|
Нами было решено поехать в Турцию с нашим караваном. Обновить покупку))) Купили прицеп дачу (караван) Knaus Sundwind 2007 года.
Конечно, пришлось его подготовить для такого длительного путешествия: поставить камеру заднего вида, поставить рацию, купить дополнительные баки и много всякого по мелочи.
Выезд запланировали на 9 июля, но получилось выехать раньше.
Итак, 7 июля в 14:00 мы двинулись из дома в сторону Турции.
День 1.
Можно назвать его днем пробок. Постояли на МКАДе, потом по М4 словили весь дачный поток. Ночевать на трассе не нашли где, поэтому свернули в г. Елец и там заночевали у магазина Лента. Магазин легко нашелся в Яндекс-картах. Площадка там большая, никому не помешали.
День 2.
Мы рассчитывали переехать Ростов-на-Дону и быть где-то в г. Кропоткин... Нашим мечтам не суждено было сбыться. Сначала огромная пробка в Лосево. Потом мы простояли от Каменск-Шахтинского где-то 15 км в пробке.
Понятно, что мы выбрали неудачное время выезда — выходные, но так сложились обстоятельства.
Далее нас ждало чудо: дорога перед Ростовом из хорошей превратилась в ужасную — ехать можно было только по левой полосе, т.к. правая полоса была в ямах и колдобинах. Фуры, грузовички и мы — все плелись в левом ряду. Нас обгоняли легковые автомобили, сигналили, подрезали. Но уйти в правый ряд мы никак не могли — прицеп бы развалился. Спас нас мужчина на фуре 09 регион, который в рацию просто сказал: «Да плюйте вы на всех и идите за мной по левому ряду, пусть все остальные гудят и мчатся». Он очень хорошо знал дорогу, и мы ехали то в левом ряду, то в правом. НО мы ехали, а не плелись как мухи.
Так мы добрались до Ростова-на-Дону и после него сразу заночевали на стоянке с фурами за 150 руб.
День 3.
В этот день решено было доехать до г. Владикавказ и там заночевать, чтобы пройти границу утром. Выехали в 9 утра, и в рацию сразу услышали что перед г. Тихорецк тоже дорога плохая. Так и было — опять ползли медленно, объезжая все ямки, и старались не раскачивать прицеп. К 22 часам добрались до Владикавказа, но решили поехать до В. Ларса, заночевать там, т.к. силы еще были))) В Верхнем Ларсе нас ждало разочарование — обе стоянки перед границей были наглухо забиты и нам не нашлось даже уголка. Поэтому мы просто проехали на КПП. Думали, сейчас быстро пройдем границу... не тут-то было. Мы провели там 2 часа (долго осматривали машину и прицеп), а потом на грузинской стороне тоже час, и с учетом разницы во времени в 3 ночи мы прошли обе границы.
А дальше нас ждал перевал. Ведь после схода сели в 2016 году асфальт на Военно-Грузинской дороге положили не везде. Участок длиною в 1км, вернее кусок горы, в камнях, колдобинах и ручьях, мы просто проползли. Скорость была 1-2 км/ч. Местами супруга шла впереди машины и показывала, куда лучше ехать — правее или левее.
Наверное — а вернее точно — безумно хорошо, что все это произошло глубоко ночью, иначе за нами бы выстроилась огромная очередь.
Измотанные и уставшие, мы приехали в Степанцминду в 4 утра и прямо на центральной площади встали на ночевку.
День 4.
Проснулись утром в Степанцминде и поехали далее по стране до Кобулети. Дороги в Грузии отличные: если и есть ямки, то огорожены. Мы несколько раз останавливались, разглядывая местные достопримечательности, заправили газовый баллон, поменяли валюту и т.д.
В целом дорога была отличной, со всеми горными серпантинами наша машина справилась на ура, хотя температура движка местами ползла вверх. В навигаторе вбили дорогу до Батуми через Поти. Почитали, что там дорога лучше и ровнее. Так и вышло. Шли в ночи, но даже не подпрыгнули ни разу, приехали в кемпинг в Кобулети. Мы его случайно увидели в 2016 году, когда ехали мимо, в Батуми.
День 5-6.
Провели оба дня в кемпинге в Кобулети. Море чистое, теплое, пляж галечный и пустой. Температура 26-29 градусов.
В кемпинге в основном стоят палатки. Мы думали мы «психи» — поехали с караваном в Турцию — но, когда пообщались с людьми, поняли, что мы не одни такие))) Папа с сыном из Новосиба на мотоцикле рванули в Турцию, тоже решив сделать круг по этой стране. Часть людей просто пешком обходит Грузию по горам, рассказали нам, что прошли уже более 100км.
НО: наш караван вызывает какой-то ажиотаж. Нам гудят, машут руками, аварийкой моргают, всячески поддерживают, улыбаются))), иногда ощущение, что мы на инопланетном корабле едем)). Может быть, надпись на караване вызывает столько эмоций? Написано «Russia — Georgia — Turkey».
В кемпинге почти каждый попросился зайти в наш караван, все спрашивали, что почем, как едем, откуда, куда, разных вопросов про караван задали уйму.
Про кемпинг:
ехать нужно со стороны Поти в Кобулети. Около кемпинга такой огромный красный указатель (треугольный). Видно его хорошо, в темноте быстро нашли. Сам кемпинг очень простой — полянка среди сосен. Есть туалет, душ, электричество, стиральная машина. Воду нам тоже подключили. Хозяин — радушный грузин.
В кемпинге живет (прям живет!) гражданин Швейцарии. Он 3 месяца живет на своей родине, 1,5 месяца едет сюда и 6 месяцев живет в Грузии. Можно сказать, что всем в кемпинге рулит он: деньги собирает, здоровается, помогает. Добродушный дедок. И 4 года уже так.
