Автопутешествие: Ставрополь — Анталия (Турция). Путевые заметки

14.11.2017 | 19466 просмотров

Маршрут: Ставрополь — Владикавказ — Кабулетти (Грузия) —Трабзон (Турция) — Кападокия — Анталия — Кемер — Анталия — Самсун — Трабзон — Кабулетти —Ставрополь.

Протяженность маршрута: 5000 км.

Транспорт: Рено Логан, Нисан Х-Трейл.

Участники. Экипаж Логана: Юрик — кардиолог, 53 года; жена Юрика — Наташа, бухгалтер-экономист — женщина без возраста.

Экипаж Х-Трейла: водитель — Виталий, 71 год, работающий пенсионер-педиатр; Люба — супруга Виталия, 63 года, пенсионерка-домохозяйка. Друг семьи — Сергей, 62 года, полупрофессиональный путешественник; дочь Анна, 27 лет (актриса).

Опыт путешествий: Грузия (2 раза), Турция (до Трабзона), Санкт-Петербург (многократно), Карелия (3 раза), Соловки.

План путешествия, идея. Идея путешествия — Наташа. Разработка плана, логистика — Юрик.

Что хотели: посмотреть Центральную Турцию, Кападокию, побережье Средиземного моря в районе Кемера, отдохнуть диким способом (побомжевать) в Анталии.

Выбор времени путешествия. Запланированные выезд — 15 сентября 2017 года. Возвращение домой — 1 октября 2017 года. Мотив — по статистике в это время года спадает жара, но остается тёплым море. Реально: жара не спала, море было более чем теплое. Сложности: заблаговременная координация времени отпусков и согласование производственных вопросов (реально более чем за полгода).

Оборудование, снаряжение, документы: кемпинговое снаряжение, газовые примуса (4 и 1,5 литра), снаряжение для подводного плавания и подводной охоты, 3 рации, телефоны (с зарубежным пакетом), индивидуальные медицинские страховки, страховки автомобилей, водительские документы, фотоаппаратура, аптечка. Примечание: страховку автомобилей более выгодно сделать в России (дешевле в 2,5 раза). Что не понадобилось: пляжный зонтик, сковорода.

Выезд из Ставрополя в 13:30. Машина получилась несколько перегруженной….

15.09.17. Выезжаем порознь. Юрик и Наташа в день выезда работают. План: заночевать за Владикавказом. Место ночевки выбрано еще в мае во время замечательного майского путешествия в Грузию (винный тур!). Договариваемся о маркировке съезда с трассы и времени включения рации. Все! Поехали. До Владикавказа доехали за 5,5 часа. Все места скрытых фотоловушек — известны. Этап прошел спокойно. Полиция не беспокоила. Место стоянки нашли быстро, обозначились (оранжевая лента). Начали ждать. Через 2 часа начали беспокоиться и включать рацию. Быстро поняли, что с рацией что-то не то. Выставили 2 поста на дороге. Наконец, мимо нас пролетает наш Логан. Встретились. Оборудовать нормальную ночевку не стали (темно). Поужинали (чем бог послал). Я с Сергеем решили ночевать в его малой палатке. Люба — в машине. Юрик и Наташа установили палатку. Встали на рассвете (ранний выезд — наш девиз!! и кредо Юрика). Не завтракали. Через 30 минут подъехали к Верхнему Ларсу. Таких «ранних» как мы оказалось 3-4 десятка только легковых автомобилей. Стали в очередь. Долго (около часа) беспричинно стояли. Границу (без происшествий) прошли за 1,5 часа. Завтрак в Степанцинде (в роще, на берегу чистого ручья). Военно-Грузинскую дорогу (нам хорошо знакома) проходим в запланированном темпе, без приключений. С нетерпением ждем запланированной остановки в магазине при винзаводе. Прибыли… Цены на вино приятные — 4,5 -5,0 лари за литр (1 лари — 25 руб.). Распробовать вино не удалось (руль). Решили взять разные сорта (итого 17 литров на экипаж Х-трейла) и 15 литров на Логан.

