|
Маршрут: Мурманск — Норвегия — Финляндия — Швеция — Германия — Чехия — Австрия — Словения — Хорватия — Черногория.
Автомобиль: Мерседес GLB.
«…за спиной сожженные мосты.
Ах, какие белые на синем
Всем нам о России снятся сны».
Терять деньги на билетах в 2022 году было моим основным занятием. Сначала, конечно, заработать, потом в запале купить и в изнеможении менять через бездушные агрегаторы.
Так было и в этот раз. Куплен билет Спб — Белград на 29 декабря, дальше поезд или автобус до Черногории — несложно. И даже между прилетом из Мурманска и следующим вылетом было 2-3 дня с ночевками на Рубинштейна, прогулками по Невскому. Так сказать, надышаться Родиной.
Но вот ведь незадача — собираешь чемодан на 3 месяца, и в него — странное дело — не лезет кофемашина, вафельница, летние платья в пол на полчемодана. И тут ты косишься на свою шенгенскую визу с финишем в мае 2023 года и как в анекдоте: «кисонька, ну еще капельку». Да гори оно огнем, еду на машине.
Мой шеф, услышав новый поворот событий, сказал одну фразу: «Я видел много женщин, но таких -банутых — никогда». Ой, подумаешь.
Сборы я начала всего за месяц. Ну, как сборы… заказывала очень нужные вещи, как-то: третью одинаковую расческу (вдруг я потеряю первые две), кофе в фильтр-пакетах (ведь кофемашины на полсалона мне мало), новенькие резиновые сапоги (пойду в горы, а там змея). Сапоги я благополучно забыла в Мурманске.
Выезд назначен на 23 декабря. Дата выбрана интуитивно и с долей логики: если я не пройду границу, то успею на прямой рейс в Белград из Спб или Москвы, ну, а если все получится, то новый год будет уже на Адриатике.
Обстановка — нервная, но не из-за дороги. Впервые за сто лет моей жизни я не переживала. Видимо, новости за 2022 год высосали все тревоги и было «что воля, что неволя». А вот мой шеф был, мягко говоря, раздосадован моим решением уехать на 3 месяца на удаленную работу. Ну и миллион шуточек про увольнение на расстоянии и прочие мотивирующие вещи. Но решение принято, и лучше сделать и жалеть, а дальше вы знаете.
По итогу машина была заполнена визуально полностью. Но сейчас я понимаю, как много нужных вещей я действительно не привезла. В итоге в багажнике был огромный чемодан, китайский баул с вещами, и всякое по мелочи. На заднем сидении ехала пристегнутая кофемашина и контейнеры с лекарствами, всякой ерундой, ВАФЕЛЬНИЦА (а что ей валяться в Мурманске, когда я могу ей дать лучшую жизнь). Я очень хотела взять с собой классную картину, репродукцию Левитана. Но в последний момент решила, что могут быть проблемы на стороне РФ, смахивает на культурную ценность. Все остальное было не запрещено к вывозу. Я еще раз прочитала всю информацию на сайте норвежской таможни, там же распечатала декларацию на ввоз наличных (у них теперь всего 25000 крон можно ввозить). И вот, 23 декабря, началось путешествие от берегов Ледовитого океана к прозрачным водам Адриатики.
День 1. Топографический кретинизм (23 декабря)
На границе я была около 10:30. На удивление, было 5-6 машин (как многие читатели помнят из отчета https://travel.drom.ru/92119/ — осенью было пусто совсем). Ну а дальше по классике российских таможенников — всё большое — на ленту. Рвется ручка у китайской сумки, тащу по земле. Там мы с юной сотрудницей пытаемся разгадать тайну черного пакета на рентгене. Оказался дождевиком. Потом рассказ про каждый носок в багаже. Думаю, что прошло около 40 минут. Но печать поставили.
Норвежская сторона. В глазах ноль интереса. Вяло посмотрели на распечатку маршрута, спросили про деньги. Таможенник не стал даже пересчитывать, просто поставил свой штампик на декларации. Ни одной сумки на ленту. Был один вопрос — зачем так много вещей. Так на 3 месяца, братья. Ну ок, езжай.
И это все? Такое странное чувство — ты не тревожился и спокойно все прошло. А так можно было?
