными, потому даже и мысли не было их убивать.
Нищета, которой нет
...Как-то я была у зубного, он одинокий мужчина. Я тогда была беременна четвертым.
Он: Ой, зачем вам это на голодный год?
Я даже не сразу поняла, о чем он говорит, какой голод, тем более для зубного врача?
Потом ко мне соседка пришла занимать на аборт — у нее уже было двое детей. Я, конечно, ей не дала. И мы с нею и с другой женщиной поехали вместе с нею в город и дорогой пытались ее отговорить.
Она: Замолчите, я не хочу так жить, в нищете.
Хотя какая нищета, они не нищие, но людям вбили, что чем меньше детей, тем комфортнее у тебя будет жизнь. А при чем тут комфорт, когда счастья у вас больше будет. Поэтому испокон веков и были на Руси большие семьи.
Раньше за детей ничего не платили, а в семьях было у всех по 10-12 ребятишек. Потом научились делать эти аборты и людей через СМИ уговаривать их делать...
Ее даже муж отговаривал, а она все одно сделала. А через год опять забеременела и этого уже оставила. Вот эта лотерея мне не понятна — этого оставлю, этого нет...
Маткапиталл сейчас дают за первого и второго, всего получается более миллиона, за пятого ничего не дают, только губернаторские 200 тысяч сертификатом.
Я не знаю, какой им достаток нужен. Про себя могу сказать, что мы никогда бы в таком достатке не жили, не будь у нас много детей.
Интересно, что в моем окружении нет абортников, соседка не в счет, да и она уехала отсюда. Но моя бабушка, мама и тетя делали аборты, а потом я и мои сверстницы за них расплачивались бесплодием. Я в двадцать лет столкнулась с бесплодием. И практически каждая моя подруга так же сначала сталкивались с бесплодием. Одни понаделали абортов, другие за них потом расплачиваются.
Приложение 1.
Андрей Сотников — «Иначе кто будет Россию поднимать?»
Листая однажды книгу рекордов, я узнал, что самая многодетная семья жила не где-то в Африке или Америке, а у нас в России. Правда, это было несколько веков назад. А где в нашей Томской области теперь живёт самая многодетная семья, задумался я?
И вскоре оказался на севере области в посёлке Подгорное, где познакомился со священником — отцом Вадимом Трушковым, у которого 12 родных детей и который построил в Подгорном один из самых красивых храмов в области. Очень надеюсь с ним в будущем сделать отдельный фильм.
Ходили молиться к Марку
Когда я в Подгорное приехал, мне люди часто рассказывали, что в советское время храма у них не было, они в Тогур к Марку молиться ходили. И я не мог долго понять, что это за Марк такой? А потом кто-то знающий рассказал, что Марк — это был солдат из охраны царской. Через него ещё при Иоанне Кронштадтском передавали от батюшки царской семье письма. Меня поразило, что уже в те времена, задолго до революции, не могли уже письма передать по-человечески, а через верующего человека, которому доверяли. Вот какая была обстановка вокруг царской семьи. Ещё Марк рассказывал, что какое-то очередное письмо он передал от Иоанна Кронштадтского, и они все встали на колени, плакали и молились. Вот этот Марк тут у нас был знаменитой личностью.
Про царя рассуждают, что он довёл страну до катастрофы. Не понимают, что пришло такое время и он добровольно пошёл на Голгофу. Выбора у него не было. У царя было столько предзнаменований о будущем России — ему передали и письмо Серафима Саровского, и Паши Саровской, и письмо монаха Авеля, которое Павел I заповедал открыть через сто лет. Потом у него был разговор с буддийским монахом, когда его чуть не убили в Японии. Всё шло к одному, что пришло время страдать. И Николай II добровольно пошёл на Голгофу, как когда-то Христос.
Сегодня можно иметь много детей
Я никого не агитирую, но считаю, что сегодня очень многие могли бы иметь много детей.
