|
Начало
А началось всё с короткого сообщения от моей старой знакомой, большой любительницы путешествий. Она написала, что мечтает побывать в одной далекой теплой стране, даже деньги отложила на поездку, но вот одна ехать не решается, а мне это предложение точно должно понравиться, она уверена. И когда мы с ней созвонились, я услышал новое для меня слово — Занзибар. Методом исключения (туда не хочу, там уже был, туда далеко и дорого…) Занзибар был мной предварительно одобрен, и я начал готовиться к поездке. В ближайшую турфирму для очистки совести заглянул и еще раз убедился, что самостоятельно путешествовать дешевле и, конечно же, интереснее. Билеты Москва — Дар-Эс-Салам — Москва бронировал на Skyscanner, а жилье на своем любимом AirBnB.
Самыми дешевыми на выбранные даты оказались билеты турецких авиалиний с пересадкой в Стамбуле. И вот уже — Внуково, день вылета. В нагрудном кармане — загранпаспорт с посадочным талоном, а на душе — радостное волнение: путешествие в новую неизведанную для меня страну начинается!
Самолет достался новенький, сервис приятный, доброжелательный, а еда обычная. Удивили металлические столовые приборы — на контроле отбирали маникюрные ножницы и прочую мелочь, а тут выдали ножи и вилки, прямо вооружили весь самолет холодным оружием!))
В Стамбуле час на пересадку и — в другой такой же Боинг до Дар-Эс-Салама.
Свободных мест в самолете не было, поэтому наступила ночь, но поспать за 7,5 часов полета не получилось…
День 1-й
В столицу Танзании прибыли под утро. Прошли паспортный контроль, отдали по 50$ за визу, получили багаж и пошли знакомиться с аэропортом. Было еще темно, поэтому, наверно, не жарко, хотя и не холодно. Чувствовалась влажность, и летало много насекомых… Прививок никаких мы не делали, хотя сомнения у меня были, советов и случаев в интернете много всяких начитался.
Нам надо было наменять местной валюты и решить, как добираться до Занзибара. С валютой проблем не было, обменники работали, и мы обменяли для начала 200$, получив увесистую «куклу» местных шиллингов.
С Занзибаром расклад выходил такой: можно лететь самолетом, касса уже работала и цену объявили 55$ с человека, а можно на пароме, цена — 35$, но до порта еще надо добраться, таксисты просили не меньше 30$. Разница выходила на двоих всего в 10$ (тогда я еще не знал, что самолетик на Занзибар летает с другого терминала, до которого пешком с чемоданами не дойти, а это — еще 5-ка на такси), решили лететь, но, когда я подошел с деньгами к кассе, выяснилось, что на утренние рейсы билетов нет, только после обеда. Вопрос отпал, сидеть в аэропорту еще полдня мы не собирались, едем в порт.
Нарисовался таксист, который не выпускал нас из поля зрения и то и дело пытался помогать: то чемоданы помочь перетащить, то к кассам проводить.… К концу поездки я уже знал, что навязчивый сервис — это здесь какая-то национальная черта, а тогда это, с одной стороны, раздражало, а с другой — помощь часто была нужна, вопросы в новой незнакомой стране возникали то и дело. Таксист советовал ехать раньше, лучше ждать в порту, потому что с наступлением утра на дорогах появятся пробки. Мы не стали спорить и приехали в порт, откуда часа через полтора должен был отправиться первый паром на Занзибар. Сразу же налетели «помощники» в униформе, от которых отвязаться было абсолютно нереально! Они тыкали нам под нос свои бейджики, постоянно твердили «No problem», сопровождали нас и таскали наши чемоданы вплоть до самой посадки. А движуха при посадке началась еще та! Сначала вся толпа (почти сплошь местное население, белых виднелось единицы), ломанулась за билетами, паспорта спрашивали в первую очередь, потом деньги, причем без разницы — доллары или местные шиллинги, а чемоданы должны ехать отдельно, в багажном отделении.
Конечно, без наших навязчивых «помощников» нам было бы трудно разобраться, учитывая, что английский у нас очень слабый, а уж про суахили молчу. Но и цену за свои услуги они заломили неслабую, пришлось как следует поторговаться и сделать выводы на будущее.