Поехали. Обед в горах в открытом кафе (хозяин любезно разрешил пользоваться помещением). Душевно пообщались с грузинами. Ностальгия — страшная вещь. К вечеру согласно разработанного плана прибываем к месту ночевки в Кабулетти. Рассмотренное на картах место ночёвки проскакиваем. Быстро находим нужный асфальтированной съезд — и мы на побережье. Решили разбивать лагерь прямо у воды. Поужинали (вино отличное). Запускали воздушные шарики. Улеглись. В 12 часов шум, сирены — прибыла грузинская полиция. Потребовали выйти из палатки. Вышел Сергей. Полицай спросил — «чья сумка лежит у палатки»? Когда узнал, что сумка наша, успокоился. Попросил сумку спрятать (вдруг кто-нибудь украдет и нам не нужны такие неприятности). Пожелали нам спокойной ночи и укатили.

Встали затемно — и к границе. В Батуми заправляемся под завязку (54 руб. за литр). Границы (без приключений) проходили около 2 часов. Вот и Турция! Завтрак устроили в первом же кармане трассы. Потрясла необыкновенная засорённость территории… Расторопный Сергей принес 15 литров чистой воды (пригодилась), и поехали. Долго и придирчиво выбирали место для обмена валюты. Решили менять валюту (нужны доллары) в Трабзоне. Трабзон — ищем (долго) обменник. Понимаем, что сегодня воскресенье (теряем 1 час времени). Поехали дальше. Въехали в горы.

Двухполосная полупустынная дорога, почти хороший асфальт. Горная Турция.

Первый перевал...

Перевал (2000 м). На спуске слегка блукаем. В который раз удивляюсь качеству проработки маршрута. Проезжаем маленький городок. Решаем затариться продуктами. Выход наших дам (шорты, майки, формы) произвел на местных жителей ошеломляющее впечатление. Местные жители сделали по 2-3 круга для того, чтобы рассмотреть подробности (смотреть было на что). В магазине увидели йогурт в расфасовке по 2 и 2,5 кг по очень привлекательной цене (намного дешевле, чем в России). Турецкая колбаса… (турки не умеют её готовить и не понимают толка в колбасе). Обед. Пообедали у источника воды. Йогурт всем очень понравился (покупали ежедневно). Важно! На многих трассах в местах остановок бюветы с хорошей питьевой водой. Вечер. Заправляемся с использованием российской карты Виза за рубли (бензин 90 руб. за литр + конвертация рублей в доллары, а затем в турецкие лиры — не выгодно…).

Едем дальше. Горы. Понимаем, что на запланированную ночевку не попадаем. Ищем варианты. Юрик несколько раз проскакивает (на наш взгляд) возможные варианты. Рация не помогает (уже проехали). Наконец в полной темноте ведущий сворачивает с трассы на асфальтированный съезд. Видим убранное поле, недалеко светятся огни домика. Решили остановиться. Разбили лагерь на краю скошенного поля. Мимо нас проехала легковая машина с местными — что-по пробурчали недовольно по-турецки. Поужинали. Отметили ночевку. Снова подъехала другая машина с местными. Как могли объяснили им, что ночевка вынужденная — кажется, поняли. Мулла (по нашим предположениям) даже спросил не нужны ли нам вода, пища. Турки поулыбались и уехали. Легли спать. Через полчаса подъехали 2 машины (полиция). На чисто турецком языке дали нам 5 минут на сборы. Я попросил 20 минут — поняли, согласились. В пожарном порядке свернули лагерь. Поехали к трассе. У трассы остановились (предположили, что при выезде на трассы нас повторно остановят и предъявят обвинение в употреблении зелья). Остановиться не дали, твердо предложили выезжать на трассу. Выехали, повернув направо. В зеркало увидел, что полиция повернула в обратную сторону. Решили, что засада будет ждать впереди. Через 20 мин нашли подходящий съезд в горы (безлесные). Свернули. Через 500 метров нашли не просматриваемую с трассы площадку — ночуем. Люба и Сергей решили ночевать в машине. Я — на воздухе у машины (благо везли с собой каримат, пригодился), Наташа и Юрик решили спать в палатке. Ночью мимо нас проехали 2 грузовые машины (перепугали Любу). Все — инцидент исчерпан.

