|
Раньше, помню, часто писал статьи об автопутешествиях на дром.ру.
Последнее время забросил это дело, ибо чаще в приоритете воздушные перемещения, чем долгие дорожные, но во всем есть свои плюсы и, безусловно, минусы.
Почему я решил написать эту статью, наверное, подтолкнуло любопытство моих друзей и знакомых, которые после парочки моих постов в соцсетях с красивыми видами начали интересоваться туристическим направлением в Казахстан. Ибо все чаще люди рассматривают в качестве альтернативы ставшему дорогим Таиланду или трудновизовой Европе (тьфу тьфу) направления внутри нашей страны или ближнее зарубежье. Таким образом, мы в прошлом году совершили 2 коротких автопутешествия по маршруту Анапа — Сочи — Абхазия и обратно Геленджик (~800 км) и Новосибирск — Манжерок — до границы с Монголией и обратно (~1900 км).
В этом году мы решили пойти дальше. Решение пришло само собой, мы очень хотели съездить к родным в Алматинскую область, собственно, а почему бы не совместить приятное с полезным. Как-то после застолья и какого-то количества вкусного вина зашел разговор про Казахстан, и тут ребята, семейная пара наши хорошие друзья, предлагают поехать туда на машинах, все быстренько согласились с предложением и решили ехать в начале августа.
В течение месяца мы собирались с силами и в последние пару дней начали думать, а что же нужно в дорогу. Это, наверное, такая черта русского характера, собственно, экзамены в универе мы сдавали примерно так же, а когда начинает поджимать время, начинаешь упускать детали, но об этом чуть позже.
Итак, что имеем:
С маршрутом определились с самого начала. Новосибирск — Барнаул — Рубцовск — Семипалатинск(Семей) — Аягоз — оз. Алаколь — оз. Балхаш — Талдыкорган — Алматы и обратно, всего расстояние около 2000 км в одну сторону.
Забили багажники вещами, перекусами, гостинцами и даже про палатки не забыли. Стартуем в 6 утра, границу проходим быстро в течение часа, путь лежит через Семипалатинск, заехали поменяли рубли на тенге по хорошему курсу 7,47. Покушали в ресторане, нужно отдать должное — где бы ни питались, везде очень большие порции, а в больших городах это еще и прекрасный сервис с приемлемыми ценами.
В общем, про вкусную еду дальше по тексту будет еще что почитать и вспомнить. Перед выездом из города решаем, что нужно заправить полные баки, потому что заправка по дороге попадется еще не скоро, в степи. И тут мы сталкиваемся с первой проблемой, с дефицитом топлива. Если бензин 92 еще можно найти, то 95 и солярку нужно постараться найти, даже в больших городах. У крузаков есть один большой минус — топливо уходит быстро, особенно когда давишь 160 на хороших участках дороги.
Перекрестясь, двигаемся на ночевку в город Аягоз. Про дороги Казахстана отдельная история: где-то это шикарные 4-полосные автобаны, а где-то дорог вообще не существует. Например, при подъезде к Аягозу начинается плохая дорога, точнее ее отсутствие, и вообще Аягоз — это какой-то якорь, ассоциирующийся с отсутствием дорог, как перед подъездом к городу, так и после на пару сотен километров.
Когда заезжали в город, навигатор вел в гостиницу, через какую-то центральную улицу, на которой проходило какое-то праздничное мероприятие, мы заехали. Жители на нас как на дикарей посмотрели, мы примерно так же посмотрели на жителей, развернулись и поехали в объезд. Что порадовало, бензин и ДТ гораздо дешевле, чем в России, и даже Газпромовские заправки иногда попадаются. Переночевали, поехали дальше на озеро Алаколь.
Алаколь. Очень красивое озеро с прозрачной соленой водой, многие туда приезжают именно лечиться. Отель был забронирован за месяц. Туризм в Казахстане на Алаколь тоже развивается, поэтому выбор отелей хороший, много отелей по сервису и услугам не хуже чем в Турции и на Кипре.
Отель нам достался средний, из того, что было свободно уровня не ниже 3 звезд, потому что все остальное было раскуплено. Но к отелю никаких претензий нет — вкусная кухня, бар, завтраки включены, бассейн, выход на пляж.
3 дня мы, как тюлени, отдыхали, загорали и купались на пляже, если вареную кукурузу, попробовали местную копченую вкуснейшую рыбу. Ближайший фитнес зал, где-то в центре поселка, ну, в общем, затянувшийся чит мил, это иногда тоже полезно. Дети развлекались поездками на банане, взрослые общались и пили холодное пиво. Время пролетело быстро, двигаем дальше.