В этой посадочной суматохе не заметили, как наступило утро, а мы удалялись от порта Дар-Эс-Салама в сторону острова Занзибар.
Весь переход занял часа полтора, без качки и с кондиционером, он был вполне комфортным, даже скучноватым.
Весь экстрим был у меня впереди!.. Дело в том, что жилье я забронировал на севере острова, выбрав это побережье по отзывам, больше всего хвалили в интернете пляжи у деревни Нунгви. А таксисты, судя по тем же отзывам, берут за дорогу в те края от 30 до 50$. Поэтому я подумывал прицениться к арендованной машине, убив двух зайцев: добраться до отеля и самостоятельно покататься по острову. А пока я скучал во время «переплыва», моя спутница уже нашла себе собеседника. Недостаток английского она восполняла большим желанием пообщаться, а местные танзанийцы-занзибарцы охотно шли ей навстречу и всячески старались помочь. В общем, когда мы прибыли на остров, нас ждал уже друг или брат нашего нового попутчика с машиной для аренды.
Но сначала мы получили свой багаж и прошли паспортный контроль, с визой в загранпаспорт, как положено. Оказывается, Занзибар — это такая полуавтономия от Танзании со своим президентом, парламентом, флагом и т. д.
Хозяин машины выглядел порядочным, интеллигентным, спокойным и вежливым товарищем. Он поразительно отличался от всех африканцев, которых я когда-либо видел, с ним было легко и даже приятно общаться. И это при моем скудном английском!.. Он назвал цену 40$ в день без ограничения километров и бензина (не надо возвращать с полным баком, как обычно), а если нам неудобно будет ехать для возврата в Стоун-Таун, то он сам заберет машину в Нунгви. Условия мне показались очень приемлимыми, и я согласился, взял машину на 3 дня, решив , что и этого будет достаточно. Хотя это была настоящая авантюра: в чужой стране, на каком-то диком острове, на незнакомой мне машине, при левостороннем движении (первый раз в жизни!!!), да еще после бессонной ночи!..
Хозяина машины звали Насиб. Мы заехали в какую-то контору, может, дорожную полицию, я не понял, где к моим МВУ добавили еще одну бумагу, без которой там ездить нельзя.
Затем обменялись телефонами, и мы попрощались.
И начались мои испытания, до Нунгви было 50 км. Хорошо хоть ездят на Занзибаре довольно спокойно, в Индонезии я бы точно не решился взять машину, там движение на дорогах просто сумасшедшее, особенно в Джакарте!..
Ехал по навигатору, заранее закачал карту для оффлайн работы в мой надежный проверенный MAPS.ME, с ним не только компас, но и гид не нужен, достопримечательности и все нужное уже в нем, всем рекомендую в путешествия. Дорог по острову немного, состояние, конечно, не очень, ям хватает, но главное, что бросилось в глаза, это что на дороге постоянно кипит жизнь: кто-то едет, идет, что-то тащит, на обочинах все время какая-то движуха. Так все 50 километров, не расслабишься и не разгонишься. И тем не менее я умудрился нарваться на штраф местной ДПС. Только этого мне для полного «счастья» не хватало! Остановив меня, они совали под нос какой-то допотопный радар, на котором якобы была моя скорость — 45 км в час, тогда как разрешено здесь только 40. Все было очень узнаваемо, для оплаты штрафа мне следовало приехать на следующий день к ним в участок, но уверенности в голосе не чувствовалось, зато во взгляде читалось знакомое мздоимство. Начался обычный гаишный развод, потом торговля, сошлись на 20$, дальше спорить я не рискнул, хотелось уже быстрее доехать до отеля, ведь два дня и ночь сплошные дороги и перелеты… Еще два раза остонавливали местные гайцы, но внимательно посмотрев документы и наклейки на лобовом стекле, отпускали. За скоростью теперь приходилось следить…
Наконец прибыли в Нунгви, чтобы найти наш отель, пришлось несколько раз спрашивать дорогу, благо в советчиках и помощниках недостатку нет, народу везде полно и каждый готов помочь. Только здесь, наконец, сфотографировался у своего верного праворукого коня марки «Судзуки». Дорога, кстати, кончилась сразу, как только въехали в Нунгви.