Важный момент — перед поездкой я пыталась бронировать отели хотя бы на первые 2-3 дня. Но вот незадача — первый отель более-менее получилось через букинг (я им написала письмо в духе «а ничего, что я русская», на что мне прислали улыбочку и велкам (отель в Финляндии). А вот со следующими отелями в Швеции случился коллапс, так как никто не хотел бронироваться без карты. Это заставило меня потратить 22000 рублей на заказ карты в Цептер банке. Кому актуально — расскажу. Да только курс конвертации там зверский. В целом, вся нынешняя ситуация — это одна сплошная черная дыра для денег.
Дальше расскажу про кретинизм. Отели в букинге я ищу по принципу «открыл карту — ищешь красивое». И вот я, держа в голове направление движения в сторону Швеции, увидела отель дороже моего бюджета, но такой милый, и совсем рядом с дорогой. Так сказать, наградить себя за прохождение границы и начало пути.
Как выяснилось уже в процессе, отель находился в 50 км от трассы. Дорога к нему — чистый лед и -22 в кромешной тьме. Отличный крюк в 100 км от цивилизации.
Отправила фото другу. Он пишет: «А представь ночью снег с крыши упадет». Спала не очень крепко!
Когда утром я выезжала на трассу, оказалось, что по дороге стоит град Инема, хорошо известный мне по старым поездкам. Ну что ж, зато плюс один новый финский поселок в копилку поездок.
День второй. Длинная Швеция (24 декабря)
Утром был скромненький завтрак и впереди был путь до Лулео. По пути забронировала отличный отель, который был в 10 раз лучше «Гусей», но дешевле на 15 евро. В среднем я бронировала отели по 100 евро за ночь. Критерий был таким — близко к центру, подземный паркинг, завтрак включен. Обычно это отели 4 звезды. Ни одного разочарования за поездку не случилось. Конечно, 6 ночевок вылилось в 700 евро, про курс даже говорить страшно. Но могу сказать однозначно, что в такой длинной дороге полноценный отдых был очень важен.
Дорога до Лулео постепенно становилась лучше и лучше и в конце концов превратилась в автобан с разрешенной скоростью 130 и сухим асфальтом. До сих пор ни одной машины на русских номерах.
Солнце! Не видела больше месяца, полярная ночь в моих широтах.
Получается, что в Швеции я была дольше всего. Она началась для меня утром в субботу, а закончилась только с понедельника на вторник. Что сказать про Швецию? Как и все скандинавские страны — красиво, чисто, спокойно. Дороги супер. Кофе невкусный. Почему-то на севере Швеции на завтрак были арбузы. И дыни. И прям сладко. Чем южнее я забиралась, тем меньше становилось фруктов. Мистика.
Лулео. Сочельник. Работает маленький бар при отеле, как всегда, гиннесс на разлив — вот в каждом городке есть разливное ирландское. Сколько они его делают? Погода — настоящая зима. Мороз, снег, елки, огни. Помню, лет 15 назад, когда курс был вменяемым, у нас, жителей Крайнего севера, считалось хорошим вкусом ездить за кофе в Швецию, якобы в Финляндии он невкусный. Были ж времена.
День третий. Продолжаю путаться в маршруте (25 декабря)
Сегодня путь лежит в Мальме. Ну, так мне казалось. Потом я была удивлена, увидев, что расстояние-то 1300 км. Значит, сегодня будет максимум Стокгольм. Поехали.
Трасса была выше всяких похвал. Разрешенная скорость 130 км, при 140 дизель улетает в трубу, поэтому еду 120-130. Машин немного, за исключением небольших скоплений перед городами. По старой привычке выбрала отель «по пути» — в Уппсале.
Почему Уппсала? Конечно, мне хотелось в Стокгольм, бродить по красивому городу, наслаждаться спокойствием и вкусной едой. Но приходится помнить, что это — перегон, крон нет, карта конвертирует мне евро по 105 рублей. Такие дела.
В Уппсале я была уже около 17 часов. Отель взяла такой же, как в Лулео — та же сеть. Что удивительно, в Лулео он был старше и дороже, здесь же располагался в новом доме и чуть дешевле. Вообще хочу отметить работников всех европейских отелей. Улыбчивые, вежливые, приятные люди. Для моего отеля в Уппсале на букинге было много отзывов насчет персонала. Подтверждаю, все супер.
Потом была прогулка, отличные бары, надо сказать. Наконец-то нашла бельгийский kwak — правда, без стаканов. Бармен сказал, что разбили. А вот потом в Австрии было наоборот — не было пива, а стаканы были. Владелец бара жаловался, что пандемия выкосила контингент его посетителей. Но это потом, в Австрии. Сегодня же чудесный шведский вечер.