А не рожают, потому что сегодня такой дух… Ещё по пророчеству монаха Авеля — Россия на сегодняшний день находится в состоянии ига. Он всё это описал, что будет последний царь, потом наступит иго. Иго, оно и сейчас продолжается, я в том уверен, потому что хозяина в России нет. И такая огромная и такая благородная земля, а мы живём как в третьем мире. Все разворовывается, каких мы только драконов ни кормим. И никто по-хозяйски не смотрит на русский народ.
Пусть Путин хороший человек, я его уважаю, но сама структура президентства такова, она наёмная, она не предполагает хозяйского взгляда.
Случись сейчас что-то, никто из власть имущих не пойдёт на Голгофу. А Николай II уже перед расстрелом писал — я хозяин земли Русской. Это была его миссия.
Надо было наводить порядок, и он навёл бы порядок, но пришло страшное время Голгофы. Это было интересное время — революция. Пришло время страдать.
Все наши цари, считай, были святые, хотя по крови они все немцы. В Николае II славянской крови был самый минимум, но по воспитанию, по духу, по мировоззрению он был истинно русским... Это призвание России, Господь всё равно нам даст царя.
Сейчас многие говорят — что мы будем нищету рожать? Я отвечаю, ну неужели же миллионеры рожают? У них своя отмазка, у вас своя. Хотя сегодня, я считаю, можно рожать. Сужу даже по нашему посёлку. Люди неплохо зарабатывают, у кого-то своя пилорама. Ну, неужели ты пять ребятишек не прокормишь?! Квартиры по три миллиона покупают. Я не проповедую, но знаю, что рожать можно и нужно. Иначе кто будет Россию поднимать? И не надо обязательно в городе — в деревне, в райцентре. Ведь сегодня траву не едим.
Когда строили железную дорогу, Столыпин писал: я могу дать работу кому угодно, нанять хоть китайцев, хоть корейцев, но моя цель — заселить Дальний Восток русским народом. Вот это рассуждение хозяина.
Дал Адаму Еву — и никакого выбора
Семинаристом я часто ездил в монастырь села Могочино и хотел там жить, быть обычным трудником. Не монахом, потому что монах — это большая дисциплина.
Там всегда жило много людей. Кто-то на рыбалку ходил, грибы заготавливал, кто-то при монастыре работал — мне такая жизнь нравилась. Она ни к чему не обязывала, как монаха, но при этом ты постоянно при монастыре, ты в этом обществе.
Я подходил к настоятелю монастыря, отцу Иоанну, говорил, что скоро заканчиваю семинарию, мне надо как-то определяться дальше. И когда закончил, опять подошёл, спросил. Он мне сказал: «Всё, в субботу мы тебя женим. У нас есть три девчонки, выбирай...» Я, конечно, знал всех трёх, но сказал, что не готов так сразу. На что он ответил: «Господь дал Адаму Еву — и никакого выбора…» Это было вечером в субботу, а в воскресенье утром он сказал: «Всё, точка поставлена, Настя есть».
На самом деле я очень благодарен отцу Иоанну, хотя он многим не нравился, ни в какие рамки не вписывался. И монастырь сам строил, без поддержки епархии, сказав, что его Божья Матерь благословила.
Что бы там ни было, но место это знаковое, и я отношусь к нему с уважением. Столько интереснейших людей я там повидал — безпаспортные, беглые, асоциальные… Такими людьми никто из приходов не хочет заниматься, а они всех принимают. У меня тоже пять человек живёт, и это на грани того, что заведут на меня уголовное дело. А им деваться некуда. Меня тут знают как дурака, который всех принимает, но я не всех принимаю, а только самых безнадёжных. А через Могочино такого народа в сотни раз больше прошло.
Господь приходит к каждому из нас
Христос пришёл один раз, но для каждого из нас он приходит каждый год.
...Это было лет 15 назад. Скоро Рождество, утро, я лежу в кровати и думаю: «Господи, вот если Ты придёшь сейчас, что я для тебя смогу сделать?» И лежу в кровати, ещё не встаю. Тут слышу стук в дверь. Входит женщина. Говорит: «Батюшка, иду за ребёнком в больницу, дай мне, пожалуйста, санки». У нас ребятни всегда много, в сугробе торчат санки, одни поновее, другие похуже. Я лежу и думаю: «Вот тебе и сразу ответ. Ты же сам просил. Пришла женщина, просит для ребёнка санки».