Зато скоро начался дождь, еще больше увеличив огромные лужи. Но мы уже были под крышей, в отеле с названием Baraka Beach Bungalow, состоящим всего из нескольких домиков под «соломенными» крышами.
Внутри было скромно, но все необходимое имелось: кондиционер, холодильник, две огромные кровати с пологами от насекомых и санузел с плохой (как часто бывает в дешевых отелях) сантехникой и слабым напором воды.
Кондиционер мы включили, затем выключили и больше не пользовались, жары за все время нашего пребывания там не наблюдалось, так же, как и холода. Вообще с погодой могло бы быть и поинтереснее, но в этот период у них как раз сезон дождей, лило каждый день и каждую ночь, хорошо хоть не подолгу, с перерывами. Но крыша не подводила, нигде даже капли не протекло, мы даже заспорили: может, такая кровля — бутафория, а под ней скрывается современный кровельный материал? Я слазил, посмотрел: нет, только пальмовые листья.
Отдельно расскажу про розетки, пригодится тем, кто сюда поедет: они здесь не самого ходового стандарта, «британского», или BS 1363, трехштырьковые, со шторками. Если нет переходника, то не страшно, выйти из положения можно, воткнув что-нибудь подходящее в заземляющее гнездо (у меня была индикаторная отвертка, всегда с собой вожу), тогда шторки откроются, а расстояние рабочих контактов нашим вилкам соответствует. Иначе останетесь без зарядок, а у нас еще и кипятильник был.
Зачекинившись и расположившись, сразу, конечно же, пошли на море. Точнее, на берег океана, где была та красота и экзотика, за которой мы сюда приехали!
Изучать окрестности и тем более куда-то ехать совсем не хотелось, сначала надо отдохнуть, как следует выспаться после долгой дороги.
День 2-й
Завтраки у нас были включены и представляли из себя: яйца — на выбор, вареные или жареные, фрукты — куски апельсина и арбуза, стакан сока из местных фруктов и — самообслуживанием — чай или кофе с молоком, плюс хлеб-масло-джем. И все. И так каждый день.
После завтрака, конечно же, надо было использовать арендованную машину и прокатиться по острову. Видео говорят сами за себя, комментарии там же, в роликах.
Смотрели и снимали во все стороны, было интересно и необычно, кругом была незнакомая и непривычная для нас жизнь.
До Стоун-Тауна доехали без происшествий и остановок, хотя дорожной полиции, на мой взгляд, здесь слишком много для небольшого острова, а желание нажиться на туристах, естественно, присутствует. Но придраться было не к чему, и мы без потерь въехали в город. Тут пошел дождь, который лил довольно долго, хорошо, что я подготовился, захватил из дома зонт и дождевики.
В старом городе чем ближе к центру, тем больше узеньких улочек, бывает сложно разъехаться и трудности с парковкой.
Но найти можно, мы припарковались и пошли по магазинам, в основном за сувенирами и подарками.
Выбор сувениров, конечно, богатый, есть что посмотреть и выбрать себе по вкусу! Но кроме традиционных местных барабанов, африканских масок и статуэток, мне особенно забавными показались такие поделки:
В столице Занзибара главная достопримечательность — это дом, где родился Фредди Меркьюри. Услужливые аборигены помогли найти этот дом (хотя лично мне это неинтересно) — обычный занзибарский дом, как все соседние дома. Музея там нет, просто обозначен фасад и подъезд.
Дошли до набережной, там разруха и очень грязное море, о купании не могло быть и речи. Тем более что дождь почти не прекращался.
Тогда правильным решением было пообедать. Увидев гордую вывеску «РЕСТОРАН», зашли туда и огляделись… На интерьер без смеха не взглянешь!!!...
Тем не менее, мы не пошли искать под дождем другое место, заказали обед, и нас не разочаровали, накормили с душой: довольно вкусно, порции большие и не сильно перченые, ждали недолго, да еще и музыка приятная звучала.