День четвертый. Дорога к Балтике (26 декабря)
Завтрак был классный, наконец-то появляется хороший кофе, арбузы пропадают, и им на замену появляется все больше сыров. Изголодавшись за годы импортозамещения по сырам (в Мурманск хорошие фермерские не доезжают, а европейские давно канули в лету), набираю всех видов и испытываю гастрономический оргазм.
Итак, цель на сегодня — Мальме, Икеа, Билтема, паром до Германии. Еще раз спасибо белорусской карте с конским курсом, ведь без нее многие вещи были бы сложнее. Например, за минуту куплен билет на паром.
Обожаю эту скандинавскую булку.
Как вы помните, с самого выезда я еду в снежном плену. Много снега, он белый, идеальный. Вроде уже давно Европа, но еще Скандинавия. И вот, после указателя на Стокгольм, чудесным образом начинаются поля с зеленой травой. Снег как будто языком слизал кто-то. Может, даже не корова!
Мгновенно чувствую запах весны, и не верю, что сейчас конец декабря. Про дорогу до Мальме особенно нечего рассказать — все тот же классный автобан, поэтому в Мальме я была уже в 16:30. Пробежалась по Икее и сейчас жалею, что купила так мало. В Билтеме взяла всякую мелочевку строительную. Кстати, отличный магазин, жаль, что только в Скандинавии. Времени вагон, остается только ждать паром.
На каждой заправке, на всех обложках.
Прибыв на причал, со мной случается новый эпик фейл географического кретинизма. Слоняясь в ожидании регистрации, вижу, что мой паром идет в Травемюнде. Это рядом с Любеком. В смысле? Я же собираюсь утром высадиться в Ростоке и срезать свою дорогу, какой нафиг Травемюнде?
Проверяю билет — так и есть. Но вариантов у меня было немного — точнее, их не было совсем. Не знаю, что случилось с паромами из Швеции, но остался только этот.
Кому интересна физика процесса: покупаешь билет в интернете (но можно и не покупать), приезжаешь в терминал (гугл отлично доводит до адреса, указанного в билете). За 2 часа открывается регистрация, паспорт не смотрят (я пребываю в шоке, потому что работаю в похожей сфере в РФ, и транспортная безопасность вошла в кровь и выпила ее). Посмотрели на СТС (видимо, чтобы убедиться в том, что я не фура). Дальнобойщики грузятся отдельно, никто никому не мешает. Ну и все. Дальше рядком заезжаешь на паром и идешь валяться в кровати или пить виски на верхней палубе.
Удаленка в ожидании парома (не моя).
Паром немного устал, большая часть пассажиров — грузовые машины или автопутешественники со всей Европы. Каюта без иллюминатора, но душ и туалет имеется. На борту был даже дьюти фри! Хочу сказать, что это был самый крепкий сон за все путешествие. Балтийское море было ласковым.
День 5. Галопом по Европам (27 декабря)
Подъем в 6, прибытие в 7. Завела будильник, но можно было и обойтись, в 6:30 из громкоговорителей раздался суровый голос на немецком. Ну, тут всякие ассоциации полезли. Мозг прошит на советском кино. А вы знаете, что советские войска делали в 1941 году в Брестской крепости? Я только недавно узнала и была удивлена. Почитайте.
Очень мне хотелось в Берлине побывать, но опять не получилось. Спешила, хотя сейчас уже жалею. Погоды бы эти 3-4 часа мне не сделали, а город опять остался где-то в дымке указателя. Германия пронеслась по автобанам, с виду так Питер или Москва на окраине — погода еще была серовата.
Ну погода-то как разошлась чуть позже!
Ставлю себе неуд по Германии и надеюсь побывать в ней как следует. А сейчас меня ждет Австрия и опять случайно выбранный город.
Чехия тоже пролетела как дым. Ближе к Австрии дороги стали хуже, автобан сменился обычной трассой 80 км в час. А ближе к границе появился автомобиль чешской полиции. Они тормозили почти всех, но, поймав в луче фонаря мои номера, просто отвернулись. Ну и ладно.
В Чехии я была в далеком 2015 или 2016 году, на майские праздники за три копейки летала с подругой из Киркенеса. Жили у однокурсника в Карловых Варах, и я прониклась к ней всей душой. Когда красивая природа органично живет с пряничными домиками — высший пилотаж.
Здесь так вообще, как будто по Ярославской области еду.
Поймала себя на мысли, что практически каждая страна, которую я проезжала, имеет вопросы к РФ (Империи, СССР — не так важно). Кому интересна эта тема, посмотрите фильм про Талвисоту (финский, художественный). Очень крутой!