Мы его в прошлом году тоже видели, не поверили, что это правда, а сейчас пообщались и много чего интересного узнали.
В общем, место нам понравилось, и мы довольны.
Да — пляж через «дорогу», если эту улицу можно назвать дорогой))), на пляже никого.
Сам хозяин не рекомендовал стоять дикарями, так как в Грузии много цыган приезжает к морю летом. Многие стояли дикарями, даже в палатках, потом к нему прибегали, так как страшно.
Мы за 3 ночи (2+2) + электричествр отдали 80 лари — 2050 руб.
Про интернет и связь: мы в Степанцминде купили карточку местного Билайна, которая заработала не сразу (почему-то)). Благодрая ей у нас был интернет 4g, 4 гига. И мы могли делать видео и общаться с миром. Сам интернет настраивают продавцы, самим это сделать невозможно без знания языка.
День 7.
Утром встали, попрощались с кемпингом и поехали в Турцию. В прошлом году машин на границе было мало, поэтому мы особо и не торопились. Приехали на границу, встали в очередь, и тут началась полная попа. Очередь есть, но она не двигалась. Мы попали в самый обед, может, поэтому скопилось столько машин. На улице +30, машины все глушат, потом двигаемся на 1 м — опять заводим машину. Мы с прицепом, все под нас лезут, гудят...
Далее самое интересное — жену с детьми погранец отправил пешком. Они проходили границу почти 40 минут, стоя в жуткой международной очереди. Жена сказала, что все лезли, расталкивая соседей.
Я стоял с прицепом. Грузинскую границу прошел за 40 минут, особо не смотрели — только алкоголь и сигареты посмотрели (я вез 3 л пива и 2 блока сигарет — это то, что я показал), а еще 3 л пива я спрятал. А на турецкой стороне надо было оформлять страховку. Девушка посчитала, что у меня фура и выставила мне 750 лир!!! Так как на прайсе стоит слово Караван и напротив цена 750 лир. А это 200 у.е. Понятно, что это дорого! Пришлось ей знаками и всеми словами (которые пришли после 2-часового стояния в очереди) объяснить ей, что я не фура, а мааааленькая машинка. Она как-то сразу согласилась и стала куда-то звонить, писать в вотсапе, бегать и, видимо, выяснять, какая я машинка)))
30 минут бега, и она пишет, что моя сигорта (страховка) будет стоить 250 лир... уффф. Это уже другие деньги. Согласился, выписали страховку, но в ней сказано, что я отдал 219 лир и про караван нет ни слова!! В адресе почему-то стоит слово «караван» и все. Таможня страховку приняла, и я поехал.
Далее при выезде с таможенного пункта проверяют номера. Поскольку номера на машине о009, а на прицепе 0009, то это ввергло таможенный пункт в тупик. Буква О и ноль у нас выглядят одинаково. Пришлось сдавать задом 100 м, чтобы таможня убедилась, что я не сбегаю с границы. Покричали, разобрались, пропустили.
После этого ада я встретил жену с детьми, которые прождали меня на жаре 1,5 часа! Злые и нервные. Таможенный пункт на территории Турции перестраивается. И то, что было в прошлом году (уютное кафе, места, где можно посидеть, обменники), все убрано. Сесть и встать негде, а жара 30 градусов, да еще и толпы народу и машин. Но супруга нашла тенек возле мечети и с детьми там ждала.
Тем, кто таким образом будет проходить границу пешком, — не забудьте при проходе взять с собой еду, воду, мобильник, деньги, т.к. ждать долго, а без еды и воды плохо.
Потом мы рванули в г. Трабзон (200 км). Доехали быстро, остановились на перекус и покупались.
В Трабзоне мы знали только 1 пляж, около Нователя (отель у моря). Пляж платный, но в прошлом году мы видели там уютный уголок. Туда и решили поехать. Но оказалось, что перед Новотелем стройка, и дорогу немного поменяли, но мы нашли съезд, съехали и устроились прямо у платного пляжа. Ночь прошла спокойно, хотя мимо ездили машины и ходили люди. Утром опять на море и немного по магазинам, чтобы дальше двигаться в сторону Кападокии.
День 8.
Утро началось в г. Трабон с похода на пляж. Вода утром теплая, погода прекрасная, народу нет, море не глубокое. Покупались и позагорали до 12, чтобы не сгореть.
Потом шопинг, благо рядом был молл. Цены там смешные, поэтому закупились на славу — 3 больших пакета одежды на 100$.
Около 15 часов стартовали в сторону Кападокии. По указателям нам нужен был г. Невшехир. Дорога идет по Трабзону и после аэропорта уходит направо под эстакаду и далее в горы. Мы уже туда ездили в прошлом году в монастырь Сумела (очень красивое место!). Поэтому в этом году поехали не волнуясь)))) Только мы пересекли высоту 1300 м, как машина стала греться. Пришлось остановиться. А подъем не заканчивается. 2 км едем, 5 минут стоим.
Стали уже нервничать и переживать. Никаких указателей, сколько длится подъем и где этому конец, нет. Даже нет указателей высоты, на которую мы поднялись, смотрели по навигатору. Ночевать в горах на крутом подъеме тоже не хотелось. Супруга, как видела, куда нам нужно забраться, начинала нервничать, хоть и старалась этого не показывать. Дети тоже стали поднывать (видимо, видели состояние родителей, да и высокие горы с облаками — смотрелось как в сказке).
Дорога круто шла вверх, 1700 м, 1900 м... облака уже трогаем руками, а конца и края нет. Больше стоим, чем едем. Фуры, грузовики, да и часто легковые машины останавливались прямо на дороге (из-за перегрева), так как обочины при таком подъеме отстутствовали. Подъем местами крутой, а местами затяжной.