День заканчивался, и мы двинулись в обратный путь.
Доехали без приключений, все 50 км, хотя по темноте ехать было сложнее, к тому же вызывало беспокойство, что бензин заканчивался. И что интересно: ни дождь, ни темнота не изменили дорожную ситуацию, там так же кипела жизнь, фары постоянно высвечивали людей. До дома добрались практически с пустым баком, и я решил, что заправляться не буду, хватит с меня поездок.
День 3-й
После завтрака пошли на берег моря. Было время отлива, купаться не везде удобно, зато гулять интересно. Море отодвинулось, оставив на берегу кучи водорослей и не только…
По береговой линии один за другим стоят отели, некоторые довольно красивые и, наверно, дорогие.
Зайти на территорию не возбранялось, посмотрели на этот отель и на баобаб плодоносящий:
На пляже детишки совсем не пугливые:
А взрослые то и дело встречаются и пристают со всякой ерундой: ракушками, сувенирами, кокосами… Ни один молча не пройдет мимо, обязательно начнется: «Джамбо!», «Акуна Матата»… Но их приставания — довольно безобидные, дружелюбные, можно легко отмахнуться и пойти дальше. И фотографируются с большим удовольствием, конечно, в надежде на подачку, но можно не давать, обычно не клянчат и не обижаются. Этот абориген даже шапку свою дал примерить:
Другое дело — масаи. Эти специально ходят по пляжу в своих национальных костюмах и позируют только за деньги.
Встретили на пляже соотечественников, приехавших сюда из Мариуполя, обменялись впечатлениями и сделали им их совместное фото.
Позже еще встречали и россиян, и украинцев, но не часто, как и бледнолицых из других стран. Наверно, сказывался сезон дождей, не лучшее время для пляжного отдыха.
Пообедать решили в ресторане своего отеля, обнаружив в нем плюсы и минусы. Плюсами были: непосредственная близость к дому и морю, вкусная еда, непринужденная обстановка и очень дружелюбный персонал. А минусы — это насекомые (утром и днем мухи, а вечером — комары) и довольно наглые птицы. Только отвернешься — обязательно что-то стащат со стола.
После обеда пошли прогуляться по деревне Нунгви. И сразу наткнулись на мастерскую местного художника. Он был не против фотографирования и охотно отвечал на все вопросы.
А на площади местное мужское население гоняло в футбол, несмотря на лужи и отсутствие ворот.
Стал накрапывать дождь, и мы пошли домой. А вечером, после дождя, прогулялись по пляжу. В зависимости от погоды вечерами там бывало очень красиво!
День 4-й
Сегодня продолжили осмотр деревни, тем более что один из работников отеля, местный житель по имени Хаджи, очень настойчиво и в то же время дружелюбно предлагал свою компанию. Так что у нас появился гид, и с ним действительно гулять было интереснее, познавательнее.
Я, например, утолил свой интерес, попробовав плод хлебного дерева.
А моя попутчица, увидев на проходящей мимо девушке паранджу, захотела ее примерить.
«Why not?», — сказал наш гид, окликнул девушку, и примерка началась…
А еще встретили торговца рыбой на велосипеде.
Почему бы не сфоткаться…
После дождя в некоторых местах улицы были такие, что ходить по ним было удобнее босиком.
Пользуясь случаем, посмотрели, как выглядит жилище занзибарцев внутри, заглянули в дом сестры нашего гида, а затем и познакомились с его семьей.
О занзибарцах сложилось впечатление, что они, как в песне, «На лицо ужасные, добрые внутри!..» Вот, для примера, одна счастливая занзибарская семья: Хаджи, 31 год, служащий отеля, с женой, 28 лет (имени не запомнил), домохозяйка и их младший сын.
В доме чисто и по-своему, по-деревенски, уютно.
Дождевую воду ценят, собирают, потому что — остров и она в дефиците.
День 5-й
Утром, после завтрака, пользуясь промежутком между дождями, пошли на пляж.
