Путь Батыя, или Зигзагами по центральной России

03.11.2021 | 5968 просмотров

«Кто стоит на месте,
к тому подбирается скорпион несчастья…»
В. Ян «Батый»

Дорогие любители путешествий, здравствуйте!

Долгими зимними вечерами, когда читали книгу Василия Яна о походе Батыя на русские княжества, нам пришла гениальная идея, а не повторить ли и нам этот путь? Чем не маршрут для путешествия?

Возможность прокатиться по центральной полосе России по душе пришлась всем членам семьи. Мы начали более детально изучать маршрут и корректировать его под свои желания и возможности. Вот что у нас получилось: Пермь — Билярск — Тольятти — Сызрань — Пенза — Тамбов — Липецк — Орел — Козельск — Тула — Рязань — Коломна — д. Цибино Московская обл. — Жуковский — Владимир — Суздаль — Юрьев-Польский — Переславль-Залесский — Ростов — Ярославль — Кострома — Галич — Пермь.

Наполнив маршрут содержанием и отметив места, обязательные к посещению, мы с нетерпением стали ожидать отпуска.

И, наконец, настал тот час, кода рюкзаки собраны, снаряга в багажнике, карты скачаны. На старт! Внимание! Марш!

Ура! Мы в отпуске!

В это двухнедельное путешествие мы отправляемся следующим составом:

Главнокомандующий Александр, зам по тылу — я, Наталья, и дочь полка Настасья.

Наш новый «конь» со старым именем «Рено-Дастер».

Наш девиз: «Смерть не ждет, и жизнь ждать не должна» (Иван Тургенев).

Ну что, поехали наслаждаться жизнью!

Усаживайтесь поудобней, мы начинаем свое повествование.

День первый

Планы на день: Пермь — Менделеевск.

Наше путешествие началось как всегда пятничным вечером в пробках на выезде из Перми. Авария и ремонтные работы задержали на 1,5 часа.

Но даже этот факт не смог испортить отличного отпускного настроения. Саша, как всегда, взял на себя ответственность и руль.

Настя удобно устроилась на заднем сидении, уплетая бабушкины пирожки.

А я наслаждалась видом из окна авто, любуясь облаками и приближающейся грозой.

Уже к полуночи по Московскому времени мы были в Менделеевске. Та же гостиница, те же розочки на стене и тот же ценник 3 тысячи рублей.

В этом номере мы ночевали, когда начиналось наше путешествие в Дагестан в 2019 году.

travel.drom.ru/71932/

Промчавшись 430 км за 7,5 часов, мы были рады выспаться в чистом номере, под кондиционером!

День второй

Планы на день: Менделеевск — Набережные Челны (Русский драматический театр «Мастеровые») — Билярск (Билярское городище, Археологический музей, Дом-музей Арбузова) — Хрящевка (замок Гарибальди) — Тольятти.

Когда начинается путешествие из Перми в сторону юга или юго-запада страны, всегда на нашем пути встречается молодой город Набережные Челны. А мы торопимся, спешим и считаем, что он же близко. Всегда успеем доехать и познакомиться с достопримечательностями. Но зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Поэтому, обсудив за завтраком планы на этот день, мы решили заехать к интересному зданию драматического театра,

сквозь стены которого проросли ветви могучего дерева, сплетаясь в причудливый узор. А Насте даже удалось, заочно, пообщаться с актерами труппы.

Кстати, первыми актёрами этого театра были работники завода «КамАЗ». Благодаря им театр получил своё название «Мастеровые». Сейчас же все изменилось, а в труппе давно играют профессионалы.

Каких-то 180 км и мы в Билярске. Именно с этого места начинается путь Батыя и наше путешествие.

800 лет назад на месте поселка располагался огромный город Биляр — столица Волжской Булгарии. В древности это был один из самых красивых городов. Его площадь составляла более 700 гектаров. Население достигало 70 тысяч человек. Хотя на то время Биляр был в 2 раза меньше Константинополя, но в 2 раза больше Парижа и в 5 раз больше Киева. Недаром в русских летописях город прославлялся как великий. Ведь именно здесь соединялись основные торговые пути таких стран и регионов как Иран, Прибалтика, Кавказ, Византия.

А в наше время Билярск — это маленький поселок Татарстана, но с великой историей.

Как сказала Настя, прослушав утром исторический экскурс от папы: «С него Батый начал жечь!» И, к сожалению, сжег так, что на этом месте долгое время были одни руины.

Вплоть до 17-го века здесь никто не жил.

Первым делом мы заехали на Билярское городище, где до наших дней сохранились остатки некоторых зданий и земляные валы.

Все вокруг было окутано тишиной и покоем. Лишь стрекотание кузнечиков и шорох трав нарушали безмолвие городища. Земля пропитана историей предков, а прогуливаясь среди руин можно попытаться понять душу жителей средневековья.

Посетив территорию заповедника, решили более детально познакомиться с историей Билярска и направились в Археологический музей. Пока ехали до музея, осматривали округу, надеясь услышать вой монгольской орды, пожирающей все на своем пути. Но судьба распорядилась иначе. Нам навстречу выехали немцы с автоматами!

Кругом движуха! Все смешалось: люди, кони, немцы, русские! Неужели началась война, пока мы были в отпуске целых два дня?

Слава Богу, это была всего лишь реконструкция боя Великой Отечественной войны «Бой на полуострове». К сожалению, самого сражения мы не застали, но мощь катюши оценить удалось.

«…Эх, путь-дорожка фронтовая!
 Не страшна нам бомбежка любая,
 Помирать нам рановато —
 Есть у нас в Татарстане дела.»

Спела я и мы поехали дальше.

Музей археологии находился на территории парка. Сам по себе музей не велик, но очень содержательный.

Конечно же, мы увидели в нем макет Соборной мечети, на руинах которой только что побывали.

В музее хранится богатая коллекция билярских древностей, они нам рассказали о культуре и быте народа. Если вдруг будете в этих местах, обязательно загляните. Не пожалеете.

На территории парка есть святой источник и камни желаний на Девичьей горе. Но чтобы загадать желание, нам пришлось немного попотеть, пройти 444 ступени в +35º.

Мы справились с задачей. Тем более, прогуляться в тени деревьев в жару, превеликое удовольствие.

Девичья гора окутана множеством легенд и тайн. Недаром толпы паломников круглый год тянутся к этим святым местам. И нам довелось здесь побывать.

Нужно отметить еще одно место, куда мы заглянули — дом-музей А. Е. Арбузова.

К нашему счастью, в музее находилось две экспозиции. Вторая была посвящена не менее знаменитому химику Бутлерову А. М., имение которого когда-то находилось в 15 верстах от этих мест.

Хотя мы очень далеки от химии, но было поучительно узнать о жизни и достижениях таких талантливых людей, вклад в науку которых поистине велик.

«Друзья! Для химика-экспериментатора нет большего удовольствия, как стоять непосредственно за рабочим столом и видеть, как шаг за шагом распутывается клубок противоречий и загадок, как рождается новое вещество.»
А. Е. Арбузов

Ну а мы, пообедав в придорожном кафе «Березка», поехали дальше, навстречу Настиной мечте. Мы уже были в замке Гарибальди, но желание посетить поместье еще раз нас не покидало!

При подъезде к Хрящевке навигатор привел нас к грунтовке.

Это были первые и последние 10 км пути по грунтовой дороге за путешествие.

К вечеру мы добрались до замка! Вот он, красавец!

За два года многое изменилось и, конечно, в лучшую сторону!

Мы погуляли по территории, отдохнули от дороги и спустились к Волге.

«…Бату-хан и «у стремени его» Субудай-багатур прибыли во главе передовой тысячи «непобедимых» к берегам великой реки Итиль. Всадники, покрытые густой пылью, забыв порядок, рассыпались по береговым песчаным холмам, пораженные величественной, могучей рекой, которая свободно несла обильные глубокие воды.»

В. Ян

Вместе с монголами по берегу рассыпались отдыхающие с палатками, шашлыками, детьми и горами мусора. В наших планах было переночевать в палатке. Но глядя на все это безобразие, желание оставаться на природе отпало и путем голосования решили устроиться на ночлег в гостинице Тольятти. Выбор пал на отель «Патио» за 3,3 тысячи рублей.

За этот день одолели 520 км. Побывали на войне, восхитились замком и разочаровались в туристах. День прожит не зря!

День третий

Планы на день: Тольятти (Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова, Смотровая площадка «Вертолетка», Царев курган, Памятник Татищеву, Итальянский пляж) — Сызрань (водопад «Девичьи слезы» 3-4ч, Кремль, Дом Чернухина, Городской выставочный зал) — Пенза (прогулка по городу: Памятник Первопоселенец, ботанический сад, пешеходная улица, светофорное дерево).

Утро этого дня обещало жаркое воскресенье. Так хотелось окунуться в Волгу. На завтраке, который входил в стоимость проживания, девчонки из Екатеринбурга посоветовали нам Итальянский пляж. Значит начинаем утро с водных процедур!

По традиции за завтраком обсудили планы на день. Я специально оставила все достопримечательности, которые нас заинтересовали на пути. Вдруг читателю будет интересно что-то иное. Когда есть выбор, всегда лучше, чем когда его нет. Наш выбор пал на… А впрочем, сейчас сами все увидите.

При выезде из гостиницы обнаружили, что пожарный выход был через наш номер. Удивительно!

Очень хорошо, что аварийный выход в эту ночь никому не пригодился!

Итальянский пляж в центре Тольятти был уже заполнен отдыхающими, и нам местечко нашлось.

Говорят, что название объекта связано с жившими здесь итальянцами. Это были приглашённые специалисты компании FIAT, которые работали на автозаводе. Специально для них территорию расчистили, и организовали пляжную инфраструктуру. Видимо итальянцы совсем не могут без пляжей и солнца…

Ещё по одной версии пляж так прозвали за схожесть с итальянскими ландшафтами: сосны подступают к берегу, чистая вода и мелкий песок, а напротив, на другом берегу Жигулевские горы.

Хотя все интернет-источники пишут об удивительной инфраструктуре, мы ее не заметили. Но в целом пляж понравился, особенно чистотой. Пары часов насладиться теплой водой и ласковыми лучами солнца было достаточно. Движемся дальше.

Совсем рядом на берегу Волги находился памятник В. Н. Татищеву, который в 1737 году основал российский форпост на Волге, будущий город Тольятти.

Этому человеку мы тоже благодарны, так как он является основателем и нашего родного города Пермь. Съев по мороженке, полюбовавшись Куйбышевским водохранилищем, мы отправились в «Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова».

Адрес: г. Тольятти, Южное шоссе, 137.
Режим работы: с 8:00 до 20:00 ч.

Музей предлагает различные варианты экскурсий. Мы выбрали прогулку. Тем более, что у нас был свой экскурсовод.

На территории музея установлено более 500 единиц типовых и уникальных машин, аэропланов и механизмов: танки, самолеты, вертолеты, артиллерийские установки, легковушки, грузовики и т. д. и т. п.

Санечка нам рассказал и показал, что для чего, зачем и как…

Этой информации девочкам было достаточно.

Среди редкостей можно увидеть электро-дизельную подводную лодку «Б-307», перевезенную из Кронштадта. Даже можно купить экскурсию и зайти внутрь.

За отдельную плату можно попробовать пострелять холостыми из различного оружия или прокатиться на бронетранспортере.

Наверное, прикоснуться к войне хорошая идея. Пусть дети, да и взрослые, испытают это в музее, а не в жизни.