Выезд, как всегда, ранний, без завтрака. Через 2 часа движения — смешанный военно-полицейский пост (немного напряглись). Проверяют машины встречного движения. Наши машины турок не заинтересовали. Еще через 1,5 часа подъехали к Кападокии.

Кападокия……

Кападокия — одно из чудес свет — надо смотреть самим. Горели, Герем. Тепло, сухо (за +30 оС). Решили (из-за жары) пересмотреть место запланированной ночёвки (планировали на окраине Кападокии). Принято решение ехать дальше. Центр Турции. Нагорье, температура иногда поднималась до +38 оС. Прямая дорога. Полупустыня. Клонит ко сну. Около заброшенного строения устраиваемся на обед. Проезжающие турки балдеют от картинки (машут руками, сигналят, улыбаются). Обед помог. Восстановился. Подъехали к Коньи (миллионный город), объехали, выехали на трассу. Примечание: качество дорог в Турции весьма и весьма хорошее. Даже в горах нередко 4-полосное движение. Много предупреждающих знаков. Турки (в основном) на знаки внимания не обращают!

Вечереет. Ищем место ночёвки. Решили, что теперь наша очередь искать съезд. Интенсивный радиообмен. Нашли, съехали. Место очень удачное. Наконец, разбиваем полноценный лагерь. Ужин при свете люстры. По трассе (500 м, за деревьями) снуют полицейские машины, наблюдаем картинку спокойно. Утро. Ранний подъем. Практически собрались. Из кустов появляется человек с ружьем. Настроен спокойно. Общаемся жестами. Пастух. Мирно расходимся. Прекрасная дорога на Анталию. Прекрасные виды, отличная дорога!! Анталию проходим медленно (полупробки). За Анталией появляются горы. Кемер. Караоз, Всё, приехали. 2550 км по спидометру из Ставрополя. По Турции 1600 км.

Бухта, в которой не удалось остановиться…

Первая стоянка в Караозе. Обещанная бухта — на месте. Красивая. Но, увы, очень много машин, палаток — негде стать. Ищем место для стоянки. Быстро находим. Из прибитой к дереву таблички, вероятно, следует, что стоянка запрещена (?). Решаем все же становиться. Лагерь разбиваем вечером. Средиземное море!! Очень чистое, очень теплое. Дно, увы, малоинтересное — только песок.

Питьевая вода — 200 м. Утром отправляется по Лекийской тропе к маяку (8 км). Дорога живописная, но довольно сильна замусорена. Встречаем российских туристов — приятная встреча. На обратном пути купаемся. Берег — из вулканических выбросов (очень острые камни). Дежурный сообщил, что в наше отсутствие приезжала полиция — походили, посмотрели (никого нет) — уехали. Поздно вечером подошли туристы из Одессы. Пообщались нормально. Утром собрались и поехали к следующему месту стоянки — Чералы. Поняли, что информация в интернете не соответствует действительности! Дикой стоянки не нашли. Зато нашли предупреждающие о запрете стоянки знаки. Решили лагерь не разбивать. Поехали на черепаховый пляж.

Черепаший пляж, гора Олимп.

Отличное место (во всех отношениях). Сергей обнаружил невидимую с пляжа щель с ярко-фиолетовыми камнями. Очень интересно. Решили переехать на запланированную основную стоянку в бухте Клеопатры.

Въезжаем в поселок Текерова. Ура! Все говорят по-русски. Находим супермаркет. Делаем закупки на несколько дней. Обращаем внимание на высокие цены на местный алкоголь (нас предупреждали о его низком качестве). Бухта Клеопатры!

Бухта Клеопатры.