Вот несколько фото с пляжного отдыха.
Следующий пункт — озеро Балхаш. Если ехать прямиком в Талдык, то трасса приемлемая — 90 км дороги нет, дальше начинается асфальт с небольшими кусками бездорожья, но, так как мы сделали крюк через поселок Лепсы к Балхашу, то поехали по другой дороге.
Итак, Балхаш, на мой взгляд, это жемчужина Казахстана, теплая солоноватая водичка, песочек. Если на Алаколе ты зашел в воду по гальке и через 5 метров не чувствуешь дна, то на Балхаше наоборот, чтоб дойти до глубины, надо протопать метров 100 по колено в воде от берега. Для детей это максимально комфортно, потому что можно порезвиться без опасений утонуть, а для взрослых — наконец-то расслабиться и наслаждаться солнышком, вместо того чтобы постоянно следить за детьми. Солнце печет, крем от загара почти бесполезен.
Но и тут я бы добавил ложку дегтя. Дело в том, что на Балхаше абсолютно отсутствует какой-либо комфорт и инфраструктура, баз отдыха в том виде, в каком мы привыкли их видеть, нет, есть шатры и какие-то грустные домики, соответственно, сервиса тоже никакого нет. Поэтому в этой локации мы не стали оставаться на ночь и к вечеру уже ехали в Талдык.
По дороге нас тоже поджидали сюрпризы, первое это максимально плохая дорога, скальная каменная крошка, которая режет шины на ура, в пути мы то и дело встречали на обочине автомобили, меняющие колеса. Машина трясется, вся дрожит на этой дороге, скорость 60-80, подвеска кричит «помогите». Нас беда тоже не обошла стороной — минус одно колесо в кашу. Порез, и не сразу стало понятно, что едем на ободе, потому что ничего не чувствуется при такой тряске. И внимание! Я был уверен, что взял с собой домкрат, даже не стал проверять, но…. на то мы и едем двумя машинами, во второй, слава богу, он оказался. Перекинули запаску, поехали дальше.
К вечеру добрались уставшие, голодные. Родные нас встретили очень хорошо — долго радовались, обнимались, мама плакала, племяшки висли на руках. А бабушка обняла и долго стояла в моих объятиях. Встреча с родными это всегда положительная энергетика и добрые радостные эмоции. Уже был накрыт большой дастархан — бешбармак, казы, конина, баранина и вкуснейшие манты. Ну и, конечно, не обошлось без жуз грамм.
Немного расскажу об этом городе: это мой родной город, в нем я родился, потом перебрался в Новосибирск, а родители, бабушка и сестренка остались там. Город небольшой, но очень красивый, зеленый, идеальный асфальт, ночные фонари, парки, которым в Новосибирске бы позавидовали (читатель наверняка подумает: ну и че ты приперся тогда в Новосибирск, жил бы в своем Талдыкоргане!! Это уже отдельная история, так получилось). Таким образом мы провели 4 дня в Талдыкоргане. Это, конечно же, встречи с друзьями детства, какие-то посиделки, рассказы и песни под гитару. Муж моей сестренки прекрасный человек и отлично играет на гитаре. Что мне всегда нравилось, отъезжаешь от города 20-40 километров и тут тебе и горы, тут тебе и озера, тут тебе и сосны, и лес, короче, не нужно ехать куда-то в дальние дали, чтобы слиться с природой. Поэтому, конечно же, мы воспользовались предложением моего друга сгонять на подготовленной машине в непроходимые тропы гор долины семи рек Жетысу.
А также по-лайтовому съездили сами в Текели, отведали домашнего кумыса у местных жителей.
День восьмой — марш бросок в Алмату. Дело в том, что мы несколько дней решали, как возвращаться обратно в Россию, по какой дороге. Есть еще северная дорога, которая по разным мнениям разных местных друзей — или хуже или лучше, чем дорога через Семипалатинск. В итоге решили ехать через Караганду, но в последний день все же пришли к выводу, что дорога будет дольше, сложней и ничем не лучше в плане покрытия. Поэтому решаем одним днем сгонять в Алмату.