Конечно же, нас не оставила равнодушными и авиационная техника, таких экспонатов мы не встречали нигде.

Нас заинтересовала кабина под вертолетом. Что это?

Оказывается, МИ 10К — это уникальный вертолет-кран, который может перевозить грузы не только внутри, но и снаружи до 8000 кг. Изначально он проектировался как военный транспортный вертолет, но больше пригодился в гражданской жизни. Удивительно то, что его рулевой винт имеет деревянные лопасти.

А легендарный советский истребитель МИГ-15 нам встречался только на стелах памятников ВОВ.

Муж не удержался и зашёл в небольшой павильон, посвященный моделям «Лада» не вышедших в серийное производство. Вот такие машинки могли колесить по нашим улицам, но что-то пошло не так…

Совсем рядом находился еще один музей, посвященный паровозам. Но солнце спалило все плечи и расплавило мозг. Уж очень хотелось в тень, хотя бы в тень собственного автомобиля.

Небольшой марш-бросок и мы в маленьком уездном городе Сызрань. Остановились на центральной улице и пошли искать кремль. А кремля как такового нет. Нас встречала лишь одна Спасская башня, ранее бывшая воротной. С тех давних времен она сохранилась лишь потому, что была каменной.

Прогулявшись по округе, окинув взглядом междуречье Сызрани и Крымзы, зашли пообедать в кафе «У башни».

Надо отметить, что цены в кафе были как будто мы обедали у башен Московского кремля.

Еще один кремль в копилке, ну или то, что от него осталось.

До Пензы добрались в районе 20-ти часов. Сегодня мы будем спать в «Чемодане» (2,5 руб./сутки + завтрак 300 руб. с человека).

Гостиница внутри выглядела намного приличнее, чем снаружи. Главным ее достоинством было то, что она располагалась почти в центре. Прямо напротив гостиницы стоял деревянный дом, в котором отец дедушки Ленина В. И. посещал демократический кружок. Вот откуда все началось!

Мы по городу решили прогуляться не одни, в попутчики взяли даму с собачкой.

Наш вечерний маршрут проходил по центральным улицам города до «Светофорного дерева» мимо четырехэтажного жилого дома 19-го века.

Далее нам повстречался дом В. Э. Мейерхольда — известного актера и режиссера.

Мы надеялись побывать в этом музее, но по понедельникам он не работал. Видимо не судьба.

На пешеходной улице повстречали памятник «Толстопятому Пензяку». Он оказался еще и не один, а с великим Александром Суворовым.

Идеей для создания городской скульптуры мастерам послужила легенда о знаменитом переходе русских войск через Альпы в 1799 году. Александр Суворов как-то похвалил своих солдат, обронив фразу: «Молодцы, пензяки толстопятые!» Она была адресована пензенским солдатам, которые согласно легенде, при переходе через горные вершины одни из всех суворовских воинов не натерли ноги в кровь.

На самом деле секрет был довольно прост: выходцы из Пензы и ее окрестностей были в носках с двойной пяткой, которые вязали женщины в этих краях. Только благодаря этому их ноги остались целы, в отличие от других участников альпийского похода.

А наш поход был не такой длинный, но ноги почти стерли, пока дошли до достопримечательности. Светофор располагался в каком-то заброшенном неосвещенном сквере. Мы еле-еле нашли арт-объект, а он оказался в очень плачевном состоянии.

Дерево не светилось, провода все были ободраны, на стволе обрывки объявлений. Зачем шли? Великий и могучий интернет обещал не это…

Развернулись в обратном направлении.

На Московской улице наткнулись на памятник ювелиру.

С большим удовольствием отдохнули на качельке.

Подошли к памятнику Первопоселенцу, рядом с которым находится удивительный музей одной картины. В этот период в музее выставлялся Айвазовский.

Но загвоздка была в том, что и он в понедельник не работал.

Уставшие и голодные мы добрели до гостиницы. Попив чаю с плюшками, завалились спать.

За этот день мы проехали 410 км. Накупались в Волге, познакомились с военной техникой, побывали в кремле без стен, увидели достопримечательности Пензы. Но у нас оставался один неразрешенный вопрос: «Что делать с понедельниками?» Подумаем об этом завтра!

День четвертый

Планы на день: Пенза (мост дружбы, скульптурный парк «Легенда», Картинная галерея имени К. А. Савицкого, «Дом Мейерхольда», Океанариум, Музей одной картины имени Г. В. Мясникова) — село Лермонтово (Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы») Тамбов (прогулка по городу: Тамбовский Арбат, Памятник тамбовскому мужику, Вознесенский монастырь, Церковь Воздвижения Святого Креста в Тамбове, «Тамбовская казначейша», «Тамбовский волк», Памятник святым Петру и Февронии).

Завтрак в номер в назначенное время предвещал отличный день. Да и каким же он мог быть — первый официальный день отпуска? Только отличным! Расположились на завтрак в кухонной зоне номера у окна…

«Глядим на прохожих: налево, направо,
Куда все идут? Ведь куда-то всем надо…
Кому на учебу, кому на работу,
Кому-то на встречу увидеть кого-то…

А мне никуда не надо!
Сижу уплетаю я сок с бутербродом.
А мне никуда не нужно!»

Ну и так далее по тексту известной песни Ромы Зверева…

Это нам на работу не нужно, а жить в Пензе весь отпуск тоже в планы не входило. Поэтому решили утром устроить променад по набережной Суры, а далее посетить Арт-выставку парка «Легенда». Эти достопримечательности открыты в Пензе даже в понедельник.

Сказано — сделано.

Набережная оказалась очень симпатичной.

Прогуливаясь вдоль реки, мы заметили речное такси. Интересный вариант передвижения. А так как он был еще и полон, значит пользуется спросом у населения.

На фотографии вдали виднеется пешеходный мост «Дружбы». Конечно, очень уютно на качелях набережной, но все же пора двигаться дальше.

В 30 минутах от города, в селе Рамзай, на территории тур. базы «Арт-Пенза» находится крупнейший в России парк скульптур под открытым небом. Говорят, что парк «Легенда» входит в топ 30 лучших достопримечательностей России. Пойдем посмотрим.

От многообразия образов глаза разбежались. Настя с первого взгляда влюбилась в Сатира.

Уж очень он живой получился! Глядя на музыканта, в голове невольно начинают звучать джазовые композиции Луи Амстронга или Эллы Фицджеральд…

Я была восхищена мощью и грациозностью кентавра.

А Санечке первое, что бросилось в глаза, скульптура под названием «Её лицо».

Согласна, есть на что посмотреть!

В парке «Легенда» на данный момент «живет» более 350 уникальных произведений из мрамора, гранита, дерева, металла, бронзы, проволоки и еще бог знает чего.

Трудились над ними мастера из 72 стран.

Нас впечатлила работа «Сизифов труд». Она очень точно передает, на мой взгляд, ситуацию в экономике нашей страны.

А скульптура под названием «Предложение» корейского мастера вызвала у нас бурю обсуждений и очень ярко раскрыла абсолютно разный подход к жизни мужчин и женщин.

Настя сказала: «Папа, посмотри! Мужчина на седьмом небе от счастья!» На что папа ответил: «Да у него просто взрыв мозга!»

Наша прогулка по территории заняла порядка двух часов. Мы и прошлись, и повалялись на травке, и даже позанимались физкультурой.

Кроме удивительных работ в парке есть беседки, организованный пляж, ресторан, выставка картин, гостиница.

В солнечную погоду отдохнуть на пляже, наверное, чудесно.

Но нам выдался пасмурный день, да вдобавок налетело множество комаров, от которых невозможно было отбиться…

Адрес парка: Пензенская область, Мокшанский район, с. Рамзай, ул. Оздоровительная, 9.

В целом мы были рады, что посетили выставку. Она оставила яркий след в наших сердцах.

100 км пути и мы прибыли в музей — заповедник «Тарханы». С замиранием сердца надеялись, что хоть какие-то экспозиции открыты.

Но для того, чтобы посетить музей, необходимо пройти квест на тему «Купи билеты». Подойдя к кассе, мы изучили прайс-лист на листе формата А1. Когда смогли сформулировать свои желания, выяснилось, что что-то закрыто из-за карантина, а что-то закрыто из-за понедельника. В конце концов, мы пошли туда, где открыто. С пачкой билетов отправились навстречу лермонтовским местам.

Душа пела:

«Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка…

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он…

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...»

Лермонтов М. Ю.

Усадьба Тарханы, принадлежавшая бабушке великого поэта Арсеньевой Е. А., нам очень понравилась. Есть, где погулять, есть, чему подивиться. Особенно нас поразили две вещи. Первая, что Михаил Юрьевич Лермонтов недурно рисовал. А вторая — вышивки из бисера. Примечательно, что бисер в те времена был такой мелкий, что его надевали на конский волос, а уж после пришивали к ткани. Все работы выставлены в Барском доме. Приезжайте. Посмотрите!

А в доме ключника мы наконец-то нашли ответ на свой вопрос: «Что это? И зачем?»

Эту деталь мы увидели в Андреевской слободе в Белокурихе на Алтае.

travel.drom.ru/81098/

А здесь, в Русской глубинке, увидели ее в станке в работе.

Вот ведь, и в избу не зря заглянули…

Наша прогулка по заповеднику длилась около трех часов. Пора и честь знать. Тем более очень хотелось пообедать, а кафе в понедельник тоже было на замке. Перекусили в машине и в дорогу.

До Тамбова каких-то 190 км, 3 часа пути и мы в новом городе. Остановились у памятника Тамбовскому мужику, сели на лавочку и определились с гостиницей.

В этом городе выбор пал на гостиницу «Гранд» (3,4 тысячи рублей с завтраком). Закинули вещи и отправились искать местечко, где бы пообедать и поужинать одновременно.

У местной барышни — Тамбовской казначейши спросили совета, она нам махнула веером на два заведения за спиной: «Дача» и «История».

На «Бу-Цы-Фа» мы выбрали «Дачу» и нисколько не пожалели.

Почти все столики в кафе были заняты.

Но нам повезло и для нас столик нашелся. Кафе и впрямь очень чудесное. И по интерьеру, и по кухне вопросов не было. Скажу по секрету, это единственное кафе, в котором в дамскую комнату я ходила с фотоаппаратом. Кто-то пытался туда проехать на авто и угодил в дрова.

А кто-то оставил на стенах великолепную роспись…

Крутой конь, правда?!

После уютного кафе мы очутились на такой же уютной набережной реки Цна.

Смотришь на реку, как будто ты на природе: камыш и травы затянули пологий берег, где-то над водой купает свои ветви ива, плещется на мелководье рыба. Красота.

Здорово, что речку не «одели» в бетонный наряд, а оставили все в первозданном виде.

Зато набережная совсем другое дело. Дорожки, скамеечки, море цветов, стриженый газон. А где-то в зарослях даже живут ёжики!

Прогулялись до памятника Петру и Февронии.

А после свернули к католическому храму Воздвижение святого креста. Пробираясь по темным переулкам города, мы заметили котят, которые удивленно глазели на мир с высоты забора.

Сам костел тоже утопал в ночной мгле, зато мы смогли полюбоваться витражами здания.

Уже за полночь добрели до гостиницы. Усталые, но счастливые завалились спать.

За день проехали 327 км. Культурно обогатились и влюбились в Тамбов.

День пятый

Планы на день: Тамбов (Усадьба Асеевых, музей греха, Церковь Знамения в Вешаловке) — Липецк (Художественный музей, дом мастера (художника Сорокина), нижний парк, Липецкие минеральные источники, «Кудыкина гора»).