И вот видим табличка 2160 м, и начинается спуск. Стало понятно, что у них указатели высоты не ДО подъема, а после. Наверное, мы так никогда не были рады спуску с горы)))
Таких подъемов было 3 на пути до города Келькит. Все подъемы примерно 2000-2200 м. Мы сообразили (поздновато), что нужно просто включить печку на полную и ехать в гору — тогда машина не греется. Окна, конечно, при этом открыты настежь.
Таким образом в эти полдня мы проехали всего лишь 166 км. Ночевать в горах было страшновато (хотя там были стояночки), поэтому мы заехали в г. Келькит и в нем на заправке остановились. Точнее, мы проехали город насквозь и остановились на заправке после города.
Заправок в горах мало. Стоимость дизеля где-то 4 лиры за литр. Интернет ловит практически везде, пару раз пропадал, не надолго.
Внимательно приходилось следить за навигатором, так как в горах надо было сворачивать, и мы чуть не проглядели повороты, но в основном дорога идет просто прямо.
Кто поедет таким же путем, учитывайте, что тащить 1,5 тонны за собой, не так просто, как по равнине. Машина у нас 250 лошадок и то ей очень тяжело.
Конечно, после таких подъемов и постоянных остановок, нервы были на пределе. В какой-то момент мы даже подумывали развернуться и поехать обратно в Трабзон, так как понимали, что остаться в горах надолго не наш вариант, а что там впереди неизвестно, и спросить не у кого.
И еще — ночью в горах холодно. Днем было 27 градусов, а ночью +10, пришлось даже печку включать.
Дороги в Турции отличные. И неважно горные или нет — все ровное, широкое и без кочек. Ехать, а вернее ползти)), можно спокойно.
День 9.
Утром двинулись в путь. Ночь прошла спокойно, только температура опустилась ночью до 10 градусов, пришлось печку включать.
Ехали через город Сивас. Дорога шла по горам, но они были уже не такие высокие, хотя несколько перевалов встретилось.
Шоссе в Турции ровные, если есть ремонт дороги, то все в предупреждающих знаках.
Немного скучновато ехать, так как путь идет в обход городов и деревень, только иногда попадаются заправки и ресторанчики.
К 19 часам мы достигли города Невшихир (это и есть Каппадокия), по координатам нашли кемпинг и обустроились.
Стоять будем 2 ночи, чтобы поглядеть достопримечательности и отдохнуть.
День 10.
Утро началось в 4:45 с подъема на гору, чтобы посмотреть на пуск воздушных шаров. Идти от кемпинга не далеко минут 15. Можно было и на машине, но там слишком резкий подъем. Пришли (не мы одни), постояли 30 минут и ушли ни с чем, ветер был слишком сильный, и запуск не состоялся. Хотя шары лежали и их нагоняли воздухом.
Зато поглядели, как живет город утром: как грохочут джипы везущие шары и корзинки, как развозят с экскурсий людей в автобусах.
Когда шли обратно в кемпинг, то нарвались на кучу диких собак, их по утреннему городу много бродит, пришлось некоторых обходить «огородами».
Дальше погрузились в сладкий сон, до обеда, потом поделали свои дела и поехали по экскурсиям. Первое, что мы посетили, была Красная речка с висячим мостом. По речке катают на гондолах и на супер-джете (быстрая такая лодка). Потом были горы, разные древние замки, храмы и куча всего, что есть в округе.
Каппадокия место красивое, но очень жаркое — ни моря, ни бассейна рядом нет.
Немного расскажу о кемпинге: Dilek-camping находится прям рядом с центром. Но сам кемпинг в упадочном состоянии. Мы были одни. С нами ночь стояли люди из Казахстана в палатке (на мотоцикле). Позже на ночь приехала семья турков и ночевала в домике. В кемпинге есть вроде все: и электричество, и вода, и душ, и туалет и WiFi. Воду чтобы подключить, нужны пассатижи, в туалет и душ одному лучше не ходить. Раковин на улице нет. Слива для капсулы нет тоже. Стиральную машину нам с трудом включил хозяин. Честно говоря, 100 лир за это безобразие — дико дорого. Еще и за стиральную машину 10 лир.
Мы провели в кемпинге 2 ночи, и рванули дальше на Паммукале.
День 11.
Утром мы предприняли вторую попытку посмотреть на запуск воздушных шаров, и это нам удалось! Зрелище, конечно, незабываемое — очень красиво и необычно, когда вокруг тебя взлетают воздушные шары, слышно, как работают горелки в шарах, нам кричали люди из корзин, махали руками, мы махали им в ответ. Было весело.
Далее опять спать, и в 12 мы выехали в сторону Памуккале. По пути заехали в подземный город Деринкую. В самом городе, нас предупредили, прохладно. Но поскольку приходится постоянно идти по разным ходам, то прохлада только на руку. Поэтому в футболке и штанах — самое оно. Город интересный — узкие-узкие проходы, вырубленные под землей в скале. Комнаты, гроты — все в скале на глубине 8 этажей. Конечно, открыт не весь город, а только часть. Большую часть пути пришлось идти на полусогнутых ногах и в согнутом состоянии, так как проходы очень низкие и узкие. Если человек тучный, туда лучше не ходить — не пролезет. Поэтому, когда мы вышли, сильно болели ноги. Больше всего повезло сыну — он росточком маленький, везде проходил не сгибаясь.
После подземного города — небольшой перерыв и едем до города Конья.