А во мне сразу включается человеческое: жалко санки. Если бы я сам пошёл, а я не могу пойти, потому что лежу раздетый, то я, может быть, ей плохие санки выбрал. Если я ей разрешу самой взять, то Марина же не дура, возьмёт лучшие санки. И мне сразу ответ — но ты же сам просил, и вот тебе дано, не фантастическое, реальное. И ты из-за каких-то санок уже в ступоре, нужны они ей или она их пропьёт. Оказывается целая буря препятствий.
В конце концов я говорю: «Ну, бери, Марина, санки». И лежу дальше уже в расстроенных чувствах. Ну, всё, нет санок. Но, с другой стороны, ты получил то, что просил.
У этой женщины интересная судьба. Мать у неё, Ольга, ярая баптистка. А дед — православный. И вот Ольга всё время к нему приставала: «Отец, тебя надо покрестить в баптизм». А он всё не соглашался.
Эта Марина раньше страшно пила. И после этого случая она вскоре приходит вдрабадан пьяная, еле держится на ногах и говорит: «Батюшка, крести меня». Я стою, смотрю на неё и понимаю, что в другой раз она может вообще не прийти, ни пьяная, ни трезвая, и вообще неизвестно, что с нею будет в жизни. Достал таз, налил воду и покрестил. Прибежала её мать и давай меня отчитывать: как я мог в таком состоянии её крестить…
Но факт то, что после этого она перестала пить, не сразу, конечно. Про неё уже несколько раз в газете печатали, она теперь ухаживает за самыми безнадёжными больными. Вообще она трудяга и очень ответственная, её прямо нарасхват приглашают, потому что таких людей мало. Это работа специфическая, не каждый сможет всю эту грязь из-под них вытаскивать. А она здесь нашла своё призвание.
И что интересно, такие люди, они если начинают исправляться, то очень болезненно реагируют на тех, кто ещё не смог побороть эту страсть. Они или начинают спасать их, или презирать.
А она, напротив, не ушла окончательно из того общества, она даже поддерживает их — в ней не произошло агрессивного отречения.
Приложение 2
Не верь, не бойся, не проси…
Рассуждения нашего читателя и потомственного сибиряка о том, почему вымирает русская деревня
Предки Александра Непомнящих пришли на сибирскую землю ещё в стародавние времена. После службы в армии он работал в геологии, потом вернулся в родное село Постниково, где стал фермерствовать. Он считает, что нет ничего важнее мнения простого народа. «Учёный в своих выводах может ошибаться, может их пересмотреть задним числом. Народ никогда не ошибается, и выводы его о нашем непростом прошлом (о том, например, почему вымирает деревня русская) самые верные», — уверен Александр Непомнящих.
За горизонт
— Веришь или нет, не хотел я в деревне оставаться, а видишь, как судьба повернулась, пришлось вернуться, доживать, крестьянствовать. А я с детства хотел уехать, другой континент посмотреть, меня всегда тянуло за горизонт.
В армию забирали, не хотел танкистом быть. В итоге попал в танкисты. У нас раньше после десятилетки на тракториста учили, мода была такая у государства, и ты сразу готовый танкист. И что самое смешное — в деревню вернулся, без трактора никак не жить.
Бабушка наша училась в церковно-приходской школе. Я помню, старушки к нам приходили, и она им Библию читала на старорусском языке. Свечечку зажгут и молятся. Молельный дом — это нельзя было. В 60-е фильм об этом вышел. Помню, как мне стыдно было, директор в школе так на меня строго посмотрел.
Бабушка, какая бы у неё тяжёлая жизнь ни была, не сказала за жизнь ни одного срамного слова. В 20-е она осталась одна с четырьмя детьми, муж молодым умер. Я вот думаю, как она их кормила. Сейчас одного-двух поднять не знаем как.
Ребёнка можно хоть как воспитать. Нас в школе научили, что Бога нет. Я как Есенин: «Стыдно мне, что я в Бога не верил, больно мне, что не верю теперь». Хотел бы верить, но как? Я так завидую молодым. Они с детьми в храме, у них такие счастливые лица — это совсем другие люди.