Утро вторника началось с облома. Для разнообразия из многообразия в Тамбове мы выбрали музей Греха.

Адрес: ул. Советская, 93.
Телефон: 8 (4752) 72-35-55, 8 (4752) 72-33-34
Режим работы: пн-пт 9:00 — 17:00 (только по предварительной договоренности).
Стоимость: посещение бесплатное.

Но дозвониться и записаться у нас не получилось. «Значит, не судьба», решили мы. И после завтрака отправились в усадьбу Асеевых.

Белый, легкий, изящный дворец был построен в начале прошлого века для большой семьи купца Асеева, сейчас музей включает в себя основное здание (особняк), фонтан и парк.

А ведь усадьба могла и не сохраниться до наших дней. Что только не размещалось в здании после 1918 года. Представляете, в одно время в здании находился на первом этаже детский приют, а на втором — больница для туберкулезных больных. Уму не постижимо.

В начале двухтысячных здание чуть не продали с торгов под ресторан и гостиницу. Но вмешалось государство и сейчас музей считается филиалом Эрмитажа.

Удивительно то, что частично сохранилась мебель, которая изначально жила в доме. А сохранилась она только потому, что была встроенная.

Михаил Асеев, хозяин дома, учился вместе с Чеховым А. П. и, хотя был купцом первой гильдии, и имел более 20-ти фабрик, всегда подписывался «врач».

Кроме заводов и мануфактур М. Асеев строил больницы, школы, церкви, приюты для детей и даже открывал театр для крестьян. На таких людях, на мой взгляд, и держалось государство Российское.

В столовой усадьбы увидели необычный предмет — бульотка.

Оказывается, к бульону она не имеет никакого отношения. И это не самовар. Так что же это? А об этом я расскажу вам чуточку попозже.

Прогуливаясь по залам особняка и слушая экскурсовода, ловила себя на мысли: «Какая же нелегкая судьба у нашего народа…» Несколько поколений Асеевых трудились на благо Родины, а в одно мгновение остались без всего. Эмигрировав всей семьей в Сербию, а затем в Южную Америку, они вдобавок остались без Родины.

Музей-усадьба произвел на нас неизгладимое впечатление. Особенно хочу отметить работу экскурсовода. Очень приятно слушать человека, влюбленного в своё дело.

Выйдя из музея, мы прогулялись по набережной.

Заметили на противоположном берегу пляж, но планы менять не стали.

Прокатились по центральным улицам города.

Подъехали к символу Тамбова — волку.

И отправились в Липецк. 130 км и уже к обеду мы в другом городе.

Два музея, которые были выбраны для посещения, в этот день не работали, поэтому решили прогуляться по Нижнему парку и попробовать местной минеральной воды.

Вода как вода, парк как парк. Честно говоря, парк ничем не запомнился. А вот кафе «Библиотека», в которое мы заглянули отобедать было лучшим по подаче и оформлению блюд за отпуск.

Как вам «Овощной салат в горшочке с живой землей»?

Не только красиво, но и вкусно. Обед удался на славу!

Культурная программа в этот день уже была выполнена, прогулка по тенистым аллеям парка в жару тоже имела место быть. Оставалось подумать о ночлеге. В этот день ночевка планировалась на Кудыкиной горе. Да-да, и там мы побываем.

Уже к закрытию мы прибыли в Природный парк чудес «Кудыкина гора».

Решили познакомиться с парком завтра, а сегодня в палаточный лагерь. На поляне у администратора узнали, есть ли свободные места, нам показали, где можно разместиться с машиной, а где без. Мы оплатили стоянку 700 руб./сутки и пошли выбирать место.

В центре поляны находились туалеты, душевые, умывальники. Здесь же можно набрать воды. На территории есть баки для мусора. Всё организовано, чисто и удобно.

Эта поляна сегодня будет и нашим домом.

В парке есть возможность остановиться и в отдельных домиках, но их нужно бронировать заранее. Цена вопроса 5 тысяч рублей в сутки в будни, а в выходные или праздники до 10 тысяч рублей за сутки.

Вы можете просто приехать и погулять по территории, искупаться в реке, перекусить в кафе. Отличный вариант для семейного отдыха.

А нас ждал ужин на плитке и душевные разговоры у костра.

За этот день мы преодолели 233 км. Не попали в 3 музея. Зато узнали, где находится Кудыкина гора.

День шестой

Планы на день: Кудыкина гора — замок Усадьба в Борках — Ливны (Адамова мельница) — Орел.

С самого утра солнце палило нещадно. И хотя разговоры у костра затянулись до поздней ночи, проснулась я в 6:30 и, чтобы никому не мешать, ушла обследовать территорию.

Первым делом нужно было закрыть вопрос: «Где помидоры, которые воруют на этой горе?» А вот они!

Видимо, уже до меня все помидоры сперли. Остался один-одинешенек… «Пусть растет», — решила я и пошагала дальше. На соседней поляне заметила, что какой-то молодец забыл головной убор.

На пляже в это время тоже было пустынно. Побродив по колено в воде, чуточку освежившись, потопала дальше.

Наткнувшись на стог сена удивительной формы, решила немного отдохнуть. Запах соломы, еще мягкие лучи солнца, тихий Дон — все располагало задержаться на диванчике подольше…

В зарослях душистых трав заметила рыбака.

Даже невооружённым глазом видно, что рыбы в реке много. То тут, то там слышался плеск воды, да и рыбак без дела не стоял.

По тропинке я дошла до чайного домика.

Конечно же, в это время меня никто с самоваром не ждал, а вот в купель я занырнуть смогла!

Студеная вода быстро привела меня в чувства и предала сил забраться воооон на ту гору, где живут ангелы.

Почему-то этот холм называется «Гора Братства». В это утро побрататься ни с кем мне не удалось, а покружиться в хороводе с ангелами получилось!

С вершины открывается удивительный вид. У подножья горы неспешно несет свои воды Дон.

Вдали виднеется церковь Николая чудотворца.

На поляне у стен крепости расположились у костра в дозоре три богатыря. Завтрак в их котелке уже дымился и кипел. Пора и мне возвращаться в свой лагерь на завтрак.

На моем пути находились владения змея Горыныча. Он уже не спал и искал себе добычу.

Уж очень не хотелось становиться его едой. Порой рев змея разносится по всей округе, а иногда он бывает так зол, что сжигает пламенем всех на своем пути.

Я решила не испытывать судьбу, и бочком-бочком проскользнула в сторону палаточного лагеря мимо детского городка.

Честно говоря, родителям с маленькими детьми не позавидую. Как вытащить детей из городка, не знаю, ведь для деток там чего только нет, развлечения на любой вкус и возраст!

Взрослым тоже есть, чем заняться в парке «Кудыкина гора». Можно покататься на лошадях, на пони и даже на верблюде. Можно погулять с ламами или сплавиться по реке.

А можно устроить себе просто тюленинг на пляже.

Чем мы и решили заняться в первой половине дня.

К 12-ти часам наши оплаченные сутки заканчивались. Поэтому, собрав лагерь и сдав поляну, мы отправились гулять по парку уже всей семьей.

Парк развлечений заслуживает внимания. Всем советую посетить это место. Особенно, если вы отдыхаете с маленькими детьми или приверженцы спокойного отдыха.

Ну, а мы отправляемся в сторону Орла. Совсем недалеко от Кудыкиной горы находится Боровский замок, который был построен в начале ХХ века для кузена императора — князя Андрея Романова.

На сегодняшний день он находится в частных владениях и из-за пандемии на территорию замка не пускают. Ну, нет так нет. Едем дальше.

На пути в городе Ливны заглянули на Адамову мельницу.

Адрес: Орловская обл., Ливны. Координаты: 52.395556,37.6508673.

Это сейчас она выглядит прискорбно, а в свое время она была настоящим чудом техники: занимала 5-е место в империи по количеству производимой муки.

В 1873 году знаменитую мельницу построил один из самых богатых купцов в Ливнах — Федор Адамов по проекту своего сына Михаила. Уникальные разработки, небывалые вложения, грандиозные планы... Но день запуска обернулся настоящей трагедией: гидротурбины так и не провернулись. Этот провал не перенес Адамов-старший, он повесился прямо на мельнице.

Его сын все же запустил производство, причем в довольно короткие сроки. С тех пор Адамова мельница ставила небывалые рекорды: за год здесь производилось почти по 10000 тонн муки. Производство проработало вплоть до вторжения фашистов в 40-х годах прошлого века.

Сейчас же уникальное строение в плачевном состоянии. Едем дальше.

К вечеру мы были в Орле. В этот раз очень долго искали гостиницу. Все было занято. Только с пятнадцатого раза нам повезло. Мы сняли квартиру за 2,5 тысячи рублей в сутки.

Наше жилье находилось далеко от центра, поэтому решили провести вечер необычно — на диване у телевизора. А почему бы и нет?

В этот день проехали 320 км. Искупались в Доне. Кружились в танце с ангелами. Не были съедены змеем Горынычем! И нашли место для ночевки.

День седьмой

Планы на день: Орел (Дом-музей В. А. Русанова в Орле, Дом-музей Н. С. Лескова в Орле, Орловский военно-исторический музей, Музей Бунина в Орле, Сквер «Дворянское гнездо» в Орле, Скульптурная композиция Чиновник и Предприниматель, Скульптура орла) Усадьба Спасское-Лутовиново — Злынский конезавод Козельск (музей Козельские засеки — с. Ульяново, заповедник Козельские засеки — с. Дворцы).

Семейный завтрак с видом на город был спешным, хотелось познакомиться и с этим городом. Но дебаты на тему «Что посмотреть в Орле?» немного оттянули отъезд. Выслушав наши аргументы, Санечка сдался и вместо Орловского военно-исторического музея мы идем в дом Лескова, тем более, это единственный в стране музей, посвященный жизни и творчеству великого писателя!

Но прежде следует увидеть символ города — Орла! Так как достопримечательности, которые выбрали на этот день были разбросаны по всему городу, решили утром, до открытия музеев посмотреть памятники. Вот и первый орел!

Как живой, правда?

Следующая остановка нас ждала у бизнес-центра, где бодаются чиновник с предпринимателем. По пути наняли экскурсовода.

— Посмотрите направо, товарищи! Перед Вами скульптура, символизирующая теплые отношения бизнесмена и чиновника. Порою один из них забывает старую русскую пословицу, что время — деньги!

На территории бизнес-центра нас ждал сюрприз. Оказывается, для гостей города здесь разбит литературный сквер, в котором можно познакомиться со всеми великими писателями, жившими в Орле. Так вот приехали бизнесмены и окультурились.

Здесь можно поговорить о поэзии с Иваном Буниным или обсудить новое стихотворение с Афанасием Фетом.

Поспорить о политике с Леонидом Андреевым или смыться с И. Тургеневым на охоту.

А лучше принять приглашение Николая Лескова и поехать к нему в гости на чай.

На обратном пути уговорили стражу сфотографироваться с грозным орлом и отправились в гости.

Адрес: Кромское шоссе, 4.

Дом-музей Н. Лескова в данный момент находился на реконструкции, а экспозиция временно перенесена в дом-музей Т. Н. Грановского. Значит убьем двух зайцев, решили мы, и узнаем, кто же такой Грановский.

Дом-музей находился в шаговой доступности. 10 минут и мы уже у цели.

Адрес: г. Орёл, ул. 7 Ноября, 24.