Доехали быстро, в городе Конья затарились в Мигросе. Далее еще пару часов езды и остановились на ночь на милой заправке. Причем ребята с заправки попросили нас встать так, чтобы нас было видно в камеру (так, мол, безопаснее, сказали они). Ночь прошла спокойно.
День 12.
Утро началось на стоянке у заправки. Там был милый ресторанчик, в котором мы решили позавтракать. В ресторанчике мы наконец-то увидели настоящее турецкое гостепреимство — только сели за столик, тут же принесли воду и хлеб (бесплатно), заказали омлет — принесли омлет и тарелочку с овощами, ну и, конечно, было много турецкого чая.
Далее поехали в сторону Памуккале. Дорога скучная — идет среди равнин, полей. Попалось много плодовых садов вдоль трассы (или совхозов)), около них продавали фрукты. Мы остановились и купили абрикосы и вишню. Продавец нас не отпустил, пока мы фрукты не вымыли. Поэтому по дороге ели вкусные фрукты.
К 16 часам добрались до Памуккале и достаточно быстро нашли кемпинг. Он находится прямо напротив бассейнов. О кемпинге сделаю отдельное видео. На территории кемпинга есть все: бассейн с горками и термальной водой, вода, электричество, стиральная машина, ресторанчик. Мы стояли ночь одни, потом приехал турецкий кемпер.
Вечером мы купались, отдыхали, немного побродили по туристической зоне города.
День 13.
Весь день провели в аквапарке на территории кемпинга. Вода в аквапарке термальная.
Днем к нам неожиданно приехал ребята, с которыми мы стояли в Кобулети. Они на мотоцикле объезжают Турцию.
Вечером мы пошли посмотреть достопримечательность: бассейны с термальной водой. Вход стоит 35 лир с человека, дети до 12 лет бесплатно. Оказалось, что на эту белую гору надо идти босиком! а мы этого не предполагали. Сняли кеды и по воде шли. С горы течет термальный ручей, и по нему все поднимаются. Вид с горы прекрасный. Мы шли вечером — было просто тепло, а по ногам еще и теплая вода течет, на самой горе расположены древние развалины, в темноте мы не стали их осматривать. Спуск, мы так думали, только один по этому же ручью вниз. Поэтому мы просто стали спускаться в темноте, там есть немного фонариков, которыми подсвечивается гора, но на сам ручей они почти не светят. Потом выяснилось, что спуск есть еще одни по дороге. А мы не знали.
Вечер прошел за ужином с друзьями, было очень здорово.
День 14.
Мы утром выехали из кемпинга в Памуккале. Нашими попутчиками стали ребята на мотоцикле, которые сопровождали нас до Мармариса. Дорога сначала была очень скучной — прямая и ровная. Прошли несколько городочков и добрались до Мармариса. Городок прошли насквозь по брусчатке и до кемпинга нам оставалось 55 км. Но какие это были КМ!!! Дорога петляла, как змея, то подъем, то спуск, извилистые повороты. Супругу немного укачало. Машина опять грелась, и печка работала на полную, когда за окном 33 градуса.
Кемпинг нашли заранее, вбив координаты в навигатор. Кемпинг большой, еще с дороги понятно, что он рядом — была куча указателей. Сначала проходишь охрану, которая вбивает номер машины, записывает еще что-то. Потом охрана показывает тебе, что ресепшн кемпинга «там» — ехать 1 км.
Доехали до ресепшена и выясняется, что мест на сегодня в кемпинге нет, а места будут завтра. Супругу, которая общалась с персоналом на английском языке, этот вариант не устроил, потому что позади остался жуткий горный серпантин, и обратно она ехать не хотела совсем.
Поэтому она «слезно попросила» дать нам местечко около забора, чтобы дождаться завтра. Стюарт как-то быстро согласился и разрешил нам въехать на территорию кемпинга и устроиться прямо около ресепшена.
Только мы стали обустраиваться, как пришли еще стюарты и объяснили, что они нашли нам место! Это была очень радостная новость.
Место нашлось неплохое, около выхода на пляж. Нам все показали, рассказали, объяснили. Работой персонала мы остались очень довольны — ребята помогают поставить прицеп, все объясняют, улыбаются, всегда вежливы.
Кратко о кемпинге: он находится в местечке Актур, недалеко от городочка Датча. Кемпинг огромен. Занимает часть полуострова, есть 2 пляжа, которые выходят на разные стороны полуострова. На территории кемпинга есть дома, думаем, это дачи обеспеченных турков. Есть Мигрос, теннисный корт, ну и все, что обычно есть в кемпингах: свет, вода, душ, туалет. По территории люди ездят на велосипедах, или на мотиках, есть пара ресторанчиков на берегу. Народу много, но толпы нет.
День 15-16.
День начался превосходно. В 2 ночи наш караван стало раскачивать из стороны в сторону и очень сильно. Проснулись и мы и дети. Вышли на улицу — на улице темень и народ тоже стоит. Постояли немного и ушли спать. Ночью трясло еще, но не так сильно. Утром встали и прочитали в новостях, что рядом было землетрясение и, видимо, дошло до нас. Эпицентр был недалеко от г. Бодрум.
Сам кемпинг очень большой: 2 пляжа, магазин, много палаток, есть и караваны. Отдыхают в основном турки.
Мы плавали, загорали, наслаждались погодой.
В 30 км есть городок Дача, съездили туда посмотреть. Городок красивый, находится в бухте, много яхт, катеров.
Дни 17 и 18.
Утро началось с моего дня рождения. Днем мы купались, загорали, залезли на ближайшую гору, посмотрели на кемпинг с высоты. А вечером пошли в ресторанчик на море и там сие мероприятие отметили.