Там туристы катались на досках с веслом, SUP-серфинг называется:
А местные ловили рыбу: женщины становились в круг и лупили палками по воде, загоняя рыбу в сеть, а потом подплывала лодка и эту сеть сообща вытаскивали и отвозили на берег.
А еще встретили рекламный щит на русском языке, зазывающий на экскурсии.
Я даже и не думал сидеть в отеле или пролежать на пляже, пусть даже гуляя по окрестностям. Съездить на экскурсию, хоть на одну, было обязательным в моей программе посещения Занзибара. Зайдя в хижину у плаката, мы встретили там русскоговорящего гида. Он назвался Валентин, рассказав, что учился в Москве, в РУДН, и предложил нам две экскурсии в одну поездку: посещение острова с черепахами, где раньше была тюрьма, и какого-то исчезающего острова. Что-то я о них узнал, когда готовился, цену слышали от встреченных на пляже соотечественников, она была та же — 70 долларов, поэтому, поторгуясь для порядка, мы согласились.
Остаток дня провели на пляже, откуда нас периодически прогоняли короткие и теплые тропические ливни.
День 6-й
Утро началось с дождя, который даже не собирался заканчиваться, хотя Валентин сказал, что прогноз благоприятный, иначе он сам отменил бы экскурсию.
После завтрака за нами пришла машина, и мы поехали в Стоун-Таун, откуда стартует лодка. С нами был гид, к сожалению, англоязычный, руссконеговорящий, и увязавшийся, несмотря на мои протесты, наш старый знакомый Хаджи.
На пристани взяли лодку с лодочником и так впятером пошлепали по волнам к острову Prison. Дождь все не кончался, болтало прилично, но терпимо.
Остров симпатичный, осматривали его и черепах под дождем.
На острове раньше была тюрьма и дворец султана. Гид постоянно что-то рассказывал по-английски. Мы понимали… хорошо, если половину, утешая себя тем, что всю информацию про султанов, завоевания острова, работорговлю и пр. можно найти в интернете, а сейчас главное — увидеть все не на экране монитора, а своими глазами.
Есть там и ресторан и даже отель, но цены… негуманные. А вот магазина нет.
Дождь наконец закончился, и стало еще симпатичнее.
Занзибарские двери — настоящие произведения искусства:
А нас ждала лодка, чтобы отвезти на следующий остров.
Добрались до него гораздо быстрее, может, ветер или течение попутные были, да и погода наладилась.
Этот остров интересен тем, что во время прилива он полностью исчезает под водой и высадиться на него можно только во время отлива. Очень романтическое место!
Из живности — только чайки да крабы, зато подводный мир интересный, с удовольствием поныряли.
Хаджи с гидом приготовили нам обед — должны были с морепродуктами, но схалтурили, закупили одних фруктов и орехов. Это пишу на будущее тем, кто поедет: уточняйте заранее, могут сэкономить на вашем обеде.
Обратно шли уже под солнышком, по спокойному океану.
Возвращаясь, продолжали щелкать вокруг, наслаждаясь красотой и экзотикой. Сначала с лодки, а потом из машины, которая везла нас из Стоун-Тауна в наш отель, в Нунгви.
Несмотря на дождливую первую половину дня и слабенький веганский обед экскурсия на два острова очень понравилась! Не обманула наши ожидания.
День 7-й
Сегодня — предпоследний день нашего пребывания на Занзибаре. Попутчица увлеклась шопингом.
Кстати, черные шлепанцы на прилавке — местного производства, сделаны из автомобильных камер и покрышек.
А я решил поснимать местных детишек.
Школьники у них имеют свою форму:
В местном сельмаге:
Вечером я связался по Вотсапу с Насибом, у которого мы арендовали машину, он обещал отвезти нас в Стоун-Таун дешевле, чем местные таксисты, всего за 30$.
Честно сказать, большой грусти от расставания я не чувствовал. Ходить по деревне или лежать на пляже надоело, а приставания аборигенов, их «Джамбо» и «Акуна-макака» со всех сторон уже вызывали раздражение. Один якобы турагент был особенно навязчив, предлагая экскурсию на сафари моей попутчице, отвязаться от него ей никак не получалось. Тогда я встал между ними и, уставившись на него в упор, зло спросил: «What do you want?» Он промямлил что-то явно не английское и после моего «Go away!» наконец сразу отвалил.