О Тимофее Николаевиче Грановском мы слышали впервые, хотя в свое время он считался лучшим оратором ХlХ-го века. Экскурсовод с таким энтузиазмом, любовью и трепетом знакомила нас с жизнью и трудами профессора истории, что невольно начинаешь уважать и восхищаться этим человеком.

Перечислять достоинства и регалии Т. Н. Грановского не буду, а остановлюсь лишь на одном эпизоде из его детства, который нам запомнился. Мальчик очень любил читать, но родители не могли позволить себе большую библиотеку. Делиться книгами в те времена было не принято, поэтому матушка подкупала слуг у дальних богатых родственников, чтобы те приносили книги, и мальчик мог наслаждаться чтением.

Сделав шаг в другую комнату, мы попали в иную атмосферу, в мир творчества Николая Лескова.

Хочу заострить Ваше внимание лишь на трех фактах:

1. У Николая Лескова не было высшего образования, хотя он учился всю жизнь.

2. Первой его публикацией была статья об экономике.

3. Первым местом работы будущего писателя стала уголовная палата, где служил отец. Именно там, при переписке уголовных дел, рождались герои будущих его произведений.

А еще он был вегетарианцем и любил живопись.

Как ни душевно было в музее, но пора и честь знать. Прогулялись немного по парку «Дворянское гнездо».

А после отправились на Злынский конезавод, который располагался в Болховском районе Орловской области в 65 км от города.

Во всех источниках написано, что на экскурсию нужно записываться, а мы, как всегда, ехали наобум. И в этот раз нам повезло. Нас, конечно, поругали, но экскурсию организовали, правда, пришлось полчасика подождать. Зато была возможность полюбоваться на особняк Телегиных.

Конный завод был основан в начале ХХ века обедневшим дворянином и статским советником В. Н. Телегиным. Еще при его жизни конезавод стал самым крупным и известнейшим в Орловской губернии.

На сегодняшний день, пережив и взлеты и падения, завод снова процветает.

Конюх-экскурсовод Андрей нам все рассказал о жизни завода, его обитателях и своей собственной жизни в том числе. За пару часов мы погуляли по территории, зашли в конюшни. Покормили лошадок яблоками.

Посмотрели, как запрягают коня Серафима. В такую жару, в +35º, кататься верхом не вариант, ни кони ни мы бы не выдержали этой прогулки. А проехаться на двуколке отличная идея!

Конечной точкой этого дня был город Козельск, и у хана Батыя тоже. Именно после разгрома этого города монголы ушли обратно в степи, а мы повернули в сторону дома.

Навигатор привел нас в заповедник «Козельские засеки» в районе 18-ти часов.

«…Часть татарских войск задержалась у крепости Козельска, обычно бойкого и шумного сторожевого поста урусутов на границе половецкой степи…»

В. Ян

Мы вышли из машины: ни монголов, ни урусутов, ни одной живой души. Покружились, постучались в закрытые двери и ушли несолоно хлебавши…

Весь город проскочили за 3 минуты, остановились у кафе, а оно работает до 18-ти часов.

У монголов «…Осада Козельска затянулась. Жители, вооруженные короткими мечами, отчаянно дрались, делали ночные вылазки, убивали отдыхавших татар и смело сбрасывали тех, кто пытался взобраться на крепостные стены…»

В. Ян

А мы этот город взяли без боя, только никак не могли понять, что же нам здесь делать. Все уже закрыто.

На выезде нашли открытое кафе и за вкусным обедом решили, что задерживаться здесь не будем, а устроим себе невеликое стояние на Угре. На сытый желудок даже дочь согласилась еще на один марш-бросок на сегодня.

Уже в районе 21 часа за д. Дворцы нашли место для ночевки.

Установка лагеря, походный ужин не отняли много времени. Расположившись удобно в креслах, в облаке средства от комаров мы созерцали красоту вечернего заката и слушали тишину...

«…Оторочены облака бледно-розовой кисеёй

От далека, до далека небо дышит сырой землей…»

К. Кинчев «Алиса»

В этот день мы познакомились с Т. Н. Грановским, побывали в гостях у литературной элиты города Орла, покатались на лошадках, не нашли засеки, добрались до самой западной точки путешествия и наконец-то повернули в сторону дома. Проехали 2240 км, из них 360 км за этот день.

День восьмой

Планы на день: с. Дворцы (Музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре») Таруса (Дом-музей Цветаевых в Тарусе, Дом-музей Паустовского) — Усадьба «Поленова» — Тула (Тульский кремль, Тульский государственный музей оружия, Музей «Тульские самовары», Музей «Тульский пряник», Памятник «Тульский пряник», Тульский Музей «Мото-Авто-Арт», Историко-мемориальный музей Демидовых) — Новомосковск (Исток Дона).

Утро, кофе и жизнь удалась!

Только в этот момент заметили, что наша плитка соответствует теме путешествия.

Угра оказалась очень мелкая, но достаточно быстрая. Рыбак, бродивший в округе, подсказал, где поглубже и можно искупаться.

С самого утра пятницы потянулись машины к берегу и поляны начали заполняться отдыхающими. А мы сворачивали лагерь и отправлялись дальше.

В первые дни путешествия мы побывали в местах, где началось татаро-монгольское иго. А в этот день мы ночевали в местах, где все закончилось.

Обязательным местом для посещения для нас был музей-диорама «Великое Стояние на Угре», расположенный на территории Владимирского скита.

Адрес: Калужская область, Дзержинский район, с. Дворцы, Владимирский скит Калужской Свято-Тихоновой пустыни.

Стоимость билетов:

· 500 руб. за одного человека;

· 200 руб. для студентов.

Каждый час начинается новая экскурсия с 9:00 до 17:30.

Мы подъехали к 10-ти часам, купили билеты и в этот час были одни. Поэтому экскурсию провели только для нас.

В этом уникальном музее рассказывается о победе русской армии под командованием великого князя Иоанна III над войсками ордынского хана Ахмата, о конце татаро-монгольского ига, тяготевшего над Русью 243 года, о рождении в XV веке Московской Руси.

В начале экскурсии у нас спросили: «Желаем ли мы зайти в храм?» Хотя наш внешний вид немного не соответствовал, нам разрешили войти и полюбоваться росписью церкви в русском стиле.

Я для себя поняла, что этот стиль мне ближе, чем византийский, в котором преобладает золото и помпезность.

Сама диорама произвела на нас глубокое впечатление. Экспозиции тронула до глубины души, до мурашек, до слез!

Не буду углубляться в исторические события того времени, но одним фактом очень хочу с вами поделиться. Как известно, кольчугу могли себе позволить не многие. Это было дорогое удовольствие.

Поэтому воины носили тегиляй — это прототип будущей фуфайки для солдат. Делали следующим образом: кафтан набивали конским волосом или соломой, простегивали, вымачивали в соли. После чего кафтан становился прочным, как сталь. Конечно, от меча тегиляй не спасал, а от стрел порой защищал.

В этот жаркий, мирный день оружие нам было ни к чему. Тем более, следующая остановка нас ждала в Тульской области, в усадьбе художника В. Д. Поленова.

Но, к сожалению, дом-музей Поленова нас не ждал. Сначала навигатор привел нас по юридическому адресу, где расположена художественная школа. Нашли усадьбу, а ближайшая экскурсия через 1,5 часа. Возник вопрос, что делать эти 1,5 часа? Пошли гулять по парку.

Жара +40º, лавочек нет, мусорок нет, все тропинки ведут к Оке, а мы без купальных принадлежностей. Мы же в музей приехали, люди же как раз едут сюда на пляж. Вот и Ока, в которую был влюблен Поленов!

Заметили, что в одном из зданий проходит небольшая экскурсия каждые 30 минут. Решили посетить хотя бы ее. Пожарились на солнце, потоптались у здания, но все-таки попали в сказку.

Мы вместе с Василием Поленовым совершили путешествие вокруг света. Были восхищены идеей и как дети удивлялись и радовались увиденному.

День сменял ночь, проносились города и страны, зима и лето. Чудо какое-то!

Но девушка-экскурсовод нас добила. Она как на автомате оттараторила свой текст. Вопросы есть? Вопросов нет! До свидания.

Насколько гениальна была воплощённая идея художника, настолько уродливо и бездушно нам о ней рассказали.

Напоследок полюбовались усадьбой.

Адрес: Тульская обл., Заокский р-н., п/о Страхово.

И отправились в Тулу, что в 60 км от имения Поленова.

Подъехав к тульскому кремлю, мы наткнулись на музей самовара. Побывать в Туле и не взглянуть на тульский самовар, грешно. Значит, заходим.

Экспозиция нам приглянулась, очень кстати были интерактивные панно, которые нас познакомили с историей создания самовара, его частями и т. д. и т. п.

Мы узнали, где у самовара шейка, ручки, тулово и… И ветка.

Именно в этом музее мне хочется вернуться к вопросу: что же такое бульотка? И чем она отличается от самовара?

По большому счету бульотка — это сосуд для кипятка для сервировки чайного столика, в котором можно поддерживать температуру, а вскипятить воду, как в самоваре, нельзя. В этом и разница.

В музее мы отметили возможность познакомиться с картинами различных художников, на которых главным героем является, конечно же, самовар.

Смогли посетить знаменитую кондитерскую Петра Козлова и узнать его трагическую судьбу.

Заглянули на выставку картин Тульского художника А. Б. Немцова. Глядя на картину, вспомнили, что бывает погода не только +40º.

Адрес: г. Тула, ул. Менделеевская, 8.

Далее наш путь лежал в Тульский кремль.

На территории кремля для посещения был выбран Военно-исторический музей.

Адрес: г. Тула, Менделеевская ул., 12В, Ту.
Время работы:
Понедельник — четверг, воскресенье: 10:00 — 18:00.
Пятница, суббота: 10:00 — 20:00.

Музей состоял из нескольких залов, каждый из которых был посвящен отдельной теме. Мы погрузились в историю: от походов татар до войны в Афганистане.

Увидели вживую гуляй город.

Где русичи оборонялись от татарского отряда, как ураган налетевшего на обоз.

А вот и тегиляй, о котором я уже упоминала…

Хочу отметить, что в музее уместно переплетены интерактивные технологии с привычными экспонатами. А в конце каждого зала ты можешь проверить свои знания, ответив на несколько вопросов по выставке.

Отвечая на вопросы, мы повторили как же делались засеки, узнали, зачем раскидывают чеснок перед конным отрядом неприятеля и удивились, что последний участник Крымской войны умер в 2004 году.

Залы, посвященные Великой Отечественной войне, никого не оставят равнодушными.

А экспозиция «Письма с фронта» растопит любые сердца.

«— Мама, здравствуй! Ты не волнуйся.
Я живой — и даже не мёрзну…
Дали нам вчера полушубки,
а к обеду — горячей похлёбки...

Мы от фронта уже недалече.
Слышал грохот, а ночью звёзды
от ракет — то плевки батареи.
Мама, знаешь… я уже взрослый…

Ой, простите. Зовут. Пора мне.
Допишу тебе завтра, ладно?..
Говорила сама: «упрямый».
Я упрямый — и буду храбрым…»

Е. Киризий

Вышла я из этого зала навзрыд рыдая, чтобы немного успокоиться и прийти в чувства, пришлось нарезать пару кругов по территории кремля. Какое счастье, что мы живем в мирное время!

Немного успокоившись, решили, что на сегодня с музеями достаточно, да и голод давал о себе знать. Пошли искать кафе. Не все кафе пережили пандемию, даже в центре Тулы.