На следующий день было решено съездить в Мармарис. Это 60 км от кемпинга. Но чуть дальше, в Фетхие, у нас гостили знакомые, поэтому в итоге мы решили доехать до них. Выходило около 120 км в один конец. Мармарис прошли бочком, не останавливаясь. Дорога между Мармарисом и Фетхие — превосходная. Попался даже платный тоннель, стоил 5 лир туда и потом обратно. И наконец-то можно было разогнаться на машине до 130 км/ч, так как ехали без прицепа.
До знакомых ехали по навигатору. Вбили название отеля, и в путь. Доехали, встретились. Самое веселое было вот что: мы поставили машину около въезда в отель. Из отеля выходили люди, видели русские номера, останавливались, не верили своим глазам, фотографировали, удивлялись, кто-то начинал спорить — да нет, это не русские, как они сюда доехали))
Мы всем объяснили, как мы сюда доехали и откуда мы, думаю, в отеле вечером была тема для обсуждений.
Кемпинг, в котором мы были, живет своей жизнью. Можно оставлять вещи, никто на них не смотрит. Правда, уезжая, мы закрывали прицеп, но окна были открыты. Наши соседи оставляли палатку и уезжали на 2 дня, а потом возвращались.
День 19.
Утром стали собираться в дальнейший путь, так как надо выехать из кемпинга до 12 часов дня. Собрались, пробуем выезжать, а не тут-то было: прицеп припарковал очень близко к дереву и не хватает места, чтобы выехать. Стали с супругой пытаться его отодвинуть, а он не двигается, а все это на жаре +30 градусов. Хорошо подошли соседи турки, стали помогать. Оказалось, что из-за того, что мы лили воду под караван, земля промокла, когда караван тронули, колесо просто утонуло в грунте. В итоге с помощью турков «и такой-то матери» мы вытащили караван и прицепили его к машине. Дальше еще сложнее — от нашего места вело несколько дорожек — но проехать можно только по некоторым, так как по другим дорожкам натянуты веревки поперек — не проедешь.
Пришлось опять на пятачке разворачиваться, крутиться и искать тропинку, чтобы доехать до ресепшена.
На ресепшене можно оплатить хоть картой, хоть налом, еще и скидка есть 10% по карте клуба караванеров CCI)))
Дальше рванули по направлению к г. Измир. Следующий кемпинг, который мы нашли на карте, был не доезжая Измира. По дороге мы заехали поесть гюзлеме в красивое место — оказалось, рядом строят плотину. Там была такая красота и тишина — тут не опишешь. Две бабушки, которые держат точку продажи гюзлеме, наверное, ошалели от таких туристов. Нас очень вкусно накормили, напоили чаем, и долго что-то говорили)))
Дороги в Турции хорошие, поэтому мы просто ехали под палящим солнцем. К вечеру прибыли в очередой кемпинг. Он оказался немного не таким, более простеньким, но тоже интересным.
Места в кемпинге было полно, мы поставили свой караван тоже к Кнаусу, по немецкому. Решили, что тут мы на пару деньков останемся.
День 20.
Мы стояли в HIPO кемпинге. Кемпинг находится не доезжая до г. Измир. Кемпинг занимает приличную полянку, ощущение, что там должен быть отель, но по каким-то причинам он не построился и полянку занял кемпинг. Место хорошее — есть пальмы, сосны, много пространства. В кемпинге стоят прицепы и палатки. Все это сдается. Люди тоже приезжают — кто с чем. Некоторые, видно, живут там месяцами.
Море волнистое, но есть обзор и горизонт. Это не бухта, а прям мооооре. Пляж — вперемешку песок и камушки, а заход в море крутоват.
В кемпинге есть все — душ, туалет, кухня, лежаки на пляже, электричество, вода. Рядом — пешком пройти — есть городок или поселок. Там и кафе и магазины.
Мы съездили по соседним поселочкам, посетили магазинчики и наслаждались погодой и Эгейским морем.
День 21.
Утром пошли на море, а оно разволновалось. Было решено съездить на почту, а потом в г. Кушадасы. Почта находится в городочке (или поселке) Оздере. Это в 7 км от кемпинга. В городочке есть много магазинчиков, мы думали купить немного вещей, а выяснилось, что цены там в евро! Ладно, посмотрели магазинчики, пошли на почту (Ptt). Почта работает с 8 до 17 часов, с перерывом на обед. Пришли, там никто не говорит и не понимает по-английски, на пальцах объяснили, что нам надо. Как-то парень нас понял, попросил документы на машину, стал вбивать данные. Мы не стали объяснять ему, что мы с караваном и надо ли на караван наклейку.
За наклейку (и видимо за тот путь, который мы уже проехали) с нас взяли 57лир.
Потом мы поехали в Кушадасы. По пути заехали на дикий пляж. На пляж можно съехать даже с караваном. Не знаю, платный он или нет, мы были после обеда, но видно, что за пляжем ухаживают — есть урны, песок утрамбован. На пляже стояли 3 каравана. Люди купались, но море было сильно волнистым, и море там мелкое — идти до «по пояс» минут 5. И очень сильный ветер.
Кушадасы — красивый городочек, курортный. Погуляли на набережной, поели в кафе и помчались домой по красивым горным дорогам.
День 22.
Утром мы выехали из кемпинга (в нем, кстати, нам тоже дали скидку 10% по карте!) под г. Измир и направились в г. Ялова, что не доезжая до Стамбула. Часть пути был по горам, дорога петляла, были и крутые подъемы, и долгие спуски. В одном месте ехали среди гор, пострадавших после пожара. Не удалось все заснять, но пейзаж был марсианским: лысые горы с черными стволами.
На одной из заправок супругу впечатлил туалет))) Здесь туалеты такие — загляденье, можно вылизывать языком.