Но вернемся к дороге. Фоном слушала Иванова «Тени Тевтонов», про Коха и Пиллау (ныне Балтийск). Атмосферно! Взбираясь все выше в горы, предвкушала Австрию — одна из моих любимых стран.
Есть у меня такая привычка — каждое место примерять на себя. Вот из моего маршрута идеальнее всего на мне «сидит» Австрия. Я бывала здесь в 2018, прилетев в Мюнхен и прыгнув в арендованный опель. Настолько сошла с ума от красоты, что чуть не примотала себя к очередной альпийской вершине.
Я не была в Швейцарии, там, наверное, бы устроила сцену а-ля брат-2: «Я остаюсь!». Но Австрия сражает наповал: видами, какой-то голубой кровью, кристальной водой и потерянной дворянской душой. Вот так чувствую ее.
История №69878 о топографии: я была уверена, что доеду до Граца, даже почитала википедию на заправке. Но навигатор сказал, что это не вариант, и моим пристанищем стал маленький городок в горах Линц.
Краткий факт обо мне: при написании отчета я оставляю пробел в названиях городов, потому что случается какая-то дефрагментация, а вписываю их уже потом. Но вот Травемюнде запомнила.
Австрия. По традиции выбираю отель в центре уже на порядок дороже Швеции. Ну, не на порядок, но за те же 110 евро получаю номер значительно скромнее. Зато удобный паркинг, почти не говорящая по-английски австрийская администратор, ключ с деревянной колобахой и свобода!
В Линце оказался милый старый город очень и очень древнего происхождения. Еще эта ночь запомнилась вопросом, которого я ждала всю поездку. И звучал он так: откуда вы? (официант лет 65). Я подумала мгновение и сказала — Россия. И дальше гениальный ответ: «Все в мире — политика. Моя политика — если утром взошло солнце — значит, мой день уже удался».
Со свойственной русским доверчивостью я поинтересовалась, ожидать ли мне poison в заказе, но шутка была так себе.
Жалею, что Австрия пролетела в темноте вечером и в рассветных бликах утром.
День 6. Вопрос гуглу — как остаться в Австрии (28 декабря)
Завтрак был одним из лучших за всю дорогу. Минут 40 я пила идеальный кофе и не хотела уезжать.
Ответ гугла — как мне остаться в Австрии.
Сегодня большие планы — приехать в Хорватию. Адриатика все ближе.
Австрия, как всегда, поразила количеством тоннелей в горах, но быстро закончилась. Взмах указателя — и уже Словения. На почти пустом КПП увидела, что в коридоре с надписью «Виньетка» толпятся машины. Пока я думала, размышляла, вытаскивала из глубин памяти что-то, связанное с обязательностью виньеток — проехала я довольно много. В итоге, припарковавшись на какой-то заправке, в очередной раз поблагодарила интернет и купила виньетку онлайн, на 14 дней (это был минимальный срок). Сумму точно не помню, но в районе 20 евро. Довольная собой, тронулась в путь и … через 20 минут выехала из Словении. Чтоооо? Ну привет, Хорватия!
Я не знала, какая дорога меня ждет, предполагала что-то вроде классических горных дорог, витиеватых, видовых, медленных. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что дорога была одной из лучших за этот перегон. Кто знает — она новая или просто так идеально построена? Да, никаких тебе видов, зато шикарный хай вэй, затерянный в горах.
Странное чувство — еще с утра я пила кофе в Австрии, проскочила Словению и уже листаю букинг для ночевки на Адриатическом море. Сила автопутешествий бесценна!
По старой традиции взвешенного выбора, а именно — пальцем в небо — выбираю город Сплит. Честно — понравилось название и какое-то заманчивое расположение на карте. Ну и как-то созвучно Сплину — выхода нет, и все такое.
Чувствуя, что перегон близится к завершению, я вышла за рамки бюджета и по принципу «сгорел сарай — гори и хата» забронировала номер за 130 евро. В самом центре, с балконом и видом на море. В Сплите тоже оказался старый город и самое интересное — именно здесь жил император Диоклетиан, который ушел из власти, чтобы выращивать капусту. Про него рассказывал секс-символ Гоша из фильма «Москва слезам не верит». Жаль, что не все готовы вовремя уйти ее выращивать.