Но голодными мы не остались.

Утомились от ярких эмоций за день. Еле добрели до Новомосковска, где нас ждали друзья, застолье и душевные посиделки до зари.

На конец дня наш путь составил 2837 км, из них 337 км за этот день. Устали от ярких душевных переживаний. Семья запросилась домой, а у меня еще 7 платьев осталось! И самое главное, наконец-то встретились с родными людьми!

День девятый

Планы на день: Новомосковск (Ясная поляна, Музейно-вокзальный комплекс Козлова Засека) (Богородицк, Богородицкий дворец-музей и парк, Араповский пещерный монастырь, Куликово поле) — Рязань (прогулка по городу: Рязанский кремль, пешеходная улица, Памятник Есенину в Рязани, Памятник Евпатию Коловрату, Аквапарк).

В этот солнечный субботний день мы путешествовали не одни, а с друзьями. За завтраком выбрали места, которые были бы интересны всей компании. Мы решили посетить дворец в Богородицке и музей «Куликово поле».

Планов на день запланировали много, путь не близкий — по матрешкам!

Прощай гостеприимный Новомосковск и здравствуй Богородицк.

Дворец, который мы выбрали, был построен для Алексея Бобровского, внебрачного сына Екатерины II и графа Орлова.

Хотя на первый взгляд усадьба лишена пышного декора, но, приглядевшись, понимаешь, она безупречна, как вкус императрицы. Дворец имеет легкий и торжественный вид. Недаром Лев Толстой выбрал для проживания Вронского из знаменитого романа «Анна Каренина» именно этот дворец.

Музей-дворец был закрыт на реконструкцию, поэтому выбрали те залы, которые были открыты для туристов.

Сейчас в здании размещены исторические экспозиции, выставки местных художников и даже есть зал для бракосочетаний.

Выставочные залы на нас не произвели впечатление, а вот парк понравился больше, хотя в данный момент он находится не в лучшей форме…

Однако, во времена А. Т. Болотова, который по указу Екатерины управлял имением порядка двадцати лет, Богородицкий парк представлял собой настоящее чудо. Он являлся одним из первых диковинных пейзажных парков в нашей стране.

Прогуляться в тени деревьев-великанов в знойный, жаркий день очень приятно. Мы побродили по тропинкам парка, неуклонно приближаясь к парковке, обсуждая увиденное и услышанное.

Рассевшись по машинам, устроили марш-бросок длинною в 60 км до Куликова поля. На парковке еще были свободные места.

Музейный комплекс предлагает бесконечное множество вариантов для посещения от 2-х часов до 3-х дней, есть даже варианты велосипедных и конных экскурсий.

А мы, по старинке, купили билеты и пошли гулять. Первым делом поднялись на смотровую площадку, с которой можно оценить и представить весь масштаб сражения.

Полки налево! Полки направо!

Услышав колокольный звон, который возвещал об окончании боя, отправились в сам музей.

Восхищению от увиденного не было предела. Это самый грандиозный музей, в котором мы были. Именно после посещения таких мест любой ребенок полюбит историю, а взрослый захочет еще что-нибудь почитать на эту тему.

Здесь будет интересно любому. Хотите, можно посидеть в кресле и послушать «сказания о Куликовом поле» или насладиться потрясающими картинами и диорамой.

Можно пройти квест или побывать в гуще схватки. В музее есть такой зал, в котором экраны расположены по кругу, а ты находишься прямо в центре событий. Очень жуткие ощущения, когда на тебя летят два войска и начинается бой. Кругом лязг мечей, крики, стоны. У меня было одно желание — упасть на пол, закрыв уши руками и постараться выжить, а Санечка невольно искал оружие, любое — меч, топор, палку наконец… Очень яркие эмоции!

Вы можете познакомиться со всеми историческими событиями, происходившими за время монголо-татарского ига, изучить быт и традиции того времени, сравнить вооружение русского войска и татар и многое, многое другое…

Словом, в этом музее можно зависнуть на неделю. Теперь мы понимали, почему предлагают туристам трехдневные туры!

Даже если я буду перечислять все мне известные комплименты в восхитительной форме, они не смогут передать и доли всех эмоций, которые мы пережили! Этот музей мы безоговорочно рекомендуем всем для посещения!

Адрес: Тульская область, Куркинский район, деревня Ивановка.

Пообедав в кафе музейного комплекса, мы заехали на Красный холм, на котором расположен старейший мемориал Куликова поля.

Считается, что здесь находилась ставка Мамая, и именно отсюда начали движение воины Орды.

От памятника-колонны Дмитрию Донскому прогулялись по живописной аллее к храму Сергея Радонежского.

Побывали на аллее Памяти, рассматривая памятные знаки городов и земель, воины которых участвовали в Куликовском сражении.

На этом наше совместное путешествие подходило к концу. Мы отправлялись в Рязань, а ребята возвращались домой. Обнявшись напоследок, оседлав своих коней, каждый покатил своею дорогой.

За 170 км, 3 часа пути до Рязани, мы повстречали столько интересных мест: Стрелецкие выселки, Пушкари, р. Жрака, Попадьино, р. Проня, Плахино, Беззлычное, Волдыревка… Только из названий при желании можно написать целую историю.

Ехали и гадали, где же мы будем жить в этот раз в гостинице или в квартире? Заехали в коммуналку (2 400 руб./сутки)!

Стоит отметить, что номер выглядел значительно лучше здания. Большая комната, общая кухня, душ и туалет. Говорят, что у нас была соседка, но мы ее так и не встретили.

Бросили вещи и пошли гулять по городу. А жизнь субботним вечером в городе била ключом! Море людей и все без масок. Кафе и рестораны переполнены. Весь народ высыпал на улицы, наслаждаясь вечерней прохладой, хорошей музыкой и вкусной едой.

Мы были без лошади, поэтому смело пошли гулять по улице Почтовая. Ребята отлично исполняли рок-баллады.

В конце пешеходной улицы нас встречал народный рязанский герой Евпатий Коловрат, который погиб, вступив в неравную схватку с войском Батыя.

Блуждая по темным улицам, мы оказались возле Рязанского кремля, который уже спал.

Да и нам давно было пора на боковую.

За этот день мы проехали 253 км. Побывали в удивительном музее «Куликово поле», познакомились с Рязанью и провели весь день в кругу родных людей. День прожит не зря!

День десятый

Планы на день: Рязанская область — с. Константиново, (родина Есенина) — с. Деулино (Творческая мастерская Трубиных) — г. Спасск-Рязанский (Старая Рязань) — с. Тырново (Танцующий лес) — Кирицы (Усадьба фон Дервиза в Кирицах, «Чертов мост») — Старожиловский конный завод — Рязань.

Максим Горький как-то сказал: «День — это маленькая жизнь, и прожить ее надо так, будто ты должен умереть сейчас, а тебе неожиданно подарили еще сутки». Я с полной уверенностью могу сказать, что десятый день нашего путешествия получился самым ярким, разнообразным и запоминающимся. Это день мы точно прожили по-горьковски!

Воскресный день мы посвятили Рязанской области. Село Константиново было обязательным местом для посещения. Побывать на Рязанщине и не посетить Родину великого поэта, грешно. 40 минут и мы в Государственном музее-заповеднике С. А. Есенина.

Адрес: Рязанская область, Рыбновский район, село Константиново (43 км к северо-западу от Рязани). Музейный комплекс открыт каждый день с 10:00 до 18:00, кассы до 17:00, выходной — понедельник.

Мы с удовольствием окунулись в жизнь и творчество поэта, а также его современников. Рукописи, афиши, старые фотографии, трепетное повествование экскурсовода уносило нас в те далекие времена.

Экспозиция, посвященная поэтам Серебряного века, нам тоже была близка.

Настя долго изучала все, что посвящено Маяковскому, мне же ближе Марина Цветаева и Блок. А Санечка в этом зале слушал наши рассказы о великих поэтах того времени.

Мы, конечно, заглянули в усадьбу последней константиновской помещицы Лидии Ивановны Кашиной. В гостях у Л. Кашиной Есенин бывал не раз и посвятил ей одно из своих стихотворений:

«Зелёная причёска,
Девическая грудь,

О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?..»

С 1995 года в здании размещается музей поэмы «Анна Снегина», в которой воплотились и образ «дома с мезонином» и образ его хозяйки.

Неподалеку от усадьбы, на берегу Оки, возвышается церковь Казанской иконы Божией Матери, где крестили поэта.

А напротив церкви в тени кудрявых берез спрятался родительский дом С. Есенина. Вот, где всегда жила его душа!

«Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.

Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся — далекая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая...»

С. Есенин

На обратном пути заглянули в Земскую школу, где учился поэт. В одном из классов сидел мужичок и что-то мастерил из глины. Пока мы рассматривали экспозицию, он нам поведал о школе, рассказал о рязанской свистульке и сыграл на только что слепленой игрушке.

Мы остались довольны музеем. Здесь мы провели порядка двух часов. Воодушевлённые и одухотворенные мы отправлялись в еще одно удивительное место Рязанской области — в творческую мастерскую Трубиных.

Из села Константиново наш путь лежал в деревню Деулино. Всего лишь 110 км и мы попали из реального мира в нереальный!

Если вы мечтаете побывать в фантастических местах, то вам именно сюда.

Даже трудно представить, что где-то в Мещерской глуши живет сказка. Правда, нужно сразу оговориться, это сказка для взрослых! С порога нас встречали…

Да кто нас только не встречал. И дружелюбные дамы, мечтающие сварить из нас суп.

И добродушные барышни, готовые с утреца бахнуть с тобой по рюмашке.

И драконы, и какие-то неведанные существа и…

И живые люди!

В усадьбе нам навстречу вышел благородный старец с двумя посохами — властный и бескомпромиссный Юрий Александрович Трубин. Саша оплатил билеты и не на шутку зацепился языком с главой поместья на вечные темы, бередящие души человечества.

А мы с Настей восторженно наблюдали удивительные эпизоды из жизни местных жителей. Здесь старушки рубились в карты,

ожидая, когда приготовится на костерке восхитительная рыба.

А здесь плешивый мужичонка, удобно разместившись в кузовке, болтал с конем.

Мимо нас держал свой путь странник, волоча за собой все, даже свою малую Родину.

Мы наблюдали как среди дремучих лесов нашел свою гавань корабль викингов!

Из всего многообразия диковинных вещей самым необыкновенным было то, как гармонично и умело мастера вписывали старинные вещи в свои инсталляции. Больше всего нас поразил шлем воина! Такая вещь украсит любой музей!

Бродить по территории можно было бесконечно, никто нас не ограничивал во времени и пространстве. Напоследок заглянули в мастерскую художников и отправились дальше.

Хочу отметить, что на данный момент ни в усадьбе, ни в деревне нет кафе, ресторанов, ни каких-либо иных мест питания. Диулино — это тупиковая маленькая деревушка с одним магазинчиком. Зато есть возможность устроить пикник на берегу реки Пра.

Ну а мы набрали воды в колонке, купили кое-каких продуктов на перекус и рванули в Старую Рязань.

1,5 часа пути, один понтонный мост и мы на месте, где когда-то процветал стольный град Рязанского княжества.

«Татары через своих гонцов обещали: «Сдавайтесь на полную нашу волю, и мы тогда вас не тронем! Мы оставим вам все ваши табуны и стада!» Кто им поверил и поклонился в ноги хану Батыю, тот был ободран в тот же день, как баран…

…Эй, рязанские друзья, готовьтесь к смертному бою! Не верьте татарским уговорам!»