Количество пассажиров увеличилось, так как с нами еще поехала сестренка со своим мужем и племяшом, но поехали не на трех машинах, а так же на двух, благо «крузак» имеет третий ряд сидений и вмещает 7 человек. Поездка заняла пару часов, в Алмату трасса идеальная, 4-полосная, ограничение 140, красота! План простой — посетить Чембулак, Медеу и пошастать по моллам с целью поиска санкционки типа Zara, h&m, Nike и прочего шмотья. Ну, это вопрос к нашим дамам, будь моя воля, я бы не поехал ни в какие моллы (на секундочку, мы весной летали в Дубаи и там затарились всем этим). Но девочки — такие девочки, что с ними поделаешь, да простит меня моя жена, которая, может, и не прочитает эту статью.
Ок, закрыли тему шопинга. Едем на Чембулак — это горнолыжный курорт в 40 км от Алматы (на мой взгляд, даже поинтересней, чем Шерегеш, в геше высота горы Зеленая или Каритшал — 1270 м). Курорт Чембулак, куда приезжают толпы европейцев, — часть горного хребта Заилийского Алатау на северо западе Тянь-Шаня.
Поднимаемся на канатке в три этапа на самую макушку Талгарского перевала на высоту 3200 м. Красивые фотки, но кто поедет, берите кофточку, шапочку и трусишки с начёсиком.
С Чембулака поехали на Тау Дастархан. Вообще, Алмата находится как бы в котловане на равнине, а окраина города уже ближе к предгорью мне чем-то напомнила Сочи, с его горками, узкими улочками спусками и подъемами.
За пару дней до поездки в Алмату мы связались с моим хорошим казахским другом, который живет в Алмате, а до этого часто бывал у нас и вообще путешествовал по миру. Он организовал нам вечером ужин для всей компании в красивейшем ресторане в горах. Встретились, общались, кушали вкусные угощения. Долго не виделись — было о чем поговорить. Повар ресторана приготовил для нашей компании СЫРНЕ — это томленый ягненок с тестом, картофелем и овощами. В общем, сказать что вкусно — ничего не сказать. Прощаемся, фотографируемся, едем обратно в Талдык.
Талдыкорган, утро, прощаемся с родными, грустно, хочется все бросить и никуда не уезжать. Отец напоследок сказал «береги себя» и обнял, ладно, хватит о грустном — в долгий путь в Новосибирск.
Так как дорога сложная, мы не знали, к ночи в каком именно городе будем, поэтому дальше была чистая импровизация. Ехали наобум — где остановимся, там и заночуем, гостиницу снять не проблема, а оказалось, вполне большая проблема. Решили дотянуть на ночевку в Семипалатинск, пока ехали — сестренка была на связи — обзванивала гостиницы, от Аягоза возвращались по другой трассе. 350 км степь, пейзажи прекрасные — небо, раздолье, горы на горизонте и бесконечные табуны диких лошадей.
Правда через 100 км у нашего дизелька начала заканчиваться солярка. Заехали в аул, нашли какую-то заправку, со слезами выпросили немного солярки, чтоб дотянуть хотя б до следующей, в общем, дефицит топлива преследовал нас всю дорогу. Даже была мысль уже, что придется тянуть на веревке буксиром. Добыли солярки, поехали дальше. Остановились на дороге размяться, уже темно было, повел жену смотреть на звезды. Как на ладони видно каждую звездочку, каждое созвездие, очень красиво!
Дотянули до Семипалатинска, гостиницы и все приличное жилье было занято, думали, уже палатки придется в поле ставить. С трудом, после долгих обзвонов по объявлениям, нашли посуточно две грустные однокомнатные квартиры. Ну, не на улице, и слава богу. Были настолько уставшие, что и этому были рады.
Утро, новый день — 4 часа на границе, еще немного, еще чуть-чуть и вот мы дома.
Все счастливы, поездка удалась, все прошло почти по плану. Обязательно, когда едете в подобные путешествия, берите рации.
Ну, как-то так. Прошу простить за скомканное повествование, ибо такие длинные тексты давно не писал. Парочку фото спер из интернета, потому что сам не смог так красиво сфотографировать. Остальные фото были сделаны на айфон 13 промакс.
Что порадовало, бензин и ДТ гораздо дешевле, чем в России и даже Газпромовские заправки иногда попадаются. Например, АИ-95 около 28 руб. за литр в пересчете.
Вкусная калорийная еда, бесконечно красивые пейзажи, простор и невероятно низкий ночной небосвод. Ну и, конечно же, воссоединение с родными, пусть хоть и на короткий срок.
P.S. Подъезжая к Новосибирску, я спросил детей, все ли понравилось? И в ответ услышал дружное громкое «Даааааа!!». Это, наверное, и есть счастье!