Удивительна первая встреча с морем: вот ты мчишь по бездушной трассе, справа и слева сменяются горы, ныряешь в тоннели и выныриваешь в абсолютно одинаковый пейзаж. И вот, стоит свернуть с дороги, как она становится уже, петляет, закручивается и дыхание замирает — море! Мое третье море за неделю. Провожало Баренцево, качало на волнах Балтийское и улыбается всеми бликами теплого декабрьского вечера Адриатика.
Отель мне понравился, такие улыбчивые девушки. Балканский английский похож на наш — тоже неуверенный, и лучше уж ломаный хорватско-сербско-русско-украинский). Пока Хорватия для меня самая европейская из бывшей Югославии (возможно, еще Словения, но я ее пролетела), очень это чувствуется. Много туристов, красивый старый город. Вот еда была не очень, но, видимо, я виновата сама — плюхнулась в кресло прямо на набережной, где сама жизнь шепчет: место для туристов, иди подальше. В общем, Хорватия тоже мне нравится и в примерке стран за эту поездку занимает третье место (на втором Швеция, сроднилась с ней за поездку)!
День 7. Вот и Монтенегро (29 декабря)
Сегодня четверг, седьмой день пути. Даже не верится, что 29 декабря я сижу в своей машине за тридевять земель и пытаюсь очень сдержанно отвечать в рабочие чаты, которые разрываются от предновогодних истерик. Моя задача сегодня — выехать из шенгенской зоны, въехать в Черногорию и, собственно, все.
После Сплита дорога еще немного порадовала автобаном. Но потом я ушла на Дубровник, и началась повышенная гористость. 130 км пути навигатор предлагал ехать почти 4 часа, как-то так и вышло. Начались мандариновые сады, маленькие лавочки с огромными сетками спелых цитрусов — самый сезон. Конечно, я взяла парочку и еще настойку (оказалась сладкой, но на честном самогоне). Мандарины показались мне безумно вкусными, может, это психологическое — мол, вот с ветки сорваны и вкуснее тех, которые едут в Мурманск неделями. Но скажу вам честно, что и позже, покупая апельсины у фермеров в Черногории, ты чувствуешь, какой это должен быть вкус. Вот лосось только у меня на севере. А цитрусы только здесь)
Итак, приближалась граница, а я, как вы помните, забита под завязку плюс покупки в Икее. От греха подальше, на парковке сняла много упаковки, чтобы не приняли за товар. И что же вы думаете? Да никто не заглянул даже в машину. Паспорт — штамп — пока. Зато албанцев передо мной досматривали по полной, их Порше даже отогнали на отдельную площадку. Как я узнала позже — из Албании идет поток наркотиков, может поэтому. Ну, в общем, я в очередной раз пожалела, что Икея осталась позади, а фантомные боли после ее ухода из России не дают успокоиться, и как мало я купила. Блин, кажется, я пишу об этом уже 5-й раз за отчет. Надо закрыть гештальт.
Оттенки фото в Хорватии взяли курс на вечное лето.
После границы уже было ощущение, что я почти на месте. При всем соблазне пилить до дома, я решила пообедать в городке Херцег Нови. В Черногории он считается … привилегированным что ли. Более красивый, чем остальные (на мой вкус) и почти на границе с Хорватией, даже внешне почти не отличим от нее. Поэтому быстро выбрала ресторанчик на набережной и скатилась вниз к морю. Оно все еще вызывает священный трепет, и мозг не может привыкнуть, как я поменяла ему вид за неделю.
На этом можно и закончить рассказ, потому что дальше была знакомая дорога до Бара, светило солнце, и стояла редкая сухая и теплая для Нового года погода. Но как-то невежливо ничего не сказать о Черногории, в которой я живу уже месяц и планирую еще два. Что мне не нравится: мусор, много мусора, как в лесах России. На обочинах. На пляжах. Выносит морем, носит ветром. Много бездомных животных, хотя в сравнении с 2018 годом стало больше собак с бирками на ушах. Да вот, собственно, и все минусы. Все остальное отношу в плюсы: у еды есть вкус, у моря есть сто оттенков, солнце почти 350 дней в году. Остальную «деревенскость» отношу к нейтральным чертам, ведь не все любят зависать в торговых центрах (здесь почти нет привычных нам форматов).
50 оттенков зеленого — это о странах Адриатики.
Что я буду делать дальше? Точнее, как верну машину на север мира. Честно — пока не знаю. Повторить путь обратно через Европу — объективно дорого, поэтому смотрю в сторону Турции и Грузии. Но горизонт планирования нынче — 1 день, вот так и живем.
Всем мира.