В. Ян

И стоял город насмерть. И нет теперь ничего, только память о героических подвигах рязанцев разносится ветрами по земле Русской.

«Штурм окончен. Пожар угасал. Рязань, за ночь засыпанная снегом, вся в обугленных развалинах, лежала, как страшно изуродованная покойница под парчовым серебристым покровом…»

Для того, чтобы понимать, что такое Старая Рязань, представьте себе поля размером примерно 60 га, обрамленные земляными валами и порядочно заросшие травой и кустарником. На полях то тут то там виднеются руины древних соборов, таблички да белокаменный крест. А у подножья крутого берега открывается вид на слияние рек Оки и Серебрянки.

Надышавшись историей, мы вернулись к машине, где мирно спала дочь.

Еще часок по пляшущей дороге и мы добрались до деревни Тырново, в окрестностях которой затерялся «танцующий лес». Где-то там в лесах Рязанщины нас ждало чудо!

Но с первой попытки нам не повезло. Навигатор привел нас в лес, но он ничем не отличался от обычного леса. Мы вышли из машины побродили в округе, но ничего необычного не обнаружили.

Саша заметил, что навигатор предлагал два пути через разные деревни. Да и место в разных источниках по-разному называлось «Танцующий лес», «Пляшущий лес», «Пьяный лес». Я была готова сдаться, но муж был непреклонен и чудо произошло!

Кто напоил лес и в каком танце закружились могучие сосны доселе неведомо. Но зрелище потрясающее!!!

Мы благодарны судьбе, что она привела нас в это волшебное место. Сто процентов не зря мы стремились его найти!

День подходил к концу, пора возвращаться в Рязань.

По пути заглянули полюбоваться на усадьбу фон Дервиза в Кирицах. Сейчас там находится санаторий и на территорию не пускают уже лет пять, но увидеть издалека дворец нам удалось.

По дороге в Козельск мы видели в небе воздушный шар, а в этот день все небо было усеяно парашютистами! ВДВ рулит!

Бросив машину у гостиницы, мы отправились ужинать в одно из кафе на пешеходной улице. За ужином всей семьей мы попытались вспомнить все события и места нашего десятидневного путешествия по дням. Вспомнили не все!

Вокруг Рязани мы намотали 450 км, но это того стоило!!!

День одиннадцатый

Планы на день: Рязань (Галерея пряников в Рязани, Музей истории Рязанского леденца) — Зарайск (Зарайский кремль) — Коломна (Коломенский кремль, Музей «Калачная», Музейная фабрика коломенской пастилы, Музей-лавка «Торговля мылом Г. И. Суранова», Музей «Кузнечная слобода», Музей «Дом самовара», Музей «Тайны коломенской медовуши», Музей изначалья «Сие деньги коломьски», Частная галерея «Музей любимой игрушки», Музей льна и быта русской женщины) — д. Цыбино.

Как круто, когда можно себе позволить поспать подольше. В этот день мы никуда не спешили, т. к. музеи-мастерские открывались в 10 часов.

Наутро были запланированы вкусные места. Вначале заехали отведать рязанских пряников.

Мастер-класс и полноценная экскурсия начинались только в 14 часов.

Мы поглазели на сладкие экспонаты, накупили презентов, прихватили гармошку и отправились дальше.

Адрес: Рязань, ул. Свободы, 4.

Затем заглянули в лавку рязанского леденца, а там как раз начиналась экскурсия. Значит, есть повод задержаться!

Мы были приятно удивлены и экспозицией, посвященной появлению сахарных заводов на Руси, и историей появления леденца-петушка, и очаровательным экскурсоводом.

Мы узнали, как появляется на свет сахарная голова.

Выяснили как в XIX веке выглядела соковыжималка.

Впервые увидели свеклу, из которой производят сахар. Отдали в работники дочь.

И с удивлением для себя увидели тот самый чеснок, который разбрасывали перед конными отрядами.

Удивительно, что противоконное заграждение — железный чеснок использовался ещё в 331 году до н. э. персами в битве при Гавгамелах между двумя великими царями и полководцами — Дарием III и Александром Македонским.

Но что-то я отвлеклась от сладких тем. Следует отметить, что во время экскурсии мы распробовали вкус тростникового сахара и сахара из свеклы. Нас угостили компотом из местных яблок и знаменитыми леденцами. При желании мы могли остаться на мастер-класс по изготовлению знаменитых петушков. Но мы пошли другим путем — купили в лавке готовые изделия.

Адрес: Рязань, ул. Соборная 14/2.

В часе езды на нашем пути находился Зарайский кремль, расположенный на берегу реки Осетр. Заглянули прогуляться по территории.

Это самый маленький по площади (2,3 гектара) из всех русских кремлей, дошедших до нашего времени, и единственный полностью сохранившийся кремль в Подмосковье.

У современного памятника на месте могил семьи Федора Рязанского мы снова перенеслись во времена монголо-татарского нашествия и столкнулись с варварством Бату-хана.

Историческая справка: «В 1237 году Рязанский князь Юрий Ингваревич, видя бессмысленность сопротивления, послал в орду сына Федора, чтобы умилостивить захватчика богатыми подарками. Однако, это не помогло. Федор был казнен Батыем за отказ отправить к нему в наложницы «на ложе» свою супругу Евпраксию.

Узнав о гибели мужа и об угрозе чести, гордая княгиня взяла младенца Иоанна на руки и бросилась из окна высокого терема.

В летописи употреблено старославянское слово «заразися», что в переводе означает «разбилась насмерть». Это слово, по одной из версий, и дало имя городу Зарайску, где трагически скончалась княгиня и ее малолетний сын.

Впоследствии тело Федора Юрьевича было перевезено в Зарайск и погребено рядом с супругой и сыном возле Никольского собора. Федор, Евпраксия и сын их Иоанн почитаются Русской Православной Церковью как святые благоверные князья, Зарайские мученики.»

Прогулявшись по кремлю Зарайскому, отправились в кремль Коломенский.

Прогулка по крепости с богатой историей и многообразием предложений нас привела в полный восторг. Единственным минусом была температура +40º.

Внутри кремля можно увидеть множество храмов разных времен постройки.

Можно наткнуться на дом с мезонином, в котором часто бывал известный русский писатель А.. Куприн. Поэтому в охотничьих рассказах и в автобиографическом романе «Юнкера» вы можете заметить коломенские мотивы.

Можно посетить множество небольших музейчиков: музей Калача, музей Мыла, музей Пастилы.

А мы решили заглянуть в музей Коломенской медовухи!

В связи с пандемией музей работал по предварительной записи. Мы попытались записаться, но не один из указанных телефонов нам не ответил. Перезвонили нам только через два дня. Вот такой сервис!

Расстроенные, решили заесть свое горе, но в Московской области в кафе пускали не всех, а прививок на тот момент у нас не было. Нашли кафе с открытой верандой, на которой нам удалось перекусить.

Еще часок в дороге и мы в конечной точке этого дня. А там нас ждали друзья!

За этот день было пройдено 210 км. Мы побывали в «сладких» музеях. Отведали пряников, леденцов, пастилы. Повстречались с друзьями, встречу с которыми ждали 4 года. И выяснили, что в Рязани забыли вещи…

День двенадцатый

Планы на день: Цыбино — Музей-усадьба Кусково, или музей-заповедник «Царицыно», Москва (73 км) — Красная площадь, Третьяковская галерея, парк Зарядье, В Государственном историческом музее открылась выставка придворного костюма середины 19 века, Музей Булгакова в Москве (Нехорошая квартира Булгакова), Дом Бурганова, Дом Высоцкого на Таганке, — Цыбино.

Двенадцатый день пути получился самым непредсказуемым. В планы этого дня вмешались две вещи: пандемия и моя рассеянность.

Москвичи в один голос твердили нам, что в Москве делать нечего. Кругом проверяют QR-коды, а мы без прививок.

Припомнив слова князей Русских: «Коломна — передовой порог Дикого поля. А Москва так себе, перекресточек промеж четырех речонок. Татары, пожалуй, и смотреть-то на Москву не станут…»
В. Ян

Взвесив все за и против, и мы решили, что и нам пока в Москве делать нечего. И наши планы превратились в одну строчку:

ЦыбиноРязань — Жуковский — Цыбино.

Проснувшись пораньше, мы рванули обратно в Рязань забирать забытые вещи, намотав лишних 300 км к маршруту.

А на обратном пути нас ждали ребята в Жуковском.

Подъезжая к городу, мы видели в небе вертолет, который тушил пожар. За этот день нас небо еще не раз удивляло! Наверное, потому, что мы заехали в легендарный город, в котором абсолютно всё дышало авиацией!

Мы прогулялись по центральной аллее города, болтая с парнями и вспоминая великих конструкторов.

Город Жуковский в это время активно готовился к международному салону «МАКС», который должен был открыться через несколько дней. Нам повезло, можно сказать, что мы заранее побывали на выставке, наблюдая как в небе истребители отрабатывают невероятные пируэты. Зрелище потрясающее!!!

Конечно же, отдали дань великому ученому.

«Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы... Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума.»

Н. Е. Жуковский

Прощаясь с городом и парнями, хочу сказать ребятам большое спасибо, что смогли найти время на нас, несмотря на занятость, рабочее время и сумасшедший ритм жизни.

А мы вернулись на дачу в Подмосковье, где нас ждала банька, шашлычок и душевные разговоры в кругу близких людей.

«Бату-хан указал плетью на черные трубы:

— Что делают эти безумцы?

— Эти домики называются «мыльни», — объяснил толмач. — Там люди бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом, затем окунаются в проруби на реке. Это очень полезно. Оттого урусуты такие сильные.

Бату-хан важно заметил:

— Кто смывает с себя грязь, тот смывает свое счастье!»

В. Ян

За этот день проехали 350 км, вернули пропажу, лицезрели виртуозность пилотов истребителей, повидались с друзьями и очень надеюсь, что не смыли свое счастье!

День тринадцатый

Планы на день: Цыбино — Покров (Покровская Свято-Введенская островная пустынь (Свято-Введенский островной монастырь), Музей шоколада в Покрове, Памятник шоколадной фее, Краеведческий музей) Владимир (прогулка по городу: Памятник Андрею Рублеву, Дмитриевский собор, Исторический музей, Памятник Александру Невскому, Музей ложки, Музей кукол, Смотровые площадки, Золотые ворота, Козлов вал, Патриарший сад, Водонапорная башня и экспозиция «Старый Владимир», Музей хрусталя лаковой миниатюры и вышивки) — Суздаль (прогулка по городу: Музей живой истории «Щурово городище», суздальский кремль, Вал Суздальского кремля, Музей деревянного зодчества, Гостиный двор, Спасо-Евфимиев монастырь).

Как ни хорошо в гостях, но пора и честь знать. И так задержались в Подмосковье на целых два дня! Следует признаться, что на тот момент даже у меня начало сосать под ложечкой от невыносимого желания вернуться домой. А значит, пора в дорогу!

Спасибо, друзья, за гостеприимство! Ждем в гости в наших краях! У нас тоже есть, что посмотреть на Урале!

А мы отправились дальше и первым городом был Покров, который находился как раз на полпути от Москвы до Владимира.

В этом городе мы заглянули в музей шоколада, экспозиция которого располагалась в краеведческом музее. Стоит отметить, что краеведческий музей нас впечатлил больше.

На небольшой территории можно увидеть, что представляла из себя Почтовая станция. В свое время именно в Покрове располагался большой ямской стан. При желании можно отдохнуть в доме станционного смотрителя.