Дикая стоянка. 2 турецкие машины, палатки. Располагаемся. Место ОЧЕНЬ удачное. Море — великолепное. Берег затенен огромными соснами. Отправляемся к источнику пресной воды. Источник есть, вода — тоже. Но мутная и с болотным запахом. На обед используем привезенные запасы пресной воды (возим все время, часто необоснованно). Разведка местности. Питьевая вода обнаружена рядом, в зоопарке. Никаких проблем с питьевой водой. Обследую бухту. Дно, как обычно, песчаное. Скалы далеко. Плыву. Рыбы мало. Разочарован. Все остальное — прекрасно. Наши подводные охотники рыбки не наловили. Осматриваем окрестности (участок Лекийской тропы).

Чудесные виды, уединённые бухты и т.д.! Подошли туристы из Киева — спокойно и непринужденно пообщались. В один из дней подошла еще одна украинская группа. К нам не подходили (но поняли, что мы россияне). Вечером орали речевки — мы догадались, что увидели живых майданутых.

Виды с Лекийской тропы.

25 сентября из Ст. Петербурга к нам должна была прилететь дочь Аня (актриса). Выехали на трассу встречать. Нет СМС!!! Жена волнуется!! Ждем 2 часа…. Никакой информации. Дочь подъехала ч\з 3 часа. Билайн НЕ ВЫПОЛНИЛ своих обязательств. Оплаченный зарубежный пакет не сработал!

26 сентября. Начинаем собираться в обратную дорогу. Выяснили, что Любу и Аню интересует шопинг в Трабзоне, а Юрика и Наташу интересует Батуми. Совместный путь до турецкой границы признан нецелесообразным. Решено разделиться.

27 сентября рано утром вместе покидаем бухту Клеопатры. Проехать за 1 день 1600 км в нашем случае совершенно нереально (личный рекорд по России 1450 км за день). В хорошем темпе проходим Кемер, Анталию. Движение становиться все плотнее. Втягиваемся в горы. Завтрак. Решаем ехать в свободном стиле. Юрик и Наташа, быстро позавтракав, поехали первыми, мы продолжили неторопливо завтракать. Не доезжая Коньи, соединились с экипажем Логана. Выехали на трассу к Анкаре. Проложили дорогу до Трабзона. Разделились. Нажал на газ. Пустыня. Удивительные «хутора», города — ощущение, что все совершенно новое!! Очень приятные впечатления от архитектуры. Турки умудрились даже спальные районы выстроить более привлекательными, чем в России (обидно!!). Своеобразной красоты пейзажи. Горы. Начинаются леса. Надо искать место для ночевки. Оказывается, мы быстро учимся на своих ошибках! Нужный съезд найден. Дамы осмотрели предлагаемое место и решили, что оно им не подходит по эстетическим соображениям. Едим дальше. Быстро находим новый съезд. Отличное место, но весьма замусоренное. Сергей обещает решить проблему за 5 минут (решил). Температура быстро падает (с +30 0С до +16 0С). Первый раз надеваем куртки. Ужин по установившейся программе. Ночевка. Утро прохладное. До Самсуна км 150. В Самсун не заезжаем. Пасмурно! Температура падает. Завтрак решили отложить. Дождь. Пора есть. Находим заправку с навесом, столиками, стульями. Турки любезно разрешают воспользоваться возможностями заправки. Располагаемся и завтракаем спокойно и не торопясь. Трабзон. По навигатору ищем вещевой рынок. Неудачно. Движение напряженное и беспорядочное. Едем дальше. Узнаем знакомое место (по прошлой поездке в Трабзон). Гостиница. Я с Сергеем идем на прогулку (+ поиски вещевого рынка). Дамы отправились в огромный магазин «Форум» (следует посетить, интересующимся шопингом). Находим рынок. Мы не доехали до рынка 200 м!