Больше негативных моментов с туземцами не было.
И еще хочется сказать вот что… Гуляя по деревне Нунгви, в которой, кстати, по словам Хаджи, проживает около 10000 человек, ловил себя на мысли, что гуляется здесь легко и непринужденно, что бывает далеко не во всех таких, скажем, не сильно цивилизованных странах. И я задал себе вопрос: а почему? Размышляя над этим, решил, что наверно, в первую очередь, это потому, что там везде легко дышать и нет НИКАКИХ неприятных запахов. Что удивительно, потому что и тепло, как положено в тропиках, и фрукты разные круглый год, и морской берег с водорослями и рыбой, и дома-лачуги с кучами хлама на обочинах… А запахов нет!!! Может, причина в дождях, ежедневно смывающих нечистоты и фильтрующих землю и воздух… А может, местное население не такое уж и дикое, каким мы его привыкли считать, и следит за чистотой, не допускает антисанитарии. Кстати, и туалет в доме Хаджи, который довелось посетить, был очень чистый.
А вторая причина, из-за которой, как мне кажется, здесь легко и приятно гулять — это отношение местного населения. Оно — явно доброжелательно! У меня нет исторических и этнографических знаний на эту тему, чтобы пытаться найти причину этой простодушной доброты, которая идет от этих людей, но впечатление занзибарцы о себе оставили очень приятное.
Вечер прошел в сборах и укладке чемоданов.
День 8-й
Машина за нами пришла ровно в полдень, как договаривались. Насиб сам приехать не смог, прислал брата, очень веселого и дружелюбного парня, который прямо рассыпался в любезностях и всячески старался угодить.
По дороге напоследок я делал фото и видео, пользуясь тем, что не за рулем, руки свободны, а возможности запечатлеть Занзибар у меня скорее всего уже больше никогда не будет.
Похоже, здесь делают знаменитые занзибарские двери:
А это все жители Занзибара:
Обратный путь с острова Занзибар на материк я хотел совершить обязательно на самолете, чтобы обозреть окрестности с высоты. На ближайший рейс в Дар-Эс-Салам, как обычно, билетов не было, но веселый брат Насиба куда-то сбегал, с кем-то договорился и нам предложили немного доплатить и лететь прямо сейчас. Посовещавшись и поторговавшись, мы согласились, и оказалось, что в самолетике, напоминавшем стрекозу, полетим вчетвером: мы с попутчицей, пилот и еще один пассажир.
Пилот, полуобернувшись к нам, проговорил, как положено, информацию о полете, мы вырулили на ВПП и довольно быстро взлетели. Погода была замечательная, и виды под крылом проплывали просто изумительной красоты:
На весь перелет хватает всего 20 минут, поэтому очень скоро внизу показался Дар-Эс-Салам, и мы начали снижение.
Приземлившись, мы не спеша прошли через терминал, нашли лавочку и, собрав по карманам оставшиеся шиллинги, купили у привокзального лавочника по мороженому. Я уже знал, что вывозить местные деньги из страны нельзя, хотя трудно представить, чтобы нас кто-то обыскивал, но кроме пары монет и банкнот, оставленных для коллекции, они просто были уже не нужны.
Большой самолет в обратный путь у нас был поздно ночью, поэтому в запасе было еще полдня, чтобы посмотреть столицу Танзании. А для этого сначала надо было перебраться в другой терминал, который находился где-то недалеко. Хотели дойти пешком, благо погода была отличная, а времени навалом, но когда я поспрашивал дорогу у местных, от этой идеи пришлось отказаться, все уверенно говорили, что надо ехать на такси, за 5$.