Очень много фур с помидорами нам встретилось по пути. Причем они везут помидоры, прямо не покрывая, навалом.
Было много платных участков. Мы уже запутались, платные они или нет, есть какие-то въезды в них и выезды, мы просто ехали, и шлагбаум нам открывался сам, поскольку карточка на стекле есть.
Навигаторы «тупили»: то один не знает путь, то другой. Оба упрямо везли нас среди городов, поэтому мы словили пробки и заторы.
К вечеру мы достигли г. Ялова. Тот кемпинг, что мы выбрали, был немного в стороне от города. Оба навигатора везли нас через город. Пришлось послушаться. Ялова — это город с паромной переправой. На самой центральной улице столпотворение машин, так как многие едут к парому, и среди этой кутерьмы — мы с широченным прицепом. Конечно, мы пробрались по этой каше и даже никого не задели, но это было сложновато. И вот, вроде как мы уже выезжаем из города, и едем по шоссе, как Гугл-навигатор говорит, что впереди дорога перекрыта и надо ехать в объезд. Опять слушаемся, и тут началось: нас свернуло просто в горы, где дорогу проложили «вчера». До кемпинга 12 км. Дорога достаточно узкая, идет среди сел, огородов, круто вверх, еще круче вниз. По пути попадаются встречные машины, автобусы, которые ныряли в заборы, канавы, чтобы нас пропустить на такой дороге. И все это еще в кромешной тьме (фары, конечно, светили). Супруга держалась зубами за все что можно.
Вывез нас навигатор на задворки строящегося здания, а потом на набережную маленького поселка. Проехав немного, мы решили поискать кемпинг пешком. Нашли. Это оказался чей-то огород, в котором стояли палатки, а сзади было местечко ровно для 1 каравана. Посмотрев на этот «кемпинг», мы с супругой ошалели — столько проехать и на тебе. С одной стороны, можно было встать дикарем, но уж место было странное.
Турки, увидев двух иностранцев, не говорящих по-турецки, тут же метнулись и нашли парня, который знал несколько слов по-английски. Парень на пальцах объяснил, что даст свет и место тут ровное и хорошее и стоить это будет 50 лир. Решили с супругой в ночи не рисковать и не искать новых приключений, поэтому согласились.
Заезд, конечно, на этот огород был, и мы туда нормально заехали. И эти люди нашли нам свет, правда, ночью его выключили, но все это уже было неважно, так после дороги хотелось очень есть и спать.
День 23.
Проснулись в «огороде», поели, сходили на пляж, поняли, что тут оставаться бессмысленно. Мы ехали в кемпинг, который был обозначен на Гугл-картах именно как кемпинг. Зная, что там такое будет, конечно, не поехали бы. Остаться тут можно, только если в палатках.
Собрались и рванули в Самсун. Супруга держалась зубами за потолок, когда мы опять проезжали горный серпантин. Днем, конечно, все не так страшно, как ночью, но все равно.
Дорога до Самсуна идет ровная. Через пролив турки построили вантовый мост, чтобы можно было быстрее добираться от Измира до Стамбула. Нам тоже посоветовали проехаться по этому мосту и переехать на «ту» сторону пролива и ехать «там».
Кто бы сказал, что мост платный. Перед мостом начинается широченный автобан, вроде как он платный. Потом мы въезжаем на мост, который платный тоже! Сначала нам высветился тариф 157 лир!!! Но потом дама высунулась из будки оплаты и что-то пересчитала — вышло 87 лир. Мост Османа Гази — прекрасное зрелище! Стоит, конечно, проехать и посмотреть.
Далее дорога до Самсуна. Это широченная, прекрасная дорога, немного скучноватая, но по ней можно ехать с закрытыми глазами))), настолько она ровная.
Когда мы ехали, по пути полиция перекрыла шоссе, но не так как в РФ, а просто машина полиции ехала перед потоком со скоростью 40км/ч и не давала себя обгонять. Так мы ехали минут 30. Потом полиция что-то прокричала и пропустила поток.
Ночевали мы на заправке. Заправка с огромной площадкой, рестораном и магазином. Нашли даже подключение к электричеству, в беседочках для отдыха были розетки. Когда мы приехали, стоянка была почти полупустой, но к ночи постепенно все заполнилось.
День 24.
Утром проснулись, а вокруг «вся Турция»)) — стоянка забита машинами, а на всех полянках (и около автодома) завтракают турки. Сказать, что мы были в шоке, ничего не сказать. Поели сами, стали выезжать, а турки машины не отгоняют. Ходят вокруг, чет нам показывают, ничего не понятно. Потом отогнали 2 машины, мы еле выползли.
Дорога до Самсуна отличная. Как, впрочем, и все дороги в Турции. Опять были подъемы, спуски и крутые повороты. По пути нам попалась машина с регионом 47. Мы были очень рады, что не одни мы тут катаемся.
Мы нашли кемпинг заранее, но уже опасались, что получится как в г. Ялова Когда въехали в г. Самсун, увидели что весь город в олимпийской символике. Оказалось, там проходят XXIII летние Сурдлимпийские игры. И было еще приятнее прочитать, что наша сборная стала победителем! Мы приехали 30 июля — как раз на закрытие, весь город украшен, стоят фигуры спортсменов, по городу стоят волонтеры, которые помогают ориентироваться.
Видимо, к олимпиаде в г. Самсун прошли серьезные перестройки, потому как навигаторы не знали тех автострад, которые появились в этом году. Пришлось немного поплутать, чтобы понять, как проехать к кемпингу.
Кемпинг находится у берега моря, рядом с ж/д и автострадой. Мы нашли подъезд и, довольные, заехали. Кемпинг очень маленький — прям мини, всего лишь на 25 караван-мест. Он был забит, часть его занимали те, кто приехал к олимпиаде. Но нам нашлось местечко, рядом с ребятами, которые участвуют в Монгол-ралли.