Я потом задним числом понял: мы были самыми первыми носителями неверия, антихристами. Такая государственная политика была. Сказал учитель: нет Бога — значит, нет. Политика эта грязная закончилась, а я несу это в себе, эту тяжесть. Хотел бы верить, но уже не могу. Вот в чём вопрос. Быть может, ещё не настал срок, может, ещё перед смертью. Как наговор, как стена, как запрограммирован кем.
Молодец Лукашенко, насколько может, он сдерживает этот безграничный капитализм. Когда олигарха посадил, как у нас Москва завизжала: «Он — диктатор». А как не садить, если вор. У нас-то их не садят. Если ты лесину свалишь, то срок получишь. Замерзай, но рубить нельзя. Даже осину нельзя рубить, которая сорняк для леса.
У нас телевизоры в деревне поздно появились. Эти фильмы старые, сколько в них чистоты, они свет несут. Раньше некогда было, а сейчас смотришь и плачешь. Те, что на «Оскара» выдвигаются, они рядом с ними не стоят. Так понять душу народную! Вся накипь выливается, когда их смотришь.
Деревня однозначно уйдёт
У меня полдеревни родственников было. Пришло истребление народа. Революция, ладно. А в 60-е эти наши «великие экономисты» укрупнение деревни задумали, и всё повыкосили. Немцы не смогли того сделать, что им удалось.
Единственное, что у нас процветает — это ритуальные услуги и кладбища. Возьмите нас — и не такой большой посёлок, а в месяц 2-3 раза хоронят. Как будто боевые действия в стране идут. Я пацаном рос, помню, до 18 лет бабушку хоронили и ещё какую-то женщину. Так это было событие в деревне, а сейчас похороны — рядовое дело. И парами умирать начали — муж умер, и через какое-то время и жена, прямо рядышком. А то бывало: или жена долго заживётся, или муж. Сейчас нет, сразу.
Всё вроде уже к лучшему идёт, а народа нет. Я раньше ещё не верил, а сейчас больше чем уверен: деревня однозначно уйдёт. Это политика государства такая относительно народа. Я что хочу сказать: чтоб Россию уничтожить, надо вырубить корни, надо село уничтожить, поэтому идёт его целенаправленное истребление.
Хозяин земли русской
За малую родину мужик будет умирать. Он умирал в войну не за высокие слова, не за Москву, он умирал за то, где он родился, за Родину свою. Для кого-то это будет смешно, что этот бугорок, эти берёзки, могилы предков, а для него — это вся жизнь, он за неё умирал. А горожанин не будет умирать, он до того урбанизирован, он звёздного неба не видел, что ночью, что днём — у него светло. Он и воевать не будет, и умирать не будет. Любой завоеватель зайдёт — и всё. А защитник — он был всегда хозяин земли русской. А кто хозяин? Это крестьянин.
Вот Никита Михалков снял не так давно документальный фильм, где он ездит на уазике с крестьянином и всё поражается, что стало с русской деревней. Мне обидно, где ж ты жил-то до этого? Ты в центре жил, всё видел, вы сами это всё разрушили. Ездил ты по заграницам, в Каннах звездился. Почему ты только сейчас прозрел?!
Чалдоны
Тех, кто тут ещё в царское время осели, почему чалдонами называли? Они за свободной жизнью шли сюда. Их спрашивали: «Откуда вы?» — они отвечали: «Мы чалим с Дона». Их, коренных сибиряков, стали чалдонами называть. Так вот, это были вольные. Ты посмотри, какие здесь просторы, земли бери сколько хочешь, работай. И они не гнулись. А те, кто в советское время понаехали, эти — рабы. Чалдоны — прямые, а эти — рабы.
Почему русские мужики так мало стали жить? Непосильный век подорвал мужика русского. В войну сильных особей повыбило, которые могли давать хороший генофонд. А потом поколения пошли, которые в войну не доели. На него посмотришь, он сам полтора метра и плечи полтора. Он изработанный весь, на орангутанга похож. Радости никакой не видел. Не только же хлеб нужен, какое-то отдохновение ещё нужно.