Или заглянуть в подвал, где содержались каторжники.

В цепях от Москвы до Покрова осужденные шли аж целый месяц по бесконечно печальной сибирской дороге, утопающей в грязи и облаках. Вот так ее изобразил Левитан.

В музее можно посетить номера постоялого двора или испить чаю в гостиной под граммофонную пластинку.

Мы узнали историю города, интересные истории удивительных людей, жизнь которых связана с Покровом. Рассказывать обо всем не буду. Остановлюсь только на двух фактах.

Вы знаете, почему георгиевские ленточки порой называют эфесски? А секрет прост. Единственная мастерская, где делали ленточки для Георгиевских крестов, называлась вышивальной мастерской мадам Эфес. И находилась она в Покрове.

А вторая история о самом быстром ямщике России Василии Чебурове.

В 1815 году после наполеоновских войн на Венском конгрессе решался вопрос о разделении мира. Англичанам и французам было по… до интересов России. Императору Александру l нужно было срочно доставить фельдъегеря с поручением, касающимся интересов страны. Начали искать самого быстрого ямщика. Им оказался житель Покрова Василий Чебуров.

Когда ямщик предстал перед императором, у него спросили, сможет ли он довезти офицера с поручением до Вены за 48 часов. В. Чебуров ответил: «Я-то довезу, но не ручаюсь, будет ли жива в нем душа».

Офицер был доставлен в два раза быстрее и интересы России были учтены. А ямщик получил за труды 20 тысяч серебром.

В. Чебуров мог лечь на печь и покуривать табачок.

Но он пошел другим путем. Купил себе купеческий титул и лошадей около 400 штук. Его ямщицкие станции были по всей стране в почете.

А дом знаменитого ямщика стоит и поныне. Сейчас в нем располагается пекарня.

В нее мы тоже заглянули. Покровские пряники и медовуха очень даже ничего! Наша коллекция пряников была пополнена и этими сладостями.

Через 80 км нас ждал город Владимир.

От исторических музеев уже голова шла кругом. Поэтому выбрали для посещения музей Кукол. Но, как ни странно, он был закрыт. И в день рабочий пришли и в час урочный...

Ну нет, так нет. Значит, пришло время перекусить. Гулять на сытый желудок всегда приятнее. Сказано — сделано. Поели, можно и погулять!

Шагая в сторону Золотых ворот 1164 года постройки, мы любовались городом, разглядывая достопримечательности, которые попадались на пути.

Подошли к Дмитриевскому собору, великолепие которого сложно передать словами. Недаром он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Заглянули вовнутрь, в зале неспешно шла экскурсия. Если хочется вдохнуть прохладного одухотворенного воздуха, пропитанного историей девяти веков, то обязательно стоит зайти.

А если вы хотите насладиться архитектурой древнерусского зодчества, то лучше любоваться снаружи здания. Ученые до сих пор гадают о смысле орнаментов на соборе. Может быть вам удастся понять их суть или хотя бы оценить красоту творения рук человеческих.

На пути на Соборной площади остановились у памятника Андрею Рублеву.

Он много работал во Владимире. Самое большое количество фресок кисти мастера, сохранившихся до наших дней расположено в Успенском соборе.

Конечно же, мы вскарабкались на земляные валы XII века, которые окружали город Владимир и не раз спасали столицу Владимирского княжества от вражеских нападений, но перед ордой хана Батыя все-таки устоять не смогли.

Прошли мимо водонапорной башни, построенной в псевдоготическом стиле, внутри которой располагалась экспозиция «Старый Владимир».

Полюбовались маковками Успенского собора со смотровой площадки Георгиевской улицы.

Где-то там, в зелени кустарника затерялась речка Клязьма. А мы свернули на пешеходную улицу мимо местных художников в обратную сторону.

По пути помогли пожарному.

Настя поучаствовала в спецоперации по поимке воришки-карманника, который помогал зазевавшимся туристам расстаться побыстрее с деньжатами.

Побывали на пленэре с местными художниками.

Встретили аптекаря, рекламирующего микстуру от всех болезней.

Мы решили пойти другим путем, надыбать молодильных яблочек и к черту микстуры.

Отдали дань князю Владимиру и святителю Федору.

И отправились на ночлег в Суздаль.

«Большой отряд татар направился к Суздалю. Город защищался два дня.

На третий — татары ворвались в Суздаль, разграбили его, подожгли княжий двор и Дмитриевский монастырь, перебили жителей.

Татары безжалостно рубили всех: стариков, беспомощных старух, калек, слепых и, вопреки своему обыкновению щадить церковников, перебили в Суздале и попов, и монахов, и монахинь.»

В. Ян

В наше время народ в городе был. Мы решили остановиться в гостинице «Подворье» за 4,5 тысячи рублей в сутки с завтраком.

При заезде нам сообщили, что именно сегодня пришло распоряжение, что заселять народ можно только при наличии QR-кодов. Но все-таки нас приютили. Поужинав в номере, мы отправились на вечернюю прогулку.

Нам показалось, что город в какой-то момент заснул и замер где-то в XIX веке. Маленький, уездный город, утопающий в зелени и наводненный туристами.

На каждом шагу церкви, храмы, монастыри, кафе, рестораны, сувенирные лавки, исторические места и памятники архитектуры. И все это сплетено в один душевный витиеватый узор.

На конец дня наш путь составил 4 350 км, в этот день мы восхитились 3-мя городами. И на целых 250 км стали ближе к дому.

День четырнадцатый

Планы на день: Суздаль (Музей деревянного зодчества) — Юрьев-Польский (Историко-архитектурный и художественный музей (Юрьевский кремль), Георгиевский собор, Михайло-Архангельский монастырь, Торговые ряды) — Переславль-Залесский (Музей утюга, Музей хитрости и смекалки, Музей Александра Невского, Комплекс «Русский парк», Музей граммофонов и грампластинок, Музей чайников, Дом Берендея — Ростов (Ростовский кремль, Красная палата, Успенский собор, Звонница, Музей «Ростовская эмаль») — Ярославль (прогулка по городу: Ярославский кремль, «Стрелка», Резиденция Государыни Главной Масленицы).

Генри Форд как-то сказал: «Время не любит, когда его тратят впустую». Значит и мы, наполнив день содержанием, отправляемся тратить время наступившего дня с пользой.

Утром в Суздале мы решили посетить Музей деревянного зодчества, где Русский дух, где Русью пахнет!

Больше всего приглянулся дом зажиточного крестьянина. На первом этаже дома располагалась ткацкая светёлка, а на верхних этажах жила семья.

Глядя на этот дом, я тоже захотела быть женой зажиточного крестьянина. Один крытый двор чего стоит!

А как Вы думаете, что обозначают нарезки над входом в дом? И кто там спал за занавесками?

Не буду вас томить, расскажу сразу. Спали в этом месте либо дети, либо молодожёны. А количество палочек над входом означало сколько в семье детей. В этой семье их было 13! И сразу мое желание быть женой крестьянина отпало.

А такой колодец видели? Его называли колесный или ступальный. Такие колодцы устанавливали там, где вода находилась очень глубоко.

Представьте себе, пришел мужик, зашел в колесо и давай в нем крутиться, как белка. А тут и бабы сразу набежали свеженькой водицы набрать да языками почесать…

Вдали музея можно полюбоваться ветряными мельницами и даже изучить их устройство.

А при желании заглянуть в купеческий дом, оценить интерьер, и окунуться в их жизнь, нравы, привычки и увлечения.

Пока мы с мужем гуляли по купеческому дому, Настю припахали работать, нечего без дела сидеть. Хоть лапти плети, авось пригодится!

Сделал дело — гуляй смело! Можно и отдохнуть.

Но что-то мы задержались в музее. Слишком много еще планов на день. Следующая остановка в городе Юрьев-Польский, что в 60-ти километрах от Суздаля.

До этого маленького уездного города мы добрались к обеду. Оказалось, что в музеях тоже обеденный час. Мы прогулялись по территории Михайло-Архангельского монастыря, сохранившиеся постройки которого относятся к XVII-XVIII векам.

До открытия выставочных залов было минут 50, а посидеть и заняться негде и нечем. Значит, есть время посмотреть другие места.

Решили заглянуть в Георгиевский собор, который располагался неподалеку. Он последний среди белокаменных домонгольских храмов в Северо-Восточной Руси.

Адрес: Юрьев-Польский, ул. 1-го Мая, 1. Координаты: 56.49654, 39.67998.

Георгиевский собор снаружи покрыт резьбой, и очень напоминает Дмитриевский собор во Владимире. Сейчас можно только гадать, каких высот могло бы достичь белокаменное искусство Руси, если бы не было Батыева нашествия.

Изнутри храм тоже находится не в лучшем состоянии и требует реставрации.

Он пережил несколько разрушений, перестроений, войн и даже землетрясение, а может исчезнуть из-за забвения… Жаль!

Совсем рядом расположен один из самых красивых храмов Золотого Кольца — собор Троицы Живоначальной, который был построен в начале XX века.

В советское время собор был закрыт, его главы снесены, а интерьер разграблен. В настоящее время ведутся восстановительные работы, но до завершения им еще далеко, поэтому вовнутрь попасть невозможно, смогли только полюбоваться со стороны.

Прогулявшись мимо торговых рядов, мы вернулись к машине и покатили дальше.

Следующая остановка нас ждала в городе Переславль-Залесский, в котором мы решили заглянуть в Русский парк.

Адрес: Переславль-Залесский, ул. Московская, 158. Координаты: 56.71041, 38.80356.

Хорошенько подкрепившись в трактирчике, в меню которого предлагались царские блюда времен Александра 1, мы пошли гулять по парку.

Первым делом изучили флаги России.

После заглянули в музей и узнали, что изобрели русские первыми в мире. Гордостно осознавать, какой вклад мы внесли в развитие человечества и в серьёзных вещах, и в не очень…

Прогулялись по аллее русской росписи. Узнали, к удивлению для себя, что их великое множество, а не только гжель и хохлома…

Испили водицы колодезной, в жару оно самое то!

Заглянули в уральскую избу, где располагалась выставка народных инструментов.

А в Архангельской избе наткнулись на раек — телевизор 18-го века.

Глядишь в ящик, а там за двумя увеличительными стеклами картинки меняются, а раешник тебе сказку рассказывает да с шутками и прибаутками.

«А это город Париж!

Как туда приедешь — тотчас угоришь!

Наша именитая знать ездит туда денежки мотать:

Туда-то едет с полным золота мешком,

А оттуда возвращается без сапог пешком!»

Да-с… Ничего не изменилось за сто лет!

В диковинном тереме любовались костюмами высшего сословия XIX века.

Вот в таких платьях знать по Парижу и щеголяла.

В этом тереме можно не только изучить, какие модные шляпки носила раньше буржуазия, но и примерить наряды для фотосессии.

Санечка был категорически против переодеваться в костюмы, а для меня присмотрел другой вариант для забавы!

На обратном пути заглянули на аллею наличников, зашли на поляну русских сказок и прогулялись по тропинке шрифтов.

Там были представлены 24 образца букв и заставок из древних рукописей. Как-то так писали буквицы во времена Батыя…

Напоследок попросили матушку-печку угостить нас пирожками.

И отправились в следующий город.

Вначале, так как время поджимало, в Ростове мы заехали в магазин-музей Финифти.

Но оказалось, что экскурсовода уже нет (ушла домой, хотя до конца работы музея было еще 50 минут) и экскурсию нам никто проводить не будет. Ну и ладно. Мы поглазели на изделия в магазине. Восхитились увиденным и отправились в кремль.