В кемпинге обучают кайт-серфингу. Море вроде бы есть, но купаться в нем нельзя. Пляж — 5 минут ехать на машине. Поскольку море было волнистым, мы просто отдыхали. Стоимость 30 лир. Это самый дешевый кемпинг из всех за нашу поездку!
Немного про Монгол-ралли. Я не буду переписывать гугл, кто очень хочет — почитает. Скажу кратко: Это эпическая благотворительная гонка длиною 16000 км в среднем, которая стартует из сердца Англии и традиционно завершается в столице Монголии Улан-Баторе. В заезде принимают участие легковые машины с объемом двигателя до 1200 куб. см и мотоциклы до 125 куб. см.
В прошлом году, мы встретили несколько таких машинок в г. Трабзон. На одной был адрес фэйсбука, и мы читали, где они и как они едут. Было очень интересно. В этом году вышло так же. Удалось пообщаться с ребятам из Англии, которые едут в 3ем на дайхатцу. Ребята очень позитивные, много нас расспрашивали про РФ, про погоду и что посмотреть в Москве. Мы взяли у них адрес странички и следим за их передвижениями.
День 25.
Провели весь день в г. Самсун. Проводили половину кемпинга «домой». Ребята с Монгол-ралли стартовали утром, за ними потянулись те, кто, видимо, приезжал на Олимпиаду.
Поскольку было ветрено, мы решили покататься по г. Самсун, сходили с детьми в музей Бандирма, и на самокатах доехали до городского парка.
В парке вечером очень много турков: кто-то бегает, кто-то ест с семьей, кто-то рыбу ловит. Почему-то в Самсуне не популярны велосипеды и скутеры. Такой огромный парк, а никто почти не катается.
День 26.
Утро встретило нас небольшим дождем. Правда, через час опять +30, мы собрались и направились в сторону Грузии. Проехать предстояло 500 км.
Дорога от Самсуна до границы превосходная — широченный автобан. Единственное, что надоело — это шумовые полосы на асфальте (такие полоски поперек). В некоторых частях их очень много, и стоит сильный шум, когда по ним проезжаешь.
В одном месте мы увидели «дикий» кемпинг около г. Терме. Прямо на берегу моря видны были караваны и палатки.
Дальше по пути нам попался милый красный микроавтобус, наверное, переделанный под караван. В нем сидел мужчина, который нам радостно посигналил, а потом мы решили остановиться. Была отличная беседа. Дядя (вернее дед) оказался из Нидерландов. Он планирует посетить Грузию, Азербайджан, Иран и еще несколько стран. Мы ему рассказали про кемпинг в Кобулети, он тщательно записал координаты и вообще был рад знакомству. Сказал, что домой только в октябре приедет.
Еще немного проехав, я стал искать, где можно бы было поменять масло в машине. Немного поколесив, мы таки нашли «гараж», где нам эту процедуру выполнили за 50 лир масло, и фильтры у меня были с собой. Правда процедуру механик выполнил сильно тщательно — все продул, промыл, протер.
К 9 вечера мы приблизились к границе с Грузией. Очень надеялись, что народу будет мало... аха. В прошлом году мы проходили границу днем. Приехали утром, и простояли 8 часов, на жаре, без каравана!!!
В этот раз мы решили приехать попозже, ближе к ночи... и наткнулись на почти такую же (если не длиннее) очередь. Супруга успела ужин приготовить и нас накормить, пока мы «стояли». В этот раз мы двигались, но мега-медленно. Уже почти перед границей наш караван сильно зажали между горой и автобусом. Думали, сейчас караваном гору точно «снесем», но автобус подвинулся и мы протиснулись.
Турецкая сторона работает очень медленно. Сам прицеп они особо не смотрели, так, заглянули и бегло оглядели. При проходе грузинской стороны супруга уговорила таможню не выгонять спящих детей из машины, те согласились. Прицеп тоже особо не глядели, дольше проверяли паспорта и номера машины и каравана.
В итоге вышло, что мы прошли границу в час ночи. Это по турецкому времени. А в Грузии уже было 2. Поэтому наши планы доехать до Кобулети рухнули.
Мы читали про хорошую набережную около Гонио, туда и рванули. Найти набережную не сложно — проезжаешь крепость в Гонио и сворачиваешь налево (это, если из Турции ехать). Перед набережной огромное поле. В темноте не особо ясно, ровное оно или нет. Поэтому мы прилунились наощупь и легли спать.
Дни 27-28.
Утром проснулись в поле среди стада коров, одна нас разбудила, попытавшись поесть наш фаркоп. Но пастух стадо отогнал.
Поскольку погода была не слишком жаркой, то искупался только я. Набережная в п. Гонио достаточно широкая, но пустая и заброшенная. Для кого она там, мы так и не поняли. Народу нет, ходят только местные мимо на пляж. Пляж — галька. Сход в море крутой — зашел и сразу «обрыв». Пляж широкий, чистый, но безлюдный.
Мы сходили в крепость Гонио — так как набережная прямо напротив крепости. Крепость маааленькая, но в ней ведутся раскопки. Вход не дорогой.
Потом собрались и поехали в Кобулети. Хозяин кемпинга встретил нас радушно, поблагодарил за видео (оказалось, он тоже наш канал поглядывает)))
В кемпинге есть палаточники, и был 1 караван.
Мы покупались, погуляли, заночевали и утром рано поехали до границы с РФ.