Что за жизнь у послевоенных была? Мать на лесоповалах работала. Девчонкам ломики дали и послали могилы копать: в войну-то умирали много. И что у них осталось? Видно, устала сама природа. Всего две недели декретных давали — откуда любви взяться.
Клуб по интересам
До того отупели мы здесь — просто на глазах тупеем, мало читаем, мозги не шевелятся, так закостенело всё, и поговорить не с кем.
Раньше меньше было нужно человеку, не было ни машин, ни телевизоров. Собирались вместе по интересам и поговорить, и попеть. Вот мы хозяйство держали, так некогда было выйти. Теперь не держим — тоже некогда, всё дела какие-то. Сейчас единственные, кто может общаться и умеет, и с радостью это делает, — это алкаши. И так всё у них чинно получается, и в любви они объясняются, пока ещё не допито. Даже другой раз завидно.
Не верь, не бойся, не проси
Объединить народ не знают чем — придумали эту Олимпиаду. Какие деньги в неё вбухали. Если разделить, то по четыре миллиона на человека получится. Да я бы на эти деньги купил квартиру, дожить в ней, и на черта мне ваша Олимпиада. Вот бы и объединили народ через это. Как на Руси говорили: «Не верь, не бойся, не проси — учили жить нас на Руси».
Дом у нас старый, холодный. Лежишь, замерзаешь — даже снится этот холод. Брат предлагает водяное отопление провести — дом-то не поднять… Я вот думаю: именно таких людей надо ставить на руководящие должности. Он всё может, всё умеет, и на токарном станке, и на сварном, и топором сам дом срубит. Он не наглый, совестливый. Он на железке работал, а когда началось в 90-е новое веянье, ушёл, не смог.
Раньше я ему немного помогал, когда работал в геологии, а он учился. Отец-то в 76-м погиб. Потом он мне стал помогать, когда начальником стал. Трактор вот купил, где бы я на него скопил?.. Каждому б такого брата. Нас мать так воспитала, чтобы уступать друг другу, никакого дележа. Кто может, тот и помогает.
Мы с женой всю жизнь в геологии отбабахали, а тут начался этот развал, и мы остались без всего. Хорошо, что родители дом оставили. Жить в нём можно, но он холодный, на полу вода замерзает, а ремонт делать — нет ресурсов.
Никогда к власти не лез — мы же не знаем ничего — тут решил сходить в их собес. Она мне давай уши тереть: «Ой, вы знаете, сейчас положение в стране такое тяжёлое, да денег нет». Я чуть не заматерился. Денег немерено, почти триллион в Америке лежит. Коррупция в стране запредельная. Показывали как-то министра… — у него деньги сложены, как поленница. Они что — ими печи топят? Золото уже у них идёт на пуды, алмазы — на килограммы, и всё это честно нажито трудом. Мы с бабой всю жизнь на Северах отмотались, нам ничего не положено, денег нет у вас! Правильно, кому пенсионеры нужны, отработанный материал.
Потому и говорю: «Не верь, не бойся, не проси».
Сказала бы эта тётка в собесе честно: «Ничего ты не получишь — не лезь в калашный ряд со свиным рылом, были вы быдлом и сдохнете ими».
Они были в компартии, во властных структурах, а сейчас все переменились, и они все в Бога сразу уверовали. Вот что самое обидное и подлое.
Мать
Мать наша как-то сказала: «Да долго ли в вашу партию вступить?» Её чуть не уволили за эти слова. Я ей говорю: «Ну, вступила бы ты в эту партию». — «Смотри, власть, она даёт много привилегий. Всё доступно, квартиры, машины, и чтоб отказаться от этого, надо быть человеком порядочным». Я вспоминаю её слова, когда смотрю на этих … продажных, которые были коммунистами, потом плутократами, сейчас демократами великими заделались. А случись чудо, придут к власти коммунисты, они тут же достанут свои партийные билеты и скажут: «А я ждал, я был в подполье, я первым ушёл в подполье».