Адрес: Ростов Великий, Кремль. Координаты: 57.18415, 39.41587.

На территории Кремля, за Успенским собором красуется звонница, на которую разрешают подняться за малую плату.

А с высоты ее открывается взору удивительный вид на купола храмов и берег озера Неро.

На ростовской звоннице живут колокола, возраст которых больше трехсот лет, а вес самого большого из них более 16 тонн.

Самая главная ценность ростовских колоколов не в их весе или древности, а в слаженности звучания — недаром колокольные звоны Ростовского Кремля даже продаются на компакт-дисках.

Бывают места, где чувствуешь себя как в раю, на душе светло и благостно. Хочется летать, сердце поет и чувствуешь себя счастливым! Вот это здесь!

Но счастье не может быть вечно, спустившись на землю, мы очутились в месте, которое узнает любой советский человек.

Кто из нас не помнит фильм Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»? Только Ю. Яковлева и стрельцов не хватает!

Да, да! Именно здесь и снимался тот знаменитый фильм!

Мы побродили по Ростовскому кремлю, отдохнули на лавочке среди фруктовых деревьев церковного сада и поковыляли к машине.

Конечной точкой этого дня был город Ярославль. Выбрали гостиницу в центре города «Достоевский» (2900+700 руб. доп. место, завтрак с меня).

После оплаты выяснилось, что в номере нет кондиционера, т. к. здание историческое, и окон тоже почти нет. А на улице +40º. Мы выпросили вентилятор и очень надеялись, что к ночи жара спадет…

Бросили вещи и пошли гулять по городу.

В Ярославле мы бывали не раз, поэтому хотелось прогуляться вдоль Волги и поужинать.

Гуляя по Стрелке, где Которосль впадает в матушку Волгу, где когда-то находился деревянный кремль, мы отметили, что в городе очень много людей бегает, катается на велосипедах, на роликах, на сапах и других прибомбасах. Очень круто!!!

Поужинали мы тоже отменно, но вот ночка была еще та! Жара в номере стояла невыносимая. Мне кажется, я отключалась только в те мгновенья, когда вентилятор поворачивал в мою сторону. Вообщем, капец! Для полного счастья мышей не хватало, как на Алтае.

За этот день мы проехали 275 км. Научились плести лапти, узнали, что смайлик придумали в России, испытали блаженство на звоннице в Ростове, побывали в городах с удивительными названиями Юрьев-Польский и Переславль-Залесский. Поужинали в ресторане с лучшим обслуживанием. И сняли худшую гостиницу за это путешествие!

День пятнадцатый

Планы на день: Ярославль (городской пляж) — Сумароковская лосинная ферма — Кострома (музей ювелирного искусства, Сусанинская площадь, «Терем снегурочки») — Галич (набережная, Городища, Оборонительные укрепления и рвы, Галичское озеро) — Шарья.

После бессонной ночи Настя заметила, что мы переночевали в комнате Раскольникова. Правда, его кормили, а нам пришлось завтрак готовить самим. Причем в номере не было даже стаканов, не говоря уже о графине и посуде.

С полной ответственностью за слова эту гостиницу рекомендовать никому бы не стала!

После завтрака очень хотелось сбежать из душной комнатушки, но в дорогу тоже сразу не хотелось. Поэтому решили поваляться на пляже на берегу Которосли.

Пляж вернул нас во времена СССР. Будки-раздевалки, отдыхающие на полотенчиках, волейбольная площадка, окурки в песке, голуби, доедающие чьи-то семечки, красота!!!

Повялились часок-другой на свежем воздухе и в дорогу. В этот день мы решили заехать на лосинную ферму.

Адрес: Костромская обл., Красносельский р-н, д. Сумароково.
Ежедневно с 10:00 до 15:00.

На экскурсию мы не записывались, группы собирались по мере прибытия народа. Экскурсия начиналась каждые 30 минут. Мы купили билеты и немножко подождали начала, любуясь животными.

В интернете об этом месте многие пишут, что можно покормить животных. Поэтому мы по дороге купили морковки, но перед экскурсией нас предупредили, что у лосей очень слабый желудок и кормить их своими продуктами категорически запрещается. Им можно только морковь, которую на ферме помыли, порезали и выдали на группу. Мы, конечно, с удовольствием поучаствовали в этом мероприятии.

Оказывается, у лосей нет передних зубов, поэтому укусить они не могут, а вот зацеловать — это пожалуйста!

Узнали интересный факт, что товарищ Н. С. Хрущев не только кукурузу везде садил, но и пытался решить проблему мяса в стране с помощью лосиных ферм. И эта идея ему не удалась. Данная ферма как раз наследие Никиты Сергеевича.

Экскурсовод очень легко, ярко и доступно поведал нам об этих животных. Особенно милой была встреча с малышами, жаль только, что их трогать нельзя. Но здоровье лосяшек важнее.

После экскурсии мы решили попробовать лосинного молока. Сообразили на троих!

Это самый необычный продукт за путешествие. На вкус нежирный, без запаха животного, с еле уловимым ароматом листвы. Очень своеобразно, но вкусно! А как полезно!!!

Будете в этих местах, обязательно заезжайте!

В 20-ти км от фермы расположен славный город Кострома. В этом городе после вкусного обеда мы решили заглянуть в ювелирный музей.

Адрес: Кострома, ул. Советская, 7.

С давних пор здесь работали очень искусные ювелирные мастера, чьи изделия охотно покупала не только местная знать, но и обитатели обеих столиц Империи.

Небольшой частный музей познакомил нас с историей ювелирного искусства в разрезе времени. Особенно нам приглянулись работы в «костромской» технике.

Недалеко от музея располагалась Сусанинская площадь, значит есть повод прогуляться. Чуть задержались у памятника Юрию Долгорукому, который в 1152 г. основал этот город.

Наткнулись на красавицу с золоченым лбом.

И вышли на площадь, красоте и размерам которой может позавидовать любой город.

Кстати, некоторые историки полагают, что площадь стала Сусанинской по просьбе царя Николая 1, а «просьбам» самодержцев, согласитесь, неудобно отказывать. Николаю был очень симпатичен образ простого крестьянина, отдавшего «жизнь за царя».

Прогулявшись по площади, мы вернулись к машине, чтобы добраться до самого северного города Батыева похода, где он увяз в болотах и лесах.

В черте города, в том месте, где столетия назад возвышались крепости, сохранились остатки оборонительных укреплений: земляные валы и наполненные водой рвы.

Древний Галич был построен на берегу обширного Галичского озера, которое раньше именовали Нерон. Мы подъехали к небольшой набережной ближе к вечеру. На закате озеро особенно красиво!

Первые поселения на берегах озера появились в XII веке. На холмах возле водоема сохранились два городища. Самое древнее нижнее городище было основано на холме Балчуг. Туда и лежит наш путь.

Над Балчугом возвышается Шемякина гора, на которой в XV веке стояло верхнее городище. Мы поднялись наверх по лестнице.

И перед нами открылись прекрасные виды на каменный крест в память о воинах, павших при обороне Галича в Смутное время и на бескрайнее озеро.

«Сперва татары подходили к городу медленно, мирно, совсем как народ, в престольный праздник съезжавшийся на торжище. С каждым часом их становилось все больше, и вскоре они заполнили все окрестные поля. Всюду задымили костры, возле них расположились обозы. Татары отпрягли коней и вели себя так, точно ничто им не угрожало, точно они совсем не боялись русского войска...»

В. Ян

Большинство историков склоняются к мнению, что татары так и не смогли захватить крепость Галича. Хочется в это верить!

А мы, спустившись с Шемякинской горы, ставим последнюю галочку в местах, которые воочию испытали мощь татарской орды. Теперь мы со спокойной душой могли гнать своего коня в сторону дома.

Но оказалось, что не только Батый плутал в этих краях, но и нам пришлось немного поплутать, выбирая путь до Шарьи. Один навигатор вел нас напрямую, но через грунтовые дороги. Другой рекомендовал вернуться в Судиславль, а это лишние 100 км. Поплутали, поплутали, но решили не рисковать и помчались по проверенной дороге.

В районе 24 часов мы разместились в уютной гостинице г. Шарья (3700 руб.). Кондиционер, удобная постель, белоснежное белье — вот оно счастье! Уснули, недолетая до подушки.

На конец этого дня было пройдено 5235 км, из них за этот день 610 км. Мы добрались до самой северной точки нашего путешествия, удивлялись работе костромских ювелиров, и Санечка у меня на глазах целовался с Лосихой!

День шестнадцатый

Планы на день: Шарья — Пермь. Путь домой!

Этот день был посвящён главному — дороге домой.

Как же мы соскучились по родному дому, значит отдых удался на славу. Все, что было задумано, исполнено. Все, о чем мечталось, воплотилось в жизнь. Дорога не подвела, команда и машина тоже!

К вечеру мы были уже дома!

Наконец-то наш поход окончен. А повествование свое хочу я закончить словами Оскара Уайлда: «Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще». Я с полной уверенностью могу сказать, что нам удалось растянуть ощущение счастья на 16 дней!

Чуть-чуть остановлюсь на статистике путешествия:

наш путь составил 6009,4 км,

средняя скорость 58,8 км/ч,

средний расход топлива 7,4 л/100 км.

Дороги
Федеральные трассы в отличном состоянии. Второстепенные дороги — в хорошем. Во всех областях встречаются ремонтные работы. Проблем и пробок из-за ремонта не было. Заправки есть везде.

Машина (писал муж)
Наш
автомобиль «Рено-Дастер» 2021 года выпуска, новое поколение. 1,3 литра, турбо, полный привод, вариатор. Перед поездкой прошли плановое нулевое ТО. После поездки прошли очередное (первое) ТО. Все ТО проходили у официального дилера. Пробег на момент отчета 16500 км.

Автомобиль новый, поэтому проехал по всем дорогам, нигде не застрял, нигде не сломался, подвеска везде справлялась комфортно. Масло на уровне. Средний расход топлива составил 7,4 л на 100 км. На брендовых АЗС заправляли 92-й. На незнакомых (а такие были пару раз) — 95-й. Разницы ни в поведении автомобиля, ни в работе двигателя я не заметил. По дорогам общего пользования ехали 100 км/ч, в н. п. 60 км/ч. На трассе ведет себя предсказуемо, фуры обгоняет уверенно.

Проживание
Чаще всего ночевали в гостиницах, цена колебалась от 2,5 тысяч рублей до 4,5 тысяч рублей за номер на троих, чаще с завтраком. Стоит заметить, что на юге нашей страны цены гораздо выше. Это мы ощутили, путешествуя по Северному Кавказу. Заранее ничего не бронировали и без жилья не оставались.

У нас были и палаточные ночевки, с выбором места под солнцем тоже проблем не возникало.

Пандемия
Масочный режим на заправках, в кафе соблюдали, но требовали не всегда. В музеях с масками было строже. В Туле и Костроме везде мерили температуру. Из-за введенных ограничений в Москве изменили маршрут. По этой же причине без прививки мы не могли попасть в кафе в Коломне (Московская обл.). В гостиницах коды не спрашивали, только в Суздале. Руки мыли, маски носили, в толпу не лезли, домой «заразу» не привезли.

Мое повествование о великих походах и нашем путешествии подходит к концу. Надеюсь, что не утомила читателя и наш опыт кому-нибудь будет полезен.

На этом с вами прощаюсь. До новых великих походов и путешествий!