Дорога по Грузии широкая и хорошая. На автобане я почувствовал, что прицеп качнуло. Поглядели по зеркалам, увидели, что 1 машина тормозит. Мы тоже остановились. Оказалось, грузин задел наш прицеп. У двери осталась царапина, а у него снесено зеркало и потерт бок. Достал запись регистратора и показал дяде — видно, что мы едем, никуда не сворачивая, не перестраиваясь. А он утверждал, что мы виноваты. В итоге объяснили ему — мол, вызывай полицию, что думать. Грузин сник, стал мямлить, что возьмут штраф и с него и с нас. Потом прыгнул в машину и уехал. Неприятно, конечно, но особо сильно никто не пострадал, хорошо есть камера задняя, и регик пишет.
При подъезде к границе дорога круто уходит вверх. Появляется серпантин и сильный уклон (еще бы, подняться надо на 2000 м). Это, конечно, не турецкие дороги — узковато, но ехать можно. Машина опять грелась, но не так сильно, старалась.
К 8 часам мы добрались до границы. Опять проползали смытый участок дороги, правда при дневном свете он оказался не таким уж и «плохим», ехать пришлось сильно медленно.
Грузинскую часть таможни прошли быстро. Особо нас не досматривали — оглядели прицеп, посмотрели машину. Дети и супруга шли пешком. Народу в РФ едет мало, одни московские номера, а внутри «коренные москвичи».
А вот перед российской стороной мы встали мертво. Стало темно, рядом ревет Терек, а мы просто стоим. За время простоя мы успели поесть и посмотреть кино.
Когда подъехали к таможне, то оказалось, что коридоры въезда разные по ширине. И нас сначала в один отправили, а он шириной 2,2 — мало, пришлось переезжать на другой. Перед нами попались «коренные москвичи» — 2 мужчины и ребенок — их машину выпотрошили до основания. Проверили все сумки, пакеты, сиденья подняли, багажник разобрали — вокруг их машины собралось человек 7 таможенников, минут 30-40 их досматривали. Потом наша очередь, мы думали: всё, ночуем тут.
Милая дама проверила наши документы, а потом вежливо попросила — можно она пойдет внутрь и поглядит наш прицеп Конечно, мы ей разрешили И вот «толпа» таможенников — человек 6-7 — зашла в наш прицеп, задали мне кучу вопросов, где был, что видел, как в нем, как машина, сколько стоит и т.д. и т.п., правда, при этом ничего открывать не стали, видимо, мой рассказ их сильно впечатлил, только спросили — не везу ли я часом никого в шкафу))
На вопрос, мы что одни такие тут едем, сказали, что ездят в основном кемпера, а вот прицепы редко бывают.
И только после всего этого мы въехали в РФ.
Правда, в видео мы посчитали с супругой не верно. Вышло,, что по российскому времени мы приехали к границе в 6:33, а прошли всю границу в 11:20. Вышло что мы стояли совсем не 3 часа, а еще эта смена часовых поясов...
В Грузию, т.е. навстречу, был огромный поток туристов. Очень длинная очередь.
Далее мы решили заночевать во Владикавказе, но вышло совсем не так, как мы хотели.
День 29.
Заночевать нам пришлось аж в 100 км от границы с Грузией. Сначала мы хотели переночевать в г. Владикавказ. Но, видимо, в нем был объявлен «план-перехват», так как по всему городу сновали полицейские машины, ревели сирены, да и не было такой вот уютной стояночки. Поэтому город мы проехали, и нам подсказали про стоянку для фур. Но, к сожалению, заехать на нее мы не смогли, так как она состояла из камней и караван просто бы растрясся.
Пришлось ехать дальше. Все АЗС, которые попадались на пути, были жутко маленькие, и встать с караваном было нереально. Одну большую АЗС нашли, причем на «другой» стороне, решили на ней встать. Пока крутились, на нее приехал еще караван. Состоялась очень интересная беседа. Глубоко ночью 2 каравана стоят и болтают на АЗС. Ребята из Мск, прицеп взят в аренду, ехали в Грузию в горы. Мы им подарили грузинскую симку, чему они были очень рады.
На этой АЗС нам поспать не удалось, так как везде были надписи «Стоянка не более 5 минут», вот вам и приветливая Россия.
Опять едем, настроение уже 0, глубокая ночь, но супруга увидела АГЗС, а около нее небольшую полянку. Туда и прилунились.
Утром встали и рванули в сторону Ростова. Конечно, нас проверяли на ФКПП (между республиками), но больше расспрашивали про прицеп, чем его смотрели. Пока ехали, встретили еще караван. Долго ехали в паре , вернее они ехали побыстрее. Но потом остановились, и опять состоялась приятная беседа. Ребята только начали свое путешествие, сначала они поехали в горы, а теперь ехали в Анапу. Друг другу рассказывали, показывали прицепы, мы зарядились позитивом.
В этот день мы доехали до Транспарка и около него заночевали за 100 руб. Причем нас поставили аккурат около фуры-камневоза, заверив, что он никуда не поедет, так как мы ему просто выезд перекрыли. Каково же было наше удивление, когда утром мы этот камневоз не обнаружили — испарился, наверное.
День 30.
Утром проснулись на стоянке Транспарка, поели и стали двигаться дальше. Пробки после Ростова-на-Дону были небольшие в сторону Москвы,а вот в сторону моря — огромные! В рацию кто-то говорил, что в Лосево пробка достигла 12 км.
Сначала погода была жаркой, а ближе к Москве становилось «холоднее». Мы ехали, ехали и к вечеру приняли решение доехать до дома, а не ночевать под Москвой. Навигатор писал, что в 2:20 мы будем дома. Так и произошло.
Наше путешествие окончилось. Мы проехали 10 тыс. км, потратили 1,5 тонны дизеля, набрались впечатлений — в общем, отлично отдохнули!