Я вот думаю, в душе мать была верующей, иначе б нас не крестила. В 50-х крестить — это было геройство. Мы все крещёные, хотя в Бога не верили и не верим.
Мечтать не вредно, вредно не мечтать
Иногда задумываюсь, почему у нас страна такая большая? У меня вопрос, а почему Китай не шёл на север? Что же японцы сидели тысячу лет, ни на Курилы, ни в Арктику не лезли. А русский человек почему-то захотел заглянуть за горизонт. Я не хочу сказать, что он аферист. Он в душе поэт, в нём какая-то тяга к прекрасному. Единственное, что мне не нравится, почему мы в тёплые страны не лезли, хоть до Индийского океана надо было дойти. Аляску же взяли. Я думаю, если б Турецкую войну нам не навязали, мы бы до Канады точно дошли. Русскому это влёгкую.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Кому близки идеи автора, очень просим поддержать мото экспедицию 2024 г. путешественника и старейшего автора сайта — Андрея Сотникова и проекта «Спаси-храм».
Экспедиции, к сожалению, получаются очень затратные.
И хоть экономлю практически на всем (живу в палатке или автомобиле, готовлю на газе.., но сам могу оплатить только треть затрат).
В сентябре-октябре 2024 года планируется одна из мото экспедиций Андрея Сотникова (если удастся собрать средства):
ВНИМАНИЕ
Во время экспедиций автор собирает материалы для будущих книг:
1. Книга бесед с многодетными родителями (где автор пытается понять, почему самые счастливые семьи в России имеют много детей, но о том молчат все СМИ).
2. Беседы с фермерами и крестьянами (людьми, живущими вне мегаполисов, на своей земле и от земли).
3. Беседы с тружениками тыла (потому что люди эти сделали ненамного меньше, чем ветераны ВО войны. И люди эти сегодня самые удивительные, это носители истинно русского духа)
Из каждой экспедиции привожу несколько больших очерков и 1-2 фильма.
Во время экспедиции в Телеграмм и Одноклассниках на страницах путешественника Андрея Сотникова новости экспедиции выкладываются ежедневно!
Как поддержать следующую экспедицию, читайте на сайте путешественника Андрея Сотникова spasi-hram.ru в разделе Помощь.
Либо можно перечислить пожертвование на карту ОТР банка N 2201 9603 0111 8731 на экспедицию 2024 г. (Андрею Владимировичу С.).
Ресурсы путешественника Андрея Сотникова:
Одноклассники https://ok.ru/profile/521314972105
Телеграмм — Путешественник Андрей Сотников
Официальный сайт путешественника Андрея Сотникова — «Забытые храмы России» https://spasi-hram.ru
Ютуб — Канал путешественника Андрея Сотникова
Экспедиции Андрея Сотникова прошлых лет:
Для получения книг и фильмов автора, просьба обязательно сообщить свой почтовый адрес по телефону или электронной почте.
Телефон путешественника Андрея Сотников 8 953 913 91 пятнадцать
Почтовый адрес: 634050 Томский район, Богашевский сельсовет, село Петухово, ул. Новостройка 12. Сотникову А.В.
Помните, что, покупая фильм или книги православного путешественника Андрея Сотникова, вы поддерживаете следующую экспедицию или создание нового очерка и фильмов, — то есть вы вкладываете в будущее России.
Какие книги Андрея Сотникова можно заказать почтой?
1. «Правда ветерана» в 3 томах (беседы с последними ветеранами В О войны 2022-2024)
2. «Как я восстанавливал СССР»
Вторая книга путешествий сибирского казака А. Сотникова по русскому миру (СНГ). 2024 г
Стоимость одной книги, включая пересылку — 999 руб.
Спонсоры и благотворители экспедиций Андрея Сотникова и проекта «Спаси-храм» разных лет:
Царев А. В., г. Москва,
Кляйн Г. И., г. Томск
Давидян П. В., г. Томск
Горячев А. и GX-MOTO, г. Москва,
Ширяев И.Г. Мотомаг, г. Томск,
Елена Князева
Василий Семкин, г. Томск
Мераби Тостиашвили, г. Новосибирск
Александр Беляев и многие другие.