29 сентября. Выдвигаемся на шопинг (общее впечатление — ужас!). Работаю носильщиком. 12:00 — конец шопинга!!!! Обедаем в кафе (вкусно, обильно, дешево). Забираем вещи из гостиницы, снова заезжаем в «Форум» (причина — проблемы с девичьей памятью); трасса — на Батуми!!! Граница. Впечатляющая очередь. Поставлен личный рекорд по длительности прохождения турецкой границы — 4,5 часа! Нарушены все планы. Место запланированной дикой стоянки в Кабулетти ночью не найти! Выручает Сергей. Уходит. Появляется через 20 минут. Ночевка обеспечена. Провожающая нас грузинская машина быстро доводит нас до гостиницы (очень понравилось все — цена, кухня, и т. д.). Время за 11 часов вечера. Организуем ужин. Подсаживаются грузины. Нормальное общение. Узнают, что дочь актриса (дальше я ушел спать)…

Утром решили рано не вставать. Позавтракали, собрались, выехали в 7 утра. Навигатор повел нас по другой дороге через горы (понравилось). Цель — найти магазин при винзаводе. Нашли. Затарились. Въехали в ущелье. Около часа искали кафе. Наконец, нашли ресторан. Задача израсходовать оставшиеся 60 лари. Смогли заказать еды на 4 только на 30 лари. Очень вкусно. Всё не съели — хачапури забрали с собой. Поехали. Температура падает. Уже + 20С! Дождь. Мокрый снег, туман. Перевал. Спуск — погода улучшается. Степанцинда - +120С. Граница. Сюрприз! Прошли границу за 15 минут… Это ломает план. Новое решение — не ночевать в горах и ехать домой (еще 400 км). Сергей, Люба несколько раз спрашивают выдержу ли я дорогу? Предлагают свои услуги водителя. Договорились меняться, если устану (так и не поменялись).

22 часа 30 сентября (расчётное время прибытия в Ставрополь по навигатору) — прибыли домой! (на день раньше запланированного срока).

Проблемы с транспортом: в Х-Трейле перегорел предохранитель к прикуривателю.

Цена всего путешествия: 900 долларов на троих (вместе с шопингом и закупками вина).

Общее впечатление — грандиозно и ОФИГЕННО!!, бюджетный алкоголь (отличного качества) хорошо снимает усталость…

Ставрополь, октябрь 2017 г.

Всем привет, Putnik.

НСК
Всегда с затруднениями поначалу читаю пьесы. Особенно английские. Но и русские тоже, так как приходится возвращаться к началу и перечитывать кто такой Юрик и все остальные:)))) а у вас так же?:)) путешествие отличное:)

Прекрасное путешествие, хороший отчёт автору спасибо.

Это про ОСАГО для Грузии и Турции?

С юга России- недалеко,можно и съездить...

В Грузии нет ОСАГО.
AIR-S 3л. 4WD.

Интересное путешествие, но читается тяжело.( из-за большого количества скобок))))).
Мой отзыв: Kia Sorento 2013

Братск, Иркутская область.
Круто!!!!
В Турции и с палатками!!!
Автор, спасибо! На одну цель у меня стало больше!
Фотографий не густо.

Невинномысск
Молодцы. Фоток мало, а так, в принципе пойдет.

Времени у Вас было мало. Мы на одну Каппадокию три дня потратили и нам этого было мало.
Классный отчёт, но стиль "Аптека.Улица. Фонарь" напрягает.

Я тоже работающий пенсионер. Так что немного представляю ваше финансовое положение. Да и врачи сейчас неплохо зарабатывают. Но мой девиз - на тот свет деньги с собой не заберёшь - позволяет мне организовывать путешествие по иному сценарию. Без ночных встреч с полицией под звуки сирены. А полиция в Турции серьёзная. Да и встречи вдали от цивилизации с человеком с ружьём спокойствия не добавляют. К тому же всё это происходит в стране иной культуры и обычаев, в атмосфере непонятного языка. Да ещё мы для турок - иноверцы. А к иноверцам и их женщинам ("шорты, майки, формы") отношение в глубинке Турции может быть непредсказуемое. В 2015 году мы сделали автопутешествие в Турцию, так что я знаю о чём пишу. Ваш маршрут частично совпадает с нашим. Однако наша идея поездки иная. Почитать можно здесь: https://travel.drom.ru/38322/
Это не отдых. ))) Это вы "покатались" 5.000 км.

С дочерью, актрисой, надеюсь все в порядке?