Доехали. И встала другая проблема: куда деть чемоданы, если мы хотим ехать смотреть город... На форумах, когда готовился к поездке, я информации о камере хранения в аэропорту ДЭС не нашел, поэтому опять пошел спрашивать, напрягать свой скудный запас английских слов. Отзывчивость и радушие местных жителей опять сработали, нашелся уголок в каком-то офисе, куда под замок и с распиской-квитанцией мы за 20$ оставили все свои вещи. Дороговато конечно, но не сидеть же в аэропорту до середины ночи!
И мы двинулись туда, где кипела и бурлила жизнь африканского города. Дойдя до большой оживленной трассы, мы огляделись, соображая, как лучше и дешевле добраться до центра города. Навигатор показывал, что ехать надо было 10 км, пешком не пойдешь. Сразу бросилось в глаза отличие от Занзибара: население было какое-то другое, не такое благодушное и расслабленно-дружелюбное, как на острове. На нас как-то заинтересованно поглядывали, но таких дружественных приветствий уже не было. На автобусных остановках были толпы ожидающих, становиться к ним в очередь не хотелось, рядом шумными стаями кучковались мотоциклисты, а меня привлек местный тук-тук, маленький двухместный на базе мопеда или мотороллера. Подошел к одному из них и показал парню на карте в своем навигаторе центр города с вопросом « How match?» Он начал с 20$, я с 5, на восьми сошлись и поехали.
Ехали мы недолго, скоро встали в пробку, по которой между рядами машин сразу засновали торговцы. Я, как обычно, начал снимать:
Но наш водитель, молодой парень, на ломаном английском с ужасным акцентом, на котором я даже знакомые слова не узнавал, все-таки сумел нас предостеречь, чтобы мы не держали открыто свои телефоны и фотоаппараты, так как молодежь на мотоциклах любит промышлять тем, что вырывает из рук туристов все, что подвернется.
А пробку наш водила объезжал лихо! Он нарушал все, что только можно, ехал по тротуарам, по встречке, по газонам… но все равно постоять пришлось, а в итоге у него что-то сломалось, и мы встали окончательно, не доехав километра два. С облегчением пошли дальше пешком, уже надоело трястись или стоять на этой шумной пыльной дороге. Впереди уже виднелись знакомые ранее небоскребы:
Вот еще несколько снимков ДЭС, которые успел сделать, пока не стемнело:
Потом стало совсем неуютно, и я сделал последние два кадра с набережной, такой некрасивой во время отлива:
И мы побрели по темному городу в сторону аэропорта. По пути остановились поужинать в кафешке какого-то торгового центра, потом поймали тук-тук и без проблем доехали назад. Что интересно, как только сели, водитель сразу предупреди нас, чтобы берегли свои телефоны и т. д…. Как-то странно получается: одни аборигены пытаются нас обворовать-ограбить, а другие услужливо стараются уберечь нас от своих собратьев…
Дар-Эс-Салам нам однозначно не понравился! Грязный, шумный, неинтересный, неуютный, какой-то непонятный и к тому же небезопасный.
В аэропорту было долгое ожидание нашего рейса, приглашение на посадку, сдача багажа и паспортный контроль, который просто так пройти не получилось, пришлось заполнять таможенную декларацию (не люблю я эту возню с бумажками, хотя и мелочь…). Зато в самолете египетских авиалиний были свободные места, поэтому удалось кое-как принять лежачее положение и немного поспать во время 5,5-часового перелета.
Потом была пересадка в Каире, где, как всегда, безоблачное небо и палящее солнце:
Затем опять Стамбул и «Тюркишами» уже до Москвы.
Внуково встретило холодным дождем с пронизывающим ветром и температурой +2С. Май месяц… Добро пожаловать на Родину! Путешествие закончено.
Подытоживая свой рассказ о поездке, хочу сказать всем, кто дочитал до конца и кому интересно это направление: Занзибар надо посетить ОБЯЗАТЕЛЬНО! «И у меня на это пять причин…»:
А для автолюбителей добавлю, что там не надо бояться правого руля и незнакомой местности, берите в прокат машину и катайтесь, осматривайте остров, любуйтесь экзотическими видами и ищите лучшие пляжи. Дорожной полиции, конечно, многовато, но не лезьте на рожон и старайтесь не нарушать правила.
И будет вам АКУНА МАТАТА!!!